Презентация - служебные части речи. Презентация по русскому языку на тему "особенности в правописании служебных частей речи" Служебные части, как правило

Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи. Учение о частях речи восходит к античности, к периоду 2-1 веков до нашей эры, где родоначальником стал философ Дионисий Фракийский. Он является одним из представителей александрийской школы грамматики. Слово рассматривал как наименьшую часть связной речи, а предложение как соединение слов, выражающее законченную мысль. В истории античной цивилизации известен как греческий грамматик, живший на о.Родос, написавший первую греческую грамматику, которая была учебным и справочным пособием в эпоху Возрождения и до 18 века служила основой для создания грамматик всех индоевропейских языков. Самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Задача от Григория Остера. Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк. )

ТЕМА УРОКА Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет. Тема урока:

  • «Служебные части речи.»
Служебные части речи -слова, не имеющие номинативного значения(т.е. они не называют предметы, их признаки, процессы и состояния.) -слова, служащие для выражения отношений между понятиями, которые названы знаменательными словами, и употребляющиеся только в соединении с ними. - это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли. Предлог
  • В предложении на службе
  • С падежом всегда он в дружбе,
  • На него показывает
  • И слова все связывает
  • (Служит для связи слов в предложении)
  • ДОМ У ДОРОГИ, СПЕШИТ КО МНЕ
СОЮЗ
  • Объединять и связывать стараюсь
  • Я равных и неравных в нужный час.
  • Порою я совсем не повторяюсь,
  • Порою повторяюсь много раз.
  • Слово «союз» в переводе с латинского означает калька. Это неизменяемое слово, которое служит формальным средством соединения синтаксических единиц и одновременно средством выражения смысловых отношений между ними. (Служит для связи однородных членов предложения, для связи простых предложений в составе сложных) ВЕСЬ ДЕНЬ ДОЖДЬ И ВЕТЕР; ЛЬЁТ ДОЖДЬ, И ДУЕТ ВЕТЕР
Частица
  • Могу оттенки придавать значеньям,
  • Могу усилить их без напряженья.
  • Могу помочь я форм образованью,
  • Когда глагол на службу призовёт,
  • Могу вообще подвергнуть отрицанью
  • Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
  • (Придают оттенки значения словам и предложениям; образуют форы слова)
  • НЕУЖЕЛИ ВЫ СЕРЬЁЗНО; СДЕЛАЛ БЫ
РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ: отредактируйте предложения
  • Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык.
  • К.ПАУСТОВСКИЙ
  • Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь.
  • Ч.АЙТМАТОВ
  • Выполните синтаксический разбор предложения:
  • Если не приложить руки к земле, она не станет золотой.
Это интересно!
  • - А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
  • Около 25% речи составляют служебные слова и части речи
  • - Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место (а в русском языке около 200 предлогов), союз – 7, роль частиц тоже велика.
  • Частицы возникли позднее других частей речи по частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов
  • Слово «союз» в переводе с латинского означает калька. Это неизменяемое слово, которое служит формальным средством соединения синтаксических единиц и одновременно средством выражения смысловых отношений между ними.
Домашнее задание: п.47. упр.284.
  • Творческое Задание Составить сказку(5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в русском языке.

1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.

3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.

5.Служебные части речи не бывают членами предложения

6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос.

7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой.

8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Служебные части речи предлоги союзы частицы

Предлоги непроизводные производные от чего? Подобрать синонимы к предлогам. 1. Работы можно выполнить в одну неделю. 2. Из-за помощи друзей я не отстал в учебе.

1. Всмотреться (во что?) в течени е реки. 1. Идти (как долго?) в течени е часа. 2. Вступить (во что?) в холодное течени е горной реки. 2. (как долго?) В течени е всего лета я отдыхал на море. 3. Заглянуть (во что?) в продолжени е повести. 3. Ждать (как долго?) в продолжени е недели. 4. В следстви е по этому делу вмешались журналисты. 4. Вследстви е обильных снегопадов на дорогах образовались большие пробки.

