Вычитание натуральных чисел. Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Вычитание - это арифметическое действие обратное сложению, посредством которого из одного числа вычитают (отнимают) столько единиц, сколько их содержится в другом числе.

Число, из которого вычитают, называется уменьшаемым , число, которое указывает сколько единиц будет вычтено из первого числа, называется вычитаемым . Число, получаемое в результате вычитания, называется разностью (или остатком ).

Рассмотрим вычитание на примере. На столе лежит 9 конфет, если съесть 5 конфет, то их останется 4. Число 9 является уменьшаемым, 5 - вычитаемым, а 4 - остатком (разностью):

Для записи вычитания используется знак - (минус). Он ставится между уменьшаемым и вычитаемым, при этом уменьшаемое записывается слева от знака минус, а вычитаемое - справа. Например, запись 9 - 5 означает, что из числа 9 вычитается число 5. Справа от записи вычитания ставят знак = (равно), после которого записывают результат вычитания. Таким образом, полная запись вычитания выглядит так:

Эта запись читается так: разность девяти и пяти равняется четырём или девять минус пять равно четыре.

Чтобы в результате вычитания получить натуральное число или 0, уменьшаемое должно быть больше вычитаемого или равно ему.

Рассмотрим, как, используя натуральный ряд, можно выполнить вычитание и найти разность двух натуральных чисел. Например, нам необходимо вычислить разность чисел 9 и 6, отметим в натуральном ряду число 9 и отсчитаем от него влево 6 чисел. Получим число 3:

Вычитание также можно использовать для сравнения двух чисел. Желая сравнить между собой два числа, мы задаёмся вопросом, на сколько единиц одно число больше или меньше другого. Чтобы узнать это, надо из большего числа вычесть меньшее. Например, чтобы узнать, на сколько 10 меньше 25 (или на сколько 25 больше 10), надо из 25 вычесть 10. Тогда найдём, что 10 меньше 25 (или 25 больше 10) на 15 единиц.

Проверка вычитания

Рассмотрим выражение

где 15 - это уменьшаемое, 7 - это вычитаемое, а 8 - разность. Чтобы узнать правильно ли было выполнено вычитание, можно:

  1. вычитаемое сложить с разностью, если получится уменьшаемое, то вычитание было выполнено верно:
  2. от уменьшаемого отнять разность, если получится вычитаемое, то вычитание было выполнено верно:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ В 1 ЧЕТВЕРТИ

№1

  1. Вычислить: 4х3:2=
  2. 84 уменьшить на 50.
  3. Найти сумму чисел 34 и 40.
  4. Найти разность чисел 87 и 60
  5. Уменьшаемое 82, вычитаемое 30. Найти разность.
  6. Первое слагаемое 54, второе слагаемое 20. Найти сумму.
  7. 28 увеличить на 40.
  8. 30 да еще 60 получится…
  9. 90 без 60 получится...

10. Найти произведение чисел 8 и 10

11. Первый множитель 3, второй множитель4. Найти произведение.

12. Найти произведение чисел 2 и 7.

13. К какому числу прибавили 60 и получили 75?

14. Какое число прибавили к 34 и получили 94?

№2

1). Найти разность чисел: 89 и 57.

2). Найти Сумму чисел: 23 и 45.

3). Вычислить: 70-30+50.

4). Первое слагаемое 36, второе слагаемое 43. Найти сумму.

5). Уменьшаемое 78, вычитаемое 46. Найти разность.

6). 54 увеличить на 23.

7). Вычислить: 5+4-6+7-8+3=

8). Чему равна сумма чисел 37 и 60?

9). Чему равна разность чисел: 84 и 50?

10). 69 уменьшить на 42.

11). Какое число уменьшили на 48 и получили78?

12). Какое число увеличили на 57 и получили 77?

13). К какому числу прибавили 53 и получили 86?

14). Из какого числа вычли 43 и получили 34?

№ 3

1). Найти произведение чисел: 8 и 3.

2). Первый множитель 7, второй — 3. Найти произведение.

3). Делимое 12, делитель 3. Найти частное.

4). Найти частное чисел: 18 и 2.

5). Во сколько раз 12 больше2?

6).Найти сумму чисел: 25 и 53.

7). Найти разность чисел: 76 и 34.

8). Вычислить: 15:5х9=

9). Какое число умножили на 9 и получили 27?

