Экологические проекты в школе примеры готовые. Мир учителя - Международный образовательный интернет-портал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Экологический проект

Мы – за чистый город

обучающаяся 10 класса

Шелудякова Анастасия

Научный руководитель:

учитель биологии и экологии

Карячкина Т.А.

г.о. Саранск

I. Введение………………………………………………………

1. Актуальность выбранной темы
2. Цели и задачи исследования
3. Предмет исследования. Проблемный вопрос
4. Гипотеза
5. Методы исследования
6. Этапы работы над проектом

II. Основная часть. Теоретический аспект...…………

    Классификация отходов.

    Обращение с отходами: сбор, вывоз, использование, обезвреживание.

    Опасность отходов.

4. Что даёт переработка отходов для природы и человека

III. Основная часть. Практический аспект………………

    Объект исследования.

    Методика исследования: анкетирование.

    Вопросы анкеты.

    Анализ ответов. Выводы.

    В чем польза раздельного мусора?

    Внедрение системы раздельного мусора.

    Для чего это нужно в нашем поселке?

    Разработка плана проекта:

а) Сбор данных по переработке мусора. Вывод.
б) Составление плана.

IV. Заключение…………………………………………………….

V. Список литературы…………………………………………

I .Введение

    Актуальность выбранной темы.

Актуальность темы бесспорна: каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический горожанин за год в среднем производит около 300 кг или 1,5 м 3 отходов в год. По весу это сравнимо со средним лосем, а по объему – с тремя большими холодильниками. Представьте, сколько отходов образуется в многоквартирном доме. А сколько домов в нашем городе? По официальным данным, в России выбрасывается 40 млн. тонн бытовых отходов в год (т.е. отходов жилого сектора). Всего же на свалки поступает более 4,5 млрд. тонн мусора ежегодно. Помните, что отходы города складываются из отходов каждого жителя. Сюда не входят ни строительные, ни промышленные отходы. Причем мы выбрасываем мусор как организованно (в помойные ведра, урны и т. д.), так и неорганизованно. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках (в отработанных батарейках, аккумуляторах, а также в гниющих и разлагающихся пищевых продуктах, проникают в подземные воды, которые часто используют в качестве источника питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде. Некоторые продукты гниения способны самовоспламеняться, поэтому на свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол, и прочие ядовитые вещества.

Из всех глобальных экологических проблем, с которыми человечество вступило в 21 век: демографический взрыв, озоновый слой, кислотные осадки, рост бытовых отходов, истощение ископаемых природных ресурсов, дефицит чистой пресной воды и др., на сегодняшний день актуальной считается проблема роста бытовых отходов.

Опыт мировой практики захоронения количества твердых бытовых и промышленных отходов на полигонах и свалках: России до 90 %, США - 73 %, Германии - 70 %, Японии - 30 %. Возрастающее накопление твердых бытовых отходов приводит к увеличению выбросов парниковых газов, загрязнению грунтовых вод, что относится к числу наиболее острых экологических проблем.

Цели и задачи.

Цель: доказать необходимость раздельного сбора мусора в поселке.

Задачи.

    Составить анкету и провести социальный опрос среди учащихся школы №6

    Проанализировать результаты анкетирования.

    Изучить программу «Раздельный мусор».

    Предмет исследования. Проблемный вопрос.

Предмет исследования: сбор мусора в поселке Пушкарские выселки

Проблемный вопрос: повлияет ли раздельный сбор мусора на экологическую ситуацию в городе.

    Гипотеза.

В начале исследования я провела анкетирование, в результате которого оформилась гипотеза: если организовать сбор раздельного мусора в поселке, то это скажется благоприятно на экологической ситуации города Саранск.

    Методы исследования.

1. Поисковый метод:

Использование ресурсов Интернета
- Нахождение информации о загрязнениях и реализации проекта «Раздельный мусор»

2. Мониторинговый метод:
- Анкетирование
- Анализ статистики заболеваемости

6. Этапы работы над проектом.

1. Определение области исследования.
2. Сбор необходимой информации.
3. Проведение анкетирования и тестирования.
4. Определение структуры исследовательской работы.
5. Подведение итогов.
6. Оформление работы.

II . Основная часть. Теоретический аспект

    Классификация отходов.

Разделение мусора (разделительный сбор мусора, сортировка мусора, разделение отходов) и выборочный сбор отходов - действия по сортированию и сбору мусора в зависимости от его происхождения. Разделение мусора делается в целях избежания смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить его разложение, гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду (Википедия).

Сегодня мусор становится более опасным и токсичным, ни какие микроорганизмы не способны его разложить. Сегодня активно ведутся поиски микроорганизмов, которые способны разлагать пластик, он занимает огромное количество площадей и просто не разлагается в природе.

Классификация мусора по степени опасности выполняется для различных материалов:

    Загрязнителей воды

    Загрязнителей воздуха

    Химических веществ

Все отработки могут классифицироваться на следующие классы:

    Чрезвычайно опасные отработанные материалы

    Высоко опасные материалы

    Умеренно опасные отработанные материалы

    Малоопасное утильсырье

    Практически неопасные вещества

    Обращение с отходами: сбор, вывоз, использование, обезвреживание.

    В любом случае, цивилизованные страны давно пришли к выводу, что мусор надо грамотно утилизировать и перерабатывать. В России, несмотря на бескрайние просторы, мусор тоже становится серьезной проблемой. В российской думе обсуждается законопроект, согласно которому будет введен раздельный сбор мусора, причем у отходов появится хозяин - тот, кто должен отвечает за них на каждом этапе, от сбора до переработки. Ведь в настоящее время свалками заняты многие привлекательные пригородные территории. Поэтому власти крупных российских мегаполисов уже сейчас озадачиваются этой проблемой, начиная приучать жителей к сортировке бытовых отходов. Так рассматривается предложение по организации в новостройках на каждом этаже специальных сортировочных комнат, где каждый житель мог бы разделять свой мусор. Одновременно с этим идет строительство мусороперерабатывающих предприятий, на которых планируется получать и заново отправлять в промышленное производство вторсырье: макулатуру, черные и цветные металлы и многое другое. Но, к сожалению, в обществе ощущается как нехватка экологического образования у людей, так и нехватка урн раздельного сбора мусора на городских улицах.

