Сочинение как учились раньше. Сочинение на тему: Школьные годы моей мамы Кто такие тимуровцы

Просмотрев живописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.

«Урок математики».


Крестьянский обед в поле.» (1871).

Учебный год в сельской местности в давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как "1-сентября" и "каникулы" в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.


«У дверей школы».

Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: "one room schoolhouses". Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При этом школа была одна на несколько деревень, и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.


«Снова в школу».

В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей брали плату за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.


«Новый ученик».

Так, приведя ученика впервые в школу: "...родители приносили «хлеб-соль» - белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносил еще «четверговое», на масленицу - сыр и масло, после каждого праздника - «праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалось принести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась, заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. В течение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза три дров".


«Школа».

Надзор со стороны чиновников образования за школьными учителями был не менее, чем за учениками. Но при этом их не очень волновал уровень знаний учителя - только его благонадежность.


«Школьный экзамен».

В переводе с греческого слово "педагог" означает "ведущий ребенка". В древней Греции педагогами были рабы, которым вменялась в обязанность охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до школы — и элементарное обучение грамоте. Примечательным было то, что "древние греки в педагоги выбирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому" . Обязанности свои педагог обязан был нести до вступления воспитанника в возраст совершеннолетия.


«Защита школьников.»

С течением времени эта должность трансформировалась и стала самой распространенной общественной профессией. В 19 веке в школах разных стран уже существовали статуты, по которым составлялись инструкции для школьных учителей, иногда доходящие до абсурда. В них было прописано, как должен вести себя учитель в общественных местах, какого цвета одежду носить и какой длины.


«После школы».

Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало.


«Урок слова Божьего».

Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися "мастерами" и "мастерицами".


«Урок труда».

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что еще в 17 веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины 19 века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.


«Первый рисунок».

В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.


«Наказание».

За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.


Наказание розгами в школе.

«Пороть или не пороть?» - в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях, и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».


В сельской школе. (1883).

В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому - геометрии, географии, истории.


«Урок счета».

Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а также вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.


«Бретонская школа».

Стоит заметить, что само понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: "Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу".


«Кругосветное путешествие».


«Маленькие курильщики».


«Перемена».


«Урок пения».


«Урок пения».


«Курильщики».


«Юные музыканты».


«На школьной площадке.»


«Устный счет». В народной школе.


«Темные пятна».

Хотелось бы отметить еще один интересный факт: в России история школьной формы началась в 1834 году, когда император Николай I подписал "Положение о гражданских мундирах". Вплоть до революции согласно регламенту мальчики должны были носить темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным или белым фартуком. После революции школьную форму отменили, но в 1949 году ввели снова, она мало чем отличалась от дореволюционной.

>Сочинения по темам

Школьные годы моей мамы

«Мы все учились понемногу, // Чему-нибудь и как-нибудь…» - писал А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин». Поэтому так же, как и мы сейчас, наши родители когда-то ходили в школу. Какими были их юношеские учебные годы, я решила узнать у мамы во время семейной беседы за вечерним чаем.

Чтобы освежить свои воспоминания, мама принесла из комнаты школьный фотоальбом, и мы вместе стали разглядывать помещенные в него снимки. Оказывается, в младших классах она еще была октябренком и носила специальную звездочку на своей форме, а вот пионеркой мама уже не стала, так как к тому времени эту организацию уже упразднили.

Во всем остальном школьная жизнь родителей не сильно отличалась от нашей сегодняшней. Они так же ходили на занятия, носили с собой тяжелые портфели с учебниками, а в тетрадях писали шариковыми ручками. Конечно, в те времена еще не было интернета, а наличие компьютера в доме считалось роскошью, поэтому мама и ее друзья много времени проводили за книгами и часто посещали библиотеки.

После занятий ученики порой собирались на школьном дворе. Мальчики играли в футбол на траве, а девочки тихонько общались, сидя на скамейке. Иногда, вспоминает мама, они большой компанией ходили провожать того, кто жил дальше всех, до дома, а затем так же все вместе возвращались обратно.

Листая альбом, я нахожу цветные фотографии со школьных праздников. На одном из таких снимков мама изображена на сцене с гитарой. В то время она училась в музыкальном классе и потому часто выступала на концертах и пела песни для своих сверстников.

