Уроки химии. Вводный урок по химии Тематические стенгазеты, карточки с формулами

Урок химии в 8 классе

(вводный урок презентация)

Знакомьтесь: Химия!

Учитель химии

Загирова Ирина Николаевна

2014 год

Урок №1

(Вводный урок – презентация)

«Химия имеет неотразимую привлекательность

благодаря огромной, безграничной власти, которую

она дарует тем, кто её познаёт.»

У. Коллинз

Тема: «Знакомьтесь: Химия!»

Цель:

Развивать познавательный интерес у учащихся 8-го класса к предмету химии .

Задачи:

    познакомить учащихся с историей развития химии, дать первые представления об этой науке;

    актуализировать знания учащихся о веществах, начать формировать представления о свойствах веществ и их превращениях;

    развивать аналитические способности учащихся.

Оборудование.

Тематические стенгазеты, карточки с формулами

веществ и химических реакций, химические стаканы,

плоскодонные колбы, кувшин из тёмного стекла, спички,

сухое горючее, демонстрационный столик, тигельные

щипцы, носовой платок, фарфоровый тигель, коллекции металлов и пластмасс.

Вещества.

Свежеприготовленные растворы иодида калия и ацетата свинца,

фенолфталеин, кальцинированная сода, гидросульфат натрия,

этанол, таблетки норсульфазола, дихромат аммония.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет памятью. Недаром ее называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.

Каждый из вас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: зажигает спички и газ, готовит пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

Сегодня ваше первое знакомство с этой удивительной наукой. А презентацию проведут ученики 9-го класса. Они расскажут вам об истории развития науки химии, покажут много интересных опытов, а в конце урока, ответив на вопросы викторины, вы сможете приобрести входные билеты в экспресс, который помчит вас по широким просторам планеты Химия – 8.

II . Изучение нового материала. Демонстрация опытов.
Первый ведущий

В 8-м классе вы начинаете изучать новый для вас предмет химию - науку о веществах и их превращениях. Все вещества окружающие нас, состоят из химических элементов, которых сейчас насчитывается более 110. Соединяясь, атомы разных элементов, образуют более двадцати миллионов веществ.

Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так, наши далёкие предки, ценили необычайную твёрдость кремния и использовали его для изготовления оружия и орудий труда. Некоторые вещества вы уже знаете: железо, алюминий, вода, мел, сахар, кислород, углекислый газ, пластмассы и другие (демонстрация коллекций металлов, пластмасс). Не только вещества на Земле, но и вся Вселенная состоит из одних и тех же элементов, которые учёные открыли один за другим на нашей планете.

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах. А сегодня мы хотим кратко познакомить вас с историей развития химии.

Учащиеся

Как правило, большинство историков химии выделяют следующие основные этапы её развития:

1. Предалхимический период: до III в. н.э.

В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга. Происхождение свойств вещества рассматривала античная натурфилософия, практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии.

2. Алхимический период: III – XVII вв.

Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода – александрийскую (греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию. Алхимический период – это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. В этом периоде происходило зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория, основанная на античных философских представлениях об элементах, была тесно связана с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим "златоделием" алхимический период примечателен также и созданием уникальной системы мистической философии.

3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.

В период становления химии как науки произошла её полная рационализация. Химия освободилась от натурфилософских и алхимических взглядов на элементы как на носители определённых качеств. Наряду с расширением практических знаний о веществе начал вырабатываться единый взгляд на химические процессы и в полной мере использоваться экспериментальный метод. Завершившая этот период химическая революция окончательно придала химии вид самостоятельной (хотя и тесно связанной с другими отраслями естествознания) науки, занимающейся экспериментальным изучением состава тел.

4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг.

Период количественных законов, ознаменовавшийся открытием главных количественных закономерностей химии – стехиометрических законов, и формированием атомно-молекулярной теории, окончательно завершил превращение химии в точную науку, основанную не только на наблюдении, но и на измерении.

5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.

