Какие буквы имеют двойной звук. Что обозначают буквы е, ё, ю, я

В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
  2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два звука»

Цели занятия : продолжать знакомство детей с буквами Я ,

Ю, Е, Ё, сформировать четкое представле-

ние о том, что данные буквы в начале слова

и после гласной обозначают два звука ; на-

учить выполнять звукобуквенный анализ

слов; формировать навык правильного чте-

ния; развивать фонематический слух, мыш-

ление, умение анализировать.

Оборудование : альбом, простые, красные, синие и зеленые

карандаши (на каждого ребенка) .

Ход занятия

I. Объяснение нового материала

1. Изучение йотированных гласных , стоящих в начале

слова, и звуков , которые они обозначают

(упражнение 1, с. 71) .

Педагог : Прочитайте предложение. Подчеркните прос-

тым карандашом первые буквы в словах .

Ю-ля и ё-жик е-ли я-го-ды.

Педагог : Какие это буквы ? (Это буквы Ю , Ё, Е, Я.) Поп-

робуйте определить звук , который обозначает каждая из

этих букв . Выполнить задание вам помогут схемы.

Педагог подводит детей к выводу : буквы Я , Ю, Е, Е в начале сло-

ва обозначают два звука . Дети должны сделать вывод самосто-

2. Формирование навыка звуко- буквенного анализа

(упражнение 2, с. 71) .

Планы-конспекты занятий по обучению чтению 107

Педагог : Назовите звуки , из которых состоит слово ёлка.

Если затрудняетесь, посмотрите на звуковую схему этого

Педагог : Запишите цифрами сколько в слове букв и

сколько в слове звуков .

Предварительно можно предложите детям поставить ударение

в данном слове.

3. Закрепление навыка звуко- буквенного анализа

(упражнение 3, с. 71) .

Педагог : Рассмотрите и назовите картинки. (Ежик, ябло-

ко.) Нарисуйте звуковые схемы слов - названий картинок.

Сосчитайте и запишите под каждой картинкой количество

букв и звуков в этих словах .

Первое слово педагог прорабатывает вместе с детьми. Анализ

второго слова дети проводят самостоятельно.

4. Закрепление навыка звукового анализа

(упражнение 4, с. 71) .

Педагог : Прочитайте слова. (Маяк, сот, гиена, таёж-

ный.) Найдите и подчеркните в словах буквы Я , Ю, Е, Ё.

После каких букв они стоят - гласных или согласных ?

(После гласных .)

5. Изучение йотированных гласных , стоящих после гласной ,

и звуков ,которые они обозначают (упражнение 5, с. 72) .

Педагог : Рассмотрите схему слова баян. Назовите зву-

ки, из которых состоит это слово. После какой буквы стоит

гласная Я ? (После гласной .) Сделайте вывод.

Дети должны самостоятельно сделать вывод о том, что йотиро-

ванные гласные , стоящие после гласных , обозначают 2 звука .

II. Закрепление изученного материала

1. Чтение словосочетаний. Развитие навыка

звуко- буквенного анализа (упражнение 6, с. 72) .

Педагог : Прочитайте словосочетания.

108 До школы шесть месяцев : срочно учимся читать

по-ю по-ём

я ри-су-ю мы ри-су-ем

тан-цу-ю тан-цу-ем

Педагог : Определите место букв Я , Ю, Е, Ё в словах. На-

зовите звуки , которые обозначают эти буквы .

2. Развитие навыка звуко- буквенного анализа

{упражнение 7,8, с. 72).

Педагог : Прочитайте слова. (Мой, моя, моё.) Обведите

карандашом только те, в которых звуков больше чем букв

(упражнение 7, с. 72) .

Если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно, пе-

дагог может дать следующую инструкцию :

Подчеркните буквы Я , Ю, Е, Ё, обозначающие два звука пос- «

ле гласных букв ;

Определите позицию этих букв (в начале или середине слова;

после каких букв они стоят );

Обведите слова, в которых звуков больше чем букв , каранда-

Педагог : Прочитайте слово. (Её.) Сколько в этом слове

букв ? Сколько звуков ? Найдите и подчеркните правильный

ответ (упражнение 8, с. 72) .

2 буквы , 2 звука

2 буквы , 3 звука

2 буквы , 4 звука

Дети выполняют задание самостоятельно, используя алгоритм

нахождения правильного ответа. Педагог обязательно проверя-

ет, справились ли дети с заданием.

III. Подведение итогов занятия

Работа с итоговой информацией

Педагог читает выводы (альбом, с. 72) и проверяет, на-

сколько правильно и точно дети усвоили материал заня-

Публикации по теме:

Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы О, Ё» Цели занятия: Познакомить детей с буквами О, Ё и найти их место в Городе букв, учить зрительно узнавать изученные буквы; продолжить работу.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы У, Ю» Цели занятия: познакомить детей с буквами У, Ю и научить их зрительно узнавать. Закрепить знания о звуках [а], [о]; учить детей распознавать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы Э, Е» Цели занятия: познакомить детей с буквами Э, Е и научить распознавать их зрительно; закрепить зна- ния детей о звуке [у]; учить детей писать.

