Основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы. Эффективные приёмы объяснения нового материала Объяснение нового материала по русскому языку

Эффективные приёмы объяснения нового материала.

Введение

Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность ? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы прихо­дится решать каждый раз при подготовке урока.

Слайд 1

Связь с предыдущим – обязательное условие нормального ведения урока – может фактически обеспечиваться на всех этапах.

Непосредственная же подготовка к восприятию нового может производиться на данном уроке во время проверки домашнего задания.

Слайд 2

Объяснение нового учитель ведет по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила. Раскрытие же всякого понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров.

Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Объяснение должно иллюстрироваться яркими примерами.

Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.

Слайд 3

Выбор метода объяснения нового материала – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.

При объяснении нового материала применяют различные методы и приёмы.

Слайд 4

Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением учителя, с работой по учебнику.

Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Учащимся учитель сообщает готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают учителя, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.

Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.

При объяснении нового материала необходимо применять информационные коммуникационные технологии обучения.

На этапе изучения нового материала, формирования новых умений применение информационных технологий может использоваться для повышения эффективности представления учебного материала. Объяснение нового материала с применением информационных технологий может быть организовано в виде проблемной беседы. Для формулирования проблемы, иллюстрации основных положений можно использовать «живую наглядность», фото - и видеофрагменты удаленных или недоступных объектов и явлений.

Помимо электронных учебных пособий , материалов электронных атласов, словарей и энциклопедий, которые можно демонстрировать на этом этапе посредством проекционной аппаратуры, интерес представляют электронные презентации проблемной направленности.

Например, после формулировки проблемы, разрешению которой будет посвящен данный этап урока или целый урок изучения нового материала, на экран выносится главный вопрос урока. Ученикам предлагается высказаться о путях его решения. После обсуждения всех вариантов, учитель предъявляет классу заранее подготовленный слайд с символическими изображениями этих вариантов. Те предложения детей, которые не были заранее предусмотрены учителем, выписываются на доску. Затем ученики выбирают последовательность рассмотрения предложенных ими путей решения проблемы. Учитель или приглашенный им ученик использует систему гиперссылок для того, чтобы познакомить класс с новой учебной информацией и вновь вернуться к проблемному вопросу. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, увлекает детей самой возможностью выбирать, богатыми иллюстративными возможностями.

Несмотря на то, что изображение на экране дети видят в отраженном свете, использовать проекционную аппаратуру для изложения нового материала более 10 минут не стоит. Апробация данного приема показала, что более длительная работа с электронной наглядностью, несмотря на ее привлекательность, утомляет детей. Еще одним существенным ограничением является недопустимость использования большого количества текста на экране.

Использование интерактивных электронных заданий способствует сокращению времени и повышению эффективности формирования представлений обучающихся об изучаемых фактах, понятиях и явлениях, нежели при вербальном изложении нового материала.

Эффективен и групповой метод при объяснении нового материала.

Объяснение нового материала можно проводить в виде заседания экспертной групп, которые создают ребята по желанию.

Экспертам даётся определённое задание, в ходе выполнения задания

эксперты должны проанализировать, ответить на вопросы и приготовить сообщение о том, какие задания они повторили, что узнали нового, что интересного было в их задании.

Контроль: учитель подводит итог, заслушивая сообщения, вовлекая детей в коллективную деятельность.

Цель : создать условия для самостоятельного изучения учащимися нового

программного материала и обсуждения на уроке результатов их дея-

тельности.

1. Составить список вопросов по изучаемой теме, в который

включены и вопросы, изучаемые ранее, помогающие разобраться в новой теме.

2. Класс разбивается на 4 группы (по желанию учащихся, но координатора выбирает учитель). Две группы с более высокими и средними учебными возможностями должны, работая вместе с учебниками, на доске приготовить другой группе те вопросы, которые они считают основными,(но при условии, что каждый член группы должен знать ответ, пусть даже используя учебник).

3. Затем защищается каждая группа так: отвечает на предложенные товарищами вопросы. В это время две остальные группы дополняют, слушая, работают над предложенными им учителем вопросами, ищут ответы в учебнике, объясняют друг другу, чья группа готова отвечать учителю. В конце урока учитель, работая со всем классом, подводит итог по основным вопросам изучаемой темы.

