Давид альфаро сикейрос картины. Альфаро сикейрос, хосе давид

Введение

Хосе́ Дави́д Альфа́ро Сике́йрос (исп. José David Alfaro Siqueiros , 1896-1974) - мексиканский художник - живописец, график и муралист, политический активист, участник коммунистического движения.

1. Биография

Давид Альфаро Сикейрос родился 29 декабря 1896 г. в мексиканском городе Камарго, провинция Чиуауа. В 1911 г. поступил в Академию художеств Сан-Карлос в Мехико, там участвовал в студенческой забастовке, протестуя против порядков в заведении. Затем обучался в художественной школе Санта-Анита. С молодости ощущал себя революционером, в 1911 г. принял участие в гражданской войне на стороне конституционалистов. Служил офицером в армии мексиканского президента Венустиано Каррансы.

С 1919 по 1922 г. Сикейрос жил во Франции и Испании. В 1921 г. он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 г. основал «Революционный синдикат работников техники и искусства» . С 1924 г. художник был одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии, активно участвовал в организации профсоюзного движения и в международных коммунистических конгрессах, занимал пост главного редактора газеты El Mundo , сотрудничал с другими левыми газетами. Вместе с ним в коммунистическом движении принимали участие и другие мексиканские художники, в частности Диего Ривера

В 1930 г. Сикейрос был арестован, а затем сослан в городок Таско. Ссылка оказалась плодотворной в творческом плане - здесь художник создал несколько десятков работ.

В период с 1932 по 1936 г. Сикейрос жил и работал по преимуществу в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

В 1937-1939 г. Сикейрос участвовал в гражданской войне в Испании в качестве офицера Республиканской армии под командованием Энрике Листера. Дослужился до полковника.

По заданию НКВД коммунист-сталинист Сикейрос принимает участие в группе боевиков (кодовое название "Конь"), сформированной для ликвидации Троцкого.

24 мая 1940 - вместе с «Филипе», Леопольдо и Луисом Ареналь и другими участвует в неудавшемся покушении на Троцкого.

В конце 1940 г. арестован вместе с другими членами группы "Конь" в связи с убийством Троцкого.

В 1960 г. Сикейрос был заключён в тюрьму за политическую деятельность, но в 1964 г. власти освободили его под давлением международного общественного мнения.

Он неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Почётный член Академии художеств СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

В его честь названа улица в Санкт-Петербурге.

2. Основные произведения

2.1. Монументальные композиции

    роспись в Национальной подготовительной школе (фреска, 1922-23, Мехико),

    роспись в клубе профсоюза электриков (1939, Мехико),

    роспись во Дворце изящных искусств (1945 и 1950-51, Мехико),

    роспись в Национальном музее истории (начата в 1959, Мехико)

    мозаика и рельеф на фасаде ректората Университетского городка (1952-54, Мехико);

    монументально-декоративное сооружение «Полифорум» (1971, Мехико)

2.2. Станковая живопись

    «Пролетарская мать» (1929-1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк),

    Портрет Дж. Гершвина (1936, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

    Несчастный случай в шахте (Accidente en la mina, 1931).

    Новая демократия (La nueva democracia, 1945)

(1974-01-06 ) (77 лет)

Хосе́ Дави́д Альфа́ро Сике́йрос (исп. José David Alfaro Siqueiros , -) - мексиканский художник. Живописец, график и муралист . Политический активист, участник коммунистического движения.

Биография

По заданию НКВД коммунист-сталинист Сикейрос принимает участие в группе боевиков (кодовое название «Конь»), сформированной для ликвидации Троцкого . 24 мая 1940 года вместе с «Филипе », Леопольдо и Луисом Ареналем и другими участвует в неудавшемся покушении на Троцкого. В конце 1940 года арестован вместе с другими членами группы «Конь» в связи с убийством Троцкого.