Период классической химии характеризуется стремительным развитием науки: были созданы периодическая система элементов, теория валентности и химического строения молекул, стереохимия, химическая термодинамика и химическая кинетика; блестящих успехов достигли прикладная неорганическая химия и органический синтез. В связи с ростом объёма знаний о веществе и его свойствах началась дифференциация химии – выделение её отдельных ветвей, приобретающих черты самостоятельных наук.

6. Современный период: с начала XX века по настоящее время.

В начале ХХ века произошла революция в физике: на смену системе знаний о материи, основанной на механике Ньютона, пришли квантовая теория и теория относительности. Установление делимости атома и создание квантовой механики вложили новое содержание в основные понятия химии. Успехи физики в начале XX века позволили понять причины периодичности свойств элементов и их соединений, объяснить природу валентных сил и создать теории химической связи между атомами. Появление принципиально новых физических методов исследования предоставило химикам невиданные ранее возможности для изучения состава, структуры и реакционной способности вещества. Всё это в совокупности обусловило в числе прочих достижений и блестящие успехи биологической химии второй половины XX века – установление строения белков и ДНК, познание механизмов функционирования клеток живого организма.

Второй ведущий

Химия зародилась в Египте. Название « химия » происходит от слова хеми, или хума (чёрный), которым древние египтяне называли свою страну. Таким образом, слово «химия» означает египетское искусство, которое имело дело с разными минералами и металлами. Химия считалась божественной наукой, находилась в руках жрецов и скрывалась от непосвящённых. Арабы прибавили к слову «химия» характерную для арабского языка приставку «ал». Появился термин «алхимия» и «алхимик». Сейчас алхимией называется период развития химии с IV по XVI вв. н.э.

Исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня» якобы способного превращать любой металл в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они для них получали золото. Посмотрите, как работали алхимики.

Алхимик

- Я покажу вам опыт «Превращение воды в золото.

В одном химическом стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом – раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в химический стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-жёлтого цвета (показ карточки с химической реакцией).

2 KI + Pb (CH 3 COO ) 2 = PbI 2 + 2 KCH 3 COO

На последующих уроках мы узнаем, что обозначают такие записи уравнений химических реакций.

Третий ведущий

Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото. Алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах. Но науку запретить нельзя. Учёные отбросили от слова «алхимия» приставку «ал» и получилось новое название - химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения.

Сегодня продукты химического производства занимают главенствующее положение в нашей повседневной жизни. Химические исследования проводятся в лабораториях НИИ, на заводах, фабриках и т.д. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория.

Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

Первый лаборант

- Я покажу вам опыт «Превращение воды в малиновый сироп».

Для проведения опыта используют четыре химических стакана и кувшин из тёмного стекла. В первом химическом стакане находится фенолфталеин, во втором - карбонат натрия, в четвёртом – гидросульфат натрия, в кувшине – вода. Третий стакан ничего не содержит.

В кувшине из тёмного стекла находится обыкновенная вода, нальём её в четыре стакана. Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельём обратно в кувшин, последний стакан оставим в качестве контрольного. Нальём опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал ярко-малиновым, как сироп! Выльем «сироп» в кувшин, разбавим «водичкой» из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, «сироп» опять превратился в воду.

Кажется, это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом – раствор с щелочной средой. При их смешивание образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного раствора с кислотной средой. Кислота нейтрализовала щёлочь, и раствор обесцветился.

Назовите химические вещества, которые использовались при проведении этого опыта.

Второй лаборант

- Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается из кокона Чужой или просто Змей Горыныч.

(Звучит музыка, демонстрируется опыт «Фараоновы змеи»)

Описание опыта

Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставку. Сверху на горючее положить три таблетки норсульфазола. Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих «змей». После окончания опыта огонь погасить, закрыв пластмассовой крышкой.

Первый лаборант

- Платок носовой теперь в руки возьму, сначала водой ключевой намочу и пламенем спички его подожгу.

(Демонстрируется опыт «Несгораемый платок»)

Описание опыта

Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его и хорошо пропитайте спиртом. Захватите платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет – создаётся впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остаётся невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.

C 2 H 5 OH + 3 O 2 = 2 CO 2 + 3 H 2 O

Назовите вещество, которое поддерживает процессы горения и дыхания. Что вы знаете о свойствах этого вещества?

