Земля наш общий дом как ты понимаешь. Конспект занятия «Земля-наш общий дом

(сборник статей по проблемам геополитики и национальной безопасности)

Аннотация

Господь дал людям незыблемые свидетельства о Себе:
1) Мир, Им сотворённый;
2) Библию, как духовное руководство в общении с Богом и людьми;
3) совесть, как Знамение Его Любви и помощи человеку в творении Добра.

Настоящая книга - вторая из серии размышлений об этих свидетельствах, которые будут полезны всем: и верующим, и не верующим.

Человек живёт на Земле. И если он не равнодушен и печётся о ней, то вполне счастлив. При этом, если он искренно заботится о ней, то сердце его постепенно от любви к своей «малой» земле, у «дома своего», своей стране – оплоту его благополучия расширяется и в него вмещаются тревоги и боли всей планеты, как Дома людей, где и Земля, и Радость «на всех одна».

Где найти помощь и безопасность

Человеческая цивилизация сегодня испытывает кризисные явления на всех материках, на всех континентах. Эти кризисные явления охватывают практически все стороны существования человечества. Мы видим, как многие усилия людей не способны остановить истребляющий чистоту души вихрь меркантильных интересов, удовлетворение которых ведётся и через насилие и через затопление мировоззрения различного рода популистскими учениями о возможной цели существования человека и его «способах выживания» (вдумайтесь, не жизни, а выживания?) в той или иной обстановке. Подключаются к решению проблемы удовлетворения материальных потребностей и наука, и производство, и различные органы агитации и пропаганды. Всесильная, но труднопостигаемая философия человеческого бытия отброшена и лежит в забвении до очередного катаклизма всемирного масштаба. Как же, всё-таки, заставить человечество задуматься о своей истинной безопасности и способах её сохранения на долгие годы? Что есть истинная безопасность сегодня или какова опасность нынешних тенденций в развитии человеческой цивилизации?

Самое ценное в человеке – его самость, как говорят психологи, его прекрасная интеллектуальная и физиологическая первозданность и индивидуальность. Наиболее важным для каждого человека (сознает он это или нет) сегодня является правовая и материальная (практическая) возможность его самореализации, т.е. реализации его индивидуальности. Именно это внутреннее ощущение, что человек живёт не зря, и что за свою жизнь он сделал (и делает сегодня) всё, на что способен, и даёт человеку чувство удовлетворения.

Много пишется в литературе о ценности человеческой личности, но, к сожалению, мало что реализуется по сравнению с представленными в ней идеалами в реальной практической жизни. Если на первый взгляд, пресса и руководящие органы государства уделяют много внимания распространению идей о правах человека, то на поверку пока ни одно государство не может похвастаться созданием реальных условий для подлинного равноправия в вопросах самореализации каждой личности, каждого члена своего сообщества. И хотя все знают, что есть более или менее удачные примеры в истории развития человечества демократических государств и режимов правления, тем не менее проблема эта не решена ни в прошлом, ни в настоящем. Почему? Не прост ответ, но попробуем поразмыслить на эту тему.

По аналогии с другими глобальными проблемами, проблема самореализации личности является проблемой мирового масштаба. Как вопросы экологии, например, не могут решаться частным образом, так как не может быть экологически чистым один какой-то район или материк, ибо все они есть часть целой системы – планеты Земля. Таким же образом и не может быть реализован даже «Биль о правах человека» в одной отдельно взятой стране. Эта страна не на отдельной планете, а среди других подобных и неподобных ей. Всё взаимосвязано и истинная свобода возможна лишь в масштабах всей семьи государств.

Конечно, нет исторических возможностей (равно как и иных) для одновременного или однотемпового развития стран и народов. Одни отстают, другие лидируют в отдельных (пусть даже и во многих) процессах развития (духовных, производственных, правовых, культурных и т.д.). Однако, сознавая единую цель всего человечества, каждый народ и каждое государство способны определить ряд мер для приближения этой цели. И чем больше государств включится в этот процесс, тем выше общий уровень человеческой цивилизации. Истинная культура нации заключается в том, чтобы развиваться самой и не мешать (а лучше помогать по необходимости) другим развиваться в том же направлении, т.е. в направлении приближения возможности полной реализации прав человека, где бы он ни жил на Земле.

Изыскивая подходы к правильной позиции отдельных государств и наций, необходимо соблюдать не только сдержанность и такт, но и способствовать поиску своеобразных путей достижения общей цели человечества. Отдельные «откаты» в развитии некоторых стран и народов при этом неизбежны, так как от ошибок не застрахован никто. Однако правильная оценка прошлого и настоящего (объективная, а не субъективная), достигнутых позиций и накопленных ценностей должна способствовать достоверному прогнозу шагов в ближайшем и отдалённом будущем.

Объективность и достоверность прогнозов, конечно, будет проверена со временем, но на предварительном этапе необходимо использовать все возможные и доступные ныне человечеству способы прогнозирования ситуаций. Пока наиболее чётко и строго ведётся учёт и подбор материальных ценностей, экономических преобразований. Однако не менее важно вторгнуться науке, прорицателям, психологам и философам и в общечеловеческую область, область духовную и правовую. Это тем более необходимо, чтобы добиться наилучших результатов и в области материального производства. Только свободный человек в свободном обществе может жить спокойно и работать творчески, доставляя радость и себе и окружающим.

Только свободный человек способен на взлёты духа, открытия и создание шедевров культуры в своём творчестве и в жизни. И если Рерих утверждал, что «красота спасёт мир», а Достоевский это же определил в своих литературных произведениях, то, видимо, гении человечества были правы. Они лишь концентрированно и эмоционально зафиксировали идеи древних философов о необходимости и возможности стремления всей Вселенной и человечества, как её части, ко всемирной гармонии (т.е. к красоте). И сегодня этот постулат верен, а потребность в его реализации ещё более объективно необходима.

Так постараемся мы все, люди Земли, проникнуться масштабами и величием данного призыва и отзовёмся каждый, хотя бы малой частью своей души, добрыми мыслями и делами, взаимным усердием к тому, чтобы этот постулат, гарантирующий истинную всемирную безопасность для всех, как можно полнее реализовался на нашей родной планете.

Мир как живая картина

Долго ли будет человечество мучить вопрос о смысле жизни и цели пути? Наверное, этот вопрос вечный. И дело не в том, чтобы найти ответ на него, хотя он и важен для каждого из нас. А дело в том, чтобы понять грандиозность и непреходящую значимость этого вопроса. Понять, что он всегда стоял и будет стоять перед человеком мыслящим и перед человечеством в целом. Однако во всякое время, на каждом этапе развития человеческой цивилизации, ответ на него будет свой и всегда он будет неточен, приблизителен, до конца не удовлетворяющий. Так стоит ли горевать по этому поводу? Думаю, нет. Необходимо трезво оценить первопричину и необходимость наличия такой ситуации: всегда спрашиваем, всегда мучительно ищем ответ, всегда как будто бы находим, но всегда нет полной ясности. Значит, в этом «зарыт» особый Смысл Бытия вообще и человеческого существования в частности. И, вероятно, возник он сразу, как только человек начал думать, и не исчезнет, пока человек думать не разучится. А может быть он именно и нужен для того, чтобы побуждать человека и человечество к размышлениям и, находя ответ на этот сложный вопрос, как бы невзначай совершать подвиги мысли: делать научные открытия, создавать шедевры в литературе и искусстве, думать и стремиться наилучшим образом воспитать детей своих (мол «самим не удалось что-то постичь, пусть дети узнают»). Наверное, последнее наиболее логичное объяснение непреходящей значимости вопроса и поиска ответа на него каждым мыслящим существом.