Предлоги непроизводные производные от наречия существ. деепричастия в к с о у на за от через вдоль (реки) напротив (здания) впереди (класса) согласно (приказу) вокруг (стола) вследствие (болезни) наподобие (цветка) в продолжение (дня) вблизи (озера) в течение (года) в отношении (других) в отличие от (нас) по направлению к (дому) ввиду (ненастья) в заключение (доклада) сверх (меры) в связи с (отпуском) в силу (обстоятельств) благодаря (товарищам) спустя (неделю) несмотря на (грипп) невзирая на (обстоятельства) исходя из (выводов)

Слитное написание производных предлогов Раздельное написание производных предлогов ввиду (болезни) вместо (себя) впереди (отряда) вроде (помощника) вслед (уходящим) вследствие (ошибок) навстречу (друзьям) наподобие (шляпы) напротив (гостиницы) насчет (отпуска) посреди (поля) несмотря (на дождь) в виде (варенья) в качестве (сувенира) в продолжение (отпуска) в связи с (болезнью) в течение (месяца) в целях (самообороны) за счет (перегрузки) по мере (приближения)

в предлогах на конце е в течени е (урока) в продолжени е (года) вследстви е (снегопада) в заключени е (доклада) в сущ.в П.п. – и, в В.п. – е - в чем? в течени и реки (П.п.) - во что? в течени е реки (В.п.) - в чем? в продолжени и романа (П.п.) - во что? в продолжени е (В.п) - в чем? ошибка в следстви и (П.п) - во что? в следстви е (В.п.) - в чем? находиться в заключени и (П.п) ЗАПОМНИ Е-И на конце предлогов

ЗАПОМНИ Предлоги слитно Предлоги раздельно вследствие насчет вроде наподобие несмотря на (непогоду) ввиду (ненастья) в течение в продолжение в заключение в связи НО!!! Иметь в виду, имей в виду

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены в простом предложении, или простые предложения в составе сложного. Союзы сочинительные подчинительные соединительные и да=и ни-ни тоже также противительные а но да=но зато раздели тельные или(иль) либо то-то не то-не то

Правописание союзов тоже, также, зато и др. Союзы тоже, также, зато Указательные местоимения и наречия с частицей и предлогом 1. Мой брат работает на заводе. Я тоже (=и) хочу быть рабочим. 2. Старшеклассники ходили в поход, наш класс также (=и) пойдет. 3. Незнакомец был невысок, зато (=но) плечист. 1. Сегодня мы выполняли то же (самое) задание, что и вчера. 2. Мы работали сегодня так же хорошо, как и вчера. 3. Мальчик получил медаль за то, что спас ребенка на пожаре.

Подчинительные союзы Вопросительные местоимения с частицей, указательные местоимения с предлогом 1. Все должны заниматься физкультурой, чтобы укрепить свой здоровье. 2. В нашей школе много хороших спортсменов, потому что с ними работает опытный тренер. 1. Что бы ты посоветовал мне для укрепления здоровья? 2. По тому берегу проложена трасса для проведения зимних соревнований.

Подчинительные союзы Подчинительные союзы присоединяют придаточное к главному. Подчинительные союзы по значению делятся на разряды: 1) Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь. 2) Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо.

3) Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб) , для того чтобы. 4) Условные (указывают на условие): если. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. 5) Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми. Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток.

6) Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. 7) Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. 8) Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГ» 1. Укажите производный предлог: 1) несмотря на то что 2) не смотря 3) благодаря тому что 4) невзирая на 2. Укажите непроизводный предлог: 1) вследствие 2) через 3) вроде 4) наподобие 3. Какой предлог не является производным? 1) перед 2) насчёт 3) мимо 4) благодаря

4. Укажите производный предлог: 1) вследствие того что 2) впоследствии 3) в течение 4) в продолжении 5. Укажите непроизводный предлог: 1) оттого что 2) пред 3) сзади 4) согласно 6. Укажите производный предлог: 1) для 2) над 3) без 4) ввиду

7. Какое слово не может быть производным предлогом? 1) напротив 2) наперекор 3) навзничь 4) навстречу 8. В каком предложении выделенное слово является производным предлогом? 1) Полоса леса серовато чернела ВДАЛИ. (И.Бунин) 2) НАВСТРЕЧУ летели, покачиваясь, белые космы тумана. (А.Иванов) 3) Остроухов, прижавшись в угол, следил машинально за всем, что происходило ВОКРУГ него.(В.Некрасов) 4) От орудийной стрельбы гудело все ВОКРУГ, вздрагивала земля от взрывов.(А.Толстой)

9. В каком предложении выделенное слово является производным предлогом? 1) Петр быстро шагал знакомой тропой, Шарик бежал ВПЕРЕДИ. (В.Шишков) 2) Директор с профессором Дубровским стояли ПОСРЕДИ поляны.(Ю.Домбровский) 3) Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, и прослезился.(Л.Толстой) 4) Анна даже не заметила этого и с трудом поняла, о чем заговорили ВОКРУГ.(Л.Толстой) 10. В каком предложении выделенное слово не является производным предлогом? 1) (НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская) 2) Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков) 3) Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков) 4) К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров. (В.Богомолов)

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СОЮЗЫ» 1. Укажите сочинительный союз: 1) когда 2) хотя 3) зато 4) так как 2. Укажите сочинительный союз: 1) также 2) так что 3) потому что 4) оттого что 3. Укажите подчинительный союз: 1) же 2) или 3) ни..., ни 4) чтобы

4. Укажите подчинительный союз: 1) не то..., не то 2) и 3) пока 4) как …, так и … 5. Укажите подчинительный союз: 1) будто 2) затем 3) куда 4) поэтому

6. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения (знаки препинания не расставлены): 1) Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.(А.Алексин) 2) Телюкову отлично был знаком этот приморский городок и он взял на себя роль экскурсовода. (И.Гребенюк) 3) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.(М.Пришвин) 4) Бойкий ветерок подхватил шляпу и начал ее раскачивать.(В.Шустов)

7. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения: 1) Либо кто-то из летчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И.Гребенюк) 2) Ребята поужинали, но все еще сидели у костра. (В.Рыбаков) 3) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В.Шишков) 4) Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В.Беляев)

8. Укажите предложение с сочинительным союзом: 1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушитm волнение.(М.Алексеев) 2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было. (А.Рыбаков) 3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы. (В.Астафьев) 4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.(И.Гребенюк)

9. Укажите предложение с подчинительным союзом: 1) Большая пустоватая комната показалась неуютной, хотя все стояло на прежних местах. (Д.Гранин) 2) Низенькую баню с треском и шипением наполнил горячий пар. (В.Шукшин) 3) Ни с тыла, ни с фронта ничто не предвещало атаки. (К.Воробьёв) 4) Единственный, кто мог помочь Мише достать у художника лодку, был Жердяй. (А.Рыбаков)

10. В каком предложении есть подчинительный союз? 1) Идти было легко, приятно - под ногами лежала не то пыль, не то труха.(В.Беляев) 2) Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву.(В.Беляев) 3) Отдавшись воспоминаниям, Кирьян не заметил, как ушёл довольно далеко от стоянки. (И.Чесноков) 4) На белой реке далеко, где летом шили пароходы, виднелись чёрные точки. (В.Дудинцев)

Правописание частиц раздельное через «-» Частицы будто, бы (б) , же (ж) , ли (ль) , даже пишутся раздельно: прочитал бы, если б, здесь же, какой же, однако ж, навряд ли, едва ль, даже он. Через дефис пишутся частицы: -то, -либо, - нибудь, кое (кой)- , - ка, -таки: нате-ка, кое-кто, кой-что, кто-либо, чей-нибудь, где-то, все-таки.