10). Вычислить: 70+30-60=

10). Вычислить: 60+40-70=

11). Во сколько раз 2 меньше 16?

12). На сколько 76 больше 40?

13). Вычислить: 5+8-9+7-6=

14). 4дм 8см=…см

№ 4

1).Найти сумму чисел: 32 и 60.

2). Найти разность чисел: 73 и 50.

3). Первое слагаемое 52, второе слагаемое 8. Найти сумму.

4). Уменьшаемое 70, вычитаемое 7. Найти разность.

5). 69 уменьшить на 27.

6). 42 увеличить на 34.

7). На сколько 19 больше 6?

8). 13 увеличить на 5.

9). На сколько 69 больше 53?

10). Найти произведение чисел: 6 и 3.

11). Найти частное чисел: 27 и 9.

12). Первый множитель 6, второй множитель 2. Найти произведение.

13). К какому числу прибавили 7 и получили 40?

14). Найти разность чисел 58 и 32.

№5

1). Найти произведение чисел: 6 и 4.

2). Найти частное чисел: 32 и 8.

3). Во сколько раз 20 больше 5?

4). 78 уменьшить на 50.

5). Первое слагаемое 24, второе 70. Найти сумму.

6). Уменьшаемое 98, вычитаемое 65. Найти разность.

7). Найти разность чисел: 70 и 6.

8). Найти сумму чисел: 32 и 56.

9). Во сколько раз 21 больше 7?

10). Вычислить: 90-70+40-50+90=

11). Первый множитель 4, второй множитель 3. Найти произведение.

12). Делимое 27. Делитель 9. Найти частное.

13). Какое число умножили на 7 и получили 28?

14). Какое число разделили на 8 и получили 4?

№6

1). Первый множитель 8, второй множитель 4. Найти произведение.

2). Найти произведение чисел 8 и 5.

3). 20 уменьшить в 4 раза.

4). Делимое 21, делитель 7. Найти частное.

5). 6 увеличить в 4 раза.

6).Найти частное чисел: 28 и 7.

7). Какое число умножили на 4 и получили 12?

8). Во сколько раз 6 меньше 24?

9). Какое число умножили на 5 и получили 45?

10). Какое число разделили на 9 и получили 4?

11). Найти сумму чисел: 52 и 40.

12). Найти разность чисел: 87 и 70.

13). На сколько 63 больше 31?

14). На сколько 43 меньше 9

№ 7

1). Найти сумму чисел: 18 и 14.

2). Первое слагаемое 28, второе слагаемое 52. Найти сумму.

3). Найти разность чисел: 89 и 56.

4). Первый множитель 7, второй множитель 6. Найти произведение.

5).Уменьшаемое 78, вычитаемое 42. Найти разность.

6). Найти произведение чисел: 8 и 6.

7). Делимое 36, делитель 6. Найти частное.

8). Найти частное чисел: 48 и 6.

9). На сколько 60 больше37?

10). Во сколько раз 27 больше 9?

11). Вычислить: 30+40-50+60-20=

12). Какое число разделили на 6 и получили 4?

13). Вычислить: 6+7-8+9-5+3=

14). Какое число умножили на 6 и получили 30?

№ 8

1). Делимое 24, делитель 6. Найти частное.

2). Во сколько раз 48 больше 8?

3). Вычислить: 60+30-70+40+40-90=

4). Найти произведение чисел: 6 и 4.

5). Первый множитель 9. Второй множитель 4. Найти произведение.

6). Уменьшаемое 80, вычитаемое 59. Найти разность.

7). Вычислить: 9+4-6+8-9=

8). Найти сумму чисел: 47 и 21.

9). Какое число прибавили к 46 и получили 98?

10). На сколько 57 больше 13?

11). Какое число больше 53 на 7?

12). Какое число в 8 раз меньше 48?

13). Первое слагаемое 38, второе слагаемое 52. Найти сумму.

14). Вычислить: 36:6х3:2х5=

№ 9

1). Уменьшаемое 82, вычитаемое 50. Найти разность.

2). К какому числу прибавили 60 и получили 87?

3). Из какого числа вычли 7 и получили 73?

4). Чему равно первое слагаемое, если второе слагаемое равно 6, а сумма равна 40?

5). Найти разность чисел: 98 и 46.

6). Вычислить: 5+7-8+9-6=

7). Вычислить: 30+40-50+60-20=

8). Найти сумму чисел: 34 и 65.

