Формы и виды речи. Презентация по русскому языку на тему "виды и формы речи" Виды речевой деятельности

  • Речь - совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

  • Виды речи
  • Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

  • Внутренняя речь не сопровождается громкими звуками, она — «речь минус звук», не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает «короткие замыкания», она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся, иногда она предикативна.
  • Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
  • Внешней речи могут быть присущи:

интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей.

Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

  • Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по-этому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь), письменную речь и аффективную
  • Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов.

  • Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
  • Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника.

  • Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
  • Для монологической речи характерны:

последовательность

доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

грамматически правильное оформление;

  • Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
  • Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.
  • Она обращена к широкому кругу читателей,

лишена ситуативности и

предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа,

умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли,

анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная речь направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания. В письменной речи более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста;

  • Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. письменная речь — это контекстная речь.
  • Аффективная речь — это односложный и ограниченный вид речи, основывающийся на отдельных словах, очень редко — фразах.
  • Такая речь эмоционально насыщена и интонирована (например, речь Эллочки-Людоедки64), в ней нет грамматических конструкций.
  • Эгоцентрическая речь - это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она, в конечном счете, перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии: "Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи"»

Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи

Работу выполнила:

Студентка 1 курса

ГАОУ ВО МГПУ, ИМИиЕН

Деулина Юлия


Виды речи

Эгоцентрическая

Внутренняя

Аффективная

Письменная

Диалогическая

Монологическая

Повествование

Рассуждение

Описание


Внутренняя речь

  • Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание.
  • Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
  • Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Внутренняя речь не сопровождается громкими звуками, она - «речь минус звук», не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает «короткие замыкания», она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся, иногда она предикативна.


Внешняя речь

Устная речь

  • Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
  • могут быть присущи:
  • Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Основной признак -доступность восприятию (слуху, зрению) других людей.

Жаргон

Стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей.

Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Монологическая

Диалогическая

Рассуждение

Повествование

Описание


Диалогическая речь

  • Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников.
  • Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Отличительная черта диалога - эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.


Монологическая речь

  • Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Монологическая речь предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Для монологической речи характерны:

последовательность

доказательность

грамматически правильное оформление


Письменная речь

  • Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.
  • Письменная речь - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.

обращена к широкому кругу читателей

Письменной речи свойственна сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать.

лишена ситуативности

предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа

Письменная речь - это контекстная речь .

умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли

анализировать написанное и совершенствовать форму выражения


Аффективная речь

  • Аффективная речь - это односложный и ограниченный вид речи, основывающийся на отдельных словах, очень редко - фразах.

Аффективная речь эмоционально насыщена и интонирована, в ней нет грамматических конструкций.


Эгоцентрическая речь

  • Эгоцентрическая речь - это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление.
  • При возникновении затруднений в деятельности человека активность эгоцентрической речи возрастает.
  • При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

Спасибо за внимание!!!

Источники информации

  • Эгоцентрическая речь
  • Виды речи
  • Шаблон презентации
  • Особенности

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Онтогенез речевой деятельности » Язык, речь, виды речи и её функции. Смиркина елена александровна

Язык система знаков, служащая для осуществления человеческого общения, мышления. Для каждого вида речи (устная, письменная и др.) существует своя система знаков, то есть, свой язык. [ Онтогенез детской речи.вводная лекция http://www.liveinternet.ru]

Речь это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом [ Речь человека http://www.rsd.in.ua] исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком

Речь - Это психический процесс. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы (слово). Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы (анализаторы). Движущая сила развития речи – потребность в ОБЩЕНИИ, как правило, возникающая в деятельности.

Виды речи: Внешняя речь: - устная (диалогическая и монологическая); - письменная. Эгоцентрическая Внутренняя Жестовая Дактильная (пальцами)

Устная речь Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь. Смысловое содержание устной речи частично раскрывается с помощью интонации, мимики, жестов и т. д

Виды устной речи: Монологическая речь – когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем д ругими людьми (лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.) Диалогическая речь - разговор, в котором участвует не менее двух собеседников (беседа, всегда связана с необходимостью отвечать на вопросы или реплики собеседников).

Письменная речь Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации. Письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка.

Внутренняя речь Это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Не является средством общения. Она имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах.

эгоцентрическая речь Эта речь, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Этот своеобразный вид речи отмечается у детей дошкольного возраста. Такой переход совершается в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого человека (размышляет вслух)

Жестовая речь это своеобразная, достаточно сложная система общения, в которой используется язык жестов.

