Евтихий, епископ (Курочкин Иван Тимофеевич). Евтихий, епископ (Курочкин Иван Тимофеевич) Патриарх призывал россиян идти на выборы

Епископ Евтихий (Курочкин). Почему я против крещенский купаний. Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против крещенских купаний, которые уже лет десять или того больше широко практикуются по всей стране, в том числе и у нас в Ишиме? Тому есть несколько причин. Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу - тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться - отвечал так: «Написано: «не искушай Господа Бога твоего». Хочешь быть последователем Христа - не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. Противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освященной воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет: «Что же в этом плохого?!» Чтобы получить ответ вновь обратимся к Евангелию: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т.е. чудо - прим.автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...» Во-вторых: купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковных служителей» С.В.Булгакова сказано: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах». Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответсвующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (т.е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей принимающих с той же целью ванны с шампанским... Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно участвует в крещенских купаниях, но их божество - собственное тело, а их религия - дремучее суеверие, и на святыню им плевать. В-третьих: «крещенское» купание - это рассадник суеверия. Упомянутый уже С.В.Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев 19-го века, писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий описанных им в книге «Русь народная». Приходилось и мне слышать не редко такое мнение современных купальщиков, что они «словно второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве покаяния. Послушайте, почитайте, наконец, посмотрите в интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническими материалами посвященными Богоявлению - общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворяются крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, и более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха. Наконец, в-четвертых: «крещенские» купания для Русской Православной Церкви не традиционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. В мою бытность семинаристом Московской Духовной Семинарии отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке Литургики рассказывал нам в качестве отрицательного примера об одном батюшке, который нарочно «выравнивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о купаниях в проруби в праздник Крещения! Описав суеверный обычай «крещенского» купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены». Поэтому я категорически против «крещенских» купаний. Не нужно подменять праздники Божии ненужными, пустыми и вводящими в заблуждение мероприятиями, которые могут к тому же расстроить здоровье - не красиво это, не полезно и пагубно для христианской души. «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» - говорит Христос в Евангелии, вот в чем всем нам следует постоянно прилагать усилия и с особенным усердием в праздники Божии. Поздравляю всех православных с наступающим Крещением Господним. + епископ Евтихий.

Бывший викарий Московской епархии РПЦ с титулом «Домодедовский», а ныне настоятель Богоявленского собора города Ишима епископ Евтихий (Курочкин) призвал православных ни в коем случае не голосовать за Путина 18 марта. Более того, назвал «национального лидера» «тьмою» и обличил его, хоть и осторожно, в антихристианстве. Ранее подобные высказывания позволяли себе разве что «альтернативные» епископы, но никак не действующие иерархи Московского патриархата!

В середине января епископ Евтихий написал в своем блоге в «ВКонтакте»:

«Если то, что вы считаете в себе светом, - есть тьма, то какова же ваша тьма?! - слова Христа. И пойду, вопреки Христу, голосовать за тьму или кому-то посоветую это сделать?! - Нет, нет и нет!»

Этому восклицанию предшествует приведенная епископом цитата из фильма «Валаам». Она наделала много шума в православной среде и, если бы не принадлежала президенту РФ, наверняка стала бы поводом для разбирательства на предмет «оскорбления чувств верующих». Протест Евтихия вызвали такие слова Путина:

«Вот смотрите, Ленина положили в Мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, что в христианстве нет такой традиции… Ну как же нет! В Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи».

Епископ оставил за скобками культурологическую неосведомленность автора этих слов, да и на прозвучавшее немного ранее в том же фильма отождествление Священного Писания с «Кодексом строителя коммуниста» тоже не обратил внимания (к этому следует добавить и недавнее «погружение» Путина в Крещенскую купель — Иордань, когда «православный» президент вместо крестного знамения наложил на себя… нечто среднее между католическим крещением и масонским символом! — ред.) .

…Не секрет, что в путинских представлениях о православии много несовместимого с ортодоксальным христианством, но официальная РПЦ, согласившись играть роль идеологического департамента власти и бизнес-проекта патриарха, поощряет синтез креста и пятиконечной звезды.

