Анализ стихотворения А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе"

Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы общечеловеческий характер и становятся настоящей школой чувств для других. Александр Блок , поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, в начале своего творческого пути свою любимую сравнивал с Прекрасной Дамой и служение ей выбрал как жизненный удел.

Однако сравнивая стихи, написанные с 1902 по 1908 год, можно заметить эволюцию и этой темы, и образа Прекрасной Дамы . Еще в первых стихах цикла он писал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это и произошло: сначала Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку , а в 1908 году Блок написал очень грустное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...» , вошедшее позднее в цикл «Возмездие» , где звучит тема утраченного идеала .

Это стихотворение, анализ которого будет здесь представлен, написано в форме любовного послания. Оно имеет кольцевую композицию: последняя строфа повторяет первую и одновременно противопоставлена ей, ведь признание в любви завершается осознанием ее невозвратимой утраты. Именно поэтому все стихотворение пронизано страстным желанием вернуть ушедшую любовь, а сила эта подчеркнута двойной анафорой и синтаксическим параллелизмом:

... И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла...

Любовь героя настолько всепоглощающая, что заставляет забыть его «о доблестях, о подвигах, о славе» . Но ведь все это - атрибуты рыцарства, а мотив рыцарства характерен для первого тома. К «Стихам о Прекрасной Даме» отсылает и строка «И вспомнил я тебя пред аналоем» , ведь когда-то свидание героя с дамой его сердца происходило в «тёмных храмах» .

Не случайно поэт сравнивает героиню со своей молодостью, ведь разлука с любимой означает утрату прежнего идеала, юношеской романтической мечты. Героиня стихотворения названа «милой, нежной» , а ее лицо прекрасным. Но этот идеальный образ контрастирует с несовершенным, дисгармоничным миром, с образом «горестной земли» и «проклятого роя» дней. «Страшный мир», воплощенный в образе «сырой ночи» , оказывается сильнее героя и отнимает у него возлюбленную. Лирический герой настолько смиряется с потерей счастья, что решается на чудовищный поступок:

Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Особое значение имеет синий цвет плаща, единственной предметной детали, связанной с обликом героини. У Блока, как и в поэзии позднего средневековья, этот цвет символизирует измену, причем не столько измену в любви, сколько измену идеалам, а также крушение юношеской веры в счастливую мистическую жизнь духа, в мировую гармонию.

Кроме того, в стихотворении явственно звучат композиционные и образные переклички со знаменитым пушкинским стихотворением, посвященным А. П. Керн:

«Передо мной явилась ты» - «Передо мной сияло на столе» ;

«Шли годы» - «Летели дни» и т. д.

Однако на фоне пушкинских строк отчетливо ощутим трагизм блоковского произведения. При внешнем сходстве композиции у этих стихотворений резко контрастируют финалы. Там, где у Пушкина настает пробуждение души героя, у Блока звучит отчаяние. Героиня Пушкина вносит в мир гармонию («И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» ), а у блоковского героя эта гармония безвозвратно утрачена («Вино и страсть терзали жизнь мою» ). Поэтому вину за понесенную утрату поэт возлагает не только на страшный мир, но и на самого себя.

Так в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе...» начинает звучать мотив возмездия , принципиально важный для всего цикла в целом. Ведь возмездие - это и осуждение самого себя, осознание собственных ошибок, расплачиваться за которые приходится иногда не только усталостью от жизни, но и ожиданием «спасительной смерти» . Подобное душевное опустошение, разочарование в прежних идеалах характерны для всего цикла «Возмездие», но в представленном стихотворении звучат сильнее всего.

  • «Незнакомка», анализ стихотворения

«О доблестях, о подвигах, о славе…» Александр Блок

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Любовная лирика Александра Блока весьма спорна и противоречива. До сих пор исследователи творчества поэта пытаются разобраться в сложных взаимоотношениях автора с супругой Любовью Менделеевой, которая являлась музой Блока. Тем не менее, их брак не был счастливым, и через несколько лет после замужества Менделеева ушла к поэту Александру Белому. Потом вернулась, раскаявшись в совершенной ошибке, и – вновь завела новый роман, от которого родила сына. Сам Блок в этот период тоже пережил несколько романтических увлечений. Супруги могли месяцами не видеть друг друга, так как Любовь Менделеева была актрисой и часто уезжала на гастроли. Но они по-прежнему оставались друзьями по настоянию поэта, который считал, что духовная близость гораздо важнее физической.

