Формы проведения занятий по пдд. Методическая разработка по пдд

.
1. Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются н авыки и при вычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг соде ржательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстро ту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.
Игры можно классифицировать по нескольким критериям:
1) объем учебного материала в игровой ситуации;
2) учебно-воспитательные цели;
3) виды деятельности детей;
4) - формы организации игры;
5) - предмет моделируемой ситуации.

Эти критерии игры позволяют разделить их по типам и видам.
I. По объему используемого учебного материала:
- тематическая игра – реализуется содержание одной изучаемой темы;
- комплексная – содержание игры охватывает учебный материал двух или более тем.
II. По учебно-познавательным целям:
- диагностическая – ее цель контроль усвоения знаний, умений, навыков;
- обучающая – усвоение новых знаний на основе и актуализации ранее изученных;
- развивающая – развитие личностных качеств ребенка (быстрота реакции, ориентировки на местности, внимательности и т.д.).
III. По виду познавательной и практической деятельности детей:
- творческая – в процессе игры дети самостоятельно ищут пути решения дорож ной ситуации;
- алгоритмическая – задача детей заключается либо в выполнении, либо в выборе наиболее продуктивного алгоритма действий в условиях дорожного движения;
- комбинированная – дети действуют по выбранному алгоритму, до определенного этапа, а далее самостоятельно завершают деятельность.
IV. По форме организации игры:
- индивидуальная – каждый ребенок решает самостоятельно (или с воспитателем) определенную дорожную ситуацию;
- групповая – дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом составе проводится вся игра или ее часть;
- фронтальная – все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и стремятся к единой цели игры.
V. По предмету моделируемой ситуации:
- межличностная – моделируемая ситуация взаимоотношений людей в условиях дорожного движения и ребенок играет в тесном контакте с другими людьми;
- ролевая – ребенок, играя с макетом, тренажером, ставит себя в условия выполнения различных ролей (водитель, пешеход, светофор и т.д.).
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.

2. Методика подготовки занятий в игровой форме.

Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной.
Особое значение в проведении игры по ГЩД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.

Этапы подготовки игры
1. Определение конкретных целей (обучающих, воспитывающих, развивающих и контролирующих) и задач.
2. Определение конкретной моделируемой ситуации.
3. Выбор игры.
4. Планирование игры, перечень возможных правильных и неправильных решений, время, отводимое на игру.
5. Составление сценария игры, подготовка необходимых материалов для ее проведения.
6. Распределение ролей.

Проведение игры
1. Определение готовности участников к игре (предварительная беседа и контроль знаний).
2. Инструктаж игроков.
3. Непосредственная постановка проблемы и ее реализация.
4. Текущий контроль хода игры со своевременной координацией действий участников (возможные последствия правильных и неправильных действий).

Подведение итогов
1. Определение уровня усвоения нового и усвоение ранее изученного материала.
2. Подведение итогов игры с участием детей.
3. Методический анализ игры (анализ уровн я достижений педагогической цели, поставленной перед данной игрой).
Игра - это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка - это форма его самовыражения. Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те, которые обучают школьника безопасному поведению на дороге.
Но выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.

3. Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значитель ное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детско го сада.
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми "в улицу" старших детей.
Примерная тематика целевых прогулок
Младшая группа:
знакомство с дорогой;
наблюдение за работой светофора;
наблюдение за транспортом;
пешеходный переход.
Средняя группа:
знакомство с дорогой;
сравнение легкового и грузового автомобилей;
наблюдение за светофором;
правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.
Старшая группа:
элементы дороги;
правила поведения на дороге;
наблюдение за транспортом;
прогулка пешехода;
переход;
перекресток;
сигналы светофора;

прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.
Подготовительная группа:
улицы и перекрестки;
Правила дорожного движения;
наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
значение дорожных знаков;
правила поведения на остановке и в общественном транспорте;
пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);
пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый;
Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе становится более широкой. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: "проезжая часть", "одностороннее и двустороннее движение", "пешеход", "переход", «светофор» и т.д.
В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.


Методы и формы обучения дошкольников правилам дорожного движения

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Н.Н.. Авдеева указывает на то, что воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике .

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

О.А. Скоролупова утверждает, что воспитывая дошкольников, педагог должен применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций .

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Н.А. Авдеева считает, что в целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде .

Основные из них:

Умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

Умение различать величину транспорта;

Умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

Знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

Понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

Понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

Умение связно выражать свои мысли.

Все эти вопросы отражены в общей программе воспитания детей.

Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например, занятие «Предвидение опасности на улицах» имеет следующие задачи:

Ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра», опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));

Познакомить с основными видами транспортных средств;

Определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;

Проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;

Разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;

Рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;

Научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;

Обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.

Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.

А.В. Гостюшин считает, что нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями .

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

Самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

Интерактивный опрос;

Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

Младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения .

В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности).

На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку .

Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой .

В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".

На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды .

Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

По мнению О.И. Прокопович, особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи

У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

Занятия по правилам дорожного поведения также проводятся и в группах кратковременного пребывания. С учетом лимита времени воспитатель может выборочно давать ребятам задания в альбомах по рисованию, развивающие их познавательные способности и активизирующие их самостоятельную работу по изучению правил безопасного поведения на улице.

Как отмечает Т.А. Пухова, при обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:

Дошкольники младшей группы способны запомнить только два - три ярких признака предметов;

Дети средней группы могут запомнить три-четыре признака предмета;

Дети из старшей группы запоминают не больше пяти - шести признаков предмета.

Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета .

При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения на улице.

Итак, воспитывая дошкольников, педагог должен применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы.

Программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Главная > Методические рекомендации

по проведению занятий по безопасности дорожного движения

Организация занятий по формированию и развитию

у дошкольников умений и навыков безопасного поведения

на улицах и дорогах.

Инспектор и другие сотрудники Госавтоинспекции не обязаны лично прово-дить специальные занятия по дорожной тематике с детьми дошкольного возра-ста, но они могут совместно с воспитателями принимать в них участие по при-глашению администрации дошкольного учреждения Правила безопасного поведения на улицах и дорогах изучаются в процессе специальных развивающих и обучающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий организует воспитатель. Это могут быть различные упраж-нения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пласти-лина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликации и т.д. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения рассматриваются и при чтении книг, стихов, их заучивании, рассматривании картинок, отгадывании загадок, проведении конкурсов и др. Методически все занятия организует только воспитатель, знающий индиви-дуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Инспектор может, участвуя в занятии, дополнить и разъяснить отдельные положения правил по-ведения на улицах и дорогах. При этом ни в коем случае нельзя перегружать дошкольников информацией с непонятной им терминологией. Инспектор не должен «навязывать» воспитателю свои формы, методы и приемы в прове-дении игровых занятий с детьми по правилам дорожного движения, поскольку в педагогике существуют определенные дидактические принципы, закономер-ности, формы, методы и приемы работы с дошкольниками. Объем учебного материала, используемый на каждом занятии, должен соот-ветствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников раз-ных возрастных групп.

Недостатки в организации обучения дошкольников безопасному поведению

на улицах и дорогах.

