Социальное партнерство в образовании Фактор опережающего развития системы образования. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы Образовательные учреждения включенные в систему социального партнерства

РЕФЕРАТ

«Социальное партнерство как фактор успешного развития государственно-общественного управления образовательной организацией»

Введение 3

Глава 1 Сущность государственно-общественного управления

образовательной организацией на современном этапе. 5

Глава 2 Социальное партнёрство как эффективный ресурс государственно-общественного управления образовательной организацией. 8

  1. Сущность понятия «Социальное партнёрство» 8
  2. Примерная модель социального партнёрства. 11

Заключение. 15

Список использованной литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация образовательной системы Российской Федерации вызвала трансформацию отношений государства и общества в сфере образования. Прежде всего, это связано с внедрением новой экономической модели функционирования системы образования: формированием рыночных отношений, предполагающих конкуренцию образовательных учреждений за потребителя; расширением сферы дополнительных образовательных услуг.

В этих условиях в обществе возникают опасения в отношении гарантий доступности качественных образовательных услуг, роста коррупции в сфере образования, усиливается недоверие к целому ряду реализуемых в стране направлений реформы образования. Одновременно растет активность граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования.

В то же время государство стремится преодолеть традиционную ведомственную закрытость системы образования и создать условия для построения отношений диалога и партнерства с обществом в вопросах функционирования и развития образования.

Развитие государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании заявлено в качестве приоритетов в программных документах и законодательных актах Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 г.; Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". В Федеральном законе от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» демократический характер управления образованием закреплен в качестве одного из принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования.

Образовательная организация, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на неё сложное влияние. Образовательные организации дополнительного образования детей могут оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательной организации, важное место занимают социальные партнеры. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании (в том числе и дополнительном) говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное /образовательное /партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет заботы государства не могут быть успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно–подушевое финансирование, переход с 2006г. на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг - все ставит вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности. По нашему мнению, одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации – взаимодействие с социальными партнерами. На сегодняшний день встаёт проблема определения механизма взаимосвязи образовательной организации с окружающей его средой. Особенно остро она ощущается в дополнительном образовании, т.к. от ее решения зависит финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг. Целью данной работы является разработка примерной модели взаимосвязи образовательной организации и социальных партнёров. Для достижения цели мы поставили задачи рассмотреть теоретические основы и опыт вопроса социального партнёрства, его роль в государственно-общественном управлении образовательной организацией, а также разработать примерную модель социального партнёрства.

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Государственно- общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем. Но это не просто набор общественных структур, а целая система, которая основана на добровольном принятии сторонами определённых обязательств в управлении процессом образования.

Государственно-общественное управление образованием развивается на основе таких принципов как открытость и демократичность, согласованность и взаимодействие, участие и соуправление, и изменяется по нескольким направлениям: снижение степени централизации в управлении образованием, взаимодействие на основе договорных отношений, увеличение роли инноваций, увеличение общественных инициатив в сфере образования, создание «горизонтальных управленческих структур».

Еще одно существенное изменение, характеризующее переход к государственно-общественному управлению образованием, - создание негосударственных структур, расширяющих возможности государственных образовательных учреждений в форме попечительских и управляющих советов.

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, общества и власти, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.
Таким образом, содержание государственно-общественного управления на примере отдельно взятой образовательной организации составляет деятельность сторон по следующим направлениям:

1) обеспечение функционирования образовательной организации: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие с государственными и общественными объединениями и организациями, способствующими гармонизации, взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов обучающихся, педагогов и родителей;

2) развитие образовательной организации: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на её модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, научно-исследовательской и общественно полезной деятельности обучающихся, возможной деятельности родителей обучающихся в интересах сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.

На современном этапе развития образования усиление значимости государственно-общественного управления образовательной организацией можно объяснить тремя факторами:

Социально-политическим, суть которого в том, что утвердившиеся процессы демократизации стимулируют потребность участия общественности в управлении образованием;

Педагогическим - как показывает практика, воспитание гражданских качеств обучающихся (самосознания, навыков социальной активности, принятия решений и др.) невозможно без получения социального опыта;

Профессионально-управленческим - повышение эффективности развития системы образования без привлечения к управлению образовательными организация общественности невозможно.

Создание в образовательных организациях коллегиальных представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития общеобразовательной организации), способствует расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на образование, привлечению в образовательные учреждения дополнительных ресурсов. Таким образом, незаменимым направлением в современной образовательной организации становится социальное партнёрство.

ГЛАВА 2

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

2.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО»

Термин «Социальное партнерство в образовании», как и сама деятельность, получили полноправное признание в России несколько лет назад. Г. П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации. Образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем понятно и то, что общество неоднородно, а, значит, не все партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества.