    Стратегией будущего следует считать в первую очередь воспитание в среде молодого поколения, бережного отношения к природной среде, расширение знаний, навыков и жизненной необходимости по управлению технологическими процессами, поисков новых проектных решений по раздельному сбору отходов и их переработке, которое обеспечит интересы нынешнего и будущего поколений и сохранит природу планета Земля. Ведь

    переработка позволяет: 1) экономить ценные природные ресурсы, необходимые для производства любого товара; 2) экономить воду и энергию при производстве товаров из вторичного сырья; 3) сократить отходы, образующиеся в результате добычи ресурсов и производства товаров; 4) сократить количество свалок и многое другое. Но повсеместная переработка отходов возможна только в результате их разделения в месте их образования, т.е. у себя дома, на работе, улице, предприятии. Это и называется раздельным сбором отходов (РСО).

    Использование отходов

    В ХХ веке количество отходов производства и потребления росло так быстро, что образование отходов стало важной проблемой больших городов и крупных производств. Наряду с большим количеством отходов стал остро вставать вопрос о нехватке природных ресурсов. Селективный сбор и последующее использование вторичных ресурсов частично помогает снизить нагрузку на окружающую среду и решить вопрос с дополнительным получением сырья.

    Обезвреживание отходов

    Некоторые отходы требуют обезвреживания перед размещением на свалках, полигонах или в отвалах.

    Одни из самых объёмных промышленных отходов - это отходы углесодержащие. Современные научные разработки позволяют обезвреживать большую часть промышленных отходов, уменьшать их объем и обеспечить максимальную безопасность. Сегодня обезвреживание опасных отходов можно провести термическими, физико-химическими, химическими и другими способами. Так, при помощи окислительно-восстановительных реакций, реакций замещения происходит перевод различных токсичных и опасных соединений в нерастворимую форму.

    Опасность отходов.

    Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями их хранения или размещения в окружающей среде.

    Для отходов необходимо составление паспорта отходов, определение класса опасности и лимитов на размещение отхода в окружающей среде, лимитов на накопление на предприятии и других документов.

    Понятие «Опасные отходы» используется в следующих случаях:

    Отходы представляют опасность для здоровья человека и/или для нормального состояния окружающей природной среды.

    Класс опасности вредных веществ - условная величина, предназначенная для упрощённой классификации потенциально опасных веществ. Класс опасности устанавливается в соответствии с нормативными отраслевыми документами. Для разных объектов - для химических веществ, для отходов, для загрязнителей воздуха и др. - установлены различные нормативы и показатели.

    Что даёт переработка отходов для природы и человека

    При изготовлении продукции из вторичного сырья сокращается потребление невозобновимых ресурсов, таких, как: металлы, нефть, природный газ, древесина и др.

    Это помогает защитить природные территории и разнообразие форм жизни на Земле.

    Обычно производство продукции из вторичного сырья требует гораздо меньше энергии, чем производство из первичного сырья. В результате сокращения количества затраченной энергии уменьшается загрязнение воздуха и воды.

    Также уменьшаются и другие виды загрязнения, например, от стоков воды при разработке месторождений, эрозия почв и попадание химических элементов при добыче сырья.

    Благодаря вторичной переработке значительно сокращается количество отходов, поступающих на полигоны ТБО. Это позволит продлить срок службы полигонов и сократить занимаемую ими площадь, например, переработка одной тонны ПЭТ бутылок сохраняет около 4м 3 территории полигона ТБО.

  1. III. Основная часть. Практический аспект исследования.

    В начале исследования я провела анкетирование среди молодого поколения, которое впоследствии составит основное население нашего поселка, так как важным пунктом в плане является общественное мнение и готовность к селективному сбору мусора. Именно опрос стал основой для моего проекта.

    Для проведения анкетирования были выбраны учащиеся МАОУ СШ № 3 / возраст 14- 17 лет/.

    Методика исследования.

    а) Анкетирование

    Для исследования готовности подростка, учащимся была предложена анкета, отвечая на которую ученики должны были рассказать о своем отношении к раздельному сбору мусора.

    Вопросы анкеты.
    1. Часто ли вы покупаете продукты в пластиковых упаковках?
    2. Согласились бы вы сдавать бумагу в пункт сдачи макулатуры?
    3. Положительно ли вы относитесь к раздельному мусору?
    4. Возможно ли реализовать «раздельный мусор» в поселке?
    5. По вашему мнению, стоило бы возобновить сдачу стеклянных бутылок?
    6. Соблюдаете ли вы чистоту на улице, в парках, в лесу и т.п.?
    7. Согласились ли бы вы на добровольной основе убраться у своего дома?
    8. Готовы ли вы сортировать бытовые отходы своей семьи?
    9. Что бы побудило вас сортировать мусор?

    Результаты анкетирования. Анализ ответов.

    Общий вывод: очевидно, что 100% раздельный сбор, то есть участие в нем всего населения, невозможен. Таким образом, на практике может быть реализован промежуточный вариант, предусматривающий переработку как раздельно собранных, так и смешанных отходов. При этом, чем выше будет доля граждан, участвующих в сортировке отходов в местах их образования, тем ниже будут издержки на переработку отходов.

    В чем польза раздельного сбора мусора?

    Во-первых, это забота об окружающей среде. Загрязнения отрицательно сказывается на здоровье человека, тем более в современном мире. В России отходы утилизируются методом сжигания, и все вредные выбросы попадают в атмосферу. Но помимо этого мусор долго разлагается (особенно пластик). Если человек будет оставлять его на лесных территориях, это ухудшит плодородие почвы. Вот поэтому важно не только собирать раздельный мусор, но и приучать к порядку на природе.

    Во-вторых, вторичная переработка. Чем больше производства будут использовать вторичное сырье, тем больше природных ресурсов мы сохраним; сократится количество выбросов в атмосферу от сжигания мусора; улучшится экологическое состояние населённых пунктов.

    Саранск вместе с населенными пунктами, подчиненными его администрации, имеет индекс здоровья 35 % , занимая последнее 23-е место среди административных районов Республики Мордовия. Всего из 19 исследуемых параметров 63 % показателей на территории Саранска являются наихудшими или превышают среднее значение по республике.

    В муниципальном образовании г. Саранск, где в настоящее время проживает 346,4 тыс. жителей, или 37 % населения республики, сложилась сложная экологическая ситуация. Территория города находится в области интенсивного аэрозольного, водного, шумового и теплового загрязнения.

    В-третьих, сокращение заболеваний. Наше здоровье напрямую зависит от состояния окружающей среды. Селективный сбор мусора и использование вторсырья – вот ключ к здоровому поколению.

