Повторение вычисления с обыкновенными и десятичными дробями. Конспект урока математики "действия с десятичными дробями"

Никифорова Марина Николаевна

учитель математики ГБОУ СОШ №1968 г.Москвы

Конспект урока математики в 6 классе по теме

«Повторение: действия с десятичными дробями»

Цели: повторение действий с десятичными дробями.

Задачи: Образовательные: повторение правил сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей; формирование навыков устного счета, вычислительных навыков; формирование умений, навыков решать задачи. Развивающие: развитие внимания; расширение кругозора учащихся; развитие интереса к математике. Воспитательные: воспитание дисциплинированности, аккуратности, чувства товарищества; воспитание умения оценивать свою работу.

Оборудование:

    компьютер мультимедийный проектор, экран, презентация, созданная в программе Power Point

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)

- Вот и встретились мы с вами уже в 6 классе. Посмотрите, по какому учебнику мы будем заниматься в этом году (слайд № 2).Учитель перечисляет то, что необходимо иметь на уроках математики.- Сегодня на уроке повторим правила выполнения действий с десятичными дробями. В конце урока каждый из вас проанализирует свою работу и увидит, что у него получается, а что – нет, над чем придется поработать.-А помогут вам в этом жители Простоквашино, с которыми вы уже встречались в 5 классе.
  1. Устные упражнения (4 мин.)

- Устные упражнения вам пришел задать почтальон Печкин.(слайд №3)1)Прочитать десятичные дроби:3,4; 305,01; 0,76; 606,4; 1,657; 43,809; 137,004;0,02045; 0,010101.
2)Перевести обыкновенную дробь в десятичную. Как это сделать?(слайд №4)
.
    Решение упражнений. (12 мин.)
1)-А теперь ваша помощь требуется Шарику.(слайды № 5-9)Шарик захотел полакомиться кокосовым молочком, но для этого надо забраться на пальму, а он этого не умеет. Чтобы долезть до верха, необходимо найти значения выражений, которые задают обезьяны и птицы.При необходимости повторяются правила (нажатием стрелкой на животных).Правила можно повторять в различной форме: просто произнести при решении примера, не обращаясь к слайду (в сильном классе); посмотреть пример и произнести правило, затем решить пример (в среднем классе); прочитать на слайде, рассмотреть на примере, затем решать с комментированием (в слабом классе).
    Гимнастика для глаз (1 мин.). (Слайд №10)
    Решение упражнений (12 мин.).
2)- Следующее задание для вас приготовил дядя Федор.(слайды №11-12)Необходимо найти значение выражения, содержащего несколько действий. Работа выполняется по вариантам. Выражение для всех одно, а вот скобки вы должны расставить сами по данному порядку действий.

3,8 - 2,736: 0,76 + 0,04 · 0,45

1 вариант

1)Вычитание

2)Деление

3)Умножение

4)Сложение


2 вариант

1)Деление

2)Сложение

3)Умножение

4)Вычитание

3 вариант

1)Сложение

2)Деление

3)Умножение

4)Вычитание

Проверка: сначала проверить расстановку скобок.Затем вызвать по одному человеку к доске.Проверка: взаимопроверка (передать тетрадь соседу, сосед поверяет).

1вариант.

(3,8 - 2,736) : 0,76 + 0,04 · 0,45

  1. 0,04·0,45=0,018

2 вариант.

3,8 – (2,736: 0,76 + 0,04) · 0,45

1)2,736:0,76=3,6

3)3,64·0,45=1,638

4)3,8-1,638=2,162

3 вариант.

3,8 - 2,736: (0,76 + 0,04) · 0,45

2)2,736:0,8=3,42

3)3,42·0,45=1,539

4)3,8-1,539=2,26

    Физминутка (1 мин.). (Слайд 13).
    Решение задач.(11 мин.)(слайд №14)
Решение задач с подробным объяснением у доски. -А теперь к нам в гости пожаловал кот Матроскин. Он рассказал нам о таком приборе, как эхолот и задал нам о нем задачи.
Глубину моря измеряют с помощью эхолота. Издаваемый им звук доходит до дна, отражается и возвращается к эхолоту. Эхолот измеряет полное время прохождения звука. Скорость звука в воде 1500 м/с. Время, измеренное эхолотом, 1,8 с. Какова глубина моря в этом месте? Самое глубокое место на Земле – Марианская впадина в Тихом океане. Ее глубина равна 11,022 км. Найдите с точностью до 0,01 с время, измеренное там эхолотом.

1)1500·1,8=2700(м)-расстояние, которое прошел звук до дна и обратно. 2)2700:2=1350(м) Ответ: 1350 м – глубина моря.
1)11,022·2=22,044(км)=22044(м)- расстояние, которое прошел звук до дна и обратно. 2)22044:1500=14,696≈14,70(с) Ответ: 14,70 с – время измеренное эхолотом.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.(2 мин.)(слайд №15)

-А теперь посмотрите на смайлики и скажите, какое настроение вам ближе. Почему?

IX. Домашнее задание.(1 мин.)(слайд №16)

Составить и решить выражение по теме «Десятичные дроби» Составить и решить задачу по теме «Десятичные дроби»

Литература (слайд №17):

    Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебн. для 5 класса общеобразоват. учреждений – М.:Мнемозина,2006. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика: учебник – собеседник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.:Просвещение,2001. www fsu expert ru node page ://matroskin.su/ http :// office. microsoft. com/ ru- ru/ images/ results. aspx? qu=% D0% BE% D0% B1% D0% B5% D0% B7% D1%8 C% D1%8 F% D0% BD% D0% B0& origin= FX010132103# ai: MM900040925| http :// office. microsoft. com/ ru- ru/ images/ results. aspx? qu=% D0% BE% D0% B1% D0% B5% D0% B7% D1%8 C% D1%8 F% D0% BD% D0% B0& origin= FX010132103# ai: MC900426420| http :// office. microsoft. com/ ru- ru/ images/ results. aspx? qu=% D0% BF% D1%82% D0% B8% D1%86% D0% B0# ai: MM900236249 http :// korabli. ucoz. ru/_ miranimashek. ucoz. ru/ photo/100-0-14848 miranimashek. ucoz. ru/ photo/100-0-10371 miranimashek. ucoz. ru/ photo/100-0-1531 http :// go. mail. ru/ frame. html? q=% EF% E5% F7% EA% E8% ED& rch= e& jsa=1& sf=0& cf=5& is=0& type= all# cf=5 http :// go. mail. ru/ frame. html? q=% E4% FF% E4% FF%20% F4% E5% E4% EE% F0& rch= e& jsa=1& sf=0& cf=3& is=0& type= all# cf=3

ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ

Цель урока .

