Социальная рефлексия в процессах общения. Рефлексия: что это в психологии

Статья

Ионова Наталья Викторовна

МОУ СОШ № 28

Учитель начальных классов

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия - это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.

Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.

Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала - всем классом, потом - в отдельных группах, затем - выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).

Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

    физическую (успел – не успел);

    сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

    интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

    духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

    выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

    отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

    быть средством самопознания.

Следует также различать виды рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния,

рефлексия содержания учебного материала,

рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Например, на общем большом листе группой или всем классом можно нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.

Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно.., я смог …, меня удивило …

Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:

Понравилась вам такая форма работы?

Довольны вы результатом своей работы?

Насколько урок оказался полезным?

В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.

Например:

I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:

1. Я понял цели урока:

А) да; б) нет; в) частично.

2. Что было сложным на уроке?

А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.

3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?

А) анализ текста; б) составление таблицы.

II. Вы довольны своей работой на уроке?

А)да; б) нет.

III. Если довольны, то почему?

Если недовольны своей работой, то возможно:

1. Вы волновались. Почему?

2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.

3. Плохое самочувствие.

4. Не понял объяснений учителя.

5. Мешали одноклассники.

Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:

! – интересно и понятно;

? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;

!! – доволен своей работой.

Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:

Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;

Квадрат – «хорошо»;

Круг – «плохо»;

Треугольник – «совсем плохо»

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?

2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?

3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?

4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?

Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

УДК 101.1:316(045)

Чекушкина Елена Николаевна

кандидат философских наук, доцент

кафедры философии Мордовского государственного

педагогического института имени

М. Е. Евсевьева

[email protected]

Elena N. Chekushkina

Candidate of Philosophy, lecturer

Chair of philosophy Mordovian State Pedagogical Institute [email protected]

Социальная рефлексия в гуманитарном знании1 Social reflection in the humanities

Аннотация. В статье анализируется роль и виды социальной рефлексии в гуманитарном знании.

Ключевые слова: знание, деятельность, познание, сознание, социальная рефлексия.

Abstract. ne article analyzes the role and social reflection in the humanities.

Keywords: knowledge, activity, cognition, consciousness, social reflection.

Выявление и изучение роли социальной рефлексии в гуманитарном знании определяется кризисным состоянием современной цивилизации, множеством социальных, политических, экономических, духовных и других процессов и проблем, существующих в обществе и требующих порой незамедлительного решения. Философский анализ социальной рефлексии является важнейшим средством обоснования, уточнения и создания некоторой личностной программы социальной самореализации человека; направлен на развитие стремления человека к самоутверждению, поиску истины; устремлен на формирование общественно-значимых ориентиров и прояснение развития социума.

Радикальные общественные изменения актуализируют рост самосознания социальных субъектов различного уровня от отдельных личностей, групп до всего человечества. Изучение субъективной стороны социальной реальности включает в себя исследование рефлексии, выражающей ее сложность и специфику.

1Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта 2.1.2 «Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 гг.

ния, идентификации, самосознания, самосовершенствования личности, творческих и диалогических процессов, а также коммуникации .

В кратком философском словаре рефлексия определяется как «принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам; необходимый момент всякого философствования, осмысление предельных оснований культуры, бытия и мышления, предметное рассмотрение знания, самопознание, раскрывающее строение и специфику духовного мира человека» .

Латинское «reflecto» означает «отражение», позднелатинское «reflexio» -это «обращение назад». В самом общем смысле рефлексия - процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения. В узком смысле «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного .

Щедровицкий Г. П. отмечает, что рефлексию необходимо рассматривать в «контексте процедур преобразований различных видов деятельности» . Им она понималась как сугубо деятельностная позиция. Схема деятельности разворачивается за счет рефлексии, ее конструктивным принципом служат связи кооперации.

В центре внимания Лефевра находится рефлексия, которой обладают любые типы конкретных субъектов: индивид, группа, организация, государство и т. д. Согласно мыслителю, сознание всегда «эгоцентрично»: оно выталкивает человека в центр мироздания и заставляет взять на себя... всю полноту ответственности за этот мир» .

В современной науке наблюдается интенсивный рост теоретических и прикладных исследований рефлексивных процессов, глубокий анализ их теоретических и методологических оснований. Исследования ХХ века показывают важность анализа рефлексивных аспектов социальных процессов, ценность использования понятия «рефлексия» в социо-гуманитарном знании. Понятие «рефлексия» выступает в качестве особого объекта изучения.

Научные подходы к определению рефлексии представлены двумя направлениями: 1) «экстерналистский», определяющийся развитием науки с точки зрения социокультурной детерминации; 2) «интерналистский» - это противоположный подход, ориентирующийся на внутренние источники развития научного познания.

«Экстерналистский» подход воспроизводит «освещенное» еще Гегелем традиционное понимание рефлексии, ориентирующееся на понимание человеческого сознания как самодетерминирующего феномена.

