Зарождение понятий о детстве в психологии. Культурно-исторической перспективе

ВП изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Так как она делает акцент на динамике развития, ее иногда называют генетической психологией (от греч. «генезис» – происхождение, становление).

Предметом исследования ВП является возрастная динамика, ведущие закономерности и факторы развития и формирования личности на разных этапах его жизненного пути – от рождения до старости. В возрастной психологии обычно выделяют следующие разделы: детская психология (психология дошкольника), психология младшего школьника, подростковая и юношеская психология, психология взрослого человека и геронтопсихология (геронтология – наука о старости).

ВП тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В ВП прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, мировоззрение и т.д., а ВП отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь ВП с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы д/с, школьного класса, подростковых компаний. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучаются в рамках пед. психологии. В и ПП как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: ВП с точки зрения ребенка, ПП – с точки зрения воспитателя, учителя.

Итак, ВП – особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство».

Возраст – определенная эпоха, ступень развития, относительно замкнутый период развития, который характеризуется качественным своеобразием (Л.С. Выготский). Границы возраста подвижны.

Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, весь ход развития в данный период.

В систематике возрастных этапов оправданно использовать метод «перехлестывания» возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.

В нашей стране принята следующая периодизация возраста:

    младенчество – от рождения до конца первого года жизни;

    раннее (преддошкольное) детство – от 1 до 3 лет;

    дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет;

    младший школьный возраст – от 6 до 10 лет;

    подростковый возраст – от 10 до 15 лет;

    юность – от 15 лет до 21 года, включает:

а) первый период (старший школьный возраст) от 15 до 17 лет;

б) второй период – от 17 до 21 года;

    зрелый возраст:

а) первый период – от 21 до 35 лет;

б) второй период – от 35 до 60 лет;

    пожилой возраст – от 60 до 75 лет;

    старческий возраст – от 75 до 90 лет;

10) долгожители – от 90 лет и старше.

Начальный возрастной период образует детство целая эпоха, которая по своей сути является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство – явление историческое и его содержание и продолжительность изменялись на протяжении веков.

Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье оно изменялось (удлинялось), на современном этапе растянулось во времени, наполнилось сложными видами деятельности, которые копируют в своих играх отношения взрослых – профессиональные, семейные отношения и осваивают основы наук.

Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок.

Традиционно детство, как первая часть ВП, охватывает процесс развития ребенка от 0-7 (6) лет, но современное детство продолжается и после поступления в школу. Ряд психологов рассматривают и подростковый возраст как «затянувшееся детство».

Какой бы точки зрения мы не придерживались по данному вопросу, приходиться констатировать факт, что настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом в 15-17 лет.

Детство период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном возрасте: за 5-6 лет он превращается из беспомощного младенца в достаточно сформировавшегося человека со своими интересами, чертами характера, взглядами на жизнь. Быстрота успехов и скорости проявления новых способностей, не сравнимы ни с каким другим периодом.

Детство период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить процесс развития (Вильям Штерн, Жан Пиаже).

«Парадоксы в детском возрасте – загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать» – Д.Б. Эльконин.

ОСНОВНЫЕ ПАРАДОКСЫ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

    Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни, но по физическому строению, организации НС, типом деятельности и способом ее регуляции – наиболее совершенное существо в природе. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длиться его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

    В ходе исторического развития происходит обогащение материальной и духовной культуры общества. За тысячелетие человеческий опыт возрос во много раз, но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологических исследований об анатомо-морфологическом сходстве современного европейца и кроманьонца, можно предположить, что новорожденные не отличались друг от друга внешне, но их уровень психического развития разный.

На современном этапе развития психологии, если в среде специалистов речь заходит о детстве, практически все соглашаются с тем, что это период наиболее интенсивного физического и психического развития, период стремительных изменений, период усвоения социально-исторического опыта, период, на протяжении которого закладывается фундамент мироощущения, мировосприятия ребенка. Но, поскольку развитие психики ребенка подчинено общим законам развития, этот процесс изобилует парадоксами и противоречиями. О парадоксах детского развития, отмечает Обухова, в свое время писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие.

