Обычаи и традиции черкесского народа презентация. Творческий проект «Обычаи и традиции адыгов»

Cлайд 1

Cлайд 2

Адыгейцы или западные черкесы (адыги) (самоназвание - адыгэ) - народ в России (132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Cлайд 3

Большая часть черкесов живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая по разным оценкам, от 5 до 7 миллионов человек. Общая численность черкесов (адыгов) на территории Российской Федерации (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы) – около 750 тыс. чел., в том числе в Кабардино-Балкарии – 500 тыс.; в Адыгее - 110 тыс.; в Карачаево-Черкесии - 51 тыс.; в Краснодарском крае - 24,2 тыс. (из них около 10 тыс. человек - шапсуги, живущие в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи). Собственно адыгейцы (западные черкесы) живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) и некоторых районах Краснодарского края (15 821 чел.), где являются автохтонным населением.

Cлайд 4

Адыгский язык (адыгэбзэ) - язык адыгов. Вместе с убыхским и абхазо-абазинским языками составляет единую абхазо-адыгскую семью северо-кавказских языков. Состоит из двух основных наречий: адыгейского и кабардино-черкесского. Адыгейский язык (адыгэбзэ) ныне распространён в северных и северовосточных районах Республики Адыгея и некоторых горных долинах по берегу Чёрного моря (шапсугский диалект). В кавказское мухаджирство было вовлечено до 90 % западных адыгов, и сейчас они составляют почти 80 % турецких черкесов. Однако на исконных землях Кавказа язык сохранялся лучше, и языковая статистика выглядит следующим образом: 129 419 чел. в РФ (2002), ок. 160 тыс. в Турции и других странах диаспоры.

Cлайд 5

После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию других этногрупп адыгов XVI-XIX вв.: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, убыхи. Социальное развитие предков адыгов протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (т. н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Т. н. аристократические этногруппы (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. В ноябре 1552 г., в Москву прибыло посольство от нескольких адыгских племён с прошением о защите и покровительстве. Иван Грозный направил в Черкесию своё посольство для выяснения обстановки, а по его возвращении обязался предоставить адыгским землям своё покровительство. С 1820-х царское правительство начало планомерное завоевание Черкесии. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгов, сопровождался внутренней самоорганизацией, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгов. Последние очаги сопротивления адыгов были подавлены царскими войсками в 1864. Несколько сот тысяч адыгов в 1860-е были депортированы царским правительством и рассеялись по странам Ближнего Востока,(по Турецким данным было депортировано более миллиона человек) меньшая часть (около 5%) - переселилась в равнинные районы.

Cлайд 6

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года - Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года - в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год - Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года. 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края. 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года - Республика Адыгея.

Cлайд 7

Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Cлайд 8

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.







Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе. Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.







Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил- бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.




Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. Свобода была их главной святыней. Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью. Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.


Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей. Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ. Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.






Война не вызывала у черкесов печали. То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость. Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.


М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами. Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами: … безвестными горами Блуждает он, дерется с казаками, И, заманив полки их за собой, Пустыню усыпает их костями И манит новых по дороге той. За ним устали русские гоняться, На крепости природные взбираться; Но отдохнуть черкесы не дают; То скроются, то снова нападут. Они как тень, как дымное виденье, И далеко и близко в то ж мгновенье. Измаил-бей


Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары: … Везде, налево и направо, Чертя по воздуху круги, Удары шашки упадают; Не видят блеск ее враги И беззащитно умирают!.. Измаил-бей


Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости. Оружием украшались стены черкесской сакли: … Блистает по стенам кругом Богатство горца: ружья, стрелы, Кинжалы с набожным стихом…


Оружие придавало воину уверенность и силу. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием. В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).


Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее. В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:


Недолго Измаил стоял: Вздохнуть коню он только дал, Взглянул, и ринулся, и смял Врагов, и путь за ним кровавый Меж их рядами виден стал!... Как юный лев, разгорячаюсь, В средину их врубился князь;... За ним, погибель рассыпая, Вломилась шайка удалая... Измаил-бей


Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство. Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора.


Черкесы были лихими наездниками. Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.