Недостатки в организации обучения и воспитания во многом связаны с тем, что некоторые воспитатели, не знающие ПДД, допуска-ют типичные ошибки, давая дошкольникам неправильные, а иногда и опасные поведенческие установки, связанные например с переходом проезжей части дороги, обходом транспорта спереди или сзади, акцентуацией внимания детей только на сигналы трехцветных светофоров для водителей транспорта, не объ-ясняя, что есть еще пешеходные светофоры и т.д. Воспитатели часто перегружают детей ненужной и непонятной им информа-цией по дорожной тематике. Так, в отдельных дошкольных учреждениях слож-ная для дошкольников дорожная лексика вводится воспитателями не постепен-но (дозами), а сразу, с большой нагрузкой на сознание ребенка и без соответст-вующих объяснений. Дошкольникам дается, например, информация о группах дорожных знаков для водителей и пешеходов, причем без всякой связи знаков с дорожными ситуациями. Организуя такие занятия, воспита-тели требуют от детей механического запоминания изображенных на знаках символов. Есть занятия, где дошкольникам предлагается выполнить трудные задания по поиску «лишнего» дорожного знака из 15 разных знаков, предназначенных для водителей. Дошкольников заставляют произносить и запоминать такие термины, как «элементы» дорог, «регулируемые и нерегулируемые» перекрестки, «жилая зона», «шлагбаум» и другие. Очень часто воспитатели отрабатывают и заучивают с дошкольниками жес-ты регулировщика, которого в настоящее время редко можно увидеть на доро-ге. Знание этих трудных для понимания дошкольниками жестов никак не влия-ет на их поведение на улице, где они должны находиться с взрослыми. Ошибочным является и то, что применительно к дорожной среде акцентуаций внимания ребенка на опасное (безопасное) поведение практически не де-лается. Не проводятся занятия на развитие у детей бокового зрения, необходи-мого для ориентации в дорожных ситуациях, цветоощущения, слухового и зри-тельного восприятия. Далеко не везде дети обучаются умению смотреть, видеть и слышать происходящее на улице, определять соотношение размеров машин (большая, тяжелая, грузовая и маленькая, легковая машина и т.д.). Отсутству-ют занятия на развитие глазомера, чувства опасности, чувства времени при оценке скорости машин и т.д. На сегодняшний день при проведении занятий с дошкольниками, воспитате-ли используют, как правило, устаревшую методическую литературу по прави-лам дорожного движения. В художественной литературе, стихах, сказках, сце-нариях спектаклей, написанных для дошкольников, также достаточно много ошибок по правилам дорожного движения. Ошибки могут быть и педагогические, когда изображения на плакатах дела-ются художниками без учета педагогики и психологии восприятия их детьми. Неправильные изображения дают искаженное восприятие и опасные установ-ки в поведении дошкольников на улицах и дорогах. Недостатки в организации обучения и воспитания во многом связаны с тем, что воспитатели не всегда знают, что наиболее практически значимо при составлении программы по дорожной тематике.

«Язык» Правил дорожного движения

и типичные ошибки в их преподавании.

Изуче-ние правил - дело нужное, но главная задача все же не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребятам устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Да-же отличное знание правил само по себе еще не гарантирует ребенку безопасности на дороге. О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, зна-чительно меньше. Одним из направлений именно деятельности может стать подготовка ребят к участию в до-рожном движении. Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. И Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача педагогов и родителей - доступно объяснить ПДД ребенку. Однако при выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина...) главное - донести до детей смысл, не исказив содержания. Для педагога важно обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике и некоторые учи-теля, и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, десятки лет назад изъятые из ПДД:

    «улица» вместо «дорога»; «мосто-вая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (све-тофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. не существует понятия «островок безопасности».
Часто препо-даватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». А ведь употреб-ление несуществующих понятий ведет к искажению в понимании требований ПДД. В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые учителя и авторы пособий обращаются к детям так называемым «детским» язы-ком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами, и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понят-ными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики! Обращаться к детям, да-же к маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов, которые считают, что общение учителя с учениками, родителей с детьми должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого с взрослым. По той же причине, что и «детский» язык, «детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных комиксов, вряд ли приемлемы в качестве иллю-страций учебных пособий. Забавные картинки привлекают и развлекают детей, но вместе с тем отвлекают от основной задачи - увидеть и осознать реаль-ную опасность на дороге и возможность избежать ее. Вместе с тем, детей нельзя запугивать опасностями на дороге. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх. На практике учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлека-ются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обста-новки. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназна-чены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорож-ных знаков, но, прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велоси-педной дорожкой», «Велосипедная дорожка». Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:

НЕОБХОДИМО УЧИТЬ

Обходи трамвай спреди, а автобус сзади. Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Пра-вилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транс-порта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году! Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если пере-хода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
При переходе улицы посмотри налево, а, дойдя до середины дороги – посмотри направо. Это правило также устарело и создает опасную ситуацию. Прежде чем перейти дорогу - остановись, посмотри в обе стороны и, убе-дившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
Красный - стой, желтый - приготовься, зеленый - иди. Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности пе-рехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорож-ного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеле-ному сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигна-лов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот. Красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый - не только приготовиться, а знак вни-мания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода жел-тый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал маши-нам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый - разрешает дви-жение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убе-диться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал све-тофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

Если не успел перейти дорогу, остановись на «ост-ровке безопасности» или на середине дороги.

