Что такое социальная коммуникация. Социальная коммуникация: виды, характеристика, цели

Важнейшей составляющей социального взаимо­действия является социальная коммуникация. Хотя в каких-то ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, в подав­ляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.

Коммуникация - это взаимный обмен информацией, предпо­лагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная комму­никация значительно древнее вербальной. Она включает в се­бя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошед­ших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаи­моотношениях давно умерших людей.

Суть процесса коммуникации, как следует из определения, со­стоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего ин­формацию. Сам акт раскрытия содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.

Но сигнал - это не всегда сообщение или информация. Напри­мер, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном язы­ке, которого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни ком­муникации, ни получения информации. Если говорится что-то та­кое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не явля­ется для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.

Передача информации в ходе коммуникативного процесса тре­бует определенных носителей - символов и знаков, так как комму-


никация по своей природе - символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, кото­рый они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл - это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.

Знаками являются слова, жесты, позы, мимика, иногда - экс­прессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).

Язык - важнейшая знаковая система, институционализиро­ванная обществом и имеющая поэтому исторический характер. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. Поэтому язык любого общества опосредованно отражает структуру самого общества и как бы задает специфику социальной коммуникации.

Важной характеристикой любого коммуникативного процес­са является намерение участников повлиять друг на друга. Влия­ние может осуществляться за счет использования таких механиз­мов психологического воздействия, как:


О убеждение - процесс целенаправленного коммуникативного воз­действия, характеризующийся логическим обоснованием сооб­щения (или нескольких сообщений) с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения ;

О внушение - способ коммуникативного воздействия, рассчитан­ного на некритическое восприятие информации; такой характер восприятия не требует ни развернутого логического анализа, ни оценки, ни глубоких размышлений, а реализуется за счет воздей­ствия на чувства, эмоции, которые в свою очередь влияют на ин­теллектуальные и волевые характеристики индивида, не подозре­вающего о том, что он подвергается внешнему воздействию.

Внушение используется для того, чтобы создать у собеседника состояние, побуждающее его к определенным действиям. Резуль­тативность этого процесса напрямую зависит от индивидуальных особенностей индивида, уровня его образования, культуры, пси­хического состояния и степени подверженности влияниям. Кро­ме того, сила воздействия во многом зависит от наглядности, до­ступности, образности и лаконичности информации. Эффектив­ность коммуникативных средств во многом определяется тем, насколько содержание внушаемого сообщения в общем и целом соответствует интересам и потребностям аудитории.

12.1. Типы социальной коммуникации

Существует несколько типов социальной комму­никации: межличностная, публичная, массовая; особым типом со­циальной коммуникации является невербальная коммуникация ритуальных действий.

Человеческая коммуникация может осуществляться между единицами различной величины и сложности.

Индивид должен овладеть искусством межличностной комму­никации, научиться коммуникации с самим собой - интралично- стной коммуникации и саморефлексии. Он должен быть способен не только думать и чувствовать, но также думать и чувствовать о собственных мыслях и чувствах.

Группы можно определить как ряд индивидов, между которы­ми существует взаимная коммуникация. Если структура группо­вой коммуникации формализована и четко иерархически вы­строена, то такую группу называют формальной организацией.

На уровне общества коммуникация осуществляется в рамках принятых законов общения, более или менее формализованных правил, конвенций, нравов и привычек, а также в рамках нацио­нального языка и традиций.

Государства вступают в коммуникацию со своими гражданами обычно формализованным образом: с помощью объявлений, актов парламента, указов правительства и т.д. В пределах своих террито­риальных границ государства обладают также монополией на гру­бую форму коммуникации - организованное физическое насилие.

Таким образом, коммуникация может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и тип организации социальных групп.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо нали­чие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты ком­муникации, наличие каналов, по которым коммуникация может реализоваться, правил ее осуществления.