Д. Б. Эльконин обращает внимание на два парадокса детского развития.

Парадокс L По физическому развитию, организации нервной системы, по типам деятельности и способам регуляции человек - наиболее совершенное существо. Однако при появлении на свет у него имеются лишь самые элементарные механизмы для поддержания жизни. По состоянию на момент рождения заметно падение совершенства - у ребенка, в отличие от животного, отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Рассматривая эволюцию животного мира, можно заметить, что чем выше стоит животное в эволюционном ряду, тем беспомощнее это существо в начале его жизни и тем дольше длится его детство. Особенно явственно это выражается в отношении человеческого существа.

Парадокс 2. В ходе своего исторического развития человечество непрерывно обогащалось плодами материальной и духовной культуры. За тысячелетия опыт человечества многократно приумножился. Но имеющиеся данные позволяют предположить, что за это время новорожденный ребенок практически не изменился, хотя уровень психического развития, которого он достигает на разных этапах развития общества, несомненно, разительно отличается. Этот факт ярко свидетельствует о том, что уровень психического развития обусловлен прежде всего степенью развития общества. О зависимости специфики детства от уровня материальной и духовной культуры общества, от конкретной социокультурной среды говорит такой факт.

В племени мундугуморов в Новой Гвинее смотрят на рождение ребенка и воспитание детей легко и просто, полагая, что об этом можно не беспокоиться. Детей носят в корзине, сплетенной из грубых, необработанных прутьев. Дома его, исцарапанного, кладут на циновку. Мамы кормят детей, но не любят этого делать, причем во время кормления грудью мать принимает ту позу, которая удобна ей, а не ребенку. Дети этого племени растут в обстановке враждебности и агрессивности. Когда ребенок подрастет, его постоянным блюдом будет мясо плененного врага.

Следовательно, нельзя изучать детство вне человеческого общества и законов, определяющих его развитие: очевидна необходимость исторического подхода к пониманию детства. В связи с этим в первую очередь встает вопрос о том, какова продолжительность детства и от чего она зависит.

Не вызывает сомнений, что продолжительность детства в первобытном обществе, в средневековье и в современном обществе не совпадают, из чего следует, что длительность детства - это продукт истории, и он подвержен изменениям так же, как и общество.

Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдения, ни эксперименты. Можно лишь изучать детство подошедшим до настоящего времени памятникам культуры, историческим документам. Однако этнографам хорошо известно, что число подобных свидетельств невелико, некоторые предметы вовсе не говорят о детстве. Например, игрушки, обнаруживаемые при археологических раскопках, нередко оказывались предметами культа, которые клали в могилу, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения и фигурки людей и животных часто использовали не в игре, а в целях колдовства и магии.

Исторически понятие детства связывают не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Статус ребенка, в свою очередь, определяется тем отношением к нему, которое складывается в обществе.

Имеющиеся этнографические данные позволяют проследить исторические изменения в отношении к детству и самим детям.

Экскурс в прошлое показывает, что дети нередко подвергались насилию, избиениям, с ними весьма жестоко обращались и даже убивали.

В Древней Греции и Риме детоубийство (инфантицид) было довольно широко распространено. Ребенка рассматривали не как личность, а как нежелательный результат половых отношений. С утверждением христианства практика детоубийства сначала была подвергнута сомнению, а затем и вовсе отвергнута. Христианство убедило людей в том, что ребенок обладает душой, следовательно, детоубийство - это убиение невинной Божией души. В 318 году н. э. римский император Константин объявил инфантицид преступлением и ввел выплату денежного пособия семьям, усыновившим чужих детей. Это остановило массовые убийства.

В древности вообще существовал варварский обычай: поскольку ребенок считался творением дьявола, зачатым во грехе, взрослые били ребенка за малейшую провинность и оправдывали это желанием «изгнать дьявола» из их души. В Германии средних веков ребенка, по-видимому, вовсе не считали личностью, поскольку слово «ребенок» было синонимом слову «дурак».