Основные произведения

Монументальные композиции

  • роспись в Национальной подготовительной школе (фреска, 1922-23, Мехико),
  • роспись в клубе профсоюза электриков (1939, Мехико),
  • роспись во Дворце изящных искусств (1945 и 1950-51, Мехико),
  • роспись в Национальном музее истории (начата в 1959, Мехико)
  • мозаика и рельеф на фасаде ректората Университетского городка НАУМ (1952-54, Мехико);
  • монументально-декоративное сооружение «Полифорум» (1971, Мехико)

Станковая живопись

  • «Пролетарская мать» (1929-1930, Музей современного искусства , Нью-Йорк)
  • Портрет Дж. Гершвина (1936, Музей современного искусства , Нью-Йорк)
  • Несчастный случай в шахте (Accidente en la mina, 1931).
  • Новая демократия (La nueva democracia, 1945)

Память

Напишите отзыв о статье "Альфаро Сикейрос, Хосе Давид"

Литература

  • Давид Альфаро Сикейрос. Меня называли Лихим Полковником. Воспоминания 1986 г.
  • Григулевич И. Р. Сикейрос - М.: Искусство, 1980

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Альфаро Сикейрос, Хосе Давид

– Благодарю вас... за добро. Но я не жилец уже... – прошелестел в ответ её тихий «мысленный» голос. – Помогите мне... Помогите мне «уйти». Пожалуйста... Я не могу больше терпеть... Они скоро вернутся... Прошу вас! Они осквернили меня... Пожалуйста, помогите мне «уйти»... Вы ведь знаете – как. Помогите... Я буду и «там» благодарить, и помнить вас...
Она схватила своими тонкими, изуродованными пыткой пальцами моё запястье, вцепившись в него мёртвой хваткой, будто точно знала – я и вправду могла ей помочь... могла подарить желанный покой...
Острая боль скрутила моё уставшее сердце... Эта милая, зверски замученная девочка, почти ребёнок, как милости, просила у меня смерти!!! Палачи не только изранили её хрупкое тело – они осквернили её чистую душу, вместе изнасиловав её!.. И теперь, Дамиана готова была «уйти». Она просила смерти, как избавления, даже на мгновение, не думая о спасении. Она была замученной и осквернённой, и не желала жить... У меня перед глазами возникла Анна... Боже, неужели и её ждал такой же страшный конец?!! Смогу ли я её спасти от этого кошмара?!
Дамиана умоляюще смотрела на меня своими чистыми серыми глазами, в которых отражалась нечеловечески глубокая, дикая по своей силе, боль... Она не могла более бороться. У неё не хватало на это сил. И чтобы не предавать себя, она предпочитала уйти...
Что же это были за «люди», творившие такую жестокость?!. Что за изверги топтали нашу чистую Землю, оскверняя её своей подлостью и «чёрной» душой?.. Я тихо плакала, гладя милое лицо этой мужественной, несчастной девчушки, так и не дожившей даже малой частью свою грустную, неудавшуюся жизнь... И мою душу сжигала ненависть! Ненависть к извергу, звавшему себя римским Папой... наместником Бога... и святейшим Отцом... наслаждавшимся своей прогнившей властью и богатством, в то время, как в его же жутком подвале из жизни уходила чудесная чистая душа. Уходила по собственному желанию... Так как не могла больше вынести запредельную боль, причиняемую ей по приказу того же «святого» Папы...
О, как же я ненавидела его!!!.. Всем сердцем, всей душой ненавидела! И знала, что отомщу ему, чего бы мне это ни стоило. За всех, кто так зверски погиб по его приказу... За отца... за Джироламо... за эту добрую, чистую девочку... и за всех остальных, у кого он играючи отнимал возможность прожить их дорогую и единственную в этом теле, земную жизнь.
– Я помогу тебе, девочка... Помогу тебе милая... – ласково баюкая её, тихо шептала я. – Успокойся, солнышко, там не будет больше боли. Мой отец ушёл туда... Я говорила с ним. Там только свет и покой... Расслабься, моя хорошая... Я исполню твоё желание. Сейчас ты будешь уходить – не бойся. Ты ничего не почувствуешь... Я помогу тебе, Дамиана. Я буду с тобой...
Из её изуродованного физического тела вышла удивительно красивая сущность. Она выглядела такой, какой Дамиана была, до того, как появилась в этом проклятом месте.
– Спасибо вам... – прошелестел её тихий голос. – Спасибо за добро... и за свободу. Я буду помнить вас.
Она начала плавно подниматься по светящемуся каналу.
– Прощай Дамиана... Пусть твоя новая жизнь будет счастливой и светлой! Ты ещё найдёшь своё счастье, девочка... И найдёшь хороших людей. Прощай...
Её сердце тихо остановилось... А исстрадавшаяся душа свободно улетала туда, где никто уже не мог причинять ей боли. Милая, добрая девочка ушла, так и не узнав, какой чудесной и радостной могла быть её оборванная, непрожитая жизнь... скольких хороших людей мог осчастливить её Дар... какой высокой и светлой могла быть её непознанная любовь... и как звонко и счастливо могли звучать голоса её не родившихся в этой жизни детей...
Успокоившееся в смерти лицо Дамианы разгладилось, и она казалась просто спящей, такой чистой и красивой была теперь... Горько рыдая, я опустилась на грубое сидение рядом с её опустевшим телом... Сердце стыло от горечи и обиды за её невинную, оборванную жизнь... А где-то очень глубоко в душе поднималась лютая ненависть, грозясь вырваться наружу, и смести с лица Земли весь этот преступный, ужасающий мир...
Наконец, как-то собравшись, я ещё раз взглянула на храбрую девочку-ребёнка, мысленно желая ей покоя и счастья в её новом мире, и тихо вышла за дверь...
Увиденный ужас парализовал сознание, лишая желания исследовать папский подвал дальше... грозясь обрушить на меня чьё-то очередное страдание, которое могло оказаться ещё страшней. Собираясь уже уйти наверх, я вдруг неожиданно почувствовала слабый, но очень упорный зов. Удивлённо прислушиваясь, я, наконец, поняла, что меня зовут отсюда же, из этого же подвала. И тут же, забыв все прежние страхи, решила проверить.
Зов повторялся, пока я не подошла прямо к двери, из которой он шёл...
Келья была пустой и влажной, без какого-либо освещения. А в самом её углу, на соломе сидел человек. Подойдя к нему ближе, я неожиданно вскрикнула – это был мой старый знакомый, кардинал Мороне... Его гордое лицо, на сей раз, краснело ссадинами, и, было видно, что кардинал страдал.
– О, я очень рада, что вы живы!.. Здравствуйте монсеньёр! Вы ли пытались звать меня?
Он чуть приподнялся, поморщившись от боли, и очень серьёзно произнёс:
– Да мадонна. Я давно зову вас, но вы почему-то не слышали. Хотя находились совсем рядом.
– Я помогала хорошей девочке проститься с нашим жестоким миром... – печально ответила я. – Зачем я нужна вам, ваше преосвященство? Могу ли я помочь вам?..

