Андрей Платонов – презентации на тему Биография и творчество, скачать бесплатно. Презентация на тему "платонов андрей платонович" Платонов литературный портрет писателя презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

БИОГРАФИЯ Андрея Платоновича Платонова Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Печёнкина Тамара Павловна

2 слайд

Описание слайда:

Андрей Платонович Платонов 20.08.1899 – 05.01.1951 русский советский писатель и драматург

3 слайд

Описание слайда:

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в Воронеже. Отец – Климентов Платон Фирсович работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. О нём не раз писали губернские газеты как о талантливом самоучке-изобретателе. Дважды ему присваивали звание Героя труда, а в 1928 году он вступил в партию. Мать – Лобочихина Мария Васильевна – дочь часового мастера, домохозяйка. Семья была большая (11 детей), а Андрей – старший, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет. Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе – литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста.

4 слайд

Описание слайда:

В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 год учится в городской 4-классной школе. С 1913 по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле.

5 слайд

Описание слайда:

С осени 1915 по весну 1918 Андрей работает во многих воронежских мастерских – по изделию мельничных жерновов. В 1918 году поступает в Воронежский политехнический институт; служит в редакции журнала «Железный путь», в котором публикует свои стихи.

6 слайд

Описание слайда:

Книга стихов Платонова «Голубая глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А. Кашинцевой, которой посвятил повесть «Епифанские шлюзы» (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница». В 1922 году у супругов родился сын Платон.

7 слайд

Описание слайда:

В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров - повесть "Котлован" (впервые опубликована в СССР в 1987) - социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма. В середине 1930-х Платонов - писатель, пишущий главным образом в стол. Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряженно работает. В это время им были написаны роман "Счастливая Москва", пьеса "Голос отца", статьи о литературе. В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть "Джан". В 1928 Платонов завершает работу над романом "Чевенгур", однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими иллюзиями.

8 слайд

Описание слайда:

В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов "Река Потудань", который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием - в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразится от сына, ухаживая за ним, с этих пор и до смерти он будет носить в себе туберкулёз.

9 слайд

Описание слайда:

В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты "Красная звезда". В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ "Семья Ивановых" ("Возвращение") вызвал резкую критику за "клеветничество" в адрес советской семьи.

10 слайд

Cлайд 1

Cлайд 2

Начало пути Платонов Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов) родился в Ямской Слободе, предместье Воронежа 1 сентября 1899 года.

Cлайд 3

Отец - паровозный машинист, слесарь. Андрей унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека-рукодельца, от матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

Cлайд 4

С 1906 года по 1914 год Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать - рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Подростком начал писать стихи, которые печатались после революции в воронежской прессе.

Cлайд 5

В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году.

Cлайд 6

После окончания Гражданской войны Андрей Платонов поступил в Политехнический институт. После его окончания в 1926 году он работает губернским мелиоратором, заведует работами по электрификации сельского хозяйства, но не расстается и с литературной деятельностью.

Cлайд 7

Книга Андрея Платонова, сборник «Голубая глубина», была составлена из его дореволюционных и послереволюционных стихов. Однако талант писателя в полной мере проявился все-таки в прозе. После его переезда в Москву в 1927 году выходит в свет книга, сборник повестей «Епифанские шлюзы», с которой начинается его карьера как профессионального литератора. В ней были собраны произведения, в разное время выходившие в газетах и журналах.

Cлайд 8

Осенью 1929 года - «года великого перелома» - Платонов много ездит по совхозам и колхозам Средней России как командированный от Наркомата земледелия. К этому времени относится начало работы над повестью «Котлован».

Cлайд 9

Повесть «Котлован» и пьеса «Шарманка», завершенные весной 1930, при жизни писателя опубликованы не были.

Cлайд 10

Из поездок по колхозам Поволжья и Северного Кавказа (командировки от Наркомата земледелия) Платонов привозит беспощадный материал для повести «Ювенильное море (Море юности)». Повести «Ювенильное море», «Хлеб и чтение» завершены были в 1932.

Cлайд 11

Первая после 1929 года книга Платонова - сборник рассказов «Река Потудань» - была опубликована в 1937. В нее вошли такие ставшие классическими произведения, как «Фро», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном мире». Появление этой книги совпало с кульминацией политических процессов 30-х, и Платонов, как идеологически неблагонадежный писатель, попал под прицел литературной критики.

