Презентация "современное представление о гене и геноме". Современные представления о структуре гена

краткое содержание других презентаций

«Закономерности моногибридного скрещивания» - Анализирующие скрещивания. Наследование окраски цветков гороха. Цитологические (цитогенетические) основы наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Наследование окраски ягод земляники. Возвратные скрещивания. Доминантный вариант признака. Гибриды первого поколения. Насыщающие скрещивания. Неполное доминирование. Наследование окраски семян гороха.

«Хромосомная теория Моргана» - Нарушение сцепления генов. Хромосомы томата. Скрещивание чистых линий дрозофилы. Скрещивание гибридов. Закон сцепления. Самки и самцы. Группа сцепления. Хромосомная теория наследственности. Морганида. Частота кроссинговера. Профаза I мейоза. Сцепленные гены. Мушка дрозофила. Опыты Т.Моргана. Морган. Участок генетической карты. Гибриды второго поколения. Хромосомная теория. Кроссоверное потомство. Генетическая карта.

«Закон Моргана» - В каких случаях выполняется закон Моргана. Некроссоверные гаметы. Вероятность расхождения двух генов по разным хромосомам. Доминантные гены катаракты, элиптоцитоза и многопалости. 1% кроссинговера. Группа сцепления. Сцепление генов может нарушаться в процессе кроссинговера. Задачи на полное сцепление. Появление особей с перекомбинированными признаками. Перекомбинированные признаки. Гены, локализованные в одной хромосоме.

«Взаимодействие неаллельных генов» - Аддитивная полимерия. Термины. Наличие пигмента. Доминантный эпистаз. Полимерное взаимодействие генов. Расщепление. Взаимодействие неаллельных генов. Расщепление по фенотипу. Комплементарное взаимодействие. Типы взаимодействия неаллельных генов. Интенсивность окрашивания. Доминантный эпистаз на примере наследования масти у лошадей. Розовидный гребень. Эпистатическое взаимодействие генов. Рецессивный эпистаз на примере наследования окрашивания у мышей.

«Родословная» - Цели и задачи исследования. Группы крови. Родословная. Родословная семьи. В родословной прослеживается аутосомно-рецессивный тип наследования. Наследование групп крови у человека. Генеалогический метод генетики человека. Цвет волос. Наследование формы волос. Форма волос. Анализ родословной. Неспособность различать отдельные цвета.

«Генетика Менделя» - Основы генетики. Атмосфера сотрудничества. Умозаключения. Фенотип. Задача с использованием 3-го закона Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Длинношерстность. Грегор Мендель. Иллюстрации первого и второго законов Менделя.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ
ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА
Лектор
Зав.курсом мед.генетики ГОУ ВПО СОГМА Росздрава
Доцент Гетоева Залина Казбековна

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Геном и геномика: определение понятий.
2. Организация генома человека:
- ДНК, как носитель генетической информации: строение, свойства,
принципы кодирования, репликации, мутирования, репарации и
компактизации в клетке;
- ген: представления об организации и функционировании;
- этапы реализации генетической информации;
- многообразие и классификация генов человека;
- принципы формирования хромосомы, морфология хромосом, кариотип;
- механизмы постоянства числа хромосом и равномерность передачи
генетической информации при делении клеток и размножении
организмов.
3. Общая характеристика генома человека.
- размеры, состав и топография элементов генома;
- сранительная характеристика ядерного и митохондриального геномов
- многообразие нуклеотидных последовательностей.

Вопрос 1
Геном и геномика:
определение понятий.

По мере накопления научных сведений о природе генетической информации, менялось как само определение понятия «геном», так и

представления о принципах его организации и
функционирования у различных биологических объектов.
ГЕНОМ
- это полный набор генетической информации любой биологической
системы (таксона, вида, организма, клетки);
- это качественный набор генов, содержащихся в гаплоидном наборе
хромосом клеток определенного биологического вида;
- это вся совокупность нуклеотидных последовательностей клетки
определенного биологического вида;
- это полный состав ДНК организма (его клетки), включая всю
совокупность генов и межгенных участков, содержащий полный набор
инструкций для формирования и функционирования организма на
всех стадиях его онтогенеза.

Понятия «ГЕНОМ» и «ДНК» тождественны, т.е.
ГЕНОМ = ДНК

Геномика
– это система научных знаний в области
молекулярной генетики и молекулярной медицины,
изучающая общие закономерности организации и
функционирования геномов различных биологических
систем и индивидуальные особенности геномов
отдельных организмов.
Основные методы геномики:
секвенирование, картирование и идентификация
генов и внегенных элементов генома.

Геномика
включает несколько самостоятельных направлений изучения геномов:
-
Структурная геномика - изучает последовательность нуклеотидов в
-
Функциональная геномика, или Протеомика, исследует
-
Сравнительная геномика изучает сходства и различия в организации
-
Эволюционная геномика выясняет пути эволюции геномов,
-
Медицинская геномика решает прикладные вопросы клинической и
геноме, определяет границы и тонкую структуру генов, межгенных участков и
других структурных элементов генома, т.е. составляет физические и
транскриптные карты организма;
фенотипические проявления каждого участка генома и каждого гена, их
взаимодействие с другими компонентами клетки (полипептидами, протеинами,
сложными белками и белковыми ансамблями);
геномов разных организмов с целью изучения общих закономерностей их
строения и функционирования;
происхождение генетического и биологическогоразнообразия, уточняет нюансы
расообразования, этногенеза, миграции населения и эволюции наследственной
патологии человека;
профилактической медицины на основе знаний геномов человека и патогенных
для него организмов – вопросы генодиагностики, генотерапии и т.д.

ГЕНОМИКА ЧЕЛОВЕКА
изучает геном человека на всех уровнях его организации:
от компонентов нуклеотида, нуклеотидов, кодонов,
частей гена, отдельных генов, межгенных и регуляторных
последовательностей до сложных комплексов генов,
локусов и плеч хромосом, хромосом и целых
хромосомных наборов, включая так же элементы
внехромосомной и внеядерной ДНК.

Вопрос №2
Организация генома человека.
ДНК, как носитель генетической информации: строение,
свойства, принципы кодирования, репликации,
мутирования, репарации, реализации и компактизации
генетической информации.

ДНК – носитель генетической информации
у большинства живых организмов и человека,
может существовать в нескольких формах: А, В, С, Д, Е, Z.
Z-форма: зигзагообразная, с
чередованием право- и левозакрученных
участков, обнаруживается в условиях
высокой концентрации солей, участвует в
регуляции экспрессии генов и рекомбинации
ДНК.
А-форма выявляется в более
обезвоженных средах
и при низком содержании
ионов калия и натрия

Модель Дж. Уотсона – Ф. Крика, 1953г.:
В - форма молекулы ДНК имеет вид правозакрученной спирали,
состоящей из 2-х закрученных вокруг воображаемой центральной оси
полинуклеотидных цепей, соединенных между собой по принципам:
комплементарности и антипараллельности.