Жизнь – это живая, вечно развивающаяся высветляющаяся картина Мира, картина единства и взаимозависимости человека Земли и Космоса в целом. Всё как единый организм существует и развивается, ища в самом себе резервы для этого существования и развития. И находятся эти резервы как раз в энергии мысли и не одного только человека, а всего человечества. Вот только сложность понять необходимость творческого мышления каждым не даёт большей скорости развития человеческой цивилизации. Именно нежелание или неумение творчески мыслить, боязнь порой даже попытки этого, заводит человечество в различные тупики и кризисы, заставляет веками топтаться на месте. И если бы не всегдашняя терпимость и доброта Космоса, то, быть может, этой «ленивице» - человеческой цивилизации уже бы и не было места в жизни нынешнего Мира.

Однако, уповать на бесконечную доброту и терпимость Космоса – это сегодня не только безнравственно, но и опасно. Ибо, если, как я надеюсь, читатели поняли, что мы – сами кузнецы своего будущего, самой своей жизни и её продолжения, то нужно, видимо, «засучить рукава» и браться за работу. Завалов во многих областях жизни человечества достаточно: экология, нравственность, культура, медицина, эстетика и прочее. Везде есть место приложения и ума, и сердца, и добрых рук. И хорошо бы сегодня наметить себе и всем нам вместе взятым план истинной перестройки и своего мышления и всей своей жизни, чтобы стронуться с места к определённой совместными усилиями цели, назревшей на данном этапе развития землян.

Глобальность задачи определяет и необходимую глобальность участия всех и каждого, всех наций и народов Земли, всех видов культурной деятельности (литературы, искусства, прессы, радио, телевидения), всех видов возможностей, развитых у многих людей сегодня (необычных ранее), психических и творческих способностей личности. Только так определятся цель и пути её достижения. Только тогда, когда они определятся, каждый народ, страна, а затем уже и каждый человек увидит в этом грандиозном плане свою дорогу, свои «подзадачи» и... смысл своей жизни. Вот так неординарно можно рассмотреть такой обычно и банально даже «безответный» и вечный вопрос о смысле и цели Бытия.

А Вы как думаете, возможно ли сегодня заставить всё человечество задуматься об этом вечном вопросе с этих, предложенных автором позиций? Очень бы хотелось верить, что это возможно. Именно эта вера и побуждает энтузиастов увлечённо и многократно ставить этот вопрос во всех видах интеллектуального общения с окружающими, прямо или косвенно отыскивая ответ на него и используя при этом все доступные ныне человеку средства и его внутренние резервы. Хотелось бы пожелать каждому уверовать в наличие этих резервов и в необходимость и возможность их использования сегодня. Вот тогда человек и будет осознавать себя частью этой величественной живой картины Мироздания.

О вере и жизни

Мир создан таким, каким его хотел увидеть Всевышний. Мысль Создателя «металась» в поисках Чуда, творение которого могло бы доставить радость как Ему самому, так и Его творению. Когда первый импульсивный толчок реализованного желания (воли Творца) коснулся первозданной спящей материи, она ожила и, как будто встряхнувшись ото сна, зашевелилась нехотя и грациозно, как бы проверяя себя: действительно ли это явь или ещё незакончившийся сон. И вот, определив для себя, что это не сон, она тут же поняла, что жизнь от смерти отличается незначительным колебанием отдельных областей этого могучего организма, который до тех пор был заполнен однородной по всему объёму материей «спящей мысли». Этот организм – Вселенная, где живёт ныне огромная и дружная семья многочисленных живых подсистем, по-доброму сотрудничающих и надеющихся на углубление этого сотрудничества вплоть до полного пробуждения материи во всех уголках Вселенной.

Дремлющий исполин прекрасен, разбуженный – неизвестен и может быть не понят отдельными подсистемами. Поэтому те подсистемы, которые не поняли истинности полноты и связи всего живущего, инстинктивно отторгают или отгораживаются от общения с этим исполином. Они могут ещё с трудом представить себе подобных или более примитивных, чем они, например, предположив, что те («другие») были не более чем они сами в «раннем детстве» своего развития. Но, всё же, представить себе подсистемы выше себя по уровню развития вообще, а тем более во много раз превосходящие их по степени развития всех сторон жизни, просто не хочется или боязно.

Фантазия не способна в полной мере предсказать возможности других рангов систем, ибо любое прогнозирование возможностей оценивается с позиций, уже реализованных именно данной подсистемой. Таким образом выбранная («априори») точка отсчёта приводит к неверным результатам самого прогнозирования. Даже своё развитие система типа Земной цивилизации не в состоянии представить себе достаточно достоверно, ибо для себя самой не найдена до сих пор точка отсчёта (спорными остаются вопросы образования не только крупных звёздных систем, звёзд и отдельных планет, но даже самой Земли и человека на ней, даже «человека разумного»). Как же поступать тогда с оценкой окружающих систем, когда с самими собой люди не в состоянии разобраться: ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим тем более? Может быть «сложить крылья» и не пробовать даже летать?.. Нет, птицу-непоседу, человеческую мысль, не удержишь в клетке, ей там тесно и она волей или неволей вырывается из-под опеки человеческого скепсиса и вершиной её взлёта становятся догадки, гипотезы, открытия, т.е. озарения.

Так вот, где же и как способно образоваться озарение, где его первоисток? Как ни странно, не далеко и не близко. Он непосредственно в человеке. И если он уверует в это, то никогда не остановится его пытливая мысль. Она будет вечно пробуждать человека подобно мысли Творца, разбудившего великана – Вселенную. В этом смысле действительно человек подобен Богу. И подобно тому как Бог творит Вселенную по Воле и Слову, так и человек способен творить себя, свою душу и тело по воле и слову (мысли). И от того, каково это слово (доброе или злое, гуманное или ущербное по отношению к другим), таков и станет человек.

Правда, есть печальный вариант, сочетающий слово (пусть даже и очень доброе) со слабой волей. Тогда слово не способно пробудить человека и он может, вообще говоря, проспать всю свою жизнь и быть при этом беззаботен и даже (как ему кажется) счастлив. Но каждый мыслящий человек в конце жизни оглядывается на свой путь и, невольно оценивая его, решает: зря или нет он жил, всё ли успел, достиг ли того, к чему стремился. И благо тому, кто сам себе честно сможет сказать: «Да, не зря жил, ошибался и заблуждался, но думал, дерзал, искал, находил и терял, но не спал и всё, что мог, наверное, сделал». Ему на душе, на сердце от этих мыслей будет и спокойно, и радостно.

Но каждый ли человек способен к слову и воле? Да, утверждаем, каждый. А каждый ли может верно оценить, что есть «добро» и «зло» для себя и для других? Вот этот вопрос посложней. Вот тут-то и встаёт вновь задача точного прогнозирования ситуаций. Что есть добро? Это не непосредственно доброе дело и слово сейчас (хотя и это, может быть, в итоге важным), а то дело и слово, которые отзовутся добрым делом и словом как в жизни одного (может быть и не самого этого) человека, так и многих людей впоследствии. И тут оценку деяний своих можно найти лишь в спокойствии своей совести и в глубокой вере в Творца, который действительно может и по справедливости оценит деяния человеческие.

Но что есть совесть человеческая и способна ли она (в отличие от веры в Творца) быть надёжным гарантом, источником опоры для человека в жизни? И да, и нет. Конечно, для чистой души, открытой Богу, такая опора существует и надёжна. Ну, а тому, кто не открыт Богу, как быть? Нельзя же насильно всех сделать верующими и принудить очищать свою душу. Это было бы не только безнравственно, но и опасно для тех, кто дерзнул бы насаждать подобное. Вера – дело добровольное, в этом её неизменная и вечная сила, в этом её смысл и суть. Вера – чувство и мысль одновременно, и потому должна родиться сама подобно человеку, рождённому от двух стихий – ума (отца) и тела (матери). Но человек становится полностью обрётшим себя, когда у него появляется третья точка опоры – вера. Она должна быть естественной, быть может выстраданной, быть может и пришедшей осознанием себя и Мира, в котором живёт человек.