Обобщить знания по теме «Десятичные дроби».


ЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. 1,5; 33,7; 5/10; 11,12; 54,02; 17,143; 3/2; 0,0019; 5,305; 1/100.

1) -


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

6-7 заданий – «3»

8-9 заданий – «4»

10 заданий – «5»

После выставления оценки исправления не допускаются!


ИГРА «ТЫ МНЕ Я ТЕБЕ». ( ПРАВИЛА ИГРЫ)

Выбирается ведущий. Поворачивается к классу спиной, а в это время ребята по цепочке передают яблоко. После команды ведущего, «стоп», передача яблока прекращается. Тот ученик, у которого оказалось в руках яблоко, выбирает в классе себе пару, которой будет адресован вопрос. Услышав ответ, ведущий дает заключение об его верности, если ответ не верный, то ведущий может спросить любого желающего. Затем, отвечавший адресует свой вопрос сопернику. Ведущий координирует дальнейшие действия. После состоявшейся дуэли игра продолжается.


НАЙДИ ОШИБКИ

Ι вариант ΙΙ вариант

а) 0,134 1000=13,4 а)3,2 100=0,032

б) 16,12 ׃ 4 = 4,3 б) 27,18:3=9,6

в) 1,06+0,4=1,1 в) 2,7+0,03=3

г) 5,72-0,2=5,7 г) 3,61-0,1=3,6

д) 16,5:0,1=1,65 д) 5:100=0,5


РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ (ДВИЖЕНИЕ ПО РЕКЕ)

υ лодки =27,1 км/ч

υ течения=1,8 км/ч

Ι вариант ΙΙ вариант

Найдите пройденный путь Найдите пройденный путь

против течения реки по течению реки

и результат округлите и результат округлите

до целых. до целых.


РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

Ι вариант ΙΙ вариант

1) 27,1-1,8=25,3(км/ч) υ↓ 1) 27,1+1,8=28,9(км/ч) υ

2) 25,3∙6=151,8(км) 2) 28,9∙6=173,4(км)

S≈152 км S≈173 км


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА « ВОССТАНОВИ ЦЕПОЧКУ» . (

Ι вариант

ΙΙ вариант

3,18-1,08 1,68:100

1,4575∙100 145,75-5,05

0,0168∙50 0,84+2,34

140,7-135 5,83:4


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА « ВОССТАНОВИ ЦЕПОЧКУ» . ( РЕШЕНИЕ ПЕРВОГО ПРИМЕРА ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛОМ ВТОРОГО. СОЕДИНИТЕ СТРЕЛОЧКАМИ ПРИМЕРЫ.)

Ι вариант

1,4575∙100 145,75-5,05

140,7-135 5,83:4


ΙΙ вариант

3,18-1,08 1,68:100

0,0168∙50 0,84+2,34


Симон Стевин

Фламандский математи,

уроженец Брюгге,

возглавлявший республику

Морица Оранского.

Написал книгу «Десятая»


Джен Непер

Английский математик

в 1616 году предложил

заменить запятую на точку.

В наше время в США, Англии и других странах

вместо запятой применяют


Леонтий Магницкий

Впервые изложил в своей Арифметике учение о десятичных дробях.

Широкое применение в нашей стране получили десятичные дроби в Х I Х веке.



Звук – 33см.




ИТОГИ УРОКА И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Сдаются листочки с самостоятельной работой.
  • Сдаются тетради с классной работой.
  • Оцениваются ученики принявшие участие в игре «Ты мне я тебе».
  • Домашнее задание на следующий урок.

Сформулировать определение среднего арифметического чисел. Придумать и решить задачу по данной теме в тетради.


РЕФЛЕКСИЯ (ВЫХОДЯ ИЗ КАБИНЕТА ОПУСТИТЕ В ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК СМАЙЛИК, КОТОРЫЙ ПОДХОДИТ ИНДИВИДУАЛЬНО ВАМ.)

  • Урок отличный. Мне очень нравятся такие уроки.
  • Обычный урок. Очень насыщенный.
  • Мне было скучно на этом уроке.
  • Ни чего не понимаю. Урок не понравился.

В этом уроке мы рассмотрим каждую из этих операций по отдельности.

Содержание урока

Сложение десятичных дробей

Как мы знаем, десятичная дробь состоит из целой и дробной части. При сложении десятичных дробей, целые и дробные части складываются по отдельности.

Например, сложим десятичные дроби 3,2 и 5,3. Десятичные дроби удобнее складывать в столбик.

Запишем сначала эти две дроби в столбик, при этом целые части обязательно должны быть под целыми, а дробные под дробными. В школе это требование называют «запятая под запятой» .

Запишем дроби в столбик так, чтобы запятая оказалась под запятой:

Складываем дробные части: 2 + 3 = 5. Записываем пятёрку в дробной части нашего ответа:

Теперь складываем целые части: 3 + 5 = 8. Записываем восьмёрку в целой части нашего ответа:

Теперь отделяем запятой целую часть от дробной. Для этого опять же соблюдаем правило «запятая под запятой» :

Получили ответ 8,5. Значит, выражения 3,2 + 5,3 равно 8,5

3,2 + 5,3 = 8,5

На самом деле не всё так просто как кажется на первый взгляд. Здесь тоже имеются свои подводные камни, о которых мы сейчас поговорим.

Разряды в десятичных дробях

У десятичных дробей, как и у обычных чисел, есть свои разряды. Это разряды десятых, разряды сотых, разряды тысячных. При этом разряды начинаются после запятой.

Первая цифра после запятой отвечает за разряд десятых, вторая цифра после запятой за разряд сотых, третья цифра после запятой за разряд тысячных.

