Святая гора монастырь ксенофонт. Ксенофонт, монастырь, святая гора, афон Икона Преображения Господня

Ксенофонт стоит у подножия холма на берегу между Дохиаром и Русским Свято-Пантелеимоновым монастырём.
По преданию на месте монастыря в 520 году святым Ксенофонтом был возведён храм, посвящённый святому Дмитрию.
С историей основания монастыря связан ещё один святой, живший в X веке - преподобнй Ксенофонт, о котором в житии основателя Лавры Афанасия Афонского сказано, что он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора.
В текстах монастырь впервые упоминается в годы правления императора Никифора III Вотаниата. Монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии.

Последующая история обители особо не отличается от истории других Афонских монастырей . Здесь также имели место разрушения в результате пиратских набегов и последующее восстановление при поддержке, главным образом, византийских императоров, а с XVI века правителей придунайских княжеств и других лиц.

Ксенофонт - первый из монастырей после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному житию в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784).

В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре он был восстановлен и даже расширен с помощью бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом в монастыре Ксенофонт.
Новый собор был построен в 1819 году. Это самый крупный из греческих соборов на Афоне. Здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями. На территории монастыря находятся 11 часовен, остальные за ее пределами. Монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее и скит Пресвятой Богородицы, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием.

В монастыре хранятся две чудотворные иконы - Матери Божией и святого Георгия. Здесь же находятся мощи святого великомученика Георгия, апостолов Варнавы и Филиппа, святого Стефана, святого великомученика Феодора Тирона, святого Аркадия (сына основателя), святителя Иоанна Златоуста, святой Марины и святого Модеста.

В монастыре и на принадлежащих ему территориях сегодня проживает около 60 монахов.

Расположен в 15 км от Кареи в западной части Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник - св. Георгия Победоносца.
Настоятель - архимандрит Алексий.
Занимает шестнадцатое место в святогорской иерархии.
Сегодня в монастыре подвизается около 50 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Монастырь Ксенофонт стоит на самом берегу моря. Ксенофонт с самого начала XVI века был населен сербами и болгарами, поэтому богослужение тогда велось на славянском языке. Впоследствии братство его наполнилось греками.

Основание монастыря

Его основание связывают с прп. Ксенофонтом. Этот святой упоминается в житии основателя Великой Лавры св. Афанасия Афонского как целитель Феодора, брата св. Афанасия. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы правления византийского императора Никифора III Вотаниата (1078–1081 гг.). В акте Прота за 1083 год сообщается, что в монастырь прибыл великий византийский вельможа Стефан Друнгарий, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Поэтому монастырь в целом процветал вплоть до порабощения турками Византии. После тяжелого периода Крестовых походов, набегов сарацинов и падения Византии в 1453 году было начато восстановление монастыря. В этом приняли участие валахийские братья-бояре Дука и Радул и господарь Угровлахийский Матей I Бассараб (1632–1654 гг.).

Чудо иконы св. Георгия Победоносца

Посвящение монастыря св. вмч. Георгию Победоносцу связано с преданием о временах иконоборческих гонений. Одна из икон с образом св. вмч. Георгия была брошена в огонь. Краска на иконе закипела от жара, но остался невредимым светлый лик св. вмч. Георгия. Видя явленное чудо, иконоборцы ужаснулись, но не вразумились: один из них, обозленный, ударил святой образ кинжалом - и икона, как живая, закровоточила! Святотатцы в страхе бежали. С наступлением темноты, один благочестивый христианин отнес святой образ на берег моря и предал его волнам, положившись на волю Божию.

Святой Георгий направил свой образ на Афон. Волны бережно вынесли его на сушу близ нынешнего монастыря Ксенофонт, где тогда находилась маленькая обитель св. вмч. Димитрия Солунского. Монахи встретили икону с благоговением и радостью, поставили ее у себя в храме, а затем устроили и храм в честь св. вмч. Георгия. Так монастырь принял имя св. Георгия Победоносца.

