Антониево-Дымский монастырь: история, главные святыни. Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь - pharmateacher Требы в монастыре антония дымского

В Ленинградской области на расстоянии 20 километров от города Бокситогорска находится мужской Антониево-Дымский монастырь. Он относится к числу наиболее древних обителей нашей страны, и о его основании рассказывают не столько архивные документы, сколько дошедшие до наших времён легенды. Расположена эта монашеская пустынь в деревне Красный броневик, название которой напоминает смиренным инокам о временах, когда многим из их предшественников представилась реальная возможность стяжать венцы мучеников за веру.

Основатель древней обители

Исследователи утверждают, что не сохранилось никаких исторических памятников, подтверждающих существование монастыря ранее XVI века, и, тем не менее, предание приписывает его основание преподобному Антонию, поселившемуся в Новгородских землях около 1240 года. Говорят даже, что ещё до революции в обители хранилась грамота, пожалованная князем Александром Невским, но затем, она бесследно исчезла, как и многое из того, что монахи почитали своими бесценными реликвиями.

То же предание гласит, что основатель монастыря отошёл ко Господу в 1274 году, и его тело было погребено возле клироса, им же построенной церкви святого Антония Великого. Когда столетие спустя могилу вскрыли, то мощи были обретены нетленными, и источавшими благоухание, после чего их поместили в открытую раку, размещённую в церкви.

Злодеяния хана Едигея

Далее следует рассказ о том, что в 1409 году мужской православный монастырь, основанный преподобным Антонием, подвергся нашествию татарского хана Едигея и был полностью разорён. Однако, предвидя несчастье, монахи надёжно укрыли в земле мощи святого, а все ценности, включая железную шапку и вериги, которыми он изнурял плоть, опустили на дно Дымского озера.

Там же схоронили от супостатов колокола и позлащенные кресты куполов. Надо признать, что подобная информация вызывает некоторые сомнения, поскольку, согласно летописям, хан Едигей до Новгородских земель не дошёл, но тем не менее легенда вполне созвучна народному эпосу и живёт уже много веков.

Разорение монастыря шведами

Более достоверные, то есть подтверждённые архивными данными сведения относятся к 1578 году, когда после разорения шведами Валаамского монастыря часть уцелевших иноков переселилась на берег Дымского озера, где некогда была обитель, разорённая, по утверждению иноков, ханом Едигеем. Именно эти вынужденные переселенцы и возродили Антониево-Дымский монастырь. Однако злая судьба не отступилась от них и на новом месте.

Доподлинно известно, что в 1611 году шведские войска под командованием воеводы Якова Делегарди тщетно пытались штурмовать Успенскую мужскую обитель в Тихвине и, потерпев поражение, выместили злобу на плохо защищённом и лишённом каких-либо фортификационных сооружений Антониево-Дымском монастыре.

В результате недавно отстроенные храмы и кельи были сожжены, а уцелевшие иноки разбрелись по окрестным лесам, где ютились в землянках и шалашах. Спустя несколько лет те из них, кому оказалось не по силам отшельническое житьё, подались на Волхов и присоединились к братии Васильевского монастыря, остальные же навсегда сгинули в лесных чащобах.

Благодеяния первых царей из рода Романовых

Казалось, что на этом история Антониево-Дымского монастыря должна была бы закончиться. Но судьба распорядилась иначе. В 1626 году царь Михаил Фёдорович, идя навстречу ходатайству митрополита Филарета, повелел возродить к жизни столь много претерпевшую на своём веку обитель. По государеву указу на берега Дымского озера из нескольких северных монастырей были присланы иноки, ставшие первыми насельниками возрождённой обители.

Когда же на российский престол взошёл сын Михаила Фёдоровича ─ государь Алексей Михайлович, то, радея о спасении собственной души, он внёс в монастырскую казну щедрые пожертвования, что позволило возвести в нём первые каменные сооружения. Однако и тут злой рок неумолимо преследовал братию. В 1687 году монастырь вновь сгорел, но на этот раз не по вине чужеземцев, а по нерадивости самих монахов. Пришлось всё отстраивать заново.