На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными. Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков. Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию: Не изменит добрый конь: С ним – и в воду и в огонь; Он, как вихрь, в степи широкой, С ним – все близко, что далеко… Измаил-бей


Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе. Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек». Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь. Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.


Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.


Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики. При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.



Презентация на тему: История черкесского народа
Презентацию подготовил:
Студент группы №12а
Белимготов Ислам Бесланович
Руководитель проекта: Ерёмин
Владимир Николаевич

«Хабзэ»
-
неписаным
сводом
моральных и социальных правил, которые
соблюдались при всех обстоятельствах.
Именно эти правила определяли права и
обязанности каждого человека, группы или
класса
людей.
Все,
независимо
от
положения, должны были придерживаться
их, так как любое отклонение от них
считалось позорным и непозволительным.
Однако эти правила дополнялись или
изменялись согласно обстоятельствам.
«Адыгэ Хабзэ – это мера поведения
людей, в результате многократного и
довольно
продолжительного
времени,
дающий положительный результат обществу
и семье-это и есть обычай».

Национальная одежда и кабардинская порода лошадей

Красивая и удобная одежда адыгов состоит
из бешмета или архалука, черкески, пуговиц,
чувяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с
башлыком, напоминающим фригийскую шапку.
Существовали строгие правила ее ношения.
очень важна была и манера носить черкеску. Ее
носили застегнутой и подпоясанной узким
ременным поясом, на котором висел кинжал,
иногда
пистолет
и
шашка.
Наиболее
бросающейся в глаза деталью были газырницы
- нагрудные карманы с мелкими отделениями, в
которых хранились трубочки с зарядами для
оружия - газыри.
Кабардинская порода лошадей (адыгэш) - одна из старейших пород верхово-упряжного типа. Вошла во все
мировые справочники по коневодству. Отличительной чертой кабардинских лошадей были крепкие ноги и
особая форма копыт "стаканчиком". "У таких лошадей мышечная часть подошвы залегала глубоко, как бы на дне
перевернутого стакана, и она почти кругом обрастала роговым образованием, крепким, как кость" (С. Мафедзев).
И поэтому кабардинскую породу лошадей не ковали.

Как и у других народов, в черкесской кухне
преобладали злаковые культуры. Этим можно и
объяснить такой интересный факт, что все блюда,
готовящиеся из злаков, начинались на «хьа» - в
переводе с черкесского «злак»: хьэлыуэ, хьэтыкъ,
хьэгулывэ и многие другие.
Самый популярный злак у черкесов - кукуруза
(нартыху). До адыгов кукуруза дошла в XVI веке из
Северной Америки. Адыгам настолько понравился
этот злак, что они дали ему собственное название нартыху («еда нартов»).
Когда речь заходит о черкесской кухне, нужно
обязательно обратить внимание на такой
немаловажный факт, что подсолнечное масло
черкесы начали использовать в XX веке, а до этого
времени все блюда готовились исключительно на
сметане, масле, бараньем жире, которое они
изготавливали в домашних условиях.
Черкесский стол и все те правила, которые строго нужно было соблюдать за столом, твердо укоренились и не
поддаются никаким изменениям, мало того - они доведены до совершенства. Туда входит посадка за столом, делёж
пищи между присутствующими, и глава стола Тхьэмадэ, который следит за проведением трапезы. У него есть
помощник унэут или щхьэгэрыт, который следит, чтобы не было грязи на столах, они приносят и уносят посуду с пищей.

Черкесы
- народ в Российской Федерации,
проживающий в Карачаево-Черкесии, а также в
Краснодарском и Ставропольском краях, Адыгее,
Кабардино-Балкарии и других регионах.
Численность составляет около 73,2 тыс.

Одежда

Традиционный мужской
костюм -черкеска
однобортный кафтан с
открытой грудью, длиной
чуть ниже колен, с
широкими рукавами.
Молодые мужчины в
возрасте воина носили
черкески с короткими
рукавами - что бы не
стесняли движений в
бою.

Черкеска строго различалась у мужчин по
сословной принадлежности цветом:
белого цвета у князей;
красного у дворян;
серый, коричневый и чёрный у крестьян;
(синий, зелёный и другие цвета как правило
не использовали).