Сикейрос Альфаро (Давид Сикейрос) (1896-1974) - мексиканский живописец и график, общественный деятель.

В 1950 году мексиканских художников пригласили участвовать в XXV Международной выставке искусства, знаменитой Венецианской Бьеннале. Это был настоящий триумф мексиканской живописи. Триумф Ороско, Тамайо, Риверы и Сикейроса, который привез 14 картин, среди которых были знаменитые полотна "Полковник-монстр", "Этнография", "Дьявол в церкви", "Каин в Соединенных Штатах", "Наш современный образ" и др. Три последних картины имели глубокий философский смысл. Европейская критика назвала Сикейроса художником с вулканическим воображением. Именно он был одним из основоположников мексиканских настенных росписей, одним из первых так называемых мексиканских муралистов (слово "мураль" в переводе с испанского - настенная, монументальная живопись).

Придавая своим образам политическое звучание и повышенную экспрессию, Сикейрос добивался, чтобы они как можно сильнее воздействовали на массы. В его работах сочетаются образы конкретных людей, герои и символы, аллегории социально-исторических сил. Он смело использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, сочетал живопись со скульптурными формами, одним из первых начал использовать новые художественные материалы, такие как синтетические краски, керамическую рельефную мозаику. Именно фрески стали самым ярким явлением "мексиканского ренессанса", который наступил после победы буржуазно-демократической революции 1910-1917 годов. В это время Ривера, Ороско, Сикейрос и их ученики расписали стены многих музеев, гостиниц, государственных учреждений. Художники начали работать не кистями и шпателями, а распылителями и пульверизаторами... Если раньше художники думали над тем, как соотнести роспись с архитектурным пространством, мексиканские муралисты приспосабливали к росписям само пространство, заботились о том, чтобы их росписи могли рассмотреть и пешеход, и тот, кто едет в машине.

Альфаро Сикейрос родился 29 сентября 1896 года в селении Санта-Росариа в старой креольской семье. Его дед Анто-нио Альфаро Сьерра был в свое время полковником республиканской армии, соратником президента Бенито Хуареса, который изгнал из страны французских интервентов.