Судьба обители в XVIII и XIX веке

Наступивший вскоре XVIII век мало чем порадовал насельников Антониево-Дымского монастыря. Если его первую половину удалось кое-как прожить (правда, с большими потерями от рекрутских наборов Петра I), то при государыне Екатерине II, проводившей политику секуляризации (изъятия) монастырских земель он был упразднён. Иноков разослали по другим обителям, а монастырский храм сделали приходским. Лишь в самом конце столетия его деятельность была возобновлена.

Гораздо более счастливым для монастыря выдался XIX век. Начиная с государя Павла I все последующие правители в той или иной форме оказывали ему покровительство. Это позволило осуществить большой объём строительных работ, возведя на месте прежних деревянных сооружений, каменные здания. Монастырь получил во владение значительные земельные угодья, а также рыбные ловли на Дымском озере.

Вступление в полосу лихолетья

Сразу после прихода к власти большевиков для насельников почти всех российских монастырей настала полоса бедствий, сопоставимых, разве что с нашествиями варваров. Коснулись они и обителей Санкт-Петербургской епархии. О событиях тех лет долго хранили память старожилы края. Рассказывали, что, когда в 1919 году власти закрывали Антониево-Дымский монастырь, то для разгона монахов, не желавших покидать обжитые стены, пригнали тот самый броневик, который впоследствии был увековечен в названии деревни, рядом с которой разыгрались трагические события.

В опустевшей обители большевики устроили вначале приют для калек и престарелых, но потом решили подойти более практично к использованию крепких и добротных зданий. По распоряжению местного Исполкома, в них была создана образцовая коммуна по производству кирпича. Просуществовала она всего 2 года ─ ровно столько, сколько потребовалось, чтобы разобрать на кирпичи и распродать большую часть монастырских построек. При этом сами же «образцовые коммунары» ни одного кирпича не произвели.

Тем не менее несмотря на все беды главный храм обители Троицкий собор продолжал действовать до конца 30-х годов в качестве приходского храма. В период Великой Отечественной войны он был разрушен и в послевоенные годы не восстанавливался. С 1945 года в двух чудом сохранившихся корпусах ─ келейном и гостиничном, - размещалась школа трактористов.

Когда же в 1952 году территория монастыря оказалась в ведении администрации новообразованного Бокситогорского района, её передали местной психиатрической больнице. Впоследствии у медиков приглянувшиеся ий площади отвоевала дирекция глинозёмного комбината, которая и распоряжалась ими до 1997 года, когда на волне перестройки всё, что оставалось к тому времени от монастыря было возвращено Санкт-Петербургской епархии. Новообразованная обитель была приписана в качестве подворья к Тихвинскому монастырю.

Второе обретение святых мощей

С этого времени началось возрождение обители, но ещё тремя годами ранее на берегу Дымского озера, где, по преданию, молился преподобный Антоний, установили поклонный крест в честь 770-летия со дня его блаженной кончины. В 2000 году приступили к работам по восстановлению разрушенного в годы войны Троицкого собора, и вскоре трудами игумена Евфимия, являвшегося настоятелем Тихвинского монастыря, были вновь обретены мощи преподобного Антония, сокрытые до той поры под толщей руин.

С этих пор они стали главной святыней возрождавшегося к жизни Антониево-Дымского монастыря, адрес которого вошёл в список паломнических маршрутов не только жителей Северной столицы, но и большинства других городов России. Многие верующие, обремененные различными недугами, стремятся на берега Дымского озера, в надежде получить исцеление по молитвам у раки святого.