Разряды в десятичных дробях хранят в себе нéкоторую полезную информацию. В частности, они сообщают сколько в десятичной дроби десятых частей, сотых частей и тысячных частей.

Например, рассмотрим десятичную дробь 0,345

Позиция, где находится тройка, называется разрядом десятых

Позиция, где находится четвёрка, называется разрядом сотых

Позиция, где находится пятёрка, называется разрядом тысячных

Посмотрим на данный рисунок. Видим, что в разряде десятых располагается тройка. Это говорит о том, что в десятичной дроби 0,345 содержится три десятых .

Если мы сложим дроби , и то получим изначальную десятичную дробь 0,345

Сначала мы получили ответ , но перевели его в десятичную дробь и получили 0,345 .

При сложении десятичных дробей соблюдаются те же правила что и при сложении обычных чисел. Сложение десятичных дробей происходит по разрядам: десятые части складываются с десятыми частями, сотые с сотыми, тысячные с тысячными.

Поэтому при сложении десятичных дробей требуют соблюдать правило «запятая под запятой» . Запятая под запятой обеспечивает тот самый порядок, в котором десятые части складываются с десятыми, сотые с сотыми, тысячные с тысячными.

Пример 1. Найти значение выражения 1,5 + 3,4

В первую очередь складываем дробные части 5 + 4 = 9. Записываем девятку в дробной части нашего ответа:

Теперь складываем целые части 1 + 3 = 4. Записываем четвёрку в целой части нашего ответа:

Теперь отделяем запятой целую часть от дробной. Для этого опять же соблюдаем правило «запятая под запятой»:

Получили ответ 4,9. Значит значение выражения 1,5 + 3,4 равно 4,9

Пример 2. Найти значение выражения: 3,51 + 1,22

Записываем в столбик данное выражение, соблюдая правило «запятая под запятой»

В первую очередь складываем дробную часть, а именно сотые части 1+2=3. Записываем тройку в сотой части нашего ответа:

Теперь складываем десятые части 5+2=7. Записываем семёрку в десятой части нашего ответа:

Теперь складываем целые части 3+1=4. Записываем четвёрку в целой части нашего ответа:

Отделяем запятой целую часть от дробной, соблюдая правило «запятая под запятой»:

Получили ответ 4,73. Значит значение выражения 3,51 + 1,22 равно 4,73

3,51 + 1,22 = 4,73

Как и в обычных числах, при сложении десятичных дробей может произойти . В этом случае в ответе записывается одна цифра, а остальные переносят на следующий разряд.

Пример 3. Найти значение выражения 2,65 + 3,27

Записываем в столбик данное выражение:

Складываем сотые части 5+7=12. Число 12 не поместится в сотой части нашего ответа. Поэтому в сотой части записываем цифру 2, а единицу переносим на следующий разряд:

Теперь складываем десятые части 6+2=8 плюс единица, которая досталась от предыдущей операции, получим 9. Записываем цифру 9 в десятой части нашего ответа:

Теперь складываем целые части 2+3=5. Записываем цифру 5 в целой части нашего ответа:

Получили ответ 5,92. Значит значение выражения 2,65 + 3,27 равно 5,92

2,65 + 3,27 = 5,92

Пример 4. Найти значение выражения 9,5 + 2,8

Записываем в столбик данное выражение

Складываем дробные части 5 + 8 = 13. Число 13 не поместится в дробной часть нашего ответа, поэтому сначала записываем цифру 3, а единицу переносим на следующий разряд, точнее переносим её к целой части:

Теперь складываем целые части 9+2=11 плюс единица, которая досталась от предыдущей операции, получаем 12. Записываем число 12 в целой части нашего ответа:

Отделяем запятой целую часть от дробной:

Получили ответ 12,3. Значит значение выражения 9,5 + 2,8 равно 12,3

9,5 + 2,8 = 12,3

При сложении десятичных дробей количество цифр после запятой в обеих дробях должно быть одинаковым. Если цифр не хватает, то эти места в дробной части заполняются нулями.

Пример 5 . Найти значение выражения: 12,725 + 1,7

Прежде чем записывать в столбик данное выражение, сделаем количество цифр после запятой в обеих дробях одинаковым. В десятичной дроби 12,725 после запятой три цифры, а в дроби 1,7 только одна. Значит в дроби 1,7 в конце нужно добавить два нуля. Тогда получим дробь 1,700. Теперь можно записать в столбик данное выражение и начать вычислять:

Складываем тысячные части 5+0=5. Записываем цифру 5 в тысячной части нашего ответа:

Складываем сотые части 2+0=2. Записываем цифру 2 в сотой части нашего ответа:

Складываем десятые части 7+7=14. Число 14 не поместится в десятой части нашего ответа. Поэтому сначала записываем цифру 4, а единицу переносим на следующий разряд:

Теперь складываем целые части 12+1=13 плюс единица, которая досталась от предыдущей операции, получаем 14. Записываем число 14 в целой части нашего ответа:

Отделяем запятой целую часть от дробной:

Получили ответ 14,425. Значит значение выражения 12,725+1,700 равно 14,425

12,725+ 1,700 = 14,425

Вычитание десятичных дробей

При вычитании десятичных дробей нужно соблюдать те же правила что и при сложении: «запятая под запятой» и «равное количества цифр после запятой».

Пример 1. Найти значение выражения 2,5 − 2,2

Записываем в столбик данное выражение, соблюдая правило «запятая под запятой»:

Вычисляем дробную часть 5−2=3. Записываем цифру 3 в десятой части нашего ответа:

Вычисляем целую часть 2−2=0. Записываем ноль в целой части нашего ответа:

Отделяем запятой целую часть от дробной:

Получили ответ 0,3. Значит значение выражения 2,5 − 2,2 равно 0,3

2,5 − 2,2 = 0,3

Пример 2. Найти значение выражения 7,353 — 3,1

В этом выражении разное количество цифр после запятой. В дроби 7,353 после запятой три цифры, а в дроби 3,1 только одна. Значит в дроби 3,1 в конце нужно добавить два нуля, чтобы сделать количество цифр в обеих дробях одинаковым. Тогда получим 3,100.