    В-четвертых, сокращение затрат. При поставке мусора тратится много средств на его транспортировку и сжигание. Раздельный сбор мусора позволит сократить расходы, т.к. многие производства вторсырья сами забирают отходы из мусорных контейнеров.

    Вывод: селективный сбор мусора благоприятно влияет на окружающую среду и здоровье человека, сокращает расходы, что является важным для общества.

    Внедрение системы раздельного сбора мусора.

    Как же будет происходить работа такой системы? Социологическому исследованию предшествовала экологическая акция, которая проводилась в школе с 2014–2016 гг. В ней принимал участие весь педагогический коллектив и учащиеся школы. В течение этих лет мы проводили исследования по проблеме отходов и их переработки. В рамках экологической акции были проведены:

  1. Публичные слушания;

    Розданы брошюры, календари, листовки;

    Организованы выставки работ;

    Вывод: Такой способ сбора мусора выгоден и удобен. Но важно заинтересовать людей, которые будут поддерживать новый порядок.

    Для чего это нужно в нашем поселке?

    Казалось бы, поселок находится рядом с Ботаническим садом, лесополосой, небольшое промышленное производство. Зачем нам раздельный мусор?

    Пушкарские выселки – растущий поселок. Во-первых, поселок находится рядом с аэропортом. Многие жители поселка посещают город довольно часто и, возвращаясь, хотели бы дышать свежим воздухом. Во-вторых, население растет, а с ним, растет и количество отходов. При населении в 1300 человек, примерно посёлок производит 1950 килограммов ежедневно. Невообразимо даже представить, сколько мусора в год образуется от нашего населения(711750кг). В-третьих, родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми. В-четвертых, помимо того, что есть выбросы от сжигания мусора, увеличивается и количество автомобилей. В-пятых, поселок находится недалеко от шоссе, с обеих сторон объездные дороги, откуда также поступают выхлопные газы.

    Вывод: необходимость в селективном сборе мусора существует. Изучив «плюсы» программы, мы видим, что она поможет улучшить экологическую ситуацию поселка, так как улучшится ситуация в городе.

    «Миллион за раздельный сбор».

    Данный проект я обнаружила, исследуя сайт «Greenpeace». Его цель - собрать миллион подписей под обращением к мэрам городов и губернаторам регионов с требованием сделать обязательной установку баков для раздельного сбора мусора в каждом дворе, закрепить такой способ обращения с отходами законодательно и утвердить правила вывоза мусора и нормального обслуживания площадок, где собираются отходы.

    «Говоря о раздельном сборе, мы подразумеваем решение конкретной проблемы, которая касается каждого из нас, нашего дома, двора, города. Ведь раздельный сбор - это в первую очередь здоровье наших детей, которым не придется вдыхать отравленный мусоросжигательными заводами воздух. Это наш чистый двор, это парки, которые будут окружать наш город». («Greenpeace»)

    Проект начался совсем недавно, но уже набирает обороты. Мы можем принять участие в этом и внести свой вклад в защиту окружающей среды.

    Разработка плана проекта для поселка Пушкарские выселки.

    Для разработки плана проекта мне необходимо было найти информацию о продуктах, подходящих для вторичной переработки. Также после каждого указана информация о пунктах приема.

    Макулатура – отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья.

    В республике 2 пункта приема макулатуры на ул. Промышленной-1 и ЗАО «Энергия»- ул. Пролетарская д. 132, которые принимают разного вида макулатуру: бумага, картон, книги (с твердым переплетом и без), типографическая макулатура и прочее. В каждой компании есть самовывоз (минимальный – от 200 кг.). Как указывает информация на сайтах, цена зависит от качества бумаги. Есть также ещё организации, оставляющие объявления в социальных сетях.

    Таким образом, есть пункты приема макулатуры в нашем городе и недалеко от нашего поселка, а, следовательно, сдача бумаги может быть реализована.
    Бытовые отходы – вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования после бытового использования продукции попадают на полигон.

    Пластик – органические материалы, основой которых являются синтетические или природные высокомолекулярные соединения (полимеры). Исключительно широкое применение получили пластмассы на основе синтетических полимеров.

    Большая недоработка региона - ничтожно малое количество пунктов приёма пластика. Как показали результаты поиска в Интернете, есть компании в Саранске ООО «МордовВторРесурс», ООО «ВторПластмас» ул. Пролетарская, д. 130, которая принимает пластик для переработки.

    Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (закон "Об отходах производства и потребления"). Одна маленькая батарейка, разлагаясь на свалке, портит 400л воды.

    Пункты приема вторсырья в Мордовии: Мордовская Заготовительная компания, ул. Промышленная1-ая, д. 41, ООО Мордовский экологический комбинат, Александровское шоссе 30, МРК, центр переработки вторсырья, ул. Строительная, 1.

    Утилизация аккумуляторов – «РегионЮгЭко» ул. Осипенко 8 . ООО « Ведущая утилизирующая компания» ул. Советская, 109

    Стекло – вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, - универсальный в практике человека. Прием стеклотары в Саранске может существенно повлиять на экологическую обстановку в городе и улучшить экономическую составляющую. Рациональная утилизация стеклотары, её повторное использование выгодно местным предприятиям. Среди них производитель пива «САН ИнБев», консервный завод «Саранский» и молочный комбинат «Саранский».

    Утилизация бытовой техники – С течением времени предметы быта начинают выходить из строя, ломаться и если есть возможность устранить неполадку, то какое-то время их еще можно будет эксплуатировать. А если поломка серьезная и прибор остается только выкинуть? Здесь каждому стоит помнить, что несанкционированный выброс грозит серьезным штрафом, но самое главное – огромный вред принесут содержащиеся в устройствах ядовитые вредные соединения, которые под воздействием погодных условий попадут в почву и нанесут колоссальный ущерб окружающей среде. В Саранске прием утилизации бытовых приборов и предметов производят компании ООО «Промэкотехнология», ООО « Русутилит», ООО «ГриКонтрольУтилизация», которые имеют специальные разрешения и лицензии для осуществления этих действий. Помимо этих предприятий большую помощь в сборе и утилизации техники от населения оказывают магазины электронного оборудования, такие как Эльдорадо и М.Видео.

    Вывод: исходя из предоставленного материала, проект «Раздельный мусор» может существовать, так как существуют подходящие условия и желание людей принять участие в продвижении программы.

    План проекта.

    На основе собранного материала я разработала план проекта по реализации селективного мусора в поселке.

    Подготовительный этап.