Второй лаборант

- В заключение нашей встречи я покажу опыт, который называется «Вулкан». Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.

(Звучит музыка, демонстрируется опыт.)

Описание опыта

В горло конической колбы вставьте тигелёк или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(III ). В тигелёк насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается вулкан горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома(III ). Если погасить свет, создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы (показ карточки с химической реакцией).

(NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4 H 2 O

(Оксид хрома(III ) соберите и сохраните для других опытов).

Учитель

Вот сколько интересных химических превращений вам пришлось наблюдать сегодня на уроке.

О химической реакции можно судить по её признакам – изменению цвета веществ, появлению запаха, выпадению осадка, выделению света и тепла, образованию газообразного вещества.

- Какие признаки химических реакций вы можете назвать в продемонстрированных опытах?

III . Викторина для учащихся
Учитель

- Ну, что, ребята, покорила вас своими чудесами химия? А теперь и вы постарайтесь ответить на вопросы викторины, которые будут являться как бы входными билетами для вас в удивительный мир веществ и превращений.

Вопросы викторины

    Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)

    В воде не тонет, в огне не горит, существует только при температуре ниже ноля градусов. (Лёд)

    Назовите жидкий при комнатной температуре металл. (Ртуть)

    Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его назвать вам могут дети

Ведь он зовётся – …. Кислород

5) Живу известный в мире, В тринадцатой квартире. Я мягкий, лёгкий, ковкий, Сверкаю в упаковке. (Алюминий )

6) Газ этот образуется при грозовых разрядах. Есть он в бору сосновом, где дышится легко.

И привкуса в воде совсем не оставляет, За то дезинфицирует её он хорошо. (Озон )

Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

Какие химические вещества вы можете теперь назвать?

IV . Подведение итогов урока
Учитель:

Мои помощники доказали вам, что химия – интереснейшая наука? Что вам помогло убедиться в этом? Какие опыты вы сможете повторить в домашних условиях, чтобы удивить своих близких? Но не забывайте о технике безопасности.

Но химия - одна из сложных наук, входящих в раздел естествознания. Миллионы веществ, а, значит, и миллионы химических формул, химических реакций, множество законов и закономерностей. И вам предстоит изучать эти законы, законы химии, законы мирозданья. Каждый, кто посвятит себя этой науке, может внести свой вклад в разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе веществ и материалов.

В течение учебного года, от урока к уроку, мы с вами постепенно будем покорять планету – Химия 8, которой сможем завладеть только с помощью своих знаний.

Желаю вам успехов на этом трудном, но интересном пути! В добрый путь!

V . Домашнее задание

    По учебнику: Предисловие. Введение. Глава 1. §1 Предмет химии. Вещества. Превращение веществ.

Подготовить сообщения (по желанию) по истории химии: «Химические познания древних народов», «Алхимия», «Иатрохимия», «Практическая химия в древней Руси».

Урок разработан для УМК Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Основная цель данного урока - это обобщить и закрепить знания обучающихся о первоначальных химических понятиях; активизация познавательной деятельности и повышение мотивации обучающихся к изучению химии. Развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм учебной деятельности. Урок проводится в форме турнира.

На уроке используются ИКТ, необходимость использования компьютерной презентации продиктована следующими причинами:

  • Организация разных видов деятельности обучающихся.
  • Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
  • Организация самопроверки без затрат времени урока.
  • Позволяет экономично расходовать время урока

Методы: словесные, наглядные, использование ИКТ, проблемно-поисковые.

Цели игры:

  • повторение изученного материала химии для устранения пробелов и для подготовки к плановой контрольной работе;
  • развитие и укрепление интереса к химии, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их культуры;
  • развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении ;
  • воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данная разработка может использоваться при изучении окислительно-восстановительных реакций в 11 классе. Она содержит описание для проведения лабораторной работы, демонстрирующей визуальный эффект превращения соединений хрома и марганца в различных средах.

Также разработка поможет учителю объяснить обучающимся, как изменяются степени окисления хрома и марганца в зависимости от среды раствора и какие соединения этих элементов образуются при разных условиях. Разработка содержит задания для закрепления материала.