Cлайд 12

В конце 1929 – начале 1930 года Платонов пишет повесть «Котлован». О публикации «Котлована» - вершинного произведения писателя – не могло быть и речи. На писателя обрушился шквал критики.

Cлайд 13

29 апреля 1938 года был по навету арестован и осужден по 58-й, «политической» статье единственный сын Платонова, 15-летний школьник Платон. Он был освобожден из лагеря (благодаря содействию Михаила Александровича Шолохова, друга семьи писателя) лишь в 1941, смертельно больным, и через 2 года умер.

Cлайд 14

С 1938 Платонов сотрудничает с издательством детской литературы; в 1939 здесь выходит книга «Июльская гроза». В 1939-41 статьи и рецензии Платонова регулярно печатаются в журнале «Детская литература». Для Центрального детского театра Платонов пишет пьесы и сценарии («Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь» и др.), однако ни одна из пьес не была поставлена при жизни писателя.

Cлайд 15

С октября 1942 и до конца войны Платонов - фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». За это время вышли из печати 4 книги его военной прозы: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Его очерки и рассказы с неизменной подписью «Действующая Армия» постоянно печатались на страницах «Красной Звезды» и «Красноармейца».

Cлайд 16

Cлайд 17

В 1943 не проходит цензуру книга Платонова «О живых и мертвых», в 1946 - книга «Вся жизнь». Рассказы Платонова снова возвращают ему из редакций журналов с резолюцией «Рассказ не пойдет». Неудачей завершились попытки писателя возобновить творческий контакт с Центральным детским театром, для которого он писал пьесу о Пушкине «Ученик Лицея». Единственной нитью связи Платонова с литературной жизнью остаются детские газеты и журналы.

Cлайд 18

В конце 1946 года был напечатан один из лучших рассказов Платонова – «Возвращение», который существенно повлиял на судьбу писателя. В нем автор на примере «семьи Иванова» (таково первоначальное название рассказа) исследовал те изменения, которые происходили в жизни людей в послевоенное время. Рассказ этот был без всяких оснований признан клеветническим и положил конец прижизненным публикациям писателя.

Cлайд 19

Не имея возможности напечатать оригинальные произведения, писатель в последние годы своей жизни, будучи тяжело больным, работал над переложениями народных сказок. Результатом этой работы явились изданные при поддержке Михаила Александровича Шолохова книги русских сказок «Финист - Ясный Сокол» (1947) и «Волшебное кольцо» (1949), а также «Башкирские народные сказки» (1947).

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона» , «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова ("Ночь", "Тоска" и др.) , вышел его рассказ "Очередной", а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп. Баклажанов, А. Фирсов и др) . В 1920 Платонов вступил в РКП (б) , но уже через год по собственному желанию вышел из партии. С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона» , «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова ("Ночь", "Тоска" и др.) , вышел его рассказ "Очередной", а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп. Баклажанов, А. Фирсов и др) . В 1920 Платонов вступил в РКП (б) , но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Работать будущий писатель начал с 15 лет, чтобы поддержать семью. Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года." Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Работать будущий писатель начал с 15 лет, чтобы поддержать семью. Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года."

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Самая загадочная и сложная фигура русской литературы XX в.

«Без меня народ неполный»

Мелиоратор, дорожник, инженер, заботившийся о переустройстве жизни для людей и выдающийся мастер языка, создатель фантастических и абсолютно реальных картин переустройства мира.

Андрей Платонов

(1899-1951)


Начало пути

Родился на окраине Воронежа в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) - нужно было поддерживать семью.

Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях. Рано проявляет интерес к изобретательству и одновременно к литературе.


Участник гражданской войны. Первая проба пера - юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.

Мемориальная доска в Воронеже на здании редакции «Воронежской коммуны».


В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница».

Платонов этих лет - мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему превращению России «в страну мысли и металла».



Антиутопия – жанр произведения, в котором показывается итог утопического, чрезмерно быстрого и выдуманного переустройства мира.

Самые известные утопии 20 в.