Отец Сикейроса был адвокатом. Мать умерла, когда сыну было всего три года. У него были еще старшая сестра и младший брат. Воспитывались дети под присмотром бабушки, а потом деда дона Антонио в поместье "Норио". Как и все мексиканские мальчишки, Хосе Альфаро Сикейрос в детстве мечтал стать чарро - наездником, объездчиком диких мустангов и метким стрелком. Когда Хосе Альфаро, которого в детстве звали Пепе, исполнилось восемь лет, его забрал к себе в Мехико отец, который в то время был довольно известным адвокатом. Он поместил своих сыновей во франко-английский колледж, которым руководили католические монахи.

Именно монахи впервые обратили внимание на то, что Пепе хорошо рисует, и даже наградили его книгой. Однако однажды мальчик отказался от исповеди, а это означало практически разрыв с церковью. Потом он сошелся с одним из деятелей мексиканского анархо-синдикализма, представители которого выступали за социальное равенство, против латифундистов и богатеев вообще. В одиннадцать лет Пепе, увидев, как работают масляной краской маляры, воспроизвел на полотне одну из рафаэлевских мадонн, чем привел в восторг своего отца, который тут же поспешил нанять мальчику учителя рисования Эдуардо Саларес Гутьерреса, живописца, принадлежащего к школе романтического натурализма. В колледже юный Сикейрос получал за свои рисунки первые награды и еще успевал всерьез заниматься бейсболом.

Как раз в это время в Мексике пала диктатура Порфирио Диаса. К власти пришел либерал Мадеро, который не спешил расправляться с латифундистами. По совету отца Сикейрос решил получить профессию архитектора и в 1911 году поступил на архитектурный факультет Национальной подготовительной школы, а затем, чтобы не оставлять живопись,- и на вечерние курсы Академии Сан-Карлос. Он получил первую премию сначала на конкурсе рисунков, посвященном знаменитой русской балерине Анне Павловой, которая как раз тогда выступала в Мехико, а потом на конкурсе рисунков в честь известной в то время исполнительницы латиноамериканских и испанских танцев Архентиниты.

Академизм начал сдавать позиции, и студенты, объявив забастовку, добились того, что была создана Национальная школа живописи и скульптуры, которая открыла в одном из бедняцких районов Мехико школу на вольном воздухе, где студенты и преподаватели давали уроки всем бедным умельцам, всем, кто хотел повысить свой профессиональный уровень. В шестнадцать лет Пепе порвал отношения с отцом, который поддерживал богатых клиентов, и, уйдя из дома, поселился в бедняцком районе.

После того как в Мексике началась война за землю и свободу, Сикейрос вместе с другими студентами вступил в батальон, в шутку названный "Мама", где воевали в основном юнцы. Буржуазия, однако, разобщив рабочих и крестьян, взяла власть в свои руки. Сикейрос считал, что участие студентов-художников в военных походах очень много дало каждому из них. Он писал: "Военный опыт раскрыл нам социальную сторону войны, а затем, обобщенный и развитый, помог нам понять законы функциональности в искусстве".

Благодаря военным походам Сикейрос, как и его товарищи, лучше узнал свой родной край, его великолепную природу, богатую, еще доиспанскую историю и культуру. "Но самое главное,- как считал Сикейрос,- мы открыли человека, мы узнали людей своей родины, узнали их в час, когда человеческое проявляется в людях с особой силой, а это бывает, когда самым большим желанием становится национальная независимость, освобождение родины от чужеземного гнета".

В 1917 году была принята Конституция, которая обещала мексиканцам некоторые демократические свободы. Сикейрос часто посещал центр богемы в Гвадалахаре, где собирались писатели, художники и музыканты, которые спорили о роли и задачах революции и искусства. Здесь с радостью и надеждой восприняли весть о свержении царя в России.

В 1919 году Сикейрос полюбил Грасиелу (Гачиту) Амадор, которая была сестрой его товарища капитана Октавио. Они сочетались гражданским браком, вскоре Сикейрос в чине майора был назначен военным атташе в Испанию, Францию и Италию. Он получил уникальную возможность усовершенствовать свое образование.

В Испанию Сикейрос с молодой женой отплывал из Нью-Йорка, где художник встретился с Хосе Клементе Ороско, малоизвестным тогда художником, которого он хорошо знал по совместной борьбе. Они не только посещали музеи, но и много спорили об искусстве. Ороско очень мрачно смотрел на будущее и, показав Сикейросу, что в живописи можно применять автомат-распылитель, сам был категорически против применения каких бы то ни было технических средств. Сикейрос и не заметил, как были истрачены все выделенные ему деньги. Пришлось вместе с женой остаться в Америке еще на несколько месяцев, чтобы заработать на дорогу.

