Неоконсервативная революция 1980 х гг конспект урока. Лабораторная работа по истории

НеолиберализмЕго экономической основой выступали
идеи Кейнса, Гэлбрейта и других
сторонников расширенного вмешательства
государства в сферу социальноэкономических отношений.
Угрозу свободе неолибералы видели в
существовании массовых групп, движений,
особенно радикальных. Они считали, что
их члены противопоставляют узкие,
корпоративные интересы общественным.

Б. Гросс

Считал, что подобная
эволюция неолиберализма
способна
трансформировать его в
идеологию нового
тоталитаризма, «фашизма с
человеческим лицом», где
государство установит
тотальный контроль над
гражданами, ограничит их
свободы, считая, что это
нужно во имя их же блага.

Неоконсерватизм

течение, объединившее различные
направления. Неоконсерваторы назывались
«новыми правыми», радикальными
консерваторами. Главный акцент они
делали на сохранении традиционных
ценностей, т.е. идей классического
либерализма XIX века, ставших для
развитых стран основой их политической
традиции.

Неоконсерваторы

Оценивали государство «всеобщего благоденствия»
как бюрократического монстра, опекающего
граждан и тем самым ограничивающего их
свободу, вытесняющего дух предпринимательства
и предприимчивости. С точки зрения идеологии
неоконсерватизма, слишком высокая степень
социальной защищенности развращает человека,
порождает у него иждивенческие настроения. И
одновременно ставит его в полную зависимость от
чиновников и их решений. Неоконсерваторы
призывали людей опираться на собственные силы,
проявлять инициативу и ответственность,
солидарность друг с другом.

Основоположник экономической теории неоконсерватизма

М. Фридман

Государство должно

поддерживать не потребителя, а
производителя: обеспечивать стабильность
курса валюты, сокращать налоги на
прибыль, на добавленную стоимость.

В Великобритании

неоконсерватизм ассоциируется с лидером
Консервативной партии, ставшей в 1979 г.
премьер-министром Великобритании, М.
Тэтчер и сменившим ее на этом посту в
1992 г. Д. Мэйджором.

10. В США И ФРГ

с республиканцем Р. Рейганом, ставшим
президентом США в 1980 г. В ФРГ - с Г.
Колем, лидером христианских демократов,
канцлером ФРГ в 1982-1998 гг.

11.

В Испании модернизацию, осуществляемую по
неоконсервативным рецептам, проводило правительство,
возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической
рабочей партии) Ф. Гонсалесом, в Италии - коалиционное
правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси, во
Франции неоконсервативный курс проводился при президентесоциалисте Ф. Миттеране.
Фелипе Гонсалес
Бетино Кракси
Франсуа Миттеран

12. Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе.

Меры по повышению эффективности
экономики:
за счет сокращения налогов на производство,
более рационального использования бюджетных
средств.
внедрение передовых технологий стало
возможным за счет расширения военных заказов
в странах НАТО в 1980-е гг

13.

Экономия бюджетных средств за счет
децентрализация социальных программ, многие из
них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов
федераций, местных органов власти.
Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде
пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но
не как пособие, а как льготный кредит для открытия
своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило
занять значительную часть бывших безработных
преимущественно в сфере обслуживания.

14.

!Неоконсервативная
революция не
разрушила, а укрепила
основы «общества
благоденствия».
!Неоконсервативная
революция
пересмотрела методы
государственного
вмешательства в
экономику, изменила
структуру налогов,
скорректировала
социальные
программы.

15.

Неоконсервативные правительства стремились
создать социальную базу политики
модернизации. В тех странах Западной Европы,
где большая часть трудящихся была
организована в профсоюзы, их представители
включались в административные органы
управления предприятий, наблюдательные
советы корпораций, им обеспечили доступ к
информации о планах реорганизации. Там, где
роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в
Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах
состояло от 70% до 80% наемных работников, в
то время как в США - лишь 16%; в среднем же в
развитых странах профсоюзы охватывали 26%
занятых), использовались иные формы рабочего
участия в модернизации.

16. Информационное общество в развитых странах.

Увеличился спрос на труд инженеров,
техников, программистов. Гораздо большее
значение, чем когда-либо в прошлом,
начали играть центры производства знаний
- лаборатории и университеты.
По мере того как трудовая деятельность
становилась все более творческой и
интеллектуальной, возрастающее значение
приобретала заинтересованность
работников в труде, его результатах.

17.