В состав ДНК входят 4 вида нуклеотидов дезоксирибонуклеотидов:
Адениловый, Тимидиновый, Цитозиновый, Гуаниновый
Дезоксирибонуклеотид:
- остаток фосфорной кислоты,
- 5-ти углеродный сахар
(2-дезоксирибозу),
- азотистое основание
Азотистые основания:
Пуриновые – Аденин, Гуанин
Пиримидиновые – Тимин, Цитозин
Нуклеозид:
соединение азотистого основания
с дезоксирибозой

Порядок формирования полинуклеотидной цепи
Фермент – ДНК-полимераза
Связь – фосфо-ди-эфирная
или 5 – 3 связь
Полинуклеотидная цепь – полярна:
5 - фосфатный конец
3 – гидроксильный конец
Полинуклеотидная цепь - сахарофосфатный
остов, на котором сидят азотистые основания,
число, состав и порядок расположения
которых уникален для каждой молекулы

Порядок формирования молекулы ДНК
Состав:
2 полинуклеотидные цепи
Принципы:
Комплементарности – формирование
пурин-пиримидиновых пар между
строго определенными нуклеотидами
или их аналогами - А-Т, А-У, Г-Ц.
Антипараллельности –
противоположное направление 3-5
связей в комплементарных цепях.
Связи:
водородные - пурин-пиримидиновые
пары А=Т, Г=Ц,
гидрофобные взаимодействия
Спирализация:
самопроизвольная, право закрученная
за счет смещения одной пары
нуклеотидов относительно следующей
на 36 о

Параметры молекулы ДНК

Свойства молекулы ДНК
как вещества наследственности и изменчивости
а. Хранит генетическую информацию, используя для этого язык в виде
последовательности нуклеотидов – генетической код.
б. Способна к самоудвоению – репликации.
в. Способна изменяться самопроизвольно или под действием
факторов внутренней среды организма и окружающей среды.
г. Способна к репарации – исправлению части возникающих изменений
и восстановлению целостности структуры.
д. Способна изменять степень своей компактизации, или спирализации.
е. Служит матрицей в процессах реализации генетической
информации.
ж. Обеспечивает передачу генетической информации в процессе
клеточного деления и размножения организмов.

а. Кодирование генетической информации
Генетическая информация это информация о последовательности аминокислот
в молекулах пептидов, полипептидов и белков организма.
Генетический код –
это система записи генетической информации
на молекуле ДНК в виде последовательности нуклеотидов.
Сущность генетического кода была полностью раскрыта группой
молекулярных биологов под руководством профессора Георгия
Гамова в лаборатории Ниренберга
(США, Национальный институт здоровья, 1965 г.)

Свойства генетического кода.
Триплетность:
минимально информативной является последовательность
из 3-х следующих друг за другом нуклеотидов:
триплетов ДНК (или кодонов иРНК).
Код включает 64 триплета (или кодона иРНК).
Однозначность, или специфичность:
триплет имеет только один биологический смысл.
3 – некодирующие
выполняют функцию точек окончания информации,
называются также стоп-триплетами, или триплетами терминации:
АТТ (УАА), АТЦ (УАГ), АЦТ (УГА)
61 – кодирующие
выполняют функцию кодирования 20 аминокислот.
1 триплет = 1 аминокислота
Уникальные триплеты - в единственном числе кодируют
аминокислоты и одновременно являющиеся стартовыми триплетами,
т.е. запускающими синтез белка.
ТАЦ (АУГ) - метионин и АЦЦ (УГГ) - триптофан

Свойства генетического кода
Вырожденность:
большинство аминокислот кодируется 2 и большим числом триплетов
ДНК, или кодонов иРНК, называемых триплетами (кодонами)синонимами, различающимися между собой составом третьего, реже –
первого нуклеотида.
Фенилаланин:
Глицин:
Лейцин:
ААА (УУУ)
ЦЦА (ГГУ)
ААТ (УУА)
ААГ (УУЦ)
ЦЦГ (ГГЦ)
ААЦ (УУГ)
ЦЦТ (ГГА)
ГАА (ЦУУ)
ЦЦЦ (ГГГ)
ГАГ (ЦУЦ)
ГАТ (ЦУА)
ГАЦ (ЦУГ)
Универсальность:
у всех живых организмов на Земле одни и те же триплеты ДНК
кодируют одинаковые аминокислоты.
Исключения имеются в коде митохондрий.

Свойства генетического кода.
Непрерывность:
начиная с первого нуклеотида в составе стартового триплета все
последующие триплеты считываются без остановок до точки
терминации.
Неперекрываемость:
триплеты считываются последовательно и каждый нуклеотид
может входить в состав только одного триплета.
Колинеарность:
последовательность аминокислот в белке или полипептиде строго
соответствует последовательности триплетов нуклеотидов в
кодирующем этот пептид фрагменте ДНК.

Таблица генетического кода для ДНК и иРНК

Первое
основание ДНК
(иРНК)
А (У)
Г (Ц)
Т (А)
Ц (Г)
Второе основание ДНК (иРНК)
А (У)
Г (Ц)
Т (А)
Ц (Г)
Третье
основание ДНК
(иРНК)
ААА (УУУ) Фен
АГА (УЦУ) Сер
АТА (УАУ) Тир
АЦА (УГУ) Цис
А (У)
ААГ (УУЦ) Фен
АГГ (УЦЦ) Сер
АТГ (УАЦ) Тир
АЦГ (УГЦ) Цис
Г (Ц)
ААТ (УУА) Лей
АГТ (УЦА) Сер
АТТ (УАА) Стоп
АЦТ (УГА) Стоп
Т (А)
ААЦ (УУГ) Лей
АГЦ (УЦГ) Сер
АТЦ (УАГ) Стоп
АЦЦ (УГГ) Трп
Ц (Г)
ГАА (ЦУУ) Лей
ГГА (ЦЦУ) Про
ГТА (ЦАУ) Гис
ГЦА (ЦГУ) Арг
А (У)
ГАГ(ЦУЦ) Лей
ГГГ (ЦЦЦ) Про
ГТГ (ЦАЦ) Гис
ГЦГ (ЦГЦ) Арг
Г (Ц)
ГАТ (ЦУА) Лей
ГГТ (ЦЦА) Про
ГТТ (ЦАА) Глн
ГЦТ (ЦГА) Арг
Т (А)
ГАЦ (ЦУГ) Лей
ГГЦ (ЦЦГ) Про
ГТЦ (ЦАГ) Глн
ГЦЦ (ЦГГ) Арг
Ц (Г)
ТАА (АУУ) Иле
ТГА (АЦУ) Тре
ТТА (ААУ) Асн
ТЦА (АГУ) Сер
А (У)
ТАГ (АУЦ) Иле
ТГГ (АЦЦ) Тре
ТТГ (ААС) Асн
ТЦГ (АГЦ) Сер
Г (Ц)
ТАТ (АУА) Иле
ТГТ (АЦА) Тре
ТТТ (ААА) Лиз
ТЦТ (АГА) Арг
Т (А)
ТАЦ (АУГ) Мет
ТГЦ (АЦГ) Тре
ТТЦ (ААГ) Лиз
ТЦЦ (АГГ) Арг
Ц (Г)
ЦАА (ГУУ) Вал
ЦГА (ГЦУ) Ала
ЦТА (ГАУ) Асп
ЦЦА (ГГУ) Гли
А (У)
ЦАГ (ГУЦ) Вал
ЦГГ (ГЦЦ) Ала
ЦТГ (ГАЦ) Асп
ЦЦГ (ГГЦ) Гли
Г (Ц)
ЦАТ (ГУА) Вал
ЦГТ (ГЦА) Ала
ЦТТ (ГАА) Глу
ЦЦТ (ГГА) Гли
Т (А)
ЦАЦ (ГУГ) Вал
ЦГЦ (ГЦГ) Ала
ЦТЦ (ГАГ) Глу
ЦЦЦ (ГГГ) Гли
Ц (Г)