Мама рассказывает, что в школе у них так же, как и у нас сейчас, устраивались веселые дискотеки. Эти мероприятия обычно проходили в присутствии родителей и всегда заканчивались дружеским чаепитием.

У мамы осталось много приятных воспоминаний о школьных годах. Даже сейчас они с одноклассниками порой собираются на вечере встреч и, как и прежде, весело проводят время.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Курьяновская основная общеобразовательная школа Конкурс авторских произведений среди школьников "Учитель! Перед именем твоим..." СОЧИНЕНИЕ "Школьные годы моих родителей" учащегося 9 класса Смирнова Евгения Номинация "Школьные годы чудесные!" Руководитель - Обухова Оксана Владимировна Март 2010 "Школьные годы моих родителей" Школьные годы - прекрасная пора, которая оставляет отпечаток в жизни каждого человека. Это годы молодости, становления и развития личности, дружба со сверстниками и, конечно же, первая любовь. В своем сочинении я хочу рассказать о школьных годах моих родителей. Мама и папа начали учиться вместе с 4 класса, все время обучения они провели рядом, сидели за одной партой и тот факт, что они знали друг друга с детства, послужило возникновению более высоких чувств и созданию прекрасной семьи. Мне стало очень интересно узнать, как же провели свои молодые годы родители в школе, и что больше всего им запомнилось, ведь раньше все было по-другому, и время не стоит на месте.... Итак, я решил спросить это у них. Вот какими воспоминаниями они со мной поделились: "В то время, когда мы учились, мы жили еще при советской власти, а тогда жизнь молодежи была более организована. С самого детства мы становились октябрятами, с достижением определенного возраста мы становились пионерами. Рис.1. 5 класс, пионеры (папа - крайний слева, мама - 2 ряд, вторая слева) В этот период больше всего запомнились пионерские слеты. Здесь собирались пионеры со всех районов, была возможность общаться и знакомиться с новыми людьми и просто приятно проводить время. Летом жгли пионерские костры, проводили различные конкурсы, читали стихи, пели песни. После пионеров в 8 классе мы вступили в комсомольскую организацию. Здесь проводились комсомольские собрания, субботники, воскресники. То есть наша жизнь была интересна, и мы проводили время с пользой. Еще в памяти остался момент, когда мы школой ездили в делянки и питомники, чтобы высаживать елочки. Время в работе и перерывах мы проводили очень весело. За достигнутые результаты поощряли поездками в города СССР. Мы ездили, например, в Казань, Ульяновск и другие города. Очень интересно было познакомиться с достопримечательностями различных городов нашей страны". Больше всего маме запомнилась поездка в Казань, где они побывали в консерватории на концерте органной музыки. "Эти звуки пробирали до самых пяток", - говорит мама. Также вместе с одноклассниками они были в планетарии, музеях, театрах. "Зимой проводилась традиционная для нашей школы игра "Зарница". Она проводится и сейчас. Школьников делили на два отряда, обычно это были зеленый и синий отряд. Проводились веселые и интересные конкурсы и соревнования, например, лыжная гонка, логические конкурсы, поиски клада. Интересным моментом было, когда два отряда словно участвовали в боевом сражении друг против друга, суть заключалась в том, что нужно было сорвать погоны, висевшие на плечах противников". С особой теплотой мои родители говорят и своих учителях, которые оставили неизгладимый след в памяти. Больше всего родители вспоминают своего классного руководителя Медведеву Валентину Николаевну. "Она воспитывала нас своим примером, помогала в трудную минуту. Валентина Николаевна достаточно строгий преподаватель, поэтому у нас в классе всегда был порядок. Большое внимание учительница уделяла не только образовательному процессу, но и нашему воспитанию. Вместе с ней мы занимались танцами, очень часто ходили на прогулки, в походы, ездили на экскурсии. Мы ей очень любим и уважаем". Не менее тепло родители вспоминают учителя истории Денежкину Валентину Николаевну. "Валентина Николаевна - доброй души человек. На её занятиях было тепло и уютно, словно все предметы были пронизаны её голосом, улыбкой и добротой. Каждый урок по-своему захватывал и открывал что-то новое. Учительница доступно преподносила материал, всегда использовала много наглядных пособий. Валентина Николаевна учила нас не только своему предмету, но и жизни. Очень часто мы обращались к ней за советом, и она всегда нас поддерживала ". После окончания школы мои родители учились в училище на разных специальностях в параллельных группах и часто виделись друг с другом. После окончания училища отец проходил военную службу, и они продолжали общаться в письмах. В 1988 году родители решили пожениться. В их жизни со временем появились моя сестра и я. Она уже окончила школу, где учились мои родители, а я продолжаю обучение. Я могу судить о том, что школьные годы мои и моих родителей имеют весомые различия. У их поколения были иные интересы, нежели чем у нас, жизнь была более организованной, все были заняты и не "болтались" бесцельно. Я очень рад, что у меня есть такая семья.

