Лидия чарская - записки маленькой гимназистки. Лидия чарская записки маленькой гимназистки Жорж герой записки маленькой гимназистки

Разделы: Литература

Класс: 6

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело. В.Г.Белинский.

Ход урока

Имя писательницы, о произведении которой мы будем сегодня говорить, многим известно. Лидия Чарская посвятила своё творчество детям. Детские поступки, характеры, взаимоотношения – всё охватила она в своих повестях и рассказах.

Эпиграфом к уроку “Сила доброты в повести..” являются слова В.Г.Белинского “Детские книги….”.

Как вы понимаете слова русского критика? (Обсуждение)

Какие чувства воспитывает в читателях Л.Чарская? Обратимся к повести “Записки маленькой гимназистки”. (Анализ повести )

Понравилась вам повесть? Чем? (Ответы учащихся).

Поговорим о главной героине произведения. Начнём с имени.

Что означает имя ЕЛЕНА? (Елена – греч. – свет)

Как звала её мамочка? (Ленушка)

Какую характеристику имеет в грамматике суффикс –ушк?

(уменьшительно-ласкательный суфф. (= любовь, нежность матери к ребёнку).

Расскажите кратко историю Лены.

(Пересказ событийных моментов: трагические события: болезнь и смерть мамы, приезд в город к дяде, знакомство с двоюродными братьями и сёстрами).

Как приняли Лену в семье дяди?

Что вы можете сказать о новых родственниках Лены? (Данное задание – домашнее: подготовить рассказ о новых родственниках Лены).

  • Глава 4 “Семейство Икониных”.
  • Глава 5 “Разбитая ваза”.
  • Глава 6 “Горбунья. Новый враг”.

Как вы думаете, почему Лену невзлюбили в семье дяди?

Заполним таблицу “Друзья и враги Лены” (Работа в группах)

  • Проводник Никифор Матвеевич
  • Его дочь Нюра
  • Графиня Анна Симолинь
  • Дуняша (служанка в доме Икониных)
  • Враги
  • Матильда Францевна (гувернантка Икониных с.209)
  • Сёстры Нина, Жюли, братья Толя, Жорж.
  • Тётя Нелли.

Почему дети в семье Икониных были злыми? (Мама уделяла мало времени детям, считала, что мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала внимания на бедняжку Жюли).

(Работа в группах.)

Характеристика детей. (Учащиеся ведут обсуждение в группах, находят цитаты, подтверждающие их ответы, затем работаем всем классом).

Вывод:

  • Нина – похожая на мать – надменная красавица.
  • Жорж – эгоистичный мальчик.
  • Жюли – несчастная горбунья, обозлённая на всех из-за своего уродства.
  • Толя – ещё совсем маленький мальчик, повторяющий слова за взрослыми, но именно Толя первый изменил своё отношение к Лене. В какой момент это произошло? (Читаем главу “Филька пропал” 10, “Маленький друг” 11). (Чтение по ролям )

В мальчике проснулось чувство жалости.

Как назвал Толю старший брат? (Пятница)

Героя какого произведения вспомнил Жорж? (Д.Дефо “Робинзон Крузо”) с.263.

А почему именно Пятница?

Итак, врагов становится меньше. (Обращаемся к таблице, имя Толи пишем в колонку ДРУЗЬЯ)

А теперь поговорим о Жюли. (Лично мне сразу стало жалко эту девочку)

Поиграем: 1 ученица – Жюли, она отвечает на вопросы ребят из групп: зачем мешала Лене?

  • Почему строила козни?
  • Как повлияла на тебя сестра Лена? С. 298 (Ролевая игра)

(Жюли = Юля. 1. Закрыла филина в коробке – он задохнулся; 2. Бросила в печку красную книжку учительницы нем. яз. – Лена в гимназии ходила с табличкой “Воровка”. Это было стыдно, унизительно, несправедливо).

Кто помог Лене преодолеть неприятности, кто её поддержал в трудную минуту? (графиня Анна Симолинь).

С кем из сказочных героев ассоциируется эта героиня? (Вспомните названия произведений, в которых героям в их беде помогают добрые волшебники или обыкновенные люди) (Игра “Кто больше”)

  • “Морозко”
  • “Золушка”
  • “Госпожа Метелица”
  • “Кощей Бессмертный”
  • “Царевна-лягушка” ….

Итак, Ленушка приобрела в лице Анны и настоящего друга, и доброго заступника.

Как вы думаете, какой момент в повести можно считать наивысшим подъёмом в развитии действий, т.е. кульминацией?

(Лена услышала от тёти Нелли, что перевернулся поезд, следовавший из Петербурга. Она решила, что погиб Никифор Матвеевич, отец её подруги Нюры….с.303 “ Ужасная новость”)

Как повела себя Лена?

(Выборочное чтение главы 21 – 23)

В семье Икониных переживали об исчезновении Лены?

- “Переживали” - это слово было знакомо семейству до появления Лены в их доме?

Что значит “переживать”?

Что изменилось в сердцах Икониных? (Работа в группах )

Изобразите в цвете: дом Икониных до появления Лены в нём и с появлением девочки.

(До- жестокость, эгоизм, одиночество, недружелюбие

С появлением – дружба, внимание, радость, сопереживание.)

Графиня предложила Ленушке стать её названой сестрой и остаться жить в её доме.

Какой выбор сделала Лена?