В Испании, потом Франции, Париже Сикейрос не только познакомился с классическим европейским искусством, но и со всеми направлениями современного. Он подружился с художником Диего Риверой, который ввел его в круг известных и модных художников.

Все в то время восхищались Сезанном, его живописью и высказываниями о структуре изображаемых форм. Сикейрос подружился с Леже и Браком. Его, как и Риверу, очень удивило то, что европейские художники, пойдя на мировую войну, не пережили того воодушевления, которое пережили они, мексиканцы, добровольцами отправляясь на гражданскую. Сикейрос работал рисовальщиком в одной из мастерских художественного литья в Аржантейне, неподалеку от Парижа. Он часто печатался, комментировал события в Латинской Америке, писал статьи об искусстве. Он считал, что искусство должно служить не только интересам всего человечества, но и быть еще национальным, "локальным".

В 1921 году министром просвещения в Мексике стал политический деятель, писатель, философ Хосе Васконселос, который называл мексиканцев "космической расой" и мечтал о том, что они сумеют синтезировать две культуры - староиндейскую и западноевропейскую. В 1922 году Сикейросы возвратились в Мексику.

Первой монументальной росписью, которую Сикейрос создал по заказу государства и которую министр Васконселос просил сделать как можно скорее, была роспись в Национальной подготовительной школе. Ее стены художники, как они сами говорили, поделили, как делят кусок хлеба. Работали самозабвенно, не жалея себя. Сикейрос, экспериментируя с красками, добавляя в них сок кактуса магея, создал росписи "Призыв к свободе" и "Похороны убитого рабочего", где была воплощена версия похорон и воскресения Христа, символизирующая победу трудящихся.

Росписи, которые стали ярким манифестом против реакции, вызвали соответствующий "отзыв". Реакционно настроенные преподаватели подговорили студентов, и те, вооружившись кто чем мог, едва не уничтожили фрески. Тогда на помощь художникам пришли рабочие, ради которых и создавались эти монументальные произведения искусства.

Так, с самого начала Сикейрос оказался в гуще политической борьбы. Он вступил в компартию, не раз выступал на митингах и вскоре попал в тюрьму. Сюда каждый день приносила ему передачи и записки Бланка Лус Блум, которая верила в него. Именно она и уговорила его сменить имя на Давида, так как, по ее словам, Сикейрос всегда напоминал ей статую Давида Микеланджело.

Когда художник вышел из тюрьмы, его пригласили в США. Американка французского происхождения Шинар попросила его сделать фреску для ее школы живописи в Лос-Анджелесе. За две недели Сикейрос с помощниками создал фреску размером 6 на 9 метров, которая называлась "Рабочий митинг".

В США Сикейрос не раз встречался с такими популярными актерами, как Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, режиссером Дадли Мэрфи, композитором Джорджем Гершвином. Фрески, проникнутые социально-политическими мотивами, начали создавать под влиянием Сикейроса и североамериканские художники. За свои политические убеждения он еще не раз попадал в тюрьму.

В 1932 году Сикейрос познакомился в Мехико с молодой коммунисткой Анхеликой Ареналь, которая стала не только его женой, но и товарищем по борьбе. Они вместе отправились в Испанию сражаться против фашизма.

Возвратившись в конце 30-х годов в Мексику, Сикейрос после долгого перерыва снова получил возможность создавать фрески для своей родины. В 1940 году в Нью-Йорке экспонировалась выставка его картин, среди которых были "Рыдание", "Буря", "Огонь". В станковой живописи Сикейроса, как и в его фресках, есть не только конкретные сцены, но и воплощения сложных понятий, которые под его кистью неожиданно приобретали жизненную полнокровность. Из фресок, созданных в годы Второй мировой войны и послевоенное время, наиболее известны роспись в Чильяне с ее гигантскими фигурами мексиканских и чилийских революционеров, которые сражались против колонизаторов; триптих во Дворце изящных искусств

Мехико, где центральным является образ вырывающейся из оков Новой демократии; роспись в Центре национальной медицины - "Аллегория будущей победы медицины над раком" и "Полифорум" в Куэрнаваке - "Марш человечества на Земле и в Космосе: нищета и наука" (эту роспись заказал миллионер Мануэль Суарес). Последнюю из созданных Сикейросом фресок - "Полифорум", которую он окончил в 1972 году, называют вершиной творчества великого мексиканского художника и сравнивают с капеллой Микеланджело. Это самая большая в мире роспись имеет площадь 8422 квадратных метра. Железобетонные плиты расписаны индустриальными красками. На всю роспись пошло более трех тонн красок.