Бешмет по покрою напоминал черкеску но
был с закрытой грудью и стоячим воротником,
узкими рукавами, длина его была чуть выше
колена, шился как правило из светлого и
более тонкого материала, часто бешмет был
стеганый на ватной или шерстяной основе.

Штаны
с широким шагом к низу сужались.
Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или
бурого цвета, высота варьировалась.

Башлык
шили из тонкого домашнего сукна или
покупного материала, украшался басонными
изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета
но бытовали и тёмных оттенков.

Бурка - длинный, войлочный плащ, черного,
редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка
его использовалась как кресало для высечения
огня.

Обувь - чувяки шились из сафьяна красного цвета,
как правило бытовали у высшего сословия,
крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из
войлока. Ноговицы - из тонкой кожи или сафьяна,
украшенные галунами с подвязками под коленом с
серебряными пряжками.

Обязательными предметами мужского костюма были
кинжал и шашка. Кинжал - рукоять и ножны богато
украшались серебром, как правило, черненым - что
бы не демаскировать владельца, как и рукоять
шашки, но ножны шашки украшались галуном и
вышивкой золотом (этой работой занимались
молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые
имеют полный комплект национального костюма и
появляются в нём по праздникам.

Женская
одежда была весьма разнообразна и
богата украшена. Как и мужская одежда она
различалась в сословных вариациях. В костюм
женщины входило платье, кафтан, рубаха,
штаны, многообразие головных уборов и обуви.

Язык

Черкесы
КЧР говорят на кабардиночеркесском языке абхазо-адыгской семьи
языков.

Пища

В
летнее время года в пищу употребляются
в основном молочные продукты и овощные
блюда, зимой и весной преобладают
мучные и мясные блюда. Наиболее
популярен слоёный хлеб из пресного
теста, который употребляют с калмыцким
чаем (зелёным с солью и сливками).
Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко
употребляются кукурузная мука и крупа.

Национальное блюдо

блюдо, либжа- курица
или индюшка с соусом, заправленным
толчёным чесноком и красным перцем.
Национальное

Мясо
водоплавающих птиц употребляют
только жареным. Баранину и говядину
подают к столу варёными, обычно с
приправой из кислого молока с толчёным
чесноком и солью (бжыныху шыпс).

После варёного мяса обязательно подают
бульон, после жареного - кислое молоко. Из
просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и
по большим праздникам готовят бэхъсымэ
(национальный слабоалкогольный напиток).

праздникам делают халву (из
поджаренной пшённой или пшеничной
муки в сиропе), пекут пирожки и пироги).
По

Основные занятия

отгонное
скотоводство (овцы, козы,
лошади, крупный рогатый скот);
садоводство;
виноградарство;
особое место занимало разведение
лошадей.

Черкесы
были объединены в независимые
сельские общины, имевшие органы
самоуправления. Их члены были связаны
круговой порукой, пользовались общими
земельными и пастбищными угодьями, правом
голоса на народных собраниях.

Сохранялись патрилинейные родственные группы
(члены которых иногда образовывали особые
кварталы в селениях), обычаи кровной мести,
гостеприимство, куначество. Брак был строго
экзогамным. Брачные запреты распространялись на
всех родственников по обеим линиям, на потомков
людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали
левират и сорорат, аталычество. Браки заключались
через уплату калыма.

Жилище

имело плетёные стены на столбовом каркасе,
обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу
из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол.
Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в
семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к
другу, двери каждой комнаты выходили во двор.

Кунацкой
служила одна из комнат или отдельная
постройка. У стены между дверью и окном
устраивали открытый очаг с плетёным дымарём,
внутри которого устанавливали перекладину для
подвешивания котла. Хозяйственные постройки
также делались из плетня, часто имели круглую
или овальную форму. Современные черкесы
возводят квадратные многокомнатные дома.

Культура и религия

В
древней культуре адыгов (черкесов)
центральное место занимает моральноэтический и философский кодекс «Адыгэ
Хабзэ», сформировавшийся под
воздействием древней религиозной системы
черкесов и доведенный до совершенства
многовековой историей народа.В фольклоре
центральное место занимает нартский эпос,
положительные герои которого служат
образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».

