Герб лезгинов. Роль Кавказской Албании

Лезгины – народ, проживающий на юго-востоке Дагестана и сопредельных районах Азербайджана. Язык относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. Один из коренных народов Дагестана и севера Азербайджана.
В античных источниках (до 3 в) упоминается народ «леги», живший на Восточном Кавказе. В арабских источниках 9-10вв имеются сведения о «царстве лакзов» в южном Дагестане. Лезгины как народ сформировались еще до 14 в. До вхождения в состав России лезгины проживали в Дербентском и Кубинских ханствах.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие историки не признают.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты.
К 30 тыс.лет днэ на Ближнем Востоке (восточное побережье Средиземного моря) из переселенцев сформировался новый народ – аккадийцы. В это же время появились и первые поселенцы на юге современной Турции. К этому времени через Кавказ проходили немногочисленные племена австралоидов (потомков древних асуров, живших на материке Лемурия в Индийском океане). С побережья Индийского океана и Персидского залива, через Кавказ эти немногочисленные племена (раса Гримальди) доходили аж до Воронежской области, поэтому я считаю, что в 30 тыс.лет днэ на Кавказе жили немногочисленные племена родственные расе Гримальди – это племена, похожие на современных аборигенов Австралии и похожие на папуасов. Но еще раз упоминаю что эти племена были немногочисленны.
К 14500 году днэ (дата названа примерно) на юге Кавказа все больше становится аккадийцев (от них впоследствии произошли все семитские народы – аккадцы, арамеи, евреи, арабы). К 10000 лет днэ на территории Южного Кавказа и Западного Ирана сложилась зарзийская культура. Племена этой культуры обладали признаками как и аккадийцев, так и австралоидов, но это население все равно было малочисленно.
К 8500 году на территорию Турции многочисленными волнами начинают переселяться с территории современной Греции и Болгарии племена ориньякской культуры (это поздние волны переселенцев потомков атлантов, которые прошли путь с Западной Европы до Турции. Внешне это европеоиды южного типа (похожи на современных басков, испанцев или грков). Язык племен, поселившихся в это время на территории Турции непонятет, но по моему мнению он, чем то должен быть похож на язык басков.
К 7500 году днэ на территории Турции и на западе Южного Кавказа сложилась новая культура – Хаджилар. Она сложилась в результате переселенцев с территории Греции и Болгарии и части ассимилированных аккадийцев живших на юге Турции. Я думаю, что в это время начал складываться какой-то древний язык – язык древних кавказских народов.
К 6500 году днэ на этой же территории на основе культуры Хаджилар сложилась новая культура – Чатал-Гуюк (племена этой культуры сохранили те же признаки, только пополнились новыми переселенцами с Балкан – племенами Чедапской культуры). Для информации племена Чедапской культуры были очень развиты, они первыми в Европе стали строить поселения городского типа (по своей культуре и металлургии они не уступали народам Египта и Ближнего Востока).
К 5700 году днэ племена культуры Чатал-Гуюк полностью вытеснили с территории Кавказа все другие племена, родственные австралоидам. К 5400 году днэ на основе культуры Чатал-Гуюк на Кавказе сложилась своя археологическая культура – Шулавери.
Я думаю, что именно в это время сложился единый пра-язык всех народов кавказской языковой семьи (хурритов, албанов, иберов).
В 4500 году днэ на основе культуры Шулавери на той же территории сложилась культура Шомутепе. В основном ничего не изменилось, менялся немного язык, который все больше отдалялся от языков народов Турции и Ближнего востока.
К 3900 году днэ на территории Турции и всего Кавказа появилась опять единая для обеих территорий археологическая культура. Всего вероятнее, что произошло взаимное объединение племен двух регионов из-за переселений племен (либо из Турции на Кавказ, либо с Кавказа в Турцию). Название культуры – Анатолийская. Кроме Турции и Кавказа эта культура включала в себя и территоию Северного Междуречья. А так как в древности там жили хурритские (племена кавказской языковой семьи) племена, то можно предположить, что эта культура сложилась все таки в результате переселения племен с территории Кавказа в Турцию и Северное Междуречье.
К 3300 году днэ единая культура опять распалась. От Анатолийской культуры отделилась новая культура – культура Куро-Аракского энеолита (она включала в себя территорию всег Кавказа и Северное Междуречье). А значит, что языки народов Кавказа и Северной Месопотамии опять стали развиваться самостоятельно. Всего вероятнее, что в это время язык древних кавказских племен был похож на хурритский язык (язык урартов).
С 1900 года я на своих картах уже разделяю племена всех кавказских народов на две группы – собственно кавказские народы и хурритов (южнокавказские племена – будующих урартов).
К 1100 году днэ на территории Кавказа происходят следующие события. На юге Кавказа из хурритских племен складывается государство Урарту. На самом Кавказе из общей массы кавказских племен выделяются 5 новых групп племен:

  • Колхидская культура (это будущие абхазы и западные грузины),
  • Ходжалы-Кедабекская культура (это будущие албаны),
  • Каякентско-Хорочеевская культура (это будущие лезгины и другие дагестанские народы),
  • Муганская культура (это будущие каспии и южные албаны).
  • Центрально-Закавказская (это будущие грузинские народы)
Появления этих новых культур было наверняка связано с продвижением большой массы индоевропейских племен через Кавказ на территорию Турции (лувийцев, хеттов, палайцев).
К 500 году днэ общность археологических культур на Кавказе восстановилась (но только культур, а не языков). Языки племен в различных частях Кавказа продолжали развиваться и между ними появлялось все больше различий.
К 300 году днэ на территории бывшего государства Урарту (урарты-хурриты) сложился новый народ – армяне (смешение урартов, палайцев и западных фригийцев).
А на территории современного Азербайджана сложилась новая культура - Ялойму-тепинская (это культура албанов).
К 100 году днэ на территории Грузии сложилась новая культура – кувшинных погребений (это племена будущих грузинских племен).
К 550 году нашей эры, под влиянием передвижение больших групп племен с востока на запад (гунны, тюрки, хазары, авары), на Кавказе тоже начинаются происходить этнографические изменения (языковые). Завершили свое формирование народы – адыги, колхи и иберы.
К 950 году сформировались народы ясы (осетины), касоги (адыгейцы), абхазы, грузины.
К 1150 году полностью исчез народ – албаны, на его месте сформировался новый тюркский народ – азербайджанцы (из огузов, пришедших на Кавказ с территории Туркмении). Оставшиеся северные албаны оказали свое влияние на формирование дагестанских народов. К этому времени можно отнести формирование лезгин как народа.
Хотя я еще раз напоминаю, лезгины как народ начали формироваться значительно раньше. Я уже упоминал о выше о народе «леги» в 3-м веке и «лакзы» в 9-м веке.
По моему мнению лезгины являлись основным население государства Дербент, которое существовало в 7 – 13 веке (было уничтожено монголами), и государства Ширван, которое существовало в 14-16 веке, а также в Дербентском и Кубинском ханстве (которые были присоединены к России).
Вообще история любого народа интересна, если ее внимательно изучать.

(юг Хив-ско-го, Су-лей-ман-Сталь-ский, Ма-га-рам-кент-ский, Ку-рах-ский, Ах-тын-ский, До-куз-па-рин-ский рай-оны и вос-ток Ру-туль-ско-го района) в Рос-сии и на се-ве-ро-вос-то-ке Азер-бай-джа-на (ку-бин-ские лезгины - в основном Ку-сар-ский, се-вер Ку-бин-ско-го и Хач-мас-ский районы). Чис-лен-ность в Рос-сии 411,5 тысяч человек, из них в Да-ге-ста-не 336,7 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись), в Азер-бай-джа-не свыше 250 тысяч человек; жи-вут так-же в Тур-ции, Турк-ме-нии, Ка-зах-ста-не, Уз-бе-ки-ста-не, Кир-ги-зии, Ук-раи-не, Гру-зии и др. Об-щая чис-лен-ность 640 тысяч человек (2009 год, оцен-ка). Го-во-рят на лез-гин-ском язы-ке, 90% лезгинов, жи-ву-щих в Рос-сии, вла-де-ют русским языком, в Азер-бай-джа-не рас-про-стра-нён азербайджанский язык. Лезгины - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ша-фиит-ско-го маз-ха-ба, есть шии-ты-има-ми-ты (сотри Мис-кинд-жа Ах-тын-ско-го района)

До начала XX века лезгинами час-то на-зы-ва-ли всё гор-ское на-се-ле-ние Да-ге-ста-на. Пред-ки лезгинов вхо-ди-ли в со-став Кав-каз-ской Ал-ба-нии , за-тем - по-ли-тические об-ра-зо-ва-ния Лакз (Лекх), Арабского ха-ли-фа-та и вла-де-ний Дер-бен-та. В XI-XIV веках во-круг круп-ных лез-гин-ских се-лений (Ах-ты, До-куз-па-ра, Ку-рах, Кю-ре и др.) воз-ни-ка-ют «воль-ные об-ще-ст-ва», вре-ме-на-ми по-па-дав-шие в за-ви-си-мость от Шир-ва-на. В XVIII веке часть лезгинов вхо-ди-ла в со-став Ку-бин-ско-го хан-ст-ва и Дер-бент-ско-го хан-ст-ва, в 1812 году село Ку-рах ста-но-вит-ся сто-ли-цей са-мо-стоя-тель-но-го Кю-рин-ско-го хан-ст-ва. В 1806 году ку-бин-ские лезгины, в 1813 году кю-рин-ские лезгины во-шли в со-став Рос-сии. По пе-ре-пи-си 1926 года, на-счи-ты-ва-лось 134,5 тысяч лезгинов, в том числе в Да-ге-ста-не - 90,5 тысяч человек, в За-кав-каз-ской СФСР - 40,7 тысяч человек. В 1950-1980-е годы часть лезгинов из вы-со-ко-гор-ных об-лас-тей бы-ла пе-ре-се-ле-на на При-кас-пий-скую низ-мен-ность. С 1990-х годов дей-ст-ву-ет лез-гин-ское народное дви-же-ние «Сад-вал» («Един-ст-во»), бо-рю-щее-ся за объ-е-ди-не-ние лезгинов в рам-ках «государства Лез-ги-яр».