Интеллектуализация трудовой деятельности
позволяет преодолеть жесткие барьеры
субординации между управляющими и
управляемыми, что содействует развитию
отношении социального партнерства.
Важнейшим капиталом информационного
общества становится человек, его творческий,
интеллектуальный потенциал. Интересы его
развития, в частности за счет
переквалификации наемных работников
физического труда, в 1980-е гг. оказались в
центре внимания и государства, и корпораций,
и общественных, благотворительных
организаций.

18.

Это определяет особое внимание к развитию
сферы образования. В 1960-1990-е гг.
численность обучающихся в колледжах и
университетах в США и Японии возросла в
3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в
Великобритании - в 7 раз. Средний
уровень образовательной подготовки всех
занятых достиг 14 лет.

19. Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг.

Спад неоконсервативной волны в развитых
странах был связан с тем, что основные
задачи в области модернизации экономики
нашли свое решение. С завершением
«холодной войны» изменилась ситуация на
международной арене. Резко упало влияние
леворадикальных сил.

20.

В США на президентских выборах 1992 г.
победу одержал лидер Демократической
партии Б. Клинтон. В Великобритании в
1997 г. премьер-министром стал лидер
лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г.
социал-демократы завоевали большинство
мест в бундестаге.

21.

Основные идеи и достижения
неоконсерватизма, связанные с
модернизацией экономики, поддержкой
частного предпринимательства,
ограничением бюрократических тенденций
центрального аппарата власти государства,
не ставились под сомнение.

План урока: 1. Проверка домашнего задания. 2. Неоконсервативная революция 1980-х гг.: 2.1. Что такое неоконсерватизм? 2.2. Сущность политики неоконсерватизма Особенности неконсервативной модернизации. 3. Страны Запада на рубеже XX – XXI вв.: 3.1. Этапы развития социал – демократии. 4. Интеграция в Европе и Северной Америке: 4.1. Этапы развития интеграции Основные направления интеграции в Европе и Северной Америке.


1. Проверка домашнего задания. 1. Что стало причиной формирования смешанной экономики в Западной Европе? 2. В чем причины перехода государства к активной социальной политики? 3. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? II. Выполните письменное задание: укажите причины кризисов х гг. что такое неомарксизм? Укажите основные черты данной идеологии I. Ответьте на вопросы:


2. Неоконсервативная революция 1980-х гг.: 2.1. Что такое неоконсерватизм? Неоконсерватизм – идеология, приверженцы которой выступали за возрождение традиционных моральных ценностей и модернизацию экономики с опорой на частных предпринимателей. В основе экономической теории неоконсерватизма лежали идеи Милтона Фридмэна Государство должно поддерживать не потребителя товаров, а их производителя путём сокращения налога на прибыль. Удешевление продукции, повышение уровня жизни населения.


2.2. Сущность политики неоконсерватизма. 1. Отказ от датирования убыточных производств; 2. Приватизация муниципального жилья и передача его в руки квартиросъёмщиков (расширение слоя собственников); 3. Политика экономии на бюджетных расходах (снижение инфляции, остановка роста цен); 4. Реформа социальной политики (передача социальных программ в ведение местных властей); 5. Введение налоговых льгот для производителей, внедряющих новых технологии; Заложены основы информационного общества; Структурная перестройка экономики


2.3. Особенности неконсервативной модернизации. В США и Великобритании: В странах Запада: 1. Закрытие убыточных предприятий и сокращение рабочих мест приводило к падению уровня жизни трудящихся; 2. Жесткая позиция по отношению к профсоюзам, использовались репрессивные меры 1. Неоконсервативная политика способствовала укреплению социальной базы политики реформ; большая роль профсоюзов


3. Страны Запада на рубеже XX – XXI вв.: Конец 90-х гг. XX века – изменение ситуации на международной арене: - распад СССР; - крах социализма в Европе; - возрастание проблем социальных и этнических отношений; В итоге, лидеры неоконсерваторов оказались не готовы к решению этих проблем. Социалистические и социал – демократические партии пришли к власти в 13 из 15 стран Европейского союза.