История Ксенофонта

Ксенофонт - первый из монастырей, который в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV от 1784 года вновь возвратился к общежительному образу жизни. Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и настоятель монастыря Паисий. Он успешно реконструировал и расширил монастырь.

В этих действиях значительную помощь ему оказали ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший большую денежную сумму. В 1817 г. в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Поэтому все поздние перестройки относятся к XIX веку.

Монастырские соборы

Монастырь окружен высокой каменной стеной, укреплен сторожевой башней, а главные ворота обращены к морю. Внутренний двор разделен на две неравные части.

В большей части двора находится мраморный Соборный храм, который был построен в 1809–1819 годах на средства митрополита Филофея и посвящен св. вмч. Георгию Победоносцу. Сегодня этот храм является самым крупным из греческих храмов на Святой Горе и уступает по размерам только храмам скита святого Андрея и скита пророка Ильи.

Иконостас в Соборном храме мраморный. Здесь же находятся чудотворные иконы св. вмч. Георгия и Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Предание гласит, что эта икона несколько раз сама приходила из монастыря Ватопед в порт монастыря Ксенофонт.

В нескольких метрах от входа в монастырь находится церковь ХVI века, в которой хранятся мозаичные иконы св. вмч. Георгия Победоносца и св. вмч. Димитрия Солунского и небольшая иконка с изображением Преображения из стеатита (необработанная тальковая руда). Фресковые росписи здесь выполнены в 1564 году критским живописцем Антонием. В правой части алтаря находится небольшая часовня св. Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора.

Святыни Ксенофонта

В монастыре Ксенофонт находятся части мощей св. вмц. Марины, св. вмч. Георгия, св. Модеста, св. Иакова Персянина, сщмч. Харалампия, св. вмч. Пантелеймона, св. Параскевы, свв. бесср. Космы и Дамиана, св. Димитрия Солунского, св. вмч. Феодора Тирона, св. мч. Трифона и многие другие.

Часовни и кельи

Кроме двух соборов на территории монастыря находятся 11 часовен (из них четыре расписаны фресками): святой Евфимии, святых Бессребреников, Успения Богородицы, святого Иоанна Богослова, святого Лазаря и святого Димитрия в старом соборе, а также святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святых Апостолов, святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Вне монастыря в скиту и при кельях имеется еще 8 церквей.

Монастырю принадлежит келья св. Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Владения монастыря на Святой Горе простираются на 12 км вдоль морского берега и на 8 км от моря к горным высотам.

Музей и библиотека

В монастыре создан роскошный музей из церковных и библиотечных раритетов. Рядом с музеем находится библиотека, в которой сохраняются более 600 рукописей и 7 000 печатных книг.

К наружной пристройке перед входом в старый собор примыкает монастырская трапезная с фресками 1575 года и более поздними дорисовками.

Рядом с новым Соборным храмом с 1908 года находится фиал водосвятия. Во дворе монастыря расположена звонница (1814 г.) и башни свв. Апостолов и св. Стефана.

Осн. в одиннадцатом веке,
престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца.
Игумен: архим. Алексий.

Монастырь Ксенофонт (греч. Μονή Ξενοφώντος) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 16-е место. Находится в западной части Афонского царства.

Монастырь основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом от имени которого и получил своё название. Соборный храм обители посвящён Георгию Победоносцу (сохранилось два здания — старый кафоликон XVI века и новый XIX века).

Согласно традиции, этот монастырь основан на Афоне в X веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия.

В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора

III Вотаниата. В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.
Ксенофонтов монастырь - первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил
монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы.
Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.
Новый собор был построен в 1809-1819 годах на средства вышеупомянутого Филофея и находится в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный (самый крупный из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и полихромией использованных материалов.
То же можно сказать и о современной иконостасу Святой Трапезе. Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професис и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.
Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века. Кроме нового собора, сохранился также старый, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Нартекс его соединен с западной стороной келий и трапезной. Его замечательные фрески созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески литийного притвора (1564), а под конец и наружного нартекса (1637).
В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.
Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями как на своей территории, так и за ее пределами в различных экзартимах. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет:
Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы и Святого Иоанна Богослова, Святого Лазаря и Святого Димитрия в старом соборе, а также Святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.
Как было сказано выше, к наружному нартексу старого собора примыкает монастырская трапезная с фресками опять-таки XVI века (1575), которые сохранились с рядом позднейших дорисовок.
Наконец, упомянем фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонницу (1814) и две башни - Святых Апостолов и Святого Стефана.