    Общение с жителями поселка. Для этого необходимо провести социальный опрос, готовы ли они к таким переменам. Важно привлечь молодежь, которая сможет провести агитационные бригады в школах и на улицах, рассказав о пользе раздельного сбора мусора. К тому же, именно эта молодежь и составляет половину населения поселка. Следовательно, они сделают привычным селективный мусор в своих семьях.

    Необходимо заручиться поддержкой поселковой администрации в спонсировании и помощи в реализации данного проекта.

    Связаться с фирмами, готовыми принимать мусор. Узнать, смогут ли они самостоятельно вывозить его.

    Оборудование площадок и покупка контейнеров для сбора мусора.

    Реализация – результаты проекта.

    Вывод: этот план является основой для будущего проекта.

  1. IV. Заключение

    Таким образом, изучив большой теоретический материал, результаты анкетирования, мы подтвердили гипотезу, что если организовать сбор раздельного мусора в поселке, то это скажется благоприятно на всем городе. Благодаря ей улучшится экологическая ситуация и города, и посёлка. Увеличится количество здоровых детей и взрослых.

    Очевидно, что все население не будет участвовать в проекте. На практике может быть реализован промежуточный вариант, предусматривающий переработку как раздельно собранных, так и смешанных отходов.

  2. V. Список литературы

    1. www.greenpeace.org/russia/ru/

    2. www.wikipedia.org

    3. http://www.new-garbage.com/

    4. http://www.ecoteco.ru/

    5.http://nizhniynovgorod.tradeis.ru/industry/cat/utilizaciya_otkhodov_vtorsyrjo

Примерные темы экологических проектов. Исследование воздействия фитонцидов на вредителей культурных растений (агроэкология). Изучение пространственно-временной неоднородности распределения зоопланктона озера Малое (гидроэкология). Иммуннотоксический эффект продуктов распада химических соединений в поверхностных водах района Леонидовки (химическая зкология). Изучение влияния антропогенной нагрузки на видовой состав биоиндикаторов пойменного луга р.Яя (экология растений). Экологические проблемы и общественная реакция на них в условиях социального и экономического кризиса (социальная экология).

Слайд 6 из презентации «Экологические проекты» к урокам экологии на тему «Обучение»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке экологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Экологический проект.ppt» можно в zip-архиве размером 50 КБ.

Скачать презентацию

Обучение

«Теория экологии» - Soft Science Незрелая наука Образ: газон. Кафедра общей экологии Биологического факультета МГУ. Введение в общую экологию. Конкуренция. marsupial lion. Экология: Вводная лекция. Synedra ulna. Плотность популяции. (2) Z есть степенная (аллометрическая) функция массы тела W. ? = ?? = e-?. М. 2005, с. 6).

«Использование индикаторов» - SOE Индикаторы. 1. Использование индикаторов в государственных докладах по состоянию окружающей среды Туркменистана.

«Проекты по экологии» - Премия Минприроды России «Лучший экологический проект года». Выставка «Россия заповедная». Официальный прием Минприроды России. Проекты 2009. Фонд «Экология и Мир». Сотрудничество. «Россия заповедная». «Лучший экологический проект года – 2009». «Зеленая стрела». Подобное мероприятие в России проводится впервые.

«Экологическая конференции» - Соотношение организаций - победителей. По организации: 2 площадки открытия и закрытия 8 секций 4 досуговые площадки Анимационная программа. По секциям: Анализ распределения тематики. 2 место. Конференция. 43 общеобразоват. учр. 8 ОУ Московской обл. 7 УДО 5 учебных объединения 149 педагогов 19 – гости мероприятия.

«Загрязнение Челябинской атмосферы» - Площадь ВУРСа в Челябинской области около 23 тыс. кв. км. Река Ай. Особенно обширны ареалы загрязнения (11-13 тыс. кв. км) вокруг Челябинска и Магнитогорска. Река Сак-Елга. Радиоактивное загрязнение. Миасский инструментальный завод. Выполнила: ученица 11 «А» класса МОУ «гимназия № 19» Кункель Юлия. Загрязнение вод.

«Учебники по экологии» - Прикладная экология. Ю.В.Трофименко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с, с. цв. ил. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда. Экология популяций и сообществ. Для студентов высших учебных заведений. Экология. Может быть использован специалистами, проводящими экологические исследования.

Педагогический проект по развитию и ознакомлению детей младшего школьного возраста с экологией родного края посредством создания иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир»

Паспорт проекта
Название проекта «Рисуем ЭкоМир»
Нормативные основания реализации проекта
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 год Статья 4. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 44. Пра-ва, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение 2011.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основные идеи проекта Познакомить детей школьного возраста с экологической культурой родного края и создать полноценную иллюстрированную книгу «Рисуем ЭкоМир».

Цель проекта Создать условия для формирования и развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством создания иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир».
Задачи проекта
I. Обучающие:
- приобщать детей к книжной культуре, повышать интерес к стремлению получать знания через книгу;
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам;
- систематизировать имеющие знания детей о природе родного края в иллюстративной форме;
-формировать образное, пространственное мышление и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
II. Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности;
- способствовать развитие у детей навыков исследовательской и творческой работы при изучении экологической культуры родного края;
- способствовать развитие творческого потенциала ребенка, внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии.
III. Воспитательные:
-воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним;
- воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Задачи по работе с родителями:
- создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей;
- заинтересовать родителей актуальностью данной те-мы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- привлечь родителей к непосредственному участию в совместной практической деятельности с детьми и участию в мероприятиях, согласовать формы их совместной деятельности тем самым сблизить интересы детей и родителей.
Объект и предмет педагогической деятельности
Объект: процесс создание иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир».
Предмет: процесс формирования художественно-творческих способностей детей посредством создания иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир».
Принципы реализации проекта
- последовательность;
- доступность материалов и заданий;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- право на самостоятельную деятельность ребёнка в процессе реализации проекта;
- право возможности выбора участия в проекте;
- творческое самовыражение (речевое, изобразительное, эмоциональное);
- тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
Срок реализации проекта сентябрь-май 2017-2018уч.год
Участники проекта Дети младшего школьного возраста, педагог, родители
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
Участники проекта – дети, педагоги, родители – приобретут опыт по ознакомлению с природой родного края. Проект будет способствовать развитию бережного и чуткого отношения к миру природы, животных, насекомых, птиц через изобразительное творчество.
Проявится активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, что вызовет у ребёнка положительные эмоции, гордость за свою семью.
Педагог сможет выявить творческие способности детей, выявить одаренных детей.
Дети познакомятся с книжной графикой, с процессом создания иллюстраций для книг, познакомятся с особенностями природы родного края.
Источники финансирования Привлечение спонсорских средств, добровольные по-жертвования родителей

