Конспект занятия - путешествия в детском саду в старшей группе на тему: Планеты солнечной системы. Конспект НОД в старшей группе «Солнечная система Занятие встаршеи группе земля солнце и планеты

Алла Желнова
Конспект ООД с использованием ИКТ «Планеты солнечной системы» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности

с использованием ИКТ

«Планеты солнечной системы »

для детей подготовительной группы .

Желнова Алла Владимировна

Образовательная область : познавательное развитие

Интеграция с другими образовательными областями : речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цели : Расширение знаний и представлений детей о строении солнечной системы

Программное содержание :

1. Обучающие задачи : (ОО «Познавательное развитие» )

1) Расширить и обобщить представления детей о строении Солнечной системы и планетах .

2) Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах .

3) Обобщать и расширять знания детей об особенностях планет .

4) Закрепить представления детей о родной планете Земля .

5) Формировать понятие о Солнце как о большой звезде - источнике света и тепла на Земле.

6) Учить детей синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных задач.

2. Развивающие задачи : (ОО «Познавательное развитие» )

1) Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.

2) Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.

3) Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

4) Вызвать интерес к космическому пространству.

5) Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. (ОО «Физическое развитие» )

3. Воспитательные задачи :

(ОО «Социально – коммуникативное развитие» )

1) Воспитывать сдержанность, усидчивость, чувство взаимовыручки.

2) Воспитывать у детей любознательность , чувство эмоционального удовлетворения.

3) Воспитывать личность способную понимать и ценить окружающий мир.

4) Воспитывать чуткость к художественному слову (ОО «Художественно – эстетическое развитие)

4. Речевые задачи : (ОО «Речевое развитие» )

1) Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

2) Ввести в словарь и активизировать в речи слова : звезда, солнечная система , планета , орбита.

3) Развивать слуховое внимание, формировать навык звукового анализа

4) Активизировать речь детей прилагательными словами.

5) Закрепить названия планет солнечной системы .

6) Развивать все компоненты речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Структура (части и предполагаемое их время)

Организационный момент –

Выход детей

Этюд приветствия

1 Вводная часть –минута

Ребус «Слово в картинках»

2 Основная часть –минут

- конструирование ракеты

Пальчиковая гимнастика

Презентация «Путешествие по планетам Солнечной системы »

опыт №1 «Солнце греет планеты »

опыт №2 «День – ночь»

опыт №3 «Движение планет »

Динамическая пауза «Космонавт»

Подвижная игра «Звездочет»

Мотивация

Путешествие по орбитам

«Солнечная система »

3 Заключительная часть –минуты

Рефлексия

Дидактическая игра «Планеты бывают разные »

Угощение детей

Итог : 30 минут 00 секунд

Общее время : 30 минут

Резервное время (1-3 минуты)

Организация детей (в каждой части)

Организационный момент –

Выход детей

Этюд приветствия - стоят в полукруге

1 Вводная часть –

Ребус «Слово в картинках» - сидят на стульчиках в полукруге

2 Основная часть –

- конструирование ракеты - дети стоят в центре зала

Пальчиковая гимнастика

Презентация «Путешествие по планетам Солнечной системы »

опыт №1 «Солнце греет планеты »

опыт №2 «День – ночь»

опыт №3 «Движение планет »

Динамическая пауза «Космонавт» - дети стоят возле стульчиках

Подвижная игра «Звездочет» - дети встают в круг

Мотивация

Путешествие по орбитам – дети стоят в центре зала

Практическая деятельность макет «Солнечная система »

3 Заключительная часть –

Рефлексия – дети стоят в круге

Дидактическая игра «Планеты бывают разные » - дети сидят на стульчиках в полукруге

Угощение детей

Методы и приемы :

- наглядные : презентация, показ действий, наблюдение, демонстрация материала, раздаточный материал для детей

Словесные – беседа, рассказ воспитателя, объяснение, инструкция, вопросы, художественное слово

Метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности : дидактические игры, проблемные вопросы, проблемно – поисковый.

Методы контроля эффективности обучения – устный контроль (фронтальный и индивидуальный опрос)

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, практическая.

Формы организации : подгрупповая (10 детей , индивидуальная.