9). 93 уменьшить на 70.

10). Какое число увеличили на 8 и получили 30?

11). Какое число уменьшили на 32 и получили 55?

12). Вычислить: 4+8-7+6-9=

13). Вычислить: 20+50-60+80-60=

14). 43 увеличить на 54.

№10

1).Найти разность чисел: 82 и 50.

2). 6 увеличить в 5 раз.

3). Уменьшаемое 73, вычитаемое 42. Найти разность.

4). Найти частное чисел: 42 и 6.

5). 25 увеличить на 60.

6). Из какого числа вычли 3 и получили 67?

7). Какое число умножили на 9 и получили 54?

8). 49 уменьшить в 7 раз.

9). Чему равно произведение, если первый множитель 8, а второй множитель 6?

10). Какое число уменьшили на 23 и получили 61?

11).Какое число разделили на 8 и получили6?

12). Найти произведение чисел: 7 и 4.

13). 80 уменьшить на 4.

14). Вычислить: 2+7-6+4-5+8=

Второй класс

I четверть

Проверочные работы по теме «Числа от 1 до 100»

Цель работ - проверить умения: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; представлять дву­значные числа в виде суммы разрядных слагаемых; вы­полнять нумерационные случаи сложения и вычитания двузначных чисел; воспроизводить соотношения между следующими единицами величин: сантиметр, дециметр, метр; час, минута.

Математический диктант

    Запиши числа, в которых: 4 десятка и 6 единиц; 6 десятков; 6 десятков и 4 единицы; 4 единицы. Подчеркни наибольшее число. (64)

    Из чисел 13, 79, 71, 73, 31, 97, 37, 17 (записываются на доске) выпиши те, которые мень­ше, чем 73.

    Найди разность чисел 55 и 5.

    Сколько всего единиц в 8 десятках?

    Найди сумму чисел 20 и 2.

    Какое число надо вычесть из числа 90, чтобы получить 1?

    Уменьшаемое - 87, вычитаемое - 1. Найди разность.

    Запиши три любых двузначных числа, у которых в разряде единиц стоит цифра 7.

    Запиши наименьшее двузначное число, оканчивающееся цифрой 3.

    Запиши через одно число числа от 63 до 72

Математический диктант

Учащиеся записывают только: «ДА» или «НЕТ» Верны ли утверждения?

    В числе 69 - 6 единиц и 9 десятков.

    57 больше, чем 75.

    90 больше, чем 89, на 1.

    Между числами 71 и 75 находятся числа 17, 15, 57.

    Сумма чисел 20 и 6 равна 26.

    За числом 56 следует число 55.

    Разность чисел 40 и 1 равна 41.

    В 1 дм - 10 см.

    В 3 десятках – 30 единиц.

    Число 7, вставленное в «окошки», делает верными все три записи: 10 + …=17 77 - … = 70 … + 20 26

Проверочные работы по теме «Таблица сложения однозначных чисел»

Цель работ - проверить умения: выполнять сложе­ние однозначных чисел; вычислять значение числового выражения в 2 действия со скобками и без скобок на ос­нове правила о порядке выполнения действий; решать простые текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Математический диктант

1. Найди сумму чисел 6 и 9.

2. На сколько надо увеличить 8, чтобы получить 11?

3. Найди сумму чисел 8 и 7.

4. Число 3 увеличь на 9.

5. Какое число больше 6 на 5?

6. К какому числу надо прибавить 2, чтобы по­лучить 9?

7. Увеличь 6 на столько же.

8. Запиши все числа, которые при счете находятся между числами 5 и 8. Увеличь каждое из них на 9.

9. Запиши число 13 в виде суммы двух одно­значных чисел двумя способами.

10*. Запиши любое двузначное число, которое меньше суммы чисел 9 и 5.

Математический диктант

Учащиеся записывают только: «Да» или «Нет». Верны ли утверждении?

1) Сумма чисел 8 и 4 равна 11.

2) Если число 6 увеличить на 9, получится 16.

3) Сумма чисел 9 и 5 равна 15.

4) Если к 9 прибавить столько же, получится 18.

5) В ряду чисел 2, 5, 8, 11 каждое следующее число получили, прибавив 3 к предыдущему числу.

6) Первое слагаемое - 9, второе - 0, третье - 4. Сумма равна 14.

7) Все числа: 10, 12, 14, 16, 18 можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых. {Чис­ла записываются на доске.)