В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «на-правляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход оста-ется между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потока-ми. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.

Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на сере-дине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляю-щем островке» и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, что-бы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети». Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его ус-тановки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожидан-но появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.
Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома. Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило дале-ко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимуще-ство, они не должны забывать о собственной безопасности. Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

Чтобы избежать возможных ошибок при проведении занятий по ПДД:

    Ни один урок, ни одно занятие не проводите без сверки подготов-ленного к нему материала с текстом «Правил дорожного движения», как бы вы ни были уверены в его достоверности.
    Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения». Поэтому педагогу нужно обязательно иметь официальное издание «Правил дорожного движения», ко-торые утверждены постановлением Совета Министров Правитель-ства РФ.
    Получить рекомендации или посоветоваться о качестве какой-ли-бо конкретной книги можно с опытными преподавателями ПДД, мето-дистами автошкол или компетентными сотрудниками ГИБДД.
    Обратите внимание, что правила для пешеходов в действующих ПДД сосредоточены не только в разделе 4 «Обязанности пешеходов». Пункты, прямо или косвенно относящиеся к пешеходам, имеются так- же в разделах: 6, 8, 11, 12, 13, 14, 16 и 17.
    Все книги о ПДД, предназначенные для детей и учителей, изданные до 2000 г. действующим правилам не соответствуют. Использование их в качестве учебных и методических пособий не рекомендуется! Ис-пользовать данную литературу, равно как и определить качество кни-ги, можно только при условии хороших знаний ПДД.

Зам. директора по УВР МОУДОД «ЦДТ»

Негрей Н. В.

  1. Средняя общеобразовательная школа (1)

    Образовательная программа

    Изменение системы целевых показателей образовательных результатов в контексте программы развития системы оценки качества образования г. Москвы (СОКОМ) и международных исследований PISA,

  2. Задачи: Ознакомление школьников с духовно-нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпимости к различиям.

    Доклад

    Формирование морально-нравственной компетентности (совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям).

  3. Программа семинара 7 пленарное заседание 9 Мотивация учащихся как фактор повышения качества образовательной деятельности Булдакова Светлана Михайловна, заместитель директора по увр моу сош №62

    Программа

    В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений осуществляется деятельность по представлению инновационного опыта педагогов города для интенсивного обмена информацией по актуальным вопросам развития образования и реализации

  4. Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

    Н.Н.. Авдеева указывает на то, что воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

    Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

    В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике .

    Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

    О.А. Скоролупова утверждает, что воспитывая дошкольников, педагог должен применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций .

    Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

    Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

    Н.А. Авдеева считает, что в целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде .

    Основные из них:

    Умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

    Умение различать величину транспорта;

    Умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

    Знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

    Понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

    Понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

    Умение связно выражать свои мысли.

    Все эти вопросы отражены в общей программе воспитания детей.

    Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например, занятие «Предвидение опасности на улицах» имеет следующие задачи:

    Ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра», опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));

    Познакомить с основными видами транспортных средств;

    Определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;

    Проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;

    Разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;

    Рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;

    Научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;

    Обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.

    Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.

    А.В. Гостюшин считает, что нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями .

    Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

    Самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

    Интерактивный опрос;

    Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

    Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

    младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения .

    В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности).

    На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

    Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

    На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

    Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

    В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку .

    Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

    На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

    На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

    На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

    На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой .

    В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

    Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

    В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".

    На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

    И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды .

    Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

    Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

    Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

    По мнению О.И. Прокопович, особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи

    У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

    Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

    Занятия по правилам дорожного поведения также проводятся и в группах кратковременного пребывания. С учетом лимита времени воспитатель может выборочно давать ребятам задания в альбомах по рисованию, развивающие их познавательные способности и активизирующие их самостоятельную работу по изучению правил безопасного поведения на улице.