Оборудование :

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Стулья по количеству детей в полукруге

Магнитофон, аудиозапись «космическая музыка»

Демонстрационный материал :

Плакат «Солнечная система »

Макет «Солнечная система » ,

Девять эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом;

Маски - шапочки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце ;

УФ - лампа;

Пластмассовый шарик;

Пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой;

Письмо в форме звезды

Раздаточный материал :

Шаблоны планет

Предварительная работа :

Рассматривание глобуса,

Подбор и размещение на полочке «умных книг» литературы о космосе; Чтение легенд и сказок о Солнце : словацкая сказка «У Солнышка в гостях » , мифы Древней Греции;

Познавательные беседы с детьми на темы : «Роль Солнца в жизни человека » , «Солнце и наше здоровье » ;

Проведение цикла познавательных вечеров «Сейчас узнаем» по темам : «Космическое путешествие к околоземным планетам » , «Строение Земли» .

Периодические наблюдения на прогулке за Солнцем в сравнении в разные времена года.

Эксперимент «Темный космос» - узнать, почему в космосе темно. Составление коллективного панно на тему «Космическое пространство» . Изготовление основы для макета Солнечной системы : лист бумаги А2, в середине отметить Солнце , вокруг него нанести концентрические круги разного цвета – орбиты планет .

Ход образовательной деятельности Методические комментарии

Организационный момент :

Дети заходят в зал. Встают в полукруг.

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте.

II. Эмоциональная настройка.

Воспитатель : Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети : Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель : Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(дети садятся на стульчики в полукруге) .

1. Вводная часть :

Воспитатель – Ребята, я сегодня получила очень странное письмо, а прочитать не смогла, вы мне поможете? (Да)

Ребус «Слово в картинках»

(дети должны отгадать слово, соединяя первые звуки названия предметов на картинке)

Поезд – п

Облако – о

Обруч – о

Труба – т

Ответ : ПОМОГИТЕ!

Воспитатель : Вот теперь я разобралась, что здесь написано. О помощи нас просят планеты солнечной системы . Они забыли свои правила движения и перепутались. Ребята, надо планеты выручать , а то случится большая авария – все планеты столкнуться и разобьются. Поможем? (Да)

2. Основная часть :

Воспитатель : Чтобы помочь, нам нужно совершить космическое путешествие, побывать на планетах Солнечной системы !

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы полететь в космос?

(ответы детей – ракета )

Воспитатель – Конечно! Нам сейчас необходимо стать инженерами - конструкторами и сконструировать (построить) ракету для полета.

(Воспитатель приглашает детей подойти к мягким модулям и соорудить ракету. Дети складывают «ракету» по схеме. В конце работы встают полукругом рядом с ракетой)

Воспитатель : Молодцы, дружно работали.

Ждет нас быстрая ракета

Для прогулок по планетам

На какую захотим

На такую полетим

Давайте узнаем сколько - ступенчатая наша ракета? Чтобы узнать надо разделить слово ракета на слоги. Сколько слогов (дети выполняют речевое задание, ответ - 3 слога) .

Воспитатель : Но, чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести ее.

Пальчиковая гимнастика :

Завести моторы (вращение рук перед грудью)

Соединить контакты (кончики пальцев)

Приготовиться к запуску ракеты (присесть)

Пуск (подпрыгнуть и поднять руки в верх) .

(звучит космическая музыка, дети двигаются по кругу, держась за руки)

Ракета уносит нас в звездное небо (дети подняли руки вверх)

Корабль вышел на орбиту.

Теперь можно сесть в космические кресла и пристегнуться.

(Дети садятся на стулья полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на экран )

Слайд 1 : - Отгадайте загадку :

Высоко - превысоко,

Где-то, очень далеко

Ярко звёздочки мерцают,

Метеоров рой летает.

Темнота там, вечный холод,

Притяженья нет Земного,

Даже воздуха там нет.

И много разных там планет ?

(ответы детей – космос ) .

Слайд 2 : - Посмотрите, планеты вращаются вокруг Солнца . У каждой планеты свой путь – орбита .

Слайд 3 : - Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты .

Слайд 4 : - Меркурий – самая близкая к солнцу планета и самая быстрая из них.

Слайд 5 : - На Меркурии нет воздуха, а поверхность усеяна кратерами. (кратер)

Слайд 6 : - Венера – эту планету называют сестрой Земли, но жить на ней нельзя.

Слайд 7 : - Воздух Венеры непригоден для дыхания, а поверхность покрыта вулканами.

Венера - самая горячая планета . А вы знаете почему? Хотите проверить?

Сейчас мы с вами проведем эксперимент. Представим, что это солнце (зажечь УФ - лампу, вы будите планетами . Если планеты находятся близко от солнца , то на планете тепло , если планеты находятся далеко , то на этой планете холодно .