Из старинных регалий монастыря особого внимания заслуживают две упомянутые выше мозаичные иконы в соборе, небольшая стеатитовая иконка очень редкая в своем роде (с изображением Преображения), часть Животворящего Древа, драгоценные ковчеги с частями мощей многих святых, священные ризы, церковная утварь и некоторые другие предметы.

Особо полчитаемые иконы:

Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница)

Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт.

Икона Преображения Господня
Очень редкая в своем роде икона XIIIв, написана восковыми красками на стеарине.

Икона Святого Георгия
Икона XIв, находится в Соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костер, но, к счастью, один православный спас ее и бросил в море для того, чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке Святого видна рана, которую нанес ножом иконоборец, и из которой, соглано преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».

Икона Святого Димитрия
Мозаичная икона Xв, находится в Соборном храме, справа от иконостаса. Предполагается, что икона ранее была частью одной из мазаик.

Соборный храм монастыря Св. Георгия построен в 1809-1819 гг. на пожертвования братии монастыря Филофей и является самым большим на Афоне, конечно, он самый большой после собора Фиваиды.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит - который раньше принадлежал Русскому Монастырю, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это греческий идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви (kyriakon) и 22 калив, большинство из которых в настоящее время, к сожалению, пусты: в целом здесь проживает всего 7-8 монахов. Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов.

Среди святынь монастыря находятся части мощей великомученицы Марины, святого Модеста, Иакова Персянина, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеймона, мученицы Параскевы

Сегодня Ксенофонтов монастырь занимает шестнадцатое место в Афонской иерархии монастырей и является общежительным. В целом монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1847 г., Афонская Гора. Русский монастырь

Первый из них, Ксенофский, отстоит от Русика в пяти верстах. Ктитор, или основатель этого монастыря, первоначально был Ксенофонт, известный вельможа греческий, впоследствии кончивший жизнь свою вместе с детьми своими Иоанном и Аркадием в Лавре святого Саввы Освященного в Палестине, а возобновление его (около 1545 года) приписывают Дуке и Радулу, боярам влахийским.
Ксеноф поначалу оставался в ведении сербов, которые и населяли его, но со временем, при тесных обстоятельствах потря сенного Востока, они оставили свое жилище, и вместо них поселились греки, которым он и при надлежит. Кроме своих святынь и памятников старины, монастырь сей особенно заслуживает внимания потому, что общежительный, хотя с некоторыми ограничениями настоятельских действий и распоряжений.
Внутреннее распо ложение, самые храмы и братские корпусы его ничем не отличаются от других монастырей. Здесь замечателен между прочим в главном соборе, посвященном имени святого великому ченика Георгия, мраморный иконостас отличной работы и полировки. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе, по моему и других замечаниям, гораздо уступает здешнему в рос коши, красоте и особенно в разнообразии цве тов своих.
Ксенофский иконостас - редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко. Впрочем, подобные иконостасы на Святой Горе чрезвычайно тяжелы в зимнюю пору, потому что имеют вредное влияние на воздух, который, при мраморном тоже помосте и каменных стенах, дышит несносным, тонким и пронзительным холодом, следствием чего бывают простудные горячки и особенная боль в ногах.
В притворе здешнего собора меня поразило и заняло мысль мою своими странными форма ми прекрасное хрустальное паникадило, лампы которого осенены полукружием исламической луны. Принятие подобных вещей в храм истин ного Бога нельзя похвалить, в особенности на Святой Горе, и тем еще более, что легко нахо дить для украшении церкви, и на Востоке, те же паникадила со символическими чертами нашего христианского характера.
В отношении к эко номической части Ксеноф имеет преимущество, кажется, пред всеми монастырями афонски-ми, потому что внутри его есть мельница при быстром ключе, прорезывающемся сквозь весь монастырь по направлению от запада к зимне му востоку.
Не менее того он замечателен, с одной стороны, и тем, что близ него с западной стороны течет ключ целительной воды, которая чрезвычайно очищает желудок и имеет особен ное влияние на желчь. Греки и славяне называ ют эту воду кислою. В самом своем свойстве она имеет более сладковатости и часть солоноватос ти, а не кислоты. Если пить ее так, как она есть, то есть холодную, действие ее нечувствительно; но согретая быстро, скоро производит благо творное действие.