Куль-ту-ра ти-пич-на для да-ге-стан-ских на-ро-дов. Основные тра-диционные за-ня-тия - па-шен-ное зем-ле-де-лие, в го-рах - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во (зим-ние па-ст-би-ща на-хо-ди-лись в основном в Северном Азер-бай-джа-не). Тра-диционные про-мыс-лы и ре-мёс-ла - тка-че-ст-во, про-из-вод-ст-во ков-ров, сук-на, вой-лока, ко-же-вен-ное, куз-неч-ное (село Ах-ты), ору-жей-ное и юве-лир-ное (село Ик-ра) де-ло и др. Бы-ло рас-про-стра-не-но от-ход-ни-че-ст-во на се-зон-ные за-ра-бот-ки к зем-ле-дель-цам и на неф-тя-ные про-мыслы Азер-бай-джа-на. Тра-диционные по-се-ле-ния (хур) в го-рах - ку-че-вой, ино-гда тер-рас-ной пла-ни-ров-ки, час-то с обо-ро-нительными баш-ня-ми, со-хра-ня-лось ту-хум-ное рас-се-ле-ние. На рав-ни-не по-се-ле-ния раз-бро-сан-ной или улич-ной пла-ни-ров-ки. Ка-ж-дое се-ле-ние име-ло пло-щадь (ким) для сель-ско-го схо-да. Жи-ли-ще ка-мен-ное, на рав-ни-не так-же са-ман-ное или гли-но-бит-ное, с пло-ской зем-ля-ной кры-шей. Ниж-ний этаж за-ни-мал хлев, верх-ний - жи-лые по-ме-ще-ния, вы-хо-дя-щие на га-ле-рею, на ко-то-рую ве-дёт на-руж-ная ле-ст-ни-ца со дво-ра. До-ма род-ст-вен-ни-ков со-еди-ня-лись пе-ре-хо-да-ми. Основная жен-ская оде-ж-да - ту-ни-ко-об-раз-ная ру-ба-ха (пе-рем), по-верх неё - рас-паш-ное пла-тье (валжаг) с юб-кой в склад-ку или сбор-ку и рас-ши-ряю-щи-ми-ся от лок-тя ру-ка-ва-ми или от-рез-ной в та-лии об-ле-гаю-щий каф-тан-чик (ла-ба-да); го-лов-ной убор - чух-та (шут-ку, бер-чек, са-ра-хуч) с чепцом и ме-шоч-ком; верх-няя оде-ж-да - шу-ба по-кроя чер-ке-ски. Основная пи-ща - хлеб из пре-сно-го и ки-сло-го тес-та, вы-пе-чен-ный в тра-диционных хлеб-ных пе-чах (хар, тон-дыр, садж), хин-кал с под-ли-вой из про-сто-ква-ши и чес-но-ка, го-луб-цы с ви-но-град-ны-ми ли-сть-я-ми (дол-ма), шаш-лык, плов, мяс-ной суп (шур-па), пи-ро-ги; из мо-ло-ка го-то-вят про-сто-ква-шу (къа-тух), слив-ки (къай-мак), сыр (ни-си) и др.; из му-ки - сла-бо-кис-лый на-пи-ток (ми-ач). Ри-ту-аль-ная пи-ща - ка-ша (ги-ти) из зё-рен пше-ни-цы и ку-ку-ру-зы с мо-ло-ком, лу-ком и ба-ра-ни-ной, гус-тая муч-ная ка-ша (ха-шил), хал-ва (иси-да).

Ос-но-ва со-ци-аль-ной ор-га-ни-за-ции - сель-ская об-щи-на (джа-ма-ат). В Сред-не-ве-ко-вье вы-де-ли-лась феодаль-ная вер-хуш-ка (ха-ны и бе-ки). До XX века бы-ли рас-про-стра-не-ны боль-шие пат-ри-ар-халь-ные се-мьи (че-хи хи-зан) чис-лен-но-стью до 100 человек, воз-глав-ляв-шие-ся стар-шим муж-чи-ной (чие-хи буба), и ту-ху-мы во гла-ве с ли-де-ром (кел-те, са-ка, ах-са-ка). До-пус-ка-лись бра-ки ме-ж-ду пред-ста-вите-ля-ми раз-ных ту-ху-мов, из меж-эт-нических бра-ков - с азер-бай-джан-ца-ми. Бы-ли рас-про-стра-не-ны об-мен-ный брак (ре-кье гун), ле-ви-рат, со-ро-рат, кросс- и ор-то-ку-зен-ный брак, брак по-хи-ще-ни-ем (гу-ваз ка-тун) и уво-дом (ала-чи-на фин), ко-лы-бель-ный сго-вор; за не-вес-ту да-ва-ли пла-ту (иоль-пу-ли, пуль-пу-ли, ке-бин гак), ны-не ча-ще вы-пла-чи-ва-ют ка-лым . Ха-рак-тер-ны при-жиз-нен-ные по-мин-ки (хей-рат), уст-раи-вае-мые ста-ри-ка-ми. Празд-но-ва-ние Но-уру-за (Яран-су-вар) со-про-во-ж-дал-ось пере-пры-ги-ва-ни-ем че-рез ко-ст-ры, ка-ча-ни-ем на ка-че-лях и т.д. От-ме-ча-лись так-же празд-ник цветов (Цу-к-вер су-вар), празд-ник че-реш-ни (Пии-ни-рин су-вар). Про-во-ди-ли об-ря-ды вы-зо-ва до-ж-дя (пеш апай) и солн-ца (гу-ню), жен-щи-ны зи-мой уст-раи-ва-ли по-си-дел-ки, со-про-во-ж-дае-мые тан-ца-ми. Со-хра-ня-ют-ся по-кло-не-ние де-ревь-ям, кам-ням, жи-вот-ным, жерт-во-при-но-ше-ния умер-шим, ве-ра в до-мо-вых, дра-ко-нов, де-мо-нов и др. Су-ще-ст-во-ва-ли профессиональные зна-ха-ри (джар-рах).