Между прочим, скриншот заявления епископа Евтихия разместил в своем блоге тот же Кураев - на случай, если иерарха смогут запугать и заставят удалить политически опасные высказывания.

Евтихий имеет довольно неординарную биографию, которая отчасти и объясняет его «вольнодумство». В 1980-е он стал клириком Омско-Тюменской епархии РПЦ, где довольно быстро вступил в конфликт с начальством. Когда в процессе развала СССР в стране появились первые приходы Русской зарубежной церкви, независимые и даже оппозиционные Московской патриархии, Евтихий присоединился к ним и уже в 1994-м стал епископом Ишимским и Сибирским. В РПЦЗ он вступил в конфликт с консерваторами, настроенными против Московской патриархии, и принял самое активное участие в «воссоединении» двух церквей, которое инициировал президент Путин и которое завершилось в мае 2007 года подписанием соответствующего акта в храме Христа Спасителя. В качестве награды за свои труды Евтихий получил звание викария патриарха и титулярную Домодедовскую кафедру. В 2012 году, после смены патриарха, ушел на покой и получил синекуру в виде родного Богоявленского собора в Ишиме.

Дата рождения: 6 марта 1955 г. Страна: Россия Биография:

Закончил 10 классов общеобразовательной школы, служил в армии, работал на государственном предприятии. В 1976 г. уехал в Омск, где поступил истопником в кафедральный Крестовоздвиженский собор.

В 1978 г. поступил в . По окончании вернулся в Ишим.

24 июля 1982 г. пострижен в монашество, 25 июля архиепископом Максимом рукоположен во иеродиаконы к Никольской церкви г. Ишима, спустя еще три месяца рукоположен во иеромонахи.

В 1987 г. по представлению архиепископа Омского и Тюменского Феодосия (Процюка) возведен в сан игумена и назначен духовником епархии. Через некоторое время отстранен от должности духовника и назначен на вновь открывшийся приход в с. Шаблыкино близ Ишима.

Осенью 1989 г. в составе группы сибирского духовенства обращается в Архиерейский Синод с просьбой о принятии. В апреле 1992 г. администрация г. Ишима передала организованной игуменом Евтихием общине здание Богоявленского собора, долгое время использовавшееся в качестве городской водокачки.

В январе 1994 г. возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 мая 2007 г. () во исполнение решений, изложенных в Приложении к , назначен епископом Домодедовским, викарием Московской епархии.

Епископ Евтихий (Курочкин), настоятель Богоявленского собора в Ишиме Тюменской области, в январе публично заявил о нежелании голосовать за действующего президента Владимира Путина на ближайших выборах.

Заявление о нежелании поддерживать Путина на выборах епископ Евтихий разместил на своей странице "ВКонтакте" в январе этого года. Владыка Евтихий, в частности, писал: "Совсем недавно я выразил публично своё сожаление о том, что возникло препятствие в моём желании голосовать за Путина. Препятствие заключалось в том, что Владимир Владимирович сделал весьма ехидное замечание в адрес Петра Аркадиевича Столыпина: "Знаем, знаем – и "столыпинские" вагоны и "столыпинские" галстуки“. Я был потрясен и выражал надежду, что услышу из уст президента какое-то извинение за те безответственные слова. Но прочёл вместо того кощунственнейшие слова: "Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан?".

Епископ в своих рассуждениях пошел дальше, назвав президента "тьмою": "Если то, что вы считаете в себе светом, – есть тьма, то какова же ваша тьма?! – слова Христа. И пойду, вопреки Христу, голосовать за тьму или кому-то посоветую это сделать?! – Нет, нет и нет!"

Менее чем через две недели епископ Евтихий удалил свой критический пост. Он объяснил это на своей странице во все той же соцсети так: "Пришлось снять со своей страницы критику в адрес Путина из-за большого притока предлагающих дружбу. Следуя своему обычаю, знакомлюсь с содержанием страниц тех, кто дружбу предлагает. Скорее всего люди судят не потому, что я высказал, а по тому, как СМИ всё передали, а у тех свои цели и я им – совсем не интересен".

"Сибирь.Реалиии" попросили епископа Ефтихия прокомментировать свои высказывания в социальной сети и поинтересовались, не изменилась ли его позиция по поводу предстоящих президентских выборов.