Даётся домашнее задание, с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Каждой группе учитель предлагает свой список вопросов. Дома каждый сам письменно в тетради должен на них ответить, работая с учебником. Затем на уроке каждый (может группа) отвечает на свои вопросы и таким образом классу предложена новая тема.

Слайд 5

Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.

Практический метод , где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.

При объяснении нового материала можно использовать

приемы триз-педагогики .

Например: 1. Прием “Лови ошибку”.

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Или, предлагаем ребятам несколько правил. Некоторые из них – неверны. Найти и доказать ошибочность, подтвердив ответ примерами.

2. прием “Пресс – конференция”.

Формула: учитель намеренно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.

3. прием “Вопрос к тексту” .

Формула: перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.

- Прием многократного объяснения нового материала

Суть приема заключается в том, что учитель несколько раз объясняет новый материал.

После первого объяснения некоторые ученики приступают к самостоятельной работе - они выполняют предназначенное для них дифференцированное задание 1 .

Для тех учеников, которые не до конца осмыслили новый материал, учитель еще раз повторяет объяснение, но использует другую наглядность, материалы учебника. Второе объяснение должно быть более кратким, сжатым, обращается внимание только на главные выводы. После этого еще часть детей приступают к самостоятельной работе. Они выполняют дифференцированное задание 2.

Для учащихся со слабой подготовкой и низкой обучаемостью иногда необходимо и третье объяснение, в котором акцент делается на наиболее трудные моменты. Желательно активизировать детей, привлекать их к участию в объяснении материала.

Первое ознакомление с новым материалом проводить на основе проблемных методов обучения. Целесообразно использовать для этого частично-поисковый метод (дети открывают новое под руководством учителя). При этом обычно использую схематическую наглядность, знаковые модели.

Повторное объяснение для детей с низкой обучаемостью проводится объяснительно-иллюстративным методом. При объяснении нового материала стараться активизировать детей, задавая им вопросы и привлекая их к объяснению. При этом используется образная наглядность, если она предусмотрена для изучаемого материала.

Слайд 6

Объяснение нового материала

Алгоритм выполнения задания в группе по типу «Пчёлки»

Знакомство с поставленной задачей (проблемой)

Мозговая атака по типу «Сбора нектара» (каждый член группы выдвигает свою версию выполнения задания)

https://pandia.ru/text/80/416/images/image005_83.gif" width="101" height="66">Выполнение задания

Обсуждение работы над заданием Оформление задания

разными группами, если задание было

Одним из главных элементов занятий разных видов является объяснение нового материала, который включает вопросы, предусмотренные учебными программами по данной дисциплине.

Совершенствование методики работы преподавателя на этой стадии формирует у обучаемых умение пользоваться приобретенными знаниями для изучения более сложных вопросов данной дисциплины, а также учебного материала смежных и родственных дисциплин.

При изучении нового материала должны формироваться базовые и профессиональные знания, а также вырабатываться умения будущего специалиста, которые определяются не только учебными планами, но и новыми требованиями производства отрасли, развитием науки и техники, технологии и экономики.

Самые большие затруднения возникают у преподавателей на первых этапах работы, когда приходится осваивать программу дисциплины, отбирать учебный материал (иногда по разным источникам, а иногда по нескольким дисциплинам).

Проводя первые занятия, посещая уроки своих коллег, готовясь к занятиям, преподаватель (особенно с небольшим стажем работы) задает себе и своим наставникам много вопросов: «Все ли сказано на уроке?», «Может, я даю слишком большую информацию?», «А так ли я говорю?», «Успевают ли студенты за моим объяснением?», и др.).

В процессе работы над новым материалом преподаватели специальных дисциплин испытывают ряд трудностей прежде всего в связи с тем, что они, как правило, не имеют педагогического образования, т.е. мало знакомы с методикой преподавания или не знают ее совсем.

Кроме того, литературы по этому вопросу до сих пор недостаточно.Применительно к специальным и общепрофессиональным дисциплинам этим вопросам уделяется мало внимания, из-за незнания специфики НПО и СПО.