Евгений Замятин - «Мы»

Джордж Оруэлл – «1984»

Рэй Бредбери - « 451 градус по Фаренгейту»

Олдос Хаксли – «О дивный новый мир»


В этот период кристаллизуется поэтика Платонова: устремленность в будущее сменяется поисками глубинных смыслов жизни - «вещества существования»; герои - одинокие изобретатели, странники, раздумчивые чудаки.

«Город Градов» (1928) - сатира на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны.


Понятие сокровенный человек – важнейшее в мире Платонова. Сокровенный – человек, ощущающий свою связь с миром всем своим существом.

Так рождается понятие вещества жизни в мире Платонова.

Человек, природа и все плоды деяний человеческих рук – цивилизация должны оставаться в гармонии в процессе переустройства мира.

Но эта гармония постоянно нарушается.


Причиной разрушения гармонии становится бездумная деятельность человека.

Прочтите первый абзац «Котлована». За что был уволен Вощев?

Вощев – яркий пример сокровенного человека у Платонова. Он мучается вопросом смысла бытия. Он страдает от несовершенства мира и хочет принять участие в его переустройстве.



Прочтите, что сказали Вощеву в завкоме, когда он пришел с просьбой о восстановлении на работе.

Особый вопрос – язык Платонова. Он неповторим в прозе 20 в. Первое, что бросается в глаза – трудность построения предложения.


Встречаются как будто «лишние» слова и обороты. Например – «тридцатилетие личной жизни». Слово личной здесь явно лишнее. Зачем оно писателю?

Перед нами вариант уже знакомого понятия Сказ. Платонов пишет таким языком, каким хорошо знакомые ему мастеровые, люди с окраин пытались выразить сложную для них мысль. При этом они никогда не учились языку мысли.


Писатель ни в коем случае не смеется над ними. Он сочувствует их тяжелой умственной работе по переворачиванию пластов языка. Отсюда и тяжесть платоновского синтаксиса.

Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость фраз, особые, столь характерные для народной речи “спрямления” - все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, “примеряется” к действительности.


Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость фраз, особые, столь характерные для народной речи “спрямления” - все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, “примеряется” к действительности


Писателя и его героев, как и всех, кто “учился думать при революции", волнуют философские вопросы. Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно осмысляющего свою жизнь, свое место в ней, свои взаимосвязи с природой (в труде, в творчестве, создании машин, при помощи которых человек покоряет стихийные силы природы).

Cлайд 1

Биография Платонова Андрея Платоновича (1899 - 1951) Настоящая фамилия - Климентов

Cлайд 2

Cлайд 3

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа.

Cлайд 4

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека – рукодельника. От матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, унаследовал понимание души русского православного люда

Cлайд 5

С 1906 по 1914 г. Андрей училя в церковно-приходской школе, потом в городском училище. Работать будущий писатель начал с 15 лет, чтобы поддержать семью. Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона» , «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова ("Ночь", "Тоска" и др.) , вышел его рассказ "Очередной", а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп. Баклажанов, А. Фирсов и др) . В 1920 Платонов вступил в РКП (б) , но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

Cлайд 6

Детство и отрочество Андрея Платоновича Платонова совпало с Первой мировой войной, юность - с революцией и Гражданской войной, а революция была им воспринята как начало новой мировой эры торжества истины и правды. Платонова интересовала политика и русская религиозная философия, вопросы современной науки, классическая и новейшая эстетика, пролетарская литература, изобретательство и концепция «производственничества», «Философия общего дела» Н. Федорова и работы марксистов, чтение романов Достоевского и прозы В. Розанова.

Cлайд 7

Cлайд 8

В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М. А. Кашинцевой, которой посвятил повесть "Епифанские шлюзы" (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа "Песчаная учительница". После смерти писателя М. А. Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.

Cлайд 9

Все было у Андрея Платонова – талант выдающийся, обширная образованность, знание жизни. Платонов - писатель, который всегда был убежден в том, что чужой боли и чужого страдания не бывает, поэтому постоянно помнил о судьбах множества людей, старался вызвать в читателях сочувствие и сопереживание к жизни других людей. Одна из причин трагедии современного общества по Платонову - это разрыв традиций и потеря памяти поколений. Память объединяет всех живущих людей. Память дает силы и помогает выбрать нужное направление для жизни.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то