Недостаточная разработанность «интерналистского» подхода проявляется в недостаточно четком понимании механизмов и степени контроля научного самосознания за развитием науки. Согласно Н. С. Автономовой, «научная рефлексия, в конечном счете, есть «рефлексия практики», т. к. путь рефлексивного движения «детерминирован извне гетерогенными ему (сознанию) факторами» и что научное сознание способно «сознательно контролировать формы, условия и основания процесса познания» .

Традиционный подход исходит из того, что рефлексия обеспечивает конкретизацию целей развития науки, определяемых актуальными социокультурными проблемами. А. П. Огурцов высказывает ценную методологическую мысль о необходимости преодолеть традиционное понимание рефлексии о дополнительности смыслополагающей и смысловыявляющей работы сознания, заключающейся в проникновении во внутреннюю структуру деятельности и выявлении ее целевой направленности в познании мира .

По мнению Л. А. Микешиной, рефлексия есть форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своего мышления, собственных действий, а также мышления и действий других - в целом культуры, науки и их оснований .

Социальная рефлексия - это очень важная функция и механизм, без которого не может быть понят ни один предмет из области гуманитарного знания . Ее результатом является концептуальное выражение социальной теории, позволяющее объяснить сущность, динамику и движущие силы социальной системы.

Социальная рефлексия представляет собой когнитивное основание для адекватного изучения глобальных проблем, создавая возможности для эффективного поиска путей решения возникших затруднений. Она есть процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; знание или понимание субъектом самого себя ; процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого является воссоздание и воспроизведение особенностей друг друга; раскрытие того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, когнитивные представления и эмоциональные реакции. Социальная рефлексия - это способность человека неоднократно обращаться к началу своих мыслей, действий, умение стать в позицию наблюдателя, размышляя над тем, как познаешь, что ты делаешь, в том числе и самого себя.

С. Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывал особый способ существования человека в мире. Он выделяет два способа существования человека: реактивный и рефлексивный. Реактивный - это обычное существование и отношение человека к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Рефлексивный способ существования выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе» .

Стремление понимать и осознавать свои собственные чувства и действия, разъяснить себе тайны мира обнаруживается на всех ступенях развития культуры. Социальная рефлексия представляет способность отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Она «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир: помогает осознать и осмысливать свои поступки, отношения, ценности, конструкты, при необходимости их перестроить, найти новые для этого основания.

Изучение работ, посвященных рефлексии, свидетельствует о том, что она исследуется в следующих основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

В кооперативном аспекте рефлексии акцент, как правило, ставится не на ее процессуальных различиях в их проявлениях, а на результаты рефлексии как деятельности по рефлектированию. Он обеспечивается коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов. Важной является кооперация их совместных действий. Рефлексия интерпретируется как «освобождение» субъекта из процесса деятельности и «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней.

В кооперативном аспекте анализируются субъект-субъектных виды деятельности, с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий. По мнению К. Х. Момджян, необходимым условием существования общества и индивидов является кооперация и координация их взаимных усилий, что без их взаимодействия и взаимовлияния невозможно никакое социокультурное явление .

Рассматривая рефлексию в связи с динамикой кооперативных отношений, Г. П. Щедровицкий отмечает, что для него рефлексия «в ее изначальном и сущностном существовании есть всегда особая кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов и коопе-рантов» .

Исследования И. С. Кона, В. А. Лефевра, В. А. Петровского и др. направлены на выявление специфики коммуникативного аспекта. Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия. Она включает в себя размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица, что отличает его от философского употребления этого понятия. Согласно И. С. Кону, рефлексия - это «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» .

В. А. Лефевр утверждает, что «происхождение рефлексии и все, что с этим связано, может быть понято только исходя из отношения коммуникаций между индивидами» . Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности позволяет партнерам предсказывать и прогнозировать действия друг друга, корректируя свои действия, воздействовать на партнера, проникать в глубины взаимопонимания или, наоборот, намеренно вводить партнера в заблуждение.

В. А. Петровский выделяет два вида рефлексии: ретроспективная и проспективная. Ретроспективная рефлексия выступает в форме ретроспективного восстановления акта деятельности и приводит к возникновению активности. Она направлена на ориентацию в системе условий, способствующих жизненно-значимому эффекту и построению соответствующего образа. Проспективная рефлексия представлена «динамикой переживания потребности в ходе осу-

ществления деятельности и новизной в системе предметных условий. Результатом проспективной ориентировки являются некоторые предметы, которые прежде не воспринимались «как средства, ... выступают теперь в качестве новых возможностей действования его избыточных по отношению к исходной цели деятельности возможностей» .