В современной научной литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно, причем последние годы содержание социального партнерства претерпело изменения. В современной науке сложились различные подходы к пониманию данной проблемы.

В рамках первого подхода, социальное партнёрство представлено как специфический вид общественных отношений между профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными структурами.

В случае второго подхода, социальное партнёрство - это конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом .

С точки зрения третьего подхода, социальное партнёрство рассматривается как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, общественных объединений бизнеса и органов власти .

Таким образом, по сути, партнерство – это взаимодействие участников образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, социальное партнерство - это отношения между коллективными субъектами, заинтересованными на определенном этапе взаимодействия. Оценка опыта взаимодействия сегодня показывает, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и «самоуправления» независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы государственных и негосударственных организаций для развития образовательной сферы конкретной образовательной организации, а также помогает накапливать и передавать образовательный опыт, как конкретной образовательной организации, так и ее партнеров для формирования у членов образовательного сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.

Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом:

  • Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров.
  • Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности
  • В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,
  • В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов
  • В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на механизмах: открытости и сотрудничества; общении и обмене идеями; разработанности идеологии образования и общих подходах к развитию сообщества.

Любое взаимодействие должно осуществляться в определённой системе, которая должна включать в себя следующие компоненты:

  • субъекты социального партнерства;
  • цель социального партнерства, которая может рассматриваться как формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;
  • задачи, которые решаются партнерами;
  • принципы социального партнерства, которые рассматриваются как условие существования партнерских отношений;
  • деятельностное содержание социального партнерства:

Соуправление образовательным процессом;

  • обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере образования (интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др.);
  • предоставление услуг партнеру – консультативных, информационных, технических и др.;
  • разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • взаимообучение в сфере воспитательной деятельности;
  • общественно-государственная экспертиза воспитательного процесса);
  • организационные формы социального партнерства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы и т.д.);
  • механизм социального партнерства (совокупность методов и технологий, в частности, технология переговорного процесса, технология социального проектирования, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др., обеспечивающие развитие партнерских отношений).

Социальное партнёрство может быть эффективным или неэффективным. Причинами неэффективного партнёрства могут быть следующие:

  • Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров
  • Недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании;
  • Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров.
  • Неэффективное взаимодействияе коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом

2.2 ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

На основе рассмотрения теоретико-методологических основ социального партнёрства попробуем создать модель социального партнёрства/ Главная цель модели – это определение этапов, приоритетных направлений действий на каждом этапе по организации социального образовательного партнёрства.

Модель может иметь ряд составляющих, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:

Наша модель будет включать следующие составляющие:

  1. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство - это социальная проблема, на решение которой и будет направлено взаимодействие. Каждый должен чувствовать ответственность и солидарность за решение проблемы.
  2. Участники социального партнёрства
  • Педагогический коллектив образовательной организации.
  • Администрация учреждения.
  • Родители обучающихся.
  • Представители общественных организаций, местного социума.

Социальное партнерство возникает тогда, когда участники начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них.

  1. Роли участников партнёрства
  • Коммерческие организации - возможности финансирования
  • Государственные структуры - использование властных рычагов
  • Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан
  1. Методы решения:
  • использование возможностей сетевого взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности учреждения;
  • формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов, банка данных о возможных форматах ведения переговоров с социальными партнерами;
  • реализация социальных проектов и программ;
  • повышение степени открытости образовательного учреждения за счет использования общественной оценки деятельности образовательной организации;
  • использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательной организации;
  1. Ресурсы:
  • Наличие материально-технической базы (техника, оборудованные помещения)
  • Кадры (педагоги, административный персонал, обучающиеся, родители)
  • Информационный (официальный сайт, детско-юношеская кино – фотостудия, собственные корреспонденты, публичная страничка в соц.сети взаимодействие со СМИ и т.д).
  • Финансовый (внебюджетные источник финансирования)

Критериями эффективности данной модели будут являться:

  • повышение мотивации педагогов и родителей учащихся к повышению эффективности взаимодействия по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса (процент родителей, принимающих участие в жизни организации, количество совместных мероприятий, уменьшение количества конфликтов и др.);
  • количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров;
  • повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности;
  • уровень развития системы государственно-общественного управления образовательной организации;
  • совершенствование материально-технической базы организации;
  • объем привлечения внебюджетных средств.