Любовь и уважение к вере, надежда на неё могут передаваться от поколения к поколению путём образа жизни, традиций, законов и т.п. Но сама вера приходит к человеку как подарок самому себе, самый большой и самый значительный из всех, что преподносит ему сама Жизнь. Её нужно взрастить, взлелеять в душе своей, оберегать до конца дней своих, только тогда она окрепнет и поведёт человека за собой.

Чем сильнее человек физически и интеллектуально, тем более он хочет быть независящим ни от кого и ни от чего. Но НЕТ независимых живых систем и с тех, кто сильнее, больше спрос. Стало быть, отнюдь не слабым, а именно сильным нужна вера в большей степени, ибо именно она способна избавить человека от необузданности устремлений, желаний, страстей. И, если человека слабого вера делает сильнее духом для того, чтобы выжить, то сильному нужна вера для успокоения силы и направления её во благо всех и каждого. Однако и тех, и других (и слабых, и сильных) вера одинаково упрочивает (укрепляет) в жизни, окрыляет их ум, делает его подвижным и смелым, а, главное, направляет на пути истины.

Так что вера нужна всем, и те счастливы, кто уже понял это и стремится приблизиться к осознанной вере. Это чудесное стремление уже благословляется Творцом и даёт работать более полно и чувству интуиции и творческим способностям личности. Этот чудесный «аванс» пока ещё слабо верующим, но неизменяющим вере людям придаёт им силы для ещё более углублённого изучения всех областей философских и естественнонаучных знаний, для постижения первопричин, необходимости и полезности существования как самого человека – творца самого себя, так и познания великого Творца Вселенной, детьми которой является всё в ней существующее.

Взгляд на Мир

Существуют различные точки зрения на то, каким мы видим окружающий нас Мир: реальность это или всего лишь мираж, материален он или идеален, достаточно сложен или прост, красив или уродлив, доброжелателен ли он или враждебен и т.п. Но как ни крути, ни на один из этих вопросов однозначного ответа нет. Но есть ответ, который, на первый взгляд, парадоксален. Мир – он и такой, и сякой: разный и всеобъемлющий, пугающий и чарующий. Этот ответ должен всегда носить субъективный характер, ибо это определение сам для себя даёт человек мыслящий. И сколько людей – столько мнений.

В каждой оценке взаимоотношений человека и окружающего его Мира присутствует субъективность. А какова же объективная оценка Мира и можно ли дать (произвести) однозначно истинную картину Мира и каждого человека в нем? Сложность ситуации объясняется прежде всего объективным фактором – изменением картины Мира ежесекундно, ежеминутно, ежечасно. Как только произведена оценка ситуации, она немедленно устаревает, как бы подразумевая смену поколений мысли: будущих «оценщиков» и самих оценок.

Кто же остановит этот процесс, чтобы хотя бы в это мгновение отклонения от постоянной суетности, оценить цель и направление нашей жизни, нас самих, нашей Вселенной? Кто посмеет сказать: «Остановись, мгновение, ты – прекрасно!» Хотя и можно быть уверенным в искренности художника, философа, учёного-естествоиспытателя, но, всё же, оценка «прекрасно» всегда завышена. Да, это так, ибо нет предела совершенству: всё убеждает нас в постоянном стремлении к гармонии и красоте, в поиске идеалов которых «суетится» наша Вселенная.

Кто же «подбрасывает» нам информацию к размышлению? Кто этот Автор гигантских и микроскопических по масштабу экспериментов над формами материи, преобразованиями энергий, изменениями направлений и скоростей движения времени и причудливых кривизны и открытости пространств, где творится сама Жизнь? А вот и не скажет никто. Ведь это – самая большая из всех тайн, которую столь упорно и пытается разгадать человечество с тех пор, как только научилась думать вообще. И всё более и более сложные проблемы разрешаются человечеством. Всё более и более смелые гипотезы выдвигаются, но, тем не менее, ответ не найден и не должен быть найден, ибо, как только он будет получен, нет смысла существования и самой Вселенной.

Действительно, если ответ получен, то это значит, что Источник преобразований, Алгоритм колеса жизни – причин и следствий прочитан и понят, ИСЧЕРПАНЫ все пути совершенствования и нет Цели Пути. Значит, надо начинать сначала, но по другому уже Алгоритму, быть может, идущему от другого Источника. Ясно лишь одно, что это будет уже не тот Мир, в котором мы живём и мучительно ищем ответы на вопросы, оцениваем ли мы себя сами или кто-то «свыше» глядит и оценивает всю нашу жизнь, всех нас вместе взятых и каждого в отдельности. Воздаётся ли при этом каждому по заслугам, справедлив ли Оценщик, объективен ли Он? Хотелось бы верить, что да. Ибо, если мы временны, смертны, то Он вечен. А как в таком случае Он будет смотреть Сам Себе в глаза, как сможет сказать Себе: «Я сделал всё, что мог, чтобы Мир был прекрасен!»

Как обустроить мир людей

Когда человек строит свой дом, ему всегда хочется, чтобы он был красив и удобен. Он стремится к тому, чтобы обустроить свою будущую жизнь, которая даст ему и радость и доход, будет удобной на долгие годы. Наша Земля – это наш общий Дом, где все мы – члены одной большой Семьи. И, конечно, обустроить Дом для всего человечества намного сложней, чем для одного человека и его семьи. Однако, как ни странно, возникающие при этом строительстве проблемы различны лишь по масштабам, а не по существу. Строить дом и думать не только о себе, но и соседях, об окружающей природе, о возможности общения с различными людьми, учреждениями, центрами и т.д. Так и на Земле в целом. Разница в том, что «окружающая природа» – это и есть вся Земля, а Дом – тоже она же, Земля-Матушка. Вот в этом и сложность задачи великой стройки – Дома для всего человечества. Здесь как никогда важны такие проблемы, как: взаимосвязи и одновременно невмешательство в дела других, ощущение причастности к любому факту и событию, что происходят на Земле без ведома, а иногда и с ведома наблюдателя.

Хорошо ли мы будем жить в нашем доме или нет, в конечном итоге зависит только от нас самих. Быть хорошими, добрыми соседями, осуществлять взаимопомощь, общаться по вопросам экономики, культуры, науки – это ли не задача? Но беда в том, что далеко не все, решая проблемы своего развития, задумываются над результатами реализации своих планов. И беда не в том, что эти планы строились без учёта этих результатов, а в большей степени в отсутствии понимания у многих о взаимозависимости всех и всего на Земле, в нежелании соизмерять возможности свои и других в интересах помощи тем, кто слабее сегодня.

Может быть, этот стереотип мышления уже и не столь прочен («моя хата с краю, ничего не знаю»), но он живуч. И проявляется он ныне по-новому, ещё более грубо и эгоистично. Как часто народам и (или) их лидерам кажется, что вот, мол, «мы, если бы ни от кого не зависели, принимали бы самостоятельные решения, то добились бы для себя наибольших успехов». При этом, к сожалению, имеются в виду в большей степени материальные блага, реже политический (или силовой) авторитет, а вот нравственный аспект совершаемых шагов при этом исключается.

Понимание того, что нет не только абсолютно свободного народа, но нет и абсолютно независимого от счастья других народа, тоже порой отметается как несущественное. Но рано или поздно начинаем понимать, что политика развития государства (любого, большого и малого, на любом материке) не есть личное дело этого государства. И, если наши предки всё-таки убедились в том, «что лучше торговать, чем воевать» друг с другом, то неужели мы, современное человечество, не сделаем ещё один шаг к миропониманию? Неужели сегодня не очевидно, что, только спасая экологию всей планеты, человечество будет поистине здоровым. Оберегая всемирную культуру, совместными усилиями можно добиться нравственно более высокого уровня её развития, а это в свою очередь, даст реальные плоды и в науке, и в искусстве, и в практической жизни всех и каждого.