Ксенофонт основан в конце X века византийским вельможей Ксенофонтом. Житие Афанасия Афонского рассказывает об исцелении преподобным больного раком Феодора, брата «пресвитера Ксенофонта, игумена».

Ксенофонт основан в конце X века византийским вельможей Ксенофонтом. Житие Афанасия Афонского рассказывает об исцелении преподобным больного раком Феодора, брата «пресвитера Ксенофонта, игумена». В 998 году Ксенофонт впервые упоминается в официальных документах.

В 1285 году обитель была разорена пиратами и возобновлена в 1545 году влахийскими боярами Дукой и Радулом. В 1784 году монастырь (первым из ставших в период турецкого владычества особножительными) получил статус общежительного.

В старом соборном храме (XVI) хранятся две чтимые мозаичные иконы XI века: вмч. Георгия Победоносца и вмч. Димитрия Солунского и чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия». Эта богородичная икона с незапамятных времён пребывала в соборном храме другого святогорского монастыря Ватопед и стояла там при колонне левого клироса. В 1730 году при запертых дверях святой образ внезапно пропал не только из храма, но и из самой обители. Вскоре, однако, ватопедская братия проведала, что икона находится в Ксенофонте, находящемся в трёх-четырёх часах ходьбы от Ватопеда. Конечно, немедля были посланы туда нескольких отцов для перенесения святого образа в Ватопед. Несмотря на строгие меры предосторожности, предпринятые монахами, Божией Матери угодно было снова чудесным образом перенести Свою икону в Ксенофонт. После этого ватопедцы уже не решались противиться явной воле Царицы Небесной.

Интересна и история чтимого образа Георгия Победоносца: икона чудесным образом прибыла в Ксенофонт из Константинополя. На ней виден рубец и кровь - следы удара одного фанатичного турка. Также в Ксенофонте хранится стеатитовая икона Преображения Господня. Престольный праздник обители - день памяти святого Георгия Победоносца.

Среди монастырских святынь назовём: честные мощи Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

Между прочим, монастырь Ксенофонт уникален ещё и тем, что в нём два кафоликона; такого нет ни в какой другой обители Святой Горы. Первый соборный храм возвёл ещё преподобный Ксенофонт, строительство второго началось в 1817 году.

В правой части алтаря более раннего кафоликона есть небольшой придел Димитрия Солунского, считающийся старейшей постройкой монастыря. Сохранилась и часть древнего деревянного иконостаса и фрески XIV века.

Прекрасен мраморный иконостас главного собора, посвящённого св. великомученику Георгию. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе уступает здешнему в роскоши, красоте и особенно - в разнообразии цветов своих. Ксенофский иконостас - редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко…

Иеромонах Сергий (Веснин)

Афонская церковная архитектура имеет ряд особенностей.

Кафоликон - это соборный монастырский храм. Кроме кафоликона в каждом монастыре есть несколько малых храмов - параклисов ; например, во втором по величине Ватопеде их около двадцати. Слово «параклис» часто неправильно переводят как «часовня», на самом деле это полноценный храм с алтарём и престолом, только, как правило, очень небольшой, человек на 10-15. В основном параклисы стоят на некотором удалении от собора, но изредка их пристраивают к кафоликону, и тогда это напоминает привычную для нас архитектуру церкви с приделом. Отличие лишь в том, что такой параклис непосредственно не объединяется с кафоликоном, как придел с основным храмом в России, а сообщается с ним узким проходом или просто дверью.