Самостоятельная работа ТЕОРИЯ I вариант Расскажите о формообразующих частицах. II вариант Расскажите о модальных частицах.

Самостоятельная работа. ПРАКТИКА. I 1)Главное удовольствие все (таки) впереди. 2)Кое (где) вдали желтеет поспевающая рожь. 3)Мы вернемся (во) что (бы) (то) (ни) стало. 4)Будете в городе, купите что (нибудь) из сувениров. 5) Вам следует кое (с) кем встретиться. 6) И я опять (таки) скажу: нечестный вы человек. 7) Отойди (ка), сердечный! 8)Давно я (не)был в родных местах! 9)Кузнец Вакула вошел, (н…)говоря (н…)слова. II 1)Дети пришли (таки). 2) То (ли) пишешь, то (ль) читаешь, то (ли) думаешь. 3)Ведь были (ж) схватки боевые, да говорят, еще какие! 4)Подобру (ли) поздорову приятно жить. 5)Город расположен а берегу (не)замерзающего залива. 6)На пороге стоял (не)знакомый мне юноша. 7)Пирог оказался очень (не)вкусный. 8) Ты проснешься (ль), исполненный сил. 9) Выходи (ка), сосед, на подмогу.

1.Что(ж) замолкли песни звонкие? 2. Что(бы) такое случиться могло? 3. Как(будто) тихий звон ручья мне слышен был. 4. Хорошо(ли) в лесу весной? 5. Он все(таки) пришел, что(бы) помочь. 6. Я то(же) очень люблю природу. 7. Брат так(же) любит читать книги, как и я. 8. Возьми(ка) и мне билет в кино. 9. Нашел(таки) выход из положения. 10. Эту редкую ящерицу яко(бы) встречали в (с,з) дешних пустынных местах. 11. Известно(ли) тебе что(либо) об этом путешествии?

1. Что ж замолкли песни звонкие? 2. Чтобы такое случиться могло? 3. Как будто тихий звон ручья мне слышен был. 4. Хорошо ли в лесу весной? 5. Он все-таки пришел, чтобы помочь. 6. Я тоже очень люблю природу. 7. Брат также любит читать книги, как и я. 8. Возьми -ка и мне билет в кино. 9. Нашел -таки выход из положения. 10. Эту редкую ящерицу якобы встречали в з дешних пустынных местах. 11. Известно ли тебе что-либо об этом путешествии?


Урок русского языка

Тема: И у слов-помощников есть названия.

Тип урока Открытие нового знания (ОНЗ).

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания об изученных частях речи.
  • Познакомить учащихся с названиями для слов - помощников,
  • Дать понятие «самостоятельные» и «служебные» части речи.
  • Показать работу «служебных» частей речи.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

Здоровьесберегающие: Учить заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

Ход урока.

I. Оргмомент, эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк - начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Ручки, книги и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»!

Учитель проверяет посадку детей. Дети записывают в тетрадях число.

II. Повторение.

  • Проверка домашнего задания.

Один ученик проверяет выполнение орфографического задания, второй - грамматического задания.

  • Чистописание.

Учитель: Внимательно посмотрите на домашнее упражнение, выберете самую удачную и красивую букву. Напишите строчку этой буквы.

  • Актуализация знаний.

Ребята, над какой темой мы работаем?

Чтобы определить задачи сегодняшнего урока, надо выяснить, что мы уже знаем о словах? - (2 слайд).

Какие слова относятся к первой группе?

(Названия предметов, признаков, количества, действий) .

Назовите научные названия этих групп?

(Слова названия предметов - это имена существительные;
названия признаков - это имена прилагательные;
названия количества - это имена числительные;
названия действий - это глагол).

(После каждого определения дети рассказывают правило и приводят примеры слов каждой из частей речи).