Коммуникация как процесс представляет собой разновид­ность социального действия, направленного на общение людей друг с другом и обмен информацией. Коммуникативное действие отличается от других типов социальных действий тем, что оно ориентировано на действующие в обществе нормы коммуника­ции. В социологии существуют два подхода к коммуникативному действию:

рационально-технологический, рассматривающий коммуника­цию как простую совокупность средств и методов передачи ин­формации, которыми располагает общество; феноменолого-понимающий, представленный концепциями А. Шюца и Ю. Хабермаса и фокусирующий внимание на взаим­ном понимании субъектов коммуникации как цели и основе всего процесса.

новационные - сообщающие новые сведения; ориентационные - помогающие ориентироваться в жизни, цен­ностях и информации;

стимуляционные - актуализирующие мотивации.

В 1920-х гг. изучение социальной коммуникации выделилось в отдельную дисциплину.

Символический интеракционизм проявил наибольший инте­рес к проблемам социальной коммуникации. В частности, Дж. Мид пытался объяснить механизм интеракции, выявляя спе­цифику человеческой коммуникации в сравнении с коммуника­цией в животном мире.

Анализируя язык жестов, он выяснил, что жест одного из участников коммуникации понятен другому участнику, если он понимает его как начало конкретного действия. Например, когда собака оскаливает зубы, другая собака понимает это как сигнал к нападению и в свою очередь оскаливается или убегает. Таким образом, начальный жест - это знак, символизирующий целиком все действие, которое может за ним последовать.

Условием такого опережающего понимания является способность второго партнера к такой же реакции. Именно благодаря ей у него воз­можны конкретные ожидания в отношении поведения другого. Дей­ствие ориентируется на эти поведенческие ожидания, а способность обоих партнеров к сходным реакциям определяет возможность взаи­мопонимания и взаимодействия.

Эти поведенческие ожидания Мид называет ролевыми ожиданиями. Прикидка на себя роли другого позволяет предвидеть его поведение в той или иной ситуации. Такое предвидение как внутренний акт созна­ния предполагает, что сознание само расщепляется на Я и Другого. Это означает способность поставить себя на место другого и, наобо­рот, взглянуть глазами другого на самого себя. «Вступая в коммуника­цию с другими людьми, я от каждого из них получаю какое-то пред­ставление о себе самом, каким видит меня каждый из них. Из таких представлений у меня складывается единый образ себя самого».

Таким образом, основа социальной коммуникации - в спо­собности, ставя себя на место другого, предвидеть его ролевое по­ведение и соответствующим образом ориентировать свое. Комму­никативные навыки развиваются из врожденных биопсихических задатков в игре. Ребенок, играя с воображаемыми партнерами, од­новременно разыгрывает несколько ролей, попеременно ставя се­бя на место то одного из них, то другого, то самого себя. Следую­щей стадией является групповая игра с реальными партнерами, в которой оттачиваются навыки предвидения поведения других.

Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как инст­румент социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходят в первичных груп­пах, в которых индивиды связаны непосредственными отноше­ниями. Человек приобретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации осуществляются обмен пред­ставлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в человеке - это его непреодолимое стремление к об­щению с другими и продукт этого общения. В коммуникации пе­ресекается индивидуальное и социальное, она представляет собой средоточие интеракции. Это объясняется тем, что в ходе комму­никации вырабатываются и шлифуются представления людей друг о друге и об обществе, в котором они живут. Такие представ­ления составляют «социальное сознание» индивида, связываю­щее его с обществом.

Можно сказать, что в символическом интеракционизме ком­муникация выступает как бы матрицей социальной жизни. Другие подходы к феномену социальной коммуникации более конкрет­ны и направлены на изучение ее исторической динамики.