1951 г. – создание Социалистического интернационала (154 организации из 130 стран). Принципы социал – демократов: свобода (право каждого человека на самостоятельный выбор жизненного пути); справедливость и солидарность (каждый человек имеет право на защиту своих интересов;) Равенство и демократия (одинаковые возможности для всех людей быть свободными); Главная задача: Обеспечение равных стартовых возможностей для молодежи. Активизация массовых движений: гражданских инициатив, женского движения, зеленые, антиглобалисты


4. Интеграция в Европе и Северной Америке Этапы развития интеграции. Заполнить таблицу: Дата Договор, соглашение Страны - участники Результаты 1947 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 23 государства Снижение налогов на импортную продукцию, отказ от таможенных войн г. Организация Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) Возможности многосторонних экономических консультаций, обмен экономического информации 1949 г. Совет Европы Бельгия, Дания, Франция и др. Согласование политики в экономической, социальной и др. сферах


1951 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург Создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики 1957 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евр Атом) ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург Формирование общего рынка



Кризис модели социально ориентированной рыночной экономики, утрата доверия избирателей к государству, обеспечивающему «всеобщее благоденствие», стимулировали поиск новых идей и моделей общественного развития.

Неолиберализм и неоконсерватизм. В рамках неолиберализма, идейно-политического течения, господствовавшего в евроатлантических странах первые послевоенные десятилетия, новые подходы уже не могли зародиться.

«Общество благоденствия», в котором государство гарантировало постоянный рост благосостояния населения, а увеличивающийся потребительский спрос создавал стимулы росту производства, рассматривалось неолибералами как вершина прогресса.

Экономической основой неолиберализма выступали идеи Кейнса, Гэлбрейта и других сторонников расширенного вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Согласно этим идеям, повышение роли государства «всеобщего благоденствия» не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Угрозу свободе неолибералы видели в существовании массовых групп, движений, особенно радикальных. Они считали, что их члены противопоставляют узкие, корпоративные интересы общественным.

Как считал американский политолог Б. Гросс, подобная эволюция неолиберализма способна трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство установит тотальный контроль над гражданами, ограничит их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага.

Противовесом и неолиберализму и радикализму стал неоконсерватизм, течение, объединившее различные направления. Неоконсерваторы назывались «новыми правыми», радикальными консерваторами. Главный акцент они делали на сохранении традиционных ценностей, т.е. идей классического либерализма XIX века, ставших для развитых стран основой их политической традиции.

Неоконсерваторы позаимствовали у «новых левых» оценку государства «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства и предприимчивости. С точки зрения идеологии неоконсерватизма, слишком высокая степень социальной защищенности развращает человека, порождает у него иждивенческие настроения. И одновременно ставит его в полную зависимость от чиновников и их решений. Неоконсерваторы призывали людей опираться на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, солидарность друг с другом. Они считали, что человек реализует свою свободу, участвуя в деятельности различных неправительственных организаций (политических, религиозных, этнических, профессиональных и иных), отражающих его интересы.



Основоположником экономической теории неоконсерватизма принято считать М. Фридмана. Государство, согласно этой теории, должно поддерживать не потребителя, а производителя: обеспечивать стабильность курса валюты, сокращать налоги на прибыль, на добавленную стоимость. Рост производства, удешевление его продукции, по мнению неоконсерваторов, ведут к повышению уровня жизни. Иначе говоря, вопрос ставился так: обращать внимание не только на перераспределение произведенного ВНП, а на то, чтобы обеспечивать его постоянный рост.

Неоконсервативные идеи были взяты на вооружение правоцентристскими политическими партиями. В Великобритании неоконсерватизм ассоциируется с лидером Консервативной партии, ставшей в 1979 г. премьер-министром Великобритании, М. Тэтчер и сменившим ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджором. В США - с республиканцем Р. Рейганом, ставшим президентом США в 1980 г. В ФРГ - с Г. Колем, лидером христианских демократов, канцлером ФРГ в 1982-1998 гг.

Неоконсерваторы выступали за возрождение авторитета таких социальных институтов, как семья, школа, церковь, апеллируя к идее демократического капитализма. Она предполагала уважение закона и порядка, дисциплинированность, сдержанность, патриотизм. Неоконсерваторы получили поддержку самых широких слоев общества. К их аргументам прислушивались предприниматели и представители «среднего класса», заинтересованные в снижении налогового бремени, малоимущие, считающие социальные программы недостаточно эффективными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом.

Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе. Неоконсервативные правительства приняли меры по повышению эффективности экономики за счет сокращения налогов на производство, более рационального использования бюджетных средств. Особенно льготный налоговый режим устанавливался для тех корпораций, которые модернизировали производство. Важным стимулом к разработке и внедрению передовых технологий стало расширение военных заказов в странах НАТО в 1980-е гг., особенно связанных с проектом стратегической оборонной инициативы (СОИ). Экономия бюджетных средств осуществлялась на различных уровнях государственного управления. Была проведена децентрализация социальных программ, многие из них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов федераций, местных органов власти. Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но не как пособие, а как льготный кредит для открытия своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило занять значительную часть бывших безработных преимущественно в сфере обслуживания. Мелкие магазинчики, кафе, ремонтные мастерские, бензоколонки не составляли конкуренции крупным корпорациям, хотя их удельный вес в производстве национального, дохода оказался весомым.