Идя навстречу друг другу в понимании глобальности практически всех вопросов, касающихся бытия отдельного народа, нации, государства, мы добиваемся повышения уровня жизни всего человечества. В то же время, наивно пытаясь эгоистически решить для себя вопросы материального благополучия и политической нейтральности, мы тем самым деградируем духовно, ибо изоляция от внешнего мира даёт именно такой результат – деградация культурного и нравственного развития нации. Пусть не всегда нравится то, что делает сосед, но всё-таки, присмотревшись «что к чему», ты решаешь для себя, брать ли что-либо из его опыта жизни или отвергнуть и почему, а, если нужно соседу, то и помочь не грех.

Что же получается из вышеприведённых рассуждений? Действительно невозможно создать «Рай» в отдельно взятой стране? Конечно, нет. И чистота воздуха, и чистота вод, и грамотное использование всех природных ресурсов Земли, и творческие достижения ума человеческого невозможны в изоляции друг от друга. Мы все, хотим мы этого или не хотим, одна Семья и эпидемия эгоизма должна прекратиться, пока она «не пожрала» всех нас.

Самое страшное в мире – быть успокоенным, самодовольным, ничего уже не желать. Этот невероятно опасный симптом стал наблюдаться даже и не в столь развитых в экономическом отношении странах. Причин подобной апатии, быть может, и много, но и устранять их уже настала пора. Есть для этого и силы, и материальные возможности. И единственно чего не достаёт в наступлении решительных действий, так это желания понять и принять как аксиому тот самый лозунг: «Земля – наш общий Дом!» было бы желание... А отсюда уже последуют и практические шаги по обустройству нашего общего Дома: общемировые проблемы экологии, нравственности, культуры, преобразования систем здравоохранения, создания общеобразовательных систем межгосударственного уровня, определения единой правовой базы государств, обеспечивающей на деле права каждого человека на Земле. Можно говорить и о других задачах. Но надо понимать, что история нам не простит лени и забвения мудрой заповеди: смысл человеческой жизни состоит в стремлении к красоте и гармонии всего Мира.

О подвиге души

Встреча с прекрасным ожидается всеми как минута откровения души, как чистый восторг от Гармонии Вселенной. В такие минуты человек не способен ни на что дурное, он именно тот, каким хотел бы быть сам и видеть других. Но, увы, это чувство проходит и человек, погружаясь в суету дней, не может даже вспомнить, как и почему ушло это возвышенное чувство сопричастности с Вечностью. Он бежит и спешит решить свои большие и малые проблемы бытия, забыв главное – Цель своей жизни. Это страшное «раздвоение» личности можно преодолеть только систематической работой над своей душой, познаванием себя, своей личности и окружающего мира. Такие сложные проблемы в виду своей весомости вытесняют ранее казавшиеся важными, отодвигая их на второй план. И парадоксальность ситуации состоит в том, что сосредоточение на главном позволяет человеку быстрее и плодотворнее решать свои мелкие житейские вопросы. Однако перейти в новый режим существования для человека даже умного и честного равносильно подвигу его души. Вдумайтесь в слово «подвиг», это – подвижка, сдвиг, твёрдый волевой аспект решения, смелый шаг для принятия кардинального решения выйти из тупика, в который заводят человека сиюминутные хлопоты.

Разве слаб человек? О нет, но не верит он в силы свои и боится нарушить привычный ритм жизни. Даже физически слабый способен на подвиг сверхсилы, ибо речь идёт о силе воли, о мужестве, о храбрости и... желании, искреннем желании сделать над собой хоть какое-то усилие. Но что же делать, чтобы человек поверил в себя? Есть мудрость Востока: «Хочешь быть сильным, тянись за сильным» и ещё «Живи так, будто много дней впереди, но не забывай, что жизнь может оборваться в один миг». Если вникнуть в эти древние изречения, то можно каждому думающему человеку найти ответ на вопрос, как преодолеть самого себя, ибо ясна цель и ясен способ её достижения.

Если же человек очень слаб, его первый шаг ориентирован на добрых и сильных людей, но, в конце концов, осмысливая бытие и становясь сильным, приходится искать ориентиры не только на Земле. И тут важна культурная и научная подготовка человека к познанию и душевному приятию веры во Всевышнего, Который может быть Целью и Идеалом для всех живущих. Если такой подготовки нет, человек долго блуждает впотьмах, но, если очень хочет, то всё же увидит Свет, Который не угасает.

Выше всех Миров и Систем

Нужно в каждой былинке беречь Космос,
если мы готовы стать вселенскими гражданами.
Н.К. Рерих

В мире много нерешённых проблем, но есть одна, о которой человечество редко задумывается. Эта проблема сохранения культурных ценностей, накопленных за время существования человеческой цивилизации после окончания жизненного цикла Нашей Вселенной. В Космосе много Миров и Систем, но более всего ценно то, что наработано интеллектуальными формами жизни всех их вместе взятых.

Мы обращаемся к Космосу (точнее, Космическому Разуму) за советом и поддержкой, получаем безвозмездно жизненные силы и знания, но не задумываемся о том, откуда они берутся. Подобно неблагодарным детям, которые, уже став взрослыми, по привычке требуют у родителей своих то одно, то другое, человечество пьёт доброту и тепло Космоса, не считая нужным восполнить запасы этих могучих ресурсов Бытия для использования их последующими поколениями разумных форм жизни во Вселенной. Скажите: «Разве мало энергии в Космосе? Да и что может один человек и даже всё человечество в целом сделать для сохранения этой энергии во Вселенной?» Но ведь выше всех Миров и Систем Закон Справедливости, гласящий: когда не можешь отдать, не бери, а взял – верни, можешь – сторицей. Тогда и совесть спокойна и жизнь течёт и радует и тебя, и тех, кто придёт за тобой.

И в жизни людской огорчительно, когда один человек другому долг не вернёт. Конечно, если не может по объективным причинам (нищий или немощный), то это другое дело. Божественный дар доброты называют у нас на Земле Добродетелью и Милосердием, то есть «деятельным добром» и «милостью, идущей от сердца». Таков добродетельный и милосердный Космос ко всем Системам жизни. Однако, если черпать без меры, то и такие мощные запасы Энергии иссякнуть могут. Подобно как здоровому человеку на Земле, способному трудиться, создавать и отдавать, пристало это делать, чтобы жить с чистой совестью, так и всему человечеству стыдно считать себя нищим или немощным в отношении Космоса.

Необходимо сосредоточить внимание не только на сбережении энергетических ресурсов Земли, но и на выработке дополнительной энергии, позволяющей продолжить на более длительный срок как жизнь человечества на Земле, так и всей Солнечной системы во Вселенной. Для первого шага такой глобальной задачи как сохранение живых разумных систем в Космосе, этой проблемы сохранения ресурсов вполне достаточно. Только разрешив её, возможно сделать и следующий шаг: к «обузданию» новых, космических видов энергий, которые способны более эффективно преобразовываться в те, что потребляют всё живущее и разумное на Земле, в Солнечной системе и в Космосе.

Головокружительная задача, поражающая своей глобальностью, бесконечностью перспективы, благородством по отношению к грядущим поколениям, живым системам, всему Космосу. Способно ли человечество решить эту проблему сегодня? Скорее всего, нет. Даже первый шаг может оказаться трудным и мало практически реализуемым. Но не думать об этих проблемах нельзя. Ни одна система жизни в масштабах Земли не выдерживала проверку эволюцией развития, если она была в большей степени «потребителем», а не «излучателем» энергии (по всей совокупности и разнообразию её форм). Подобно этому и человеческая цивилизация как единый живой организм, единая живая система, если она не будет способна вырабатывать энергии более (или хотя бы равного) количества потребляемой, вынуждена будет погибнуть в Космосе бесследно. Такой «могучий эксперимент» как биологическая разумная жизнь в условиях, подобных Земным, будет считаться неудачным.