Разработка урока по химии в 8 классе.Задачами данного урока являются:
систематизировать смысл названий и состав сложных веществ;
сформировать знания учащихся о составе оснований, валентности гидроксогруппы, физических и химических свойств щелочей, их получении;
развивать умения учащихся сравнивать вещества выделять общие черты в составе и свойствах оснований.
Цели урока:
развитие умений характеризовать состав оснований по формулам и отличать их от других сложных веществ;
отработка правильности составления и записи уравнений химических реакций, в том числе реакции нейтрализации;
формирование навыков аккуратной работы с химическими веществами согласно правилам ТБ. Данный урок создан по УМК автора Е.Е.Минченкова.

Целевая аудитория: для учителя

Данная разработка урока по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома» составлена для УМК Гара Н.Н., учебника Химия-11 (Рудзитис Г.Е.). Урок разработан для учащихся 11 класса. Методическая разработка включает конспект урока химии в 11 классе + презентация.

В презентации представлен иллюстрированный теоретический материал и контрольно-измерительный материал для контроля знаний и умений.

План-конспект урока химии в 10 классе по УМК Габриеляна О.С. с презентацией с активными ссылками на видеоопыты.

Цели урока:

  • изучить химические свойства одноосновных карбоновых кислот на примере уксусной кислоты;
  • вспомнить взаимное влияние атомов в молекулах карбоновых кислот, номенклатуру;
  • развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы; повторить основные правила техники безопасности; отрабатывать навыки обращения с лабораторным оборудованием;
  • воспитывать культуру речи, умение слушать и правильно выражать свои мысли.

Целевая аудитория: для 10 класса

Мысленный эксперимент, как одно из самых необычных заданий в итоговой аттестации учащихся, вызывает существенные затруднения при выполнении. Условия заданий часто включают описание конкретного химического явления, сопровождаемого определенными признаками. Для наиболее полного выполнения заданий данного типа от учащихся требуется наличие знаний химических свойств веществ, их названий, то есть понимание любой химической терминологии и умение выразить происходящие процессы в виде записи уравнений реакций. Для учителя важно в ходе подготовке к данной форме экзамена суметь подвести учащихся к пониманию ключевых слов в описании эксперимента.Подготовке к выполнению заданий данного типа и посвящён данный методический материал.

Целевая аудитория: для 11 класса

Методическая разработка урока на тему "Кислоты" включает в себя презентацию и конспект урока. Урок изучения нового материала по теме, знакомит учащихся с классом неорганических соединений - кислотами, их общей формулой, классификацией, распространением в природе. Так же учащиеся получат возможность познакомиться с основными неорганическими кислотами.

В статье в научно-популярной форме рассказывается об элементе Периодической системы с порядковым номером 47 – серебре. Приводятся сведения и факты, которые будут интересны широкому кругу читателей.
Опубликовано: 24.12.2019

Конференция и конкурсы исследовательских работ как условие формирования внутренней мотивации к деятельности учащихся в условиях современной школы

Организация и проведение конференции и конкурсов исследовательских работ является, с одной стороны, эффективной формой профессионального роста преподавателей (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов). С другой стороны, конференции и конкурсы стимулируют развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников, формируют их коммуникативные умения. Таким образом, введение обучающихся в подобную кон

Опубликовано: 19.12.2019

мастер класс «Развитие умений смыслового чтения на уроках химии»

В работе раскрывается методический подход развития умений смыслового чтения, описываются эффективные приемы, способствующие развитию умений.
Опубликовано: 15.12.2019

Органические кислоты

Разработки классических и нестандартных уроков начальной, средней и старшей школы. Цель: систематизировать знания о номенклатуре, классификации и свойствах органических кислот, их роли в повседневной жизни человека. Задачи: Образовательные: выработать представление о наличие общих химических свойств кислот. Развивающие: развить умения пользоваться лабораторным оборудованием, проводить химический эксперимент, работать со справочной литературой, анализировать данные, выявлять сущность наблюда