(Осталась в семье дяди).

Работа в группах

Как вы понимаете слова графини: “…у меня тебя ждёт вечный праздник, а здесь ты должна стать утешением…”? (Обсуждение).

И вновь обращаемся к словам В.Г.Белинского: “Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело”.

Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь умирает писатель, но его книги живут) сердечную доброту в людях, счастье общения.

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Написать отзыв о книге Л.Чарской “Записки маленькой гимназистки”.

2. Написать сочинение – рассуждение на тему “Правильно поступила Лена, оставшись у дяди?

Главным персонажем произведения является осиротевшая девочка.

Её мама, предчувствующая свою скорую смерть, позаботилась о судьбе дочки. Она попросила кузена, живущего в Петербурге, помочь девочке.

Приехав к своим родственникам, сирота тут же испытала на себе недовольство и презрение детей дяди. Они не хотят видеть в ней сестру, для них она нищая и забитая провинциалка. Дети всячески показывают своё превосходство, стараясь как можно больнее и жёстче обидеть и унизить Лену. Братья и сёстры наушничают на девочку своей гувернантке, обвиняя её в поступках, которых та не совершала. Гувернантка полностью на их стороне. Матильда Францевна, понимая, что тётя Нелли не горит желанием привечать у себя племянницу, с ненавистью относится к осиротевшей девочке, она жёстко и немилосердно наказывает ребёнка.

Тетя Нелли также не выказывает родственных чувств, она стремится поскорее отправить племянницу в гимназию, где и займутся её воспитанием.

В семье Икониных Лена знакомится со старшей дочерью тёти Нелли, Жюли. Бедная девочка с рождения обезображена и уродлива, что и наложило неизгладимый отпечаток на детскую душу, превратив её в жестокого и злобного зверька. Лена от всей души сочувствует Жюли, но бесчувственная и злопамятная девчонка отвергает жалость и сердечное отношение сестры, затаивая злобу на свою новую родственницу, ради которой ей пришлось освободить свою комнату.

Лена, почувствовав всю нелюбовь и бессердечное отношение своих родственников, с нетерпением ожидает занятий в гимназии. И вот наступает день, когда Матильда Францевна ведёт девочку к начальнице гимназии, Чириковой Анне Владимировне. Гувернантка прикладывает все усилия, стараясь как можно хуже охарактеризовать будущую ученицу заведения, пытаясь свалить на неё все грехи своих воспитанников. Но Анна Владимировна оказалась чуткой и справедливой женщиной, доброе отношение и сочувствие к девочке вызвало в Леночке бурю эмоций, и когда гувернантка ушла, Лена горько разрыдалась.

Жюли тоже постаралась выказать свою кузину с самой плохой стороны, обвиняя её во лжи и строптивости, подлости и лицемерии. Для маленькой героини началась новая полоса унижений и оскорблений, которые ей пришлось испытать теперь со стороны всего класса. Лена тяжело переживала ненависть и несправедливость сокурсниц, организовавших на безответную девочку беспощадную травлю.

Воспрять духом ей помогла Анна Симолинь, своей добротой и честностью заслужившая авторитет всей гимназии, Анна предложила Лене свою дружбу и покровительство.

Через некоторое время Леночке опять выпадают всеобщее негодование и ненависть. Она взяла на себя вину Жюли и была обвинена в краже. Её ожидало презрение семьи. И тут в Жюли просыпается совесть, она искренне раскаивается перед так глубоко обиженной ей Леной. Вместе с Толей они умоляют девочку не покидать их, и тётя Нелли понимает самоотверженность и великодушие племянницы, сумевшей изменить её детей.

Доброта и бескорыстие облагораживают даже самые чёрствые души.

Картинка или рисунок Записки маленькой гимназистки

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бианки Мурзук

    Старик-охотник, лесной сторож увидел, как рысь убила косулю. Он хотел убить хищника, но выстрелив, только ранил его. В схватке со зверем, старик убил его. Это была мамаша рысенка, Мурзука, которого приручил в дальнейшем старик

  • Краткое содержание Чехов Радость

    В сонный дом своих родителей вбегает взволнованный, взъерошенный, радостный их сын - Митя. Дом сонный, так как все уже собирались спать, но Митя нарушил все спокойствие. Он не находит себе места, повторяет

  • Краткое содержание Елка Митрича Телешов

    Канун Рождественского сочельника. Семен Дмитриевич или просто Митрич, стороживший переселенческий барак, думал о предстоящем веселье. Семена тяготила несправедливость. Некоторые будут радоваться празднику

  • Краткое содержание Глупая история Зощенко

    В этом рассказе представлена, действительно, глупая история, но о её абсурдной причине читатель узнаёт в финале. Сначала она может показаться страшноватой и очень серьёзной.

  • Краткое содержание Гранин Картина

    Глава небольшого районного городка Лосев находился в рабочей командировке в столице. В свободное от работы время он решил посетить художественную выставку, на которой обратил внимание на неприметную, на первый взгляд, картину.

Лидия Алексеевна Чарская, словно настоящий инженер человеческих душ, вводит в канву своего повествования девочку, обладающую талантом доброты и самопожертвования. Много поколений русских девушек считало своей настольной книгой «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание ее показывает, как обладающий не показными, а настоящими добродетелями человек способен изменить окружающий его мир к лучшему. Главная героиня повести - девятилетняя девочка. Она светлая и добрая (по-гречески имя Елена означает «свет»).