– Кроме возмущения тем, что опорочивается деятельность Петра Аркадьевича Столыпина и приравниваются останки Ленина к мощам святых, больше у меня никаких подоплек, когда я высказался на эту тему, не было.

– Правильно ли я понимаю, что ваше решение не голосовать за Путина и после того, как вы удалили свой пост об этом в сети, не изменилось?

– Ну, да.

– Вы, кажется, первый из иерархов православной церкви, кто публично, да еще и накануне выборов сделал такое заявление. Трудно было на него решиться?

– Как вам сказать? Это просто вынужденное. Если я просто скажу только об останках Ленина и памяти Петра Столыпина, меня никто не услышит и не обратит внимание. Поэтому приплелась тема голосования, хотя для меня она совершенно не актуальна.

– Ваши слова многие восприняли как призыв к пастве, к тем людям, которые с уважением относятся лично к вам, тоже не голосовать за Владимира Путина. Это правильная трактовка?

– Это было, есть и останется на воле каждого человека лично. Приказать здесь невозможно.

– Вы не боитесь, что в связи с вашим высказыванием по поводу голосования у вас будут проблемы с руководством РПЦ? Все-таки подавляющее большинство иерархов поддерживают Владимира Путина.

– Я понимаю, но думаю, что никто не поддерживает сравнение останков Ленина с мощами и абсолютное большинство, даже все, можно сказать, они видят в этом кощунство и оскорбление чувств верующих.

– Кто-то из иерархов церкви звонил вам или еще как-то отреагировал на ваше заявление, что вы не будете поддерживать действующего президента?

Полнейший молчок. И в России, и за рубежом.

На днях на странице епископа Евтихия во "Вконтакте" один из его друзей попросил прокомментировать видео пятилетней давности, в котором священник просит паству голосовать за Путина. Видео под названием "Епископ Евтихий (Курочкин) агитирует за Путина" доступно на видеохостинге Youtube, у него 32,6 тысячи просмотров.

"Хотя я, как и многие из вас, нахожу много неправильного у нашего правительства и не советую никогда ввязываться в какие-то политические, партийные дела, но на предстоящие выборы я прошу идти и голосовать за Путина. Почему? Потому что это самая большая гарантия спокойствия. При любой перемене могут быть даже неожиданные нами волнения, смута, неразбериха. И этим обязательно, если такое будет, обязательно воспользуются для того, чтобы сделать хуже народу. И, как говорится, и внешние враги тоже не дремлют. Поэтому ради спокойствия, скрепя сердце, прошу пойти проголосовать за Путина", – говорил тогда в своем обращении к верующим епископ Евтихий.

Сейчас священник объясняет причины смены своей позиции так:

"Мое обращение к пастве 5 лет назад было продиктовано правилом: из двух зол выбирают наименьшее. И тогда не было нападок со стороны кандидата на Столыпина и кощунства приравнения мумифициронного тела богоборца к святым мощам".

Епископ Евтихий, как "Новая газета", – человек, имеющий довольно неоднозначную репутацию в Русской православной церкви, и некоторое "вольнодумство" он проявляет не первый раз. В 1980-е он стал клириком Омско-Тюменской епархии РПЦ, где имел конфликты с начальством. Во времена развала СССР Евтихий присоединился к Русской зарубежной церкви, в 1994-м стал там епископом Ишимским и Сибирским. Первые приходы Русской зарубежной церкви были независимыми и даже оппозиционными Московской патриархии, и за раскол Евтихий был запрещен в служении епископом РПЦ Антонием Тобольским и Тюменским.

В Русской зарубежной церкви епископ Евтихий в свою очередь вступил в конфликт с консерваторами, настроенными против Московской патриархии. Затем он принял самое активное участие в "воссоединении" двух церквей, которое инициировал президент Путин. Слияние церквей, то есть фактическое поглощение РПЦЗ Московской патриархией произошло в мае 2007 года подписанием соответствующего акта в храме Христа Спасителя. В 2010 году патриарх Кирилл наградил епископа Евтихия (Курочкина) в связи с его 55-летием орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, отметив его особую роль в деле воссоединения РПЦЗ с Московским патриархатом. В качестве награды за свои труды Евтихий получил звание викария патриарха и титулярную Домодедовскую кафедру. В 2012 году, после смены патриарха, ушел на покой и получил синекуру в виде родного Богоявленского собора в Ишиме.