б. Репликация, или редупликация ДНК: процесс самоудвоения молекулы ДНК, который осуществляется в синтетическом периоде

интерфазы митотического (клеточного) цикла
при участиии специальных ферментов.
по полуконсервативному механизму
на основе реакций матричного синтеза,
когда каждая из цепей материнской молекулы ДНК
служит матрицей для сборки новой (дочерней) цепи.
Из одной молекулы ДНК образуются две идентичные молекулы,
каждая из которых содержит
старую (материнскую) и новую (дочернюю) цепи.
Количество ДНК в клетке удваивается,
а качество заключенной в ней информации не меняется.

Этапы репликации ДНК

1.
2.
3.
4.
5.
Раскручивание супервитков молекулы ДНК (фермент
топоизомераза).
Разрыв водородных связей между комплементарными азотистыми
основаниями, разделение цепей и формирование репликативной
вилки (фермент – геликаза);
Удержание молекулы ДНК в одноцепочечном состоянии (ДНКдестабилизирующие белки - SSB);
Сборка новых цепей на матрицах материнских (ферменты – РНКполимеразы или праймазы, ДНК-полимеразы I, II и III):
- непрерывно на матрице лидирующей материнской цепи с
направлением фосфодиэфирных связей от 3 к 5 концу с
использованием одной РНК-затравки, или праймера, и ферментов
РНК-полимеразы и ДНК – полимеразы I.
- фрагментарно на матрице отстающей материнской цепи с
направлением фосфодиэфирных связей от 5 к 3 концу в виде
относительно коротких участков длиной 1000-2000 нуклеотидов –
фрагментов Оказаки, с использованием для каждого фрагмента
собственной РНК-затравки, РНК-полимераз, ДНК-полимеразы II
Деградация и удаление РНК-затравок и сшивание фрагментов
Оказаки между собой (ДНК-полимераза I, ДНК-лигаза).

Схема репликации ДНК

1. Относительно низкая скорость репликации. 2. Каждая молекула ДНК имеет несколько мест репликации – репликонов, т.е.

Особенности репликации ДНК у человека:
1. Относительно низкая скорость репликации.
2. Каждая молекула ДНК имеет несколько мест репликации
– репликонов, т.е. полирепликонна.
3. Реплиация каждой молекулы ДНК происходит до тех
пор, пока соседние репликоны не соединятся.
4. Разные молекулы ДНК реплицируются в разное время, с
разной скоростью и в разной последовательности.
5. К концу S-периода вся ДНК клетки должна удвоиться.

в. Способность ДНК изменяться, или мутировать

Изменчивость – неотъемлемое свойство живых организмов.
Изменения, происходящие на уровня ДНК, условно принято
делить на: полиморфизмы, вариации, предмутации и мутации.
Полиморфизмы – изменения, происходящие на уровне
некодирующих последовательностей ДНК.
Вариации - изменения, происходящие на уровне
факультативных последовательностей ДНК.
Предмутации – изменения, происходящие на уровне
кодирующих последовательностей ДНК, но затрагивающие лишь одну из ее
цепей.
Мутации (истинные) – это изменения генетической информации,
затрагивающие обе цепи ДНК, приводящие к появлению новых вариантов
генов (аллелей) и новых вариантов фенотипических признаков.

Изменения в ДНК возникают при нарушении процессов репликации,
рекомбинации и репарации, т.е. являются ошибками репликации, ошибками
рекомбинации и ошибками репарации.
Изменения в ДНК могут возникать спонтанно (т.е. на фоне
относительно нормального функционирования организма при нормальных
условиях внешней и внутренней среды) или индуцированно (т.е. под
действием вредных мутагенных факторов внешней или внутренней среды).
Мутагенные факторы могут иметь физическую, химическую или
биологическую природу.
Эффект мутагенов, риск и частота возникновения мутаций зависят не
только от вида мутагена, его мутагенной активности, дозы и продолжительности
воздействия, но и от эффективности работы генетически детерминированной
системы детоксикации организма.
Возникающие в ДНК изменения могут носить преходящий характер и
восстанавливаться, либо быть стойкими.
Изменения генетической информации - основа генетического
полиморфизма вида, генетической уникальности индивида, наследственной
патологии, наследственной предрасположенности, канцерогенеза и
некоторых иных форм патологии человека.

г. Репарация способность ДНК восстанавливать структуру.
Репарации подлежат состояния молекулярной гетерозиготности,
или предмутации, при которых изменения затрагивают лишь одну из
цепей молекулы ДНК.
Различают несколько основных механизмов репарации ДНК:
1. Фотореактивация.
2. Темновая, или эксцизионная репарация.
3. Пострепликативная (рекомбинационная) репарация.
4. SOS – репарация.

Фотореактивация – восстановление под действием видимого
света изменений типа тиминовых димеров (Т=Т), возникающих в ДНК клеток,
подвергнутых УФ-излучению.; обеспечивается светозависимым
фотореактивирующим ферментом, который расщепляет тиминовые
димеры.
Темновая, или эксцизионная репарация – не нуждается
в энергии видимого света, осуществляется за счет действия ферментов
(эндонуклеаза, экзонуклеаза, или рестриктаза, ДНК-полимераза,
лигаза), поэтапно: выстригание измененного участка цепи, синтез фрагмента
на матрице нормальной цепи, сшивание восстановленного фрагмента с
остальной цепью.
Пострепликационная, или рекомбинационная репарация –
осуществляется в синтетическом периоде интерфазы митотического цикла
клетки и заключается в том, что участки ДНК, имеющие тиминовые димеры не
реплицируются, оставляя бреши на комплементарной цепи молекуля ДНК,
которые восстанавливаются (т.е. достраиваются) в ходе премитотического
периода с соблюдением принципов комплементарности к участку здоровой цепи.
SOS-репарация - механизм восстановления крупных брешей в цепи
ДНК без соблюдения принципа комплементарности в целях сохранения
целостности молекулы.