8) Число 8, вставленное в «окошки», делает верной каждую запись: … + 6 = 14 7 + … = 15 {Равенства записываются на доске.)

Математический диктант

1.Запиши предыдущее и последующее числа для числа 79.

2.Первое слагаемое - 9, второе 4. Найди сумму.

3. Увеличь 7 на 6.

4.К какому числу надо прибавить 5, чтобы по­лучить 45?

5.Запиши все числа, которые находятся между числами 27 и 34.

6.Какое число надо прибавить к 9, чтобы по­лучить 12?

7.Используя цифры 8 и 6, запиши два дву­значных числа. Цифры в записи числа исполь­зуются только один раз.

8.Какое число больше числа 8 на 7?

9.Запиши в порядке уменьшения все дву­значные числа, у которых в разряде единиц записана цифра 2.

10.Запиши несколько двузначных чисел, в ко­торых сумма числа десятков и единиц равна 7.

II четверть

Проверочные работы по теме «Табличное сложение и вычитание в пределах 20»

Цель работ - проверить знания и умения: выполнять табличное сложение однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; сравнить: число и выражение; два выражения; решать текстовые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

Математический диктант

1. Запиши число, в котором 1 десяток и столько же единиц. Уменьши его на 4.

2. На сколько надо уменьшить 16, чтобы по­лучить 7?

3. Запиши, чему равны разности чисел: 13 и 6? 15 и 7? Сравни полученные числа.

4. Какое число больше, чем 9, на 5?

5. Первое слагаемое - 8, сумма - 12. Чему рав­но второе слагаемое?

6. Какое число надо уменьшить на 3, чтобы по­лучить 9?

7. Уменьшаемое - 14, разность - 6. Чему равно вычитаемое?

8. Из какого числа вычли 5, если получили 6?

9. Из чисел: 5, 9, 3, 7, 4, 8 составь и запиши пары чисел, сумма которых равна 12.

10*. Какое число надо прибавить к 6, чтобы по­лучить разность чисел 16 и 1?

Математический диктант

1) Если число 8 увеличить на 6, получится 15.

2) 7 меньше 14 на 7.

3) Сумма чисел 9 и 3 равна 6.

4) Если число 17 уменьшить на 9, получится 8.

5) Первое слагаемое - 6, второе - 7. Сумма - 13.

6) Разность чисел 16 и 9 равна 8.

7) 3 дм меньше 30 см.

8) Уменьшаемое - 14, вычитаемое - 8. Сум­ма - 6.

9) Число 15 больше числа 7 на 8.

10) Ответ в каждом записанном на доске примере равен 12: 6 + 6 5 + 7 8 + 4 3 + 9

Математический диктант

Учащиеся записывают только знак арифметиче­ского действия, с помощью которого решается задача.

1. В кроссворде 18 слов. 9 слов Таня уже отгадала. Сколько слов ей осталось отгадать?

2. На большой кассете записано 15 песен, а на маленькой - на 8 песен меньше. Сколько песен записано на маленькой кассете?

3. После того как экскурсовод провел 4 экскурсии, ему осталось провести еще 7 экскурсий. Сколь­ко всего экскурсий должен провести экскурсо­вод?

4. В читальном зале 6 человек читают журналы, а книги - на 8 человек больше. Сколько человек читают книги?

5. У Юры 6 игрушечных машинок и столько же са­молетов. Сколько всего машинок и самолетов у Юры?

Проверочные работы по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100»

Цель работ - проверить умения: устно выполнять вычисления вида: 30 + 20, 30 - 20, 36 + 2, 30 + 24, 26 + 4, 95 + 5, 36 - 2, 36 - 20, 30 - 4, 60 - 24; понимать и правильно использовать термины «равенство», «нера­венство»; решать составные задачи в 2 действия на уве­личение (уменьшение) числа на несколько единиц и на­хождение суммы.

Математический диктант

1. На сколько надо увеличить 30, чтобы полу­чить 70?

2. Запиши число, в котором 4 десятка и 8 единиц. Уменьши его на 2 десятка.

3. Уменьшаемое - 7 десятков, вычитаемое - 7 единиц. Найди разность.

4. Увеличь 17 на 3.

5. Найди разность чисел 50 и 30.

6. Первое слагаемое - 23, второе - 3. Найди сумму.

7. Какое число меньше 15 на 7?