Опыт №1 : Вытяните руку вперед и скажите, когда рука близко возле лампы, что происходит, а когда далеко? (ответы детей )

Слайд 8 : - Земля – планета на которой мы живем . Чем она отличается от остальных планет ? (ответы детей - есть жизнь , кислород, вода, растения, животные).

Посмотрите, что я с собой взяла в полет. Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля . Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете , например, какой формы Земля? (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша ? (да)

(коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды ? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет . Глобус крутится и это неспроста. Дело в том, что Земля постоянно крутится вокруг своей оси. Из-за этого вращения и происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем , - день. На противоположной, находящейся в тени,- ночь

Опыт № 2 : Доказать детям как день сменяет ночь.

Берем настольную лампу и глобус. Включаю светильник и медленно кручу глобус. Где светло – день, где темно – ночь.

Слайд 9 : - Марс – красная планета , также похожа на Землю. На Марсе очень холодно, дуют холодные и сильные ветра. Эта планета состоит из красных камней. Поэтому ее и называют красной планетой .

Слайд 10 : - Воздух на Марсе состоит из газа, поэтому им нельзя дышать.

Слайд 11 : - Юпитер – самая большая планета в солнечной системе .

Слайд 12 : - В два с половиной раза массивнее всех планет , вместе взятых. Вот Юпитер по сравнению с Землей. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно.

Слайд 13 : - Сатурн – планета с кольцами .

Слайд 14 : - Кольца Сатурна – это частички льда, камней и пыль. А как вы думаете, почему кольцо у Сатурна до сих пор не упало? (ответы детей ) . Я вам сейчас покажу небольшой фокус.

Опыт №3 : Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро - шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу : когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами : пока они быстро вращаются вокруг Солнца , они не падают.

Слайд 15 : - Уран – ледяной гигант. Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет . Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

Слайд 16 : - Нептун – самая ветреная планета . Из всей солнечной системы на этой планете дуют самые сильные ветра.

Слайд 17 : - Плутон – Самая дальняя и самая маленькая планета Солнечной системы . Планета находится очень далеко от солнца и поэтому там очень холодно.

Слайд 18 : - Все эти планеты вместе называются – Солнечная система .

Воспитатель : Мы с вами прилетели на космическую станцию для того, чтобы спасти планеты от столкновения . Но перед тем как навести порядок в Солнечной системе надо сделать космическую гимнастику.

(Дети встают возле стульчиков)

Динамическая пауза «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,

(Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете.

(Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

(Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря.

(Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

(Ладони над головой «крышей» ).

Воспитатель приглашает детей выйти в центр зала . Дети встают в круг.

Воспитатель : - Что бы планеты нас послушались и встали на свои места, давайте с ними поиграем.

Подвижная игра «Звездочет»

Считалка : На луне жил звездочет

Он планетам вел учет :

Меркурий – раз

Венера – два

Три – Земля

Четыре – Марс

Пять – Юпитер

Шесть – Сатурн

Семь – Уран

Кто не видит – выйди вон

(дети передают по кругу мяч. У кого оказался

Мяч на слова «вон» - тот «Звездочет» .

Звездочет под музыку прыгает подскоками по кругу. По окончании музыки встает, между двумя детьми. Раз, два, три – беги! Оба ребенка бегут по кругу в разные стороны. Кто первый добегает, тот берет мяч – он звездочет).

После игры дети остаются в центре зала.

На полу выложены шерстяными нитками девять дорожек – орбит.

Воспитатель : - Ребята, перед вами дорожки планет , которые как называются? (орбита) . Сколько всего орбит? (9) Правильно, девять планет и столько же орбит .

Посмотрите внимательно : дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине) .

Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца ? Чтобы узнать это, проведите соревнование :

Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу : «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу : «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из этих детей пришел первым , а кто последним и почему?

(Ответы детей ) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

Так же и с нашими планетами : быстрее других вокруг Солнца движется планета , у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему : установим на дорожки - орбиты планеты .

(Воспитатель вместе с детьми называет планеты , указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети одевают маски – шапочки, обозначающие планеты , встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с маской - шапочкой, обозначающим Солнце ).

Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты , в путь!

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты .

По-разному все они Солнцем согреты .

(Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

Воспитатель : - А теперь я предлагаю выставить планеты по порядку на нашем макете «Солнечная система » .

(Дети подходят к макету «Солнечная система » и встают в полукруг. Воспитатель читает стихотворение, дети поочередно приклеивают планету на свою орбиту )

Мы тему беседы давайте наметим :

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети .

Меркурий заводит весь хоровод.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы :

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Воспитатель : Сколько же планет в семье Солнца ? (Девять планет ) . Как называют семью Солнца ? (Солнечной системой ) .