Любая возникающая проблема будет решаться в рамках социального партнёрства в несколько этапов:

  1. Знакомство. На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнёрства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а образовательная организация на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен. У родителей будет много претензий и к содержанию обучения и к формам воспитательной работы с детьми. Необходимо провести мониторинг родительских запросов и ресурсов. Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Итогом этого этапа должно стать желание родителей и других партнёров участвовать в совместной деятельности.
  2. Совместная деятельность Будущие партнёры, определившись с направлениями взаимодействия и ресурсами, приступают к разработке конкретных программ совместной деятельности. При этом важно установить разделение ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.
  3. Собственно партнёрство. Решение проблемы, реализация конкретных программ совместными усилиями. Необходимым условием партнёрских отношений является их добровольность. Принудительное создание попечительского совета противоречит идее социального партнёрства в принципе.

Данная модель или структура социального партнёрства включает составляющие, которые необходимо учитывать при построении взаимодействия. Надеемся, она позволит взаимодействовать осознанно и эффективно, определит роль и ответственность сторон взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели вопросы социального партнёрства и пришли к выводу, что оно является незаменимым фактором и движущей силой развития государственно-общественного управления образовательной организацией на современном этапе развития образования. Поставленная нами цель создания примерной модели социального партнёрства реализована. Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума с последовательным планированием работы.

В итоге, правильно организованное социальное партнерство обеспечит образовательным организациям конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности организаций и пойдёт на благо их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление МОС. – Саратов, 2001 г.
  2. Антонова Л.Н. Система образования Подмосковья на пути к лидерству// Academia. Педагогический журнал
  3. Баранов, П.А. Государственно-общественное управление как ресурс развития системы образования Санкт-Петербурга/ П.А. Баранов // Управление качеством образования. - 2007. - №2. - С.84-90
  4. Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? / Педагогика. – М., №2, 2001. – с. 9-13.
  5. Ветров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально трудовых отношений в современной России [Текст] / А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. - М.: Прогресс, 1993. - 123 с.
  6. Гусаров, В. Взаимодействие общества и государства в управлении школой/ В. Гусаров //Народное образование. - 2007. - №8. - С. 126-134.
  7. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство: учебник. М., 2009. 224 с
  8. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Глобализация и социальные изменения в современной России. М., 2006
  9. Осипов A.М., Карстанье П., Тумалев B.В., В. Г.Зарубин. Социальное партнерство в сфере образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibl.ru/konf/041208/87

  10. Панова Н.В Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://сайт/shkola

  11. Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России. Автореферат дисс. на соиск. канд. пед. наук. – Саратов, 2001. – 172 с.

  12. Ярчин, И. Родители - не равнодушные наблюдатели, а активные партнеры / И. Ярчин// Учительская газета. - 2008. - № 05 февр.(№6). – С.8.

Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Образовательные потребности населения растут, повышается число претендентов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. В ответ на это увеличивается разветвленность сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования - формы управления, методические и исследовательские службы; укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. Особые претензии предъявляются к качеству образования как соответствию ожиданиям общества и личности - это делает актуальным развитие образования как открытой системы, структурно-функциональная характеристика которой обусловлена взаимодействием с социумом.

Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования - его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы.

Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - совместное развитие системы ценностей.

Такая модель была создана в педагогических коллективах МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области. Первого сентября 2006 года был заключен договор о социальном партнерстве в образовании, основополагающая идея которого: разработать и внедрить новые формы организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях Барабинского района.

Цель работы: разработка и реализация условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в период реструктуризации сети образовательных учреждений Барабинского района.

  1. Организация совместной деятельности педагогических коллективов участников эксперимента по изучению и внедрению педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в целях повышения качества и доступности образования.
  2. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ.
  3. Распространение результатов эксперимента среди образовательных учреждений Барабинского района.
  4. Реализация развивающих и воспитательных возможностей школ в совместной деятельности.

Реализация этих задач позволила:

  1. Создать модель единого образовательного пространства.
  2. Создать ресурсно-методический центр на базе наших школ.
  3. Повысить уровень квалификации учителей наших школ через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.
  4. Улучшить показатели обученности учащихся через:
    - оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся;
    - реализацию современных моделей обучения и технологий.
  5. Эффективно использовать учебно-методические и материально-технические базы наших школ в образовательном процессе.

При определении методов исследования участники эксперимента руководствуются следующими принципами педагогической деятельности:

  • Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, наставничества.

Метод выявления одаренных детей

Для реализации данного метода необходимо решить следующие задачи:

  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, повышение квалификации;
  • Накопление библиотечного материала по данному вопросу;
  • Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения диагностики;
  • Проведение различных внеурочных конкурсов интеллектуальных игр олимпиад позволяющих учащимся проявить свои способности.
  • Основные принципы построения схемы выявления одаренных детей:
  • Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.
  • Разработка плана и программы обучения одаренных детей.
  • Разработка процедуры оценки:
    - определение функций, подлежащих оценке;
    - определение подлежащих сбору сведений.
  • Уточнение критериев отбора.
  • Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.

Метод создания условий для оптимального развития одаренных детей.