Для тех, кто ещё только собирается отправиться в паломничество, сообщаем адрес монастыря: Ленинградская область, Бокситогорский район, пос. Красный броневик. Расположен он, как уже говорилось выше, в 20 километрах от Бокситогорска. Кроме того, в Санкт-Петербурге имеется подворье Антониево-Дымского монастыря. Оно размещено в возрождаемом к жизни храме Покрова Пресвятой Богородицы по адресу ул. Боровая, д. 52В. Его фото завершает статью.

Антониево-Дымский мужской монастырь только 20 лет как восстанавливается из руин. Расположена обитель в деревне Красный Броневик в Бокситогорском районе. Главная святыня – чудотворные мощи основателя, преподобного Антония. Как говорят в монастыре, молитва и купание в святом Дымском озере ставят инвалидов на ноги.

РАВНЫЙ ПО ДУХУ

Одну из древнейших обителей Северной Руси основал в 1243 году преподобный Антоний. Будущий святой родился в Великом Новгороде в 1206-м в семье христиан. В 19 лет Антоний покинул отчий дом и пришел в обитель на Хутыни, чтобы стать иноком. В те времена монастырь возглавлял Варлаам. Спустя два года он постриг юношу в монахи.

Инок приходил в храм первым и покидал его последним. Немудрено, что, когда монастырю нужно было отправить кого-то из братии в Константинополь по церковным делам, выбрали Антония, самого смиренного и добродетельного.

Из Византии монах вернулся спустя пять лет, исполнив поручение и получив от епископа подарки для обители и мудрые наставления. Вернулся в скорбный час – его наставник Варлаам умирал. Перед смертью он созвал братию и сказал, что оставляет обитель на Антония, своего сверстника, то есть равного по духу.

Антоний принял управление обителью в 1243-м. Исполнил наказ Варлаама достроить каменную церковь Преображения. Но настоятелем он не пробыл и года: в 37 лет инок тайно покинул монастырь и ушел в леса.

ВЕНЕЦ ПОСЛУШАНИЯ

Немало прошел Антоний по дебрям, прежде чем вышел к подножию холма и окутанному туманом озеру (благодаря этому озеро и прозвали Дымским. – Прим. авт.). Это сейчас здесь стоит обитель, к которой верующие стекаются со всей России . А тогда это было дикое место первозданной красоты.

Вскоре на берегу озера появился небольшой шалаш. Ближе к зиме монах выкопал пещеру и построил келью. Инок трудился днем и ночью, а для пущего измождения носил не снимая тяжелые вериги (цепи. – Прим. ред.) и железную шестикилограммовую шапку. В поля шляпы были вбиты гвозди, которые врезались в голову, напоминая муку тернового венца. Говорят, что этот головной убор еще лежал у мощей преподобного в XIX веке, а затем бесследно пропал.


Но дремучие леса не скрыли богоугодную жизнь Антония от его искренних последователей: вокруг отшельника стала собираться братия. И в 1250 году к Александру Невскому обратились с просьбой дать жалованную грамоту на земли у Дымского озера, чтобы создать монастырь.

Ровно 30 лет Антоний отдал обустройству обители. Преподобный скончался в 1273-м, когда ему было 67 лет. Его положили в построенной им же церкви, а в 1370 году, во время правления Дмитрия Донского , обрели его мощи: за век тело Антония осталось нетленным.

«ВСТАНЬ И СИДИ!»

Святые останки положили в открытую раку в том же храме за 13 лет до явления чудотворной Тихвинской иконы. Поэтому Антония считают предтечей.

Записи о чудесах, которые творят мощи святого Антония, стали вести с середины XVII века. Многие, помолившись преподобному и искупавшись в Дымском озере, излечивались от хворей. К примеру, петербургский купец Ермолай Калитин, избавившись в 1744 году от ужасных струпьев по всему телу, в благодарность дал денег на постройку церкви. На его же пожертвования в храме соорудили два иконостаса и раку.

Необычна история Симеона, который жил в Тихвинском посаде в середине XVII века. Два года несчастный ходил с загноившимися глазами, из которых сочилась и кровь. У церкви с мощами Антония он промыл глаза утренней росой – и исцелился.