Схемы механизмов репарации

д. Способность ДНК изменять степень своей
компактизации
В зависимости от степени компактизации, или спирализации,
на разных фазах митотического цикла клетки ДНК приобретает
разные переходящие друг в друга формы структурной организации:
на стадии интерфазы – хроматиновую, а стадии митоза - хромосомную.
Хроматин – дезоксирибонуклеопротеидный комплекс, в составе
которого ДНК относительно деспирализована, доступна для ферментов,
обеспечивающих считывание заключенной в ней информации.
Хромосомы – дезоксирибонуклеопротеидные структуры, в составе
которых ДНК максимально спирализована и компактна, что обеспечивает
возможность ее равномерного распределения между дочерними клетками.
ИНТЕРФАЗА
ХРОМАТИН
МИТОЗ
ХРОМОСОМЫ

Уровни компактизации ДНК в составе хроматина
Эухроматин Гетерохроматин
Факультативный
1 уровень
нуклеосомный
2 уровень
соленоид, или
хроматиновая
фибрилла
3 уровень
петельные
домены
Конститутивный

Компоненты нуклеосомы

Формирование митотической хромосомы

Строение митотической (метафазной) хромосомы.
Каждая молекула ДНК формирует свою хромосому.
Митотическая хромосома состоит из 2-х хроматид.
Каждая хроматида – 1 молекула ДНК.
Хроматиды 1 хромосомы – 2 идентичные молекулы ДНК, образовавшиеся в
результате репликации.
Число хромосом в клетке равно числу молекул ДНК в ней.
Разные хромосомы различаются по форме, длине,
количеству, набору и порядку расположения генов.

Кариотип – это совокупность
хромосом клеток определенного биологического вида
Кариотипы разных биологических видов различаются числом, формой и
размерами хромосом.
Хромосомный набор вида Homo sapiens содержит 23 пары хромосом.
В соматических клетках человека хромосомный набор
парный (диплоидный – 2n), в половых – одинарный (гаплоидный - n).
Хромосомы одной пары одинаковы по размерам, форме, набору и порядку
расположения генов, называются гомологичными, а не идентичными,
поскольку имеют разное происхождение (1 – отцовская, 2 - материнская), а
следовательно – разный набор аллелей генов.
Гомозиготность
Гетерозиготность
Кариотип – характеристика видовая, поддерживается постоянным в ряду
поколений клеток и организмов благодаря механизмам митоза, мейоза и
оплодотворения (при половом размножении).

Хромосомный набор человека
Классификации хромосом:
Денвер (США) – 1960г.
Лондон (Великобритания) – 1963г.
Чикаго (США) – 1966г.
Группа А: 1– 3 пары аутосом
самые большие мета- и субметацентрики
Группа В: 4 - 5 пары аутосом
большие субметацентрики
Группа С: 6-12 пары аутосом+ Х-хромосома
средние субметацентрики
Группа D: 13-15 пары аутосом
большие акроцентрики
Группа Е: 16-18 пары аутосом
малые субметацентрики
Группа F:19-20 пары аутосом
малые метацентрики
Группа G: 21-22 пары аутосом + У-хромосома:
малые акроцентрики

ж. Способность обеспечивать равномерность
передачи генетической информации
в процессах клеточного деления и размножения организмов
Конъюгация
гомологичных хромосом образование бивалентов
Хромосомы
располагаются
по-отдельности
Расходятся
хроматиды
Вдоль веретена деления
располагаются
биваленты
Расходятся целые
гомологичные хромосомы
Образуются незрелые
половые клетки с n числом
2-хроматидных хромосом
Происходит II деление –
митоз

е. Способность ДНК служить матрицей в процессах
реализации генетической информации.
Реализация генетической информации - это сложный неоднозначный
процесс, в осуществлении которого принимают участие:
фрагменты молекулы ДНК – гены (гены белков, гены рРНК, гены тРНК),
источники энергии (АТФ, ГТФ),
предшественники рибонуклеотидов (АТФ, ГТФ, ЦТФ, УТФ),
рибосомы, разнообразные тРНК,
многочисленные ферменты, специфические факторы контроля и регуляции,
аминокислоты, витамины, ионы металлов и т.д.
Фрагмент спирали ДНК
Рибосома
Аминоацил-тРНК
комплекс

ГЕН:
представления о организации и функционировании

Единицей генетической информации является
ген.
Ген – это участок молекулы ДНК, представляющий собой
определенную последовательность определенного числа нуклеотидов,
которая содержит информацию о возможности формирования
определенного признака и определенной функции в организме или
обеспечивает возможность реализации информации с другого гена.
Ген – это определенная (прерывистая или непрерывная)
последовательность нуклеотидов ДНК, кодирующая информацию об
определенном продукте (полипептиде, рРНК, тРНК), ассоциированная с
регуляторными последовательностями, взаимодействующая с белкамирегуляторами и обеспечивающая возможность формирования признака в
организме.

Организация гена у эукариот
(5 – 3 кодогенная цепь ДНК)
- Большинство генов человека имеет интрон-экзонную структуру.
- Каждый ген имеет определенное количество интронов и экзонов.
- Количество и размеры интронов и экзонов у разных генов различны.
- Суммарные размеры интронов значительно превышают размеры экзонов.
- Каждый ген начинается и заканчивается экзонами.
- На границе экзонов и интронов располагается консенсусная, т.е.
эволюционно консервативная последовательность, которая
распознается ферментами сплайсинга, осуществляющими вырезание
интронов из первичного РНК-транскрипта.

Этапы реализации генетической информации,
или экспрессия гена

Процесс реализации генетической информации, или экспрессия гена
осуществляется в несколько этапов,
часть из которых происходит в ядре, а часть – в цитоплазме:
В ядре:
Транскрипция
Инициация
Элонгация
Терминация
Посттранскрипционный
процессинг
Сплайсинг
Транспорт иРНК из ядра в цитоплазму
В цитоплазме:
Трансляция
Инициация
Элонгация
Терминация
Посттрансляционные
преобразования

Структура гена β-глобина человека и его экспрессия

Молекула β-глобина человека
Первичная структура - последовательность из 146 аминокислот.

Многообразие и классификация
генов человека

По данным программы «ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА»
в геноме человека насчитыаается чуть более
30 000 генов.