    Как отмечает Т.А. Пухова, при обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:

    Дошкольники младшей группы способны запомнить только два - три ярких признака предметов;

    Дети средней группы могут запомнить три-четыре признака предмета;

    Дети из старшей группы запоминают не больше пяти - шести признаков предмета.

    Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета .

    При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения на улице.

    Итак, воспитывая дошкольников, педагог должен применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

    Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы.

    Программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

    При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы и формы обучения дошкольников правилам дорожного движения

    Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

    Н.Н.. Авдеева указывает на то, что воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

    Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

    В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике .

    Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

    О.А. Скоролупова утверждает, что воспитывая дошкольников, педагог должен применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций .

    Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

    Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

    Н.А. Авдеева считает, что в целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде .

    Основные из них:

    Умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

    Умение различать величину транспорта;

    Умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

    Знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

    Понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

    Понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

    Умение связно выражать свои мысли.

    Все эти вопросы отражены в общей программе воспитания детей.

    Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например, занятие «Предвидение опасности на улицах» имеет следующие задачи:

    Ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра», опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));

    Познакомить с основными видами транспортных средств;

    Определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;

    Проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;

    Разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;

    Рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;

    Научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;

    Обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.

    Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.

    А.В. Гостюшин считает, что нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями .

    Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

    Самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

    Интерактивный опрос;

    Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

    Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

    младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения .

    В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности).

    На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

    Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

    На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

    Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

    В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку .

    Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

    На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

    На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

    На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

    На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой .

    В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

    Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

    В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".

    На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

    И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды .

    Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

    Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

    Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

    По мнению О.И. Прокопович, особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи

    У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

    Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

    Занятия по правилам дорожного поведения также проводятся и в группах кратковременного пребывания. С учетом лимита времени воспитатель может выборочно давать ребятам задания в альбомах по рисованию, развивающие их познавательные способности и активизирующие их самостоятельную работу по изучению правил безопасного поведения на улице.

    Как отмечает Т.А. Пухова, при обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:

    Дошкольники младшей группы способны запомнить только два - три ярких признака предметов;

    Дети средней группы могут запомнить три-четыре признака предмета;

    Дети из старшей группы запоминают не больше пяти - шести признаков предмета.

    Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета .

    При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения на улице.

    Итак, воспитывая дошкольников, педагог должен применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

    Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы.

    Программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

    При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.


    В связи с участившимися случаями дорожно-транспортных происшествий с участием детей, приводящих к их гибели, проведение классных часов с целью предотвращения данной статистики приобрело наибольшую актуальность.

    Классный час по ПДД необходимо проводить в любой возрастной категории. Лучшей мерой воздействия на учеников, безусловно, считается встреча с сотрудниками полиции. Но постоянные лекционные занятия, проводящиеся из года в год, могут быстро надоесть и стать неинтересными и нерентабельными для аудитории слушателей.

    На тему ПДД может иметь разнообразную форму проведения, соответствующую возрастной категории детей. К подготовке мероприятия можно привлечь также и учащихся. Ребятам будет интересно выполнять задания педагога. Школьники могут подготовить плакаты со знаками дорожного движения или же придумать интересную викторину. Если планируется открытое мероприятие, на помощь можно позвать также и родителей. Должны быть не только полезными, но и запоминающимися классные часы. ПДД в школе можно изучать в форме игры.

    Основные цели и задачи проведения классного часа по ПДД

    Конечно же, основной целью данного тематического мероприятия является формирование у ребенка понимания основных правил поведения на дороге для сохранения собственной жизни.

    Для достижения поставленной цели будут служить следующие задачи:

    • развивать у детей правильную оценку ;
    • научить правильно переходить дорогу;
    • ознакомить с основными правилами поведения на дороге;
    • объяснить правила передвижения по проезжей части в отсутствие тротуаров;
    • ознакомить с правилами оказания помощи участникам ДТП;
    • сформировать понятие «экстренная помощь»;
    • научить правилам передвижения на транспортном средстве по проезжей части (велосипед, мопед).

    Классный час на тему ПДД должен быть максимально информативным.