Уст-ное твор-че-ст-во - ге-ро-ический эпос (шар-ве-ли), ска-за-ния, сказ-ки. В музыкальном фоль-к-ло-ре пре-об-ла-да-ет ин-ст-ру-мен-таль-ная му-зы-ка, ко-то-рой свой-ст-вен-на ме-ло-дическая ор-на-мен-ти-ка. Сре-ди пе-сен наи-бо-лее рас-про-стра-не-ны ли-ри-че-ские с раз-ви-тым ин-ст-ру-мен-таль-ным со-про-во-ж-де-ни-ем. В чис-ле музыкальных ин-ст-ру-мен-тов: струн-ный смыч-ко-вый ке-ман-ча, струн-ные щип-ко-вые чун-гур, саз, тар, ду-хо-вые языч-ко-вые зур-на, ба-ла-бан, про-доль-ная флей-та кшул, 2-сто-рон-ний ба-ра-бан дал-дам (или до-ол), бу-бен тафт, пар-ные ке-ра-мические ли-тав-ры ти-п-ли-пи-том; с XIX века из-вест-ны гар-мо-ни-ка, ба-ян. В празд-нич-ном бы-ту ши-ро-ко рас-про-стра-нён ин-ст-ру-мен-таль-ный ан-самбль в со-ста-ве: 2 зур-ны (на од-ной иг-ра-ют ме-ло-дию, на дру-гой - бур-дон), дал-дам; ан-самб-ли удар-ных ин-ст-ру-мен-тов ис-пол-ня-ют слож-ные по-ли-рит-ми-че-ские пье-сы. Ин-ст-ру-мен-таль-ная му-зы-ка со-про-во-ж-да-ет пе-ние, тан-цы, иг-ры, спор-тив-ные со-стя-за-ния. Сре-ди тан-цев - бы-ст-рый хка-дар-дай макь-ам (из-вес-тен как лез-гин-ка), спо-кой-ный муж-ской та-нец зарб макь-ам, мед-лен-ные плав-ные тан-цы. Со-хра-ни-лись тра-ди-ции про-ве-де-ния ка-лен-дар-ных празд-ни-ков под пес-ни, тан-цы, ин-ст-ру-мен-таль-ную му-зы-ку; тра-ди-ции ашу-гов (в том числе ашуг-ские со-стя-за-ния).

Соотношение полов у лезгин показывают преобладание мужского населения. Такая структура населения отличает лезгин от остальных крупных народов и свидетельствует о том, что в нашей стране живет и работает большое количество трудовых мигрантов из Азербайджана представленных в значительной степени мужчинами.

Правда, соотношение полов чуть выровнялось с момента последней переписи: доля женщин возросла с 48,7% до 49,5%. Но скорее всего это связано с недоучетом лезгин в крупных городах, а именно туда и направлена трудовая миграция. Кроме того, лишь небольшая часть лезгин из Азербайджана была учтена в переписях как 2002, так и 2010 года. Такая ситуация объясняется тем, что мигранты, нежелающие осложнять свое пребывание в России, избегали общения с переписчиками. В 2010 году также был замечен тренд в сторону увеличения доли русского населения в Москве и других городах, происходивший за счет нерусского население. Одной из причин такой политики является попытка успокоить русских горожан засильем мигрантов в городах.

Как бы то ни было, в Россию переехало на временное и постоянное место жительство много лезгин не только из Азербайджана, но и из Туркмении, Казахстана и других стран. Только у армян и азербайджанцев наблюдается более деформированная половая структура - у них наблюдался более мощный «наплыв» мигрантов, с гораздо более высокой долей мужчин, чем у лезгин.

Перепись также показала падение удельного веса лиц моложе трудоспособного возраста у лезгин: с 30% до 25% за счет увеличение этого показателя у трудоспособного населения (с 61% до 66%). Доля пожилого населения осталась почти неизменной - 9%. Главными факторами этой трансформации является также миграция трудоспособного лезгинского населения в Россию и падение рождаемости.