Над "Полифорумом" работали скульпторы, художники, инженеры, химики, строители, разнорабочие - всего около 50 человек. За шесть лет было создано 72 панно, которые потом смонтировали в четырехэтажном здании двойной геометрической структуры, в котором расположились выставки народного искусства, театральный и кинозалы, Центр документации по мексиканскому искусству. Роспись состоит из двух разделов - "Марш человечества к буржуазно-демократической революции" и "Марш человечества к революции будущего". Те, кто видел росписи Сикейроса, отмечают, что он даже изображением одной фигуры создает ощущение присутствия толпы. На фресках "Полифорума" есть и сцены пыток, линчевания, образы матерей, защищающих своих детей, и демагога, символизирующего победу буржуазии. Есть космонавты, которые высаживаются на далеких планетах. Доброе начало, как считает великий художник, должно победить зло. И изображенные им на потолке мужчина и женщина полны надежд на счастье. С внешней стороны "Полифорум" украшен двенадцатью панно, которые вместе напоминают двенадцатигранный бриллиант.

Сикейрос умер 6 января 1974 года, умер от рака, победу над которым предвосхитил в одной из своих фресок.

Один из ближайших друзей великого художника писал после его смерти: "Его образы опаляют горячим дыханием и завораживают безостановочным движением, подобно тому, как над мексиканской землей - зеркалом Латинской Америки,- сменяя друг друга, движутся свет и тени..."

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.



Сикейрос

собственно Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Хосе Давид (29.12.1898, Чиуауа, - 6.1.1974, Куэрнавака), мексиканский живописец и график, один из основателей мексиканской школы монументальной живописи; общественный деятель. Учился в Мехико в АХ (1911) и школе Санта-Анита (1913). С 1911 участвовал в революционном движении. В 1914-18 офицер армии В. Каррансы. В 1919-22 работал во Франции и Испании; в 1921 издал в Барселоне «Манифест революционного искусства». Основатель (1922) и генеральный секретарь (1923-25) «Революционного синдиката работников техники и искусства». С 1924 - один из руководителей Мексиканской коммунистической партии, главный редактор газеты «Эль мундо». В 20-е гг. - активный профсоюзный деятель, генеральный секретарь Мексиканской унитарной профсоюзной конфедерации (с 1929). В 1930 арестован, в 1931 выслан в Таску. В 1932-34 и 1935-36 работал в США, основал в Нью-Йорке экспериментальную мастерскую (1936). В 1937-39 офицер Республиканской армии в Испании. Большое влияние на развитие монументального искусства в странах Латинской Америки оказала деятельность С. в Аргентине (1933), в Чили (1941-42), на Кубе (1943). В 1927, 1955, 1958 и 1972 С. посещал Москву. В 1960 за политическую деятельность заключён в тюрьму, в 1964 освобожден под давлением международного общественного мнения. Почётный член АХ СССР (1967). Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1966).

Борец за революционное, проникнутое коммунистической идейностью искусство, С. сообщал образам повышенную экспрессию, большую пластическую силу, отстаивая новые принципы активного воздействия художественных произведений на массы. Он создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально-исторических сил, использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и г. д.). В 50-60-е гг. в творчестве С. особенно нарастает конкретная выразительность в трактовке исторических событий и типов, заостряется политическое содержание образов. Основные произведения С.: росписи - в Национальной подготовительной школе (фреска, 1922-23), в клубе профсоюза электриков (1939), во Дворце изящных искусств (1945 и 1950-51), в Национальном музее истории (начаты в 1959): мозаика и рельеф на фасаде ректората Университетского городка (1952-54); монументально-декоративное сооружение «Полифорум», сочетающее архитектуру, живопись и скульптуру (1971); все работы - в Мехико; станковые картины - «Пролетарская мать» (1929-30), портрет Дж. Гершвина (1936), обе - в Музее современного искусства, Нью-Йорк. Исполнил множество литографий, рисунков.