    Основные темы ПДД

    Тематика классных часов по ПДД подразделяется согласно возрастным категориям детей. Например, темы для 1 класса - это «Как правильно переходить дорогу», «Игры на проезжей части», «Добраться до дома без травм», «Жизнь на улице». Они, безусловно, отличаются от тем ПДД в 11 классе, которые будут звучать следующим образом: «Кто виноват?», «Выпускные экзамены и ДТП», «Агрессия на дорогах», «Как помочь пострадавшим в ДТП».

    Вне зависимости от возрастной категории граждан основной темой классного часа по ПДД должно быть «Правила поведения на дороге с целью самосохранения».

    Как правильно сформулировать тему

    Классный час по ПДД должен быть правильно назван. Название (тема) должно быть емким, но в то же время понятным как детям, так и взрослым, в случаях их участия в данном мероприятии.

    Педагогу не нужно выдумывать замысловатых фраз для детей начальной школы, иначе поставленная цель будет не достигнута. Ребята в силу своего развития способны к фантазии, которая не будет оправдана. Здесь названия должны быть лаконичными и четко соответствовать поставленной цели.

    Основные по ПДД

    Чтобы провести классный час по ПДД, мало определиться с темой, необходимо еще выбрать правильную форму проведения. Основной считается беседа, но также можно использовать и другие, например:

    • конкурсы, посвященные ;
    • диспуты;
    • открытые классные часы, с представителями полицейской службы и педагогами школы, включая директора;
    • уроки-игры;
    • экскурсии;
    • викторины;
    • занятия на специализированных площадках;
    • встречи с сотрудниками спасательных служб.

    Все эти формы помогут сделать воспитательный процесс интересным и познавательным.

    Тематическое планирование классных часов по ПДД во 2 классе

    Вниманию начинающих классных руководителей и педагогов-стажеров можно предложить приблизительное тематическое планирование мероприятий по заданной теме во 2 классе начальной школы. Это могут быть:

    • Викторина «Светофор - наш друг, помощник».
    • Беседа «Зебра на дороге».
    • Конкурс рисунков «Дорога зимняя опасна».
    • Экскурсия по городу «Эх, улочки знакомые мои».
    • Конкурс сочинений «Правила, которые я соблюдаю».
    • Беседа «Автобус - средство передвижения человека или опасность для жизни».

    Сформировать основные позволяет классный час ПДД. 2 класс в силу своего развития может участвовать только в мероприятиях общего масштаба.

    Тематическое планирование классных часов по ПДД в 5 классе

    Тематическое планирование воспитательной работы с учащимися 11-12 лет должно обязательно включать классный час ПДД. 5 класс дает возможность педагогу помимо знакомых форм проведения добавить новые.

    Итак, приблизительное планирование мероприятий, посвященных ПДД.

    • Беседа «Я велосипедист».
    • Встреча-беседа «Водитель - дело жизни».
    • Урок творческой деятельности «Я и дорожные знаки».
    • «Безопасное колесо», отработка практических навыков на специальной площадке.
    • Вечер с родителями «Как стать самостоятельным на улице».
    • Диспут «Зимние игры - здоровье или смерть».

    Тематическое планирование классных часов по ПДД в 6 классе

    Данный временной промежуток характеризует учащихся, как осознанных участников воспитательного процесса. Поэтому классному руководителю целесообразно применить совершенно новые посвященных ПДД.

    В данной возрастной категории учителю совместно с обучаемыми можно подготовить классный час ПДД. 6 класс дает возможность через применение формы проведения интеллектуальной игры задействовать весь состав класса без исключения.

    Приблизительное планирование классных мероприятий по ПДД в 6 классе:

    • Викторина «История ПДД».
    • КВН «В полицейских фуражках».
    • Беседа «Ролики, велосипед и дорога».
    • Оказание помощи при ДТП (номера спасательных служб).
    • Конкурс листовок «Твоя жизнь в твоих руках».
    • Викторина «Летние каникулы! Увеличьте бдительность!».
    • Урок-игра «Ты мне, я тебе».

    Какая бы форма проведения ни была выбрана педагогом, нужно помнить, что классный час по ПДД - это серьезная работа, от правильного выполнения которой зависит человеческая жизнь.

    На заметку классному руководителю

    Для того чтобы дети вашего класса были живы и здоровы, необходимо помнить следующие аспекты.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то