Через несколько лет Симеон, «впав в искушение», тяжело заболел и уже ожидал смерти, как после хвалы Антонию увидел странный сон. В нем были ангелы, которые несли по воздуху Тихвинскую икону и икону Антония. Была при них и чаша, до краев наполненная святой водой. Ангелы устыдили Симеона: «Чего лежишь распростертым на одре своем?» А когда он заговорил о хвори, появился святой Антоний: «Встань и сиди!» – и окропил больного. Симеон проснулся здоровым.

«МОНАСТЫРЬ ГОРИТ»

За свою историю обитель разрушали трижды: в 1409-м – татары, в 1611-м – шведы, в 1919-м – советы. Во время нашествия татар, по преданию, мощи, вериги и шляпу Антония, а также утварь и колокола спрятали и уберегли на дне озера.

В 1585 году шведы разорили Валаамский монастырь, и иноки некоторое время жили в Дымской обители. А в 1611-м шведские войска, которые не смогли осадить Тихвинский монастырь, ударили по обители Антония. Выстоять она, неукрепленная, не смогла: храмы и кельи сожгли, уцелевшие братья разошлись. За восстановление «монастыря на Дымях», по велению Михаила Федоровича Романова , взялись спустя 15 лет. А уже при Алексее Михайловиче здесь появился первый каменный храм.


В 1687 году в Дымском монастыре случился страшный пожар. Благодаря заступничеству Антония братия не пострадала: святой явился во сне одному из монахов и предупредил, что тот «сгорит бездельно». Инок в страхе проснулся и увидел, что в его келье из-за неисправной печи уже бушует пламя.

Спустя месяц вспыхнули трапезная и хлебопекарня. И снова монахов спас Антоний, который явился задремавшему пономарю и сказал: «Проснись! Монастырь горит!» Пламя вовремя потушили.

В XIX веке обитель обновили и расширили: на месте деревянных построек появились каменные. У монастыря были свои приходская школа, квасоварня, ледники, огороды и луга , дровяной лес.

ТРАКТОРИСТЫ, КИРПИЧИ

В 1919 году монастырь закрыли. Для разгона монахов пригнали броневик. В память о тех событиях обитель переименовали в деревню Красный Броневик.


Опустевшую обитель занял приют для калек и престарелых. Потом там устроили предприятие по производству кирпича. Суть его работы сводилась к разбору монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. Тогда же, в 1929-м, уничтожили и монастырское кладбище. При этом Казанский собор монастыря работал до конца 1930-х как приходской храм.


После войны в сохранившихся келейном корпусе и гостинице устроили школу для трактористов. К 1961 году его окончательно разобрали.

К началу 1990-х остались остов соборной колокольни, келейный корпус, корпус богадельни, здание церковно-приходского училища и несколько хозпостроек.

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЩЕЙ

Возрождаться Дымская обитель начала в 1994 году, когда на святом озере, у камня, где молился Антоний, установили поклонный крест. В начале 2000-х начали отстраивать Казанский. Колокола подняли в 2010 году, но восстановление собора еще продолжается.


Мощи вновь обрели в 2001 году и положили в Тихвинском монастыре. Домой же святой Антоний вернулся в 2008-м – после утверждения обители Синодом.

Наряду с мощами преподобного в монастыре есть и другие святыни: иконы с частицами мощей Матроны, мучениц Веры, Надежды и Любови, а также других святых.

КАК ДОЕХАТЬ ДО МОНАСТЫРЯ:

Из Санкт-Петербурга – автобусами: направление – Бокситогорск , Пикалево ; остановка Галично, далее три километра пешком.

Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь - мужской монастырь в деревне Красный Броневик Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска.

Монастырь принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель - игумен Игнатий (Бузин).

Монастырь, по преданию, основан преподобным Антонием около 1243 года. Официальное учреждение произошло позднее, с пожалованием грамоты великим князем Александром Невским.