Опубликовано: 10.12.2019

Конспект урока по химии на тему:"Алюминий - переходный элемент. Получение, свойства и применение" составлен для общеобразовательного уровня освоения программы. Особенностью урока является нацеленность на формирование у обучающихся надпредметного умения – ассоциативного мышления через составление ментальной карты знаний по теме.
Опубликовано: 07.12.2019

Данная дидактическая разработка может быть использована в качестве проверки усвоенных знаний по теме "Реакции ионного обмена", а также осуществляет дополнительную проверку по теме "Галогены" и решению задач по теме "Массовая доля вещества в растворе". Работа состоит из 12 вариантов, среди которых есть задания для обучающихся со средним уровнем знаний и задания повышенного уровня.

Опубликовано: 07.12.2019

Урок «Силикатная промышленность» разработан для учащихся 9 класса, изучающих химию в гуманитарной гимназии на базовом уровне. Урок ставит задачу воспитания у учащихся осознания ценности науки и творчества, активности и заинтересованности в познании окружающего мира, умения применять полученные знания на практике; умения ориентироваться в мире профессий, понимания учащимися значения профессиональной деятельности человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Групповая работа не урок

Опубликовано: 06.12.2019

Технология модерации как фактор мотивации обучающихся и педагога на уроках химии в контексте ФГОС ООО и СОО

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентированными на развитие УУД, включающих познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, направленные на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, важно развитие каждого ребенка, включении всех обучающихся в образовательный процесс, доступность содержания образования для каждого ребенка, обеспечение разноуровневого обучения. Применение технологии модерации в процессе обучения

Опубликовано: 04.12.2019

Интерактивная метапредметная игра «Крестики-Нолики»

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД), как психологической составляющей фундаментального ядра образования. В предлагаемой игре участвует две команды по 5-7 человек. Команда, выигр

Опубликовано: 29.11.2019

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках химии с применением интерактивных методов

В статье отображается сущность интерактивных технологий, где главным мотивом служит проблемное обучение, которое побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности и созданию на уроке атмосферы сотрудничества и доброжелательности.Изложены критерии метода.
Опубликовано: 29.11.2019

Окислительно-восстановительные реакции

Урок химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции» предназначен для учащихся 8-х классов. На уроке раскрываются основные понятия об окислительно-восстановительных реакциях: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.Рассматривается запись уравнений овр и первоначальное знакомство с методом электронного баланса. Раскрывается многообразие данной группы реакций в окружающем нас мире и их роль.

Опубликовано: 29.11.2019

Внеурочное мероприятие «ЭкоБиоХимик» (web-квест)

Разработка районного конкурса в форме Web- квеста. Данная форма конкурса стала традиционной. Квест создается с помощью сервисов Web 2.0, а также Google- сервисов. Квест позволяет не только, познакомиться с работами учеников из разных населенных пунктов, но и способствует формированию знаний о родном крае в рамках химии, биологии и экологии.
Опубликовано: 28.11.2019

Класс: 10 класс Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления Основная технология: технология проблемного обучения Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе системно-деятельностного подхода. Раздел химии «Углеводороды. Природные источники углеводородов». Тема урока: «Нефть». Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о нефти; Задачи: Образователь

Опубликовано: 28.11.2019

Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии через прием «Черный ящик»

Опубликовано: 27.11.2019

Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии через прием «Черный ящик»

Урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, это в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знании, повышает интерес к предмету. В своей работе я использую активные методы обучения и прием «Черный ящик», уместно вписывается на всех этапах урока. Обучающимся нравится, им интересно выполнять задания направленные на поиск ответа: «Что в черном ящике?», они включены в работу, в ходе которой у них формируе

Разработал учитель МОУ СОШ №1

Тема: Предмет химии. Вещества. Свойства веществ.

Образовательные задачи : Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь с природоведением). Научить определять и описывать свойства некоторых веществ.

Воспитательные задачи . Показать роль химии в научно-техническом прогрессе, ознакомить с успехами в области химии и смежных с нею наук: все, что уже создано и ещё будет создано,-результат деятельности человека, плод его труда, таланта, интеллекта.