Развито
искусство сказителей и исполнителей
песен. Распространены песни-плачи,
трудовые и шуточные песни. Традиционные
музыкальные инструменты - скрипка,
свирель, трещотка, различные бубны, на
которых играли руками и палочками. В конце
XVIII века получила распространение
гармоника.

Черкесы в ссср

В 1921 на Северном Кавказе
образована Горская
Автономная Советская
Социалистическая
Республика в составе РСФСР.
В январе 1922 образована
Карачаево-Черкесская
автономная область в
составе РСФСР. 26 апреля
1926 Карачаево-Черкесская
АО поделена на
Карачаевскую АО и
Черкесский национальный
округ.

АДЫГИ. ФОРМИРОВАНИ Е НАРОДНОСТИ Работу выполнил учитель истории МБОУ СОШ №10 ст. Новосвободной Мартынов Алексей Георгиевич

Среди адыгов бытуют разные сказания, в которых повествуется о том, будто бы еще за 4000 лет до н.э. сильные пра- меотские племена с побережья Меотского (Хы Мыут1э) и Черного (Хы Ш1уц1э) морей совершали военные походы в Переднюю Азию.

БОЛЕЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД В АНАТОЛИИ ХАТТЫ, ГОВОРИВШИЕ НА ЯЗЫКЕ, РОДСТВЕННОМ АДЫГО- АБХАЗСКИМ, СОЗДАЛИ САМУЮ ПЕРЕДОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ МАЛОЙ АЗИИ. БУДУЧИ ПОДЧИНЕНЫ ПРИШЕЛЬЦАМИ-ХЕТТАМИ, ОНИ СЫГРАЛИ, ВИДИМО, РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ХЕТТСКОГО ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СТОЛЕТИЙ РАЗРОСЛОСЬ ДО ГРАНИЦ ЕГИПТА.

 Xъатитэуи тятэжъхэр Лъэпкъыжъмэ ащыщхэу Тхыдэжъмэ къаIуатэ. Хетты - наши деды Из древнейших племен (являющимися) Былины рассказывают. Хьатитмэ япщыгъошхо, Хышхо кIыбым щынаIоу, ЦIэрыIоу зеубгъу. Царство хеттов огромное, За большим морем известное, Славясь, расширяется. Ягъупапкъи Мысырым Хьэтит нагъэсы. Рамсэсэуи япачъыхьам Ар ымыдэу зао къешIы.  Свою границу до Египта Хетты доводят. Рамзес - король Египта, Недовольный этим войну начинает. Хьэтитмэ яшIэныгъэ Бгъу пстэумкIи лъагъэкIуатэ. Ешит (Мысыр) пачъыхьэу фираунэ Рамсесэри, Хьэтитмэ яр къакIуи, ЗэлIу тхыльи зэдаш Благъэ тIури зэрэщIыгъ. Хеты свои знания Во все стороны продвигают Король Египта, Фараон Рамзес, К хеттам прибывает. Соглашение (договор) заключают вместе, Обе стороны породнились. ПОРАЖАЕТ УПОМИНАНИЕ В ЭТОЙ АДЫГСКОЙ ПЕСНЕ ФАРАОНА РАМСЕСА (РАМЗЕСА) II, ЖИВШЕГО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ В 1317-1251 ГГ. ДО Н.Э. СКОЛЬ ЖИВУЧА СИЛА ПАМЯТИ НАРОДНОЙ!.

 Практически общепринятой сегодня является гипотеза о том, что черкес есть экзоэтноним, фиксируемый впервые в монгольской хронике "Сокровенное сказание" в 1240 году, в форме серкесут, происходит с тюркских языков и означает "отрезающий путь". Менее распространено мнение, озвученное когда-то кабардинским князем Мисостовым, о том, что "слово чиракес есть фарсиское [персидское] головорез". Обе эти точки зрения игнорируют, фиксируемый на Черкесском побережье, еще с античности, этноним "керкет", на что обращает свое внимание третья группа исследователей, в том числе, Авторы АЧЭ- Адыгской (Черкесской) Энциклопедии, считающие, что именно от него происходит современное "черкес", "сиркэсс", "шэрджэс". ХЕТТСКИЙ САРКИСАТИ ("ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ") ТУТХАЛИЯС IV (КАРАБЕЛ БЛИЗ ИЗМИРА, ТУРЦИЯ). ЕСТЬ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА ЧЕРКЕС.