Преподобный скончался 24 июня 1273 года, его тело было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Великого у клироса. В 1370 году мощи святого былы обретены нетленными и положены открыто в раке в том же Антониевском храме.

В 1409 году обитель была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу святого опустили на дно Дымского озера. Впоследствии святыни были обретены в его водах.

С 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.

В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены.

В 1626 году с благословения Патриарха Филарета царь Михаил Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм.

В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново.

В грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

[править] Источники, мнения по ранней истории монастыря

Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского, самая ранняя из дошедших редакций которого датируется концом XVII века. Вероятно, оно составлено в Антониево-Дымском монастыре с использованием местных преданий.

Вторая редакция, более поздняя, датируется концом XVIII-началом XIX века и, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу жития Феодосия Тотемского.

Причины скудости информации о ранней истории монастыря называет первая редакция: древние сведения не сохранились «от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». При этом обе редакции сохраняют дату основания монастыря - около 1243 года. О том, что грамота на создание монастыря была пожалована Александром Невским, сообщает поздняя версия.

Только в поздней редакции упоминается и о событиях 1409, 1611 и 1626 годов. И. П. Мордвинов считал эти известия легендарными, так как указаний на события в других источниках отстутствуют.

Есть публикация описи монастыря 1583 года, а также грамоты новгород-ского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 года в Дымский монастырь валаамским старцам:

и вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Ве-ликого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по за-кону прежних своих Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каков закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому "благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вкупе, единомышлено и меж себя в послушание, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действо-вали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, вся-кому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны...

Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом и присланым им 11 октября 1795 года.

Император Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.

В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году - 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году - 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году - хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.

При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. В монастырском пользовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-хдневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).

Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (Кириллов).

В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».

В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». По сути, её деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи.

Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище.

После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница.

В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956-1961 годах он был окончательно разобран.

К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырехъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек.

В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.

30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.


Антониево-Дымский мужской монастырь. Основан в начале 13 века на землях Новгородских князей. Грамоту о жаловании сих земель подписал св. благоверный князь Александр Невский, получив исцеление по молитвам преп.Антония Дымского, омывшись в водах Святаго озера.

Антониево-Дымский монастырь, заштатный, общежительный, в 15 верстах от города Тихвина, на берегу озера Дымского. Основан в XIII веке преподобным Антонием (см. 17 января), мощи которого и покоятся в монастыре; здесь же находится его 15-ти фунтовая железная шляпа, найденная на озере Дымском. На это озеро ежегодно 24 июня совершается крестный ход.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Преподобный Антоний Дымский, ученик преп. Варлаама Хутынского, пришел на берега Дымского озера в 13 веке. По имени этого озера святой и получил свое величание. А озеро названо в свою очередь Дымским из-за того, что в тех местах густые туманы - дыми. Преп. Антоний освятил озеро своей молитвой, он приплывал к камню на середине озера и молился на нем воздев руки. Так велики были подвиги преп. Антония, что он вымолил у Царицы Небесной явление святой Тихвинской иконы в тех местах, которое и произошло через 100 лет. Еще при жизни подвижника возле него стали собираться монахи и был основан монастырь. Сейчас это тихое, благодатное место в 15 км от Тихвина. Монастырь постепенно восстанавливается.

Антониево-Дымский мужской монастырь - одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в середине ХIII века великим подвижником и любимым учеником преподобного Варлаама Хутынского - Антонием. Он родился в 1206 году в Великом Новгороде. В 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. После кончины настоятеля - Варлаама Хутынского в 1243 году, Антоний был поставлен игуменом этого монастыря. Когда игумен Антоний убедился, что монастырь прочно утверждён, он решил удалиться из него и найти уединённое место для молитв в землях Новгородской республики. Таким местом стало Дымское озеро, окружённое дремучим лесом.