Интересным особенностью последних лет стал ощутимый рост лезгинских мужчин состоящих в браке с 60,4% до 66%, доля замужних лезгинок изменилось незначительно с 61,4% до 62,2%. Вероятно лезгины молодого и среднего возраста, мигрируя в города, начали активнее обзаводиться семьями, причем спутниц жизни они чаще выбирают из представительниц других национальностей, преимущественно русских . Тем не менее число мононациональных лезгинских домохозяйств выросло с 72 до 90 тысяч, в среднем одно домохозяйство состоит из четырех с половиной человек. Примечательно, что доля разведенных, и среди мужчин, и среди женщин чуть упала.

Лезгинская семья становится малодетной. Этот процесс охватил и другие дагестанские народы. Растет доля женщин, не имеющих детей или родивших 1-2-х, и сокращается доля матерей, имеющих 3-х и более детей (с 35% до 31%).

Упала доля лезгин владеющих родным языком - до 82,4%, русским владеет 94,6%. При этом родной язык для лезгин становится неким символом. Удельный вес лезгин, указавших лезгинский язык в качестве родного, выросла с 94% до 94,9% с 1989 по 2010 год. По этому показателю лезгины все равно уступают народам Дагестана и вайнахам.

Более благоприятная ситуация у лезгин наблюдается в образовательной сфере. В полтора раза выросла доля людей с высшим и послевузовским образованием: с 14,4% до 21,6% (среднероссийский показатель чуть выще - 23,4%). Правда, такой же и даже более быстрый рост наблюдался и у других крупных народов. Среди горско-кавказских народов только осетины имеют более высокий уровень образования (30%). Однако, как известно, качество образование за последние годы неуклонно снижалось.

К сожалению, перепись выявила у лезгин очень высокий уровень безработицы - 22,8% от трудоспособного населения частных домохозяйств. Такая ситуация характерна для всех горско-кавказских народов и связана с тем, что Северный Кавказ является депрессивным регионом. Однако значительная часть безработных на самом деле регулярно выезжают на заработки за пределы своего региона. Следует ожидать дальнейший отток лезгин из Дагестана, пока показатель безработицы не понизится до приемлемого уровня.

Амиль Саркаров

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Цитата: LEZGI-YAR

Жезвай хиир жувандаз хурай. Урусрикай беhем рушар садрани х1иитуш. Жуван Лезги к!ол ачух ая.

Урусурин рушарини лап гуьзи папарини галаз hамиша деh ЗАМАНДИЛАЙ(с язычества) КАСАРИК ЕГЕЗУВАЙДИЯ(ищет любов) АМ АБУРИН ХЕСТАВАЛЯ 5-д ЙИСАЛАЙ АЛАТАЙЛА,(матриархат)ГУЬЛ hИН МИЛЛЕТКАЙ ХЬАЙТАНИ БАЛАМИШЗУВАЙДИЯ МАСА ПАТАЗ ТАМАШИЗА ИТИМ ЧАГЪУРЛА ЯГЪУРЛА(новый любов) ВАРИ(КАКУР) КВАЛАХИРИН ТУМУНИКАЙ АТАНА ГАДУРЗВАЙДИЯ ВАРИ ЦИЙИЗ БАШЛАМИШЗУВАЙДИЯ.ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ НА РУССКИХ КРАСАВИЦ ЖЕНИТСЯ ПЕРЕД ЖЕНИТБОЙ СТАВ ЖЕСТКА И ПРИПОДНОСИ СЕБЯ И ПРИСТАВ СКАЖИ (ОЧЕНЬ СЕРЕЗНЫМ ВИДОМ ЖЕСТКА) ЧТО САМОМ ДЕЛЕ ХУЛИГАНОМ БЫЛ ВОРОМ БЫЛ БЫЛ БЛУДНЫМ И Я ИЗ ЗА ТЕБЯ Я СТАЛ НОРОМАЛЬНЫМ И Я БУДУ ВСЁ МУЖСКОЙ ДЕЛА БУДУ ДЕЛАТ С ОПЕРЕЖЕНИЕМ И ОЧЕНЬ ГРУСТНО СПРАШИВАЕШЬ ТЫ ВЫХОДИШ ЗА МЕНЯ ЗАМУЖ ИЛИ НЕТ? А ДАЛЬШЕ...........при каждым споре или не поятке,скажи её что я говорил вам что я такой А ДАЛЬШЕ........

ДА ЕЩЕ РАЗ ДА ЖУВАНДИЗ ЖУВАНБУР ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ Г Е Н О Ф О Н Д ЖУВАН ЛЕЗГИВАЛ ЖУВАН Ч1АЛ ЖИ Ч1ЕХИ БУБА-ДИДЕЯР ЧИПИН ХТУЛУРИХ, ПУТУЛАРИГЪ, ШУТУЛАРИГЪ ДУГУЛАРИГЪ СИХИЛАРИГЪ ГАЛАЗ РАХАДАЙВАЛ ИМ ЧИ МУРАДЯ! ......и еще....Запомни ты в жизни никогде не остаешься голодным.Эта чест и хвала им русачкам красвицам.....если не так простите.......ВООБЩЕ ТА НАШ БРАТ НИКОГДА НЕ ИЗВ. НЕ ПРОСИТЬ ну я ДЕЛАЮ ИСКЛЮЧЕНИЕ(причина учители рус женшин)...... САГЬРАЙ ЛЕЗГИЯР


Цитата: Наира Сергеева

Я Лезгинка и замужем за Русским, у нас трое маленьких детей и всё замечательно, родственники дружат, празднуем и Курбан-байрам и Пасху с Рождеством. А главное Любовь.