Мы, люди, хотим мы того сами или не хотим, задумываемся над будущим. Нашего воображения хватает на настоящее и «чуть-чуть» на будущее. Мы говорим: «Что скажут о нас потомки? Чем вспомнят? Вспомнят ли вообще?» Но это всё в масштабах Земли. А если расширить рамки представлений до Космических масштабов? Неужели зря страдали, мучились, строили, старались творить и создавать прекрасное многие и многие поколения людей? Кому оставит и оставит ли в наследство вообще наше возмужавшее ныне человечество всё богатство красок жизни Земли, высот красоты и добродетели? Очень хочется ответить на этот вопрос так: «Нет, всё, что выстрадано, не зря, это путь истины и добра». И Космос, так долго помогавший нам, вздохнёт спокойно. Он уже сделал нас взрослыми. Теперь, как благодарные дети, мы – люди Земли, должны отплатить ему не только любовью, но и практическим вдохновением, поиском путей сохранения жизни и всего, что с ней связано, в Космосе. Пусть же хватит нам всем силы духа, разума и страсти, чтобы не остановиться на пути к той прекрасной Цели, что выше всех Миров и Систем: сохранение жизни в Космосе.

Знание и прогноз – основа бытия
(о чём говорит Космос)

Знание неземных сфер жизни позволяет человечеству соизмерять вехи своего развития с ритмами жизни Космоса. То планирование действий, которое соразмерно Цели Бытия всего Космоса (от Хаоса к Гармонии), может быть признано объективным и полезным. В противном случае оно заводит человечество в тупик, ведёт к потере жизненных сил, ресурсов и времени. Незачем стремиться к недостижимому на данном этапе эволюции жизни Земли, но знать о последующих шагах надо. Хотелось бы, чтобы длина пути в будущее просматривалась бы всё более и более. Прогнозирование на период нескольких месяцев, лет и даже десятилетий устарело из-за своей неэффективности. Из-за неучёта долгосрочных перспектив намеченные шаги развития народов и государств, всего человечества приводят к невозвратимым затратам энергии человечества на деяния и практические потуги реализации научных открытий, не сулящих дальнейших перспектив. Торопливость в суждениях о перспективных благах того или иного поступка или открытия вовсе при сем не приветствуется. Однако и ощущение беспомощности в составлении долгосрочных прогнозов необходимо научиться преодолевать в ближайшее время.

Готовясь к освоению Космоса, хорошо бы помнить, что это не целина. Множеством и «нахрапом» его не требуется покорять. Старший друг Земли – Космос достоин уважения и сотрудничества. Он протягивает нам руку помощи, снисходительно ожидая нашего взросления и понимания ситуации. Как мы можем спланировать то, что потребуется через 100, 200 или 500 лет? Казалось бы, кто сможет проверить точность такого прогноза? Конечно, если говорить о практическом подтверждении, то грядущие поколения. Но только это не означает, что нынешнее поколение может жить под девизом «после нас – хоть потоп...» Ведь не ради «потопа» люди живут.

Дерзая и мечтая о будущем, человек хочет верить и надеяться на бесконечность жизни Земли и Космоса и на беспредельность совершенствования всего сущего. Значит, и о мышлении, и о сознании человек может мечтать и должен думать, как о безгранично совершенствуемых, реально существующих вещах. Тогда попробуем поставить задачу нынешнего дня, как задачу соединения человеческого сознания и разума с Космическим Разумом и Всемирным Сознанием на основании Закона Справедливости, охраняющего младшего, но заставляющего уважать большего и старшего.

Сотрудничество «на паритетных началах» справедливо лишь для равных или оно безнравственно. Однако, говорить о «паритетных началах» в Мире живых систем в Космосе можно в том смысле, что каждый вносит лепту по мере силы своей (и нет повода(!) для уничижения или восхваления самого себя). Все равны в праве отдать всё, максимально всё, что могут на общее благо. Этот космический закон на Земле реализуется не в полной мере и не может быть пока осознан всеми живущими в равной степени. Старая традиция сохранения своих позиций «сильными» и «слабыми», насилие и иждивенчество, прикрываемые, соответственно, то ли желаниями «сохранить свои интересы», то ли «ощутить благотворительность и милосердие» бытуют и не разрушаются здравым смыслом.

Развитие же Всемирного Сознания у мыслящего человечества возможно лишь благодаря сотрудничеству с Космосом: его учению и его поддержке. Если браться за трудное дело без Учителя, можно ошибиться в цели или в способе её достижения. Поэтому отгораживаться от помощи Космоса искусственно – это во вред себе и грядущим поколениям.

Космос раскрывает свои тайны, равно как и перспективы нашего развития путём двустороннего контакта человеческого и Космического Разума. Этот контакт уже доказан тысячелетиями. А массовое появление «контактёров» (Проводников информации из Невидимого Мира в Мир Видимый) в последние годы лишь подтверждает заинтересованное желание Космоса помочь человечеству в решении всех его проблем. Остаётся «малое» – это искреннее желание и разумная заинтересованность в общении с Космическим Разумом.

В мире существует множество школ духовного совершенствования личности, приводящего к непосредственному и управляемому контакту с космическими энергиями. Развитие нетрадиционных подходов в деле добывания информации из информационного поля Космоса (а о существовании такового уже известно с начала ХХ века, вспомним Вернадского, Циолковского, Манеева, не говоря уже о религиозных практических опытах общения с ним) – настоятельная проблема и неотложная задача в деле получения долгосрочных прогнозов. Только они способны обеспечить надежду и уверенность, что мы на Земле идём своим путём, но «в ногу» с могучим и добрым Космосом.

Заключение

Данные статьи записаны (даны в Откровении) в самом начале пути поиска автором самого себя, точнее «лучшего себя». Естественно устремление каждой личности к самореализации, но вот возможность познать себя и Мир наиболее полно открывается лишь в прямом контакте с Высшими Силами.

Россия – духовно богатая страна. Её нравственные и духовные традиции глубоко чисты и сильны. Они не прерваны и не истреблены до сих дней и на них можно и должно опираться каждому русскому человеку.

Самый прямой путь к Вершине самосовершенствования даёт Православная Церковь на всём протяжении своего существования. Это путь обращения к Богу, как Учителю и Подателю всех благ.

Слава Богу за всё!

Цель: Раскрыть некоторые экологические проблемы, происходящие на нашей планете, в нашей стране, дать знание экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательная – обобщение знаний учащихся об экологических проблемах, умение объяснять причины нарушения.

Развивающая – развитие мышления и познавательной активности.

Воспитательная – воспитание бережного отношения к природе и любви к Родине.

Оборудование: презентация по теме, видеосюжет «Экология Земли»

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Просмотр видеосюжета «Земля наш дом»
  3. Обобщение.
  4. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия. Постановка целей и задач.

– Если вы отгадаете загадку и тогда, я думаю, поймете, о чем мы будем сегодня говорить.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Но знают все: и млад, и стар,

Что она – огромный шар. (Земля)

– Итак, тема нашего занятия «Земля – наш общий дом!».

Сегодня мы будем говорить о природе нашей планеты Земля, о том, как защитить всё живое на Земле.

  1. Беседа о загрязнении окружающей среды.

– Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Земля не спит, и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

– Как вы думаете, почему планета Земля является нашим общим домом? (Земля – дом для людей и животных, так как мы на ней живём.)

– Ребята, какой вы себе представляете нашу планету, чем она богата? (Земля богата своей природой: лесами, лугами, морями, реками…)

– А красива ли природа нашей планеты? Чем? (ответы детей). Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна! Всегда приятно послушать пение птиц весной, на заре увидеть лучи солнца, зимой наблюдать, как падают первые снежинки…

Можно ли сказать, что человек и природа едины? (Доказательства детей).

Вывод: Человек является частью всего окружающего мира. И природа стала нашим домом, а мы стали хозяевами в нём.

– Наверное, нет такого человека, которого совершенно не волновала судьба окружающей природы. Экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задуматься над этой проблемой.

– Какие вы можете назвать экологические проблемы? (ответы детей)

  • загрязнение рек, озер;
  • вырубка лесов;
  • загрязнение воздуха;
  • накопление мусора;
  • отравление почвы;
  • нехватка питьевой воды;
  • исчезновение некоторых видов растений и животных с лица Земли.