Преподаватель спецдисциплин, осваивая методику преподавания, должен помнить, что качество подготовки молодого специалиста сегодня определяется его профессиональной квалификацией и методическим мастерством: «что» он знает и умеет, «зачем» это материал и «как» наиболее эффективно обучать (методический треугольник). И наиболее трудным в этой цепочке является - овладеть методикой преподавания.

Объяснение нового материала

Основная цель:
изучение оптимального объема материала
формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике
формирование умений в соответствии с квалификационной характеристикой

Основные трудности
преподаватели спецпредметов и общепрофессиональных дисциплин (непедагоги)
крайне мало литературы

Место нового материала в плане урока зависит от:
целей занятия
вида занятия
расписания
контингента обучающихся и т.д.

Формы, методические приемы
словесное изложение
словесно-графическое изложение
словесно-схематическое изложение
изложение с максимальной наглядностью
самостоятельная работа с литературой, раздаточным материалом (самостоятельное изучение нового материала)

Требования при объяснении нового материала
научность
доступность
логическая последовательность
рациональное использование времени на вопросы темы
проблемность
практическая направленность
наглядность
разнообразие приемов и методов
активная работа «обратная связь
культура речи педагога
СВЯЗЬ(с производством;со специальностью; с жизнью; с другими дисциплинами)

Новый материал в плане занятия

Молодой преподаватель, планируя занятие, порой пользуется только «классической» структурой урока: опрос-объяснение-закрепление. Иногда на семинаре слышишь вопрос: «разве можно менять порядок?» (т.е. сначала объяснить новый материал, затем провести опрос и т. д.).

Планирует занятие преподаватель, а следовательно он сам решает, где дать новый материал: в начале урока или во второй его части, в конце.

Место изложения нового материала в плане зависит от:
вида учебного занятия
его цели
расписания
контингента обучающихся.

ПРИМЕРЫ:

Лекция. Цель занятия – ознакомить студентов с общими сведениями о….

Опрос не планируется, т.к. предыдущая тема закончена и знания (умения) проверены в результате технического диктанта (тестирования). Объяснение нового материала занимает максимум времени занятия (закрепление нового материала можно провести в конце занятия или параллельно с объяснением).

Практическое занятие. Цель – привить умения в… (например, в технических расчетах). Новый теоретический материал не сообщается, т.к. форма ведения занятия предполагает повторение и, в данном случае, новым будет методика расчетов, с которой преподаватель знакомит по ходу решение задач (пояснение идет параллельно с самостоятельной работой).

Семинарское занятие. Цель – контроль знаний по пройденной теме (разделу). Объяснение материала не планируется. При проведении семинара преподаватель может сам, или привлекая «докладчиков», по ряду вопросов дать пояснение, сообщая новую информацию, расширяющую знания по данной теме (разделу).

Комбинированный урок. Цель – ознакомить студентов с ….(например, с технологической схемой подготовки рыбы горячего копчения). При планировании урока преподаватель может предусмотреть различные этапы урока:
сначала провести опрос по разделам, предшествующим данному занятию, затем разобрать схему приготовления рыбы горячего копчения, а потом закрепить материал;
сначала объяснить стадии приготовления рыбы горячего копчения (основы технологии), затем объяснить по этапам, используя мультимедийную технику, или таблицы, доску и т.д. (ведутся записи или зарисовки за преподавателем). При закреплении нового материала поставить также вопросы повторения, т.е. совместить опрос с закреплением.

В зависимости от расписания преподаватель планирует время выдачи нового материала, например, если занятие по дисциплине запланировано последним, то переносить объяснение нового материала, тем более сложного, на конец учебного времени нецелесообразно, т.к. степень его усвоения резко снижается (особенно, если это 4-ая пара, или даже 3-ья, но ей предшествовали трудные дисциплины-математика, физика и др.). Лучшим вариантом было бы вообще сократить объем новой информации до минимума (или не давать ее вообще), а распределить учебное время в целом по теме таким образом, чтобы на данном занятии сделать акцент на повторение, провести практическое занятие, работу с книгой, деловую игру и т.д..

Различные методические приемы при объяснении нового материала

В зависимости от содержания сообщаемой информации и плана занятий преподаватель может использовать следующие методы и приемы объяснения:

Словесное изложение.