Осиротевшая Леночка

Читатель знакомится с ней, когда она мчится в поезде из ее родного приволжского Рыбинска к Петербургу. Печальная это поездка, не по своей воле она мчится. Девочка осиротела. Ее любимая «самая милая, добрая» матушка с глазами, похожими на глаза ангела, изображенного в церкви, простудилась, «когда лед тронулся», и, исхудав, став «словно восковой», умерла в сентябре.

Трагически начинаются «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание вступительной части заключается в воспитании чистой и нежной натуры ребенка.

Мама, чувствуя приближение своей кончины, обратилась с просьбой к двоюродному брату Иконину Михаилу Васильевичу, проживающему в Петербурге и имеющему чин генерала (статского советника), воспитать девочку.

Марьюшка купила девочке железнодорожный билет до Петербурга, отослала телеграмму дяде - встретить девочку - и поручила присмотреть за Леночкой в дороге знакомому проводнику - Никифору Матвеевичу.

В доме у дядюшки

Красочно сцену, происходящую в доме у статского советника, описывает «Записки маленькой гимназистки» содержат изображение неприветливой унизительной встречи ее сестрой и двумя братьями. Леночка зашла в калошах в гостиную, и это не осталось незамеченным, сразу же обратилось в упрек ей. Напротив нее, ухмыляясь, с явным чувством превосходства, стояли белокурая, похожая на со вздернутой капризно верхней губкой Нина; мальчик постарше, с чертами, подобными ей, - Жоржик, и худощавый, кривляющийся младший сын статского советника Толя.

Как они восприняли приехавшую из провинции кузину? Повесть «Записки маленькой гимназистки» отвечает на этот вопрос: с отвращением, с чувством своего превосходства, со специфической детской жестокостью («нищая», «мокрица», «не нужна нам она», взятая «из жалости»). Леночка стойко переносила издевательства, но когда Толик, дразнясь и кривляясь, в разговоре упомянул покойную матушку девочки, она толкнула его, и мальчик разбил дорогую японскую

Разбитая ваза

Тут же эти маленькие Иконины побежали жаловаться Баварии Ивановне (так они про себя называли гувернантку Матильду Францевну), по-своему переврав ситуацию и обвинив Леночку.

Трогательно описывает сцену восприятия содеянного нежной и неозлобившейся девочкой Лидия Чарская. «Записки маленькой гимназистки» содержат очевидный контраст: Леночка не думает о братьях и сестре со злостью, не обзывает их в мыслях, как это постоянно делают они. «Ну как мне быть с этими задирами?» - спрашивает она, смотря на серое петербуржское небо и представляя свою покойную матушку. Она разговаривала с ней своим «сильнобьющимся сердцем».

Очень скоро приехал «дядя Мишель» (как представился дядя своей племяннице) с женой, тетей Нелли. Тетя, как было видно, не собиралась относиться к племяннице, как к родной, а хотела попросту отдать ее в гимназию, где ее «вымуштруют». Дядя, узнав о разбитой вазе, помрачнел. Затем все пошли обедать.

Старшая дочь Икониных - Юлия (Жюли)

Во время обеда Леночка познакомилась еще с одной обитательницей этого дома, горбатой Жюли, старшей дочкой тети Нелли. «Записки маленькой гимназистки» описывают ее обезображенной недугом, узколицей, плоскогрудой, горбатой, ранимой и озлобленной девочкой. Ее не понимали в семье Икониных, она была изгоем. Леночка оказалась единственной, кто от души жалел бедную обезображенную природой девочку, у которой прекрасными были лишь глаза, похожие на «два бриллианта».

Однако Жюли возненавидела вновь прибывшую родственницу за то, что ту вселили в комнатку, ранее принадлежащую ей.

Месть Жюли

Новость о том, что ей завтра следует идти в гимназию, обрадовала Леночку. И когда Матильда Францевна в своем стиле приказала девочке идти "разбирать свои вещи" перед школой, та побежала в гостиную. Однако вещи уже перенесли в крохотную комнатушку с одним окном, узкой кроваткой, рукомойником и комодом (бывшую комнату Жюли). Контрастно с детской и гостиной изображает этот скучный уголок Лидия Чарская. Книги ее часто словно описывают непростое детство и юность самой писательницы. Она, подобно главной героине повести, рано лишилась матери. Мачеху же Лидия ненавидела, поэтому пару раз сбегала из дому. С 15 лет она вела дневник.

Однако вернемся к сюжету повести «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание дальнейших событий заключается в злобной шалости Жюли и Ниночки. Вначале первая, а затем вторая разбрасывали по комнате вещи из чемодана Леночки, затем сломали стол. А потом Жюли обвинила несчастную сироту, что та ударила Ниночку.

Незаслуженное наказание

Со знанием дела (очевиден личный опыт) описывает последовавшее наказание главной героини Лидия Чарская. «Записки маленькой гимназистки» содержат гнетущую сцену насилия над сиротой и вопиющей несправедливости. Рассердившаяся грубая и немилосердная гувернантка втолкнула девочку в какую-то пыльную, темную, холодную нежилую комнату и закрыла за ней задвижку с внешней стороны двери. Внезапно в темноте возникла пара огромных желтых глаз, летящих прямо к Леночке. Та упала наземь и потеряла сознание.