8. Какое число надо увеличить на 2, чтобы по­лучить 26?

9. Сумма двух слагаемых равна 90. Первое слагаемое - 40. Найди второе слагаемое.

10*. Какое число надо прибавить к 38, чтобы по­лучить сумму чисел 10 и 30?

Математический диктант

Учащиеся записывают только: «Да» или «Нет». Верны ли утверждения?

1) Если 30 увеличить на 10, получится 20.

2) Если 65 уменьшить на 2, получится 63.

3) Сумма чисел 60 и 30 равна 90.

4) 4 десятка меньше 4 единиц на 36.

5) Разность чисел 13 и 7 равна 6.

6) Уменьшаемое - 18, вычитаемое - 2, разность равна 20.

7) Если к 53 прибавить 2, получится 73.

8) Первое слагаемое - 9, второе - 8, сумма - 17.

9) 30 больше, чем 3, на 27. 10) 6 дм 9 см - это 69 см.

Математический диктант

Учащиеся записывают только знак арифметическо­го действия, с помощью которого решается задача:

1. В холодильнике яблок на 6 больше, чем апель­синов. Апельсинов - 9. Сколько яблок в хо­лодильнике?

2. В кукольном театре 60 кукол. В утреннем спектакле из них занято 20 кукол. Сколько кукол не занято в утреннем спектакле?

3. За завтраком съели 5 помидоров, а за обедом еще 6. Сколько всего помидоров съели за зав­траком и обедом?

4. К празднику мама испекла 26 пирожков, а вафель - на 4 штуки меньше. Сколько вафель испекла мама?

5. На автостоянке мальчик насчитал 10 автомо­билей «Волга» и столько же автомобилей «Жигули». Сколько всего автомобилей «Вол­га» и «Жигули» насчитал мальчик?

Математический диктант

1. Запиши число, в котором 4 десятка и 8 еди­ниц. Уменьши его на 5.

2. Первое слагаемое - 7, второе - 8. Найди сумму.

3. На сколько 2 десятка больше двух единиц?

4. Найди разность чисел 16 и 9.

5. Какое число надо увеличить на 5, чтобы по­лучить 50?

6. Уменьшаемое - 17, разность - 8. Найди вы­читаемое.

7. Запиши число, которое следует за числом 39. Увеличь его на 20.

8. На сколько 8 меньше 13?

9. Составь и запиши два примера, в которых уменьшаемое равно 30.

10*. Запиши двузначное число, в котором число де­сятков на 3 больше числа единиц.

III четверть

Проверочные работы по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

Цель работ - проверить умения детей: выполнять устно вычисления вида: 30 + 20, 30 - 20, 36 + 2, 30 + 24, 26 + 4, 36 - 2, 36 - 20, 30 - 4, 60 - 34, 26 + 7, 35-7; выполнять письменно сложение и вычитание чи­сел в пределах 100; находить значение числовых выра­жений в 2 действия (со скобками и без них); решать за­дачи в 2 действия с выражением «столько, сколько».

Математический диктант

1. Найди сумму чисел 46 и 7.

2. Уменьшаемое - 17, вычитаемое - 9. Найди разность.

3. На сколько 87 больше, чем 60?

4. Какое число на 8 больше 54?

5. Запиши число, в котором 8 десятков и столько же единиц. Увеличь его на 2.

6. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы по­лучить 41?

7. Какое число меньше 90 на 7?

8. Запиши выражение и вычисли его значение: сумму чисел 35 и 5 уменьшить на 7.

9. Запиши выражение и вычисли его значение: 58 уменьшить на сумму чисел 10 и 8.

10*. Какое число надо вычесть из 60, чтобы по­лучить сумму чисел 46 и 4?

11*. На сколько надо увеличить 3, чтобы получить разность чисел 50 и 40?

Математический диктант

Учащиеся записывают только: «Да» или «Нет». Верны ли утверждения?

1) Сумма чисел 40 и 44 равна 84.

2) Уменьшаемое - 57, вычитаемое - 3, раз­ность 27.

3) Число 60 меньше, чем 6, на 54.

4) Если число 16 увеличить на 5, получится 21.

5) 30 больше, чем 26, на 4.

6) Если 3 десятка увеличить на 50, получится 35.

7) 6 дм больше 60 см.

8) Первое слагаемое - 14, второе слагаемое - 5, третье - 1. Сумма равна 20.