Этой формой следует пользоваться крайне редко, т.к. в этом случае не имеет места наглядность преподавания. Допустимо при сообщении новых сведений по какой-то теме, обобщение знакомого материала, заключения по отдельным вопросам. Даже, если вложить максимум информации, последняя будет усваиваться хуже по сравнению с другими методическими приемами.

Словесно-графическое изложение.

Объяснение нового материала с использованием записей на доске, графиков, таблиц, которые должны хорошо читаться, быть яркими, запоминающимися. Преподаватели технологических дисциплин чаще всего этим методом пользуются при объяснении физико-химических основ технологических процессов, сравнительных характеристик различных видов сырья, продукции, методов производства и т.д..

Словесно-схематическое изложение.

При наличии специальных схем, плакатов, планшетов объяснение можно провести по-разному, но в любом случае вывешивать или показывать наглядное пособие необходимо только в тот момент, когда преподаватель приступает к изложению нового материала. Если данный материал есть в учебнике (на плакате и т.д.), нет необходимости зарисовывать схему или эскиз в тетради, можно давать объяснение, используя материал учебника. Но, если материал сложный, то используя материал учебника, параллельно с объяснением материала можно вычерчивать упрощенную схему в конспектах.

В ряде случаев такая зарисовка материала за преподавателем совершенно необходима, так как при этом приобретаются навыки технологического черчения, необходимые для выполнения курсовых и дипломных проектов. Не рекомендуется давать вычерчивать схему до объяснения материала, т.к. при этом имеет место механическая работа, без уяснения смысла и сути рассматриваемого вопроса.

В зависимости от умения разобраться в предложенной схеме технологического процесса можно рекомендовать следующую последовательность отдельных элементов работы:

Пояснение преподавателя по схеме;

Запись с помощью преподавателя

В этом случае студент, как правило, обладает минимальным навыком понимания технологии процесса (тем более, если этот материал предложен впервые).

Б - пояснение преподавателя по схеме;

Запись самостоятельно

Такое сочетание приемов лучше делать «по частям» схемы (одна или насколько несложных операций, процессов) или в целом, если метод «по частям» уже дал хорошие результаты.

В - пояснение преподавателя по схеме;

В запись параллельно

Этот метод дает хороший эффект, когда преподаватель, объясняя, зарисовывает технологический процесс на доске (в аппаратурном или процессуальном исполнении). Последовательное объяснение и зарисовка в конспектах одновременно дает постоянный активный режим работы и прививает навыки в изображении и чтении технологических схем.

Г - самостоятельный разбор технологических схем;

Самостоятельная запись

Такая самостоятельная работа возможна только при:

Умении конспектировать;

Наличии навыков изучения технологических схем

Преподаватель, впервые применяя этот метод, учит самостоятельно работать с наглядным пособием, описывать процесс, анализировать его и т.д..

Главное – максимально направлять деятельность, обеспечив всем необходимым для самостоятельной работы. На первых таких занятиях не следует давать большого задания, лучше ограничиться объемом работы, посильным для данного периода обучения и контингента обучаемых.

Изложение с максимальной наглядностью происходит при проведении кино-уроков, видео-уроков, уроков на производстве, выставках, макетах, тренажерах и т.д.. Максимальная наглядность при изложении нового материала способствует пониманию и усвоению вопросов темы, развивает способность сравнивать, анализировать, а, следовательно, самостоятельно делать выводы.

Изложение отдельных вопросов при самостоятельной работе с книгой при этом виде занятий представляется максимальная самостоятельность, однако преподаватель не должен пускать на самотек изучение нового материала.

Основные требования при объяснении нового материала

При объяснении нового материала должны выдерживаться основные требования (см выше). Большим недостатком в работе преподавателей является то, что обучающийся часто записывает новый материал под диктовку.

Причин «диктовки», как правило, бывает несколько. Чаще всего это происходит из-за отсутствия опыта работы преподавателя, здесь необходимо отметить два аспекта:
нет наглядных пособий или они несовершенны, а недостаток методического мастерства не позволяет их разрабатывать или устранить их нехватку работой у доски;
при наличии наглядных пособий отсутствие должного опыта приводит к неумению четко сформулировать мысль для самостоятельной записи обучающихся.