Однако в истории даже более поздних веков имеются примеры небрежного и даже преступного отношения к детству. В 1784 году австралийское правительство приняло закон о запрещении родителям спать с новорожденным. Дело в том, что родители, особенно молодые, нередко оказывались виновниками неожиданной смерти своих детей, которых они ночью в полусонном состоянии укрывали одеялом с головой или придавливали своим телом во сне так крепко, что те задыхались и умирали. В некоторых случаях под предлогом «неосторожности во сне» родители намеренно лишали жизни новорожденных.

В XVIII веке допустимой считалась мера наказания, когда ребенка держали в холодной воде до посинения. В XIX столетии существовал обычай нанимать кормилиц, чтобы избавиться от необходимости заботиться о грудных младенцах и вообще о детях. Это называлось «сдать ребенка в аренду». Практика такой аренды сохранялась вплоть до середины XX века, пока в 1963 году в штате Колорадо не была введена норма, согласно которой родители несли наказание за плохое обращение с ребенком.

И даже в XX веке было в порядке вещей, чтобы 5-6-летние дети работали по 14-16 часов в сутки. Поскольку дети быстро утомлялись и нередко засыпали, взрослые использовали острые колья, чтобы не дать заснуть маленьким полусонным работникам.

Много интересных фактов в пользу идеи о детстве как социальном статусе было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом, содержание работ которого раскрывает Л. Ф. Обухова. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос.

Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства, и чем оно отличалось в различные исторические эпохи.

Изыскания Ариеса привели к выводу, что вплоть до XVIII века искусство не обращалось к детям. В живописи XIII века детские образы встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах - это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Но изображение реальных детей долго отсутствовало, если они и появлялись в произведениях искусства, то изображались как уменьшенные копии взрослых.

Детство считалось быстропреходящим и малоценным и, как полагает Ариес, безразличие к детству было прямым следствием высокой рождаемости и высокой смертности в то время.

Изменения произошли, по наблюдениям Ариеса, лишь в XVI веке, о чем свидетельствуют портреты умерших детей. Смерть детей теперь уже переживалась как невосполнимая утрата. Но преодоление равнодушия, если судить по живописи, происходит не ранее XVII века, когда впервые начинают появляться портретные изображения детей.

Таким образом, открытие детства, согласно Ариесу, началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV- XVI веков, но очевидность подлинного обращения к нему наиболее полно стала проявляться в конце XVII и в течение всего XVIII столетия.

Анализируя портретные изображения детей, Ариес отмечает, что важным символом изменения отношения к детству служит одежда. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу одевали в костюм, ничем не отличающийся от костюма взрослого. Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда. Интересно, однако, что в ней не существовало половых различий - для мальчиков и девочек 2-4 лет одежда состояла из платьица. Этот костюм просуществовал до начала двадцатого столетия.

Как полагал Ариес, формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних изменений в отношении общества к детям - в этот момент они начали занимать важное место в жизни взрослых.

Ариес показывает, что разделение, дифференциация возрастов происходит под влиянием социальных институтов, порождаемых развитием общества. Раннее детство впервые появляется внутри семьи, где общение специфично - это «нежение», «балование» малыша, с которым можно играть и при этом учить его и воспитывать. Такова первичная, семейная концепция детства.

Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. У педагогов XVII века любовь к детям выражалась в интересе к обучению и воспитанию. Научные тексты того времени полны комментариев относительно вопросов детской психологии и методов обучения и воспитания. Например, Р. Декарт писал о необходимости формировать привычку к размышлению и сосредоточению уже в раннем возрасте. Известный английский философ Д. Локк утверждал, что психика ребенка формируется только в процессе жизни, а знания, идеалы являются результатом воспитания, которое формирует из чистого в интеллектуальном и моральном отношении ребенка сознательного человека. В произведениях русских авторов того времени тоже содержатся ценные педагогические рекомендации, советы и идеи.

В XVIII веке на первый план выступила концепция рационального воспитания. Функцию организованной подготовки к взрослой жизни берет на себя специальное общественное учреждение - школа. Именно школа, по мнению Ариеса, раздвинула границы детства за пределы первых 2-4 лет воспитания в семье.