Назовите вторую группу(указатели) . Каким научным словом называем эту группу?(Местоимения ).

- Послушай стихотворение . Услышите местоимения - хлопайте в ладоши.

Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они -

Все слова отличные, важные и личные.

Это без сомнения все - местоимения.

Хором : Я, мы, ты, вы, он, она, она, оно, они.

Учитель: Можете научными словами назвать слова - помощники? (Нет.)

III. Постановка темы и задач урока.

Учитель: Тогда попробуйте сами определить тему урока.

Сегодня на уроке будем изучать слова - помощники . - (3 слайд).

Учитель: Сегодня мы должны ответить на три главных вопроса: (4 слайд)

Как слова - помощники назвали ученые?

Для чего они служат?

Как пишутся слова - помощники?

IV. Работа по теме урока.

1. Предлоги.

1) Задание: вставить нужные предлоги:

(стихотворение написано на доске):

Птицы___клетке,
Листики___ветке,
Кошка___столом,
Садик___углом.

Учитель: Прочитайте про себя шуточное стихотворение. Можно ли его оставить в таком виде? Почему?

Ничего не понятно, слова не связаны по смыслу

1) Учитель: Нужно исправить, вставить слова - помощники В, НА, ПОД, ЗА.

(Ученик у доски выполняет задание) .

Учитель: Как эти слова - помощники называются научно? (Предлоги ).

(5 слайд ). Дети читают текст стихотворения.

Учитель: Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении).

Учитель: Как пишутся предлоги? (Предлоги со словами пишутся раздельно).

2) Обобщение.

Предлоги - это, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно. Предлог ничего не обозначает, к нему нельзя поставить вопрос. Но если он станет рядом со словом, появляется значение (положить на парту, положить под парту).

Предлог - в переводес греческого языка буквально означает «перед словом».

Предлог помогает выполнять работу в предложении именам существительным и местоимениям, связывая их с другими словами.

3) Первичное закрепление.

Выполнение задания в тетради - задачнике, упр. №133.

Учитель: Вместе с нами Антон изучает части речи. Проверьте, всё ли у него получается?

Прочитайте, какие подписи к рисункам он сделал?

Антон не выбрал предлоги.

Давайте исправим ошибки, которые допустил Антон.

Учитель: Обратите внимание, как пишутся предлоги из-за, из-под.

(Работа выполняется самостоятельно. Ученики исправляют подписи под рисунками. Затем правильно записывают в тетрадь. Самопроверка по образцу (6 слайд )).

Физминутка.

Я иду и ты идёшь: раз, два, три.
Я пою и ты поёшь: раз, два, три.
Мы идём и мы поём: раз, два, три.
Очень дружно мы живём! Раз, два, три.

(После каждой строки дети хлопают в ладоши на счет: раз, два, три).

2. Союзы.

1) Работа в группе.

Каждой группе дается задание: собрать пословицу их разрезанных частей.

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Работа сердце веселит и радует.

(Каждая группа собирает пословицу правильно и выстраивается лицом к классу, другие дети проверяют правильность составления пословиц).

Учитель: Какую пословицу составили ребята первой группы?

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Когда так говорят?

Какое слово - помощник использовали, чтобы соединить части предложения? – А.

Какую пословицу составили ребята второй группы?

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Чему она учит?

Какое слово - помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? – НО.

Прочитайте пословицу, которую составили ребята 3 группы.

Работа сердце веселит и радует.

Когда так говорят?

Какое слово - помощник соединило части этого предложения? – И.

Учитель: Такие слова - помощники ученые назвали «Союзы».

Как вы думаете, для чего они служат?

Они связывают части предложений.

2) Обобщение .

Союзами называются слова, которые не имеют самостоятельного значения; они служат для того, чтобы связать между собой части предложений. Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая.

3) Первичное закрепление.