9) Если число 77 уменьшить на 20, получится 75. 10) Число 20 делает следующие записи верными:

40 + … 59 76 - … = 56 …- 13 = 27 - 20. (Записи приводятся на доске.)

Математический диктант

Учащиеся записывают только знак арифметическо­го действия, с помощью которого решается задача.

1. После того как по телевизору было показано 20 серий телесериала, осталось показать 8 се­рий. Сколько серий в телесериале?

2. Таксист получил 16 заказов. 5 заказов он уже выполнил. Сколько заказов осталось выпол­нить?

3. В спортивный магазин для продажи привезли 60 велосипедов. После того как часть велосипедов продали, в магазине осталось 14 велосипедов. Сколько велосипедов продали?

4. Саша подарил одному другу 5 значков, а дру­гому - 9 значков. Сколько всего значков пода­рил Саша?

5. На клумбе расцвели нарциссы и тюльпаны, всего 27 цветов. Сколько нарциссов расцвело на клум­бе, если тюльпанов было 12?

Математический диктант

1.Какое число надо увеличить на 7, чтобы по­лучить 42?

2.Какое число больше: 63 или 36?

3. Из какого числа надо вычесть 40 получить 40?

4.Сколько надо прибавить к 75, лучить 80?

5.Разность двух чисел равна 66. уменьшаемое - 69. Найди вычитаемое.

6.Что меньше: сумма или разность чисел 40? (Запиши меньшее число.)

7.Запиши выражение и вычисли его значение: число 17 уменьшить на разность чисел 15 и 7.

8. Какое число на 7 меньше, чем 43?

9.Дополни до 70 числа: 62, 52, 42. (Числа запи­сываются на доске.) ,

10. Представь число 10 в виде суммы двух слагае­мых, одно из которых на 6 единиц больше другого.

IV четверть

Математический диктант

1. Запиши два числа: в первом числе 5 десятков и 3 единицы, во втором - 3 десятка и 5 еди­ниц. Запиши, на сколько одно число больше другого.

2. К какому числу надо прибавить 3, чтобы по­лучить 71?

3. На сколько 1 см меньше 1 дм?

4. Запиши выражение и вычисли его значение: из 60 вычесть разность чисел 15 и 7.

5. Найди сумму чисел 48 и 3.

6. Из чисел: 39, 15, 8, 30, 16, 6, 17, 7 составь разности, значение каждой из которых равно 9. (Числа записываются на доске.)

7. Первое слагаемое - 70, второе - неизвестно, сумма - 90. Найди второе слагаемое.

8. На сколько надо увеличить 40, чтобы по­лучить 62?

9. На сколько 7 десятков больше, чем 7 единиц? 10*. Из чисел 1, 2, 5, 0 составь и запиши два таких

двузначных числа, чтобы одно было на 5 боль­ше другого.

Математический диктант

Учащиеся записывают только знак арифметиче­ского действия, с помощью которого решается задача.

1. Миша читает книгу, в которой 30 страниц. Ему осталось прочитать 10 страниц. Сколько страниц этой книги Миша уже прочитал?

2. В одном альбоме 24 фотографии, а в другом - 20 фотографий. На сколько меньше фотогра­фий во втором альбоме?

3. В автобусном парке было 78 автобусов. 40 ав­тобусов вышло на маршруты. Сколько автобу­сов осталось в автопарке?

4. В детской книге 14 стихотворений, а сказок на 8 меньше, чем стихотворений. Сколько сказок в этой книге?

5. Таня отрезала от ленты сначала 10 см, а затем - еще 8 см. Сколько сантиметров ленты Таня отре­зала?

Понятие вычитания лучше всего рассмотреть на примере. Вы решили попить чай с конфетами. В вазе лежало 10 конфет. Вы съели 3 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе? Если мы от 10 вычтем 3 то, в вазе останется 7 конфет. Запишем задачу математически:

Подробно разберем запись:
10 – это число от которого мы отнимаем или которое уменьшаем, поэтому его называют уменьшаемым .
3 – это число, которое мы вычитаем. Поэтому его называют вычитаемым .
7 – это число результат вычитания или еще его называют разностью . Разность показывает на сколько первое число (10) больше второго числа (3) или насколько второе число (3) меньше первого числа (10).

Если вы сомневаетесь правильно ли нашли разность, нужно сделать проверку . К разности прибавить второе число: 7+3=10

При вычитании л уменьшаемое не может быть меньше вычитаемого.