Дымское озеро было названо так из-за густых туманов-дымей, образующихся в этой местности, над озером. Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещеру для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме. Предания рассказывают, что преподобный Антоний посреди озера нашёл большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались - камень исчезал под ними, когда опускались - вновь показывался. Антоний приплывал на лодке к этому камню и подолгу молился один, стоя на камне посреди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озёрная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной церкви подвиг столпничества на водах. Преподобного Антония называют предтечей чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Считается, что именно он вымолил благословение Божией Матери предопределив явление Её образа на берегах Тихвинки в 1323 году. Вскоре сюда стали приходить и другие ищущие уединения монахи. Здесь была образована обитель, официальное учреждение которой, произошло с пожалованной грамоты великого князя Александра Ярославича Невского, в связи с его чудесным исцелением ног по молитвам преподобного Антония. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого. Спустя некоторое время "во общее упокоение братии" был построен другой храм, "тёплый с трапезою", в честь Рождества Иоанна Предтечи. По представлении святого Антония его мощи были погребены в созданной им церкви.

Удивительная судьба выпала Антониево-Дымскому монастырю! Четырежды он исчезал с лица земли - и четырежды возрождался. В первый раз это произошло в 1409 году во время похода темника Едигея на Русь. Татарские полчища добрались и до Антониево-Дымской обители. Её насельники успели скрыть обретённые в 1330 году мощи преподобного Антония в земле и опустить на дно озера всю церковную утварь, колокола и святыни. Но саму обитель татары сожгли. Позже монахи отстроили монастырь. Следующая трагедия датируется 1613 годом. Тогда шведские отряды Якоба Делагарди, раздосадованные своими неудачами в Тихвине, сполна отыгрались на незащищённой обители. От монастыря ничего не осталось. В 1626 году по повелению царя Михаила Фёдоровича "монастырь на Дымях" возобновили. В 1764 году обитель настигла новая беда. В ходе секуляризационной реформы её закрыли. В следующие тридцать лет соборный храм действовал в качестве приходского, а потом по ходатайству настоятеля Тихвинского Большого монастыря Дымская обитель была возрождена. Наконец, богоборческая революционная волна, накрывшая Россию в 1917 году не пощадила и Антониев монастырь. По рассказам местных жителей, "Для разгона монахов" пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населённый пункт "Красный броневик". В 1921 году в монастырских помещениях был расположен "Приют для калек и престарелых". Разгром монастыря совершила коммуна по производству кирпича, въехавшая на территорию монастыря в 1929 году. "Производство" заключалось в разборке монастырских строений.

Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и паломнической гостинице была организована школа трактористов. Затем в уцелевших зданиях расположилась психиатрическая больница. Позднее остатки бывшего монастыря были переданы бокситогорскому комбинату "Глинозём", в бывшем монастырском странноприимном доме был размещён заводской санаторий-профилакторий. Главный монастырский собор использовался под склад. В 1956-1961 гг. он был окончательно разобран. К началу 1990-х гг. от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхярусной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867) и здание церковно-приходского училища. Все эти постройки находились в удручающем состоянии. В 1997 году территорию и все оставшиеся постройки, находящиеся на тот период в аварийном состоянии, вернули Русской Православной Церкви. С этого времени монастырь постепенно стал восстанавливаться.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №225, 2017 г. и http://www.dymskij.ru

Свято-Троицкий Антониево-Дымский монастырь находится в деревеньке Красный Броневик, что расположена в Бокситогорском районе Ленинградской области. Эта православная обитель принадлежит Санкт-Петербургской митрополии РПЦ. В двадцати километрах от нее находится город Бокситогорск, а в семнадцати - Тихвин. Антониево-Дымский монастырь имеет богатую историю основания и существования - об этом и пойдет речь далее.

Предания

Обитель, согласно преданию, основана в 1242 году на землях преподобным Антонием, который был учеником Варлаама Хутынского. Учреждение состоялось официально, когда была пожалована грамота князем Александром Невским.