Письмо под диктовку с «окошками» пословицы: Ум хорошо, а два лучше.

Взаимопроверка тетрадей.

3. Частица.

1) Проблемная ситуация.

Учитель: Ребята, пока мы выполняли работу в тетрадях, на доске Незнайка написал советы мальчикам и девочкам. Прочитайте их, дайте оценку.

  • Девочек___дергайте за косички!
  • На переменах___деритесь!
  • На уроках ____разговаривайте с соседом!

Учитель: Можно ли эти советы назвать полезными? Какое слово - помощник нужно вставить, чтобы эти вредные советы превратить в полезные.

Вставить слово - помощник НЕ.

Учитель: Вставляем НЕ в предложения. Прочитаем получившиеся советы. Какое значение внесло слово - помощник в предложения?

Отрицательное значение.

2) Обобщение.

Учитель: Ученые назвали это слово - помощник «Частица ». (7 слайд).

Частица - это дословный перевод с латинского языка и обозначает «одна из частиц речи». Частицы малы по размерам, к ним нельзя поставить вопрос. Их главная роль - вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Они бывают разных видов. Частицу НЕ за отрицательное значение называют отрицательной.

3) Первичное закрепление.

Выполнение упражнения №134 в тетради - задачнике.

Прочитайте предложения. Перед какими словами стоит частица НЕ?

Хочу дружить, дружу.

Какой частью речи являются эти слова?

Глаголы.

Как будем писать НЕ с глаголами: хочу дружить, дружу?

Отдельно.

Учитель: Мы познакомились с научными названиями слов - помощников. Прочитаем важные сведения об этих частях речи в учебнике на стр. 50.

(Работа с правилами).

V. Обобщение и подведение итогов.

1) Обобщение. (8 слайд)

Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные. Предлоги, союзы, частицы отнесем к служебным частям речи. Они служат для выражения отношений и связей между словами, предложениями, для придания словам дополнительных оттенков. Остальные части речи относятся к самостоятельным. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, количество, действия. Они имеют лексическое и грамматическое значение.

  • Назовите самостоятельные и служебные части речи.
  • С какими частями речи мы познакомились на уроке?
  • Для чего служат предлоги, союзы, частицы?

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с работой.

2) Домашнее задание.

Учитель: Потренироваться в определении частей речи вам поможет упр. №132. Это домашнее задание.

VI. Рефлексия.

Учитель: Давайте дадим оценку проделанной работе.

  • Было ли вам интересно на уроке?
  • Узнали ли вы новое на уроке?
  • Кто пополнил свои знания о частях речи.
  • Спасибо всем за работу!

Служебные части речи – это…- слова, не имеющие номинативного
значения (т.е. они не называют
предметы, их признаки, процессы и
состояния);
- слова, служащие для выражения
отношений между понятиями,
которые названы знаменательными
словами, и употребляющиеся только
в соединении с ними.

Основные признаки служебных частей речи:

Все служебные части речи являются неизменяемыми:

-
так как у них отсутствуют какие-либо
собственно морфологические
характеристики;
-
так как они нечленимы на морфемы.

Служебные части, как правило

- не имеют самостоятельного
ударения;
- фонетически примыкают к
знаменательным частям речи.

Служебные части речи не являются…

-
членами предложения;
- используются как формальнограмматические средства языка.

Служебными частями речи являются:

- Предлоги
- Союзы
- Частицы

Выводы:

1.Служебные части речи не имеют
лексического значения;
2.Не бывают членами предложения;
3.В предложении употребляются
только
с самостоятельными частями речи;
4.Не изменятся (т.е не имеют никаких
грамматических категорий).

Союзы

Строение союзов: простые и составные

Простые
Составные
А,и,
Так
когда,
если, что…
как, потому
что,
вследствие
того что, ввиду
того что, так
что…

1.
3

Значение союзов:

а)
сочинительные: связывают и
однородные члены, и

сложного
б) подчинительные: связывают
простые предложения в составе
сложного

Всегда ставь запятую перед противительными союзами.