Все афонские кафоликоны схожи по своему плану, в основании которого лежит крест. Входя в храм, вы оказываетесь в нартексе - крытом, расписанном фресками притворе в виде галереи, идущей направо и налево от основного входа. После этого вы попадаете в обширный литийный притвор , свод которого поддерживают две мощные колонны; при которых находятся стасидии игумена и седмичного иеромонаха. (Стасидии - особые сиденья, в которых можно стоять, полусидеть или сидеть - в зависимости от текущего момента богослужения. В России стасидии можно увидеть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, на Валааме и в некоторых других монастырях).

По периметру притвора, равно как и самого храма, стоят стасидии остальной братии; места в них не возбраняется занимать и паломникам, только советуем вам пристроиться поближе ко входу, чтобы не потеснить монахов и не нарушить строго соблюдаемый на Святой Горе чин. Прямо напротив колонн и стасидий игумена и седмичного иеромонаха на стене помещаются большие иконы Спасителя и Божией Матери, а между ними - массивная дверь, соединяющая притвор с четвериком храма, в который проходят только в определённый момент богослужения и тоже в строгом порядке. При этом все прикладываются к этим иконам, точнее говоря, к небольшим их копиям, установленным у нижней кромки больших оригиналов.

Пройдя центральными дверями, вы окажетесь в основной части храма. Праздничная икона расположена справа от амвона, свечи перед ней и перед другими иконами обычно устанавливает экклесиарх (монах, который следит за церковным благолепием). Справа и слева расположены клиросы, в центре подвешены большое паникадило и хорос . Во время торжественных богослужений их раскручивают в разные стороны. Впечатление от этого неповторимого зрелища трудно передать словами; такого в России не испытаешь…

Напротив входа в кафоликон располагается трапезная. В непосредственной близости от соборного храма обычно находится фиал - мраморная беседка, а в ней - огромная мраморная чаша, в которой освящают воду.

Высокий резной иконостас в мерцании света и позолоты. Громадное паникадило над головой, тёмно-медового цвета. Тяжёлые эти паникадила с сотнями незажжённых свечей рядами теснятся в пространстве храма. Из серебряных и золотых риз выступают лики Христа, Богородицы и святых. Погруженные в полумрак, они придают глубину игре света, который падает на позолоту сквозь приоткрытые двери и далёкие окна в куполе церкви. Алтарь таинственно мерцает тёмно-пурпурными красками. Свет льётся одновременно отовсюду и ниоткуда. Тёплый вертеп, прибежище, предусмотренное где-то на небесах: укрытое так, чтобы слабые человеческие глаза защитить от невыносимого сияния Сущего Света, Отца и Создателя, - но и на достаточном расстоянии от пронзительного гама земной суеты. Пустого места почти нет, как будто нет вообще никакого «места», словно иконы, подсвечники и паникадила погружены не в пространство, а в тишину, заполнили собой тишину и сами заполнены ею.

Павле Рак

Конечно, нашему соотечественнику нелегко будет сразу разобраться в греческом святогорском богослужении: некоторые моменты сильно отличаются от современного русского. Так, например, Символ веры и молитва «Отче наш» на Литургии здесь не поются, а читаются кем-нибудь из монахов или наиболее почётных гостей.

Всех отличий, естественно, не перечислишь, но уже к концу вашего паломничества греческие распевы станут вам привычными и, надеемся, полюбятся. Участвуя в афонских службах, человек испытывает ни с чем несравнимые ощущения. Постепенно погружаясь в звуки византийской музыки и поэзии, паломник постепенно перестаёт ощущать течение времени и уже не понимает, где находится - на небе или на земле.

Этому способствует и окружающая обстановка - храмы освящаются только свечами и лампадами, а не электричеством. Афонские певчие известны во всём мире. Они сочетают певческое мастерство с опытом аскетического делания, поэтому их голоса звучат особенно искренне и естественно. Наиболее известны хоры монастырей Ватопед, Дохиар, Каракал и Симонопетра, а также монахов-келиотов Данилеев и Фомадов.