Теперь можно записать в столбик данное выражение и вычислить его:

Получили ответ 4,253. Значит значение выражения 7,353 − 3,1 равно 4,253

7,353 — 3,1 = 4,253

Как и в обычных числах, иногда придётся занимать единицу у соседнего разряда, если вычитание станет невозможным.

Пример 3. Найти значение выражения 3,46 − 2,39

Вычитаем сотые части 6−9. От число 6 не вычесть число 9. Поэтому нужно занять единицу у соседнего разряда. Заняв единицу у соседнего разряда число 6 обращается в число 16. Теперь можно вычислить сотые части 16−9=7. Записываем семёрку в сотой части нашего ответа:

Теперь вычитаем десятые части. Поскольку мы заняли в разряде десятых одну единицу, то цифра, которая там располагалась, уменьшилась на одну единицу. Другими словами, в разряде десятых теперь не цифра 4, а цифра 3. Вычислим десятые части 3−3=0. Записываем ноль в десятой части нашего ответа:

Теперь вычитаем целые части 3−2=1. Записываем единицу в целой части нашего ответа:

Отделяем запятой целую часть от дробной:

Получили ответ 1,07. Значит значение выражения 3,46−2,39 равно 1,07

3,46−2,39=1,07

Пример 4 . Найти значение выражения 3−1,2

В этом примере из целого числа вычитается десятичная дробь. Запишем данное выражение столбиком так, чтобы целая часть десятичной дроби 1,23 оказалась под числом 3

Теперь сделаем количество цифр после запятой одинаковым. Для этого после числа 3 поставим запятую и допишем один ноль:

Теперь вычитаем десятые части: 0−2. От нуля не вычесть число 2. Поэтому нужно занять единицу у соседнего разряда. Заняв единицу у соседнего разряда, 0 обращается в число 10. Теперь можно вычислить десятые части 10−2=8. Записываем восьмёрку в десятой части нашего ответа:

Теперь вычитаем целые части. Раньше в целой располагалось число 3, но мы заняли у него одну единицу. В результате оно обратилось в число 2. Поэтому из 2 вычитаем 1. 2−1=1. Записываем единицу в целой части нашего ответа:

Отделяем запятой целую часть от дробной:

Получили ответ 1,8. Значит значение выражения 3−1,2 равно 1,8

Умножение десятичных дробей

Умножение десятичных дробей это просто и даже увлекательно. Чтобы перемножить десятичные дроби, нужно перемножить их как обычные числа, не обращая внимания на запятые.

Получив ответ, необходимо отделить запятой целую часть от дробной. Чтобы сделать это, надо посчитать количество цифр после запятой в обеих дробях, затем в ответе отсчитать справа столько же цифр и поставить запятую.

Пример 1. Найти значение выражения 2,5 × 1,5

Перемножим эти десятичные дроби как обычные числа, не обращая внимания на запятые. Чтобы не обращать внимания на запятые, можно на время представить, что они вообще отсутствуют:

Получили 375. В этом числе необходимо отделить запятой целую часть от дробной. Для этого нужно посчитать количество цифр после запятой в дробях 2,5 и 1,5. В первой дроби после запятой одна цифра, во второй дроби тоже одна. Итого две цифры.

Возвращаемся к числу 375 и начинаем двигаться справа налево. Нам нужно отсчитать две цифры справа и поставить запятую:

Получили ответ 3,75. Значит значение выражения 2,5 × 1,5 равно 3,75

2,5 × 1,5 = 3,75

Пример 2. Найти значение выражения 12,85 × 2,7

Перемножим эти десятичные дроби, не обращая внимания на запятые:

Получили 34695. В этом числе нужно отделить запятой целую часть от дробной. Для этого необходимо посчитать количество цифр после запятой в дробях 12,85 и 2,7. В дроби 12,85 после запятой две цифры, в дроби 2,7 одна цифра — итого три цифры.

Возвращаемся к числу 34695 и начинаем двигаться справа налево. Нам нужно отсчитать три цифры справа и поставить запятую:

Получили ответ 34,695. Значит значение выражения 12,85 × 2,7 равно 34,695

12,85 × 2,7 = 34,695

Умножение десятичной дроби на обычное число

Иногда возникают ситуации, когда требуется умножить десятичную дробь на обычное число.

Чтобы перемножить десятичную дробь и обычное число, нужно перемножить их, не обращая внимания на запятую в десятичной дроби. Получив ответ, необходимо отделить запятой целую часть от дробной. Для этого нужно посчитать количество цифр после запятой в десятичной дроби, затем в ответе отсчитать справа столько же цифр и поставить запятую.

Например, умножим 2,54 на 2

Умножаем десятичную дробь 2,54 на обычное число 2, не обращая внимания на запятую:

Получили число 508. В этом числе нужно отделить запятой целую часть от дробной. Для этого необходимо посчитать количество цифр после запятой в дроби 2,54. В дроби 2,54 после запятой две цифры.

Возвращаемся к числу 508 и начинаем двигаться справа налево. Нам нужно отсчитать две цифры справа и поставить запятую:

Получили ответ 5,08. Значит значение выражения 2,54 × 2 равно 5,08

2,54 × 2 = 5,08

Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000

Умножение десятичных дробей на 10, 100 или 1000 выполняется таким же образом, как и умножение десятичных дробей на обычные числа. Нужно выполнить умножение, не обращая внимания на запятую в десятичной дроби, затем в ответе отделить целую часть от дробной, отсчитав справа столько же цифр, сколько было цифр после запятой в десятичной дроби.

Например, умножим 2,88 на 10

Умножим десятичную дробь 2,88 на 10, не обращая внимания на запятую в десятичной дроби:

Получили 2880. В этом числе нужно отделить запятой целую часть от дробной. Для этого необходимо посчитать количество цифр после запятой в дроби 2,88. Видим, что в дроби 2,88 после запятой две цифры.