Долго
работали, зато с заданием
справились.
Долго работали, но справились
отлично.
Долго работали, а ничего так и не
получилось.
Долго работали, результат же
расстроил.

Знаки препинания при сочинительных союзах.

В двойных и повторяющихся союзах запятую ставь перед второй частью.

1.временные:когда, пока, едва, только, лишь, как
только, с тех пор как, прежде чем.
2.изъяснительные: что, чтобы, как, будто.
3.причины: потому что, ибо, так как, ввиду того что,
вследствие того что, поскольку.
4.цели: чтобы, для того чтобы, дабы.
5.уступки: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что.
6.следствия: так что.
7.сравнительные: как, будто, словно, точно, как
будто.
8.условия:если, раз, кабы, коли, когда, как скоро.

Предлоги

Предлог – служебная часть речи, необходимая для
связи слов в словосочетании
Роль – указать на различные грамматические отношения между
словами:
Времен.
# идти в течение дня
Прич.
# не пойти из-за дождя
Простр.
# расположиться у озера
Цел.
# лекарство от боли
Обр. дейст.
# писать без ошибок
Не изменяются
По строению
Чл.пр. не являются
По происхождению
- Простые (# в, после, за)
- Непроизводные (# от, в, к, для)
- Составные (# в связи с,
- Производные (# вблизи, благодаря)
в продолжение)

Виды предлогов
простые
составные
С, после, в, по, в течение, по поводу,
в продолжение, благодаря,
вследствие.
производные
непроизводные

Идти
в течение дня
Не пойти из-за дождя
Присесть у окна
Лекарство от боли
Писать без ошибок
В русском языке около 200 предлогов, а
падежей всего 6, к тому же именительный
всегда употребляется без предлога.

Частица

Как прекрасен этот мир! (восклицание)
Глупость не смогли победить даже боги. (усиление)
Едва ли у тебя это получится! (сомнение)
Я самый грамотный! (сравнит. степень прилагательного)
Пусть всегда будет солнце!
(повелительное наклонение глагола)
Мне бы хотелось чашечку чая.
условное наклонение глагола)

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ
ЧАСТИЦЫ
С ПОМОЩЬЮ ЧАСТИЦ ОБРАЗУЮТСЯ
ДА
ПУСТЬ
ПУСКАЙ
ДАВАЙ (ТЕ)
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
ГЛАГОЛА
БЫ (Б)
Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА
Я хотел бы подняться в ракете выше туч.
БОЛЕЕ
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ И
МЕНЕЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
САМЫЙ
Озеро Байкал – самое глубокое в мире.
-ТО
Этот предмет надо знать более глубоко.
-ЛИБО
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
-НИБУДЬ
Кое-чему нам, людям, нужно поучиться у природы.
КОЕ-

СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИЦЫ
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ
СОМНИТЕЛЬНЫЕ
ЛИ (ЛЬ)
НЕУЖЕЛИ
РАЗВЕ
ЧТО ЗА
КАК
ВОН
ВОТ
ВРЯД ЛИ
ЕДВА ЛИ
УТОЧНЯЮЩИЕ
ИМЕННО
КАК РАЗ
ВЫДЕЛИТЕЛЬНООГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ
ТОЛЬКО
ЛИШЬ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ПОЧТИ
УСИЛИТЕЛЬННЫЕ
ДАЖЕ (И); НИ;
И; ЖЕ; ВЕДЬ; УЖ; ВСЁ; ВСЁ-ТАКИ; -ТО

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ
БЫ(Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж)
-КА, -ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ, КОЕА мы-то старались!
МОЖНО ОПУСТИТЬ
ИЛИ ПЕРЕСТАВИТЬ
Это было очень страшно,
но в то же время интересно.
Что бы такого интересного
придумать?
! НЕ ПУТАЙ С
ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, НЕУЖЕЛИ
Сходи-ка в магазин за хлебом!
-ДЕ

УСТАРЕВШИЕ
-ТКА
-ТКО
-ТАКИ – после наречий, глаголов,
частиц
Опять-таки, уехал-таки, все-таки
НО
Он таки приехал в гости.