Если вы захотите сэкономить время и силы, то можете пять километров, которые отделяют Ксенофонт от , преодолеть не пешком, а на пароме (в том случае, если вы переночевали в Дохиаре или Ксенофонте). Точное время прихода парома на пристань (как говорят на Афоне: «На арсану́») нужно узнать в монастыре.

Песнопения Литургии
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:31 мин. Размер 5.5 Mb)

Пасхальные песнопения (запись 1978 года)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 5:47 мин. Размер 5.6 Mb)

Монастырь расположен на самом берегу моря, к северу от Свято-Пантелеимонова монастыря, до которого час ходу, до Карей – четыре. Согласно преданию, обитель основана в X веке византийским вельможей Ксенофонтом, традиционно получив название от его имени. С 1083 года ее отстраивает другой греческий вельможа Стефан Друнгарий. Монастырские акты сообщают, что в XI веке, во время правления императора Никифора Ботаниана (1078–1081), иноком Ксенофонта стал бывший наварх (командующий византийским флотом) Симеон. Энергичный монах, много сделавший для благополучия родной обители, был изгнан из нее братией...

В третьем Уставе Святой Горы (1394) Ксенофонт занимал почетное 8-е место, что свидетельствовало о его большом авторитете и благосостоянии. Действительно, этот монастырь – из первых богатых афонских монастырей. Владения его на Афоне простираются на два часа ходу вдоль морского берега и на полтора часа в ширину – от моря к горным высотам. Ему принадлежали богатые дачи вне Афонской Горы, в Македонии и в валахских княжествах.

Кроме того, немалым источником доходов была мельница, находящаяся внутри монастыря при быстром горном ключе. Поборы турок значительно ослабили обитель в XV–XVI веках, ее сохранению способствовали правители православных придунайских государств. Монастырь не раз перестраивался. Так, в 1545 году его возобновил валахский господарь Матфий Бассараб и его бояре Дука и Радул. Ныне ж е Ксенофонт занимает 16-е место в иерархии афонских монастырей.

Монастырь традиционно имеет вид крепости, обнесенной высокими зубчатыми стенами двойной кладки. Главные врата обители подступают почти к самой кромке берега. Внутренность ее обширна и состоит как бы из двух дворов. В большом дворе в начале XIX века был выстроен новый собор во имя великомученика Георгия Победоносца. Собор выполнен в восточном стиле и считается одним из самых величественных на Святой Горе. Его колонны и роскошный, разноцветный иконостас выполнены из афонского мрамора. Иконы написаны местными мастерами XIX века.

В новом соборе находятся две драгоценные мозаичные иконы XIV века, святых великомучеников Георгия и Димитрия. Святые изображены в полный рост, обращенными к Спасителю, Который сходит с небес и благословляет их. Особенно ж е почитают в Ксенофонте чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»).

На земле, принадлежащей Ксенофскому монастырю, находится Ксенофский скит. Он расположен в уединенном месте вблизи глубокого потока, служащего границей Русского и Ксенофского монастырей. Скит некогда принадлежал монастырьку Кацари, развалины которого видны до сих пор. В 1363 году по причине запустения Кацари решением Прота и игуменов Святой Горы скит был передан русскому Свято-Пантелеймонову монастырю. В бедственное для нашего монастыря время (с половины XVIII века), когда в нем царило почти полное запустение, а Ксенофонт усилился, по воле турецкого правительства местность эта была отобрана у Русика под ведение Ксенофа.

Около 1760 года старец-духовник иеромонах Сильвестр, поселившись здесь с другими старцами, любителями безмолвия, положил начало основанию Ксенофского скита, в котором был построен в 1766 году главный скитский храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Среди монастырских святынь – глава мч. Трифона, кровь вмч. Димитрия Солунского в частице от одежд его. В Ксенофонте 8 параклисов, а вне монастыря – в скиту и при келлиях 25 малых церквей. Библиотека располагает многими древними рукописями и книгами. В братстве монастыря 40 иноков.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то