 Император царства Хатти, при котором держава достигла максимальных размеров: - на юге захвачен остров Аласия (Кипр), крупнейший производитель меди (стратегическое сырье Бронзового века) в регионе и единственное заморское владение Хеттской империи за всю ее историю; с Египтом продолжает действовать мирный договор (кстати, первый в мире), заключенный еще царем Хаттусилисом III; ТУТХАЛИЯС IV СЫН ХАТТУСИЛИСА III. ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ: 1244-1220, ИЛИ 1250-1220, ИЛИ 1260-1230.

 - на западе Анатолии  - на севере каски (кас-кас, именно по завоевана Ассува (Азия) и, имени этого народа, по одной из версий, на протяжении всего его назван Кавказ), остававшиеся царствования, федератами Хатти, со времен царствования Муваталлиса - великого продолжается война с соперника великого египетского царством Арцава, а также с фараона Рамзеса II в великой битве при царством Аххиява - Кадеше (1290-75 гг до нэ - точнее последняя известна как сказать сложно) и его брата и Троянская война за вассала соправителя - могущественного вице- короля севера империи вышупомянутого Хатти - Вилуссу/Тарупсу Хаттусилиса - в будущем, совершившего (Илион/Трою), в "Одиссее" переворот и занявшего трон, свергнув Гомера упоминается герой царственного брата; каски особенно кетейцев (хеттов) Эврипил интересны нам тем, что это хатто-абхазо- сын Телефа ("Телепинус" по- адыгский народ - последние хатты (протохетты) Анатолии хеттски) и сестры Приама неассимилированные индоевропейскими Астиохи, убитый хеттами (неситами); Неоптолемом; - НА ВОСТОКЕ ПЕРМАНЕНТНАЯ ВОЙНА С АССИРИЕЙ.

 В правление Тутхалияса IV процветало около 1400 городов Хатти (археологи сегодня не нашли и дюжины). Его эпоха это время расцвета хеттского искусства. ТУТХАЛИЯС ПРИНЯЛ ТИТУЛ САР КИСАТИ, Т.Е. "ЦАРЬ ВСЕГО", "ЦАРЬ ОБИТАЕМОГО МИРА", "ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ". ЭТОТ ТИТУЛ - КАЛЬКА С АССИРИЙСКОГО ТИТУЛА, КОТОРЫМ НАЗЫВАЛ СЕБЯ ЦАРЬ АССИРИИ АДАД-НИРАРИ I (1290-1265 ГГ).

 Значение флага, в частности 12 звезд и 3 перекрещенных стрел, желто-зеленое сочетание его цветов трактуется по-разному. 12 звезд - это 12 основных черкесских субэтносов или 12 административных округов Черкессии, 3 перекрещенные стрелы - это 3 главных княжеских рода или символ единства и миролюбивых намерений, поскольку 3 стрелы в колчане черкесского воина свидетельствовали именно о них. Впрочем, важнее не то значение, которое вкладывалось создателями флага изначально, а его дальнейшая судьба, роль в истории черкесского народа. Мы знаем не так много об истории создания черкесского флага. По одной из версии его сшила своими руками турецкая султанша-черкешенка по эскизу шотландского дипломата и писателя Дэвида Уркварта в 30-е годы XIX века, когда черкесский народ боролся за свое выживание, за свою землю, за свою свободу. ЧЕРКЕССКИЙ ФЛАГ - ОТКУДА ОН?

 Изначально был хеттский штандарт. Штандартами пользовались во все времена самые сильные и воинственные народы, но они изготавливались из металла и были очень тяжёлым. На хеттском штандарте есть 3 перекрещенные стрелы, они олицетворяют 3 великих народа, которые поклонялись богу солнца Ра: греки, хетты, египтяне. АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. НО ДАВАЙТЕ ОКУНЕМСЯ В ПУЧУ ИСТОРИЧЕСКИХ И

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то