Следующий возрастной уровень Ариес связывает уже с новым социальным институтом - военной службой и обязательной воинской обязанностью. Это подростковый или юношеский возраст, период, когда большое внимание придается форме одежды, дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности. Новая ориентация сразу получила отражение в живописи, где новобранец уже не представляется состарившимся воякой, а предстает привлекательным солдатом.

Исследование Ариеса, несомненно, ценно, хотя связывать интерес к детству только с появлением интереса к изображению детей на полотнах все же не совсем справедливо. Ведь мысли о детях и их воспитании появились задолго до средних веков. Например, древнегреческий философ Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. В работах философов Древней Греции (Платон, Сократ, Плотин, Протагор, Аристотель) были поставлены очень важные вопросы, связанные с развитием интеллекта, творческой деятельности, с изучением роли индивидуальных особенностей и способностей в становлении поведения, формирования активной, но социально адаптированной личности.

Не со всеми выводами автора можно согласиться и по той причине, что Ариес описывает содержание детства знатных людей, в то время как в среде простолюдинов нередко существовало гораздо менее трогательное отношение к детям. Например, в русских крестьянских семьях малыша туго пеленали и не брали на руки, если ребенок плакал, считая, что тем самым развивают у ребенка легкие. Ранее мы приводили примеры даже жестокого отношения к ребенку, наблюдавшиеся и в XIX веке.

Совершенно очевидно, что детство имеет свои законы и не зависит от того, обратили художники свой взор на детей или нет. Наиболее полные сведения об истории детства, о зависимости его продолжительности от специфики, уровня социально-экономических условий, уровня научно-технического прогресса дают этнографические исследования. На основе этнографических материалов Д. Б. Эльконин показал, что на самых ранних этапах развития человеческого общества ребенок, еще будучи малышом, уже приобщался к труду взрослых, занимавшихся собирательством и использовавших примитивные орудия для сбивания плодов и выкапывания кореньев. При таких условиях не было необходимости в специальной подготовке к трудовой деятельности.

По мнению Д. Б. Эльконина, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства, так как ребенок не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате границы детства раздвигаются.

Но, в отличие от Ариеса, Д. Б. Эльконин подчеркивает, что удлинение детства происходит не за счет надстраивания новых периодов детства, а путем своеобразного вклинивания нового периода развития в уже имеющиеся. Это и приводит к передвижению границы периода овладения орудиями труда вверх.

Таким образом, не вызывает сомнения факт связи детства с историей общества. Вне связи с обществом невозможно составить содержательное представление о детстве. Согласно взглядам отечественных ученых, изучать детское развитие исторически - значит изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, при переходе от одной возрастной ступени к другой в связи с конкретными историческими и социокультурными условиями.

В настоящее время детство рассматривается как период, продолжающийся от новорожденное™ до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости. Это период становления полноценным членом общества.

Глава I. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Исторический анализ понятия "детство"

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии - это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.

Свои лекции в Московском университете Д. Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития, заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе.

Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие - либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо - морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, который достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый?

1.Основные парадоксы детского развития (по Д.Б.Эльконину ):

Человек при рождении – самое беспомощное существо в мире;

Чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длится его детство…

2.«Этапы детства человека – продукт истории … продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества» (Обухова, 1996, с. 8).

3.В античности «ребенок рассматривался как низшее существо, он в буквальном смысле слова принадлежит родителям, как прочая собственность », - пишет Игорь Семенович Кон (1988, с. 216).

4.«Кто не ужаснулся бы при мысли о необходимости повторить свое детство и не предпочел бы лучше умереть ?», - восклицает Августин .

5.В средние века младенцев долго не крестили и часто до 7-ми лет даже не отпевали при похоронах.

Даже отпрысков знатных фамилий вплоть до ХУ11 века хоронили не в фамильных склепах, а на обычных кладбищах… (по И.С.Кону ).

6.«Нельзя говорить о структуре детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества (пример: в литературе Х1Х века много свидетельств отсутствия детства у пролетарских детей …).

7.Вплоть до Х111 века искусство вообще не обращалось к детям , художники даже не пытались его изображать (по Филиппу Ариесу ).

8.Слово «ребенок» долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас (интересно, что в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом слова «дурак» …).