Экономии на государственных расходах способствовало освобождение государства от лишней собственности. Построенное за счет государства и муниципалитетов жилье для граждан с низким и средним достатком, требующее ремонта и не приносящее дохода, было передано в собственность квартиросъемщиков, т.е. приватизировано. Принадлежавшие государству и выживавшие с помощью субсидий предприятия, которые утратили рентабельность, закрывались или приватизировались. Их модернизация осуществлялась частным капиталом. Сокращение роли государства в экономике несколько уменьшило численность армии чиновников и расходы на содержание государственного аппарата.

Неоконсервативная политика не привела к отказу от государственного регулирования экономики. Напротив, его масштабы даже возросли. В США с 1980 по 1995 г. доля ВВП, перераспределяемая государством, возросла с 19,3% до 19,8% . В Великобритании - с 40,4% до 45,3%, во Франции - с 48,9% до 49,6%. Удельный вес бюджетных средств государства в покрытии расходов на социальные программы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.) в США с 1980 по 1995 г. возрос с 54,2% до 55%, в Великобритании - с 48,2% до 54,5%. Небольшое сокращение доли государственных расходов на эти цели произошло во Франции, Швеции, других странах.

Неоконсервативная революция не разрушила, а укрепила основы «общества благоденствия». Активная социальная политика поддерживала высокий уровень благосостояния населения.

Неоконсервативная революция пересмотрела методы государственного вмешательства в экономику, изменила структуру налогов, скорректировала социальные программы.

Интересы модернизации экономики требовали закрытия нерентабельных предприятий, автоматизации и роботизации многих производственных комплексов. Это подразумевало сокращение численности рабочей силы, что вызывало сопротивление профсоюзов. Однако широко распространившееся в обществе осознание необходимости модернизации лишило те профсоюзы, члены которых подлежали сокращению, общественной поддержки. Политика неоконсерваторов не ставила цель разгрома профсоюзного движения. Репрессии использовались лишь в тех случаях, когда профсоюзы пытались проводить забастовочные акции, наносящие ущерб гражданам и экономике в целом. Так, руководство профсоюза авиадиспетчеров в США было привлечено к ответственности за незаконную забастовку, а на место бастующих членов профсоюза встали военные диспетчеры.

Неоконсервативные правительства стремились создать социальную базу политики модернизации. В тех странах Западной Европы, где большая часть трудящихся была организована в профсоюзы, их представители включались в административные органы управления предприятий, наблюдательные советы корпораций, им обеспечили доступ к информации о планах реорганизации. Там, где роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70% до 80% наемных работников, в то время как в США - лишь 16%; в среднем же в развитых странах профсоюзы охватывали 26% занятых), использовались иные формы рабочего участия в модернизации. При модернизации американской корпорации «Дженерал моторе», связанной с переходом к роботизированной, модульной схеме организации производства, 80% высококвалифицированных работников корпорация гарантировала сохранение рабочего места и долю в прибылях. Вводились элементы рабочего самоуправления: каждая бригада сама определяла ритм, порядок и продолжительность работы, отвечая лишь за конечный результат.

Информационное общество в развитых странах. Меры, осуществленные в рамках неоконсервативной революции, связанные с модернизацией производства, были решающим фактором формирования общества, которое все чаще определяется как информационное.

Все предыдущие технические усовершенствования увеличивали, главным образом, физическую силу человека. Массовое, конвейерное производство превратило работников в придатки машины, выполняющие простейшие функции. Автоматизация, компьютеризация и роботизация производства позволили свести до минимума участие человека в производственном процессе, оставив за ним преимущественно контрольные и творческие функции.

Увеличился спрос на труд инженеров, техников, программистов. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начали играть центры производства знаний - лаборатории и университеты.

По мере того как трудовая деятельность становилась все более творческой и интеллектуальной, возрастающее значение приобретала заинтересованность работников в труде, его результатах. Производительность труда в секторах производства знаний, обработки и обобщения информации не может определяться скоростью движения конвейера, диктоваться работодателем. Практика работы крупных корпораций последних десятилетий показала, что наилучших результатов добиваются те из них, где работники творческого труда непосредственно заинтересованы в результатах своей работы. Это обеспечивается за счет высоких зарплат, расширения круга совладельцев акций, введения индивидуальных графиков труда и отдыха.