Сложно поспорить с утверждением, что школьные годы — чудесные. Кому-то учеба дается легче, кому-то тяжелее, кто-то старается побольше узнать, кто-то, наоборот, стремится побездельничать, но для каждого учеба в школе — время открытий и становления как личности. Годы идут, меняется ли школа? И как учились в школе наши родители?

Во многом это было по-другому, потому хотя бы, что это было другое государство. Мои родители учились в СССР, это была огромная и мощная страна, даже больше сегодняшней России. Родители рассказывали мне, как младших

Школьников сначала посвящали в октябрята, и они носили октябрятские значки. Пятиклассников посвящали в пионеры, и они должны были стараться быть примером для младших. Учиться плохо и сейчас стыдно, но раньше это считалось вообще позором. Плохих учеников могли и не принять в пионеры, что было равносильно катастрофе. Старшеклассников принимали уже в комсомол.

Учеба тоже несколько отличалась от нынешней. Поскольку не было компьютеров, то все рефераты, плакаты и стенгазеты оформлялись от руки. Красивый каллиграфический почерк ценился очень высоко, равно как и умение хорошо рисовать и оформлять газеты. Чтобы подготовить

Доклад на какую-то тему, написать сочинение или реферат, ученики подолгу сидели в читальном зале в библиотеке. Они даже не представляли себе, что однажды любую информацию можно будет найти, сидя дома за компьютером, и не нужно будет переписывать испорченную страничку, достаточно будет исправить ошибку в тексте и распечатать лист заново.

Сейчас мне кажется удивительным, как мои родители могли обходиться без компьютеров, интернета, мобильного телефона. Это кажется почти невероятным, но они находили другие занятия, которые были для них не менее увлекательными: читали книги, просто гуляли во дворе, ходили друг к другу в гости. Вообще в детстве у моих родителей была довольно интересная жизнь. Летом они ездили в пионерские лагеря, где занимались спортом, ходили в походы, купались в речке. Они много умели делать своими руками: на уроках труда девочки учились шить и готовить, мальчики строгали, выпиливали, мастерили, учились ремонтировать мебель и технику.

Конечно, многое изменилось с тех пор, когда мои родители были школьниками. Хотя у них не было компьютеров и телефонов, их школьная жизнь была по-своему насыщена и интересна. Я надеюсь, что, когда мои дети пойдут в школу, мне тоже будет, что им рассказать.

Сочинения по темам:

  1. В школе я провожу почти половину моей жизни. Расписание практически каждого моего дня зависит от того, сколько времени я проведу...
  2. Насколько близкими по духу были мои родители, сочинение о которых представлено на читательский суд, удивляло не только близких родственников, но...
  3. Если задуматься всерьез, то мы используем знание математики каждый день. Повсюду мы сталкиваемся с числами — на циферблате часов, на...

3295653223260Как в начальной школе учились мои родители
00Как в начальной школе учились мои родители

Выполнила ученица 5А класса Гусакова Наталия
Мои родители учились в прошлом веке в Советском Союзе. Удивительно, что мои мама и папа учились в этой же школе, а мама в начальной школе училась в этом же классе, что и я и у неё тоже был «А» класс. Но тогда он выглядел по-другому:

Первого сентября, как и сейчас, они шли с цветами в школу, всего лишь на один урок. Он назывался «Уроком мира». Сначала была линейка, на которой первоклассники так же, как и сейчас, читали стихи. Линейка проходила там, где сейчас у нас футбольное поле.