9.«История детства – это кошмарный сон, от которого мы только недавно начали пробуждаться. Чем глубже уходишь в историю, тем ниже уровень ухода за детьми и тем чаще детей убивают, бросают, бьют, терроризируют и насилуют » (по Ллойду Демозу – в книге «Эволюция детства»).

10. Ллойд Демоз («Психоистория»): - о детстве : общая логика рассуждений и примеры:

1) Три основных способа реагирования взрослого на ребенка:

1 - проективная реакция (дети как «сливная яма» для своих проекций, ребенок «как сосуд» для проекций, т.е. на детях часто срывают зло, проецируют на них свои проблемы – это хорошо описали психоаналитики);

2 - возвратная реакция (ребенок как заместитель значимого взрослого; ребенок как объект удовлетворения родительских потребностей; ребенка бьют, когда он не оправдывает ожидания родителей, например, им кажется, что он их недостаточно любит…);

3 - реакция сопереживания (взрослый сопереживает ребенку и пытается помочь ему, здесь важно правильно распознать истинные потребности ребенка без примеси собственных проекций).

2) Психологический принцип двойного образа:

Ребенок как желанный (много надежд);

Ребенок – не оправдывающий ожиданий;

Это рассогласование – причина побоев, истязаний и убийств;

Особенно на фоне «терпимой» (толерантной – ?) к этому морали…

3) Детоубийство и желание смерти ребенка:

Античный автор Еврипид : «детей часто швыряли в реку, в кучу навоза, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы морить голодом, оставляли на пригорке или на обочине дороги «на растерзание птицам и диким зверям»;

Доступные статистические данные: в 79 семьях граждан г. Милете (около 228-220 гг. до н.э.) было 118 сыновей и 28 дочерей…;

До 4 века н.э. ни закон, ни общественное мнение не осуждали детоубийство в Греции и Риме;

Даже многие философы это не осуждали – Аристотель: «…должен существовать предел воспроизведения потомства»;

Во многих странах (у египтян, финикийцев, евреев, у ирландских кельтов и др.) существовало детское жертвоприношение (обнаружены тысячи скелетов детей, часто с надписями;

Интересно, описываются игры германских детей в середине Х1Х века, когда делались игровые жертвоприношения из числа играющих…;

Лишь после Везонского собора (442 г. н.э) о брошенных детях следовало сообщать церкви;

Около 787 г. н.э был открыт первый приют для брошенных детей;

Но и после этого часто убивали дочерей (как менее пригодных);

В 1527 г. один священник писал о том, что часто «отхожие места оглашены криками выброшенных в них детей»;

Нередко детьми швырялись для забавы: маленького брата Генриха 4-го перебрасывали из окна в окно, он упал и разбился…

3) Отравление, кормление и пеленание:

Торговля детьми, включая и своими собственными (на протяжении всего периода древности и античности);

Оставление детей в залог (включая и высокопоставленных особ);

Воспитание ребенка у кормилицы как узаконенный отказ (а кормилицы сильно не церемонились с непослушными детьми);

Жесткое пеленание как ограничение свободы с раннего детства;

Иногда пеленание занимало до двух часов (но зато потом на него почти не обращали внимания);

- гипотеза Ллойда Демоза : у народов, у которых долго сохранялось жесткое пеленание меньше стремления к свободе (пример – Россия)…;

Много примеров, когда детей «кладут на несколько часов за горячую печь, подвешивают на гвоздик на стене, кладут в кадушку и вообще оставляют как сверток в любом подходящем углу»…;

В течение всего средневековья детей часто привязывали к специальной носильной доске, привязывали к постели и т.п.;

Новорожденных в Германии часто называли ecreme (экскременты), те детей часто отождествляли с их ж испражнениями…;

Интересно, до 18-го века ребенка не приучали ходить на горшок, но зато обильно ставили клизмы и свечи (клизма важнее горшка!), давали слабительное и рвотное, независимо от того, больны они или здоровы (примеры из описания воспитания Людовика 13-го);

Отсюда образ «ребенок-уборная»;

Детей часто били, дети вырастали и били тех, кто младше…;