Мы долго жили представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными подарками человека. Однако порой и взрослые, и дети бездумно ведут себя по отношению к ней.

К сожалению, не все хотят беречь планету Земля.

– Ежегодно от загрязнения окружающей среды погибает 8000 человек.

За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора. Тем самым он загрязняет воздух и грунтовые воды.

80% всех заболеваний передаётся через употребление загрязнённой воды – от этого умирает 25 миллионов человек.

– Предполагают, что 8 миллионов человек до 2040 года погибнет от смога, который висит над нашей планетой.

– Человек и до моря добрался. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута величиной с горошину и даже с картофелину. Погибают обитатели океана. Но люди не обращают внимания на красоту.

– В жарких странах исчезают замечательные леса. Это одно из чудес природы. Здесь живут больше половины животных, растений и грибов, которые есть на Земле. Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.

Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.

– Люди на Земле бывают разные – добрые и злые, внимательные и невнимательные, заботливые и равнодушные, эгоистичные и щедрые. То, что люди сделали с природой- это ужасно! Что мы есть без природы? Без воздуха? Без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев? И всё это дарит людям природа. Все, что от нас нужно, только бережно, по- доброму относиться к ней.

  1. Просмотр видеосюжета «Экология Земли»
  2. Игра «Если я приду в лесок».

– Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя не потушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно.

Сейчас мы проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим да”, если плохо, то все вместе говорим “нет”!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду, (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

  1. Беседа об уничтожении животного и растительного мира.

Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот.

– Волков уничтожили, и в 15 раз возросло количество больных диких животных. Волков тоже нельзя уничтожать, ведь они – санитары леса!

– Однажды в Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях. Воробьев погубили, появились тля, насекомые и уничтожили поля.

– На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.

Комары погибли, нечего стало есть другим животным.

В природе все важны! Все взаимосвязано .

– Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? (ответы детей)

Правильно – это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Красный цвет – сигнал тревоги, запрета, понятный людям всего мира. Представителей природы, занесенных в эту книгу охранять нужно особенно бережно. Ведь все эти обитатели приносят большую пользу людям.

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

– Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

– Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.

Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

– Если бы человек всегда охранял, то, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – ведь люди уничтожили их.

Но беречь надо не только редкие, исчезающие виды. В охране нуждаются все животные, птицы, насекомые, а также и растения, которые встречаются на Земле.

– Посмотрите, сколько здесь цветов. А вы их, ребята, знаете?

Угадайте, какой это цветок.

Загадки:

1.Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

(Василек)

2.Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

  1. Цветочек этот голубой
    Напоминает нам с тобой

О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом.

(Незабудка)

4.Весной от снега очищаются

И хвоя, и валежник.

И первым появляется

В проталине … (Подснежник)

  1. Из луковки вырос

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож. (Тюльпан)

  1. На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается … (Сирень)

  1. На лугу и в поле

Мы его встречаем,

Лепесточки белые

Мы на нём считаем,

Сердцевинка желтая

У цветка того,

Будто крошка солнышка

Забралась в него. (Ромашка)

  1. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек. (Одуванчик)

  1. Обобщение.

– Природа для человека имеет большое значение, ведь это наш общий дом и только сами люди могут исправить свои ошибки. Что можем сделать мы, чтобы не разрушить свой дом, сберечь природу? (ответы детей)

  1. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  2. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  3. Не рви в природе цветков.
  4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  5. Не убивай лягушек и жаб.
  6. Не разоряй птичьи гнезда.
  7. Не сори, увидел мусор – собери.
  8. Итог занятия. Рефлексия.

– Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда, не сорите.

– Как изменилось ваше отношение к природе после этого урока? Что вы решили для себя?

А.Е. Бузауова

воспитатель,

Жамбылская областная

специальная коррекционная

школа-интернат «Мейірім»

для глухих и слабослышащих детей,

Конспект интегрированной непосредственной образовательной

деятельности для детей подготовительной группы.

(Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».)

Тема: «Земля- наш общий дом»

Подготовила:

Воспитатель 1-ой категории

Климова.И.К.

Москва 2014г.

Предварительная работа.

Аппликация «Дадим шар Земной детям»

Посадка рассады цветов. Украсим наш участок.

«Планета Земля-наш общий дом»

Изготовление макета Земли

Цель:

1. Дать детям представление о планете Земля.

2. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.

3. Подвести к пониманию того, что планета Земля сейчас в опасности, чтобы спасти её, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

4.Развивать экологическую грамотность.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

6.Развивать творчество, внимание, мышление.

Материалы. Игрушка «Почемучка», глобус, карта мира, слайды, мяч, карточки с изображениями флагов разных стран, карточки с изображениями гербов разных стран, значки SOS, клей, вырезанные на предыдущем занятии цветы.

Предварительная работа : Занятие – беседа «Планета Земля в опасности». Занятие «Земля – космическое чудо». Изготовление цветов для украшения планеты Земля. Разучивание стихов о России, Москве, пословиц и поговорок.

Ход непосредственной деятельности.

Сюрпризный момент.

Дети входят в зал, рассматривают как он украшен. Появляется игрушка Почемучка.

Почемучка . Ребята, добрый день! Я большой путешественник, решил полетать на воздушном шаре и залететь к вам в гости. (читает стихотворение)

«А вы знаете, дети,

Был случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали- вот чудеса-

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

«Где наша улица? Где наш дом?»

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Все перепуталось, всё заблудилось,

К счастью, такое лишь в сказке случилось».

Я рассказал вам про это нарочно, чтобы проверить, знаете ли вы точно, где живете? Где построен ваш дом и хорошо ли вы с домом знакомы?

Дети по очереди называют свой домашний адрес.

Почемучка. Я пришел к вам в гости с подарком- но для того чтобы его получить отгадайте загадку.

«Моря есть- плавать нельзя,

Дороги есть- ехать нельзя,

Земля есть- пахать нельзя.

Что это? (Глобус.)

- Да, загадка трудная. Но я вам могу помочь. Посмотрите, какой интересный предмет я вам принес. (Показывает глобус) Кто знает что это? (Ответы). Правильно, глобус- это уменьшенная модель Земли. Давайте мы его повнимательней рассмотрим и загадка покажется простой.

Синим цветом обозначены моря, реки и океаны, коричневым и желтым – горы и пустыни, зеленым- леса и долины, белым – ледники.

Кто первым увидел Землю из космоса? Космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Показалась она ему такой маленькой, беззащитной, на космическом корабле ее можно облететь всего за полтора часа. Так что мы с вами, земляне, должны беречь и любить нашу Землю, нашу Родину.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему глобус изображен на картине таким как дом? Крыша над глобусом для того, чтобы показать, что Земля- наш общий большой дом.

Проводится игра: «Покажи ответ движением». (подсказки на слайдах)

А какая у земного шара крыша? (Небо. ) (Руки вверх)

А как называется то, на чем мы стоим? (Земная поверхность .) ( Топают ногами.)

А какая у нас одна на всех огромная лампа, она же печка? (Солнце.) (Развести руки перед собой).

У нас общий и водопровод. (Дождевые и снежные тучи .) ( Имитируют руками капли дождя)

И вентилятор тоже один. (Ветер.)(Качаются из стороны в сторону).

Почемучка. Вы хорошо рассказали про наш общий дом –Землю, что я вам предлагаю поставить ее модель- глобус на самое почетное и видное место (ставит на стол .)

Воспитатель. Ребята, я хочу вам сообщить что у нашей планеты тоже есть свой праздник, он называется «День Земли». Люди всего земного шара отмечают его 22 апреля.

Планета Земля- это «дом» для всех людей. Но «дом» этот начинается с того места, где живет человек.

А мы с вами где живем? Как называется наш «дом»?

(Ответы.) Наша страна называется Россия. А где же на земном шаре находится наша страна? Где наш материк? Где на нем место, которое занимает наш город? (Ответы.)