24 июня 1273 г. (по другим сведениям - 1224 г.) преподобный Антоний умер, его тело положили у клироса в устроенной им же церкви. Мощи святого в 1370 году были обретены нетленными, их положили в этом же Антониевском храме открыто в раке.

В 1409 г. обитель якобы полностью разрушили во время нашествия на Новгородские земли хана Едигея (на самом деле Едигей не дошел до Новгородской земли). Видя приближение врага, насельники монастыря пропели у раки с мощами Антония молебен и скрыли их под спудом, присыпав землей и положив каменную плиту. вериги, железную шляпу и колокола святого опустили на самое дно Дымского озера.

XVI-XVII века

С 1585 года, после того как шведами в 1578 г. была разорена Валаамская обитель, ее монахи переселились в Антониево-Дымский монастырь. Здесь сохранили общежительные валаамские традиции. В 1618 г. иноков перевели в Васильевскую обитель на Волхове.

В 1611 году разорению шведов подвергся монастырь. Войска Якова Делагарди осадой не смогли взять Тихвинскую Успенскую обитель и свой удар обрушили на Дымскую. Братия неукрепленного монастыря не смогла оказать сопротивления и разошлась по окрестным лесам. Кельи и храмы были сожжены.

С благословения в 1626 году царь велел возобновить Антониево-Дымский монастырь. А в период царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, в обители трудами игумена Филарета был построен первый храм из камня.

В 1687 г. Дымский монастырь сгорел, а затем был заново отстроен.

В грамоте царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича от 21 июня 1692 г. обитель числилась приписной к Софийскому дому.

Источники ранней истории монастыря

Сведения об основании обители содержит житие Антония Дымского, наиболее ранняя его редакция из дошедших до нас датируется концом семнадцатого века. Скорее всего, в Дымском монастыре житие было составлено с использованием местных преданий.

Вторая, более поздняя редакция датируется концом XVIII - началом XIX века, и является, по мнению исследователей, переработкой первой редакции по образцу жития преподобного Феодосия Тотемского.

В чем состоят причины скудости сведений о ранней истории Дымской обители? В первой редакции сообщается, что информация не сохранилась «от велия забвения и нерадения… и от всяких воинских людей находов, и буести, и от бывших пожаров».

О пожалованной в 1243 г. Александром Невским на создание монастыря грамоте упоминается в поздней редакции жития Антония. В ней же сообщается о событиях 1409, 1611, 1626 гг., хотя многие их считают легендарными, поскольку в других источниках нет указаний на них.

1700-1919 годы

В 1764 году, в период секуляризации монастырских земель, вновь упразднили обитель, и соборный храм сделали приходским. Игнатий, архимандрит Тихвинского монастыря, в 1794 г. обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу и походатайствовал о возобновлении обители. Антониево-Дымский мужской монастырь указом от 01.09.1794 г. был вновь открыт с общежительным уставом, который митрополит собственноручно составил и прислал 11 октября 1795 г.

9 апреля 1799-го император Павел Первый из казны пожертвовал на починку обители две тысячи сосновых деревьев.

В девятнадцатом столетии монастырь вновь был обновлен. Большинство деревянных построек заменили каменными. Трудами настоятеля Амфилохия в 1839 году вокруг обители была построена каменная ограда со Святыми вратами и четырьмя башнями по углам. При игумене Иларии в 1840 году был возведен одноэтажный братский корпус, а в 1846-м построили двухэтажный настоятельский корпус, где расположились кухня, братская трапезная и просфорня. В 1849 году возвели двухэтажный паломнический корпус, а в 1850-м — ледники, хозяйственные сооружения и квасоварню.

При обители функционировала приходская школа, где обучались ребятишки из окрестных деревень.