Интересно, Людовика 13-го высекли в день коронации и он сказал: «Уж лучше я обойдусь без всех этих почестей, лишь бы меня не секли»…;

Но спеленутого ребенка обычно не били (пеленание как сдерживание негативных наклонностей взрослых);

К концу 18-го века в Европе наказание стало выходить из моды и потребовалась замена;

Популярным стало запирание детей в темноте (в темные комнаты, чуланы, специальные шкафы…);

Некоторые шкафы напоминали маленькую Бастилию с множеством ящичков, куда сажали маленьких детей…;

Еще с античности использовали детей для сексуальных утех;

Часто детей пугали кастрацией;

Дети (даже в знатных семьях) часто выполняли роль прислуги, а за столами обычно ели стоя;

Для пресечения детской мастурбации использовались жесткие приспособления (кольца с шипами, корсеты и т.п.) – лишь бы усыпить плоть и не дать проснуться чувствам…

4) Исторические стили отношений родителей к своим детям:

1 – стиль детоубийства (античность – до 4-го века н.э.), где дети – как обуза;

2 – оставляющий стиль (4-13 века), где признавалось, что у ребенка есть душа, но родители не хотели иметь с ним хлопот (оставление в монастыре, у кормилицы и т.п.) как легальный отказ от ребенка;

3 – амбивалентный стиль (13-17 века), большее сближение родителей с ребенком, но оставались опасения того, что ребенок – вместилище злых и порочных сил, т.е. ребенок остается объектом опасных проекции родителей;

4 – навязывающий стиль (18 век), когда негативные проекции родителей почти ослабли, а ребенка начинали воспитывать, но в морализаторской, подчиняющей форме;

5 – социализирующий стиль (19-середина 20 века), воспитание не столько в овладении волей ребенка, сколько в развитии его социальных навыков, способностей и т.п.

6 – помогающий стиль (с середины 20 века), главное допущение – ребенок может быть лучше, чем родитель (дети должны быть лучше нас), детям помогают, не наказывая, пытаются их понять и помочь (с учетом специфики на каждом этапе развития).

Ллойд Демоз пишет о том, что последние стили по времени намного короче, чем предшествующие…

11.По Ф.Ариесу , открытие детства началось в Х111 веке

12.Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 года одежда была одинаковой…

13.Интересно, что для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, мальчика долгое время одевали в костюм женщины и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия (см. Обухова, 1996, с. 10).

14.Ф.Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды :

Феминизация (костюм мальчиков во многом воспроизводит детали женской одежды);

Архаизация (отставание от «взрослой» моды);

Использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших сословий (например, крестьянской одежды…).

15.В старину периоды жизни соотносились:

1) с четырьмя временами года (Пифагор );

2) с семью планетами;

3) с двенадцатью знаками Зодиака…

4) древнекитайская периодизация:

1 - молодость (до 20 лет);

2 – возраст вступления в брак (до 30 лет);

3 – возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет);

4 – познание собственных заблуждений (до 50 лет);

5 – последний период творческо жизни (до 60 лет);

6 – желанный возраст (до 70 лет);

7 – старость (от 70 лет)…

16. Важно – учитывать социокультурный контекст выделения возрастов (особенности деятельности людей, традиции и т.п.).

17.Дифференциация возрастов – под влиянием изменения социальных институтов (по Ф.Ариесу ):

1) раннее детство впервые появляется внутри семьи (первичная, «семейная» концепция детства: в основе – любовь и «балование»);

2)школьное детство – в школе, в классе (концепция воспитания и обучения: в основе – понимание ребенка и подготовка его к переходу в следующий класс…);

3) подростковый и юношеский возраст – институт военной службы и обязательной воинской обязанности (в основе – воспитание стойкости и мужественности, а также – дисциплины…; юноша все больше предстает как привлекательный солдат); В.Ариес пишет: «Так, на смену эпохе, не знавшей юности, пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценным возрастом… Все хотя вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше…»;

18. Проблема «потерянного поколения» – в результате мировых войн молодые люди, призванныев армию так и не познали многие радости молодости …

19.Ф.Ариес отмечает, что каждому периоду истории соответствует свой «привилегированный возраст»:

1) молодость – привилегированный возраст ХУ11 века;

2) детство – Х1Х века;

3) юность – ХХ век…

20. Детство возникает тогда , когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства – появляется игра, лишь имитирующая это производство; в итоге – включение в производственный труд по времени отодвигается (по Д.Б.Эльконину ).