В 1960 г. канадский ученый М. Мак-Лухан выдвинул тезис, со­гласно которому современное общество находится на пути от «культуры печатного слова» к «визуальной культуре». Это означа­ет, что среди молодежи предпочтительными каналами коммуни­кации все более становятся телевидение, звукозапись, а в даль­нейшем - компьютер и Интернет. В конце XX в. центр исследова­тельского интереса к коммуникации сместился в сторону индустрии массовой коммуникации, ее воздействия на аудито­рию, влияния информационных технологий, динамики вербаль­ной, невербальной и экстрасенсорной коммуникации, особенно­стей индивидуального восприятия различных видов коммуника­ции и т.д.


Под массовой коммуникацией понимается совокупность совре­менных технических средств, позволяющих социальному акто­ру обращаться к максимально многочисленной аудитории. Если представить все виды коммуникации в виде пирамиды, то массо­вая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидов - членов различных социальных структур .

Термин «коммуникация» (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) первоначально означал пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного городского хозяйства. В предельно широком смысле коммуникация – это средство связи любых объектов мира. Однако применительно к объектам социальным данный термин приобретает особое значение. Коммуникативный процесс - это необходимая предпосылка становления, развития и функционирования любых социальных систем. Социальная коммуникация обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, возникает и реализуется власть в обществе.

Существует множество определений социальной коммуникации. Приведем некоторые их них. Социальная коммуникации - это:

Ø передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

Ø процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом

Ø механизм, посредством которого реализуется власть (власть как стремление определить поведение другого человека).

Механистический подход трактует коммуникацию как однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. С точки зрения деятельностного подхода коммуникация предстает как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в познавательном и производительном процессе, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем).

Социальная коммуникация – это вид социальной связи на основе направленной передачи информации, позволяющий осуществлять социально-культурные взаимодействия индивидов и социальных общностей. Под социальной коммуникацией следует понимать взаимодействие людей, обусловленное целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в обществе, в данном социуме.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;

2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

3. Отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

Коммуникация представляет собой процесс, основными компонентами которого являются:

Ø Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент)

Ø Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.)

Ø Предмет коммуникации (какое-либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)

Ø Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

В современной науке социальная коммуникация изучается под разными углами зрения; подход к ней зависит от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания коммуникации можно условно разделить на три группы. Это понимания, сформированные на 1) социальной, 2) языковой и 3) собственно коммуникативной основе. Понятие «социальная коммуникация» охватывает все эти три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

А.В. Соколов предлагает следующую научную дефиницию социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.17-18.

В целесообразной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

1. познавательная - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

2. побудительная - стимулировать других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы;

3. экспрессивная - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

В зависимости от материально-технического оснащения, т. е. от применяемых каналов, Соколов предлагает различать три рода социальной коммуникации (рис. 1.2) Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.101-102.:

Рис. 1.2. Соотношение различных родов коммуникации

1. Устная коммуникация , использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями - экспедиции, туризм.

2. Документная коммуникация , применяющая искусственно созданные документы, первоначально - иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов во времени и пространстве.

3. Электронная коммуникация , основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи.

Один из наиболее важных феноменов, порожденных коммуникационной революцией ХХ века - Глобальная информационная сеть - Интернет (World Wide Web = WWW). Интернет, по общему мнению, превращается в виртуальное государство со своей собственной «киберкультурой», территорией и населением, не зависящее от национальных или политических границ.

Широко используемый термин «информационное общество» применяется для обозначения особого вида общественной формации, поздних разновидностей постиндустриального общества и нового этапа развития человеческой цивилизации. Наиболее яркие представители этого направления - А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), М. МакЛюэн, Д. Белл. А. Тоффлер (США), Д. Масуда (Япония) и др. В качестве основного условия формирования информационного общества рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Информация как основная социальная ценность общества является и специфическим товаром.

Основой теории информационного общества является концепция постиндустриального общества, разработанная Д. Беллом. В виде теории информационного общества доктрина получила широкое развитие в период компьютерного бума 1970-1980-х годов. Культуролог О. Тоффлер в книге «Третья волна» сделал заявление о том, что мир вступает в новую, третью стадию цивилизации, в судьбе которой решающую роль будут играть информационные демассированные средства связи, основу которой будут составлять компьютерные системы, соединяющие частные дома со всеми заинтересованными субъектами коммуникаций.