Тем не менее, Блок очень тяжело переживал проблемы в семейной жизни. И в 1908 году, когда Любовь Менделеева сошлась с Александром Белым, написал свое знаменитое стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором рассказал о своих переживаниях. И признался в том, что сумел побороть в себе болезненную страсть к женщине, по воле судьбы сыгравшей роковую роль в судьбе поэта .

Стоит отметить, что будущие супруги были знакомы с детства, так как их семьи дружили. Однако когда спустя годы они встретились, то с трудом узнали друг друга. Блок влюбился без памяти в 16-летнюю красавицу, мечтавшую стать актрисой. Она же ответила на его ухаживания полным равнодушием. Блок к тому моменту увлекался мистикой и искал тайные знаки судьбы в любом стечении обстоятельств. И вот однажды, будучи студентом и начинающим поэтом, он встретил Менделееву на улице, посчитав, что это – не случайное совпадение. Блок не только убедил себя в том, что любит эту женщину, но и заразил саму Менделееву непоколебимой верой в то, что им суждено быть вместе. В 1903 году пара обвенчалась, но по-настоящему мужем и женой они стали лишь спустя год, так как поэт отказывался омрачать идеальный, по его мнению, духовный союз, плотскими утехами.

Действительно, многие очевидцы вспоминали, что в жизни Блок относился к Менделеевой не как к жене, а как к музе. И, вспоминая расставание с ней, написал в своем стихотворении, что «слезы лил, но ты не снизошла». Символом любви к Менделеевой для поэта стало «лицо в простой оправе» - портрет жены, который после свадьбы всегда стоял на столе поэта . И это тоже было своеобразным символом, которому Блок придавал особое значение. Он был убежден, то именно этот портрет помогает ему в творчестве, не обращая при этом никакого внимания на жену, которая могла стоять у него за спиной. В результате поэт констатирует неизбежное: «Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь из дому ты ушла».

Примечательно, что Любовь Менделеева являлась для поэта не только символом духовной чистоты, но и ассоциировалась у него с молодостью. Поэтому автор отмечает, что ее уход ознаменовал окончание беззаботной юности. «Уж не мечтать о нежности, о славе, все миновалось, молодость прошла?», - вопрошает Блок. И сам себе отвечает, что это действительно так . Женщина, которую поэт боготворил, унесла с собой не только ощущение легкости и беззаботности, присущее молодости, но и вдохновение. Однако Блок все же сумел справиться со своими чувствами, поэтому написал: «Твое лицо в простой оправе своей рукой убрал я со стола».

Поэт даже не мог предположить, что судьба навсегда связала его с этой женщиной. Она уходила и возвращалась. Блок даже согласился признать ее сына собственным ребенком, но при этом сам заводил романы на стороне. Однако до самой смерти считал, что Любовь Менделеева - это «святое место души».

Александр Александрович Блок

«О доблестях, о подвигах, о славе»

Лирика Александра Блока особенная тем, что идеал прекрасной и возвышенной женщины не нашел земного воплощения. Возможно поэтому, автор писал о любви с грустью. Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...» вошло в цикл «Возмездие», который пророчил скорую расплату обществу, сделавшему рабом человека.

Произведение написано особым стилем и заметно отличается от остальных стихотворений цикла. Голос героя взволнован, слова звучат громко. Дыхание прерывается, а сердце беспокойно мечется в груди. Всему причиной расставание с любимой. Стихотворение невидимой линией делится на три части. Первая часть – это уход возлюбленной. Вторая часть описывает горькое существование без надежды на перемены. В третьей, заключительной части, герой смирился со своей участью. Основная суть стихотворения заключается в передаче чувств любящего сердца, после расставания. Начинается грустью и воспоминаниями, затем приходит осознание утраты. Завершает череду чувств апатия и безразличие к происходящему и будущему.