Возвращаемся к числу 2880 и начинаем двигаться справа налево. Нам нужно отсчитать две цифры справа и поставить запятую:

Получили ответ 28,80. Отбросим последний ноль — получим 28,8. Значит значение выражения 2,88×10 равно 28,8

2,88 × 10 = 28,8

Есть и второй способ умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000. Этот способ намного проще и удобнее. Он заключается в том, что запятая в десятичной дроби передвигается вправо на столько цифр, сколько нулей во множителе.

Например, решим предыдущий пример 2,88×10 этим способом. Не приводя никаких вычислений, сразу же смотрим на множитель 10. Нас интересует сколько в нём нулей. Видим, что в нём один ноль. Теперь в дроби 2,88 передвигаем запятую вправо на одну цифру, получим 28,8.

2,88 × 10 = 28,8

Попробуем умножить 2,88 на 100. Сразу же смотрим на множитель 100. Нас интересует сколько в нём нулей. Видим, что в нём два нуля. Теперь в дроби 2,88 передвигаем запятую вправо на две цифры, получаем 288

2,88 × 100 = 288

Попробуем умножить 2,88 на 1000. Сразу же смотрим на множитель 1000. Нас интересует сколько в нём нулей. Видим, что в нём три нуля. Теперь в дроби 2,88 передвигаем запятую вправо на три цифры. Третьей цифры там нет, поэтому мы дописываем ещё один ноль. В итоге получаем 2880.

2,88 × 1000 = 2880

Умножение десятичных дробей на 0,1 0,01 и 0,001

Умножение десятичных дробей на 0,1, 0,01 и 0,001 происходит таким же образом, как и умножение десятичной дроби на десятичную дробь. Необходимо перемножить дроби, как обычные числа, и в ответе поставить запятую, отсчитав столько цифр справа, сколько цифр после запятой в обеих дробях.

Например, умножим 3,25 на 0,1

Умножаем эти дроби, как обычные числа, не обращая внимания на запятые:

Получили 325. В этом числе нужно отделить запятой целую часть от дробной. Для этого необходимо посчитать количество цифр после запятой в дробях 3,25 и 0,1. В дроби 3,25 после запятой две цифры, в дроби 0,1 одна цифра. Итого три цифры.

Возвращаемся к числу 325 и начинаем двигаться справа налево. Нам нужно отсчитать три цифры справа и поставить запятую. Отсчитав три цифры мы обнаруживаем, что цифры закончились. В этом случае нужно дописать один ноль и поставить запятую:

Получили ответ 0,325. Значит значение выражения 3,25 × 0,1 равно 0,325

3,25 × 0,1 = 0,325

Есть и второй способ умножения десятичных дробей на 0,1, 0,01 и 0,001. Этот способ намного проще и удобнее. Он заключается в том, что запятая в десятичной дроби передвигается влево на столько цифр, сколько нулей во множителе.

Например, решим предыдущий пример 3,25 × 0,1 этим способом. Не приводя никаких вычислений сразу же смотрим на множитель 0,1. Нас интересует сколько в нём нулей. Видим, что в нём один ноль. Теперь в дроби 3,25 передвигаем запятую влево на одну цифру. Передвинув запятую на одну цифру влево мы видим, что перед тройкой больше нет никаких цифр. В этом случае дописываем один ноль и ставим запятую. В результате получаем 0,325

3,25 × 0,1 = 0,325

Попробуем умножить 3,25 на 0,01. Сразу же смотрим на множитель 0,01. Нас интересует сколько в нём нулей. Видим, что в нём два нуля. Теперь в дроби 3,25 передвигаем запятую влево на две цифры, получаем 0,0325

3,25 × 0,01 = 0,0325

Попробуем умножить 3,25 на 0,001. Сразу же смотрим на множитель 0,001. Нас интересует сколько в нём нулей. Видим, что в нём три нуля. Теперь в дроби 3,25 передвигаем запятую влево на три цифры, получаем 0,00325

3,25 × 0,001 = 0,00325

Нельзя путать умножение десятичных дробей на 0,1, 0,001 и 0,001 с умножением на 10, 100, 1000. Типичная ошибка большинства людей.

При умножении на 10, 100, 1000 запятая переносится вправо на столько же цифр сколько нулей во множителе.

А при умножении на 0,1, 0,01 и 0,001 запятая переносится влево на столько же цифр сколько нулей во множителе.

Если на первых порах это сложно запомнить, можно пользоваться первым способом, в котором умножение выполняется как с обычными числами. В ответе нужно будет отделить целую часть от дробной, отсчитав справа столько же цифр, сколько цифр после запятой в обеих дробях.

Деление меньшего числа на большее. Продвинутый уровень.

В одном из предыдущих уроков мы сказали, что при делении меньшего числа на большее получается дробь, в числителе которой делимое, а в знаменателе – делитель.

Например, чтобы разделить одно яблоко на двоих, нужно в числитель записать 1 (одно яблоко), а в знаменатель записать 2 (двое друзей). В результате получим дробь . Значит каждому другу достанется по яблока. Другими словами, по половине яблока. Дробь это ответ к задаче «как разделить одно яблоко на двоих»

Оказывается, можно решать эту задачу и дальше, если разделить 1 на 2. Ведь дробная черта в любой дроби означает деление, а значит и в дроби это деление разрешено. Но как? Мы ведь привыкли к тому, что делимое всегда больше делителя. А здесь наоборот, делимое меньше делителя.

Всё станет ясным, если вспомнить, что дробь означает дробление, деление, разделение. А значит и единица может быть раздроблена на сколько угодно частей, а не только на две части.

При разделении меньшего числа на большее получается десятичная дробь, в которой целая часть будет 0 (нулевой). Дробная часть же может быть любой.