В семье Солнца царит идеальный порядок : никто не толкается, не мешает друг - другу и не обижает друг - друга. Каждая планета имеет свою дорожку , по которой она бежит вокруг Солнца . Дорожка, по которой движется планета , как она называется? Правильно, каждая планета вращается вокруг солнца своим путем . Этот путь, по которому они проходят, называется орбитой.

3. Заключительная часть.

Воспитатель : Порядок мы навели, спасли планеты от аварии . Нам уже пора возвращаться на нашу планету…

(дети – Земля) правильно Земля, пора домой.

(воспитатель приглашает детей встать в круг , взяться за руки)

Экипаж! Внимание, полет нормальный все системы готовы к приземлению через 10 секунд наше путешествие завершится (дети считают до 10) .

- Воспитатель : - С возвращением на планету Земля . Вот, ребята, мы и вернулись в наш детский сад.

(приглашает детей сесть на свои места )

Вам понравилось путешествие?

(ответы детей )

А на чем мы летали?

(на ракете)

Воспитатель : - А скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали?

(ответы детей : о планетах солнечной системы ).

Дидактическая игра «Планеты бывают разные »

Далекие и близкие

Холодные и теплые

Большие и маленькие

Твердые и мягкие

Тяжелые - легкие

(Воспитатель проводит игру- антонимы)

- Воспитатель : - Вы хорошо постарались, молодцы! Вы показали себя дружными, смелыми. Потрудились на славу. Жители одной из планет прислали вам угощение.

(воспитатель раздает детям конфеты. Дети уходят в группу ) Организационный момент

Психо – эмоциональный настрой на работу

Привлечение внимания

Развитие слухового восприятия

Выработка навыка определения первого звука в слове.

Введение в тему

Проблемная ситуация

Познавательная мотивация

Оживление опыта детей

Конструктивная деятельность детей

Оценка деятельности детей

Закрепление умений детей делить слова на слоги

Развитие координации движений, мелкой моторики

Привлечение внимания

Активизация мыслительной деятельности

Активизация

детей по теме

Активизация словаря

Объяснительная речь

Оживление опыта детей

Уточнение и расширение знаний детей по теме

Активизация мыслительной деятельности

Объяснение нового учебного материала

Опытно – экспериментальная деятельность

Объяснительная речь

Развитие познавательного интереса

Объяснение нового учебного материала

Опытно – экспериментальная деятельность

Объяснительная речь

Уточнение и расширение знаний детей по теме

Активизация словаря

Привлечение внимания

Развитие координации движений

Снятие напряжения

Игровой прием

Активизация словаря

Развитие двигательной активности

Развитие координации движений

Снятие напряжения

Привлечение внимания

Активизация словаря

Активизация мыслительной деятельности

Развитие глазомера

Развитие познавательного интереса

Игровой прием

Развитие ОВД

Формирование умения аргументировать свои высказывания.

детей

Привлечение внимания

Активизация словаря

Пояснение

Развитие познавательного интереса

Развитие координации движений

Мотивация к практической деятельности

Активизация чувства восприятия художественного слова

Активизация мыслительной деятельности

Обогащение словаря детей названиями планет

Уточнение и закрепление приобретенных знаний о планетах солнечной системы

Оценка деятельности детей

Игровой прием

Рефлексия

Логическое завершение образовательной деятельности

Оценка деятельности детьми

Уточнение и закрепление знаний

Активизация словаря

Оценка деятельности детей

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы

Внеклассное занятие

Тема: « Планеты Солнечной системы».

Направление: расширение кругозора.

Участники: дети 2 класса

Программные задачи:

Формировать представление детей о планетах Солнечной системы.

Воспитывать интерес к познанию космоса.

Развивать зрительное внимание.

Оборудование: иллюстрация космического корабля, иллюстрации планет, заготовка макета солнечной системы, картинки с изображением планет солнечной системы, карточки с названиями планет, схема солнечной системы, пластилин, доски, стеки, клеенка.

Ожидаемый результат: воспитанники назовут планеты солнечной системы; изготовят из пластилина макет солнечной системы.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

Эмоциональный настрой

Ребята, хотите полететь в Космос, исследовать новое? А кто знает, на чем можно добраться до Космоса? (ответы детей). Правильно на космическом корабле, ведь в космос не летают ни самолеты, ни вертолеты, им для того чтобы лететь нужно опираться на воздух, а космосе нет воздуха. Ну, так давайте расположимся в нашем космическом корабле и полетели…

Мотивация

Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает. (ответы детей: « Солнце»)

А по каким признакам вы определили, что это солнце?