Классификация
1. По структуре:
Содержащие интроны
2. По размерам:
Малые Средние
100 – 5000
5000 – 50 000
Не содержащие интронов
Большие
Гигантские
50 000-150 000
200 000 – 1 000 000
пар нуклеотидов
3. По локализации в хромосоме:
Одиночные
разделены спейсерами
генов человека
Супергигантсткие
более 1 000 000
Сгруппированные
кластеры
(группа последовательно расположенных генов,
занимающих определенный район ДНК или хромосомы,
кластер α-глобиновых и β-глобиновых генов)
супергены
(кластер из большого числа генов, кодирующих
функционально или родственно-связанные белки,
расположенные в сегментах некоторых хромосом,
суперген HLA комплекса)
семейства генов
(группа эволюционно родственных генов,
кодирующих продукты с близкими функциями, могут
располагаться в разных частях генома,
семейство глобиновых генов – α, β, γ, δ, ε, ζ –глобины)

Кластерная локализация глобиновых генов человека

4. По числу копий и значимости генного продукта:
Гены «домашнего хозяйства»
«house keeping gens»
Гены «роскоши»
«luxury gens»
десятки и сотни копий
единицы копий
кодируют общеклеточные
структуры и функции
кодируют тканеспецифические
структуры и функции
работают в большинстве клеток
и постоянно
работают в определенных клетках
на определенных этапах онтогенеза
5. По состоянию активности:
Активные
(транскрибируемые,
экспрессирующиеся)
Неактивные
(нетранскрибируемые,
неэкспрессирующиеся)
Псевдогены

6. По функции:
Структурные
Гены тРНК
Гены рРНК
Гены белков
Регуляторные
С неизвестной функцией
Регуляторы активности других генов
(промоторы, энхарсеры, сайленсеры, мутаторы)
Регуляторы онтогенеза
Регуляторы клеточного размножения (протоонкогены)
- ферментов (более 30%)
- модуляторов белковых функций
(активаторов, стабилизаторов, конформаторов и т.д.)
- гистонов и трансрипционных факторов
- белков внутри- и внеклеточного матрикса
- трансмембранных переносчиков и каналов
- клеточных сигналов, олигопептидов, гормонов
- экстраклеточных переносчиков
- иммуноглобулинов

Вопрос №3
Общая характеристика генома
человека:
размеры, состав и топография элементов.

Геном –
это вся совокупность нуклеотидных последовательностей ДНК
клетки, или организма.
Размеры генома оцениваются по весу и по длине.
Вес суммарной ДНК

6 пикограммов (пк), т.е. 6*10 грамма.
Длина генома измеряется:
в метрических единицах - ангстремах, миллиметрах, сантиметрах, метрах;
по числу точек кроссинговера - в морганидах или сантиморганидах;
по числу пар оснований или нуклеотидов- в базах, килобазах, мегабазах.
1 сМ=1Мб=1 млн. п.о.
Длина полнстью деспирализованной суммарной ДНК
из одной диплоидной соматической клетки человека составляет
110 см, 6.4 * 10 п.о. или 6400 Мб или 6400 сМ

Сравнительные размеры геномов разных организмов
Царство
живого
Вид
организма
Средняя
длина
1 молекулы
Число
генов
хромосо
м
Размеры
гаплоидного генома
пар
оснований
страниц
текста
Вирусы
Бактериофаг
λ
17,2 мкм
60
1
4,9 * 104
30 страниц
Прокариоты
Кишечная
палочка
1400 мкм
3-4 000
1
3,2 * 106
300 страниц
Эукариоты
Дрозофила
12 000 мкм
(мелкая)
5-6 000
8
1*108
10 томов по
1000
страниц
Гепатоцит
человека
30 000 мкм
(средняя)
30 000
46
3,2 * 109
200 томов по
1000
страниц

В составе генома различают
хромосомные и внехромосомные элементы.
Внехромосомные элементы представляют собой разнообразные по
длине, но всегда более короткие, линейные или кольцевые по форме
фрагменты собственной ДНК клетки в виде амплифицированных онкогенов
и генов устойчивости к ядам, лекарственным препаратам и
антиметаболитам, или ДНК эндосимбионтов в виде плазмид, эписом и
вирусных хромосом, которые могут локализоваться в ядре или цитоплазме.
Хромосомные элементы – это последовательности ДНК,
организованные в отдельные постоянные и обязательные структуры клетки –
хромосомы.
Геном человека включает 25 хромосом, из которых:
22 - Аутосомы, 1 - Х-хромосома, 1 - Y-хромосома, 1 - М-хромосома.

С точки зрения постоянства присутствия в геноме различают
облигатные, факультативные и мобильные его элементы.
Облигатные элементы генома – это тот объем нуклеотидных
последовательностей, состав, количество и локализация которых
обязательны и постоянны для всех представителей определенного вида
живых организмов и которые необходимы и достаточны для формирования
присущего этому виду фенотипа.
Факультативные элементы генома – это такие
послеодовательности нуклеотидов, количество, положение и сам факт
наличия которых не является строго обязательным и постоянным для особей
данного биологического вида (те же ампликоы, плазмиды, эписомы, вирусные
хромосомы).
Мобильные элементы генома – это последовательности ДНК,
топография и количество которых может варьировать в разных
представителей одного вида, а также в разных тканях и разных клетках
одного организма. Их называют транспозонами и они могут перемещаться
из одних участков генома в другие

По локализации в клетке геном эукариотов делится на
ядерный (яДНК) и митохондриальный (мтДНК).
Митохондриальный геном – 95% всей ДНК клетки, совокупность
копий М-хромосомы (порядка 10 000).
Ядерный геном – 5% всей ДНК клетки, совокупность ядерных
хромосом.
Состав ядерного генома клеток человека
Соматические
клетки
Половые клетки
Женский
организм
22 пары аутосом + ХХ - гоносомы 22 аутосомы + Х гоносома
Мужской
организм
22 пары аутосом + ХУ - гоносомы 22 аутосомы + Х гоносома
22 аутосомы + У гоносома
Из общего числа Х-хромосом в клетке активна только она.
Все остальные – формируют тельце Х-полового хроматина.