Актуальность проекта
На сегодняшний день проблема отношения человека к природе является одной из наиболее актуальных. С каждым днем воздух, водоемы, леса и другие экосистемы становятся все более загрязненными, исчезают растения и животные и все эти беды случаются по причине неправильного отношения человека к природе, причем неважно, делает ли это он осознанно или нет. Именно поэтому воспитание экологической культуры у подрастающего поколения очень важной задачей для современного общества.
Начинать это воспитание необходимо в раннем детстве. И в таком случае, возможно, нам удастся привить школьникам интерес к природе, научить ее любить и беречь. Необходимо, чтобы дети поняли, что человек является не главным действующим лицом в природе, а всего лишь ее частичкой. Поэтому он обязан соблюдать основные законы природы и всеми силами пытаться изменить свое потребительское отношение к ней.
Для воспитания экологической культуры у детей можно использовать самые разнообразные методы, но без чтения книг по экологии в любом случае не обойтись. Эффективнее процесс знакомство с экологической культурой будет, если дети создадут эту книгу сами. Ведь книга является одним из главных источников информации ребенка, а при создании книги самими детьми процесс изучения экологии родного края будет им очень интересен и полезен. К положительным сторонам знакомства с экологией с помощью книг является также то, что ученики 1-4классов уже могут делать это самостоятельно.
Родителям, которые пока еще не понимают, зачем ребенку раннего школьного возраста необходимы книги по экологии, следует знать, что этот период - наиболее подходящий для экологического воспитания. Ведь упомянутый возраст является важным этапом в формировании личности и ее ценностных ориентаций. А это значит, что глубинное восприятие окружающего мира и отношение к нему закладывается именно в этом возрастном периоде.
В ранний школьный период у ребенка формируются первые эмоциональные впечатления о природе, накапливаются представления о разных фактах жизни, особенно это интересно происходит через рисунок. Все это подтверждает факт формирования экологического сознания и культуры. Однако для того, чтобы все это происходило, родителям необходимо уделять должное внимание ребенку, а также на собственном примере показывать каким должен быть экологически культурный человек, говорить о проблемах человечества, восторгается природой, и относиться бережно даже к самым крохотным ее жителям.
Таким образом, работа по наблюдению природы родного края у детей младшего школьного возраста очень актуальна, но не эффективна. Беседы с детьми показали, что дети недостаточно знают о природе родного края.
Следовательно, необходимо создать условия для знакомства детей с природой родного края. Такие условия может создать дополнительное образование, так как дети могут уделить исследовательской работе по ознакомлению с природой родного края большое внимание. Поэтому и возникла идея создать проект по созданию иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир». Для создания книги детям необходимо будет познакомиться с окружающей их природой, выявить особенности изучаемой области и запечатлеть это на листе бумаге. Тем самым у ребенка процесс знакомства с природой родного края будет очень эффективен и результативен.

Основное содержание проекта
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей младшего школьного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, создадут эскизы и наброски рисунков для создания книги. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной.
Проект является интегрированным. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, изобразительную деятельность, игровую. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений на лист бумаги. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы, стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Реализация проекта осуществляется в тес-ном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Основные этапы реализации проекта «Рисуем ЭкоМир»:
I этап – подготовительный (сентябрь)
Цель этапа: определение перспектив. Постановка цели и задачи, определение направлений, объектов и методов исследования. Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Составление перспективно - творческого плана по ознакомлению детей с природой родного края.
II этап - основной (октябрь - май).
Это наиболее важный этап - непосредственная реализация самого проекта, в рамках которого будет проведена работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
Работа педагога с детьми включает специально организованную деятельность (беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание картин, продуктивная деятельность, эскизы, наброски и т.д), со-здание условий для самостоятельной деятельности детей.
Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении творческих заданий, исследовательской проектной деятельности.
Работа педагогов с родителями включает в себя проведение консультаций для родителей, родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по экологическому воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
III этап - заключительный (май).
Цель: Анализ и подведение итогов работы. Итоговый этап заключается в со-здании и выпуску полноценной иллюстрированной книги по природе родного края.

План- график реализации проекта

Сентябрь «Рисуем Эко Мир»
- Изучение и анализ литературы по проблеме, просмотр интернет ресурсов, выбор оптимальных для работы в данной группе.
- Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта
- Разработка плана реализации проекта.
- Разработать цикл занятий и бесед опытно - экспериментальной деятельности (направления работы, тематика). Подбор методической литературы
План реализации проекта
Цикл занятий

Сентябрь –октябрь
«Мир вокруг нас»
- «Учитесь жалеть и беречь».
- «Земля – наш общий дом».
- Пленэры на свежем воздухе
- Оформление фотовыставки «Природа просит помощи».
- «Художественное творчество. Знаки природы».
-Рассматривание иллюстраций «Красота родного края». Цикл рисунков на данную тему.
Работа с родителями.
- Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
Знакомство с красной книгой
Составление экологических сказок-рисунков.
Наброски
Фотовыставка
Рисунки детей на тему «Красота родного края»

Ноябрь «Птицы»
- Перелетные и зимующие птицы». Беседа «Жизнь птиц зимой».
- Презентация «Птицы зимой».
- Прогулки на свежем воздухе
- Цикл рисунков «Зимующие птицы».
- Выставка «Птицы зимой»
- Операция «Подарок птицам» развешивание кормушек.
Работа с родителями.
- Акция «Покормите птиц зимой»
- Конкурс на лучшую кормушку.
Беседа Презентация
Рисунки зимующих птиц
Выставка рисунков
Изготовление и развешивание кормушек для птиц

Декабрь «Зимушка - зима»
- Беседа «Зима пришла».
-Эксперимент «Свойства снега»
-Дидактическая игра «Зима в лесу»
- Художественное творчество. Рисуем зимний лес.
- Эксперименты «Превращение снега», «Иней».
- «Чудеса зимы». Цикл рисунков.
-Презентация «Ёлочка – хозяйка леса».
Работа с родителями.
Фотоконкурс «Елочка красавица» Беседа
Опыт, эксперимент
Игра
Рисуем зимний лес.
Эксперимент
Нетрадиционное рисование
Фотовыставка

Январь «Наши братья меньшие»
- Беседы «Животные нашего края», «Животные зимой».
- Чтение художественной литера-туры: Д. Зуев «Тайны леса», «Волки»; Г. Скребицкий «Бел-ка», «Заяц»; И. Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Лоси»; А. Клыков «Лисицаи ворона».
- Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?», «Назови детеныша?».
- Викторина «Дикие животные нашего края». Отгадывание за-гадок о животных.
- Цикл рисунков «Животные нашего края» (рисуем разными техниками, воскография, граттаж, ниткографика)
- Беседы «Где и как живут дикие животные», «Животные зимой».
- Опыт «Как маскируются животные»
Работа с родителями : Конкурс на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном от-ношении к природе родного края.
Беседа
.
Дидактическая игра
Викторина
Нетрадиционное рисование. Выставка рисунков
Беседа
Опыт
Конкурс-выставка с участие родителей.