Делаем вывод из сказанного. Вычитание – это действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находится второе слагаемое.

В буквенном виде это выражение будет выглядеть так:

a — b = c

a – уменьшаемое,
b – вычитаемое,
c – разность.

Свойства вычитания суммы из числа.

13 — (3 + 4)=13 — 7=6
13 — 3 — 4 = 10 — 4=6

Пример можно решить двумя способами. Первый способ, найти сумму чисел (3+4), а потом вычесть от общего числа (13). Второй способ, от общего числа (13) вычесть первое слагаемое(3), а потом из полученной разности отнять второе слагаемое(4).

В буквенном виде свойство вычитания суммы из числа будет выглядеть так:
a — (b + c) = a — b — c

Свойство вычитания числа из суммы.

(7 + 3) — 2 = 10 — 2 = 8
7 + (3 — 2) = 7 + 1 = 8
(7 — 2) + 3 = 5 + 3 = 8

Чтобы вычесть из суммы число, можно это число вычесть из одного слагаемого, а потом к полученному результату разности прибавить второе слагаемое. При условии слагаемое будет больше вычитаемого числа.

В буквенном виде свойство вычитания числа из суммы будет выглядеть так:
(7 + 3) — 2 = 7 + (3 — 2)
(a + b) — c= a + (b — с) , при условии b > c

(7 + 3) — 2=(7 — 2) + 3
(a + b) — c=(a — c) + b , при условии a > c

Свойство вычитания с нулем.

10 — 0 = 10
a — 0 = a

Если из числа вычесть нуль то, будет тоже самое число.

10 — 10 = 0
a — a = 0

Если из числа вычесть тоже самое число то, будет нуль.

Вопросы по теме:
В примере 35 — 22 = 13 назовите уменьшаемое, вычитаемое и разность.
Ответ: 35 – уменьшаемое, 22 – вычитаемое, 13 – разность.

Если числа одинаковые, чему равна их разность?
Ответ: нуль.

Сделайте проверку вычитания 24 — 16 = 8?
Ответ: 16 + 8 = 24

Таблица вычитания натуральных чисел от 1 до 10.

Примеры на задачи по теме «Вычитание натуральных чисел».
Пример №1:
Вставьте пропущенное число: а)20 — … = 20 б) 14 — … + 5 = 14
Ответ: а) 0 б) 5

Пример №2:
Можно ли выполнить вычитание: а) 0 — 3 б) 56 — 12 в) 3 — 0 г) 576 — 576 д) 8732 — 8734
Ответ: а) нет б) 56 — 12 = 44 в) 3 — 0 = 3 г) 576 — 576 = 0 д) нет

Пример №3:
Прочитайте выражение: 20 — 8
Ответ: “От двадцати отнять восемь” или “из двадцати вычесть восемь”. Правильно произносить слова

8. Объясни, как можно узнать:
1) одно из двух слагаемых, если известны сумма и другое слагаемое;
2) уменьшаемое, если известны разность и вычитаемое;
3) вычитаемое, если известны уменьшаемое и разность.

1) из суммы вычесть известное слагаемое
2) к разности прибавить вычитаемое
3) из уменьшаемого вычесть разность

9. Заполни таблицы.

10. Реши уравнения.

12. Найди значения выражений.

1970 + 0 = 1970
1970 - 0 = 1970
239 + (437 - 437) = 239 + 0 = 239
365 - (260 + 105) = 365 - 365 = 0
560 - (260 + 300) + 99 = 560 - 560 + 99 = 0 + 99 = 99
(87 – 87) + (78 – 78) = 0 + 0 = 0

13. Чему равна сумма двух слагаемых, если одно из них равно нулю?
Чему равна разность, если вычитаемое равно нулю?

Если одно из слагаемых равно нулю, то их сумма равна другому слагаемому.
Если вычитаемое равно нулю, то разность равна уменьшаемому.

14. Приведи примеры, когда сумма двух слагаемых равна одному из них; когда разность равна уменьшаемому; когда разность равна нулю.

45 + 0 = 45 или 0 + 30 = 30
56 - 0 = 56
13 - 13 = 0

15. Какие свойства сложения ты знаешь (с. 120)?
Объясни, почему верны следующие равенства.

1) От перестановки слагаемых сумма не изменятся (переместительное свойство):
16 + 75 = 75 + 16

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то