Для реализации второго метода необходимо решить следующие задачи:

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим часы вариативной части в обучении младших школьников используются на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские на базе Новочановской СОШ:

  • Музыкальная мастерская (музыкальный класс);
  • "В мире прекрасного" (изобразительная деятельность);
  • Мастерская здорового образа жизни;
  • Клуб исследователь.

Творческие мастерские на базе СОШ №93:

  • Мастерская художественного слова;
  • Интеллектуальный клуб;
  • Ремесленная мастерская (прикладное искусство);
  • Детские газеты "Школяр" и "Школьный вестник".

Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах второй и третьей ступени.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой такой системы выступает "погружение в культуру", функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса предметных и личностных компетенций. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

  • Индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам);
  • Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
  • Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
  • Четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Основными видами деятельности являются:

  • мастер-классы ведущих учителей школ-участников эксперимента;
  • совместные конкурсы исследовательских работ;
  • система внеурочных мероприятий;
  • организация летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции школьников на озеро Чаны.

3. Метод работы с педагогическими кадрами

Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, необходимо направлять для работы в предпрофильные и профильные классы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов. При этом необходимо осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Первое направление педагогического "всеобуча" - проектирование образовательных программ. Учителя должны уметь разрабатывать авторские программы

  1. Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.
  2. Участие в составлении программ. Руководители совместно с рядовыми учителями определяют, что должно входить в программу практического обучения.
  3. Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Руководитель программы обязан следить за ее выполнением.
  4. Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы обучения были интересными и творческими.

Второе направление педагогического "всеобуча" - научно-методическая работа на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

Предполагается организация теоретико-педагогического и методологического всеобуча педагогических коллективов в форме постоянно действующего научно-методического (проблемно-практического) семинара. Выделены три группы основных задач организации семинара. Первый блок задач: педагоги должны разобраться в сущности ряда основных идей и понятий, связанных с зарубежным и российским опытом использования новых педагогических технологий; подвергать их педагогическому анализу. Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием образовательно-профессиональной ориентации. Задачи третьей группы - это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала педагога.

Такой всеобуч будет проходить в три организационных этапа.

Первый - "Методический калейдоскоп". В течение года педагогические коллективы школ составят представление о направлениях поиска и достижениях в российской и зарубежной педагогике. Учителя посещают презентационные семинары, мастер-классы, заседания районных и школьных методических объединений, где знакомятся с уже апробированными технологиями и методиками, пробуют включать отдельные элементы в практику урока. К концу этого этапа учителя определяют сферу своих профессиональных интересов, выбирают "образовательный маршрут", объединяются в группы единомышленников.

Второй этап - обучение. Учителя объединяются по группам обучения выбранной технологии. Ведущие специалисты по данной теме. Занятия проводятся в режиме модельных уроков с последующим их глубоким анализом. Занятия чередуются с апробационными уроками. Затем педагоги обобщают свой опыт, участвуют в работе конференций и конкурсов, публикуются в образовательных СМИ. Таким образом, реализуется способность педагогов к педагогическому взаимодействию.

На третьем этапе происходит внедрение в педагогическую практику выбранной технологии. Здесь же проводится диагностика различных видов. На этом этапе формируется учебно-методический комплекс по учебным предметам и технологиям.

ЧТО РЕАЛИЗОВАНО:

№ п/п Содержание деятельности
1. Семинар-практикум "Методология и методика педагогического исследования".
2. Семинар-практикум "Гуманистическая педагогика: сущность, опыт, результаты".
3. Мастер-класс "Организация профильного обучения и внедрение ИКТ".
4. Выступление на семинаре директоров школ по теме эксперимента.
5. Семинар учителей-естественников "Организация научно-исследовательских экспедиций школьников".
6. Семинар "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в образовательном процессе".
7. Мастер-класс "Модернизированная модель единой научно-методической службы школ".
8. Семинар-практикум "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании".
9. Приказ об организации совместной работы НОУ:
Научно-исследовательская работа по направлениям.
Научно-практическая конференция.
10. Совместная работа над программами "Одаренные дети" и "Здоровье".
11. Проведена научно-исследовательская экспедиция школьников на озеро Чаны.
12. Систематическое проведение диагностической работы по выявлению одаренных детей и организации дальнейшей работы с ними
13. Участие в районных педчтениях, семинарах, конференциях по теме эксперимента.
14. Работа единого ресурсного центра для учащихся и учителей естественных наук, филологии, математики и информатики.
15. Работа временных творческих проблемных групп.
16. Мероприятия по совершенствованию систем профильного и дистанционного обучения школьников.
17. Участие в телекоммуникационных проектах и конкурсах.
19. Участие в конкурсах социально значимых проектов.
20. Создание банка данных одаренных детей, образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлениям, повышения квалификации педагогов.
Систематизация и обобщение опыта работы по эксперименту: фильмы, методические пособия, мультимедийные презентации, публикации в образовательных СМИ, размещение информации на сайтах школ, буклеты.
Этапы реализации программы эксперимента
Этап I - 2006 - 2007 годы Этап II - 2007 - 2008 годы
задачи результаты задачи результаты
1. Создание нормативной базы ЛПИ.