Гувернантка, обнаружив обмякшее тело Лены, сама испугалась. И выпустила девочку из заточения. Ее не предупредили, что там живет ручной филин.

Иконина-первая и Иконина-вторая

На следующий день гувернантка привела девочку к директору гимназии - Чириковой Анне Владимировне, даме высокой и статной с седыми волосами и молодым лицом. Матильда Францевна охарактеризовала Леночку, взвалив на нее всю вину за проделки сестер и братьев, но начальница не поверила ей. Анна Владимировна тепло отнеслась к девочке, которая по уходу гувернантки разразилась слезами. Она направила Леночку в класс, сказав, что учащаяся в нем же Жюли (Юлия Иконина) познакомит девочку с остальными.

Диктант. Травля

«Рекомендация» Жюли была своеобразна: она оболгала Леночку перед всем классом, заявив, что не считает ее сестрой, обвинив в драчливости и лживости. Клевета сделала свое дело. В классе, где первую скрипку играли две-три эгоистичных, физически крепких наглых девочки, скорых на расправу и травлю, была создана атмосфера нетерпимости вокруг Леночки.

Учитель Василий Васильевич удивился таким неродственным отношениям. Он усадил Леночку возле Жебелевой, а затем начался диктант. Леночка (Иконина-вторая, как ее назвал учитель) написала его каллиграфически и без помарок, а Жюли (Иконина-первая) допустила двадцать ошибок. Дальнейшие события в классе, где все боялись перечить обнаглевшей Ивиной, мы опишем кратко.

«Записки маленькой гимназистки» содержат сцену жестокой травли новой ученицы всем классом. Ее окружили, со всех сторон толкали, дергали. Злословила в ее адрес завистливая Жебелева и Жюли. Однако этим двум было далеко до известных в гимназии шалуний и сорвиголов Ивиной и Жени Рош.

Зачем же Ивина и другие инициировали Чтобы «сломать» новенькую, лишить воли, заставить быть послушной. Получилось ли это у юных хулиганок? Нет.

Лена страдает за поступок Жюли. Первое чудо

На пятый день пребывания в доме у дяди на Леночку обрушилось еще одно несчастье. Жюли, обозленная на Жоржа за то, что тот доложил папе о полученной ею единице на уроке закона Божьего, закрыла его бедную сову в ящике.

Жорж был привязан к птице, которую дрессировал и кормил. Жюли, не удержавшись от ликования, выдала себя в присутствии Леночки. Однако Матильда Францевна уже нашла тельце бедного Фильки и по-своему определила его убийцу.

Ее поддержала жена генерала, и Леночку должны были высечь. Жестокие нравы в этом доме показывают «Записки маленькой гимназистки». Главные герои зачастую не только немилосердны, но и несправедливы.

Однако здесь и произошло первое чудо, открылась Добру первая душа. Когда Бавария Ивановна занесла над бедной девочкой розгу, экзекуцию прервал истошный крик: "Не смейте сечь!" Его издал ворвавшийся в комнату бледный, трясущийся, с крупными слезами на лице младший брат Толя "Она сирота, она не виновата! Ее жалеть надо". С этого момента он и Лена стали дружны.

Белая ворона

Однажды черненькая Ивина и полненькая Женя Рош решили "затравить" учителя литературы Василия Васильевича. Как обычно, остальной класс их поддержал. Одна лишь Леночка, вызванная учителем, без издевок ответила домашнее задание.

Такой вспышки ненависти к себе Леночка еще никогда не видела… Ее поволокли по коридору, втолкнули в пустующее помещение и закрыли. Девочка плакала, ей было очень тяжело. Она звала мамочку, она даже была готова вернуться в Рыбинск.

И тут произошло второе чудо в ее жизни… К ней подошла любимица всей гимназии, ученица старшего курса, графиня Анна Симолинь. Она, будучи сама кроткой и доброй, поняла, каким сокровищем является душа Леночки, утерла ей слезы, успокоила и искренне предложила несчастной девочке свою дружбу. Иконина-вторая после этого буквально «восстала из пепла», она была готова учиться дальше в этой гимназии.

Маленькая победа

Вскоре дядюшка девочки объявил детям, что в доме будет бал, и предложил им написать приглашение своим друзьям. Как сказал генерал, будет всего лишь одна гостья от него - дочь начальника. О том, как Жорж и Ниночка пригласили школьных друзей, а Леночка же - Нюрочку (дочь кондуктора Никифора Матвеевича), писательница Лидия Чарская ведет свой дальнейший рассказ. «Записки маленькой гимназистки» представляют для Леночки и Нюрочки первую часть бала провальной: они оказались объектом насмешек со стороны детей, воспитанных в презрении к «мужикам». Однако ситуация диаметрально изменилась, когда приехала гостья от дядюшки.

Каково же было удивление Леночки, когда ею оказалась Анна Симолинь! К «дочери министра» пытались льнуть маленькие великосветские снобы, но Анна провела весь вечер лишь с Леной и Нюрочкой.

А когда она сплясала с Нюрой вальс, все замерли. Девушки плясали столь пластично и выразительно, что даже Матильда Францевна, танцующая, как автомат, засмотревшись, сделала две ошибки. Зато потом мальчики-дворяне наперебой приглашали «простолюдинку» Нюру на танец. Это была маленькая победа.