В любом случае преподавателю «легче» продиктовать учебный материал по учебнику или конспекту, поэтому группы вынуждены записывать его «на слух».

Часто даже преподаватели с большим стажем работы не придают должного значения самостоятельной работе студентов на занятии, поэтому им не прививаются навыки четких и быстрых записей за преподавателем.

Не редки случаи, когда преподаватель, отработавший не один год, выработал уже свой «стереотип», диктовка учебного материала стала неотъемлемой частью его методики и он, к сожалению, не собирается ее менять. Это усугубляется неумением самостоятельно работать тех, кто учится.

В какой бы группе не работал преподаватель, нельзя допускать, чтобы это стало системой. Безусловно, ряд положений (определения, выводы и т.д.) необходимо записывать в тетрадь со слов преподавателя, но превращать урок в диктант нельзя! С первых же курсов надо учить делать записи за преподавателем (конспектировать), поясняя значение этой работы, добиваясь сознательного отношения к учебе, закрепляя эти навыки.

Наглядность преподавателя является одним из главных факторов, обеспечивающих хорошее понимание и эффективность усвоения учебного материала. К сожалению, значительное число преподавателей не придают должного внимания разработке и внедрению лучших методик применения различных наглядных пособий.

Большой трудностью в работе преподавателя (особенно спецдисциплин) является неумение отобрать главное из имеющихся пособий (при наличии их большого количества –схем, плакатов и т.д.), преподаватель вывешивает все пособия в начале занятия, что акцентирует внимание на том, что нужно в данный момент, а не «всем сразу» - нарушается принцип оптимальности.

Большую группу наглядных пособий для ряда технических дисциплин составляют схемы, чертежи (эскизы) различных процессов, аппаратов и т.д.. Они выполняются в различных вариантах и оформлении.

Большой ошибкой молодых преподавателей при объяснении нового материала является желание дать как можно больше информации (сами не знают, какая информация основная, какая второстепенная), не выделяя главного. Это приводит к перегрузке занятия. Квалификация преподавателя заключается в том, чтобы из большого объема информации выделять основное, на чем базируется изучение смежных и профилирующих дисциплин, а также то, что составляет основу для будущей специальности.

Представляется целесообразным рассмотреть некоторые принципы и методы обучения на примере методики объяснения нового материала, т.к. их нарушение на данном этапе работы, как правило, «автоматически» отражается и на других смежных и профилирующих предметах, а также на том, что составляет основу будущей специальности.

Представляется целесообразным рассмотреть некоторые принципы и методы обучения на примере методики объяснения нового материала, так как их нарушение на данном этапе работы, как правило, «автоматически» отражается и на других стадиях деятельности обучаемых (опрос, самостоятельная работа, закрепление нового материала и т.д.).

Одним из самых «древних» инструментов преподавателя является доска и мел, что, к сожалению, не все преподаватели умеют правильно использовать.

Преимущество этого метода для реализации принципа наглядности очевидно, так как у доски можно работать с максимальной пользой. При работе обучающегося, например, в процессе зарисовки аппаратурной технологической схемы, он приобретает профессиональное умение. При изображении того же преподавателем он последовательно за ним чертит в конспекте, т.е. умение может хорошо закрепиться и перейти в навык. Если такая работа практикуется постоянно как в аудитории, так и дома, то в результате могут создаваться «альбомы» (или тетради) наглядных пособий, которые можно использовать и для экзаменов.

На доске некоторые преподаватели успешно применяют метод «аппликации», заранее вырезанные контуры аппаратов (лучше сделать их цветными) прикрепляются в порядке, определяемом технологией, а потоки можно изобразить мелом или проволокой. В обоих случаях доска позволит предусмотреть для решения конкретных производственных вопросов «умышленные» ошибки, аварийные ситуации, их быстрое исправление, что на обычных плакатных схемах сделать значительно труднее.

Освоение предмета иногда приходит довольно быстро, но в совершенстве «владеть» предметом не удается, как правило, ранее, чем за три года для дисциплин средней трудности. Понять и реализовать методику обучения для одних преподавателей легче, для других труднее. Часто молодой преподаватель на практике осваивает элементы методики обучения уже за год, а некоторые отказываются от этого довольно быстро, понимая, что это «не под силу».