Актуализация знаний

Что такое Солнце? (ответы детей)

Правильно, ребята, солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным.

Есть ли жизнь на солнце? (ответы детей)

Правильно. На солнце жизни нет, там очень жарко. Солнце – это самая близкая к нам звезда, в космическом пространстве есть и более яркие звезды.

А кто помнит, как называется наша планета? (ответы детей).

Что было бы, если бы солнце не согревало своими лучами нашу планету? (ответы детей).

Правильно, ребята, наша планета Земля превратилась бы в ледяную пустыню и на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы растения, и все живое, ведь для жизни нам необходим солнечный свет и тепло. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди.

Сообщение темы занятия

Ребята, Солнце не одиноко, у него есть семья. Ребята, а вы хотите узнать о семье солнца. (ответы детей)

Семья солнца – это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. И сегодня я открою вам секрет о солнечной семье. По-другому «солнечную семью» называют «солнечная система». Сегодня я расскажу вам о планетах солнечной системы и познакомлю вас с порядком, который царит в солнечной системе. Сегодня мы вместе выполним макет солнечной системы.

Объяснение нового материала

У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему солнечной системы изображения планет.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей, что эта планета других горячей!

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Меркурий, карточка с названием).

Кто запомнил, как называется первая от Солнца планета? (ответы детей – «Меркурий». Хоровое проговаривание.)

А следом за ним в серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик – юный. Нежный,

Ее кони белоснежны,

И крылаты и красивы

Златоглазы, златогривы…Это Венера)

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Венера, карточка с названием).

Как называется вторая от Солнца планета? (ответы детей. Хоровое проговаривание «Венера»)

Ну а третья по счету наша планета

Большую часть ее составляет вода

А вы мне скажете, как зовется она… Земля .

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Землю, карточка с названием).

Как называется третья от Солнца планета? (ответы детей)

Марс – таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь Бога войны-Марс.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Марс, карточка с названием).

Как называется четвертая от Солнца планета? (ответы детей)

Юпитер – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Как называется пятая от Солнца планета? (ответы детей)

Сатурн – красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Юпитер, карточка с названием).

Как называется шестая от Солнца планета? (ответы детей)

Уран – лежебока. И встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длиться там день

И сорокалетие – ночь.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Уран, карточка с названием).

Как называется седьмая от Солнца планета? (ответы детей)

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Нептун, карточка с названием).

Как называется восьмая от Солнца планета? (ответы детей)

Несется в пространстве далекий Плутон ,

От солнца лучами едва освещен.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Плутон, карточка с названием).

Как называется девятая от Солнца планета? (ответы детей)

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет).

Как называют семью солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой).

Давайте вместе повторим еще раз названия планет солнечной системы. (Хоровое проговаривание).

В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита.(Хоровое проговаривание слова «орбита»)

Так как называется дорожка, по которой движется планета? А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Посчитайте, сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Да, столько же сколько и планет – девять.

Игра на развитие зрительного внимания.

«Найди отличия».

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

Дорожка-орбита какой планеты самая маленькая?

Дорожка-орбита какой планеты самая большая?

Какая по счету от Солнца орбита Земли?

Какая по счету от Солнца дорожка-орбита у планеты Плутон?

Физминутка:

По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!», дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы:

На чем летают в космос?

Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил?

Какая по счету планета Земля от солнца?

Какая самая дальняя планета?

Как называется семья солнца? (повторить игру 3-4 раза)

Практическая часть.

Ребята, а давайте мы с вами создадим макет солнечной системы из картона и пластилина. Каждый из вас создаст одну планету, но сначала давайте распределим кто какую планету будет лепить. (дети самостоятельно выбирают кто какую планету будет лепить).

Ребята, рассмотрите внимательно выбранную вами планету, какого она цвета? Обратите внимание одного она цвета или в ней несколько цветов?

Перед вами лежит пластилин, берите нужные цвета для планеты, которую вы выбрали. Берем его и принимаемся за работу.

Ребята, сначала скатаем пластилин каждого цвета в шар, а ваша планета разноцветная, то вам нужно будет соединить несколько цветных шаров пластилина. (Показ).

Во время выполнения практической работы оказать направляющую помощь ребятам слабой группы.

Планеты готовы, теперь их нужно присоединить к солнцу, но самое главное их нужно распределить в правильном порядке.

(Дети выходят по очереди к доске, на которой прикреплен макет солнечной системы и приклеивают свою. Называя ее.)