Итак, разделим 1 на 2. Решим этот пример уголком:

Единицу на два просто так нацело не разделить. Если задать вопрос «сколько двоек в единице» , то ответом будет 0. Поэтому в частном записываем 0 и ставим запятую:

Теперь как обычно умножаем частное на делитель, чтобы вытащить остаток:

Настал момент, когда единицу можно дробить на две части. Для этого справа от полученной единички дописываем ещё один ноль:

Получили 10. Делим 10 на 2, получаем 5. Записываем пятёрку в дробной части нашего ответа:

Теперь вытаскиваем последний остаток, чтобы завершить вычисление. Умножаем 5 на 2, получаем 10

Получили ответ 0,5. Значит дробь равна 0,5

Половину яблока можно записать и с помощью десятичной дроби 0,5. Если сложить эти две половинки (0,5 и 0,5), мы опять получим изначальное одно целое яблоко:

Этот момент также можно понять, если представить, как 1 см делится на две части. Если 1 сантиметр разделить на 2 части, то получится 0,5 см

Пример 2. Найти значение выражения 4: 5

Сколько пятёрок в четвёрке? Нисколько. Записываем в частном 0 и ставим запятую:

Умножаем 0 на 5, получаем 0. Записываем ноль под четвёркой. Сразу же вычитаем этот ноль из делимого:

Теперь начнём дробить (делить) четвёрку на 5 частей. Для этого справа от 4 дописываем ноль и делим 40 на 5, получаем 8. Записываем восьмёрку в частном.

Завершаем пример, умножив 8 на 5, и получив 40:

Получили ответ 0,8. Значит значение выражения 4: 5 равно 0,8

Пример 3. Найти значение выражения 5: 125

Сколько чисел 125 в пятёрке? Нисколько. Записываем 0 в частном и ставим запятую:

Умножаем 0 на 5, получаем 0. Записываем 0 под пятёркой. Сразу же вычитаем из пятёрки 0

Теперь начнём дробить (делить) пятёрку на 125 частей. Для этого справа от этой пятёрки запишем ноль:

Делим 50 на 125. Сколько чисел 125 в числе 50? Нисколько. Значит в частном опять записываем 0

Умножаем 0 на 125, получаем 0. Записываем этот ноль под 50. Сразу же вычитаем 0 из 50

Теперь делим число 50 на 125 частей. Для этого справа от 50 запишем ещё один ноль:

Делим 500 на 125. Сколько чисел 125 в числе 500. В числе 500 четыре числа 125. Записываем четвёрку в частном:

Завершаем пример, умножив 4 на 125, и получив 500

Получили ответ 0,04. Значит значение выражения 5: 125 равно 0,04

Деление чисел без остатка

Итак, поставим в частном после единицы запятую, тем самым указывая, что деление целых частей закончилось и мы приступаем к дробной части:

Допишем ноль к остатку 4

Теперь делим 40 на 5, получаем 8. Записываем восьмёрку в частном:

40−40=0. Получили 0 в остатке. Значит деление на этом полностью завершено. При делении 9 на 5 получается десятичная дробь 1,8:

9: 5 = 1,8

Пример 2 . Разделить 84 на 5 без остатка

Сначала разделим 84 на 5 как обычно с остатком:

Получили в частном 16 и еще 4 в остатке. Теперь разделим этот остаток на 5. Поставим в частном запятую, а к остатку 4 допишем 0

Теперь делим 40 на 5, получаем 8. Записываем восьмерку в частном после запятой:

и завершаем пример, проверив есть ли еще остаток:

Деление десятичной дроби на обычное число

Десятичная дробь, как мы знаем состоит из целой и дробной части. При делении десятичной дроби на обычное число в первую очередь нужно:

  • разделить целую часть десятичной дроби на это число;
  • после того, как целая часть будет разделена, нужно в частном сразу же поставить запятую и продолжить вычисление, как в обычном делении.

Например, разделим 4,8 на 2

Запишем этот пример уголком:

Теперь разделим целую часть на 2. Четыре разделить на два будет два. Записываем двойку в частном и сразу же ставим запятую:

Теперь умножаем частное на делитель и смотрим есть ли остаток от деления:

4−4=0. Остаток равен нулю. Ноль пока не записываем, поскольку решение не завершено. Далее продолжаем вычислять, как в обычном делении. Сносим 8 и делим её на 2

8: 2 = 4. Записываем четвёрку в частном и сразу умножаем её на делитель:

Получили ответ 2,4. Значение выражения 4,8: 2 равно 2,4

Пример 2. Найти значение выражения 8,43: 3

Делим 8 на 3, получаем 2. Сразу же ставим запятую после двойки:

Теперь умножаем частное на делитель 2 × 3 = 6. Записываем шестёрку под восьмёркой и находим остаток:

Делим 24 на 3, получаем 8. Записываем восьмёрку в частном. Сразу же умножаем её на делитель, чтобы найти остаток от деления:

24−24=0. Остаток равен нулю. Ноль пока не записываем. Сносим последнюю тройку из делимого и делим на 3, получим 1. Сразу же умножаем 1 на 3, чтобы завершить этот пример:

Получили ответ 2,81. Значит значение выражения 8,43: 3 равно 2,81

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько же цифр, сколько их после запятой в делителе, и затем выполнить деление на обычное число.

Например, разделим 5,95 на 1,7

Запишем уголком данное выражение

Теперь в делимом и в делителе перенесём запятую вправо на столько же цифр, сколько их после запятой в делителе. В делителе после запятой одна цифра. Значит мы должны в делимом и в делителе перенести запятую вправо на одну цифру. Переносим:

После перенесения запятой вправо на одну цифру десятичная дробь 5,95 обратилась в дробь 59,5. А десятичная дробь 1,7 после перенесения запятой вправо на одну цифру обратилась в обычное число 17. А как делить десятичную дробь на обычное число мы уже знаем. Дальнейшее вычисление не составляет особого труда:

Запятая переносится вправо с целью облегчить деление. Это допускается по причине того, что при умножении или делении делимого и делителя на одно и то же число, частное не меняется. Что это значит?

Это одна из интересных особенностей деления. Его называют свойством частного. Рассмотрим выражение 9: 3 = 3. Если в этом выражении делимое и делитель умножить или разделить на одно и то же число, то частное 3 не изменится.

Давайте умножим делимое и делитель на 2, и посмотрим, что из этого получится:

(9 × 2 ) : (3 × 2 ) = 18: 6 = 3

Как видно из примера, частное не поменялось.

Тоже самое происходит, когда мы переносим запятую в делимом и в делителе. В предыдущем примере, где мы делили 5,91 на 1,7 мы перенесли в делимом и делителе запятую на одну цифру вправо. После переноса запятой, дробь 5,91 преобразовалась в дробь 59,1 а дробь 1,7 преобразовалась в обычное число 17.