Считается, что индивидуальная рефлексия (личностная) является вторичной формой: персонифицированным и интериоризированным процессом, который в своей первичной и действительной форме был межиндивидуальным. Этой межиндивидуальной, или коммуникативной рефлексии, по мнению В. А. Лефевра, отдается предпочтение по сравнению с классической рефлексией (т. е. самосознанием), последняя считается более поздним филогенетическим образованием. Например, согласно общему генетическому закону культурного развития, как это описывает Л. С. Выготский, психическая функция появляется на сцену дважды: сначала в социальном плане, только потом - в психологическом . В контексте личностно-ценностного направления современные исследователи трактуют рефлексию как форму психической деятельности, которая проявляется в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций, она характерна для личной интровертированности.

Личностная рефлексия выдергивает человека из бесконечного потока жизни и заставляет встать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Такую способность можно рассматривать как переосмысление стереотипов собственного опыта. Она представляет одну из важных характеристик творчества. Рефлексия - «зеркало», отражающее происходящие в человеке изменения. Человек становится для самого себя объектом управления; основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Развитие личности обычно рассматривается в двух аспектах: а) когда человек конструирует себя, присваивая имеющиеся в культуре ценности, нормы, способы и формы деятельности; б) появляется способность развивать себя и совершенствовать окружающую действительность, преобразуя культуру, создавая что-то новое. Оба аспекта свидетельствуют о том, что совершается переход к самосовершенствованию: у человека возникают новые потенциальные возможности. Появлению возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.

Исследуя рефлексию в контексте проблематики мышления, выделяют интеллектуальную рефлексию. В свое время Н. И. Гуткина была против выделения этого понятия, обосновывая это тем, что любая рефлексия протекает на фоне интеллектуальной деятельности, и каждый тип рефлексии предполагает наличие интеллектуального компонента . С ней солидарен А. З. Зак, который также высказался против этого выделения, отмечая, что рефлексия есть единое универсальное действие - и при познании мира вещей и при познании своего внутреннего мира .

Интеллектуальная рефлексия в контексте индивидуального сознания (самостоятельного мышления) может возникнуть только в том случае, если мышление человека сосредоточено на духовных содержаниях, пребывает в них, созерцает их и познает их. Одним из основных условий возникновения интеллек-

туальной рефлексии считается процесс обучения. Это основное условие отличает интеллектуальную рефлексию от личностной рефлексии (классической рефлексии) и от коммуникативной (нетрадиционной) рефлексии, которые возникают и формируются часто спонтанно в культурной среде (без выбора личностью определенных паттернов культуры) .

В коммуникативном - рефлексия выступает в качестве механизма познания другого человека. Объектом рефлексии выступают представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. В личностном - объектом познания является сама познающая личность, ее качества, свойства, поведенческие характеристики, система отношений к другим. В интеллектуальном - способность анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексия есть процесс решения различных задач.

Рефлексия занимает определенное место в любом научном исследовании. Исследование рефлексии направлено на изучение ее, прежде всего, как процесса. Научная рефлексия связана с накоплением (расширением) и структурированием (свертыванием) знания. Уметь накапливать, обобщать, структурировать знания - это необходимый этап любой исследовательской работы. Новые направления развития неизбежно приведут к рефлексии и снова к свертыванию.

Наличие двух форм познания связано с внутренней и внешней позициями познающего субъекта: а) субъект, занимая внутренние позиции - думает, принимает решения и т. д. Но при этом он не знает и не задумывается над тем - как он это делает; б) субъект, занимая внешние позиции по отношению к самому себе, не только думает, но и наблюдает за тем, как думает, делает и контролирует свои действия.

Итак, социальная рефлексия - это форма теоретической и практической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира общества. Она является не только фундаментальной основой собственно философствования , но и также обязательным условием конструктивного преодоления устаревших знаний; дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, конструировать эффективные и блокировать неэффективные действия; позволяет управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.

Литература

1. Автономова, Н. С. Рефлексия в науке и философии / Н. С. Автоно-мова. - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983. 161 с.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-т. - Т. 2-З. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. 368 с.

3. Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол наук/Н. И. Гуткина. -М., 1983. 24 с.

4. Зак, А. 3. Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста: автореф. дисс. ...канд. психол. наук /А. З. Зак. - М., 1976. 16 с.

5. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М. : Эксмо-Пресс, 1998. -909 с.

6. Кон, И. С. Открытие «Я» /И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1978. 367

7. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев / под ред. А. П. Алексеева. - М. : РГ-Пресс, 2012. 496 с.

8. Мартынова, Е. А. Философия в системе гуманитарного знания / Е. А. Мартынова // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 2. С. 6061.

9. Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.

10. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. - М. : Высшая школа, КД «Университет», 1997. 448 с.

11. Огурцов, А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание / А. П. Огурцов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / отв. ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск, 1987.

12. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

13. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. - М. : «Когито-Центр», 2009. 447 с.