Доходы

Монастырь был трехклассным и получал каждый год содержание в размере 85,71 руб. Его годовые доходы в общей сложности не превышали 110 руб. Огороды, луговую землю, пашни, дровяной лес имел в пользовании Антониево-Дымский монастырь. И озеро, на берега которого когда-то пришел преподобный Антоний в поисках молитвенного уединения, тоже принадлежало ему. Доходу способствовала проводимая каждый год в празднование дня памяти Иоанна Предтечи четырехдневная Антониевская ярмарка.

Число насельников, начиная с тридцати иноков Тихвинской обители, в 1794 г. поселившихся здесь, к 1917 году увеличилось до пятидесяти пяти. В рапорте архимандрита Антония (Демянского) от 1913 г. сообщается, что вся братия, за исключением нескольких человек, плохо себя вела. Большинство иеромонахов имели семьи, а настоятель настроил окружающее население против себя, и люди грозили поджогом.

Последним которым в срочном порядке заменили отца Мефодия, указанного в рапорте, был игумен Феоктист.

Период закрытия

В 1919 г. обитель была упразднена. Как рассказывали местные жители, чтобы разогнать монахов, был пригнан броневик. Населенный пункт на месте монастыря в память о том событии переименовали в Красный броневик.

В помещениях обители в 1921 году располагался приют для престарелых и инвалидов. В 1929 году здесь образовали коммуну по производству кирпича, деятельность которой заключалась в разборке монастырских башен и стен на кирпичи для продажи.

До конца 1930-х гг. Троицкий собор действовал в качестве приходского храма. В этот же период было уничтожено монастырское кладбище.

По окончании ВОВ в гостинице и сохранившемся келейном корпусе организовали школу трактористов, а затем в этих зданиях расположили психиатрическую больницу.

В последние десятилетия двадцатого века остатки обители передали бокситогорскому комбинату «Глинозем». В монастырском странноприимном доме разместили санаторий-профилакторий завода. Главный собор использовали под склад, а в 1956-1961 гг. его разобрали окончательно.

К началу 1990-х гг. от комплекса сохранились лишь келейный двухэтажный корпус, остов четырёхъярусной колокольни собора, здание приходского училища, несколько хозяйственных деревянных построек, корпус странноприимного дома.

Возобновление обители

На Дымском озере у камня, где, если верить преданию, молился святой Антоний, в 1994 году установили деревянный четырехметровый крест. Такое событие было приурочено к 770-летнему юбилею со дня преставления Антония и двухсотлетию второго возобновления обители в 1794 г.

Антониево-Дымский монастырь 30 октября 1997 г. был передан РПЦ и в качестве скита приписан к Тихвинской обители.

В 2000 г. начали восстанавливать главный собор, работы продолжаются до настоящего времени. Стараниями игумена Евфимия, настоятеля Тихвинского монастыря, в 2001 г. в обители произошло второе обретение мощей Антония. До 2008 года они находились в Успенском соборе Тихвинской обители, а затем были возвращены в Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь.

На Дымском озере в конце девяностых годов двадцатого века возвели деревянную часовню преподобного Антония, в 2011 г. ее заменили каменной часовней. Кроме того, была построена купальня и обустроен берег.

6 октября 2008 г. Антониево-Дымский монастырь получил статус самостоятельной обители, его настоятелем был назначен игумен Игнатий.

Подворье в Санкт-Петербурге

В 1893 г. по проекту архитектора Н. Никонова для Санкт-Петербургского Епархиального Братства была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она имеет два престола: внизу - мученика Вонифатия, а вверху - Покрова Пресвятой Богородицы. 19 июня 2012 г. церковь получила статус подворья Дымской обители. Первая служба в храме мученика Вонифатия прошла 11 августа 2012 года.

Антониево-Дымский монастырь: как доехать

Обитель находится в Бокситогорском районе Ленинградской области, в деревне Красный Броневик, п/о Галично. Доехать до нее можно с автовокзала Санкт-Петербурга на Обводном канале. Необходимо сесть на рейсовый автобус, следующий до Пикалево или Бокситогорска, выйти на остановке "Галично", после чего пешком пройти три километра.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то