2. Изучение, разработка и распространение технологий, направленных на выявление и обучение одаренных детей в рамках ЛПИ.

Создание системы целенаправленного выявления, отбора и развития одаренных детей.

3.Обобщение и распространение опыта работы через систему семинаров, районных и региональных научно-практических конференций.

4. Организация выездной летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции на озеро Чаны.

1. Внесение изменений в локальные акты школ.

2. Создание системы постоянно действующего педагогического "всеобуча" - научно-практического семинара для учителей по направлениям:
- организация исследовательской деятельности (МОУ Новочановская СОШ);
- организация профильного обучения и внедрение ИКТ (МОУ СОШ №93).

3. Создание банка инновационных технологий и опубликование материалов в образовательных СМИ.

4.Укрепление здоровья учащихся. Совершенствование исследовательских навыков учащихся при изучении экологических систем.

1. Развитие исследовательских навыков, коммуникативных способностей и повышение уровня самореализации учащихся.

2. Мониторинг различных направлений работы с целью определения эффективности проводимой деятельности и оперативной коррекции.

3. Повышение уровня квалификации учителей через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.

4. Эффективное использование учебно-методической и материально-технической базы в образовательном процессе.

5.Развитие системы обобщения и распространения опыта через выпуск информационных сборников, размещение информации на сайтах ОУ и органов управления образованием, организация выступлений в СМИ.

Регулярное проведение совместных интеллектуально-творческих мероприятий разной направленности.

Систематическое пополнение банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлению, повышение квалификации педагогов.

Создание единой структуры научно-методической службы школ, позволяющей эффективно разрабатывать и внедрять инновации.

Создание единого ресурсного центра для использования учащимися и учителями:
- в области естественных наук (Новочановская СОШ);
- в области филологии, математики и информатики (СОШ №93).

5. Анализ и корректировка программы эксперимента. Разработка программы эксперимента до 2010 года.

Разделы: Администрирование школы

Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Учреждение дополнительного образования детей может оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании (в том числе и дополнительном) говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное /образовательное /партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет заботы государства не могут быть успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно – подушевое финансирование, переход с 2006г. на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг – все ставит вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности. По нашему мнению, одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации – взаимодействие с социальными партнерами.

Перенос в сферу управления образованием теории и практики управления бизнесом заставил нас обратить внимание на такое понятие как стратегическое партнерство, изучить сущность и формы партнерства организаций, этапы построения и принципы партнерства в экономике, обратив особое внимание на стратегическое партнерство с потребителями (система CRM). На наш взгляд, определение своего круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Для этого необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно вести поиски новых форм сотрудничества, производить тщательный анализ и отбор наиболее полезных и эффективных связей.

Проблема определения механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой встает сегодня перед каждым руководителем и педагогическим коллективом. Особенно остро она ощущается в дополнительном образовании, т.к. от ее решения зависит финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг.

Для того чтобы социальное партнерство можно было расценивать и использовать как оригинальный ресурс в работе руководителя учреждения дополнительного образования, нам потребовалось:

  • разобраться, в какой степени возможен перенос в сферу управления образованием теории практики управления бизнесом или технологий, этапов построения принципов партнерства в экономике;
  • уточнить теоретически и сформулировать понятие “социальное партнерство” применительно к дополнительному образованию.

По нашему мнению, руководитель ОУ должен иметь четкое представление о технологиях взаимосвязи учреждения с окружающей его средой, о роли и месте всех участников образовательного процесса в создании новых форм социального партнерства.

Разработка модели механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования:

  • улучшит качество управленческой деятельности администрации центра;
  • будет способствовать подготовке учреждения к переходу на государственно-общественную форму управления образованием;
  • обеспечит конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных услуг за счет преобразования трех средств системы управления: кадров, финансов, информации;
  • поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании.

На первом этапе (2003/2004 уч. год) осуществлялся анализ состояния проблемы в теории и практике, изучено состояние проблемы в теории и практике управления школой, определен категориальный аппарат.

На втором этапе (2004/2005 уч. год) осуществлялась разработка теоретической модели современного механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования

На третьем этапе (2005/2006 уч. год) осуществлен поисковый этап эксперимента, проведены анализ, обобщение результатов с целью определения эффективности предложенной модели.

Новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что

  • современный механизм взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования рассматривается как самостоятельный, оригинальный фактор управления в руках руководителя ОУ;
  • сделана попытка творческого заимствования понятия “социальное партнерство” из области управления бизнесом применительно к управлению образовательным учреждением (учреждением дополнительного образования);
  • сконструирован и описан опыт использования в управлении МОУ ДОД “ЦДОД” ЗАТО г. Снежногорск современный механизм взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой, создание новых форм социального партнерства для учреждения дополнительного образования;
  • работа находится на стыке традиционной науки об управлении образовательным учреждением и современных областей знаний: социологии, маркетинга, менеджмента и др., использует межпредметные подходы и связи для разработки инновационных аспектов управления учреждением дополнительного образования.

Материалы могут быть использованы в реальной практике управления учреждением не только дополнительного образования. Возможно продолжение исследования с целью организации международного сотрудничества и форм общественно-государственного управления: управляющих и попечительских советов.

Анализ первоначального состояния социального партнерства МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей” ЗАТО Снежногорск проводился с помощью нескольких методик:

  • элементы методики STEP и SWOT- анализов (факторы конкурентоспособности) Международного института развития менеджмента;
  • методика управления экспериментом на основе отрицательной обратной связи;
  • методика оценки образовательных результатов А.П. Тряпициной;
  • методика определения критериев и процедуры экспертной оценки новшеств О.Г.Хомерики, д.пс.н.В.С. Лазарева;
  • методика д.п.н., проф. Безруковой В.С. по оценке значимости исследовательских проблем;

Формы сбора и оценки информации:

  1. Опрос (анкетирование, интервью).
  2. Изучение документов.

1.Педагогам, родителям и обучающимся было предложено определить степень значимости сотрудничества “ЦДОД” с учреждениями и организациями города, назвать тех партнеров, с которыми важно сотрудничать для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Для этого был составлен список учреждений и организаций и каждому участнику образовательного процесса предстояло оценить в баллах (от 1 до 15) “вес” каждого пункта анкеты и внести в нее свои предложения. В данный список вошли имеющиеся в ЗАТО г. Снежногорск предприятия и организации так или иначе связанные с системой образования. В результате данного исследования были ранжированы все составляющие по убыванию баллов. Представителям других организаций и учреждений города было предложено сформулировать те направления деятельности, по которым сотрудничество с “ЦДОД” наиболее привлекательно для них.

2.Сотрудникам АУП было предложено провести оценку условий реализуемости новшества – поиска новых форм и механизмов осуществления социального партнерства. Наряду с этим проведены элементы СТЭП – и СВОТ – анализа.

В результате обработки и анализа собранной информации получены следующие выводы:

  • При оценке в баллах степени значимости сотрудничества с партнерами выявилось противоречие между имеющимся положением и представлениями о желательных партнерах. Причем, взгляды обучающихся, родителей и сотрудников “ЦДОД”, партнеров часто не совпадают. Результаты отражены в таблицах:
Количество опрошенных

% от общего количества

Приоритеты для социального партнерства

обучающиеся
564 80,6 Интересные программы, Возможность пополнения портфолио Подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ Возможность принять участие в очных мероприятиях (выехать из города)

Проведение культурно-образовательных мероприятий

Возможность использования информационных технологий в обучении

Родители 543 77,6 Подготовка к школе, ЕГЭ и поступлению в ВУЗ (углубленное изучение предметов) Возможность бесплатного обучения
Педагоги ЦДОД
23 100 Возможность повышения квалификации Материальное благополучие Совместные проекты
партнеры Муниципальный уровень
10 100 Подготовка к ЕГЭ Совместные проекты Проведение культурно-образовательных мероприятий Организация предпрофильной, профильной и профессиональной подготовки Профессиональная ориентация учащихся
  • Учреждение имеет хорошую общую оценку привлекательности новшества. Она получена исходя из оценок актуальности, потенциальной полезности, реализуемости и контролируемости. Но в роли ограничителей выступили: кадровые, нормативно-правовые возможности, психологическая готовность коллектива.
  • Элементы СТЭП – и СВОТ – анализа показали, что социальные, экономические и политические факторы таковы, что для плавного, а не “шокового” перехода на новые условия финансирования учреждений дополнительного образования необходимо увеличить количество потенциальных партнеров на различных уровнях. Определены:
  • Сильные стороны (расположение в центре города, бренд “Золотой росток”, опыт партнерства с 1998 года, МТБ, способствующая франчайзингу).
  • Слабости (кадры, нормативно- правовое обеспечение, ЗАТО).
  • Возможности (финансовая стабильность, развитие м/н партнерства, повышение конкурентоспособности, сохранность контингента, развитие МТБ, повышение квалификации педагогов и др.).
  • Угрозы (сокращение штатных единиц, переход на платное образование, снижение привлекательности для партнеров, борьба за сохранность контингента, спад конкурентоспособности).