Новое страдание за проступок Жюли. Чудо № 4

Впрочем, вскоре судьба готовила Лене настоящее испытание. Произошло это в гимназии. Жюли сожгла красную книжицу преподавательницы немецкого языка с диктантами. Это сразу же из ее слов узнала Лена. Она взяла вину сестры на себя, обратившись к учительнице со словами сожаления. «Ах, подарок моей покойной сестры Софии!» - вскричала учительница… Она не была великодушной, она не умела прощать… Как видим, действительно жизненных персонажей оживляют «Записки маленькой гимназистки».

Краткое содержание последующих событий - это новые испытания, выпавшие на долю этой мужественной девочки. Лену публично обвинили в воровстве перед всей гимназией. Она стояла в коридоре с приколотым булавкой к одежде листом бумаги с надписью «Воровка». Она, взявшая на себя вину другого человека. Эту записку сорвала с нее Анна Симолинь, объявив всем, что не верит в вину Лены.

О случившемся рассказали Баварии Ивановне, а та - тете Нелли. Елену ждали еще более тяжелые испытания… Генеральша в открытую называла Елену воровкой, позором семьи. И тут произошло четвертое чудо. К ней пришла ночью вся в слезах раскаявшаяся Жюли. Она действительно раскаивалась. Воистину христианское смирение сестры разбудило и ее душу!

Пятое чудо. Согласие в семье Икониных

Вскоре газеты запестрели известием о трагедии. Поезд Никифора Матвеевича Рыбинск - Петербург попал в аварию. Елена просила тетю Нелли отпустить ее, чтобы проведать его, помочь. Однако черствая генеральша не разрешила. Тогда Елена в гимназии сделала вид, что не выучила урок закона Божьего (на уроке присутствовала начальница гимназии и все учителя) и была наказана - оставлена на три часа после уроков. Теперь проще простого было сбежать, чтобы проведать Никифора Матвеевича.

Девочка пошла в стужу и метель на окраину города, сбилась с дороги, обессилела и присела в сугроб, ей стало хорошо, тепло... Ее спасли. Случайно по этой местности возвращался с охоты папа Анны Симолинь. Он расслышал стон, а охотничья собака разыскала в сугробе почти занесенную снегом девочку.

Когда Лена пришла в себя, ее успокоили, известие о крушении поезда оказалось газетной опечаткой. В доме Анны, под присмотром врачей, Лена выздоровела. Анну же потрясла самоотверженность подруги, и она предложила ей остаться, став названной сестрой (отец был согласен).

Благодарная Лена не могла и мечтать о таком счастье. Анна и Елена пошли в дом к дяде, объявить об этом решении. Анна сказала, что Елена будет жить у нее. Но тут Толик и Жюли упали на колени и стали горячо просить сестру не уходить из дома. Толик говорил, что, как Пятница, он не сможет жить без Робинзона (т. е. Елены), а Жюли просила ее, потому что без нее она не сможет действительно исправиться.

И тут случилось пятое чудо: наконец прозрела душа тети Нелли. Она только сейчас поняла, как великодушна Лена, что воистину бесценное она сделала для ее детей. Мать семейства наконец приняла ее, как родную дочь. Жорж, индифферентный ко всему, также, расчувствовавшись, заплакал, его извечный нейтралитет между добром и злом был отброшен в пользу первого.

Вывод

И Елена, и Анна поняли, что Лена в этой семье нужней. Ведь эта девочка-сирота, изначально не встретившая доброты на своем пути, своим горячим сердечком сумела растопить лед вокруг себя. Ей удалось внести в высокомерный, уродующий, жестокий дом лучи любви и настоящего христианского смирения высокой пробы.

Сегодня (почти через сто лет после написания) опять на пике популярности «Записки маленькой гимназистки». Отзывы читателей утверждают, что повесть жизненна.

Как часто наши современники живут, отвечая ударом на удар, мстят, ненавидят. Становится ли от этого мир вокруг них лучше? Вряд ли.

Книга Чарской нам дает понять, что реально изменить мир к лучшему может лишь доброта и жертвенность.

Лидия Чарская - любимая детская писательница Царской России начала 20-го века и практически неизвестный автор в наши дни. В этой статье можно узнать об одной из самых популярных в свое время и вновь набирающей популярность сегодня книге - "Записки маленькой гимназистки".

Любимица всех маленьких дореволюционных читателей (и особенно читательниц) родилась в 1875 году. В 23 года Лидия поступила в Александринский театр, прослужив актрисой эпизодических ролей в общей сложности 26 лет. Однако уже на третий год работы девушка взялась за перо - от нужды, ведь жалованье простой актрисы было очень маленьким. Она переработала свои школьные дневники в формат повести и издала под названием "Записки институтки". Успех был ошеломительным! Вынужденная писательница вдруг стала всеобщей любимицей. Фото Лидии Чарской представлено ниже.

Ее следующие книги также принимались читателями очень благосклонно, фамилия Чарской стала буквальным синонимом детской литературы.

Все повести, главными героями которой в большинстве своем становились маленькие девочки, потерянные или осиротевшие, но с большим сердцем, смелые и отзывчивые, написаны простым и нежным языком. Сюжеты книг незатейливые, но все они учат самопожертвованию, дружбе и доброте.

После революции книги Чарской запретили, назвав "мещанской литературой для маленьких барчат" и изъяли из всех библиотек. Писательница умерла в 1937 году, в нищете и одиночестве.