21.Проблема удлинения детства:

Это происходит не путем надстраивания нового периода развития над имеющимся (как считал Ф.Ариес ), а путем своеобразного «вклинивания» нового периода развития, приводящему к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства, (по Д.Б.Эльконину )…;

Например, удлинение возрастных периодов (удлинение детства, молодости, увеличение продолжительности жизни;

Есть интересное предположение , что могут появляться и новые периоды (сначала – подпериоды в рамках традиционно выделяемых периодов, которые затем приобретают самостоятельность) и др.

22. Критерии возраста (по Л.С.Выготскому, Д.Б.Эльконину):

1) социальная ситуация развития;

2) ведущая деятельность;

3) личностные новообразования;

4) кризис развития…

Подробнее – в последующих вопросах.

Детство… С ним связаны особые чувства, воспоминания… К нему проявляют интерес многие учёные, в последние годы - особо пристальное. И это не удивительно - ведь всё начинается с детства. С ним связано будущее. Напомним, этот этап онтогенетического развития человек проходит между рождением и началом подросткового периода.

Что характерно для детства, что отличает его от других возрастных периодов?

У взрослого читателя, тем более уже воспитавшего своих детей, ответ, как правило, готов: детство - период, когда человек особенно быстро растёт, развивается, обучается, впитывает, как губка, воздействия среды, интенсивно изменяется. Верно, но это далеко не полная характеристика детства (тем более современного).

Начнём хотя бы с такого вопроса - благодаря чему родившееся человеческое дитя из слабого, беспомощного существа за короткий период становится разумной, во многом нас поражающей личностью?

На протяжении дошкольного детства активно развиваются все психические процессы (ощущения, восприятие, память…), зарождается и активно проявляется воображение, элементы произвольности. В эти годы возникают довольно сложные переживания (чувства гордости, стыда, ревности, эмпатии), зачатки высших чувств (нравственные, эстетические, интеллектуальные), складываются интересы, развивается одарённость, закладываются основы личности, характера…

Благодаря чему такой стремительный рост, поразительные изменения, темп развития? Возможно, это вызовет удивление некоторых читателей, но учёные связывают невероятную интенсивность развития дитя человека во многом - со спецификой его мозга, в частности - с высокой пластичностью человеческого мозга. Отсутствие значительного количества врождённых форм поведения малыша - не слабость, а его сила, обеспечивающая ему открытость для приобретения ранее несуществующих форм человеческого поведения.

И это только один из ответов по обсуждаемой проблеме. Ведь разве может дитя человека удовлетворить свои потребности, стать полноценной личностью без взаимодействия, общения с окружающими, помощи взрослых? Он изначально, уже с младенческого возраста, - существо социальное. Всё его поведение с первых дней жизни «вплетено» в социальное.

Социальная природа психики ребёнка ещё активнее проявляется на последующих этапах жизни, в процессе приобщения к общественно-историческому опыту, накопленному человечеством, носителями которого выступают взрослые. Без него полноценное развитие оказывается невозможным. И хотя идея об этом уже высказывалась нами выше, мы не можем не обратиться к ней вновь, теперь в разговоре о специфике развития ребёнка.

Уже в процессе предметной деятельности (1-2 г.) деловое общение малыша со взрослым помогает ему узнать, что из кубиков можно построить башню, гараж, кроватку для куколки; научиться заводить юлу, катать кукольную коляску, ремонтировать её вместе со взрослым (если у неё отлетело колесо и т.п.); пользоваться по назначению лопаткой, ложкой, другими предметами. С помощью взрослого он входит в мир музыки, изобразительного искусства, овладевает грамотой… Взрослый помогает раскрыть, реализовать способности, одарённость ребёнка, содействуя тем самым его развитию.