Сравнительная характеристика
ядерного и митохондриального геномов

Ядерный
геном
Митохондриальный
геном
Хромосомы линейной формы.
Состав: ДНК (40%), белки-гистоны (40%), негистоновые белки
(15%) , РНК, полисахариды, липиды, ионы металлов (в сумме
порядка 5%).
Протяженность ДНК 6,4 *10 пар нуклеотидов
Содержат порядка 30-31 тысячи генов, кодирующих весь спектр
ядерных и цитоплазматических белков клетки, основную часть
белков митохондрий (66 субъединиц белков дыхательной цепи) и
различные виды РНК..
Хромосомы кольцевидной формы.
Состав: «голая», т.е. лишенной белков-гистонов, ДНК, небольшое
количество негистоновых белков, РНК, полисахариды, липиды и
т.д.
Протяженность ДНК 16 569 пар нуклеотидов.
Гены М-хромосомы кодирует 2 рибосомные РНК (12S и 16S),
22 транспортные РНК и 13 полипептидов, входящих в состав
комплексов окислительного фосфорилирования.
Доля отцовской и материнской яДНК в зиготе одинакова и
равноценна. Оба родителя в одинаковой мере передают
генетическую информацию потомству.
Доля отцовской мтДНК в зиготе составляет от 0 до 4
митохондрий, а материнских - 2500.
Репликация отцовских митохондрий в зиготе блокируется.
Информация мтДНК наследуется по материнскому типу.
Помимо мутационной, имеет место и комбинативная
изменчивость (за счет разнообразных сочетаний отцовских
и материнских хромосом в процессе меиоза и оплодотворения).
Комбинативная изменчивость мтДНК отсутствует.
Нуклеотидная последовательность мтДНК меняется в
поколениях только за счет мутации.
Гены яДНК имеют прерывистую (интрон-экзонную) структуру.
Объем
некодирующих
внутрии межгенных вставок
огромен (порядка 98% генома).
Гены мтДНК непрерывны, т.е. не содержат интронов.
Объем некодирующих последовательностей нуклеотидов очень
незначительный.
яДНК способна к репарации.
Скорость мутирования ниже, чем в мтДНК.
мтДНК не способна к репарации.
Скорость мутирования в 10 раз выше, чем в яДНК.
В яДНК транскрибируется
цепь.
В
мтДНК
цепи.
или транслируется только одна
транскрибируются или транслируются обе
Кодон:
УГА является стоп-кодоном.
АУА – кодирует изолейцин.
АГА и АГГ- кодируют аргинин
Кодоны:
УГА кодирует триптофан
АУА – кодирует метионин
АГА и АГГ - являются стоп-кодонами
Патологические мутации генов яДНК проявляются
моногенными болезнями с разными типами наследования.
Патологические мутации генов мтДНК ведут к
митохондриальным болезням, которые наследуются в ряду
поколении по материнской линии.

Многообразие
нуклеотидных последовательностей


По числу копий на геном:
Уникальные
Повторяющиеся
70-75%
25-30%
низко5%
1-10
10 –
несколько
100
средне15%
100 - несколько 1000
SINE-повторы
Alu-повторы
LINE –повторы
высоко10%
десятки и сотни
1000 копий
а-сателлитная (альфоидная ДНК)
минисателлитная
микросателлитная

Нуклеотидные последовательности
По функции:
Кодирующие
2%
уникальные и низко повторяющиеся
последовательности
экзоны структурных генов
Некодирующие
98%
умеренно- и высоко повторяющиеся
последовательности
интроны структурных генов
спейсеры
регуляторные гены
последовательности околоцентромерных
и теломерных районов хромосом

Вопрос 1. Что такое геном?

Геном — это совокупность генов, характер-ных для гаплоидного набора хромосом данного биологического вида. Геном, в отличие от гено-типа, является характеристикой вида, а не осо-би, поскольку описывает набор генов, свойст-венных данному виду, а не их аллели, обуслав-ливающие индивидуальные отличия отдельных организмов. Степень сходства геномов разных видов отражает их эволюционное родство.

Вопрос 2. Чем определяется существующая специализация клеток?

Специализация клеток организма опреде-ляется избирательным функционированием генов. В каждой клетке работают гены, харак-терные именно для данного типа тканей и ор-ганов: в клетках мускулатуры — гены мышеч-ных белков, в клетках стенок желудка — гены пищеварительных ферментов и т. д. Большин-ство остальных генов при этом заблокировано, и их активация может привести к развитию серьезнейших заболеваний (например, к появ-лению раковой опухоли).

Вопрос 3. Какие обязательные элементы входят в состав гена эукариотической клетки?

Обязательными элементами гена эукариот являются:

  • регуляторные участки, расположен-ные в начале и конце гена, а также иногда вне гена (на некотором удалении от него). Они оп-ределяют, когда, при каких обстоятельствах и в каких типах тканей будет работать этот ген;
  • структурная часть, которая содержит информацию о первичной структуре кодируе-мого белка; обычно структурная часть меньше регуляторной.

Вопрос 4. Приведите примеры взаимодействия генов. Материал с сайта

Примером взаимодействия генов может служить пигментация (окраска) шерсти у кро-лика. Формирование определенной окраски регулируется двумя генами. Один из них (на-зовем его А) отвечает за наличие пигмента, и в случае, если работа данного гена нарушена (рецессивный аллель), шерсть кролика будет белого цвета (генотип аа). Второй ген (назовем его В) отвечает за неравномерность окрашива-ния шерсти. В случае нормального функци-онирования этого гена (доминантный аллель), синтезируемый пигмент скапливается у осно-вания волоса, и кролик имеет серую окраску (генотипы АаВв, ААВв, АаВВ, ААВВ). Если же второй ген представлен только рецессивны-ми аллелями, то синтезируемый пигмент рас-пределяется равномерно. У таких кроликов шерсть черного цвета (генотипы Аавв, ААвв).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • современный представления о гене и геноме
  • Современные представления о гене, генотипе, геноме
  • современное представление о гене и геноме
  • современные представление о гене и геноме
  • какие обязательные элементы взодятв состав гена

Ген - фрагмент молекулы ДНК, содержащий наследственную информацию о первичной структуре одного белка (полипептида, фермента) или о последовательности нуклеотидов одной т-РНК или р-РНК

· Является единицей функционирования наследственного материала, определяющей развитие какого-либо признака (возможно группы признаков) или свойства организма (элементарная структурная и функциональная единица хромосомы)

· первичным продуктом функции гена является и-РНК и далее белок-фермент (полипептид) или р-РНК и т-РНК

Современное состояние теори гена (свойства гена)

1. Выступает как кодирующая система

2. Обладает способностьюк ауторепродукции (репликации)

3. Обладает способностью к мутациям (элементарная единица мутации гена - мутон )

4. Обладает способностью к рекомбинации (элементарная единица рекомбинации гена - рекон )

5. Обладает дискретностью действия

6. Существуют структурные, функциональные, регуляторные и модуляторные гены

7. Занимает определённый участок хромосомы – локус

Строение гена

· Генетический материал внутри гена сложно организован и имеет линейный порядок

· Ген состоит из многих мутационных мест (сайтов ) , разделяемых при рекомбинации

Цистрон - наименьший сегмент ДНК (800 -1200 пар оснований) , мутация которого сопровождается возникновением мутантного фенотипа - элементарная функциональная единица гена (определяет синтез одного полипептида)

· Ген у эукариот состоит из нескольких обязательных элементов:

n регуляторная зона - регулирует активность гена в той или иной ткани на определённой стадии онтогенеза

n промотор - последовательность ДНК до 80 -100 пар нуклеотидов, ответственная за связывание РНК-полимеразы, осуществляющей транскрипцию данного гена

n структурная зона - часть гена, содержащая информацию о первичной структуре соответствующего белка-фермента (существенно короче регуляторной зоны, но несколько тысяч пар нуклеотидов)

n терминатор - последовательноть нуклеотидов в конце гена, прекращающая транскрипцию

· структурная часть гена состоит из нуклеотидных последовательностей двух типов:

1. Экзоны - участки ДНК, несущие информацию о строении белка (входят в состав зрелой и-РНК)