Книга "Записки маленькой гимназистки"

Эта повесть Лидии Чарской была выпущена в 1908 году и быстро приобрела широкую известность. Она во многом напоминает первую повесть писательницы - "Записки институтки", однако ориентирована на младший возраст читателей. Ниже представлена обложка дореволюционного издания "Записок маленькой гимназистки" Л. Чарской с иллюстрациями Арнольда Бальдингера.

Книга написана от первого лица осиротевшей девочки Ленуши, которая приезжает в новую семью и начинает посещать гимназию. Много тяжелых событий выпадает на долю девочки, однако даже несправедливое отношение к себе она переносит стойко, не падая духом и не теряя природной доброты своего сердца. В конце концов все налаживается, появляется дружелюбное отношение и читатель понимает: что бы ни случилось, добро всегда побеждает зло.

События повести изложены в свойственной Лидии Чарской манере - так, как их на самом деле описала бы маленькая девочка того времени: с обилием уменьшительно-ласкательных слов и простодушной откровенностью.

Сюжет: смерть мамы Ленуши

Начинает Лидия Чарская "Записки маленькой гимназистки" со знакомства с главной героиней: девятилетняя девочка Ленуша едет на поезде в Санкт-Петербург к своему дяде, единственному родственнику, оставшемуся у нее после смерти мамы. Она с грустью вспоминает о своей мамочке - ласковой, доброй и милой, с которой они жили в чудесном "маленьком чистом домике", прямо на берегу Волги. Они жили дружно и собирались в путешествие по Волге, но внезапно мамочка умерла от тяжелой простуды. Перед смертью она попросила кухарку, жившую в их доме, позаботиться о сироте и отправить ее к своему брату, статскому советнику из Петербурга.

Семья Икониных

Несчастья Ленуши начинаются с ее прибытия в новую семью - ее кузены Жоржик, Нина и Толя не хотят принимать девочку, смеются и издеваются над ней. Ленуша терпит издевки, но, когда младший кузен Толя оскорбляет ее маму, она вне себя начинает трясти мальчика за плечи. Тот пытается удержаться на месте, но падает, уронив вместе с собой японскую вазу. Обвиняют в этом, конечно же, бедную сиротку. Это является одним из классических вводных сюжетов у Чарской - несчастья главной героини начинаются с несправедливого обвинения, а заступиться за нее некому. Иллюстрация этого эпизода из дореволюционного издания представлена ниже.

Сразу после этого случая происходит первая встреча Ленуши с дядей и тетей: дядя старается проявить радушие к родной племяннице, но его жена, как и дети, не рада "навязанной родственнице".

За обедом Ленуша знакомится со своей старшей кузиной - горбатой Жюли, которая злится на новую сестру за то, что она займет ее комнату. Позже, издеваясь над Ленушей, Жюли нечаянно ранит Нину, и эту вину дети снова сваливают на сироту. Это событие окончательно ухудшает и без того ужасное положение девочки в новом доме - ее наказывают, запирают на темном холодном чердаке.

Несмотря на эти события, добрая Ленуша проникается сочувствием и жалостью к горбатой кузине и решает непременно с ней подружиться.

Гимназия

На следующий день вместе с Жюли и Ниночкой Ленуша отправляется в гимназию. Гувернантка рекомендует девочку начальнице гимназии с самой нелестной стороны, однако, несмотря на это, начальница улавливает настоящий характер Ленуши, проникается к ней сочувствием и не верит словам гувернантки. Это первый человек, проявивший участие к девочке с самого ее приезда в Петербург.

В учебе Ленуша демонстрирует успехи - ее хвалит учитель чистописания, за что на нее ополчается сразу весь класс, обзывая подлизой. Также она не соглашается участвовать в травле учителя, еще больше отталкивая от себя злых детей.

Дома случается новое происшествие - ручной филин Жоржа, Филька, найден мертвым в коробке на чердаке. Это со злости на брата сделала Жюли, но обвиняют, конечно, Ленушу. Гувернантка собирается высечь ее розгами, но неожиданно за нее заступается Толя. Переполненный чувством несправедливости мальчик теряет сознание, и это спасает Ленушу от наказания. Наконец у девочки появляется друг и заступник.

Толя выступает в роли персонажа, которого почти в каждую повесть помещает Л.Чарская. "Записки маленькой гимназистки" перекликаются с ее книгой "Княжна Джаваха" - двоюродный брат главной героини и внешне похож на Толю (бледный, светловолосый, склонный к припадкам), и в сюжетном развитии образа: сначала обижает свою кузину, но затем выступает ее защитником и становится другом. В гимназии у девочки тоже появляется подруга - графиня Анна из старших классов, а затем и кузина Жюли наконец проявляет сострадание к Ленуше и просит у нее прощения за все свои злые проделки.

Кульминация несчастий и счастливый конец

В один из дней Ленуша узнает о крушении поезда, на котором служил кондуктором Никифор Матвеевич - добрый старичок, следивший за Ленушей во время ее поездки в Петербург, а затем не раз навещавший ее у дяди вместе со своей дочкой Нюрой. Испуганная девочка спешит навестить своих друзей, чтобы убедиться, что с ними все в порядке, но теряет записку с адресом и, долго бродя среди одинаковых домов и незнакомых дворов, осознает, что заблудилась.