Зададим ещё один вопрос читателям (он волнует и учёных также): всегда ли в истории человечества было детство? Он может показаться странным, ведь мы привыкли - дети всегда рядом. Когда-то мы и сами были детьми, теперь работаем с ними, взаимодействуем дома, в детском саду… Что за вопрос? А между тем многие исследователи отвечают на него отрицательно.

В настоящее время детство рассматривается не только как физиологическое, психологическое, педагогическое, но и как социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу.

Учёными выявлено: детство человека не является неизменным, раз и навсегда данным. Более того, оно не всегда существовало. Замечательный психолог Даниил Борисович Эльконин в своей книге «Психология игры» обосновывает положение о том, что ролевая игра, а следовательно, и детство как своеобразный период человеческой жизни, возникает тогда, когда ребёнок уже не может принимать непосредственное, на равных участие в жизни взрослых и вынужден входить в неё через символическую деятельность - творческую игру.

Одной из характерных особенностей современного детства является то, что оно выполняет не только функцию социализации, связанную с усвоением им социального опыта, социальных связей и отношений, но и культуротворческую. Сущность последней - в «…рождении исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельностного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного (творческого) потенциала человечества». Эта функция, по мнению ряда современных детских психологов, прежде всего отличает современное детство от детства более ранних эпох человечества (первобытного, античного или средневекового и др.). Значимая роль в реализации культуротворческой функции отводится дошкольному детству.

В исследованиях последних лет отмечен и ряд других особенностей современных детей, возникших в силу изменившихся социокультурных, экономических условий. В числе таковых - повышение напряжённости (особенно старших дошкольников), снижение эмоционального потенциала, уровня произвольности дошкольников, понижение самооценки, изменение игровой субкультуры детей, снижение активности в игре и др.

Специалисты обращают внимание и на ряд изменений в познавательной сфере современных детей. Так ими отмечено повышение объёма у дошкольников долговременной памяти, проходимость оперативной (что позволяет детям воспринимать и перерабатывать большее количество информации за короткий промежуток времени). Эта способность современных детей облегчает в век высоких технологий возможность успешно ориентироваться в информационном потоке. Выявлены особенности и в развитии речи современных дошкольников. Так, например, ранее считалось, что к концу дошкольного возраста большинство детей правильно произносят все звуки родного языка и только у отдельных старших дошкольников есть недостатки произношения шипящих, сонорных, иногда свистящих звуков. Однако за последние годы уровень звукопроизношения детей значительно снизился. По данным А.Г. Арушановой, около 40% шестилетних детей поступают в школу с недостатками произношения. Снижение показателей речевого развития современных дошкольников специалисты связывают с возросшей их напряжённостью, эмоциональным дискомфортом, дефицитом личностного общения.

Заметим, что изменения в психическом развитии современных детей зафиксированы не только на этапе дошкольного возраста, а и в раннем детстве. Так, проведённые в последние годы исследования свидетельствуют, в частности, о повышении потребности современного младенца к восприятию информации; о более ранних сроках возникновения у преддошкольников личностного новообразования «Я сам»; о проявлении нетерпимости по отношению к насилию, приказам-требованиям взрослых, и вместе с тем - более выраженной настойчивости в реализации собственных желаний.

Есть и другие проблемы, вопросы, над которыми, хотелось бы, чтобы задумались читатели: каково значение детства? Какую роль в жизни, в судьбе человека играют впечатления из детства? Мы часто обращаемся к словам А. де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства». Некоторые психологи считают, что вся судьба человека, все события его жизненного пути определяются детскими переживаниями. Другие думают, что детство - это как серии в кинофильме, просто сменяющие друг друга.

Известный российский психолог, академик В.П. Зинченко считает, что по своей гениальности, значимости детство каждого отдельного человека можно сравнить с детской порой человечества в целом: «И то и другое детство - это пора открытия множества миров, вхождения в них, начало построения своих собственных миров, которые мы несём в себе всю нашу дальнейшую жизнь, не можем от них избавиться (даже при содействии психоаналитика)».

Всё более широкое признание в современной детской психологии получает взгляд на детство как на период, когда оно не просто реагирует на мир взрослых, но и само объективно и активно ставит перед ним всё новые и новые задачи. Взгляды на детство разные…

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то