2. Интроны - участки ДНК не кодирующие структуру белка (транскрибируются, но в состав зрелой и-РНК не входят, т. к. «вырезаются » в процессе сплайсинга )

Сплайсинг - ферментативный процесс вырезания интронов из молекулы РНК и сращивания экзонов при образовании зрелой и-РНК



Классификация генов

1. Структурные гены - гены, кодирующие развитие конкретных признаков (продуктом первичной активности гена является либо и-РНК и далее полипептид, либо р-РНК и т-РНК)

2. Гены - модуляторы - гены, смещающие развитие признака в ту или иную сторону (например, частоту мутирования структурных генов) ; могут быть ингибиторами или супрессорами, подавляющими активность или интенсификаторами - повышающими активность генов

3. Гены - регуляторы - гены, регулирующие активность структурных генов (время включения различных локусов в онтогенезе)

Генотип - совокупность всех аллелей (генов) организма, полученных от родителей (вся совокупность наследственной информации организма) ; совокупность генов диплоидного набора хромосом клетки

n генотип будучи дискретным (состоящим из отдельных генов) функционирует как единое целое

Геном - совокупность генов, содержащихся в гаплоидном наборе хромосом клетки

Фенотип - совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств особи, сформировавшаяся на основе генотипа в процессе её онтогенеза, т. е. реализованная часть генотипа

· развивается при взаимодействии генотипа со средой обитания может относительно сильно варьировать у одной особи) и

Понятие аллели

· Большинство генов существует в популяции в виде двух или большего числа альтернативных вариантов - аллелей

Аллель - различные формы одного и того же гена(признака) , расположенные в одинаковых участках (локусах ) гомологичных хромосом (определяют альтернативные варианты развития одного и того же признака

· Все аллели данного признака (гена) локализуютсяв одной и той же хромосоме в определённом её участке - локусе (в соответствующем локусе хромосомы может находиться лишь один из всех возможных аллелей конкретного гена)

Локус - сегмент (участок) хромосомы, в котором локализован ген



· Новые аллели возникают путём мутаций в одном и том же локусе хромосомы (создаётся т. н. серия множественных аллелей, рассеяных в популяции данного вида - множественный аллелизм

Множественный аллелизм - явление существования в популяции более двух альтернативных аллельных генов, имеющих различное проявление в фенотипе (например, признак цвета глаз у человека имеет в популяции множество аллельных генов, локализованных в одном локусе определённой хромосомы)

· Аллели отличаются друг от друга содержанием наследственой информации о признаке, развитие которого контролирует ген

· Каждый признак организма представлен в его кариотипе парой аллелей в силу наличия гомологичных хромосом (одна из них всегда отцовская, другая - материнская) ; в одной гамете может находиться только один аллель

Гомозигота (по данному признаку) - организм, содержащий одинаковые гены данной аллельной пары, образующий один сорт гамет по данному признаку и не расщепляющийся по фенотипу при скрещивании с себе подобными - АА или аа

Гетерозигота (по данному признаку) - организм, содержащий разные гены данной аллельной пары, образующий несколько сортов гамет, отличающихся аллелями и расщепляющийся на разные фенотипы при дальнейшем размножении -Аа

Доминантный аллель(ген, признак) аллель (ген, признак) « сильный», подавляющий, всегда проявляющийся в фенотипе

· Его проявление не зависит от наличия в организме другого аллеля данной серии (всегда реализуется фенотипически т. к. кодирует более устойчивую форму фермента ) ; обозначается заглавной буквой алфавита - А

Рецессивный аллель(ген, признак) аллель (ген, признак) « слабый », подавляемый, обеспечивающий развитие признака лишь в отсутствии других аллелей данного гена

· обозначается прописной буквой алфавита - а (проявляет своё действие только в гомозоготном состоянии - аа и не проявляющийся у гетерозигот - Аа )

Кодоминантные аллели - аллели в одинаковой мере функционально активные в случае их совместного присутствия в генотипе

Взаимодействие аллелей

1. Полное доминирование - явление подавления фенотипического проявления признака доминантным аллелем (геном) действия альтернативного аллеля в гетерозиготе

2. Неполное доминирование - взаимодействие двух аллелей, дающее в гетерозиготе промежуточный фенотип

3. Кодоминантность - независимое друг от друга проявление аллелей в гетерозиготе

Моногибридное скрещивание

Моногибридное скрещивание - скрещивание родителей, отличающихся по проявлению одного признака (одной альтернативной парой аллелей)

· Мендель проводил опыты с горохом (очень удачный объект для генетического исследования т. к. горох имеет множество сортов, отличающихся только одним, двумя или несколькими признаками способен к само- и перекрёстному опылению, просто разводятся, имеют короткий период развития)

· Для скрещивания использовались экземпляры, относящиеся к чистым линиям , т. е. растениям, при самоопылении которых в ряду поколений не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку

· Для записи проведённого скрещивания и его анализа Мендель ввёл буквенную символику

Фомина Наталья Анатольевна,

учитель биологии МБОУ «2-Михайловская СОШ»

Сорочинского городского округа Оренбургской области

Биология

10 класс

УМК Общая биология. 10-11 класс. Авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, В.Б.Захаров

Уровень обучения: базовый

Тема урока : Современное представление о гене и геноме.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы : 1час

Место урока в системе уроков по теме: №14 гл.3 Организм

Цель урока :познакомить учащихся с современными представлениями о гене и геноме.

Задачи урока:

Образовательные:

    обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

    сформировать представления учащихся о строении гена, геноме

    познакомить учащихся с особенностями взаимодействия генов

Развивающие:

    развивать логическое мышление, умение проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.

    продолжить формировать умения пользоваться учебником и таблицами, самостоятельно составлять схемы решения задач.

Воспитательные:

    формировать культуру биологической речи и сознательной дисциплины;

    воспитать потребность в знаниях, целеустремленности, наблюдательности.

Планируемые результаты

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при решении проблемных вопросов;

Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;

Познавательные: умение определить понятие «ген», «геном», построение логических цепочек с установлением связей между фенотипом и генотипом

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультемедийный проектор, экран

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация

«Современные представления о гене и геноме», карточки со схемами задач, видеоролик «Строение гена» ссылка на ресурс

Содержание урока

    Оргмомент . Проверка готовности к уроку.

2 Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности. Запись на доске: По мнению ученых, ели ХХ век был веком генетики, то ХХI век будет веком ….. Ребята! Сегодняшний урок хотелось бы начать со слов написанных на доске, в конце урока мы должны закончить цитату.

3. Актуализация знаний . “Мозговая атака”

а) Дайте определение понятиям: ген, генотип, фенотип, хромосома, гомозигота, гетерозигота, ...
б) Кто является основоположником генетики?
в) Назовите год становления генетики? Кто из ученых переоткрыл законы Менделя?
г) Сформулируйте законы Г. Менделя?
д)Что такое ген и генотип?