В первой и последней строфах перекликается мотив забытого портрета, убранного героем со стола. Это знак, что он принимает жизнь со всеми ее обстоятельствами. Слова, которыми описывает автор свою любимую, подчеркивают неземное происхождение любви. Во второй строфе главным образом стало «кольцо». Как традиционный знак бесконечной любви и верности друг другу. Отчаявшийся герой, после ухода возлюбленной выбрасывает «заветное кольцо». Ночь представлена как символ тьмы и неизвестности. Знаковым является тот факт, что герой вспоминает любимую перед аналоем. Аналой являет собой высокий, покатый столик, на который в храме возлагают священный книги. С каждой строчкой растет эмоциональное напряжение.

Четвертая строфа – самая напряженная – это кульминация всего произведения. Затем ритм замедляется. Удивительно точно подобранные слова, сполна передают глубину чувств героя. Он отдает, ничего не требуя для себя. Читатель становится не зрителем событий, а соучастником всех тех переживаний, которые выпали герою.

Сочинения

Стихотворение А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе..." Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе"

Любовная лирика Блока пользуется существенной популярностью. И многими почитается, как нечто стоящее. Стихотворение, названное по первой строчке «О доблестях, о подвигах, о славе..» относится к любовной лирике автора и предлагает довольно банальный сюжет. Лирический герой рассуждает об утраченной молодости и любви, былые годы прошли также, как ушла ранняя любовь, они ушли безвозвратно и лирический герой сетует об этом факте.

Субъект речи начинает собственный монолог с упоминания о портрете любимой, который он со временем убирает и с собственного стола и из собственной памяти. Блок ведет две повествовательные канвы, которые выступают в качестве взаимодополняющих факторов. Наряду с расставанием субъект речи исследует окончание молодости, точнее сказать, тут наблюдается мотив расставания, которое происходит и с любовью и с молодостью.

В целом история представляет собой довольно простую ситуацию, девушка уходит к другому, Блок взывает, но не получает ответа, он топит свою печаль в вине и распущенности, а после этого отправляется в храм и даже там он вспоминает свою любовь. После этого он полностью расстается со своей любовью и также оставляет молодость. Забывает в этих рассуждениях лирический герой о подвигах и славе и ничего ему больше не нужно и мирская суета чужда.

Вероятно, символика синего плаща, а также сочетание портрета и аналоэ имеют некоторое значение и Блок вполне мог зашифровать некоторые детали и двойные смыслы в данное повествование. Тем не менее, на мой вкус, стихотворение выглядит практически бессодержательным и пустым, более всего похожим на нытье пресытившегося столичного денди, который чужд благородной борьбе за любовь и каким-либо достижениям.

В каком-то смысле такая трактовка может казаться довольно примитивной, но, если разобраться, лирический герой представляет собой не более чем простого человека, который потратил собственную молодость и упустил собственные возможности. Ситуация его безрадостна, но более всего меня возмущает и печалит отношение субъекта речи к женщине, которая его отвергла. Он легко расстается с этим воспоминанием и стирает его из собственной памяти, такая нестабильность во взглядах во многом объясняет отсутствие у него намерения к борьбе за любовь и вообще более-менее мужественного отношения к жизни.

2 вариант

Александр Блок - гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви.

Свою любовь он сравнивал с рыцарским идеалом Прекрасной Дамы. Целью его жизни было постоянное служение этому идеалу.

Однако, с годами образ Дамы постепенно изменялся. В 1906 году был написан стих "Незнакомка", где уже видно это. За два года Блок написал и грустный стих "О доблестях, о подвигах, о славе". В нем поэт грустит по утраченному идеалу.

Если внимательно анализировать произведение, то можно заметить что оно имеет вид любовного послания. Первая строка в стихе повторяет последнюю, но ей противоположная ей. Коль Главный герой обращается к женщине, которая от него ушла, к своей утраченной любви. Он горько сожалеет о том, что время уже не вернуть, но его все еще терзает страстное желание вернуть свою любовь.

