Однородные определения презентация. Технологическая карта и презентация к уроку русского языка "однородные и неоднородные определения"

Слайд 2

Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и

неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

Слайд 3

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ)

1.Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

2. Нет пускай послужитон в армии да потянет лямку да понюхает пороху.

3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и делмоих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

Слайд 4

ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения.

«удар мой верен был и скор»

« и помнил я кольчуги звон, и

блеск ружья, и гордый

непреклонный взор, и молодых

моих сестер»

«узнать, для воли иль тюрьмы

на этот свет родимся мы»,

«то вдруг стихал он, то сильней

он раздавался в тишине»,

«простая песня то была, но в

мысль она мне залегла»,

как будто сам я был рожден в

семействе барсов и волков».

Слайд 5

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и

опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

Слайд 6

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
  • Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и).
  • Равно непосредственно относятся к определяемому существительному.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.
  • Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с разных сторон.
  • Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
  • Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и).
  • Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).
  • Слайд 7

    РАБОТА С ТЕКСТОМ

    Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами.

    Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни.

    У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

    Слайд 8

    САМОПРОВЕРКА

    Однородные определения

    • черными, светлыми глазами,
    • приличной и благовоспитанной барышни,

    Неоднородные определения:

    • смугловатого круглого лица,
    • с небольшим тонким носом,
    • большими мягкими глазами,
    • мягкими курчавыми волосами,
  • Слайд 9

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

    Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями

    Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями

    Слайд 10

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен. (А. Куприн.)

    Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно.

    (А. Толстой.)

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.Тургенев.)

    Перепишите высказывания писателей о русском языке, найдите однородные и неоднородные определения.

    Произведите морфологический разбор слов певуч и русский.

    Объясните постановку тире во втором высказывании.

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

    Cлайд 3

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ) 1. Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 2. Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и дел моих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

    Cлайд 4

    ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения. «удар мой верен был и скор» « и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья, и гордый непреклонный взор, и молодых моих сестер» «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «то вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине», «простая песня то была, но в мысль она мне залегла», как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков».

    Cлайд 5

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

    Cлайд 6

    ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и). Равно непосредственно относятся к определяемому существительному. Произносятся с перечислительной интонацией. Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения). НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с разных сторон. Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию. Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и). Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).

    Cлайд 7

    РАБОТА С ТЕКСТОМ Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни. У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

    Cлайд 8

    САМОПРОВЕРКА Однородные определения черными, светлыми глазами, приличной и благовоспитанной барышни, Неоднородные определения: смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, большими мягкими глазами, мягкими курчавыми волосами,

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ОДНОРОДНЫЕ и НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Цель урока: Получить и закрепить знания об однородном и неоднородном определении и практический навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении.

    Найдите в обоих примерах определения. 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский (все определения – качественные прилагательные – называют качества языка) *** 2. В день солнечный июльский Цветы, цветы вокруг! Красив язык мой русский, Как этот летний луг. (солнечный – качественное прилагательное, июльский - относительное)

    Повторение: Качественные прилагательные: обозначают качество, свойство предмета: его размер (маленький), форму (круглый), цвет (белый), физические характеристики (теплый) и т.д. Могут образовывать сравнит.степень: новый –новее; краткую форму: добрый-добра-добр. Относительные прилагательные: обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный дом, кирпичная стена), признак предмета по месту (школьный кабинет, московские улицы), по времени года, суток и т.д. (зимний день, вечерние новости), по назначению предмета (спортивная обувь, разделочная доска) и т. д.; по действию (стиральная машина). При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: деревянный дом – дом из дерева, зимний день – день зимы.

    Определения считаются однородными, если: 1.Перечисляют разновидности одного предмета: Землю усыпали красные, жёлтые, оранжевые листья. 2.Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны (по форме, цвету, качеству и т.п.): Слышится сдержанный, неясный шёпот ночи – слабо различимый шёпот; 3.Если за определением следует причастный оборот: Неподвижный, устремленный на меня взгляд заставляет меня обернуться. 4. Если определения, выраженные качественными прилагательными, характеризуют предмет с разных сторон, создавая о нём общее, целостное впечатление: Помню раннее, свежее, тихое утро. Для однородных определений характерна интонация перечисления, а также между ними можно вставить союз –и-

    определения считаются неоднородными, если 1.Характеризуют предмет с разных сторон (н-р, форма и размер, качество и размер, размет и цвет, размер и материал, размер и назначение, цвет и форма и т.п.): Длинный товарный поезд стоял у полустанка (размер и назначение). Обычно выражены сочетанием качественного и относительного прилагательных 2.Неоднородными являются и такие определения, когда одно из них выражено местоимением или числительным, а другое прилагательным Не вызывает затруднения пунктуация при определениях, выраженных одними относительными прилагательными или причастиями и относительными прилагательными: летний пионерский лагерь (относительные), витая железная лестница (причастие и относительное прилагательное). P.S. Определения, стоящие после определяемого слова всегда будут однородными: В пшенице густой, колосистой все утро мотор стрекотал

    Определите, являются однородными или неоднородными определения в следующих словосочетаниях: Первый искусственный спутник – н еоднородные (числительное + прилагательное) Черные белые желтые машины – однородные (разновидности одного предмета) Великолепная сияющая под солнцем поляна – однородные (прилагательное + причастный оборот) Осенний холодный дождь – неоднородные (относит. прил.+кач.прил.) Трудный пятый этап – неоднородные (качественное прил.+ числительное) Молодая пахучая трава – однородные (качественные прилагательные)

    Водопад Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

    Дождь Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

    Роза Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

    Лес Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

    Вода Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

    Дом Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

    Тропинка Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

    Домашнее задание: выписать из изучаемого или недавно пройденного художественного произведения 10 словосочетаний: 5 с однородными определениями и 5 с неоднородными определениями.

    Спасибо за внимание!


    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то