Совершенствовать же методику, учиться у своих коллег, работать самостоятельно над своими проблемами надо постоянно - в этом огромная ответственность, трудность и радость педагогической работы!

Физкультминутка.

Задание для класса. На стенах класса расклеены три пословицы про русский язык, нужно соединить начало пословицы с ее концом.

1. Без русского языка ….не сколотишь и сапога.

2. Дурное слово как смола: ….пристанет - не отлепишь.

3. Язык до… Киева доведет.

Самостоятельная работа в группах. (по 3 человека)

Выполним упр. 235.

Задание для группы:

  1. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, в сложных предложениях, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного. Подчеркнуть грамматические основы.
  2. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, в простых предложениях, где союз а соединяет однородные члены предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения.
  3. Постройте схемы сложных предложений.

После самостоятельной работы несколько учеников зачитывают выполненное ими задание.

Промежуточная рефлексия.

Кто справился с заданием на полях напротив упр. 235 оцените себя, со всем ли вы справились, все ли вам понятно, пользуясь знаками помощниками (! ?).

Дальнейшая работа по закреплению нового материала. (работа в парах)

Прочитайте предложения из ученических сочинений. Исправьте ошибки в написании пунктограммы №4. Исправленные предложения запишите, объясните ваши исправления. (Текст распечатан в рабочих листах).

Сегодня с утра пошел крупными хлопьями снег. До этого с неба сыпалась мелкая, жесткая крупа а теперь шел настоящий снег. Он нарядил все дома в деревне что даже деревья протягивали к нему свои руки-ветви. На улицах не было детей а только тихо летали снежинки. Из-за снега вечер стал светлее и беззащитнее.

Промежуточная рефлексия.

Кто справился с заданием на полях напротив задания оцените себя, со всем ли вы справились, все ли вам понятно, пользуясь знаками помощниками (! ?).

Подведение итогов урока (рефлексия).

Вспомните, какие цели мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?

Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и рабочих листах, посмотрите на знаки помощники, которые вы ставили во время всего урока. Пользуясь знаками помощниками оцените свой уровень.

Уровни оценивания своих знаний и умений:

  1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.
  2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.
  3. Все понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл).

Задание на дом.

§ 46; составить лингвистическое высказывание по опорной схеме; упр. 239 – базовый уровень; упр. 241 - дополнительно, повышенный уровень.

Восприятие материала идет через слуховой и зрительный каналы. Слуховой канал задействован у учащихся при слушании объяснения учителя и при беседе с учителем. Зрительный - при работе с доской и учебными пособиями.

Подача нового материала состоит из следующих звеньев.

Во-первых, это создание проблемной ситуации: по возможности учитель должен вызвать интерес к теме; наиболее естественно такой ин­терес можно вызвать, показав, что существуют языковые факты, которые учащиеся нс в состоянии объяснить исходя из имеющихся у них знаний.

За созданном проблемной ситуации следует подготовка к воспри­ятию новой темы через се обозначение (произнесение вслух и записы­вание на доске) н разъяснение терминов.

Главным этапом является раскрытие сущности изучаемой темы, понятия или правила. При этом желательно задействовать как можно больше каналов восприятия и видов памяти, так как согласно исследо­ваниям психологов учащимися средних классов с первого раза запоми­нается только 12% нового материала.

Завершается объяснение нового материала обучением применению знаний на практике: учитель предоставляет ученикам алгоритм рассуж­дения. образец разбора.

Осознание учащимися нового материала предполагает применение специальных методов.

Для преподнесения знаний в готовом виде (догматические, или объяснительно-репродуктивные методы) используется слово учите­ля и самостоятельный анализ учениками текста учебника.

Слово учителя - это развернутое высказывание учителя па уроке. При объяснении нового материала слово учителя является запланиро­ванным и должно быть логичным, мотивированным и доступным в по­нимании.