Ленуша едва не замерзает в сугробе, ей снится длинный сказочный сон с участием царевны Снежинки (следует подробный, в стиле Диккенса, рассказ). "Записки маленькой гимназистки" заканчиваются пробуждением Ленуши дома у графини Анны, отец которой по счастливому стечению обстоятельств нашел замерзающую девочку и привез ее домой. Анна предлагает девочке остаться у них навсегда, но, узнав, как переживали за нее дядя, Толя и Жюли, она решает не бросать родных, так как понимает - и в этой семье есть люди, которые ее любят.

Современные издания

Несмотря на то что Чарская уже много лет реабилитирована как автор и даже рекомендуется для внеклассного чтения, современных изданий ее книг не так уж и много. "Записки маленькой гимназистки" можно найти лишь среди собрания сочинений писательницы. Не так давно ограниченным тиражом было выпущено переиздание оригинала книги с дореволюционной грамматикой и классическими иллюстрациями, но найти его не так легко. Ниже вы можете увидеть фото современной обложки книги Чарской "Записки маленькой гимназистки".

Существует несколько аудиоверсий этой книги. Помимо этого православный канал "Радость моя" выпускал передачу с чтением этой книги. Отрывок видеоверсии представлен ниже.

Источники вдохновения

Главным источником послужила первая повесть самой Чарской "Записки институтки" - в книгах повторяются многие типичные для гимназисток того времени сюжеты (как, например, травля учителя; тайная дружба младшеклассниц со старшеклассницами), взятые из школьной жизни самой писательницы. "Записки маленькой гимназистки" Лидия Чарская лишь упростила по сюжету: с более счастливым концом и меньшей сосредоточенностью на внутренней жизни учебного заведения. Часто в сети можно увидеть комментарии, сообщающие, что эта книга Чарской во многом повторяет сюжет знаменитой английской книги "Поллианна" Элионор Портер. Это несправедливо, так как написала Чарская "Записки маленькой гимназистки" в 1908 году, а "Поллианна" увидела свет только в 1913-м. Подобные сюжеты были распространены как в английской, так и в русской детской литературе того времени, так что это скорее совпадение, нежели плагиат с чьей-либо стороны.

По дороге она говорила мне, что вечером повезет меня на вокзал, посадит в поезд и отправит в Петербург к дяде.

Я не хочу к дяде, - проговорила я угрюмо, - не знаю никакого дяди и боюсь ехать к нему!

Но Марьюшка сказала, что стыдно так говорить большой девочке, что мамочка слышит это и что ей больно от моих слов.

Тогда я притихла и стала припоминать лицо дяди.

Я никогда не видела моего петербургского дяди, но в мамочкином альбоме был его портрет. Он был изображен на нем в золотом шитом мундире, со множеством орденов и со звездою на груди. У него был очень важный вид, и я его невольно боялась.

После обеда, к которому я едва притронулась, Марьюшка уложила в старый чемоданчик все мои платья и белье, напоила меня чаем и повезла на вокзал.

3. Клетчатая дама

Когда подъехал поезд, Марьюшка отыскала знакомого кондуктора и просила его довезти меня до Петербурга и смотреть за мною дорогою. Затем она дала мне бумажку, на которой записано было, где живет в Петербурге мой дядя, перекрестила меня и, сказав: «Ну, будь умницей!» - простилась со мною…

Всю дорогу я провела точно во сне. Напрасно сидевшие в вагоне старались развлечь меня, напрасно добрый Никифор Матвеевич обращал мое внимание на попадавшиеся нам по дороге разные деревни, строения, стада… Я ничего не видела, ничего не замечала…

Так доехала я до Петербурга…

Выйдя с моим спутником из вагона, я была сразу оглушена шумом, криками и сутолокой, царившими на вокзале. Люди бежали куда-то, сталкивались друг с другом и снова бежали с озабоченным видом, с руками, занятыми узлами, свертками и пакетами.

У меня даже голова закружилась от всего этого шума, грохота, крика. Я не привыкла к нему. В нашем приволжском городе не было так шумно.

А кто же вас встречать будет, барышня? - вывел меня из задумчивости голос моего спутника.

Я невольно смутилась его вопросом.

Кто меня будет встречать? Не знаю!

Провожая меня, Марьюшка успела сообщить мне, что ею послана телеграмма в Петербург дяде, извещающая его о дне и часе моего приезда, но выедет ли он меня встретить или нет - этого я положительно не знала.

И потом, если дядя даже и будет на вокзале, как я узнаю его? Ведь я его только и видела на портрете в мамочкином альбоме!

Размышляя таким образом, я в сопровождении моего покровителя Никифора Матвеевича бегала по вокзалу, внимательно вглядываясь в лица тех господ, которые имели хоть самое отдаленное сходство с дядиным портретом. Но положительно никого похожего не оказывалось на вокзале.

Я уже порядочно таки устала, но все еще не теряла надежды увидеть дядю.

Крепко схватившись за руки, мы с Никифором Матвеевичем метались по платформе, поминутно натыкаясь на встречную публику, расталкивая толпу и останавливаясь перед каждым мало-мальски важного вида господином.

Вот, вот еще один похожий, кажется, на дядю! - вскричала я с новой надеждой, увлекая моего спутника вслед за высоким седым господином в черной шляпе и широком модном пальто.

Мы прибавили шагу и теперь чуть не бегом бежали за высоким господином.