Конкурентные преимущества учреждения дополнительного образования и противоречия, возникающие при организации социального партнерства в МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей”.

Анализ современного состояния использования собственного механизма и форм социального партнерства в управлении МОУ ДОД “Центр дополнительного образования для детей” ЗАТО Снежногорск позволил определить его основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

  • “ЦДОД” имеет теплое, хорошо отремонтированное здание, находящееся в центре города, с благоустроенной прилегающее территорией;
  • В “ЦДОД” работает молодой квалифицированный коллектив педагогов, стремящихся к саморазвитию (80% педколлектива имеет 1 и высшую квалификационную категорию);
  • Наличие современной МТБ: 2 компьютерных класса, 2 учебные мастерские, библиотека, изостудия, музыкальный зал, выход в Интернет);
  • “ЦДОД” – Координационный центр 2 программ: Национальной образовательной программы “Интеллектуально- творческий потенциал России” (г. Обнинск) и Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников “Шаг в будущее” (г Москва);
  • На базе “ЦДОД” работают представительства ПетрГУ (г.Апатиты), СГУ (г.Москва);
  • Вся учебно – исследовательская деятельность сосредоточена в “ЦДОД”- городской Координационный совет, Конференция “Золотой росток”;
  • Осуществление образовательного франчайзинга: МАДО, ЗФТШ при МФТИ, Работландский Сетевой Университет,
  • Звание “Учреждение – интеллектуальный лидер”, Лауреат Премии им. П.Стеблина в номинации “Лучшее образовательное учреждение-2005г.”.

Вместе с тем выявлены определенные противоречия в процессе организации механизма и новых форм социального партнерства, на разрешение которых должна быть направлена программа управленческой деятельности по оптимизации использования методов и инструментов социального партнерства в управлении учреждением дополнительного образования.

Это противоречия:

  • между необходимостью решать сложные нестандартные задачи из области образовательного маркетинга и присутствующей в управленческом и педагогическом труде тенденций к шаблонным действиям;
  • между естественным желанием руководителя иметь дополнительные ресурсы управления и недооценкой роли фактора социального партнерства в системе управления учреждением дополнительного образования детей;
  • между пониманием детским и взрослым коллективами актуальности введения новых форм взаимодействия с социальными партнерами и трудностями в определении механизма введения этих форм;
  • между ожиданием быстрой результативности вводимых новшеств и несоответствием реальных результатов этим ожиданиям.

Управление механизмом образовательного партнерства МОУ ДОД “ЦДОД”

При планировании работы по созданию рабочей модели механизма образовательного партнерства в учреждении дополнительного образования мы опирались на данные, полученные в ходе вышеизложенного исследования, а также использовали методические рекомендации по организации стратегического/социального/ партнерства. Была создана рабочая группа по разработке модели, которая определила, что:

Главная цель модели – это определение этапов, приоритетных направлений действий на каждом этапе по организации социального /образовательного /партнерства.

Выделенные выше противоречия позволяют нам вносить в нее необходимые корректировки, а проведенные теоретические изыскания дают возможность назвать основные способы реализации.

Мы пришли к выводу, что модель может иметь ряд составляющих, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:

Мы сочли приемлемой модель механизма организации образовательного партнерства в ОУ:

  1. Организация переговорного процесса между сторонами – партнерами.
  2. Организация процедуры выявления и согласования позиций (создание рабочих групп).
  3. Организация экспертной оценки и определение направлений совместной деятельности.
  4. Организация подписания договора сотрудничества.

Так, на этапе экспертной работы определились направления совместной деятельности ОУ (5 образовательных школ, МУК, ДДТ, ЦГПВМ, ИМЦ, ДМШ и др.):

  1. Коррекция образовательных программ дополнительного образования.
  2. Организация взаимодействия на уровне педагогов (консультативно-методическая помощь (обучение, мастер-классы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, сессии, семинары, консультации).
  3. Организация взаимодействия на уровне обучающихся (экскурсии, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты.)
  4. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания, освещение в СМИ).

Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы совместной деятельности учреждений с последовательным планированием работы.

Для полноты представления о необходимых условиях развития партнерства были выделены субъектные позиции управления, которые позволяют выстраивать партнерские отношения. Так, общее руководство ходом реализации программы образовательного партнерства, определяющим отношения всех субъектов, является координатор проекта (заместитель директора по учебно-методической работе или заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Координатор проекта: координирует деятельность педагогов дополнительного образования; организует контроль над выполнением образовательных программ; содействует повышению профессионального мастерства педагогов; организует общий контроль.