14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989.

15. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2007. 576 с.

16. Чекушкина, Е. Н. Рефлексия как основание педагогической деятельности: социально-философский анализ / Е. В. Мочалов, Е. Н. Чекушкина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 2 (18). С. 110-114.

17. Чекушкина, Е. Н. Социальная рефлексия и творчество: механизмы самосовершенствования / Е. Н. Чекушкина, Е. Н. Родина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. -С. 16-19.

18. Яшкова, А. Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентности / А. Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). С. 116-119.

1. Avtonomova, N. C. Reflection in science and philosophy / N. C. Avtonomova. - Samara: Publishing house of Kazan state University, 1983. 161 p.

2. Vygotsky, L. S. Collected works. Problems of development of the psyche / L. S. Vygotsky / Ed. by A. M. Matyushkin. - M. : Education, 1983. 368 p.

3. Gutkin, N. I. Personal reflection in adolescence: author. diss. ... candles. the course of studies of science / N. I. Gutkin. - M., 1983. 24p.

4. Zack, A. 3. Psychological characteristics of reflection in children of younger age: author. diss. ...candles. the course of studies. Sciences / A. H. Zack. - M., 1976. 16 p.

5. Ilyin, I. A. The path to the evidence /1. A. Ilyin. - M. : Eksmo-Press, 1998.

6. Kon, I. S. Open «I» /1. S. Kon. - M. : Politizdat, 1978. 367p.

7. Short philosophical dictionary / Ed. by A. P. Alekseev. - M. : WG-Press, 2012. 496p.

8. Martynova, E. A. Philosophy in the system of humanitarian knowledge / E. A. Martynov // Humanities and education. - 2010. - № 2. P. 60-61.

9. Mikeshina, L. A. Philosophy of science: Contemporary epistemology. Scientific knowledge in the dynamics of culture. Scientific research methodology: textbook. manual / L. A. Mikeshin. - M. : Progress-Tradition: MSI: flint, 2005. 464 p.

10. Momjian, K. H. An Introduction to social philosophy / K. H. Momjian. - M. : Higher school, KD University, 1997. 448 p.

11. Ogurtsov, A. P. Alternative models of analysis of consciousness: reflection and understanding / A. P. Ogurtsov // Problems of reflection. Modern comprehensive study of/ resp. Ed. I. C. Ladenko. - Novosibirsk, 1987.

12. Petrovsky, V. A. Personality psychology: the paradigm of subjectivity / V. A. Petrovsky. - Rostov n/D: Phoenix, 1996. 512 p.

13. Reflexive approach: from methodology to practice / edited by C. E. Lepskaya. - M. : Cogito Center, 2009. 447p.

14. Rubinstein, S. L. Fundamentals of General psychology: in 2 t. / S. L. Rubinstein. - M. : Education, 1989.

15. Encyclopedic dictionary of philosophy / edited by E. F. Gubsky, Century, Korableva, C. A. Lutchenko. - M. : INFRA-M, 2007. 576p.

16. Chekushkina, E. N. Reflection as the basis of pedagogical activity: social-philosophical analysis / E. C. Mochalov, E. N. Chekushkina // Humanities and education. - 2014. - № 2 (18). P. 110-114.

17. Chekushkina, E. N. Social reflection and creativity: the mechanisms of self-improving / E. N. Chekushkina, E. N. Rodina // Theory and practice of social development. - 2014. - № 12. P. 16-19.

18. Yashkova, A. N. Subjectivity as a psychological prerequisite for the development of career competencies / A. N. Yashkova // Humanities and education. -2012. - № 2 (10). P. 116-119.

Социально-психологическая рефлексия- это способность субъекта воспринимать и оценивать основные параметры своих собственных взаимоотношений с другими членами группы.Соц.-психолог. перцепция способность воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений других членов группы между собой. Следует различать интрагрупповую(оценка взаимоотношения своих товарищей по группе, членом которой он сам является) к и интергрупповую(воспринимает и оценивает группу,членом которой он не является(учитель оценивает своих учеников)) соц.-психол. перцепцию.Между этими понятиями есть глубокая связь Пример: познание субъектом взаимоотношений в группе происходит в неразрывной связи с оценкой собственной позиции и сквозь призму этой самооценки. Для изучения соц.-психол. рефлексии и перцепции были разработаны специальные и экспериментальные методы. Различные экспериментальные приёмы выявляют разные аспекты соц.-психол. рефлексии: уровень притязаний- метод «Выбор в действии» и атосоциоматрица, самооценка- атосоциограмма.для изучения соц.- психол. перцепции более продуктивный метод-аутосоциоматрицы, где результаты охватывают такие основные характеристики взаимоотношений, как отношения членов группы к друг к другу, положение членов группы и социометрические установки.