Цитата: Лазарь

Слепой любов у вас Нам не нужно от русских подержка мы сами силный и умный нации А ты ностаящий предательница А кто будет Лезги ГЕНОФОНД сохранить твой Иван что ли?


Я по национальности лезгин. Жениться,замуж выходить надо по любви не зависимо от вероисповедания,национальности. Чем больше такие браки будут в России,тем меньше конфликтов будет на национальной почве. У меня очень много родственников которые женаты на русских красавиц,и замужем за русских парней.Я вам честно скажу,в таких семьях иммунитет сохранения семьи более развит,чем обычных лезгинских семьях. Дагестане последнее время наблюдается рост разводов именно среди лезгинского народа,и ничего в плохого не вижу.Конечн лезгинские девушки обеспокоены,что наши парни женяться на русских девушек,ничего плохо в этом не вижу.Наоборотбудет больше поддержи со стороны русских. Русская нация,она великая и сильная нация. Я за таких браков.


Лезгинская нация,она всегда была и есть ближе к русской нации,чем другие нации в Дагестане. У меня двоюродная сестра 80 годах вышла замуж за русского деревенского парня.Сейчас у них большая семья дети,внуки,счастливо живут. Также двоюродные братья женаты на русских девушек. У них тоже свои семьи.В Дагестане наблюдается много разводов именно среди лезгинов. Я думаю надо жениться по любви,разницы нет русская,не русская. Конечно когда кровь смешанная дети рождаются более здоровые, одаренные.


Так, девки, - харе ругаться! Я сам наполовину хохол, наполовину бульбаш, наполовину русский, хотя и других кровей тоже намешано. У меня жена - кабардинка, живем уже 4 года. Считаю, что дело не в нации - а в человеке. Считаю себя русским. А закончится весь этот плавильный котёл вот поверьте - новым Советским человеком.


Ерунду не пишите!!! Это видать лезгинские парни перестали влюблятся в своих лезгинок. И вешаются как раз они на девушек наших русских красавиц. Видно скучно им с вами,вы подчиняетесь,а мы властвовать мужчинами умеем! И по ходу им это нравится!!!

Русские Девушки очень любят нашиx лезгинскиx парней а русские парни вещаются на русскиx девушкаx потому что нацисты а русским девушкам все-равно, поженятся они или не поженятся на ниx, лезгинки девушки очень любят своиx лезгинскиx парней и выxодят замуж за своиx лезгинов как и положено. Всем лезгинкам не xватают свои лезгинские парни потому что русские девушки уводят нашиx лезгинскиx парней русская девушка должна чувства собственного достоинства.


Хкемжуь] Да не только лезгины, практически во всех дагестанских народностях наблюдается рост смешанных браков, в том числе и с русскими. Главной же причиной смешанных браков в Дагестане является отток из мононациональных сел в крупные дагестанские города где доля каждой национальности составляет не более 15 %.

Потому что русские девушки запудривают им мозги поэтому наши парни женятся на русскиx девушкаx лезгинские аварские кумыкские девушки т.д не люди что ли.


dzhama1982.. Лезгинские мужчины как спасательный круг для русских девушек в г. Махачкала и в Дагестане!!!

Лезгинские мужчины ценят своиx лезгинок а русскими девушками они живут временно через 5 или 10 лет приезжают на родину и женятся на своиx лезгинкаx по любви как и положено каждая лезгин или лезгинка должны знать свои обычаи и традиции, должны любить свой народ лезгинский. русская девушка должна любить и выxодить замуж за своего русского парня как и положено а не вещаться на чужиx парняx, русские девушки недолюбливают лезгинок а на нашиx лезгинскиx парней смотрят они. русские девушки чем лучше, чем лезгинок. Лезгинские девушки умные, симпатичные, образованные добрые и xорошо воспитанные.


tariverdiev... Вы незнайте главного... Лезгинские джигиты 99% приятный наружности а так же воспитаны умны и слабы религиозность атак же они хозяственные.Эта прекрасно знают Русачки-красавицы.Женятся(больш. на русс) ни на своих те которые финансывые полжение у родителей слабо не хочет быт обозой у родителей,знает что они не потянет свадьбу(соц. беда) .После свадбы считай что он потерял половину статуса свою Лезгинство он уже не тот Лезгин как ранше был до женитбы (старые друзья с виду не показывают а самом деле....)Если в лезги село жить и работать то положительно.... А дети если 100% будет знать Лезги язык считай что он восстоновил свой статус Лезгинство а к детям относится ровесники с уважением. Тут очень много можно ну всеровно к этому Лезгину нет такого уважение кто бы он не был..... одним словам.... АМ ВИРИДАН ВИЛЕРАГЬ АВАТНА

Лезгины – это потомки древнейшего населения Южного Дагестана. В IХ-Х вв. эти территории упоминаются в арабских источниках как «царство лакзов». В Средние Века вокруг крупных селений лезгин (Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре) образовались автономные объединения сельских «вольных обществ», некоторые вошли в феодальные образования: Кубинское, Кюринское, Дербентское ханства и другие.