На самом деле внутри этого процесса происходило умножение на 10. Вот как это выглядело:

5,91 × 10 = 59,1

Поэтому от количества цифр после запятой в делителе зависит то, на что будет умножено делимое и делитель. Другими словами, от количества цифр после запятой в делителе будет зависеть то, на сколько цифр в делимом и в делителе запятая будет перенесена вправо.

Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000

Деление десятичной дроби на 10, 100, или 1000 осуществляется таким же образом, как и . Например, разделим 2,1 на 10. Решим этот пример уголком:

Но есть и второй способ. Он более лёгкий. Суть этого способа в том, что запятая в делимом переносится влево на столько цифр, сколько нулей в делителе.

Решим предыдущий пример этим способом. 2,1: 10. Смотрим на делитель. Нас интересует сколько в нём нулей. Видим, что там один ноль. Значит в делимом 2,1 нужно перенести запятую влево на одну цифру. Переносим запятую влево на одну цифру и видим, что там больше не осталось цифр. В этом случае перед цифрой дописываем ещё один ноль. В итоге получаем 0,21

Попробуем разделить 2,1 на 100. В числе 100 два нуля. Значит в делимом 2,1 надо перенести запятую влево на две цифры:

2,1: 100 = 0,021

Попробуем разделить 2,1 на 1000. В числе 1000 три нуля. Значит в делимом 2,1 надо перенести запятую влево на три цифры:

2,1: 1000 = 0,0021

Деление десятичной дроби на 0,1, 0,01 и 0,001

Деление десятичной дроби на 0,1, 0,01, и 0,001 осуществляется таким же образом, как и . В делимом и в делителе надо перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе.

Например, разделим 6,3 на 0,1. В первую очередь перенесём запятые в делимом и в делителе вправо на столько же цифр, сколько их после запятой в делителе. В делителе после запятой одна цифра. Значит переносим запятые в делимом и в делителе вправо на одну цифру.

После перенесения запятой вправо на одну цифру, десятичная дробь 6,3 превращается в обычное число 63, а десятичная дробь 0,1 после перенесения запятой вправо на одну цифру превращается в единицу. А разделить 63 на 1 очень просто:

Значит значение выражения 6,3: 0,1 равно 63

Но есть и второй способ. Он более лёгкий. Суть этого способа в том, что запятая в делимом переносится вправо на столько цифр, сколько нулей в делителе.

Решим предыдущий пример этим способом. 6,3: 0,1. Смотрим на делитель. Нас интересует сколько в нём нулей. Видим, что там один ноль. Значит в делимом 6,3 нужно перенести запятую вправо на одну цифру. Переносим запятую вправо на одну цифру и получаем 63

Попробуем разделить 6,3 на 0,01. В делителе 0,01 два нуля. Значит в делимом 6,3 надо перенести запятую вправо на две цифры. Но в делимом после запятой только одна цифра. В этом случае в конце нужно дописать ещё один ноль. В результате получим 630

Попробуем разделить 6,3 на 0,001. В делителе 0,001 три нуля. Значит в делимом 6,3 надо перенести запятую вправо на три цифры:

6,3: 0,001 = 6300

Задания для самостоятельного решения

Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 51 имени Ф.А.Абрамова»

Конспект урока

по математике

в 5 классе

на тему « »

Подготовила:

Белая Любовь Васильевна,

учитель математики,

Архангельск

2015

Тема: « Повторение. Действия с десятичными дробями »

Класс: 5 класс

Форма проведения: деловая игра - игровой метод активного коллективного обучения.

Цель урока: отработка навыка выполнения действий с десятичными дробями, решения примеров и задач изученных видов.

Задачи:

1. Закрепить применение правил выполнения действий с десятичными дробями в устном счёте, при решении задач, уравнений, в заданиях прикладного характера;

2. познакомить учащихся с историей Пионерской организации;

3. формировать навыки совместной работы, формировать у

детей умения анализировать, сравнивать, обобщать;

4. формировать умения и навыки социального взаимодействия и общения, навыки индивидуального и совместного принятия решений;

5. воспитывать чувство любви и уважения к истории своей Родины;

6. содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    ОРГ. момент.

Начало урока. Звук горна «На построение».

Кто знает, какой инструмент сейчас звучал?

Вы слышали звук горна «На построение».

Сегодня у нас не обычный урок. И необычен он не только тем, что сегодня у нас на уроке гости, а ещё и тем, что сегодня на уроке мы вернёмся в прошлый век, я и наши гости вспомнят советское детство, а вы узнаете, каким оно было, и даже примерите на себя некоторые роли.

Учащиеся высказываются.

    Устно:

Задание на развитие внимания, памяти.

Внимание на экран.

Смотрите, запоминайте 1 мин., готовьтесь отвечать на мои вопросы.

0,5 П 0,1 И О 0,25 Н Е 0,75 0,125 Р 0,2 (Слайд 1)

Назовите десятичные дроби, обыкновенные дроби.

Назовите пары равных дробей. Сколько их?

Сколько букв было в тексте? Какое слово они составляют?

Кто такой пионер? (слайд 2)

ПИОНЕР – исследователь, зачинатель чего-либо, человек, одним из первых проникший в новую, неисследованную область, проложивший новые пути в науке, технике, искусстве.

А ещё пионер – это член пионерской организации.

(Слайд 3)

Прочитайте текст, посвященный пионерской организации.

Почему я решила сегодня вспомнить о пионерской организации?

Сколько лет исполнилось вчера пионерскому движению?

- Что являлось основой Всесоюзной пионерской организации?

Я предлагаю вам сегодня побыть в роли пионеров.

В пионерскую организацию принимаются школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке, дает Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручает ему красный пионерский галстук и пионерский значок.

(Слайд 4,5) Девиз пионеров.

Ваш класс, отряд 5 «Б» войдет в состав пионерской дружины школы №51. Я исполню роль председателя совета дружины. Обычно отряды носили имя или пионеров героев, или героев ВОВ.

А группы, на которые мы с вами разделились – это звенья отряда. 1 звено, 2 звено … 5 звено. Выберите ответственных в группе – это звеньевые.