37.Характеристика коммуникативных барьеров и обратной связи в процессе общения. В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах:-обратной связи; -наличия коммуникативных барьеров; -существования различных уровней передачи информации. Обратная связь представляет собой информацию, содержащую реакцию реципиента (лица, получающего информацию) на поведение коммуникатора (человека, передающего информацию). Цель предоставления обратной связи - помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей. Передача обратной связи может осуществляться разными путями: прямой и косвенной. В первом случае информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего. Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации в виде риторических вопросов, насмешек, иронических замечаний, неожиданных для партнера эмоциональных реакций. Коммуникативный барьер. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, а добиться ее адекватного понимания партнерами. От чего же зависит адекватность восприятия информации? Одна из причин - наличие или отсутствие коммуникативных барьеров. Это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается, теряет изначальный смысл или вообще не поступает реципиенту.


38.Понятие социальной перцепции. Функции и источники социальной перцепции. Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения. Основные функции психологии социальной перцепции: 1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение.Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.

Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом -- лицом или общностью -- того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия -- это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии -- предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, -- это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад -- пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.

Как считает Л.Д.Демина рефлексия - это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания.

Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Общим во всех определениях является то, что рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

Появление этой функции рефлексии, связано, хотя бы с тем, что как всякой самоорганизующейся системе, личности необходима "обратная связь". Для самоуправления и саморегуляции не обойтись без хорошо отлаженной системы обратной связи. Однако рефлексия не есть сама обратная связь, подобно тому, как обычное зеркало, отражающее внешний облик человека, не является само по себе обратной связью, а лишь средством, способом или механизмом, с помощью которого эту обратную связь можно получить. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека - это не только некий результат (изображение в зеркале), но и процесс, который связан с внутренними преобразованиями - осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления.

Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию "над" и "вне" позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение. Данный тип рефлексии связан с имитационным моделированием и организационно-деятельностными играми, с принятием групповых решений, с исследованием проблем взаимоотношений в организации и т.д. При этом сама практика порождения рефлексивных процессов, выявление условий их возникновения и функционирования в системе используется в разных формах работы (рефлепрактики, тренинги). Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса. Именно специфика рефлексивного механизма и многообразие способов рефлексии определяют потенциал личности для личностного роста и самосовершенствования.

В отечественной психологии эта линия идей восходит к С.Л. Рубинштейну, который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ - это обычное существование, когда "человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять даже мысленно позицию вне ее, для рефлексии над ней". Второй способ существования собственно и есть рефлексия. "Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе".

Сегодня уровни рефлексии в работах отечественных авторов рассматриваются по-разному и выделяются принципиально разные подходы к их пониманию. Рассматривая системную организацию рефлексии, Г.П. Щедровицкий выделяет: макроуровень, - т.е. уровень самой системы, в котором она рассматривается как единое целое; микроуровень - это уровень подсистем данной системы; и мегауровень - это уровень некоторой системы, в которую данная система входит как подсистема.

В работе И.С. Ладенко выделяются три основные формы рефлексии: ретроспективная, проспективная и интроспективная. Первая - служит выявлению и воссозданию схем и средств, процессов, имевших место в прошлом. Во второй выявляются и корректируются схемы и средства возможной деятельности. В третьем случае производится контроль и корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе выполнения. Умение человека как кинопленку прокручивать свои мысли и действия, возвращая их назад или забегая вперед; это тот самый механизм, который осуществляет связь сознания с подсознанием или с блоками той самой "программы", которая сформировалась как управляющая подструктура нашего опыта.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная-ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

личностная-объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная-проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А.А.Тюков, будет шесть.

1. Рефлексивный вывод - осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенциональность (интенция- направленность)- направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

4. Конструирование системы рефлексивных средств - выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания - проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.

6. Объективизация рефлексивного описания - оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

Действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой. Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.

Возможен и несколько другой вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.

В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во- первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я - познающим. Я - познаваемым, Я - идеальным и т.п., во- вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

признает данное качество как свою сильную сторону;

вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;

в тоже время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;

отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

Понятно, что рефлексирование-это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В тоже время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопознанием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

Рефлексия - это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, "здесь и теперь".

Смысл всех существующих психотехник - достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы по средствам направленного мысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных на развитие рефлексии человека, основано на четырёх принципах или способах самопознания и саморегуляции.

1

Целью работы является изучение механизмов формирования социальной компетентности студентов высшей школы в процессе изучения социологии и разработка критериально-диагностических параметров социальной рефлексии и социальной компетентности. В работе раскрыты понятия: социальная рефлексия, социальная перцепция и социальная компетентность. Социальная компетентность рассмотрена нами в качестве продукта рефлексивной деятельности студента, детерминирующей процессы раскодирования актов социальной перцепции. Для измерения выделены структурно-функциональные (когнитивный, эмотивный, деятельностный), определены критериально-уровневые характеристики социальной компетентности. Выделены ключевые объекты рефлексивного анализа курса «Социология»: кризис семьи и проблемы первичной социализации; проблемы национальной и культурной идентичности россиян; ценностные ориентации молодежи, патриотизм как фактор консолидации; проблемы развития гражданского самосознания личности, способной к преобразованию общества. Основные показатели социальной компетентности: осмысление концепта социальной рефлексии; способность к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия; способность к проектированию жизненных стратегий.