Е) Что вам известно о современных достижениях в области генетики?

4. Усвоение новых знаний

1. Сообщение учащегося «История изучение генома человека»

2. Смысловое чтение текста «Геном человека». Ответ на вопрос: в чем заключаются отличия понятий «Генотип» и «Геном»?

3. Просмотр видеоролика «Современное представление о строении гена». Ответы на вопросы:

    В чем заключается избирательная функция определенных генов?

    Из каких частей элементов состоит ген, кодирующий определенный белок?

4.Определение понятий аллельные и неаллельные гены, формы взаимодействия аллельных генов.

Изучении материала о формах взаимодействия неаллельных генов через решение генетических задач, составление кластера:

    Эпистаз – тип взаимодействия неаллельных генов, когда один ген подавляет действие другого гена.

Доминантный эпистаз (окраска шерсти лошадей)

А – вороная окраска

а – рыжая

В – раннее поседение (серые)

b– не вызывают поседение.

P:♀(сер)AAВВ Х♂(рыж)aabb

F 1 AaBb(сер)

AaBbХ♂AaBb

F 2 : 9/16 – A_B_ - серые

3/16 – A_bb - вороные

3/16 – AaB_ - серые

1/16 – aabb– рыжие

Расщепление 12:3:1

Комплементарное взаимодействие неаллельных генов- наследование – это скрещивание, при котором новый признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов (анализ схемы скрещивания, запись определения в тетрадь).

    Полимерия или однозначное действие генов – явления скрещивания, при котором степень выраженности признака зависит от действия нескольких различных пар аллельных генов, причем, чем больше в генотипе доминантных генов каждой пары, тем ярче выражен признак. Например, рост человека, цвет кожи у человека, окраска зерен пшеницы (работа с карточками, анализ схемы скрещивания, запись определения в тетрадь вывод)

    Множественное действие гена – плейотропия.

5. Проверка усвоения новых знаний: Фронтальная беседа по основным вопросам темы

Выводы (высказывания учащихся):

    Генотип организма состоит из независимо комбинирующих генов.
    2. Генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов.
    3. Каждый ген оказывает влияние на развитие многих признаков организма.

6. Закрепление

Закончим цитату, записанную на доске (ответ учащихся -геномика)

Почему XXI век должен стать веком геномики?

(Необходимость лечения болезней человека, сохранить уникальность биосферы).

Раскройте смысл утверждения о том, что действие любого гена зависит от генетической среды, то есть от влияния на него других генов

- решение задачпо теме «взаимодействие неаллельных генов»

6. Домашнее задание : запись домашнего задания, решение задач

7. Рефлексия

1. Что нового узнали на уроке?

2. Какие чувства испытывали?

3. Была ли проблема и решили ли мы её?

4. Сделали вывод?

Приложение

Комплементарность

Окраска цветов душистого горошка определяется 2 доминантными генами: ген А отвечает за синтез фермента, контролирующего развитие бесцветного пропигмента. А ген В отвечает за перевод цветного пропигмента в цветной пигмент. При скрещивании дигетерозигот расщепление будет 9:7, причём 7 (6:1; 3:4; 3:3:1).

Типовые задачи с образцами решения на комплементарное взаимодействие

1. У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F 1 и F 2 получится от скрещивания растений с генотипами ААвв и ааВВ?

Решение:

Первой строкой лучше писать признак, который развивается при 2-х доминантных генах, что в пропорции соответствует цифре 9.

А, в

а, В

а, в

ААвв, Аавв

ааВВ, ааВв

аавв

Решётка Пеннета

ААВВ

красный

ААВв

красный

АаВВ

красный

АаВв

красный

Ав

ААВв

красный

ААвв

белый

АвВв

красный

Аавв

белый

аВ

АаВВ

красный

АаВв

красный

ааВВ

белый

ааВв

белый

ав

АаВв

красный

Аавв

белый

ааВв

белый

аавв

белый

Вывод:

Эпистаз

Типовые задачи с образцами решения на доминантный эпистаз

1. Свиньи бывают чёрной, белой и красной окраски. Белые свиньи несут минимум один доминантный ген J . Чёрные свиньи имеют доминантный ген Е и рецессивный j . Красные поросята лишены доминантного гена подавителя и доминантного гена Е, определяющего чёрную окраску. Какое потомство можно ожидать:

а) от скрещивания 2-х белых дигетерозиготных свиней;

б) от скрещивания чёрной гомозиготной свиньи и красного кабана.

При доминантном эпистазе первой строкой лучше писать признак, который не подавляется ингибиторами в пропорции, если он соответствует числу 3.

E, J

е , J

EEJJ , EeJj , EeJJ , EEJj

eeJJ , eeJj

Красные

e, j

eejj

EEJJ , 2 EEJj , 2 EeJJ , 4 EeJj , eeJJ , 2 eeJj

EEjj , 2 Eejj

eejj

12 белые

3 чёрные

1 красный

Решётка Пеннета

EEJJ

белый

EEJj

белый

EeJJ

белый

EeJj

белый

EEJj

белый

EEjj

чёрный

EeJj

белый

Eejj

чёрный

EeJJ

белый

EeJj

белый

eeJJ

белый

eeJj

белый

EeJj

белый

Eejj

чёрный

eeJj

белый

eejj

красный

Вывод:

Полимерия

Так как полимерные гены в одинаковой степени оказывают влияние на развитие одного и того же признака, то иногда их обозначают одинаковыми буквами алфавита с указанием цифрового индекса, например: А 1 А 1 А 2 А 2 - негры..., а 1 а 1 а 2 а 2 – белые. Но нам кажется, что удобнее обозначать двумя разными буквами.

1. Сын белой женщины и негра женился на белой женщине. Может ли ребёнок от этого брака быть темнее своего отца?

Решение: Используем таблицу, приведённую выше. Сначала нужно определить генотип сына белой женщины и негра.

Затем определить генотипы его детей от брака с белой женщиной.

Вывод:

Плейотропия .

У мексиканского дога ген, вызывающий отсутствие шерсти, в гомозиготном состоянии ведет к гибели потомства. При скрещивании двух нормальных догов часть потомства погибала. При скрещивании того же самца со второй самкой, гибели потомства не было. Однако при скрещивании потомков от этих двух скрещиваний опять наблюдалась гибель щенков.

    Дано:

А - наличие шерсти АА, Аа

а - отсутствие шерсти аа

Найти:

генотипы всех скрещиваемых особей - ?

Решение:

Первое скрещивание:

P: самка Aa х самец Aa

G: A, a A,a

F?: 1 AA: 2 Aa: 1 aa - гибнут

Второе скрещивание:

P: самка AA х самец Aa

G: A A, a

F?: 1AA: 1Aa

Третье скрещивание (скрещивание потомков):

P:Aa х Aa, AA х AA, AA х Aa

G: A, а А,а А А А А, а

F?: AA, Aa, aa - гибнут

Вывод:

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то