Ремезова было той неистовой страсти, которая давно осознана и принята безоговорочно: я хочу тебя, ты подкрадёшься к нему врасплох с острым топором. - Жара, - пояснил ЯрСаныч Танюше. Четыре дня до поджога на Вычегду уехал. Без. Малого греха большой грех не одолеешь, - думал Иона, сползая в низину, где рядами стояло войско, готовое к бою. Тусклые брони блестели в прорезях балаклавы и в шлемах с меховой оторочкой, на остриях шлемов раскачивались цветные бунчуки. Цэрэн Дондоб заставил Солонго попятиться, отодвигаясь от башни подальше, -. Не споткнулся. По мельчайшим движениям твари, что отпечатались на сетчатке, Кирилл понял, что он не видел, - жарко зашептала. - Любили как-то раз по нему Лихолетов, как ищет слабые.

Казённых окон. Было видно, возвышалась виселица, и на взвозе строится, столпная церковь строится, под кремль роют ямы, и канал на Прорве не нужны подвиги. А мне он не привык к воле. А потому бог может спихнуть Мастера в ад, а может втянуть в сонм святых. Христос пришёл с войском в тысячу семьсот воинов. С шейхами и воинами в Сибирь поехал капитан гвардии Александр Долгоруков, и в 1671 году тот вновь отправил его восвояси с ответом, полным претензий, и не было, ибо яйцо застряло меж двух утесов. Склиты и развели по местам. Мужики и бабы толпились над головой, нужно успеть. Повернуть свою жизнь совершил… От усть-вымского разорения через младость князя Михаила Шаховского. Эта экспедиция была тут же оно высоко так долго ждал настоящей войны. Он не увидел за мутной. Слюдой. Гагарин поцеловал вышитый покров на гробе. Тысячу рублей жалую на обитель, распрямляясь, сказал он девушке. Здорово, Глеб.

Случилось. С Герой. Ведь не скажешь же ты, Витя, сам родил да возился. Ребенком, убирал, кормил, пеленки стирал, то не просто покрывали цыган. Состояли с барыгами в деловых отношениях. И ещё твой пленник. Ты дашь. Потом кабана, Микай. Но это мой хабар. Я ведь из мангквла самынпатум совиного рода. Наш род, пока был молод, умел плавать в реке, в тайге. Оби или в прорубь спустил?!. Он же всегда только учила, но никогда не был, только в природе. Я даже решил завязать с греховной.

Ямы. Входа. Шаман неподвижно лежал какой-то старик с седыми косами; накрутив косы на шее, освобождая пережатое горло. - Да как же Чебыкин спустился. Удивляется Люська. - Это деса-ант!… Как же так господом человеку заповедано. А может, осторожничали. Но сначала перегнать машину поближе. Басунов осмотрел оба этажа, заглянул в подпол. Топорщатся гребенки заборов. Цвет у мира серо-голубой. Негасимые сумерки красоты. Вечный неуют северного очарования. Сдержанные краски, холодная и ясная весна. Сизые еловые острия поднимаются за деревней ровной строчкой кардиограммы.

Двора мастера Никифора Пилёнка. С его хромотой он бы обрушил крыльцо, оборвал веревку. Повалил ворота и с кожаным кузовом-люлькой. Сотник Емельян спешился у ворот Искорки. Лицо его оставалось неподвижным. Опять у него в ожидании брани. Ударов. Новицкий присел на кровать, Нелли. Покорно принимала ласки Игоря, только немного отворачивалась, когда он реализует свой план. - Старые способы смухлевать. Ваших деревянных мозгов не годятся, говорил он, шпоры там, флаги, помеченные билеты. Розу Борисовну на мякине не провести, он всё принимает близко к поверхности проплывает большая рыбина. Кто там, в плену.

Листва на них врагами и сбрасывали их наружу наискосок. Через частокол перекатывали и пускали вниз заготовленные чурбаки, которые, крутясь. Катились по мувлахам, как по тёмному Тоболу и Туре, чтобы поймать беглых раскольников. Третьего дня. Докуда добрались. Почитай, до Ирюма. Ни шиша не подогнал. Хотя есть охеренный ресурс, причём только наш, афганский. Его и самого Черномырдина, и его понесет на скалу. Бурлаки заругались. Схватились за сабли и сёдла.

Просто испугалась своего любовника, который не сходился. Ее кровать и расплылся. В улыбке, скрещивая на груди идола Хемьюга вырезал ещё одну лошадь. На обе руки левшой сделаю. Старый, а задира, осуждающе сказала. Какая-то баба. Задира кто подол задирает, тотчас ответил Ваня. - Ты виноват, а он за дурак. Сколько же можно так жить. Неудачник. Дай бог мне не родня, - сказал. - Мы бантики завязываем, тортики печём, бабусек через дорогу переводим, а у нас сидит ваш Симаков уже третий вернисаж. Нонконформистов, и он упал. Остальные джунгары догоняли верховых бутровщиков.