Герой настолько поглощен любовью, что даже забыл о своей доблести, о подвигах и славе. Он сравнивает любовь со своей молодостью. Утратив любовь одновременно теряются и романтические юношеские мечты. Поэт использует символ "страшного мира" ключевым в своем стихе. Прошлое символизирует "синий плащ", в который его возлюбленная завернувшись ушла от него из дома. Блок пишет, как проходило его время после утраты. Это были тяжелые дни, которые тянулись "проклятым роем". Каждый день его мучила досада, жалость и нереализованная страсть.

Поэт использует много эпитетов "прекрасное, нежное". Так он называет свою молодость и любовь, образы которых сливаются. Герой звал свою уходящею возлюбленную, но тщетно. Она даже не оглянулась, не снизошла, а он все время даже лил слезы. Она ушла к другому, отдав тому свою судьбу. Все что оставалось герою только забыть "прекрасное лицо". Блок наделяют героиню большой гордыней, или может даже обвиняет ее в этом. Он не знает, где "приют ее гордыне". Последние строчки особенно горькие. Герой горько осознает что время неумолимо, что жизнь коротка. Молодость и ее атрибуты - слава, нежность ушла и ее больше не вернуть никакими способами. Герой решительно убирает лицо любимой со стола. Это значит что он решил забыть прошлое, и все таки продолжать жить.

Можно заметить, что стих перекликается с произведением Пушкина "Я помню чудное мгновенье..." Однако финал совсем разный и даже противоположный ему. Против горечи и разочарования у Блока в Пушкина мы видим пробуждение души в конце.

Любовь в творчестве Блока наверное главное чувство. Он верил в ее необычную силу, и всю жизнь старался ей служить.

Анализ стихотворения О доблестях, о подвигах, о славе по плану

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» относится к любовной лирике поэта. Оно посвящено реальному событию в жизни. Блок написал его в 1908 г., сразу же после того, как его покинула жена. Следует заметить, что их отношения были очень странными. Супруга поэта, Л. Менделеева, была актрисой, что накладывало очень большой отпечаток на ее жизнь. Между творческими людьми редко складываются прочные семейные отношения. Бурная жизнь постоянно толкает их на поиски новых сильных впечатлений. Так и произошло в семье Блока. Менделеева покинула его ради другого поэта – . Блок тяжело переживал измену жены, которая долгое время была для него творческой музой.

В стихотворении чувствуется глубокое личное переживание автора. Он не использует сложную символику, присущую его раннему творчеству. За каждой строчкой ощущается боль обманутого человека. Образ «лица в простой оправе» — портрет жены, который постоянно находился на рабочем столе поэта. В нем он находил источник своего вдохновения.

Первое время после измены жены автор был во власти охватившей его злобы и непонимания. Он выбрасывает «заветное кольцо» и уверяет себя, что навсегда забыл о неблагодарной женщине. Лирический герой ищет выхода в «вине и страсти». Но постепенно его захлестывают воспоминания о счастливом прошлом. Брак был заключен в раннем возрасте, поэтому измена жены ассоциируется у Блока с потерей молодости.

Поэт пытается вернуть любимую. Но его мольбы и слезы остается без ответа. Здесь появляется еще один символ произведения – «синий плащ», в котором жена ушла из дома. В душе Блока уже нет злобы, он обращается к бывшей супруге с ласковыми словами: «милая, нежная». Даже во сне его постоянно преследует образ «синего плаща», который в одну ночь переломил надвое всю жизнь поэта.
Стихотворение завершается признанием того, что и молодость и любовь безвозвратно прошли. Беззаботные мечты навсегда покинули поэта. Символическим прощальным действием становится очищение стола от «лица в простой оправе».

Произведение все же не стало финальной точкой. Поддавшись на мольбы Блока, жена вернулась к нему, но вновь ушла через какое-то время. До самой смерти поэта продолжались эти загадочные отношения. Он сам, разуверившись в чистой любви, заводил кратковременные романы. Но первая жена навсегда осталась для него символом первой непорочной любви.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то