Оперативное руководство осуществляет руководящая группа. В ее состав входят представители методической службы “ЦДОД”, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, представители ОУ.

Позитивные результаты взаимодействия системы дополнительного образования и ОУ не вызывают сомнений и подтверждены практикой: рост удовлетворенности детей и родителей, расширение образовательного пространства ЦДОД, возможности для установления партнерских отношений с другими учреждениями.

Главным результатом является разработка и реализация совместных проектов:

  • конкурс профессионального мастерства (парикмахер, маникюрша) “Красота без границ” – совместный проект педагогов профессиональной подготовки,
  • “Новогодние истории” – совместный проект объединений художественно-прикладного творчества;
  • “Золотой росток” – межгородская конференция учебно-исследовательских и творческих работ молодежи и школьников (принимают участие города-ЗАТО);
  • “Выставка образовательных услуг” – городская ярмарка образовательных предложений/услуг/.
  • “Сквер счастливых событий” – экологическая акция для жителей города;
  • Тестирование выпускников школ города по программе “Тест.6.0.”
  • Участие в очных мероприятиях организаций-партнеров.

Апробировав данную модель организации образовательного партнерства, мы установили партнерские отношения на 3 уровнях:

Однако все это не означает, что процесс близок к завершению. Предстоит осваивать инновационные технологии, предусматривать организацию обучения и практики для различных творческих групп педагогов и т.д. Все эти аспекты требуют дальнейшего углубленного теоретического обоснования и практического решения. Также требуют разработки критерии эффективности социального партнерства.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение дополнительного образования заинтересовано в эффективности и плодовитости сотрудничества с социальными партнерами.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
  • партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

В руках администрации учреждения дополнительного образования механизм организации социального партнерства может стать действенным инструментом, источником дополнительных ресурсов управления, если руководитель, используя межпредметные подходы и связи, сможет воспользоваться теорией и практикой современных областей знаний (социологии, маркетинга, менеджмента, экономики и др.) для построения модели организации социального партнерства собственного учреждения. Главная цель управления знаниями – создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.

Управление организацией социального партнерства в УДО – процесс многофакторный, специально спроектированный, развивающийся по определенным законам и технологиям. На наш взгляд, современным элементом в управлении ОУ является использование СВОТ- нализа и индивидуального макретинга, а из новых форм социального партнерства – использование образовательного франчайзинга.

Главным субъектом организации социального партнерства всегда выступает ОУ, а объектом могут выступать разные группы социальных партнеров.

Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон:

  1. Переговорный процесс между сторонами – партнерами.
  2. Процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнеров (создание рабочих групп).
  3. Экспертная работа по анализу, экспертной оценке и определению направлений совместной деятельности.
  4. Создание нормативных документов.

Для руководителя учреждения дополнительного образования важно оценивать эффективность организации социального партнерства с позиции современной теории управления образовательной системой по конечным результатам.

Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в реальной практике управления учреждением дополнительного образования, но с учетом уже имеющихся своих технологий организации социального партнерства. Таким образом, правильно организованное социальное партнерство обеспечит ОУ конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности администрации МОУ ДОД “ЦДОД”.

1

Глушанок Т.М.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы профессионального образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Обязательные требования к квалификации работников при лицензировании или сертификации;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы профессионального образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе профессионального образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования профессионального образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

  • Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;
  • Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;
  • Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения профессионального образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Власова Т. И. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров / Т. И. Власова, Ю. В. Богданов // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы науч.- практ. конф. - Минск: б.и., 1997. - С.155-158.

2. Нуртдинова А. Некоторые аспекты становления социального партнерства в России //Проблемы теории и практики управления. 1995. №3.

3. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. - М.: Высш. шк., 1987.- 87с.

4. Профессиональная педагогика / Рос. акад. образования, Ассоц. "Проф. образование", Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования. - М.: Изд-во АПО, 1997. - 511 с.

Библиографическая ссылка

Глушанок Т.М. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1144 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

ГОУ СОШ № 000

Термин «Социальное партнерство» - относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями . Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества


· привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

· помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

· помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

· способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

· позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· уважение и учет интересов участников соглашения;

· заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

· соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

· наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

· равноправие и доверие сторон

· невмешательство во внутренние дела друг друга

· добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

· регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

· обязательность исполнения достигнутых договоренностей

· систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

· ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

1. Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

· эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

Продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

Создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

Совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

Развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

Вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования .

Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Укрепление психического и физического здоровья;

Формирование активной жизненной позиции

Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

Художественно-эстетический блок (вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс ;

Туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы ;

Физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

Естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

Социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

Объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

Объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

Объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

Секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

Объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги .

ПРОБЛЕМЫ

К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

1. Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

2. Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

3. Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то