Сейчас я покажу вам, где находиться Россия. (Показывает на карте и обводит границу.) Наше государство- Россия- расположено вот на этом материке (Европа и Азия). Наша страна большая и занимает много места на глобусе. А вот здесь находится наш с вами город –Москва. Столица нашего государства. И здесь мы с вами поставим красную звездочку.

Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нем находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.

( Исполняется песня «У моей России»).

Затем дети поочередно говорят пословицы о родине.

    Всякому мила родная сторона.

    Своя сторона не бывает холодна.

    Родная землица и во сне снится.

    Возвращая земле долг- будет толк.

    Велика русская земля, а везде солнышко.

    Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Воспитатель предлагает детям встать. Звучит гимн России.

Ребята, что за музыку вы сейчас слышали? (Ответы)

А что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня). Гимн прославляет нашу страну, любовь к ней всех россиян.

Как слушают гимн? (Его слушают стоя ) .Этим проявляют уважение к гимну. Мы тоже слушали его стоя.

А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы. Готовы? Тогда начинаем.

Игра с мячом.

Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

Как называются люди, живущие в России? (Россияне.)

Назовите столицу России.(Москва.)

А как называются люди, живущие в Москве? (Москвичи.)

Как называется улица, на которой расположен наш детский сад? (Ул. Свободы.)

Как называется река, которая протекает в нашем городе? (Москва.)

Какие города расположены рядом с нашим городом? (Ответы).

Как называется модель Земли?

Какова форма Земли?

Как называются люди живущие на нашей планете?

Какой ты хочешь видеть нашу планету?

Воспитатель.

Давайте ребята прочтем стихи о нашей родине и родном городе.

Стихи о России, Москве.

Воспитатель . А сейчас я вам скажу самое главное- наша планета Земля в опасности! На ней много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух- его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета Земля требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия? (Ответы). Я вам скажу- SOS (показывает знак). Это призыв о помощи. Давайте на Северном полюсе глобуса установим флажок с сигналом SOS. Мы с вами будем знать, что планете требуется помощь, ее надо спасать общими усилиями. (укрепляется флажок.)

Как же мы с вами можем помочь нашей планете? (ответы).

Чтобы ей помочь, надо научиться любить природу, понимать ее. Ведь наша Земля это наш дом, наш двор и сад, наши парки и леса. В это весеннее время, готовясь к празднику, все наводят порядок в своем Большом Доме-месте где живут.

Кто видел, что делают люди весной для того, чтобы наши улицы стали чище и красивее? (ответы.) Люди убирают мусор с газонов, окапывают деревья, подстригают кустарники и красят ограждения, скамейки, детские площадки, открывают фонтаны, высаживают цветы в клумбы.

Дети читают стихи.

Наша планета Земля очень щедра и богата

Горы, леса и поля- дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!

А мы с вами сейчас тоже украсим цветами глобус- уменьшенную копию нашей планеты.

Дети приклеивают цветы на глобус.

Звучит « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.


Воспитатель. Ну вот и окончилось наше путешествие по планете Земля. Пора нам возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашим другом Почемучкой. Я думаю, что вы уже никогда не забудете, что наша планета нуждается в вашей помощи и охране.

Заключительный этап. Проводится хоровод «Шире круг».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Светлячок» р.п.Чистоозерное Новосибирской области

«Земля-наш общий дом» по ФЦКМ

Воспитатель: Анучина Ольга Владимировна

Цель : расширять представление о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Задачи :

Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;

Закреплять понятие, что мы - люди - являемся частью природы, что для роста живых объектов необходимо одно и то же : вода, солнце, воздух;

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое» , дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Материалы и оборудование : диск с музыкой Чайковского,мяч, символические изображение (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, солнце, воздух, вода, карта мира, глобус, стихи, загадки, медали «Юный эколог» , пазлы «Морские жители» , карточки из альбома «Береги живое» , зеленые галстуки, ручки с зеленой пастой

Словарная работа : глобус, планета Земля , заповедник, суша, живая и неживая природа.

1. Вводная часть.

Играет музыка И. Н. Чайковского «Времена года» . Дети сидят на стульчиках.

В : Предлагаю вам отправится в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Д : Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.

В : Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру, «Живая и неживая природа» .

Дети встают в круг и по очереди передают мяч по кругу, называя при этом предметы живой и неживой природы.

В : У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы) . А как можно назвать наш общий дом ? (Вывешиваю карту мира) .

Д : Земля .

В : Наш общий дом - это планета Земля , которая вращается вокруг солнца. (беру в руки глобус) Что это такое?

Д : Это глобус.

В : Глобус - это макет нашей планеты Земля . Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете : например, какой формы Земля ?

Д : Она круглая, похожа на шар.

В : Каким цветом обозначена на глобусе суша?

Д : Коричневым, светло-коричневым, жёлтым, зеленым.

В : Много ли на нашей планете воды?

Д : Воды больше, чем суши.

В : Каким цветом она обозначена на глобусе?

Д : Вода обозначена синим, голубым цветом.

В : Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете?

Д : Венера, Марс, Юпитер и т. д.

В : На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко. А прочитают нам стихи : Егор Ж., Алиса, Егор М. (дети читают стихи)

2. Основная часть

В : Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жизнь невозможна. А что именно - вам подскажут загадки :

Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.

Д : Солнце

Воспитатель вывешивает символы Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Д : Нет

В : Почему?

Ответы детей.

: Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него прожить не можем.

Дети. Воздух

В : А без воздуха можем мы прожить?

Д : Нет

В : Почему?

Дети : Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

Воспитатель вывешивает пустой лист бумаги.

В : Почему на картинке ничего не изображено?

Д : Потому что воздух - невидимый.

В : Воздушная оболочка Земли - как одеяло . Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка :

Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

Д : Вода

В : Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему?

Ответы детей

В : Без воды невозможно существования всего живого :

Повсюду, где бежит вода

Цветёт земля , цветёт страна…

Вот, что даёт природа всему живому для жизни : воздух, солнце, воду. Сегодня вокруг свежий воздух, светит солнце,скоро зажурчат ручьи.

В : Какие времена года вы знаете? И какое время года сейчас?

Д : Зима, весна, лето, осень. А сейчас зима.

В : Да, дети. Зима. Я предлагаю отдохнуть и поиграть :

Пальчиковая игра «Мороз»

Вот пришёл к нам мороз. Ладошками хлопаем по коленям, изображая шаги

Щиплет щёки, щиплет нос. Щиплем щёки и нос

Ручками помашем, Машем руками

Ножками попляшем Топаем ногами

Раз- два - три, раз- два -три, Имитируем движение при лепке

Будем мы лепить снежки.

Раз- два - три - четыре- пять, Сжимаем пальчики

Будем пальчики сжимать.

Уходи,мороз седой Машем рукой

Да с лохматой бородой! Приставляем запястья к подбородку, двигаем пальцами.

Физкультминутка

Рыбы весело резвятся

В чистой тёпленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

(дети делают движения на ковре, повторяем 2-3раза)

В : Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле , без животных,птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Д : Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.

В : А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?

Д : Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц,рыбу, загрязняет воздух и т. д.

В : Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек может исправлять свои ошибки, и в нашей стране создались заповедники. Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы. деревья, птицы, рыбы, охраняются государством. Место,где природа имеет право жить по своим законом. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатства, которым каждый может гордиться. Что запрещается делать в заповеднике?

Д : Запрещается рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотится на животных.

П : А что разрешается делать в заповеднике?

Д : Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам.

В : Человек на Земле - самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен отправить на охрану и защиту природы на нашей планете.

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки :

«Ты беги нас, береги!» .

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!» .

Остановил олень свой бег :

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус _ шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы : «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!

В : Чтобы сберечь нашу планету Земля , надо быть умным и добрым. А сейчас, давайте ещё раз вспомним, какие правила поведения на природе мы знаем (ответы детей) .

В : А еще мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их расскажем. (дети рассказывают пословицы) .