компоненты и критерии социальной компетентности.

компоненты и критерии социальной рефлексии

социальная рефлексия

социальная компетентность

социальная перцепция

рефлексивная практика

рефлексия

рефлексивные методы

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с

2. Горбунова, М. Ю. Эмоции акторов и социальные трансформации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012 . – № 2. – С.47-52.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.

4. Ильязова Л.М., Соколова Л.Б. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Электронное текстовое издание. – URL: http://credonew.ru/content/view/464/30.

5. Компетентность социальная Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.

6. Марковская И.М. Основы социально-психологических знаний: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 61 с.

7. Тряпицина А.П. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Изд-во «Питер», 2013. – 304 с.

8. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. [Под ред. А.А. Орлова]. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – Вып. 1. – С.117-137.

9. Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития. –Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 224 с.

Круг проблем современного образования закономерно связан с многоаспектными и многоуровневыми проблемами общества, обусловленными реорганизацией всех сфер социальной жизни. Качество образования сегодня рассматривается в терминах рыночной экономики и определяется качеством продукта-выпускника, который создает система.

Введение новых федеральных профстандартов, связанных с реализацией парадигмы компетентностного подхода, предъявляет высшей школе новые требования к подготовке кадров.

Очевидно, что вопрос о формировании комплекса необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов не просто важен, но и крайне актуален.

В настоящее время учеными и вузовскими коллективами разрабатываются компетентностные модели, в структуре которых существенную роль играют социальные компетенции.

Формирование у студентов социальной компетентности связано с необходимостью изучения, осмысления и понимания глобализационных процессов социокультурной трансформации современного общества. Высокий уровень социальной компетентности мы рассматриваем не только как существенный фактор успешной адаптации молодого поколения к новой социальной реальности, но и успешного, созидательного участия в ее преобразовании и совершенствовании.

Социальная реальность предъявляет членам общества бесконечное множество фактов взаимодействия на межличностном, социальном и профессиональном уровнях, требующих от «социальных акторов» адекватной включенности в драматургию события .

Успех социального взаимодействия индивидов зависит от уровня социальной компетентности всех субъектов образовательного процесса вуза, формирование и развитие которой представляет собой специально организованный, целенаправленный и управляемый педагогический процесс, основанный на практикоориентированном и компетентностном подходах в изучении дисциплин гуманитарного цикла.

В целостной системе личности, структурными элементами которой являются социальная перцепция - социальная рефлексия - социальная компетентность, социальная рефлексия функционирует как системообразующий механизм, совершенствуя который мы приходим к пониманию того, как меняется личность в результате таких преобразований. Социальная компетентность рассматривается нами как некий продукт социальной рефлексии, детерминирующий личностное и про-фессиональное саморазвитие, взращивание смыслов в образовательном процессе и в социокультурном пространстве.

Подготовка будущего специалиста, основанная на компетентностном подходе, предполагает решение ряда педагогических задач, включающих рефлексивные практики когнитивной, эмотивной и деятельностной направленности.

Особый ресурс, обеспечивающий эффективность формирования социальной рефлексии студентов, сосредоточен в учебной дисциплине «Социология», предлагающей к обсуждению широкий спектр социальных вопросов, актуальность которых определяется временем, а решение знанием социальных теорий и технологий, умением использовать их в социальной практике.

Изучение данной дисциплины предполагает проецирование ее содержания на профессиональную деятельность будущего специалиста, поэтому компетентностный подход в организации образовательного процесса на основе инновационных технологий является одним из ключевых условий формирования социальной компетентности студентов.

Социальная компетентность, по мнению И.А. Зимней и А.В. Хуторского, является интегральной совокупностью множества компетенций социального плана . А.П. Тряпицина также отводит социальным компетенциям ключевую роль в формировании профессиональной компетентности .

По мнению ряда западных специалистов (В. Э. Уайта, Ю. Хабермаса, Т. Кавела) социальная компетентность раскрывает степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации (эмоциональный компонент), достижение реальных целей в особом социальном контексте (деятельностный компонент), использование подходящих теорий и методов и позитивное развитие как результат умственной активности (когнитивный компонент). Социальная компетентность демонстрирует адекватность социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать и понимать других людей.