Конец ХХ - начало XXI века вообще ознаменовался растущим интересом научного сообщества к вопросам информатизации общества См.: Бурдуковская Л.П. О влиянии информации на человека, общество, культуру // Российская культура глазами молодых ученых. - СПб., 2003. - Вып. 14. - С. 10-29; Каландия И.Д. Концепция информационного общества и человек: новые перспективы и опасности. // Человек постсоветского пространства: сб. материалов конф. - СПб. : С.-Петерб. философское об-во, 2005. - Вып. 3. - С.256-266 и др. - важнейшему из проявлений научно-технического прогресса. Римский клуб (А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, Э. Пестель, М. Месарович, Э. Ласло, Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица, Б. Гаврилишин, Г. Фридрихе, А. Шафф, Дж. Форрестер, Я. Тинберген и др.) - одна из организаций, занимающаяся масштабными исследованиями современных процессов общественного развития и прогнозированием будущего, инициировала компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и «пределов роста» технологической цивилизации. Многие прогнозы Римского клуба весьма безрадостны. Сегодня уже смело можно заявлять, что человечество в начале нового тысячелетия вступило в четвертую стадию развития, а «четвертая волна» способна захлестнуть весь мир не только бесконтрольными коммуникациями, но и окончательно оторвать человека от его природной сущности и межличностного общения, перенеся его в виртуальную сферу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование понятия и основных компонентов социальной коммуникации. Определение ее видов: устной, документной, электронной и главных функций: эмотивной, конативной, поэтической, метаязыковой. Характеристика моделей и типологии социальной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Глобализация системы массовой коммуникации. Информационные технологии и технические средства: концентрация и конгломерация. Исследование функций массовой коммуникации в социальном аспекте. Социальные институты, сообщества и группы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Рассмотрение понятия и классификации барьеров системы массовой коммуникации; описание их основных функций. Характеристика технических, психических и социальных препятствий, вызванных различными факторами на примере глобальной компьютерной сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Коммуникация как компонент социального взаимодействия. Становление понятия "коммуникация" в социально-гуманитарном знании. Виды и функции социальной коммуникации. Изменение характера и роли коммуникации в современном обществе: социокультурный контекст.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    курс лекций , добавлен 10.10.2010

    Биография Хабермаса. Социальная коммуникация. Практика, этика и мораль в теории коммуникационного действия. Типы коммуникационного действия. Речевые акты. Концепт речевого действия. Язык - основа коммуникации. Теория аргументации и понятие дискурса.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2009

    Место коммуникации среди социальных процессов. Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание. Проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации, функционирования средств массовой коммуникации.

    Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.

    В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:

    1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

    2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

    3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл.

    Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

    1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);

    2) что – сообщение;

    3) как – способ передачи сообщения, канал;

    4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

    5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

    Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:

    1) поведенческий эффект;

    2) оценочные (аксиологические) эффекты;

    3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;

    4) познавательный (когнитивный) эффект.

    Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.

    По характеру аудитории:

    1) межличностная (индивидуализированная);

    2) специализированная (групповая);

    3) массовая.

    По источнику сообщения:

    1) официальная (формальная);

    2) неформальная.

    По каналу передачи:

    1) вербальная;

    2) невербальная.

    Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.

    Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

    Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.

    Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

    Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

    Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

    Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.

    Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».

    Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

    Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:

    1) технические;

    2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;

    3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;

    4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.

    Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.

    Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

    Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:

    1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;

    2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;

    3) уровень тревожности индивидов.

    В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:

    1) индивидуальный уровень:

    а) адаптация к среде;

    б) дезинтеграция индивида;

    2) групповой уровень:

    а) сплочение;

    б) разобщение;

    3) массовый уровень:

    а) изменения общественного мнения и коллективного поведения.

    Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то