Интеллектуализация трудовой деятельности позволяет преодолеть жесткие барьеры субординации между управляющими и управляемыми, что содействует развитию отношении социального партнерства.

Важнейшим капиталом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал. Интересы его развития, в частности за счет переквалификации наемных работников физического труда, в 1980-е гг. оказались в центре внимания и государства, и корпораций, и общественных, благотворительных организаций.

Это определяет особое внимание к развитию сферы образования. В 1960-1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в Великобритании - в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет.

Качественно новое состояние экономики, достигнутое за счет внедрения высоких технологий, обеспечило длительный период бескризисного развития стран Западной Европы и Северной Америки.

Во-первых, новые технологии позволили перейти к энерго-и ресурсосберегающему производству, обеспечивающему выпуск все больших объемов продукции при сокращении затрат сырья и энергоносителей. Это привело к падению мировых цен на них, создало преимущества на мировом рынке для стран, выпускающих высокотехнологическую продукцию.

Во-вторых, овладение высокими технологиями позволяет постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции за счет товаров, обладающих качественно новыми потребительскими свойствами. Это исключает затоваривание рынка одним видом продукции.

В-третьих, сами высокие технологии, знания стали важнейшим товаром на мировых рынках. Стоимость их продаж в 1980-е гг. достигла стоимости продажи нефти, газа и иных энергоносителей. Производство высоких технологий стало самым выгодным бизнесом. Знаний не может быть произведено больше, чем нужно. Кроме того, знания могут потребляться многократно разными потребителями. Производство знаний в тех странах, где для этого сложилась соответствующая инфраструктура лабораторий и научных центров, оказывается самой прибыльной и рентабельной сферой вложения капиталов. Важнейшим источником американского мирового лидерства стало завоевание США ведущих позиций в разработке технологических новшеств.

Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг.Политические партии и лидеры, придерживающиеся неоконсервативной ориентации, стояли у власти в развитых индустриальных странах более десятилетия (в США - 12 лет, в Великобритании - 18 лет). Поскольку методы политики неоконсерваторов оказались эффективными для решения проблем модернизации общества, их взяли на вооружение в 1980-е гг. почти все политические партии, стоящие у власти в развитых странах. В Испании модернизацию, осуществляемую по неоконсервативным рецептам, проводило правительство, возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической рабочей партии) Ф. Гонсалесом, в Италии - коалиционное правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси, во Франции неоконсервативный курс проводился при президенте-социалисте Ф. Миттеране.

Спад неоконсервативной волны в развитых странах был связан с тем, что основные задачи в области модернизации экономики нашли свое решение. С завершением «холодной войны» изменилась ситуация на международной арене. Резко упало влияние леворадикальных сил. Соответственно, акцент на защите традиционных ценностей демократии, присущий неоконсерватизму, утратил привлекательность в глазах избирателей. На первый план выступили конкретные проблемы социальных, этнических отношений, утверждения нового миропорядка, к решению которых неоконсервативные лидеры оказались не готовы. В США на президентских выборах 1992 г. победу одержал лидер Демократической партии Б. Клинтон. В Великобритании в 1997 г. премьер-министром стал лидер лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г. социал-демократы завоевали большинство мест в бундестаге. Наметился рост влияния социалистических и социал-демократических партий и в других развитых странах. Однако система ценностных ориентации и политических ориентиров этих партий за последнее десятилетие существенно изменилась.

Основные идеи и достижения неоконсерватизма, связанные с модернизацией экономики, поддержкой частного предпринимательства, ограничением бюрократических тенденций центрального аппарата власти государства, не ставились под сомнение.

В развитых странах было достигнуто согласие основных политических сил по принципиальным вопросам стратегии общественного развития. Различия в идейно-теоретических и философских взглядах политических лидеров и теоретиков имеют меньшее значение, чем в прошлом. Это дало основание в апреле 1998 г. Т. Блэру предложить распустить Социалистический Интернационал и заменить его союзом нового типа, включающим неолиберальные партии (типа Демократической партии США), разделяющие цели социально ориентированной политики. Эта идея не была поддержана французскими социалистами, но вызвала одобрение у лидера СДПГ Г. Шредера, также выступающего за создание широкого союза партий с общими идеалами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему в 80-е гг. в государствах «всеобщего благоденствия* возникли новые, альтернативные идеи развития общества?