Мотивация . Ответ на вопрос:”Зачем нужно изучать химию в школе?”

Оборудование.

1.Коллекции “Нефть”,”Каменный уголь”,”Пластмассы”

2.Альбомы “Страна химия;химия и жизнь;наука, обгоняющая мечту; это интересно” и другие, демонстрирующие значение химии в жизни.

3.Предметы лабораторного оборудования и домашнего обихода, позволяющие показать одинаковые изделия, изготовленные из разных веществ(стаканы из стекла, фарфора, металла, пластмассы и др.),и различные изделия из одного вещества(стеклянные колбы, воронки, пробирки, трубки, холодильник и т. д.).

4.Вещества для проведения опытов (указаны в тексте).

ХОД УРОКА

Со звонком вхожу в класс, представляюсь, внятно. Обращаю внимание учеников на оборудование кабинета химии. В связи с этим говорю о правилах поведения в нём и о том, что нужно иметь при себе на каждом уроке. Записываю на доске:

https://pandia.ru/text/78/193/images/image002_125.gif" width="34" height="36 src="> Ручка Будем трудиться!


К следующему уроку прошу ребят принести две тонкие тетради в клетку (для практических и контрольных работ). Показываю справочную литературу по химии и советую по возможности приобрести книги для чтения по химии. Показываю учебники, по которым можно изучать химию не только в школе, но и при подготовке в ВУЗ и сдаче ЕГЭ.

После решения организационных вопросов приступаю к основной части урока. Предлагаю подумать: почему химию начинают изучать в 8-м классе?

Ребята отвечают, что “это сложная наука”,”требует большого ума”,”вначале надо изучать биологию, физику а затем химию”и т. д.

Подвожу к мысли о том, что ответ можно дать после уяснения главного ЧТО ИЗУЧАЕТ ХИМИЯ , т. е. что является предметом химии?

Записываю тему урока на доске, а ученики - в общей тетради. Вспоминаем, что является предметом изучения ботаники, физики и природоведения. Отмечаем: все изменения, происходящие в природе - это явления природы, например: дождь, опадание осенних листьев, журчание ручья, пение скворца и т. д. Химия вместе с биологией и физикой изучает природу и относится к естественным наукам; она объясняет, что и как происходит в живой и неживой природе.

Возьмите в руки ломоть хлеба, “одно из величайших достижений человеческого ума”, по выражению - этот замечательный продукт, необходимый для продолжения жизни на Земле, вдохните тончайший, ни с чем не сравнимый хлебный аромат. О нём прекрасно сказал болгарский поэт Ахсан Баянов в стихотворении ”Хлеб”:

С детских лет запомнил навсегда:

Хлеб –земля. Хлеб – воздух. Хлеб-вода.

Солнечное в нём живёт светило,

В нём живёт душа родных полей,

Нежность доброй матери моей.

Жизнь - от хлеба и от хлеба – сила.

Хлеб,который сопровождает каждого из нас от первых шагов до последних дней, зарождается на поле.

Бросили в благодатную землю семена. Как и какие процессы происходят в растениях на свету в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды в хлорофилловых зернах и как образуются органические вещества-это изучает наука химия. Рисую зелёный лист на доске (или заранее заготавливаю рисунок цветными мелками) и схематично показываю процесс образования органических веществ в зелёных листьях.

Даю определения науки химия(оно записано на доске):

“ Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях, а также явлениях, сопровождающих эти превращения”

Затем переходим к вопросу о различии понятий “физическое тело” и “вещество”.

Все предметы, которые нас окружают, называют физическими, а то, из чего они состоят, - химическими веществами.

Демонстрирую разные тела, сделанные из одного вещества (материала) – стекла, и, наоборот, показываю стаканы, выполненные из разных веществ (материалов).

Обращаюсь к ученикам, чтобы из следующего перечня объектов они выписали отдельно названия веществ и названия тел (предметов): cахар, ключ, сода, льдина, книги, кнопки, капрон, свеча.

Веществ в природе очень много – более 10 миллионов. В процесс так называемых превращений одни вещества способны переходить (превращаться) в другие.

демонстрирую опыты.