Соч.: Cómo se pinta un mural, Мéх., 1951; L"art et la révolution, P., 1973.

Лит.: Жадова Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Полевой В., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Давид Сикейрос, [Л., 1969]; Tibol R., David Alfaro Siqueiros, Mex., .

В. М. Полевой.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Сикейрос" в других словарях:

    Сикейрос А. С. - СИКÉЙРОС Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Давид (1896–1974), мекс. живописец, поч.ч. АХ СССР (1967). С 1924 один из рук. Мекс. КП. В 1937–39 офицер Респ. армии в Испании; в 1940 организовал неудавшееся покушение на Л. Д. Троцкого.… … Биографический словарь

    - … Википедия

    СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД, или Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros, Jose David) (1896 1974), мексиканский живописец и график. Родился в Чиуауа. С юных лет и до конца жизни Сикейрос сочетал политическую деятельность с профессиональными занятиями… … Энциклопедия Кольера

    - (собственно Альфаро Сикейрос, Alfaro Siqueiros) (1896 1974), мексиканский живописец и график, общественный деятель. Один из основателей и крупнейший мастер мексиканской школы монументальной живописи. Почетный член АХ СССР (1967). Учился в … Художественная энциклопедия

    Сикейрос, собственно Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Хосе Давид (29.12.1898, Чиуауа, ‒ 6.1.1974, Куэрнавака), мексиканский живописец и график, один из основателей мексиканской школы монументальной живописи; общественный деятель. Учился в… … Большая советская энциклопедия

    СИКЕЙРОС (Альфаро Сикейрос) (Alfaro Siqueiros) Давид (1896 1974) мексиканский живописец, почетный член АХ СССР (1967). С 1924 Один из руководителей Мексиканской КП. В 1937 39 офицер Республиканской армии в Испании; в 1940 организовал неудавшееся… … Большой Энциклопедический словарь

    Сикейрос Xoce Давид - Д. Сикейрос. Сикейрос Xoce Давид, Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) (1896—1974), мексиканский живописец, график и общественный деятель. Один из основоположников и крупнейших мастеров мексиканской школы монументальной живописи. В 1911… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Сикейрос, Давид - Д. Сикейрос. Полифорум в Мехико. 1971 г. СИКЕЙРОС (Альфаро Сикейрос) (Alfaro Siqueiros) Давид (1896 – 1974), живописец. Один из создателей мексиканской школы монументальной живописи. Для выражения пафоса борьбы за свободу и мир использовал яркие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) (1896 1974), мексиканский живописец, почётный член АХ СССР (1967). С 1924 один из руководителей Мексиканской КП. В 1937 39 офицер Республиканской армии в Испании; в 1940 организовал неудавшееся покушение на… … Энциклопедический словарь

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 15.10.2017 16:02 Просмотров: 1537

Альфаро Сикейрос – известный мексиканский художник XX века.

Он был живописцем, графиком, участником коммунистического движения Мексики.
Полное имя художника – Хосе́ Дави́д Альфа́ро Сике́йрос .

Из биографии

Д. А. Сикейрос. Автопортрет. Пироксилин (1943). Музей изящных искусств (Мехико)

Родился будущий художник в Чиуауа в 1896 г. С юных лет (с 13 лет) увлёкся политикой и до конца жизни сочетал политическую деятельность с профессиональными занятиями живописью.
Учился в Академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). Уже во время обучения в художественной Академии Сан-Карлос он становится одним из студенческих вожаков и поднимает молодёжь на протест и забастовку против академической рутины. Но были предъявлены и требования экономического характера, например, национализация железных дорог. Сам Сикейрос по этому поводу писал в своих воспоминаниях: «Над нами хохотала вся Мексика... Откровенно говоря, я глубоко убежден, что именно в тот день и родился в душе каждого из нас художник-гражданин, художник, живущий общественными интересами...».
В 1914-1918 гг. он участвовал в Мексиканской революции, был офицером армии президента Венустиано Каррансы. С 1919 по 1922 гг. путешествовал и учился в Европе (Франция, Испания). По возвращении в Мексику вместе с Д. Риверой и Х.К. Ороско основал Синдикат революционных живописцев, скульпторов и граверов, пользовавшийся поддержкой государства. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922–1923).