Ребята расскажите мне каждый про свою планету, которую лепил:

Воспитанники составляют рассказ по плану:

Как называется планета?

Какого она цвета или из каких цветов состоит?

Какая по величине маленькая или большая?

На какой по счету дорожке – орбите расположена от солнца?

Заключение.

Ребята, скажите вам понравилось наше занятие?

Что понравилось на занятии больше всего?

Мне тоже очень понравилось, а особенно как вы сегодня активно работали, отвечали на вопросы, старательно создавали макет солнечной системы.

Все сегодня молодцы!


Юлия Стафеева
Конспект НОД на тему «Планеты Солнечной системы» в старшей группе

Цель : Закреплять представления детей о Солнечной системе .

Задачи :

Обучающие : Формировать элементарные знания о планетах солнечной системы : названия, из чего состоят планеты . Закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца , их величине. Закрепить знание детей о том, кто первым побывал в космосе, первом космонавте Земли, первой женщине – космонавте, обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания.

Развивающие : Развивать творческое воображение и мышление. Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

Воспитательные : Воспитывать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказ) ; игровой (игра «Планеты стройся ); продуктивный (рисование планет при помощи не традиционной техники) ; поощрение.

Предварительная работа с детьми : Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, изобразительная деятельность.

Предварительная работа воспитателя : Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения, иллюстраций.

Продолжительность : 25 – 30минут

Ожидаемые результаты : Вызвать интерес к планете , на которой мы живём, формирование у детей способности видеть многообразие мира, развитие познавательного интереса, пополнение знания детей о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики, воспитание уважения к людям – первооткрывателям.

Оборудование и материалы : Плакат с изображением Солнечной системы , фотографии с изображением космонавтов, аудиозапись «Музыка космоса» , листы бумаги формата А- 4, гуашь, листы для формирования «комка» для «печатанья» планет .

Словарная работа : Солнечная система , космос, звезда, планета , орбита, комета, метеор, астероид, спутник, астрономия, астронавт.

Раздаточный материал : Фотографии с изображением планет солнечной системы .

Структура НОД :

1. Организационный момент : Приветствие. Психологический настрой детей к НОД.

2. Основная часть : Знакомство детей с Солнечной системой . Рассказ детей о тех, кто первым побывал в космосе. Рассказ детей о планетах солнечной системы . Подвижная игра «Планеты , стройся!» . Знакомство детей с понятиями : астероид, комета, астроном, астрономия. Рисование планет , с помощью метода отпечатывания.

3. Заключительная часть : Рефлексия, поощрение.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню космонавтики. Ровно 55 лет тому назад 12 апреля 1961г., человек совершил свой первый полёт в космос. А кто- нибудь из вас знает, кто это был?

Дети : Юрий Гагарин.

Воспитатель : Правильно. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Русский космонавт – первый космонавт планеты ! И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Это звук голоса Юрия Гагарина и его знаменитая на весь мир фраза «Поехали!» произнесённая им за секунду до старта ракеты , записанный на диск (включается аудиозапись) .

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает, как же звали первую женщину – космонавта?

Дети : Валентина Терешкова.

Воспитатель : Действительно, ребята, первая женщина космонавт это Валентина Владимировна Терешкова.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что до появления первого человека в космосе, там побывали две замечательные и наверное очень смелые собачки? Кто скажет, как их звали?

Дети : Белка и Стрелка.

Воспитатель : Вы просто молодцы! Вокруг нашей звезды - Солнца – вращаются девять планет , входящих в Солнечную систему . Она включает в себя Солнце , все планеты и их спутники , кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд ?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : В Солнечной системе девять планет . Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов. Ребята, я знаю, что вы хотели рассказать нашим гостям о каждой планете Солнечной системы . Готовы? Тогда начнём!

1-й ребёнок : Меркурий- самая близкая к Солнцу планета . Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха.

2-й ребёнок : Венера- вторая от Солнца планета . Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе .

3-й ребёнок : Земля – третья от Солнца планета . Планета находится на таком расстоянии от Солнца , что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

4-й ребёнок : Марс – четвёртая планета Солнечной системы . Марс – единственная похожая на Землю планета тем , что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

5-й ребёнок : Юпитер – пятая планета от Солнца . Это самая большая планета Солнечной системы . Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

6-й ребёнок : Сатурн – шестая планета Солнечной системы . Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

7-й ребёнок : Уран – седьмая планета от Солнца . Это единственная планета Солнечной системы , которая вращается вокруг солнца , как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета .

8-й ребёнок : Нептун – восьмая планета от Солнца . Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе .

9-й ребёнок : Плутон – девятая планета от Солнца . Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель : Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета . Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету . Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты?

Дети : Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе.

Воспитатель : Правильно. Молодцы. А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука, занимающаяся изучением космоса называется – астрономия. А что же ещё кроме Солнца , планет и их спутников есть в космосе?

1-й ребёнок : Астероиды. А стероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца .

2-й ребёнок : Комета – небольшое небесное тело состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу , у неё образуется светящийся хвост.

Воспитатель : Молодцы. Как много оказывается вы знаете о космосе! А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты , стройся!» (Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)

Подвижная игра «Планеты , стройся!» (дети на счёт поднимают руки в верх с изображением планет )

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт .

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – выйди вон (все вместе) .

(А. Усачёв)

Воспитатель : Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты . Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились. Покажите их пожалуйста нашим гостям.

Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

Рефлексия : Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какое настроение у вас было во время занятия?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Дети : До свидания! Ждём вас снова в гости!

Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.

♦ Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?

Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

♦ Вспомните, чем планеты отличаются от звезд.

Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости, и твердые частицы... Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда.

Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.

Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли — Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей.

♦ Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?

На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу.

Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

Древние греки говорили, что те, «кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия» (П.В. Клушанцев).

В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

Вторая от Солнца планета — Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик.

Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно.

Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты — Венеры.

В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.

В серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик — юный, нежный.

Ее кони белоснежны,

И крылаты, и красивы,

Златоглазы, златогривы...

Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.

Венера

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас одаряешь.

Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.

♦ Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете.

Земля — средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.

♦ Объясните, почему это важно.

Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает ее своими горячими лучами.

Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко! Наоборот, на удаленных от светила планетах, таких как Юпитер и Сатурн, царит вечный холод.

На Земле благоприятная для жизни температура.

♦ Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?

Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов.

Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Земля — планета жизни

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле — это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдете повсюду —

В самом далеком, глухом уголке!

У Земли есть спутник — Луна.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара.

Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением.

Поэтому его часто называют «Красной планетой».

Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.

Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и связанные с ними пожары и бедствия.

Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.

Марс

Марс — таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета — Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы!

Юпитер

Юпитер — больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

♦ Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?

Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.

У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

Шестая от Солнца планета — Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Астрономы***, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Сатурн

Сатурн — красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

Атмосфера Урана — холодный туман.

Уран

Уран — лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие — ночь.

Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун действительно находится так далеко от нас, что сначала его положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.

Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Ученые строили предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г. Плутон — планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, потому изучать его очень трудно.

У Плутона есть спутник — Харон. Он состоит из камней и льда.

Плутон — самая холодная планета Солнечной системы.

♦ Как вы думаете, почему?

Плутон

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее.

♦ Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Вопросы для закрепления

♦ Сколько планет в Солнечной системе?

♦ Как называется самая близкая к Солнцу планета?

♦ Какая планета наиболее удалена от Солнца?

♦ Какая планета самая маленькая?

♦ Какая планета самая большая?

♦ Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?

♦ Какую планету называют Красной?

♦ Какую планету окружают кольца?

♦ Какая планета вращается, лежа на боку?

♦ Какие планеты ближайшие «соседи» Земли?

♦ Расскажите, какие условия для возникновения и развития жизни есть на Земле.

Направление: «Познавательно – речевое развитие»

Образовательные области : (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)

Ход занятия:

1ч. Дети сидят за столами.

Восп.: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Загадка:

По темному небу

Рассыпан горошек,

Цветной карамели

Из сахарной крошки.

И только тогда,

Когда утро настанет

Вся карамель

Пропадет и растает.

Дети: Звезды.

Восп.: Молодцы. Правильно.

Воспитатель демонстрирует карту звездного неба.

Восп.: Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту)

Дети: Карта ночного звездного неба.

Восп.: Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь. А где находятся звезды?

Дети: Во Вселенной, в космосе,в Галактике, в космическом пространстве.

Восп.: А кто знает, что такое Галактика?

Дети: Это огромное скопление звезд. Наша Галактика называется Млечный путь.

Восп.: Кто может сказать, что такое звезды?

Дети: Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.

Восп.: Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.

На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо. Названия каких звезд и созвездий вы

Дети: Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.

Восп.: Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь. Поговорим о Солнце.

(прикрепляет солнце на магнитную доску)

2ч. Восп.: Как вы думаете, что такое Солнце?

Дети: - Солнце – это большая звезда.

Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает.

Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим и круглым.

На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.

Восп.: Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту (показывает карту Солнечной системы).

Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите.

Скажите мне, сколько всего планет вращается вокруг звезды Солнце?

Дети : Девять.

Восп.: Названия каких планет вы знаете?

Дети: Меркурий, Земля, Сатурн.

Восп.: Какая планета самая ближайшая к солнцу?

Дети: Меркурий.

Восп.: Какая по счету находится планета Земля?

Дети: Третья от Солнца.

Восп.: Какая планета считается самой красивой?

Дети: Сатурн.

Восп.: Молодцы.

3ч. Восп.: А теперь давайте попробуем создать свою Солнечную Систему (на магнитную доску прикрепляет Солнце).

Какая самая ближайшая планета от Солнца?

Дети: отвечают:

1 реб.: Меркурий – самая ближайшая к Солнцу планета. На этой планете очень, очень жарко.

Восп.: Какая следующая планета?

2 реб.: Венера – на этой планете плотная оболочка, которая удерживает тепло. Для людей – очень жаркая планета.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Хорошо. Какая следующая планета?

3 реб.: Земля – это наш дом. Единственная планета, на которой существует жизнь.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Отлично. Какая планета будет следующей?

4 реб.: Марс – эта планета красного цвета. Марс – холодный, сухой и скалистый.

(прикрепляет планету на свою орбиту)

Восп.: Что вы скажете о следующей планете?

5 реб.: Юпитер – самая большая планета в солнечной системе. Состоит из жидкости, газа и металла.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Кто назовет следующую планету?

6 реб.: Сатурн – легко узнать по светящимся кольцам. Самая красивая и необыкновенная планета.

(прикрепляет свою планету на доску)

Восп.: Какая планета будет следующей?

7 реб.: Уран – это ледяной гигант, который состоит из газа. Очень тяжелая планета, тяжелее Земли, у нее нет твердой оболочки.

(прикрепляет на доску)

Восп.: Хорошо. А что насчет следующей планеты?

8 реб.: Нептун – эта планета похожа на штормовое море, но только на газовое с неспокойной атмосферой.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Ну, и, последняя планета?

9 реб.: Плутон – планета, которую открыли совсем недавно. Это маленький замерзший шарик, который называется карликовой планетой – расположена дальше всех от солнца.

(прикрепляет на доску)

Восп.: Молодцы. Вот мы и создали свой макет Солнечной Системы и его планет. Как красиво у нас получилось.

4ч. Физкультминутка.

Восп.: А теперь давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку.

Ребята, встаньте рядом со своими партами. Начали.

Дети: выполняют зарядку:

По порядку – правая рука вверх,

Все планеты – левая рука вверх,

Назовет любой – правая рука виз,

Из нас – левая рука вниз,

Раз – Меркурий – правая рука на пояс,

Два – Венера – левая рука на пояс,

Три – Земля – правая рука на плечо,

Четыре – Марс – левая рука на плечо,

Пять – Юпитер – правая рука вверх,

Шесть – Сатурн – левая рука вверх,

Семь – Уран – правая рука на плечо,

За ним – Нептун – левая рука на плечо,

Он восьмым – правая рука на пояс,

Идет по счету – левая рука на пояс,

А за ним – правая рука вниз,

Уже потом – левая рука вниз,

И девятая планета – маршируют на месте,

Под названием – Плутон – маршируют на месте.

Восп.: Молодцы. Занимаем свои места.

Дети: Садятся за столы.

5ч. Восп.: Сегодня мы много говорили о Солнце, и попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца. Для этого нам понадобятся картон, карандаш и ножницы.

Восп.: Показывает ход работы:

Действие воспитателя

Действие детей

Вырежем ровный круг из картона.

Вырезают

Наметим карандашом центр и проткнем его.

Намечают,

Протыкают

Вставим в середину карандаш.

Вставляют карандаш

Восп.: Часы готовы. С помощью них мы будем наблюдать за изменением положения солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.

Эксперимент:

Воспитатель лампой (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень. Отмечаем карандашом на круге. Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.

Дети: Выставляют на стол часы и выполняют работу.

Восп.: А сейчас Варя прочитает нам стихотворение «Земля».

Варя:

Давайте будем любить планету

Другой такой ведь на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Воспитатель подводит итоги:

Восп.: Молодцы. Сегодня мне понравилось как вы занимались, правильно отвечали на вопросы. Много знаете о Солнце и его планетах.

Я хочу наградить вас медалями, чтобы вы помнили о нашем интересном и познавательном занятии.

(раздает медали)

Восп.: Дети, а что больше всего вам понравилось на нашем занятии?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то