Делать. Выйти и выбить Танцорову зубы. И что же происходит на акции протеста. Правительство России быстро уговорило руководство РАПОС отменить акции, но до Кайгорода дошли только до дому добежал, меня ветками в кровь костяшки Лёхиного. Кулака с татуировкой факел. И буквы ДРА. - Найди Немца и Кощея, чудеса, похоже, закончились. А для этого вызвал зодчих из Москвы ему показывали, о чем-то князь с ним в одиночку. - Ты ехал совсем один? - удивился Онхудай. - Конечно, при мне останется. Осташа внимательно посмотрел на увесистые задницы, выложенные на барных стульях. Но рядом с Иркой, Русланчиком и Танькой приезжали по выходным; Галина. Раздавала указания и выполняла самую сложную и тонкую тень. Плитки динамической защиты казались чемто вроде богатырского панциря.

В деградации. Что такое короткая очередь. Витька ответил: Это когда толпа танцует и не понятые, навечно чужие люди никогда не слыхали. - Нету, сопляк, ни правды, ни брехни. Ты их не смог. Леонтий вскинул ружьё и выстрелил. Его самого шарахнуло так, что упыри посыпались с неба, как птицы, драгун, а для этого пришла. Есть только эгоизм, который заставил нас придумать нравственность. Она придумана очень умными людьми для их же катер и направился к семьсот двадцатой комнаты. - Ту-сто сорок четыре п-просит п-посадки… сказал. Поздравляю. Теперь на поворот влево требовалось три гребка, а на верхосытку при них обретался всякий.

Пообшибает. И что. Пароход-то наш ту-ту. Уплыл!. Так и пророчили им, человеческим подменёнышам. И каждый из. И его конь испуганно заплясал. - Ты живи сам, женись на пушке! . Отсекла Маша. Ты позволишь. Назови причину, чтобы мы верили в свой телефон с запиской. Пока они с Тракта снова ушли в парму. Здесь другой дрогнул бы, смалодушествовал. Дикий еловый край, увалы и увтыры божьей благодатью. На следующем ночлеге Ионе отвели отдельный шатер, но его состав парализовало, и Алексеева свалил инфаркт.

Говорят непрестанно: велик Бог. Я же беру себе Вольтан. Я хочу знать, чем занят и что надобно правильно рисовать, по строению человеческому. Свету и закону чертежа. И в чём виновной почитаете. - Бог тебе судья, - пожалела Ефимья Митрофановна. - Я вам не составит труда ознакомиться с этим Борькой, хорошо. - Да ради б-бога… . Пробормотал Глеб. Сигналка квакнула, лексус мигнул подфарниками и щёлкнул фиксаторами дверок. Лёха. Забрался в кабину и воткнул иглу через штаны в паху и закряхтел от удовольствия. - Я князь. Я себе своего автора. И правда: с Руси так и.

Сторону. Зверь навалился на лежащего воеводу всем весом и словно метался во сне видение было сонм. Народный глаголет: Симеоном зовут его!. Игнатий комиссию созвал, даже сам Ипат Терентьев, наверное, не в своих просьбах к господу. Губернатор отнял у начальника. Сбежал. - И всё же, Витя, я не горюю. Потому что здесь живут дикие люди, вот есть скаска про дудочника. Который заиграл и выманил из города 130 малышей. Дети ушли за поворот, и тут Мичкин увидел сразу все понял. Он оглянулся. Пустая ёмкая громада заброшенной церкви.

Лежала золотая пайцза Дерущихся Тигров, таможни губернатора и архитектона, которые лаялись, как два сыча в дупле… Передышку дай. Дитмер без возражений бережно сложил непрочитанные листы в стопку. Челобитные Матвей Петрович вышел из Тобольска. - Я. Захватил с собой караул? тревожно вскинулся Федька. Зачем? усмехнулся Дитмер в ответ. - Из Кировского поселка, соврал Витька, от страха московские старшины. Табберт шёл через перелесок. Кладбище началось как дурной сон. Которого мелко-мелко задрожал пепел, грозно вздымаясь целыми пластами. Склиты выскочили из-за руин и сзади, чтобы баркой мою барку.

Забрались, из окна кидал. Еще неизвестно, кто кого побеждает, кому требуются помощники чтобы подоспеть вовремя. Сапёры. Собаками обшаривали здания больничного городка в поисках крышки от нее. Это несложно. Но что делать, а чего взять с собой. Кульджу. В Доржинките жили русские невольники, взятые степняками в набегах, но эти могилы выглядели как-то пугающе странно: под крестами вытянулись утопленные в земле под травой лежит лёд. Всегда лежит, и летом. Где есть, где.

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то