Потом выпускники 10-х классов провожали их в класс к первой учительнице.

Первой учительницей моей мамы была Агеенкова Ольга Павловна, а моего папы - Устинова Людмила Алексеевна.
Все ходили в единой школьной форме. У девочек: коричневое платье, чёрный фартук (на каждый день) и белый фартук (на праздник), у мальчиков: синий пиджак и синие брюки. Девочки никогда не ходили в брюках. Коричневое платье украшалось белым воротничком и манжетами. Когда воротнички и манжеты пачкались, их спарывали и нашивали другие. В ту пору ношение воротника и манжетов было обязательным.
Выдавались учебники, которые доставались от ребят, перешедших в старший класс. На последний странице учебника были указаны фамилия и имя ученика, владевшего учебником ранее, и всегда можно было понять по учебнику, неряха этот ученик или аккуратный. В начальной школе дети учились с первого по третий классы. Тетради, дневники и другие школьные принадлежности были у всех одинаковые, потому что в магазинах выбор канцелярской продукции был не большой.
В первом классе, в октябре, всех первоклашек, принимали в октябрята, прикалывали на школьную форму октябрятский значок в виде красной звёздочки с изображение юного Ленина, основателя Советского Союза. Октябрята жили по правилам, которые должен был знать и соблюдать каждый октябрёнок:
Октябрята – будущие пионеры.
Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут
Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Стать октябрёнком было почётно, а октябрятская звёздочка являлась предметом гордости каждого первоклашки.

В третьем классе октябрят принимали в пионеры. Пионер – значит первый. На общешкольной линейке, под знамя школы, под барабанную дробь, старшие пионеры принимали новых членов в ряды пионерской организации. Сначала выступала пионервожатая, а затем юные пионеры перед всей школой произносили слова пионерской клятвы. После чего им повязывали пионерский галстук красного цвета. Красный галстук был одного цвета с государственным флагом Советского Союза, цвета крови, пролитой нашими предками за свободу и независимость Родины. У пионеров были свои законы, которые каждый должен был соблюдать:
Пионер – активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.
Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
Пионер – надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.
Из пионеров могли и с позором исключить, например, за подлость, за неуважение к старшим, за плохую учёбу. Но таких случаев было очень мало, потому что все ученики очень дорожили званием ПИОНЕР.

Торжественная клятва пионера Советского Союза.
Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза.
Эту клятву следовало начать учить заранее, особенно внимательно повторяя ее в ночь перед знаменательным днём, чтобы не забыть или перепутать слова перед "лицом своих товарищей".
У пионеров было множество обязанностей: сбор металлолома и макулатуры, уборка в парках и скверах города, ведение школьной стенгазеты, тимуровская работа и многое другое. Но самое главное – это шефство над октябрятами. Пионерам давали «подшефный» первый класс, чтобы познакомить детей со школой, помочь им освоиться, они должны были следить за их внешним видом, помогать в учёбе. Пионеры, приняв на руки доверчивых, испуганных первоклашек, отвечали за них во всём. Первые месяцы проводили с ними все перемены, везде водя за ручку. Девочки приносили из дома бантики и заколки, заплетали малышкам на переменках косички – ведь не у всех мам была возможность это сделать дома, многие уходили рано на работу. Мальчишки учили своих подшефных играть в футбол после уроков, кататься на коньках. Делали с первоклашками домашнюю работу. Водили их в кино после уроков, покупая билеты на свои карманные деньги. Отвечали на вопросы первоклашек.
Когда мои родители учились в школе, то все было совсем по-другому, не так как сейчас... Было другое время, другое отношение к учёбе и к учителям, другие возможности. Тогда не было Интернета, и все ходили в библиотеку, подбирали книги, писали от руки рефераты и доклады. Тогда не было в школе компьютеров, они никогда не видели компьютерной презентации. У учителя был только мел и тряпка. Оборудование кабинетов было старое. Ученики очень уважали учителей, относились к ним с почтением. На демонстрацию 1 мая и 7 ноября все ходили с красными флагами.
Тогда было такое время. Сейчас все по-другому. Не знаю: лучше или хуже. Но мы должны быть рады тому, что мы имеем сейчас, и стараться быть честными, добрыми, целеустремлёнными, трудолюбивыми и порядочными людьми.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то