– ​Вы были противником объединения Русской церкви за границей с РПЦ, потом – деятельным сторонником объединения. Вы даже награждены орденом за содействие объединению церквей. Почему вы поменяли тогда свою позицию?

Во-первых перешел я в зарубежную церковь будучи уверен, ознакомившись с документами, что это каноническая ветвь русского православия. Что никаких у них нарушений нет, и поэтому, считая церковь единой, я видел, что она искусственно разделена по политическим обстоятельствам. Что просто-напросто вынудили московских наших архиереев, в первую очередь патриарха Сергия, порвать отношения с зарубежным синодом.

Я переходил туда будучи уверен, что между нами границ церковных нет, только искусственное разделение, которое нам устроили большевики. Поэтому я считал наилучшим это соединение. Дело было в условиях соединения. Ведь Московская патриархия считала, что "зарубежники" должны прийти, поклониться и просить о своем включении, входе в состав Московской патриархии. Причем патриархия потом еще рассмотрит, кто из служивших [в Русской церкви за рубежом] имеет право войти в РПЦ, а кто нет. Конечно, я был против такого соединения на "менторских" условиях.

Но в 2000 году, после Собора Московского патриархата, когда были причислены к лику святых царские мученики и новомученики, от большевиков пострадавшие, я поставил перед собором Зарубежной церкви вопрос о создании комиссии по взаимоотношениям с Московским патриархатом. Комиссия была вскоре создана и работала в течение семи лет.

– Вы тогда даже принесли покаяние за "участие в расколе"…

На меня епископом Антонием было наложено запрещение служить. Да, я просил, чтобы с меня сняли запрещение. И это была необходимая процедура, ведь я восемь лет был клириком Московского патриархата, а потом ушел, без всякой санкции, без разрешения священноначалия – это было невозможно в то время, получить на это согласие. Через покаяние я был восстановлен в священном сане, хотя уходил я игуменом, а вернулся епископом. Сомнениям мой статус не подвергался, те священники, которых я рукоположил, также были приняты Московским патриархатом.

– Так или иначе, вы сменили свое мнение относительно объединения Русской церкви за рубежом с РПЦ. Также переменчиво ваше отношение к президенту, как кажется. Вы призывали голосовать за Путина. Теперь вот говорите прямо противоположное. Может так получиться, что вы опять поменяете свою позицию. Что должно случиться, чтобы вы ее поменяли?

Я думаю, только Божье чудо может подсказать, как поступать в таком положении. Рациональных решений у меня нет, и ни к кому из кандидатов теперь у меня нет полного доверия.

– ​Вы высказались только о Путине публично, а что насчет других кандидатов, ни за кого не будете голосовать?

Про большинство других кандидатов я знаю очень поверхностно. Про Жириновского много известно, про коммунистов, конечно, с детства известно. А другие-то совсем незнакомые для меня лично люди.

– То есть правильно я понимаю, что на выборы 18 марта вы вообще не пойдете?

– Нет, не пойду.

– Ну, ходил раньше.

– У вас у самого ведь есть политический опыт, вы в 90-е годы прошлого уже века были депутатом городского совета в Ишиме. У вас нет желания снова самому поучаствовать в политической жизни?

Да, я был депутатом городского совета в Ишиме. Но невозможно войти дважды в одну реку, вода утекает. Кроме того, сейчас такая авторитарная обстановка, что, собственно, каких-то народных средств управления, мне кажется, на любом уровне не осталось. Если только просто быть номинальным "одобрямс". Мне не хочется принимать участие в этом балагане.

– Что все-таки должно измениться в России, чтобы вы снова захотели участвовать в политической жизни или хотя бы голосовать на выборах?

Надо, чтобы хотя бы не было таких неправдивых оценок истории. Чтобы разобрались, в конце концов, преемником какого строя, коммунистов или царя, является нынешняя власть. Должен пройти довольно внушительный период времени, оценка должна быть постепенной, не должна быть популистской. Такой оценки почему-то нет.

– Спасибо за разговор.

– На свою голову рассказал. Давайте, с Богом.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то