А. Сикейрос «Стихии». Энкаустика (техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск). Малый двор Национальной подготовительной школы (Мехико)
В 1924 г. Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии. Он помогал организовывать профсоюзы, сотрудничал в рабочих газетах и участвовал в международных конгрессах профсоюзных и коммунистических организаций в Москве, Буэнос-Айресе, Монтевидео и Нью-Йорке.
В 1930 г. он был арестован, в 1931 г. отправлен в ссылку в Таско. Ссылка оказалась очень плодотворной в творческом плане: он создал здесь много картин, литографий и гравюр на дереве.
В 1932-1934 и 1935-1936 гг. Сикейрос работал в США: украшал росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932), основал экспериментальную мастерскую.
Был изгнан из США за фреску «Тропическая Америка», в Лос-Анджелесе. Фреска была уничтожена.
Сам художник, характеризуя свою работу, говорил, что обычно Тропическую Америку представляют «райским местом, где люди ведут беззаботное существование среди пальм и попугаев и где спелые плоды сами падают в рот блаженным смертным. А я изобразил на своей фреске человека, распятого на кресте... на котором сверху торжествующе восседает орел, такой же, как на американском долларе...».

А. Сикейрос «Тропическая Америка» (фрагмент уничтоженной фрески в Лос-Анджелесе)

Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией «Пластический этюд» (1933).
В 1937-1939 гг. Сикейрос воевал в Испании на стороне республиканцев. В 1940 г. участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике. За организацию студенческих волнений в Мехико 1960-1964 гг. он провёл в тюрьме.
В октябре 1940 г. Сикейрос вновь был арестован в связи в устрашающей акцией Л. Троцкого, который тогда находился в Мексике. Цель акции – вынудить Троцкого покинуть Мексику. Акция оказалась безуспешной, а Сикейроса сначала арестовали, а затем выслали из Мексики в Чили.
В 1950-е годы Сикейрос работал над созданием мозаики на фасадах зданий университетского городка и монументальных живописных композиций для госпиталя Ла-Раса и замка Чапультепек в Мехико.

Альфаро Сикейрос (в центре) и Зураб Церетели (слева)
Сикейрос неоднократно приезжал в Москву (последний раз – в 1974 г). Он был почётным членом Академии художеств СССР (1967), лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).
Умер Сикейрос в Куэрнаваке (Мексика) 6 января 1974 г.

Гробница Давида Альфаро Сикейроса на кладбище Пантеон в Мехико

Творчество

В творчестве Сикейроса заметно преобладание ярких красок, динамичность и фиксирование внимания зрителей на руках. Человеческие руки Сикейрос считал реальной силой, а в картинах – идейным смыслом произведения.

А. Сикейрос «Рыдание». Пироксилин (1939)
На этой картине художник изобразил трагедию испанского народа во время почти 40-летней эпохи диктатуры Франко. Сикейрос переживал эту трагедию как личную драму. Картина «Рыдание» символизирует скорбь, это картина-реквием.

А. Сикейрос «Облик нашего века» (1947)
На многих работах Сикейроса обозначено название материала – пироксилин. Что это такое?
Сначала Альфаро Сикейрос использовал для своих работ краску на основе пироксилина (1920-1940), основой которого являются синтетические полихлорвиниловые смолы. Пироксилин к тому времени довольно широко применялся в промышленности, им окрашивались машины. Но применить пироксилин в живописи до Сикейроса никому в голову не приходило. Именно работа с пироксилином привела к изобретению современных акриловых красок. Сикейрос позже тоже перешел полностью на акриловые краски.
А. Сикейрос работал в различных жанрах живописи, в том числе и в портретном. Но его портреты всегда имели психологическую глубину, а иногда вообще отходили от традиционного жанра. Таков, например, портрет американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина. Он скорее похож на жанровую сцену.

А. Сикейрос. Портрет Д. Гершвина
Вот ещё один необычный портрет. Известна история его создания.
Однажды Сикейроса попросили сделать портрет умершей маленькой девочки, родственники которой считали, что художник был фотографом. Но когда выяснилась истина, отец девочки всё-таки настаивал, чтобы портрет был сделан, и даже лучше, если это будет живописный портрет.
Умершую девочку одели в ее лучшее платье и посадили на стул. А чтобы она не упала, старшая сестра обхватила ее своими руками. Сикейрос впоследствии признавался, что никогда в жизни не чувствовал большей ответственности за свою живопись, чем тогда, когда писал портрет двух девочек, одна из которых была жива, а другая мертва.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то