В : Дети! На столах разложены задания. Работать будем по подгруппам (по 5 человек) . У каждой подгруппы будет своё задание : 1стол - собирает пазлы «Морские жители» ; 2 стол - разложить карточки по временам года; 3 стол - разбираем картинки по видам (животные, птицы, рыбы и т. д.) ; 4 стол - раскладываем картинки «Живая и неживая природа» .

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием все. ПОЗДРАВЛЯЮ!

Давайте ещё поиграем?

Д : Да, давайте!

Игра Цветик - семицветик

Дети встают в круг. У воспитателя в руках поднос с лепесточками. Ребята, под музыку передают мяч. Когда музыка остановилась, ребенок, у которого в руках остался мяч, берёт с подноса один лепесток и отвечает на вопрос.

3. Заключительная часть

В : Сегодня я решила посвятить вас в «Юные друзья природы» Друг природы - это человек, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медали «Юный эколог» . Как вы думаете, вы будите настоящими друзьями природы? Что будите для этого делать (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия ? (ответы детей) . Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей) Молодцы, ребята. А девиз наш будет такой : Береги свою планету - ведь другой на свете нету!

Спасибо! Мы сегодня с вами хорошо позанимались! Я надеюсь, что сегодняшнее занятие , вам понравилось!

Программное содержание:
- I -
1. Расширять представления детей о планете Земля.
Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь.
2. Показать различие и сходство людей разных рас.
3. Формировать желание любить и беречь Землю.
4. Расширять представления детей об охране природы.
Закрепит знание правил поведения в природе.
- II -
1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля, расы.
2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.
- III -
1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
Она является общим «домом» для всех людей.
Вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности.
2. Пробуждать желание сделать приятное для Земли - сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке.
3. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
Материал к занятию:
1. Глобус
2. Фотография Земли и Космоса.
3. Плакаты: «Береги свой город!», «Пусть всегда будет небо», «Природа среди нас одна!»
4. Атлас огромного Мира.
5. Краски, кисточки, листы тонированной бумаги.
6. Коллективная работа детей по аппликации «Разноцветная Земля».
7. Магнитофон.
Предварительная работа:
1. Рассматривание рисунков Ю. Копейко: «В космос».
2. Рассматривание атласа мира, карты мира.
3. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна, твой народ».
4. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».
5. Заучивание стихотворения: «Когда-нибудь люди отменят войну».
6. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.
7. Чтение книги Н. Сладкова «Разноцветная Земля».

Ход занятия
Воспитатель: Дети, давайте представим себе, что мы с вами садимся в космический корабль. Итак приготовились! Внимание! Пуск! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это?

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Что это за шар, который мы увидели из Космоса? /Земля/
- Правильно. Это Земля, такая плоская, ровная внизу. Вверху, в Космосе она похожа на маленький шарик. Реки стали ручейками, сады и поля - маленькими зелеными островками, а города - небольшими мерцающими огоньками. Глобус помогает представить нашу Землю такой, какая она есть в Космосе. Глобус - это уменьшенная модель Земли. Послушайте загадку, которую приготовил Саша:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Всем показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Да конечно, это глобус, модель Земли, он может вращаться, Разные цвета видим мы на глобусе. А какого цвета больше? /голубого, синего/. Что означает этот цвет, вы узнаете из загадки:
Ребенок:

Глубиною глубоко,
Шириною широко.
День и ночь о берег бьется
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна,
И горька и солона. /моря, океаны/

А вот и суша, это земля, поля, пустыни, леса. Как вы думаете, каким цветом изображены леса? /зеленым/ Пустыни и полупустыни? /желтым/. А вот и горы. Они коричневые на глобусе. А вот и наша Родина - Россия, столица Москва. А вот здесь наша река Иртыш и город Омск.
Вспомните, а кто первым взглянул на нашу Землю из Космоса? Ю. Гагарин. Он тогда сказал, что оказывается сверху Земля не очень большая, как это кажется жителям Земли. Наша Земля вращается вокруг Солнца, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь или сумерки. Земля постоянно меняется и дарит нам разные времена года. Какие?
На Земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. Чем похожи все люди Земли? Люди умеют думать, говорить, у всех людей похожее строение тела, ходят на двух ногах, бывают веселыми и грустными, строгими и добрыми. Но люди отличаются друг от друг. Вы ведь не спутаете своих - маму, папу, бабушку, дедушку - с остальными людьми. А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосами, разрезом глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На Земле живут люди разных рас. Посмотрите на свой цвет кожи - наша кожа какого цвета? Белая. Такие мы с вами - жители Европы, Азии, Америки, России. Бывает желтая кожа - это люди, живущие в Японии, Китае, Корее. Есть люди, у которых темная кожа, чернокожие. Эти люди живут в основном в жаркой Африке. Все люди умеют говорить, но у каждого свой язык. Люди по-разному поют, танцуют. Это хорошо, что люди такие разны, так интереснее, так можно многое узнать друг о друге.
Физминутка: «Этюд «Земля»
Наша Земля существует уже давно, она много видела, как люди переселяются с места на место, видела страшные войны. На Земле много всего происходит, а она все вращается и вращается. Она живая и, как все живое, она может заболевать. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар.
Земля - наш общий дом. У нас над головой одна общая голубая крыша - небо, а под ногами общий «пол» - земная поверхность /земля, трава, песок/.
У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи и вентилятор тоже общий - ветер. Наш общий дом - планета Земля. Давайте все вместе скажем с гордостью эту фразу.
Ребята, вы приготовили пословицы и поговорки о нашей Земле, давайте их послушаем.
Да, Земля - наш общий дом и переселиться куда-нибудь, как это бывает в мультиках и сказках, невозможно. Поэтому надо держать свою Землю в порядке, любить ее и беречь.
Ребята, что тревожит вас, когда люди плохо хозяйничают и не заботятся о нашем общем доме - планета Земля?
Дети: Люди загрязняют воздух. Курят сигареты, сжигают листву осенью. Загрязняют воздух машины с выхлопными газами, труба с дымом. Уничтожают животных, вырубают леса. Загрязняют водоемы, не экономят воду.
Воспитатель: Что же мы с вами можем сделать, чтобы воздух на планете был чистый, водоемы были чистыми? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте поговорку, которую подготовил для вас Вадик: «Плоха та птица, которая гнездо свое марает.»
Воспитатель: Итак, мы теперь знаем, что нужно делать, чтобы не погибла Земля, и обязательно будем беречь животных, экономить воду, газ. И все это нужно делать для того, чтобы всем хорошо жилось на Земле, для того, чтобы и вы сами не болели, а жили спокойно и счастливо! И может получиться что-то вроде этого:

Когда-нибудь люди отменят войну,
А пушки и бомбы утопят.
Когда-нибудь люди заселят Луну
И льды вековые растопят.
Когда-нибудь в гости к полярным медведям,
Мы есть ананасы и дыни поедем!
И нам улыбнутся моржи и пингвины,
Приветствуя скромным букетом жасмина!

Воспитатель: Ребята, сделайте круг вокруг глобуса. Придумайте хорошие слова-пожелания для Земли.
Дети говорят свои пожелания.
Воспитатель: На столах, ребята, для вас уже приготовлены краски, кисточки, листы бумаги. Сейчас вы сядете за столы и сделаете рисунки. На своих рисунках вы изобразите то, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии /цветы, грибы, деревья, трава, бабочки, птицы и пр./
Воспитатель включает музыку, дети приступают к работе. В процессе выполнения задания воспитатель поощряет замыслы детей, подсказывает как лучше расположить детали на рисунке, анализирует рисунки.
После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает разместить рисунки на свободных столах. Вместе с детьми воспитатель рассматривает рисунки, уточняет, что нарисовано и почему ребенок нарисовал именно это.
В конце занятия воспитатель отмечает хорошую работу детей на занятии и предлагает оформить выставку рисунков «Земля - наш общий дом».
После занятия дети вместе с воспитателем размещают свои рисунки на выставке.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то