Анализ текста учебника при объяснении нового материала являет­ся не основным, но важным методом работы. Учащиеся должны уметь самостоятельно освоить новый материал по нс насыщенному подроб­ными разъяснениями источнику. Учитель контролирует эту работу, оп­рашивая учеников и выясняя, в полной ли мере воспринят материал, ясны ли термины, осознаны ли примеры. Чтение учебника как первич­ный канал восприятия нового материала в большей мере оправдано при изучении орфографико-пунктуационных тем. Необходимость такого ме­тода работы возникает практически у каждого ученика при пропуске занятия по болезни. Анализ текста учебника как основной метод полу­чения знаний заложен в комплексе 3, где отсутствует теоретический ма­териал, не включенный в какое-либо упражнение и нс сопровожденный заданиями. Теоретический материал представлен в виде упражнений с пометой «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст». Учащимся предлагается прочитать текст, ответить на вопросы, переска­зать текст. Такой метод преподнесения знаний обусловлен заявленной авторами речевой направленностью учебного комплекса 3. Представля­ется, что роль слова учителя, а также эвристических методов получения знаний в данном комплексе недооценена.

В большом количестве случаев учитель, выбравший догматический путь объяснения нового материала, комбинирует методы слова учителя и анализа текста учебника. Ученикам предлагается в процессе объясне­ния нового материала рассмотрен, иллюстрации учебника, прочитать определение или правило, рассмотреть примеры.

Для объяснения нового материала помимо догматического пути воз­может путь эвристически й, при котором ученик принимает ак­тивное участие в получении нового знания. Методами такого пути при объяснении нового материала являются беседа с учителем и самостоя­тельный анализ языкового материала.

(14 ВОПРОС) Беседа с учителем отличается от слова учителя тем. что она пред­полагает не монолог учителя, а диалог учителя и учеников, строящийся обычно в форме вопросов и ответов. Различают три типа бесед: сооб­щающая, эвристическая и воспроизводящая.

Сообщающая беседа характеризуется тем, что учитель изла­гает новый материал, который учащиеся способны проиллюстрировать примерами из уже изученного материала или опираясь на собственное владение языком. Так, например, сообщающая беседа может быть ши­роко применена при изучении лексикологии, поскольку учащихся мож­но активно привлекать к толкованию значений слов и фразеологизмов, к подбору примеров устаревших и новых слов и подобным темам.

Эвристическая беседа состоит в том, что учитель в опреде­ленной последовательности задает вопросы, отпеты на которые приво­дят учащихся к самостоятельным выводам и формулировкам.

Воспроизводящая беседа, как и эвристическая, имеет во­просно-ответную форму, но применяется на этапе закрепления и повто­рения материала.

При подготовке вопросов к эвристической и воспроизводящей бесе­де учитель должен руководствоваться следующими принципами: во­прос должен быть четко сформулированным, не допускающим двоякого толкования и нескольких возможных правильных ответов, не подсказывающим ответа своей формулировкой, не предполагающим однослов­ного положительного или отрицательного ответа.(КОНЕЦ14)

Анализ языкового материала , как и беседа, относится к разряду эвристических методов и состоит в наблюдении над языком. Наблю­дение над языком - один из этапов (обычно начальный) в процессе изучения языкового явления, который заключается в том, что ученики в соответствии с заданием учителя отбирают из текста какие-либо язы­ковые реалии, видоизменяют текст в соответствии с поставленной учи­телем задачей, описывают произошедшие грамматические изменения и выполняют подобные задания. Так, например, если поставить перед учениками задачу преобразовать какое-то повествовательное предложе­ние-сообщение в побуждение или вопрос, то они могут самостоятельно сделать вывод о языковой специфике побудительных и вопросительных предложений. Наблюдение над языком может помочь и в формулирова­нии определений и правил, но оно должно быть тщательно продумано и организовано, выводы учеников должны быть скорректированы и по­вторены учителем.



Выбор метода в каждом конкретном случае зависит от двух фак­торов:

1) характера материала: абсолютно новый или очень сложный мате­риал должен быть объяснен учителем;

2) уровня и индивидуальной особенности класса.