2. Раскройте основные различия взглядов и политики неолиберализма и неоконсерватизма с помощью таблицы.

Сформулируйте выводы о сути установленных различий.

3. Что объединяет имена таких политических и государственных деятелей, как М. Тэтчер, Р. Рейган и Г. Коль? Как вы думаете, почему в 80-е гг. XX века возобладали идеи неоконсерватизма?

4. Назовите меры, которые предприняли неоконсерваторы для модернизации экономики в странах Запада. Как они отразились на роли государства? Почему эту политику называют неоконсервативной революцией?

5. Раскройте основные черты, характеризующие информационное общество в развитых странах. С какими достижениями научно-технического прогресса связано его становление?

6. Что такое высокие технологии, какие изменения в обществе происходят при их применении?

7. Чем объясняется спад неоконсервативной волны в развитых странах в 90-е гг.? Кто и почему сменил неоконсерваторов?

Так случилось, что начало зимы оказалось холоднее обычного. И сразу пошли разговоры о том, что началось всемирное похолодание. А значит, прав был Трамп, когда утверждал, что всемирное потепление это выдумка либералов и зеленых, чтобы протащить свои экологические проекты.

Так совпало, что холодная зима пришла в ходе неоконсервативной революции.

Это революция белого большинства, правами которого последнее 20 лет злодейски пренебрегали. И, похоже, белому человеку такое положение надоело. И если раньше он попустительствовал всем неолиберальным новшествам, видя в них щенячье буйство, то теперь он, похоже, решил — хватит.

И это не в одной отдельно взятой стране США, а повсеместно, и если в ХХ веке мировой конфликт был между капитализмом и коммунизмом, теперь, в ХХI веке, он превратился в противостояние неолибералов и неоконсерваторов.

Причем современная Россия — ярчайший пример неоконсерватизма. Этим объясняется ненависть к России неолибералов и симпатия неоконсерваторов.

Совсем невеселая картина сложилась в современной Германии.

Возьмем, к примеру, партию ХДС и будущие выборы. Здесь это внутрипартийный конфликт руководства партии и базиса. Большинство ее членов сторонники христианских и консервативных ценностей, жители глубинки, провинции. Именно такие избиратили преимущественно избирали в Трампа в США. Руководство партии в погоне за голоса маргинальных групп пошло на уступки в вопросе традиционной семьи, в вопросе национальных интересов и интересов трудящегося населения.

Это как раз и противоречило основному ее базису и электорату. Идея роста экономики любой ценой, введение Евро и бездифицитный бюджет и оголтелый гуманизм привели в итоге к снижению реальных доходов населения.

Какое дело простому труженику до того, что у страны рекордный годовой доход, если он не может прокормить семью в одиночку и государство не может гарантировать ему достойную пенсию по старости, безопасность, если у государства находятся миллиарды на содержание беженцев и нет денег на повышение зарплаты воспитателям детских садов и пособия матерям-одиночкам.

Многие консерваторы долгое время выбирали ХДС по инерции, до тех пор, пока не появилась Альтернатива, точно уловившая настроение белого большинства.

Не секрет, что руководство Альтернативы и большинство членов партии АдГсформировались из правого крыла ХДС и правого крыла Свободных Демократов, не согласных с утратой национального своеобразия страны, национальной культуры и суверенитета в рамках Евросоюза.

Не исключено, что в Германии предвыборная компания ХДС в 2017 году может проявиться в лозунгах, перенятых у Альтернативы и ХСС, баварцев, родственной ХДС партии:

— ограничение притока беженцев;

— ужесточения правил раздачи пособий;

— ограничение социальных прав для мигрантов;

— возвращение к ценностям традиционной семьи;

— ориентация на права белого консервативного большинства.

Иначе у ХДС не будет вообще никаких шансов снова оказаться у власти.

Можно, конечно, говорить о том, что национальное самосознание и возврат к националиьным интересам — это регресс мирового устройства, но надо понимать и тот факт, что либеральная идея так далеко зашла, что исчерпала себя, и следующим этапом ее развития будут открытый рынок товатов, узаконенная педофилия, зоофилия и смена расовой структуры Европы.

Именно этого не хотят сторонники неоконсерватизма, чьи интересы не учитывали неолибералы и предали руководители христианских и консервативных партий Европы в угоду глобализации.

Главное, чтобы неоконсерваторы не перегнули палку и не скатились в национализм.

Надеюсь, у них хватит профессионализма, политчутья и чувства меры.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то