Дактильная речь (пальцами) это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Дактилос – в переводе с греческого «палец ». Каждой букве алфавита соответствует особое положение пальцев.

Функции речи Коммуникативная – это главная функция речи, она проявляется в том, что речь служит средством передачи информации от человека к человеку.

Функции речи Номинативная (назывная, сигнификативная) – дающая название предмету. При помощи языка человек называет все предметы и явления действительности.

Функции речи Индикативная (указывающая на предмет) использование речи для передачи другим людям некоего сообщения с целью явного или неявного указания на некий объект.

Функции речи Интеллектуальная – носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина). Она дает возможность осуществить главнейшую функцию - быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным логически соразмеренным и соотнесенным.

Функции речи Функция социализации – приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя) Овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данного общества.

Функции речи Регулятивная – функция внешнего контроля поведения. В. Шефнер написал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.

Функции речи Рефлексивная – самоконтроль. (И.А. Зимняя) Размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий

Функции речи Экспрессивная – отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов). Выражается прежде всего через голос и темп высказывания.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Речевое развитие детей в условиях ДОУ»

Речь - великий дар природы, бла­годаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. РЕЧЬ Объединяет, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Речевое общение охватывает: Процесс установления социальных контактов. Обмен эмоциями. Налаживание практического взаимодействия. Налаживание речевого взаимодействия. Участники учебного процесса педагоги дети родители

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров, их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. В результате у детей повышается уровень логического и наглядно-образного мышления. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Задача дошкольного учреждения - воспитывать у детей такие качества устной речи, на которые может опираться обучение в первом классе.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления. Она проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Регулятивная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей. Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Языковая - любая речь принадлежит какой-либо языковой культуре (русский язык, украинский язык, татарский язык, немецкий язык и т.д.)

Нормы по развитию речи 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.

Работа по развитию речи На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи: закрепляются поставленные и автоматизирован­ные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, логическими ударениями. Занятия по развитию речи проводятся с учетом комплексного подхода, направленного на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающих развитие связной монологической речи.

основные направления работы над речью в ДОУ развитие и обогащение словаря развитие грамматического строя речи развитие монологической речи воспитание звуковой культуры речи ознакомление с художественной литературой формирование элементарного осознания явлений языка и речи развитие диалогической речи

Методы и приёмы развития речи приёмы словесные практические наглядные приёмы приёмы Показ картин, картинки Показ игрушки Показ движения Использование ТСО вопрос виды репродуктивные поисковый обобщающие прямые наводящие подсказывающие Речевой образец повторение объяснение указания с ловесные упражнения о ценка детской речи Носят игровой характер Дидактические игры Игровые упражнения Игры- занятия

На занятиях по развитию речи ребёнок учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать?), учится выполнять учебные действия совместно с другими ребятами, учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, он привыкает сосредотачивать внимание на определённом объекте, сдерживаться, говорить по очереди. На занятиях дети получают новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами).

Работа по развитию речи включает в себя следующие разделы: Развитие речевого дыхания, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие мелкой моторики. Формирование фонематического слуха. Развитие словарного запаса. Развитие связной речи. Развитие высших психических функций – память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.

Организация работы с родителями является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.

Мероприятия Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства. Беседы с родителями о важности проблемы развития речи детей. Консультация «Игротека в кругу семьи» Папка - передвижка «О роли родителей в развитии речи детей». Анкетирование. Консультации логопеда: «Взаимодействие Взаимодействие педагога с родителями»; «Итоги логопедического обследования детей по речевому развитию»; «Организация логопедической работы с детьми, имеющих нарушения в речи»; «Артикуляционная гимнастика». Памятка для родителей «Упражнения для развития связной речи» Задачи: 1. сформировать у родителей желание помогать ребенку; 2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе; 3. повышение уровня педагогической компетенции родителей; 4. информационная и дидактическая поддержка семьи.

Как организовать логопедические занятия дома « Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.). Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки) Разрезные картинки из двух и более частей. Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию». Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д. Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помн ить, что основная деятельность детей – игровая.

Рекомендации учителя-логопеда Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий. Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое виды речи? В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Видовая характеристика связана со способом реализации мыслительной деятельности в речи: формирование и формулирование мысли про себя с помощью образного кода – внутренняя речь; внешняя реализация мысли с помощью речедвигательного кода – внешняя речь.