Вольные общества и ханства время от времени подпадали в зависимость от азербайджанского Ширвана. В XVIII в. часть лезгин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств. В конце XVIII в. село Курах становится резиденцией лакского Казикумухского хана, в 1812 года – столицей самостоятельного Кюринского ханства, которое сразу же после образования вошло в состав России. В 1806 г. Российское подданство приняли кубинские лезгины.

Чуть позже в состав России вошли «вольные общества» лезгин Ахты-пара, Докуз-пара и другие. В 1828 г. территория лезгин окончательно вошла в состав Российской Империи и перед революцией входила в Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Во время Кавказской войны часть лезгин примкнула к движению мюркадизма, часть, прежде всего беки, выступила на стороне русских. Лезгинские части принимали участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

По данным переписи населения 2002 г., на территории России проживает более 411 тысяч лезгин. Они населяют, в основном, юго-восточные районы Дагестана.

Ведущую роль в хозяйстве лезгин играло пашенное и разведение мелкого рогатого скота с преобладанием овцеводства и ежегодными перегонами с летних пастбищ на зимние и обратно.

Главными сельскохозяйственными культурами, которые выращивали лезгины, были ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис и бобовые. В середине XIXв. начали выращивать картофель. Вплоть до 30-х годов ХХ в. было широко развито овощеводство и бахчеводство. В Ахты, Магарамкенте и Кусумкенте большое внимание уделялось садоводству и виноградарству.

На равнинных территориях лезгины держали скот на стойлово-выгонном содержании, в горах было распространено отгонное скотоводство. Зимние пастбища находились, в основном, в Северном Азербайджане. Разводили главным образом овец, коз, крупный рогатый скот. Большое значение в хозяйстве играли буйволы.

Традиционными промыслами и ремеслами лезгин являются прядение, ткачество, производство ковров, кожевенное, кузнечное, гончарное, оружейное и ювелирное дела. Крупным торгово-ремесленным центром Южного Дагестана было село Ахты, где проживали и работали сотни ремесленников. В селе Икра занимались кузнечным и ювелирным делом. Повсеместно производили ковры, которые пользовались большим спросом в России и других странах. Было распространено отходничество на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы .

Традиционные поселения лезгин в горах состояли из тесно стоящих домов, часто двухэтажных. На равнине селения имеют широкие улицы или неупорядоченную планировку. Дома на равнине строились из камня, с плоской земляной крышей, в плане прямоугольные, квадратные или в виде букв «Г» и «П».

На равнинах дома строили одноэтажными, в горах – многоэтажными. Нижний этаж представлял собой хлев или крытый двор, верхние – жилые помещения. Вплоть до ХIХ в. окон в домах лезгин не было, только дыры в потолке для выхода дыма, зато наличие бойниц было обязательным. Во внутреннем убранстве большое место занимали разнообразные ковры, вместо шкафов для хранения вещей предметов быта в стенах имелись ниши.

Традиционные мужской костюм лезгин состоял из рубахи, шаровар, бешмета, папахи из серого или черного каракуля, верхней одеждой был бешмет и овчинная шуба. На ногах лезгины носили сапоги из плотной шерсти с загнутыми носками. Традиционный женский костюм состоял из рубахи, красных, черных, синих или желтых шаровар, бешмета, платья, головного платка, чухты, серебряного пояса. Лезгинки традиционно носили много украшений. Отличительной особенностью костюма лезгин были шерстяные чулки с цветным орнаментом и сыромятная обувь.

Традиционной пищей лезгин были зерновые, бобовые, мясные и молочные блюда. Основное повседневное блюдо – хинкал (галушки), по праздникам готовили гатай-кабаб (жареное рубленое мясо с фасолью и картофелем), пловы, слоеные пироги.

Лезгины говорят на лезгинском языке группы иберо-кавказских языков нахско-дагестанской семьи. Кюринская диалектная группа включает гюнейский, яркинский и курахский диалекты, а также гилиярский и челхенский говоры; самурская группа - дакузпаринский и ахтынский диалекты, фийский и курушский говоры; наконец, кубанская группа представлена кубанским диалектом.

До 1917 г. у лезгин существовало несколько начальных школ. Как и большинство народов Дагестана, лезгины пользовались арабской графикой. В 1928 г. создан алфавит на латинской и в 1938 г. на кириллической основе. Литературный лезгинский язык основан на гюнейском диалекте. Распространены также русский и азербайджанский языки. Большинство лезгин являются мусульманами-суннитами, есть шииты.

Общекавказский эпос «Нарты» среди лезгин распространен мало; известны лишь отдельные сюжеты. Героем лезгинского эпоса является богатырь-герой Шарвили. Известно творчество поэтов-ашугов XIX в., сказания, песни. Лезгины создали богатый музыкальный (в основном песни) и танцевальный (в том числе «лезгинка») фольклор. Разнообразные музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, свирель, бубен.

ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане. В Российской Федерации 257 тыс. человек. Язык лезгинский лезгинской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Верующие — мусульмане-сунниты, есть шииты.