Чтобы звеньевые выделялись в звене я предлагаю нашим гостям повязать им галстуки.

Учащиеся запоминают в течение 1 минуты, отвечают на вопросы учителя по памяти.

Высказывают определения слова – пионер.

Учащиеся читают текст.

Отвечают на вопросы учителя

Торжественное обещание 1 чел.

Гости повязывают галстуки звеньевым.

Звук горна

    Мотивация. Актуализация знаний учащихся

Пионерская организация школы №51 на совете дружины в лице председателя определила ваш класс для проведения открытого урока по теме «Действия с десятичными дробями». Я объявляю соревнование на определение правофлангового звена. Каждое звено берёт на себя обязательство быть собранными, внимательными, не терять времени зря и повторить действия с десятичными дробями. За выполненную работу звена я буду выдавать звёздочки. По количеству звёзд мы определим правофланговое звено. А звеньевые оценят пионеров своего звена. Листы учета на столах.

Пионеры к повторению темы «Действия с десятичными дробями будьте готовы!

1 задание (3 минуты)

На листах составить опорные схемы выполнения действий с десятичными дробями:

1 звено – сложение и вычитание;

2 звено – умножение;

3 звено – деление;

4 звено – умножение и деление на 10, 100 …

5 звено – умножение и деление на 0,1; 0,01

1 уч. представляет опорную схему и правило.

Всегда готовы!

Работа в группах, звучит гимн «Взвейтесь кострами..»

    Работа в группах. Устный счёт.

2 задание (5 минут)

Определите главные атрибуты пионерской организации.

Устный счет:

4+4,23

0,94 – 0,21

0,3: 100

0,05 1,8

8: 0,4

25: 0,1

4 – 1,5

0,4 80

(0,4) 2

8,23

0,73

8,23

0,16

0,16

2,5

250

0,09

0,003

0,73

0,16

Выполняют задания на листах,

Вписывают ответы в таблицы.

За выполненное задание звезда

    Действия с десятичными дробями

3 задание (5 минут)

У пионеров были свои законы, свои правила, обязательные для всех, кто носит красный галстук.

Слайд

Ещё 5 законов вы определите, решив примеры и расположив карточки в порядке возрастания.

Учащиеся выполняют задания, распределив между собой примеры.

За выполненное задание звезда

    Физкультминутка

Физкультминутка

Солнце глянуло в тетрадку 1,2,3,4,5

Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире 1,2,3,4,5

Наклониться – 3,4

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

Звучит горн

Речёвка

Ходьба на месте

Приседания

Руки в стороны

Наклоны

Прыжки

Ходьба на месте

    Решение задач.

Пионерия – это отрядные сборы, весёлые походы, это ночные костры в пионерских лагерях., пионерская игра «Зарница», конкурсы – смотры барабанщиков, знамённых групп, горнистов, пионерских комнат .

Пионеры участвовали в Великой Отечественной войне, а в тылу стояли у станков, собирали на полях колоски пшеницы, многие стали Героями Советского Союза, сегодня это ветераны войны и труда. В послевоенное время пионеры собирали металлолом, макулатуру, работали в трудовых бригадах.

Решение задач:

За лето один суслик уничтожает около 0,12 ц хлеба. Пионеры весной истребили на 37,5 га 1 250 сусликов. Сколько хлеба сохранили школьники для колхоза? Сколько сбережённого хлеба приходится на 1 га?

Пионерская бригада в первый день прополола 4,2 га свёклы, во второй день 3,9 га, а в третий 4,5 га. Определять среднюю выработку бригады за день.

Три пионерских отряда собрали 555,5 кг макулатуры. 2 отряд собрал в 2 раза меньше, чем 1 отряд, а 3 отряд – на 55 кг меньше, чем 1. Сколько кг макулатуры собрал каждый отряд.

Мальчики из двух пионерских отрядов собирали металлолом. 1 отряд собрал 150 кг металлолома, что составило 60% общего сбора. Сколько всего металлолома собрали ребята из пионерских отрядов?

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выбирают задачи и решают

Итог урока, рефлексия.

Подведём итоги

Звеньевые готовят листы учета, подсчитывают звёзды.

Правофланговым звеном объявляется …, звеньевой …

Что нового узнали на уроке?

О, детская святая вера!

И чистый, светлый, детский взгляд.

Я был когда-то пионером

И верил в то, что говорят.

Носил с достоинством и честью

Кусочек флага на груди

И счастлив был той самой вестью,

Что коммунизм ждет впереди…

Другие времена настали,

Мы на пороге новых Эр.

От перемен слегка устали.

Но в сердце я – тот пионер.

Все также верю, верю свято

В Творца и в счастье и в себя.

Живу с надеждою, ребята!

Живу как в детстве – жизнь любя! (А. Эдман)

Вы достойны носить звание пионера. Стойко преодолевать трудности в изучении математики, держать направление на отличные результаты, написать хорошо итоговую контрольную работу по математике будьте готовы!

Звук горна

Построение.

Домашнее задание

Составить задачу с десятичными дробями о деятельности пионеров. На отдельном листе.

Приложение 1

Карточки для индивидуальной работы у доски.

Карточка 1

    Сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей

    Вычислить

12,31- 4,711; 2,131+3,79

Карточка 2

    Сформулировать правило умножения десятичной дроби на натуральное число

    Вычислить

3,17 ; 4,18

Карточка 3

    Сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число

    Вычислить

13,5 ; 14,81

Приложение №2

Задания для работы в группах.

Группа 1

    При вычислении следующих сумм допущено не менее двух ошибок. Найдите их.

    Не проводя точных вычислений суммы (1,2347 + 0,3455 + 2,13547), исключите неверные ответы:

    37,15671; 2) 3,71567; 3) 2,61504; 4) 5,61504

    Как бы вы стали проверять решение любого примера на сложение и вычитание?

Группа 2

    Проверьте решение примеров. Исправьте ошибки и подумайте о причинах их появления.

    10,25 – 3 = 10,22

    9,234 – 5,679 = 3,555

    9,234 – 4,536 = 4,698

    25,78 – 0,2 = 23,78

    4,676 – 0,03 = 4,673

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то