Но в ту минуту, когда мы уже почти настигли его, высокий господин повернул к дверям зала первого класса и исчез из виду. Я бросилась за ним следом, Никифор Матвеевич за мною…

Но тут случилось нечто неожиданное: я нечаянно запнулась за ногу проходившей мимо дамы в клетчатом платье, в клетчатой накидке и с клетчатым же бантом на шляпе. Дама взвизгнула не своим голосом и, выронив из рук огромный клетчатый зонтик, растянулась во всю свою длину на дощатом полу платформы.

Я бросилась к ней с извинениями, как и подобает хорошо воспитанной девочке, но она даже не удостоила меня хотя бы единым взглядом.

Невежи! Олухи! Неучи! - кричала на весь вокзал клетчатая дама. - Несутся как угорелые и сбивают с ног порядочную публику! Невежи, неучи! Вот я пожалуюсь на вас начальнику станции! Директору дороги! Градоначальнику! Помогите хоть подняться-то, невежи!

И она барахталась, делая усилия встать, но ей это никак не удавалось.

Никифор Матвеевич и я подняли наконец клетчатую даму, подали ей отброшенный во время ее падения огромный зонтик и стали расспрашивать, не ушиблась ли она.

Ушиблась, понятно! - все тем же сердитым голосом кричала дама. - Понятно, ушиблась. Что за вопрос! Тут насмерть убить, не только ушибить можно. А все ты! Все ты! - внезапно накинулась она на меня. - Скачешь, как дикая лошадь, противная девчонка! Вот подожди ты у меня, городовому скажу, в полицию отправлю! - И она сердито застучала зонтиком по доскам платформы. - Полицейский! Где полицейский? Позовите мне его! - снова завопила она.

Я обомлела. Страх охватил меня. Не знаю, что бы сталось со мною, если бы Никифор Матвеевич не вмешался в это дело и не заступился за меня.

Полноте, сударыня, не пугайте ребенка! Видите, девочка сама не своя от страха, - проговорил своим добрым голосом мой защитник, - и то сказать - не виновата она. Сама в расстройстве. Наскочила нечаянно, уронила вас, потому что за дядей спешила. Показалось ей, что дядя идет. Сиротка она. Вчера в Рыбинске мне ее передали с рук на руки, чтобы к дяденьке доставить в Петербург. Генерал у нее дяденька… Генерал Иконин… Фамилии этой не слыхали ли?

Едва только мой новый друг и защитник успел произнести последние слова, как с клетчатой дамой произошло что-то необычайное. Голова ее с клетчатым бантом, туловище в клетчатой накидке, длинный крючковатый нос, рыжеватые кудельки на висках и большой рот с тонкими синеватыми губами - все это запрыгало, заметалось и заплясало какой-то странный танец, а из-за тонких губ стали вырываться хриплые, шипящие и свистящие звуки. Клетчатая дама хохотала, отчаянно хохотала во весь голос, выронив свой огромный зонтик и схватившись за бока, точно у нее сделались колики.

Ха-ха-ха! - выкрикивала она. - Вот что еще выдумали! Сам дяденька! Сам, видите ли, генерал Иконин, его превосходительство, должен явиться на вокзал встретить эту принцессу! Знатная барышня какая, скажите на милость! Ха-ха-ха! Нечего сказать, разодолжила! Ну, не прогневись, матушка, на этот раз дядя не выехал к тебе навстречу, а послал меня. Не думал он, что ты за птица… Ха-ха-ха!!!

Не знаю, долго ли еще смеялась бы клетчатая дама, если бы, снова придя мне на помощь, Никифор Матвеевич не остановил ее.

Полно, сударыня, над дитятей неразумным потешаться, - произнес он строго. - Грех! Сиротка барышня-то… круглая сирота. А сирот Бог…

Не ваше дело. Молчать! - неожиданно вскричала, прервав его, клетчатая дама, и смех ее разом пресекся. - Несите за мною барышнины вещи, - добавила она несколько мягче и, обернувшись ко мне, бросила вскользь: - Идем. Нет у меня времени лишнего возиться с тобою. Ну, поворачивайся! Живо! Марш!

И, грубо схватив меня за руку, она потащила меня к выходу.

Я едва-едва поспевала за ней.

У крыльца вокзала стояла хорошенькая щегольская пролетка, запряженная красивою вороной лошадью. Седой, важного вида кучер восседал на козлах.

Кучер дернул вожжами, и нарядная пролетка подъехала вплотную к самым ступеням вокзального подъезда.

Никифор Матвеевич поставил на дно ее мой чемоданчик, потом помог взобраться в экипаж клетчатой даме, которая заняла при этом все сиденье, оставив для меня ровно столько места, сколько потребовалось бы, чтобы поместить на нем куклу, а не живую девятилетнюю девочку.

Ну, прощайте, милая барышня, - ласково зашептал мне Никифор Матвеевич, - дай вам Бог счастливо устроиться у дяденьки. А ежели что - к нам милости просим. Адресок у вас есть. На самой окраине мы живем, на шоссе у Митрофаниевского кладбища, за заставой… Запомните? А уж Нюрка рада-то будет! Она сироток любит. Добрая она у меня.

Еще долго бы говорил со мною мой приятель, если бы голос клетчатой дамы не прозвучал с высоты сиденья:

Ну, долго ли ты еще заставишь ждать себя, несносная девчонка! Что у тебя за разговоры с мужиком! Сейчас же на место, слышишь!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то