Февраль «Волшебница – вода»
- Беседа «Кто живет в воде?»
- Д/игра «Аквариум». Использование метода моделирования.
- «Кто живет в воде». Цикл рисунков «Подводный мир».
-Опыты «Свойства воды»
- Беседа «Значение воды в нашей жизни».
-Беседа «Берегите воду». Беседа
Дидактическая игра
Рисунки детей
Опыт
Беседа
Беседа

Март «Весна –красна»
- «Весеннее путешествие» Игра-путешествие.
- «Художественное творчество». Рисование «Весна красна».
- Чтение художественной литера-туры.Г.Скребицкий «Счастливый жучок».
-Рисуем «Перелетные птицы».
-Чтение художественной литера-туры. А Толстой «Сорока».
- Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга»
Работа с родителями:
Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Вторая жизнь упаковки» Игра-путешествие.
Рисунки детей
Просмотр иллюстрация книги.
Рисунки детей
Просмотр иллюстрация книги.
Опыт
Выставка поделок Педагог

Апрель «Растения и грибы»
- Беседы «Путешествие в мир растений», рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения». Цикл рисунков на данную тему.
- Пленэры на природе
- «Растения как живое существо», «Лекарственные растения нашего края»
-Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды». Наблюдение за растениями в объединении.
-Чтение художественной литера-туры: стихотворение Павловой «Зеленое платье планеты».
-Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови плод».
- Цикл рисунков «Цветы», «Деревья».
-Викторина «Лучший знаток деревьев».
Работа с родителями: Оформление проекта «Моя семья и при-рода» Беседа
Наброски
Конспект-сценария мероприятия
Просмотр иллюстраций к книгам
Игра
Рисунки детей
Викторина
Проект «Моя семья и природа»

Май «Насекомые»
- Беседа «Таинственный мир насекомых». Наблюдения за насекомыми, просмотр иллюстраций, прогулки в парк.
- Рисование: коллективная работа: «Полянка», «Букашечки-таракашечки».
-Беседа «Насекомые и цветы со-зданы друг для друга».
-Художественное творчество «Рисуем насекомых».
-Чтение художественной литера-туры. М.Михайлов «Лесные хоромы»
-Книжная графика. Процесс со-здания книги. Сбор иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир». Беседа
Коллективный рисунок
Беседа
Рисунки насекомых
Просмотр иллюстраций к книгам
Иллюстрированная книга «Рисуем ЭкоМир»

Ресурсы обеспечения проекта
- Информационные: детские энциклопедии, книги, интернет сайты о природе, животных, растениях, презентации.
- Организационные: мероприятия и консультации, которые предложат социальные партнеры.
- Материальные: спонсорская помощь родителей в опубликовании кни-ги.
Предполагаемые промежуточные продукты проекта:
Итоговыми продуктами проекта являются: создание иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир».
Для педагогов планируется разработать методические рекомендации; конспекты занятий; сценарии совместных развлечений.
Для детей. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой; Сформируется стремление к исследованию объектов природы.. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу; Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех живых объектов при-роды, их свойства. Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила по-ведения и безопасности в природе. Научатся проводить простейшие, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Для родителей.. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.

Перспективы дальнейшего развития.
Опыт внедрения проекта по созданию иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир» эффективен и результативен, так как это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить помогать природе оставаться прежней. А использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности школьников.
Считаю, что применение таких проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие художественно- творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств школьника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему. В доступ-ной, увлекательной форме дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, закрепляя пройденный материал рисунком, эскизом, наброском.
Тематика мероприятий может расширяться, дополняться. Материал будет подбираться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей детей и родителей.
Особую роль в данном проекте играют родители. Без родительского внимания и участия проект не будет столь эффективен, так как родители являются примеров для своих детей. Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

Экология занимает особое место среди глобальных проблем современного мира, имеющих транснациональный и межгосударственный характер.

Вопрос взаимоотношений людей и природы всегда стоял остро, однако с наступлением третьего тысячелетия противоречия в цепочке «индивидуум – общество – окружающая природа» достигли максимума.

В последние несколько десятков лет на фоне взаимоотношений человечества и природы проводятся самые острые дискуссии ученых, общественности, мировых организаций и правительств разных стран.

Темы исследовательских работ по экологии связаны с теми проблемами, которые существуют в современной действительности, сюда вошли все .

Загрязнение мирового океана

В наши дни в океан поступает множество вредных веществ: пластмасс, нефти, пестицидов, химических и производственных отходов, что негативным образом сказывается на существовании морской фауны. Из этого понятно, что напрямую связана с деятельностью человека, т.е. антропогенна.

Существенный урон океану наносят:

  • Промывка трюмов танкеров, в результате чего в его воды ежегодно сбрасывается от 8 до 20 баррелей нефти. Эта цифра названа без учета аварий, которые случаются в ходе перевозки нефти морскими путями. Образующаяся нефтяная пленка перекрывает доступ кислорода в воду, служа причиной вымирания планктона и рыбы.
  • Тяжелые металлы, попадающие в воду. Наиболее вредными из них являются хром, свинец, ртуть, никель, кадмий и медь. Согласно статистическим данным, только в воды Северного моря каждый год сбрасывается около 50000 этих металлов.
    попадание сточных вод с высоким содержанием пестицидов – альдрина, дильдрина и эн-дрина, способных откладываться в тканях живых организмов.
  • Губительно действует на морских обитателей трибутилоловохлорид (ТБТ), который нашел широкое применение для покраски корабельных килей – в качестве защиты от обрастания поверхности водорослями и ракушками. Ученые доказали, что это вещество препятствует размножению одного из ракообразных – трубача.
  • В течение последних лет воды океана стали все чаще использоваться для размещения ракетно-ядерного оружия и для захоронения радиоактивных веществ, что также приводит к отрицательным последствиям.