Главным требованием к урокам объяснения нового материала явля­ется сознательное усвоение изучаемого материала. Чтобы этого добить­ся и помочь учащимся сделать очередной шаг в изучении родного язы­ка. необходимо тщательно разъяснять вводимые термины и понятия. При этом вполне оправданно познакомить учащихся с этимологией или пе­реводом лингвистического термина, что привлечет их внимание, а зна­чит, останется в памяти. .

На начальном этапе изучения какой-либо темы вполне допустимо минимизировать формулировки и правила либо расчленять их. На­пример, изучая тему «Составное именное сказуемое», логично после общей характеристики этого типа сказуемого сначала отработать спо­собы выражения приименной части, а затем обратиться к способам выражения именной.

Примеры, иллюстрирующие новый материал, должны быть четкими и убедительными (и, добавим, «чистыми» и ясными для самого учителя).

Лнтипрнмером может являться приводимое в типовом учебнике для 5 класса слово подберезовик, как образованное приставочно-суффик­сальным способом при помощи приставки под- и суффикса -ик. Дискус­сия по поводу производящей основы -берез - или -березов - неминуема, при том что пример, безусловно, чистый. В учебнике для 6 класса учебно-методического комплекса 3 дан следующий образец морфемно­го разбора: обо-дран-н-ые, что просто является ошибкой.

И, наконец, последнее замечание в связи с подачей нового учебного материала: новизна сообщаемого материала должна быть поступатель­ной, без работы вхолостую. «Топтание» на одном месте приведет к снижению активности учеников, а от их активности в восприятии зна­ний зависит успех работы учителя.

Объяснение нового материала – важнейший структурный элемент урока. Он предназначен, во-первых, для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений, во-вторых, для обучения школьников умению применять на практике полученные знания.

Ознакомление с новым языковым или речевым явлением. Оно включает в себя следующие элементы работы:

Восприятие явления;

Осознание учащимися существенных признаков этого явления;

Знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление (понятие);

Формирование определения понятия.

Восприятие школьниками изучаемого явления

Обязательное звено учебного процесса. В зависимости от особенностей восприятие осуществляется либо в устной форме (если учащиеся знакомятся с фонетическими явлениями - звуками, ударением, интонацией), либо в письменной, либо одновременно в устной и письменной (если учащиеся знакомятся с орфографическими и пунктуационными явлениями).. Для этой цели учитель предусматривает в поурочном плане необходимые примеры, которые он демонстрирует школьникам после объявления темы.

Осознание учащимися существенных признаков изучаемого явления. Существенные признаки, явления, с которыми учитель наметил познакомить детей, преподносятся либо в готовом виде (догматический путь познания), либо к поиску нового привлекаются сами учащиеся (эвристический путь познания). Каждый из этих путей имеет свое назначение, свои функции. Они не могут подменить друг друга. При этом возможно не только изолированное использование каждого из них, но и одновременное их применение: часть сведений о том или ином явлении сообщает учитель в готовом виде, а часть - добывают учащиеся в результате эвристического поиска.

В процессе ознакомления или повторения изученного привлекаются имеющиеся средства обучения, которые служат либо основным источником знания (учебник), либо материалом для наблюдения (рисунки, таблицы, звуковое пособие и др.), либо средством систематизации изученного (таблицы). Важное значение для осознания особенностей изучаемых явлений имеют графические обозначения: они фиксируют внимание учащихся на существенных признаках.

Следующий этап - формулирование определения (т.е. обобщение существенных признаков). В слабом классе учитель либо сам сообщает формулировку, либо отсылает детей к формулировке учебника. В сильном классе учащиеся сами дают определение понятия, включая в него выявленные признаки. С целью проверки правильности и полноты составленной формулировки учитель предлагает ее сравнить с учебником.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 12.Объяснение нового материала. Методы и приемы объяснения нового материала. Проблемная ситуация на уроке РЯ.:

  1. 84. Языки программир СРВ,методы и приемы программир.Арх-ра ПО СРВ.Разраб СРВ с алгоритмом диспетчеризации FIFO.
  2. 26. Проблемное изложение учебного материала, создание проблемных ситуаций и задач на уроке.
  3. 15.Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Методы и приемы обучения.
  4. Е) МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
  5. 11. Методы и приемы обучения. Классификация и характеристика. Выбор и сочетание разных методов и приемов обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то