Опыт 1. При киносъёмках, особенно “боевиков”, кровь льется рекой. Чтобы получить “кровавое окрашивание”, используют взаимодействие хлорного железа и роданида калия.

Опыт 2. Получение “малинового сиропа ”

К разбавленному раствору щелочи добавляем бесцветный спиртовой раствор фенолфталеина.

Опыт 3. Природа провела человека (демонстрирую ржавые предметы).

Итак, вещества характеризуются определенными признаками – цвет, запах и т. д.

Даем определения свойствам веществ: свойствами вещества называются признаки, по которым они отличаются друг от друга или сходны между собой.

Работа с учебником (схема 1,с. 5).

О значении такой, казалось бы, малой детали, как кованый гвоздь, поведал в шуточном стихотворении:

Небыло гвоздя – подкова пропала,

Не было подковы - лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит,

Конница разбита, армия бежит.

Враг наступает в город, пленных не щадя,

Потому что в кузнице не было гвоздя!

Одна из задач химии – веществ, их свойств и применения в народном хозяйстве.

Другая задача – получения различных веществ. (Показываю коллекции “Нефть”, “Каменный уголь”, “Пластмассы, “Металлы и сплавы”.)

Необыкновенные успехи прикладной (практической) химии были достигнуты за сравнительно недолгое время, отделяющее нас от эпохи. Разгаданы тайны химического процесса, позволившего природе превратить органические вещества в полезные, для нас сегодня нефть и газ.

По свойствам синтезированные вещества часто превосходят творения природы. Все они получены благодаря таланту и кропотливому труду химиков нескольких поколений. Эти чудо - материалы незаметно и прочно вошли в наш быт.

В начале 1970-х гг. любознательные и вездесущие геологи обнаружили в глухом местечке бескрайних сибирских лесов семью Лыковых, прожившую вдали от городов и сел несколько десятков лет в полной изоляции от цивилизации.

Это старообрядцы. Что же поразило отшельников больше всего среди вещей, принесенных геологами? Прозрачная полиэтиленовая пленка. «Стекло, а мнется» , - восхищенно сказал седобородый глава семьи.

Химики сейчас способны получать вещества с заранее намеченными свойствами; морозостойкие и жаропрочные, твердые и мягкие, жесткие и эластичные, гигроскопичные и влагонепроницаемые и т. д.

Показываю книгу «Мир химии». Обращаю внимание учеников на эпиграф, написанный на доске:

« Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…..»

Останавливаюсь на высказываниях выдающихся людей о химии.

Страстно пропагандировал химию: « Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете. Ее зоркий глаз (взгляд) проникает в огненную массу Солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни….И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество» (М. Горький. « Дети Солнца»).

Зелинский 16 января 1941 г. Обратился к молодежи по радио: « В течение всей моей жизни я увлекался химической наукой, и мое увлечение нисколько не ослабло, а наоборот, еще более углубилось в настоящее время. Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще неразведанных тайн природы. Я уверен, что ни один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что он выберет эту науку в качестве своей специальности. Итак, химия может очень многое, но не все. И не надо винить химию и химиков за то, что полимеры еще не могут полностью заменить металлы, а синтетические ткани – шерстяные, что антибиотики , часто необходимые для спасения человека, могут быть и вредными для здоровья, что пестициды и удобрения для сохранения и увеличения урожая, попадая в воду, губить рыбу.

Винить надо себя. Опасна не химия, а ее незнание. Безмерный, неосмысленный энтузиазм всегда приносит вред. Не химия, а мы сами виноваты в том, что, заставив ее работать на себя, не подумали о возможных последствиях. И все - таки химия приносит людям больше радостей, чем огорчений.

Химия - не целина, но еще и не цветущий сад. В ней, как видите, много работы для тех, кто выберет ее делом своей жизни. Но, входя в ее прекрасный и таинственный мир, не забудьте узнать об ученых, его создававших. Обязательно ознакомьтесь с их жизнью, с их свершениями в химии. Пусть вашими учителями будут, ……

Л и т е р а т у р а

Габриелян. 8 класс. М.: Дрофа, 1997. Мир химии. Детская литература 1988.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то