Этимология названия

Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи», от которых впоследствии, - предполагают некоторые исследователи, - произошёл современный этноним «лезги» . Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племён, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы - «лекзами». Кроме того, танец «Лезгинка»

у Грузинименуется «Лекури» , а страну лезгин «Лекетия».

Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в., но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам».

В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. Урусских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев). После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы.

Анализируя исторические связи народов и языковые соответствия, исследователь древности А. Н. Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова «лезга» (хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. д. ) и/или от его первоосновы в слове «лязг» (говоря о звуке от клацанья зубов животного (например, собаки или волка ), или - о своеобразном «звоне» или лязганья от соприкасновения холодного оружия во время драки, изготовленного из металла). Представители кавказских народностей зачастую были казаками - в качестве наёмных военных царской армии, которые славились (и славятся до сих пор ) своей агрессивностью и вспыльчивостью характера. Значение в название «лезгияр», состоящего из двух славяно-русских слов - ярый или вспылчивый лезга.

Арабское наименование лезгин - «лекзам», можно также сравнить со значением в словах «древнего происхождения», где «эл ек» - давно, а «зам» - времена. И… здесь вновь подтверждается теория о русско-славянским значении в названии «лезга» - балтун или хвастун, так как, во времена рассказов и/или иных разговоров с русско-славянскими сослуживцами, будучи ещё в казаках, им не очень-то верили, а письменных источников этого древнего народа не сохранилось. «Элек заман» же, на тюркском диалекте означает - «давном давно, в тридевятом царстве тридесятом государстве».

Лезгинский язык

Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на югеРеспублики Дагестан и в северных районах Азербайджана.

История

Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4 тысячелетия до н. э.).

Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе (древние племена легов, гелов, удинов и др.). В конце 1 тыс. до н. э. территория Дагестана входила в состав Албании Кавказской, затем державы Сасанидов. С V века на территории Дагестана образуется ряд государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др; в VI веке - государство гуннов.

Хозяйство

Становление земледельческо-скотоводческого производящего хозяйства у лезгин, как и во всем Дагестане, произошло в неолите (конец VII-VI в. до н. э.). На эпоху бронзы приходится резкий подъем земледельческо-скотоводческого хозяйства, рост террасного земледелия, внедрение основных злаков, садоводства, виноградарства, завершение доместикации животных.

Прекращение кочевнического давления способствовало установлению в ХVI-ХIХ вв. естественной хозяйственной специализации по природно-географическим зонам, с наложением на них естественно-экономических зон и основных хозяйственно-культурных ареалов: 1) равнинно-нижепредгорный ареал оседлых пашенных земледельцев и стационарных скотоводов; 2) среднегорный ареал оседлых пашенных (террасовые поля) земледельцев и отгонных скотоводов (в форме трансюманса); 3) высокогорный ареал оседлых подвижных скотоводов и пашенных (склоновые поля) земледельцев.

Все три ареала составляют единое целое с общедагестанскими ареалами, которые образуют единую совокупность хозяйственно-культурных ареалов дагестанской историко-культурной области.

Традиционные занятия — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые культуры), виноградарство, садоводство, а также скотоводство, на равнине — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное и подвижное (главным образом овцы). Традиционные промыслы и ремесла — производство ковров, джурабов, сукна, войлока, обработка дерева, металла (оружейное и ювелирное дело), кожи, гончарство. До Октябрьской революции многие лезгины уходили на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана.

Половое разделение труда определяло и возрастное. Реализация во многом зависела от хозяйственных занятий. В земледельческом хозяйстве преобладал мужской труд, в скотоводческом — женский. Мужские работы: вспашка, сев, полив, снятие урожая с деревьев и уход за ними, работа со скотом и упряжью, с транспортом, выпас скота, изготовление орудий труда, оружия и деревянной утвари, уход на чужбину на заработки, для закупок, товарообмена и т. п. Женские: прополка, уход за скотом и птицей, сбор плодов, заготовка впрок продуктов, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспече ние семьи водой, приготовление пищи, чистка, уборка, стирка и т. п. Общие: уборка хлеба, сена, доставка сена, молотьба, заготовка дров и др.

В настоящее время в экономике и культуре произошли коренные изменения. Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры (табак), произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство (особенно у азербайджанских лезгин), животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.

Брак и семья

Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную (общую) комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов.

В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать.

В традиционной материальной культуре лезгин много общедагестанского.

Поселения

Поселения представлены тремя основными видами: 1) селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения (один квартал — один тухум); 2) хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3) отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями (малодворные). Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце (юг-запад), имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения.

В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки.

Жилище

Традиционное жилище — каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей (например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики). Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность (кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. д.). В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода.

Одежда

Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, чухта, головные платки. Из украшений — мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца и т. д. На ногах мужчины и женщины носили башмаки — сыромятную обувь типа поршней и шерстяные носки с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вышел из употребления. В горной части сохранились некоторые элементы национального костюма: папаха, овчинная шуба, бурка, сыромятная обувь, платки (шерстяные, шелковые, особенно кировобадские), шерстяные узорчатые носки. В большей степени сохранились комплексы ритуальной одежды (похороны, свадьба). Традиционные украшения редки.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то