Междометие

Междометие – особая часть речи,
которая выражает, но не называет
различные чувства (ох,ай) и
побуждения (брось, вон,цыц, шабаш).
Бывают непроизводными и
производными.
Могут выступать в голи
самостоятельных частей речи (Грянуло
«ура».)

Звукоподражания

Звукоподражательные слова - это слова, передающие
различные звуки живой и неживой природы: человека (хихи-хи, ха-ха-ха и т.д.) , животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му,
гав- гав и т.д.) , предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух,
хлоп и т.д.).
Признаки:
1. Это неизменяемые слова.
2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.
3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся,
которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.) .
4. Служат для образования новых слов: мяуканье,
мяукать, кваканье, квакать и т.д. 5. Звукоподражательные
слова выступают в роли различных членов

Спасибо за внимание!

Информационные ресурсы:
1.Справочник школьника. Русский язык.
Под ред. В.Славкина – М., 1999 г.
2.www.naexam.ru
3.www.pedia.ru
4. www.myshared.ru

Орфоэпическая минутка.

Крапива, творог, сливовый, договор,

кухонный, торты, тефтели, звонит,

тефтелька, красивее, жалюзи.



МОРФОЛОГИЯ!!!

Самостоятельные

части речи

  • Существительное
  • Глагол
  • Прилагательное
  • Местоимение
  • Числительное
  • Наречие

Служебные

части речи

  • Предлог
  • Союз
  • Частица

Попробуйте составить предложения из данных слов

1. Задуматься, части, речи. Перестать, спорить. Стать, они, жить, большой, дружной, семья.

2.В, И, НЕ, ОТ, ПРО, С, А, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О, КАК.

Удалось ли вам это? Почему?

Как называются эти части речи?


Слов в языке много.

Они отличаются

друг от друга

лексическим

значением.

Каждая часть речи

имеет признаки,

которые можно

объединить в 3 группы


действия

предмета

признака

признака

предмета

признака

предмета

признака

действия


падеж

число

лицо

время

спряжение

Это значение слов, одинаковое

для одной и той же части речи

склонение


ЭТО РОЛЬ СЛОВ В

СЛОВОСОЧЕТАНИИ И

ПРЕДЛОЖЕНИИ


Заполните таблицу

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, не, ни, ой, эх, ух.


Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения они взяты? Кто автор?

Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

С помощью каких слов можно восстановить стихотворение.

Запишите в тетрадь правильный вариант


Проверьте себя!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


  • Бег, бегун, беговая, перебежчик;
  • Собака, щенок, песик, Дружок;
  • Спряжение, время, наклонение, падеж;
  • До, налево, из-за, вблизи.

Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Вместе дают вкусный плод

Южноамериканского происхождения:


( что-нибудь )

Форму

Пальто

Туфли

Платье

Костюм

( кого-нибудь)

Ребенка

Девочку

Больного

Куклу

Бабушку

Дедушку

  • Вылазь – вылезай
  • Езжу – ездию
  • Ляжу - лягу
  • Хочем - хотим

  • 100 рона
  • По 2 л І
  • Пи 100 лет
  • 7 я ІІ
  • 100 п.
  • Смор 1 а
  • 100 янка ІІІ
  • Элек 3 к
  • 100 л
  • Ви 3 на І V
  • Па 3 от

1. Из данных слов выберите имена существительные:

2. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

3. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

4. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

5. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать



Домашнее задание:

«3»§29, упр.218;

«4»§29 ,орфогр.практ. на стр 116;

«5»§29 ,из стихотворения «Парус» выписать имена существительные.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то