В поисках подходов к разработке структуры социальной компетентности и выбора диагностического инструментария мы опирались на исследования западных психологов, в частности В. Э. Уайта, который первым обратился к изучению этой проблемы. Он рассматривает социальную компетентность как определенную способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

Ю. Хабермас (Habermas) конкретизируя данное понятие, подчеркивает, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с которыми сталкивается человек в социуме.

В современной западной социальной психологии социальная компетентность определяется, как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации (К. Х. Рубин и Л. Роуз Крэснор) .

В процессе построения структуры социальной компетентности мы опирались на трехкомпонентную модель социальной компетентности Т. Кавела, включающую социальные способности, представления и достижения. В качестве критерия социальной компетентности им выделяется результативность межличностного взаимодействия, социального достижения .

Решая задачу формирования социальной компетентности, необходимо понимать механизмы, обеспечивающие этот процесс. Самым эффективным способом познания мира, механизмом «вживания» исследователя в духовную суть событий культуры и социума, благодаря которому человек учится осмысливать свои желания, мотивы поступков и на основе этого выстраивать стратегию своего поведения и продуктивной деятельности, по мнению Йохана Хейзинга, является рефлексия. Именно рефлексия позволяет формировать социальную компетентность личности .

Термин «рефлексия» несмотря на достаточно определённое конвенциональное значение в философии, психологии, педагогике, социологии имеет разные определения. Локк различает два вида опыта - чувственный опыт (ощущения) и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания о себе, как способ обращенности к самому себе, как метод познания внутренней сущности.

Рефлексия как механизм самоанализа и самокоррекция личности, по мнению Карена Хорни, ведет к сближению «реального и идеализированного образа Я», а самореализацию в профессиональной деятельности он считает «якорем спасения».

Принципиальной трактовкой рефлексии В.А. Лефевром стало понимание рефлексии через категории «смена позиции» или «рефлексивный выход». Кроме того, впервые рефлексия стала рассматриваться как средство управления изменением, развитием систем деятельности .

Современная философия сущность рефлексии в основном сводит к трем процессам - компонентам содержания самой рефлексии: первое, рефлексия - это процесс обращения назад; второе - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний, качеств; третье - это осмысление индивидом социальных реалий в процессе социализации на основе жизненного опыта. В формировании социальной компетентности существенное значение имеет третий компонент рефлексивного процесса, в котором рефлексия обретает особый смысл и новое качество .

Социальная рефлексия представляет собой рефлексивный акт, направленный во внешний план - социум с целью его осмысления, понимания и в случае необходимости - преобразования.

Говоря о социальной рефлексии, следует учитывать ее органичную связь с другим свойством психики - социальной перцепцией, описанной американским психологом Дж. Брунером как факт социальной обусловленности процесса восприятия, понимания и оценки людьми (социальными акторами) «социальных объектов и фактов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей и событий» .

Исходя из этого, социальная рефлексия обнаруживает свойство механизма, обеспечивающего процесс раскодирования актов социальной перцепции, что играет особую роль в образовательном процессе.

Процесс развития социальной рефлексии у студентов, направленный на взращивание личностно-профессиональных и социально-значимых компетенций, реализуемых в социокультурном взаимодействии, способен обеспечить осмысление социальной реальности с опорой на социологическое знание и собственный опыт.

Таким образом, и социальная рефлексия, и социальная компетентность отражают степень конструктивности личности как субъекта социального взаимодействия на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровне.

Исходя из этого, социальная компетентность рассмотрена нами в качестве продукта рефлексивной деятельности студента, которая детерминирует динамику процессов социальной перцепции. Эти процессы обеспечивают новый уровень восприятия социальных объектов и фактов, качественно новый уровень их изучения, а главное, понимание и оценку самих себя, других людей, социальных общностей и событий.

Для измерения нами выделены структурно-функциональные компоненты социальной рефлексии, определены критериально-уровневые характеристики социальной компетентности.

Структура социальной рефлексии включает когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, каждый из которых имеет определенную функциональную специфику. Исходя из понимания нами социальной рефлексии как механизма раскодирования актов социальной перцепции, функциональные компоненты описывают актуальные и проблемные зоны социальной реальности, а также сам процесс ее осмысления и осознания, что и является основой формирования социальной компетентности и ее показателями.

Наличие когнитивного компонента социальной рефлексии выражено в способности к осмыслению концепта социальной рефлексии во всем его многообразии. Во-первых, это рефлексивный анализ и осмысление социальных процессов, связанных с национальной самоидентификацией, с развитием гражданского самосознания и формированием чувства патриотизма; осмысление условий становления здоровой семьи, через осознание культурных традиций и ценностей, поведенческих паттернов и семейных сценариев, во-вторых, это рефлексивный механизм раскодирования актов социальной перцепции.

Эмоциональный компонент социальной рефлексии выражен в способности к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия (социального партнера, социального оппонента); анализу уровня социальной аттракции субъектов общения, определяемых как симпатия, дружба, любовь; анализу уровня аффилиации, т.е. потребности в социальном общении.