3 слайд

Описание слайда:

Речь внешняя и внутренняя Примерно 2/3 речевой деятельности человека приходится на речь внешнюю, обеспечивающую непосредственное общение людей. Однако особенность человеческого мышления заключается в способности продолжать обдумывать темы, затронутые в процессе непосредственного общения, после его завершения. Это и есть речь внутренняя. Мы способны режессировать в своём сознании будущие высказывания: представлять мысленно, как будет проходить спор с приятелем; готовить ответ на возможный вопрос; проговаривать про себя варианты решения задачи.

4 слайд

Описание слайда:

Речь внешняя и внутренняя Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи «Механизм человеческого мышления реализуется в двух противостоящих динамических звеньях – предметно-изобразительном коде (внутренняя речь) и речедвигательном коде (экспрессивная, внешняя речь). В первом звене мысль задаётся, во втором она передаётся и снова задаётся для первого звена». «Понимание – это перевод с натурально языка на внутренний. Обратный перевод – высказывание».

5 слайд

Описание слайда:

Роль внутренней речи в жизни человека Внутренняя речь представлена в следующих ситуациях: при решении задач в уме, при внимательном слушании собеседника (не только повторяем про себя слушаемую речь, но анализируем и даже оцениваем её), то же – при чтении про себя; при мысленном планировании своей деятельности, при целенаправленном запоминании и припоминании. Посредством внутренней речи осуществляется процесс познания: внутреннее осознанное построение обобщений, вербализация формирующихся понятий, строятся дефиниции, выполняются логические операции. На мысленном уровне осуществляется саморегуляция, самоконтроль, самооценка.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности внутренней речи Внутренняя речь – перекидной мостик между видами речевой деятельности: услышал – подумал – сказал; прочитал – осмыслил – интерпретировал. Она формируется на основе внешней речи. Внутренняя речь чрезвычайно ситуативна и в этом близка к диалогической. Внутренняя речь предикативна, несвязна, отражает «сгустки смысла». В художественных текстах внутренняя речь представлена в описаниях мыслей героев (Ф.М.Д.)

7 слайд

Описание слайда:

Формы внешней речи Внешняя речь представлена в двух основных формах, характеризующих её по способу передачи мысли: устной и письменной.

8 слайд

Описание слайда:

Устная речь Подлинная устная речь создаётся в момент говорения. По определению В.Г.Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации. В наше время устная речь, по словам В.Г.Костомарова, «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество – моментальность, сиюминутность передачи информации. Устная речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Т.о., один процесс – речепорождение – тесно связан с другим процессом – слушанием, восприятием, пониманием порождаемой речи.

9 слайд

Описание слайда:

Порождение устного высказывания Н.И.Жинкин. Психологические основы развития речи Во-первых, за время устного (так сказать, на ходу) составления предложения надо удерживать уже сказанные слова и, во-вторых, упреждать слова, предстоящие произнесению. Удержание и упреждение слов обеспечивают их согласованность в синтаксической схеме выск-я. Отбор слов из долговременной памяти и конструирование предложений в оперативной памяти подчиняются замыслу высказывания. Надо, чтобы у говорящего был замысел и вкус к самому рассказыванию. Замысел формируется тоже в механизме удержания и упреждения, но относящегося не к одному предложению, а ко всему рассказу в целом. Это планирование композиции рассказа.

10 слайд

Описание слайда:

Особенности устной формы речи К особенностям неподготовленной устной речи относятся: оговорки, пропуски слов, что свидетельствует о корректировке высказывания в процессе его создания; различного рода перебивы, срывы начатой конструкции, замена её другой; наличие пауз, которые выполняют различные функции. Недостатки устной речи компенсируются внеязыковыми средствами: мимикой, жестами, интонацией.

11 слайд

Описание слайда:

Письменная речь Письмо – это действие перекодирования содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания в речевом коде) на графический, буквенный код. В понятие «письмо» входят: - подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи); - кодовые переходы; - техника записи – начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы. С точки зрения теории речи наиболее важны первая и вторая ступень, но в жизни о них пишущий думает меньше, чем о третьей – технике письма.

12 слайд

Описание слайда:

Особенности письменного высказывания Толчком к созданию письменного высказывания может послужить услышанное или прочитанное высказывание другого автора. Письменная речь является одним из способов опосредованного общения, общения на расстоянии, когда общающиеся не только не видят и не слышат друг друга, но могут быть и вовсе незнакомы. Однако пишущий всё-таки ориентируется на предполагаемого адресата: его возрастные особенности, социальный статус, жизненный опыт. Отличительным свойством письменной речи является подготовленность, возможность многократного и всестороннего обдумывания, редактирования.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то