Сегодня охрана океанических вод является одной из наиболее актуальных проблем всего человечества. В 1982 году в ходе Конференции ООН участники приняли Конвенцию по морскому праву, которая ввела ряд ограничений по использованию вод Мирового океана.

Таким образом, охрана его ресурсов и борьба с загрязнением приобрели особое значение.

Соединенные Штаты, Канада, Япония, Индия, Европа и другие государства ежегодно запускают спутники для сбора данных методом дистанционного зондирования.

Точность возможности разрешения таких приборов постоянно растут; кроме того, расширяется набор параметров, которые характеризуют состояние внешней среды, измеряемой из космоса. Америка и Европейское космическое агентство открывают все больше доступа к спутниковым данным; постоянно растет число специалистов, вовлеченных в разработку и реализацию новых международных проектов.

Глобальное потепление в Арктике

Проблема глобального потепления в Арктике наступает с катастрофической скоростью. Последствиями может стать исчезновение мест летнего обитания белых медведей и критическое повышение уровня моря на планете.

Такую оценку глобальных климатических изменений сделали члены международной группы климатологов. Предупреждение, сделанное учеными, может повлиять на США и ряд других стран с развитой промышленностью, заставив их уменьшить эмиссии от сжигания ископаемых видов топлива.

Отчет исследования, направленного на изучение последствий глобального потепления в Арктике, гласит:

  • Таяние ледников, которые содержат огромное количество пресной воды, может спровоцировать поднятие уровня моря за несколько сотен лет на 7 метров. В соответствии с расчетами специалистов, в нашем столетии, из-за превышения пороговой температуры в Арктике может произойти длительное таяние ледяного щита.
  • Арктические температуры растут вдвое быстрее, чем на остальных участках планеты. В течение последних 50 лет среднезимовая температура на Чукотке, в западной Канаде и на Аляске выросла на 3,5 ºС. В следующем столетии данный показатель может достигнуть 6,5 ºС.
  • Резко сокращается площадь паковых льдов, расположенных в Северном Ледовитом океане. За последние 30 лет их площадь стала меньше на 20 %; к концу этого столетия их площадь может сократиться еще на 10-50%. Существует мнение, что к 2040 году арктические паковые льды могут полностью исчезнуть.

Каждое из вышеперечисленных изменений может способствовать ускорению . Приток пресной воды в Атлантический океан может привести к изменению планетарных океанических течений, что, в свою очередь, нарушит климатические условия, метеорологические явления и концентрацию ресурсов рыб и прочих морских обитателей.

Это исследование проводилось в течение 4,5 лет; в роли заказчика выступил Арктический совет и международный Арктический комитет по науке. Членами совета являются высшие чиновники из Соединенных Штатов, Канады, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии России и лидеры организаций коренных народов Арктического региона. В работе принимают участие 300 ученых из центров полярных исследований из разных государств мира.

Сейчас наблюдаются и прогнозируются изменения, касающиеся всех аспектов жизни населения Арктики – сельского хозяйства, структуры перевозок и жизненного уклада, а также местной фауны – например, многие редкие виды перелетных птиц могут лишиться мест размножения.

Проблема утилизации пищевых отходов

В последние десять лет внимание многих экономических секторов привлекает проблема минимизации и утилизации отходов. Однако, среди прочих отходов, именно пищевым внимания уделяется меньше, чем другим. В течение многих десятилетий огромные объемы урожая, собранного в ряде развивающихся стран, так и не становятся полезными продуктами питания.
Ситуация принимает все более серьезный оборот вследствие того, что эти страны оказывают минимальное содействие для решения проблемы .

По данным, полученным в результате исследования, проведенного UNEP (программой ООН по вопросам окружающей среды), свыше 50 % всего объема производимых сегодня продуктов питания теряется, выбрасывается или тратится впустую вследствие не эффективной схемы пищевой цепочки в ресторанах и продовольственных магазинах.

Этот факт был подтвержден и другим исследованием, осуществленным по заказу NRA (национальной ассоциации ресторанов) – как оказалось, в ресторанах Британии 65% пищевых отходов выбрасывают во время приготовления пищи и всего лишь около 30 % остается на тарелках.

В 74 странах мира будут основаны объединения под названием «Вместе против отходов», членами которых станут группы специалистов отрасли, совместно работающие над решением вопроса о сокращении потерь в продовольственной сфере. Объединив потребителей и партнеров в стремлении минимизировать отходы, движение намерено разработать эффективные способы уменьшения потерь и утилизации отходов продуктов питания во всем мире.

Значение проведения международных исследований в области экологии

Задачи наблюдения за состоянием природы в масштабах планеты содержат много критериев. Одним из основных вопросов можно назвать определение максимально допустимого влияния населения на Землю, в частности, на ее .

В качестве примера современного проекта глобального мониторинга можно привести систему EOS в соединенных Штатах. Это долгосрочная программа, рассчитанная на 15 лет и имеющая научный характер. Работа проводится на основании данных, получаемых с трех спутников, которые обслуживаются орбитальной системой, с целью детального изучения состояния экологии планеты.

Исследования в школе

В нашей стране научно-исследовательские работы по экологии начинают проводить ещё в школе, приобщая таким образом детей к мировым проблемам. Начиная с младших классов для учащихся в школьную программу включены учебно-исследовательские работы.

Экологический проект в подготовительной к школе группе


Автор публикации: Антонова Татьяна Геннадьевна.

Цель публикации: распространение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Описание материала: Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам дошкольного образования.
Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе группы МАДОУ ДС "Дарование" с. Ташла Оренбургской области Антонова Т.Г., Амирова Г. Р.

Краткая аннотация к проекту:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы:
Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Тип проекта:
Краткосрочный(апрель- май), исследовательский, практико-ориентированный.

Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи проекта:
Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Охранять и укреплять здоровье детей.
Принять участие в озеленении территории детского сада.
Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.

Ожидаемые результаты:
у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
создано единоое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный

Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап
Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему: «Лесное царство».
Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.
Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора».
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.

Беседы:
Беседа «Помогите птицам»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Беседа «Как образуется иней?»
Беседа «Елкины иголки»
Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.

Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»
Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга».
Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

Беседа: «Вода – это жизнь»
Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.

Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

Дидактические игры:
Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания Детей о насекомых.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у Д, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Дидактическая игра: «Назови растение».
Цель: уточнить знания о комнатных растениях.

Дидактическая игра: «Кто где живет».
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дидактическая игра: «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы:

Взаимодействие с родителями, по озеленению территории детского сада и
Изготовлению интерактивных папок – лэпбуков «Экология», «Времена года».

Заключительный этап
Подведение итогов
Презентация проекта

Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители.

Срок реализации проекта: апрель-май 2017г.

Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:
Беседы,
Непосредственная образовательная деятельность;
Наблюдения и экологические экскурсии;
Познавательное чтение.
“Уроки доброты”.
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
Практическая деятельность в цветнике.
Подвижные, дидактические, имитационные игры,
инсценировки
экологической направленности.

Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
Библиотечка юного эколога.
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты:
1. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Продукты проекта:
1. Цветник на участке детского сада.
2. Интерактивные папки – лэпбуки «Экология», «Времена года»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Литературное сопровождение проекта:
Константин Ушинский. Спор деревьев (рассказ)
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Стихи про экологию для детей
Птичка
Она шоссе перелетала.
Водитель не затормозил,
И птичка бедная попала

Под тяжело груженный ЗИЛ.

Возьми она чуть-чуть повыше –
Она б себя уберегла:
Она не только что над крышей,
Над лесом пролететь могла!

Был майский вечер тих и светел,
В сиренях пели соловьи.
И этот случай не отметил
Дежурный местного ГАИ.
(С. Михалков)

Вишня
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада, -
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят - не вспоминай, не надо, -
Все равно я вишню посажу!»
(М. Исаковский)

На городском субботнике
На городском субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня город
Пришли и стар и молод.

Собрали́сь пенсионеры
Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.

Это вышел третий класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!

Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.

На городском субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр
Помогать пришёл в наш сквер.

Никто ни с кем не ссорится,
У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять»
Город к празднику прибрать.
(Н. Анишина)

Обращение дерева к Человеку
– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
Высокое, могучее!
Пока еще в лесу стою
И шелестю пока.
Лесная вся промышленность
Ждет не дождется случая
Свалить, срубить, спилить меня –
Ищите дурака!

Пусть только хоть попробует!
Хочу ее заранее
Предупредить по-дружески,
Министра – в том числе:
Что б из меня ни сделали –
Напрасны все старания!
Я это с виду смирное,
Пока стою в земле.

Но только преврати меня
В различные изделия –
Я шкафом с диким ужасом
Вдруг заскриплю в ночи!
Занозой табуреточной
В твоем зароюсь теле я!
Паркетом под тобой сгнию –
Хоть падай, хоть кричи!

Случайно в унитаз спущусь
Зарплатой за три месяца!
Столом я рухну на гостей,
Министра – в том числе...
Не проще ль, чем рубить меня,
Взять сразу и повеситься?
Веревку можешь не искать –
Она лежит в дупле!
(И. Шевчук)

Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
(С. Михалков)

Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.

Унылый гражданин
Жужжит пчела – она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползет куда-то жук.

Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
Готовят на ночь светлячки
Фонарики свои.

Остановись! Присядь!
Нагнись
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись:
Они ж тебе сродни!

Не так ли щепочку свою
Мы тащим в общий дом
И шепчем брату-муравью:
– Крепись, браток! Дойдем!

Иной, что сеть свою плетет,
Не схож ли с пауком?
Вот этот ползает, а тот
Порхает мотыльком.

А ты меж них и мимо них,
А иногда по ним
Шагаешь на своих двоих,
Унылый гражданин...
(С. Михалков)

Плохой дядя
Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет...
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!

Деревце
Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.

И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.

Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(А. Дмитренко)

Огонь – это не игрушка!
За окном мороз трещит,
Спит на печке Мурка,
В печке жар – огонь горит,
Греет Мурке шкурку.

Поскользнулся рыбачок,
Промочил одежду,
Живо сделал костерок,
Стал сухим, как прежде!

Возле леса на заре
Шумные туристы,
Кашу варят на костре,
Чай с травой душистой.

От огня – тепло и свет!
Он, как друг хороший!
Но, наделать много бед
Без присмотра может!

Незаметно подползёт,
Жгучий и опасный,
Кустик тут же обовьёт
Лентой ярко – красной.

Затрещит и запоёт,
Силу набирая.
Зверь лесной из нор уйдёт,
Жизнь свою спасая.

Укротить и потушить
Пламя очень трудно!
Где теперь лисичке жить?!
Нет норы уютной!
Не вернётся больше в дом
Зайка и лягушка!

Будь внимателен с огнём!
Это не игрушка!
(Т. Ефимова)

Кормилец
Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.

Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?
(А. Орлова)

Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)

Экологическая песня-переделка (на мелодию песни «Вышла мадьярка на берег Дуная»)
Издавна люди повсюду сорили,
Вот и в Твери мужички
Выпили дружно, потом покурили,
Бросили в воду «бычки».

Нежно течение их подхватило,
Словно заботливый друг,
Волга могучие воды катила
Вместе с «бычками» на юг.

Припев:
Река течёт,
Людей влечёт
В дальние дали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.

Волга у Сызрани вовсе не Уже
Той, что была у Твери.
Жители тоже нисколько не хуже –
Всюду и сплошь – волгари…

Глянули в реку – «бычки» увидали
Со своего бережка.
Фантики в воду они накидали –
Их принимала река.

Припев.

Дети Самары, резвясь после школы,
Лепту не меньше внесли:
Бросили тару из-под кока-колы –
Волны её унесли.

В устье волжане хотели бы тоже
В воду «бычки» покидать,
Но не везёт им с рекою, похоже, –
Там уж воды не видать!
Припев.
(А. Дмитренко)

Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)

О чём просит рыбка

Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:

Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы
Червячка!
(С. Погореловский)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
Ответ (Радуга)

В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? …
Ответ (Облака)

По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
Ответ (Тучи)

На улице рубашка,
В избе рукава.
Ответ (Солнечный луч)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
Ответ (Солнце)

Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
Ответ (Небо, солнце)

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
Ответ (Небо)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Ответ (Луна, месяц)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня …
Ответ (Луной)

Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
Ответ (Ветер)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - …
Ответ (Дождь)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
Ответ (Снег)

Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.
Ответ (Снежинки)

Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка …
Ответ (Мороз)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём …
Ответ (Узор)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
Ответ (Иней)

Фото работы над проектом.
Посадка семян цветов на рассаду.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то