Деятельностный компонент социальной рефлексии выражен в способности интерпретировать современные социальные и политические дискурсы; в способности выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности; в способности осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск признаков социальной идентичности, общность ценностей в группе, обществе и т.д.). Способность проектировать жизненные стратегии (социальные паттерны и сценарии отношений в сфере семьи, учебы, работы).

В таблице 1 представлены структурные и функциональные компоненты социальной рефлексии.

Таблица 1

Компоненты социальной рефлексии

Компоненты социальной рефлексии

Структурные компоненты

Функциональные компоненты

Когнитивный компонент социальной рефлексии

(способность конструировать знание и понимание)

1.Осмысление концепта социальной рефлексии.

2. Осознание социальной рефлексии как механизма раскодирования актов социальной перцепции.

3. Осознание социальной рефлексии как значимого фактора, обеспечивающего процесс национальной самоидентификации.

4. Осознание социальной рефлексии как фактора развития гражданского самосознания и патриотизма.

5. Осознание социальной рефлексии как фактора, обеспечивающего становление здоровой семьи, через осознание семейных ценностей и коррекцию поведенческих паттернов и семейных сценариев.

Эмоциональный компонент социальной рефлексии

(способность чувствовать и понимать, что чувствую (ют)

1. Способность к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия.

2. Способность к рефлексивному анализу уровня социальной аттракции субъектов общения.

3. Способность к рефлексивному анализу уровня аффилиации.

Деятельностный компонент социальной рефлексии

(способность делать, понимать, что делаю)

1. Способность интерпретировать современные социальные и политические дискурсы.

2. Способность выделять «индивидуальный» и «социальный»уровни идентичности.

3. Способность осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск признаков социальной идентичности, общность ценностей в группе, социуме и т.д.).

4. Способность проектировать жизненные стратегии.

В качестве критериев социальной компетентности нами выделены: рефлексия знания и понимания (когнитивный компонент), рефлексия чувств (эмоциональный компонент), рефлексия действий (деятельностный компонент). Показателями критериев социальной компетентности являются знания, умения и навыки, имеющие уровень выраженности (высокий, средний, низкий).

Когнитивный компонент демонстрирует уровень знаний и понимания того, что знает студент о структурно-функциональных компонентах социальной рефлексии, механизмах действия и направленности, понимание механизмов социальной рефлексии в формировании социальной компетентности. Эмоциональный компонент характеризует умение чувствовать, понимать, что чувствуешь сам и что чувствуют другие, демонстрируя умение оценивать эмоциональные состояния, уровни социальной аттракции, уровни аффилиации субъектов социального взаимодействия. Деятельностный компонент характеризует действия социальной направленности и сознательное управление ими. Критериями являются умение интерпретировать современные социальные и политические дискурсы; умение выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности; навык анализа публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, групповая идентичность, общность ценностей в группе, социуме и т.д.); умение проектировать жизненные стратегии и т.д.

В таблице 2 указаны критерии и уровни социальной компетентности.

Таблица 2

Критерии и уровни социальной компетентности

Компоненты

Критерии

Когнитивный

(знаю, понимаю, что знаю)

Рефлексия знания и понимания

Знает, понимает

Знает, недостаточно понимает

Знает, не понимает

Структурно-функциональных компонентов социальной рефлексии

Значения социальной рефлексии в формировании социальной компетентности

Эмоциональный (чувствую, понимаю, что чувствую(ют)

Рефлексия чувств

Способен

Недостаточно готов

Эмоционального состояния,

Уровня социальной аттракции,

Уровня аффилиации

субъектов социального взаимодействия

Деятельностный

(делаю, понимаю, что делаю)

Рефлексия действий

Способен

Недостаточно готов

1. Интерпретировать современные социальные и политические дискурсы.

2. Выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности.

3. Осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск социальной идентичности, общность ценностей в группе, социуме и т.д.).

4. Проектировать жизненные стратегии.

Социальная компетентность отражает интегративную сущность личности (когнитивную, эмоциональную и деятельностную), являясь продуктом социальной рефлексии, а ее содержание и направленность находят свое выражение в знаниях, ценностях, убеждениях, аналитических, конструктивных и преобразующих способностях, умениях и навыках субъекта образовательной деятельности осознавать и проектировать жизненные стратегии.

Наличие социальных компетенций студента и уровень их сформированности определяется в ходе анализа его образовательных продуктов, включающих контрольные работы, рефераты, курсовые проекты, слайд-презентации, рефлексивные дневники, тестовые задания, экспресс-анкеты, рефлексивные карты, формы и активность интерактивного взаимодействия (беседа, дискуссия, инсценировка, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, социально-психологические тренинги и т.д.).

Библиографическая ссылка

Юрова Т.В. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ. КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24606 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то