Журнал народы азии и африки 1965 6. Работы В

К.Н. Брутенц. Антикоммунизм - орудие колонизаторов. - 3

И.И. Потехин. Поземельные отношения в странах Африки. - 16

М.А. Андреев. Восьмилетний план и некоторые проблемы экономического развития Индонезии. - 32

H.M. Гуревич. Развитие фабрично-заводской промышленности в Афганистане. - 41

Экономическое положение слаборазвитых стран Азии и Северной Африки в 1961 г. (обзор). - 51

История

B.В. Перцмахер (Ленинград). Из истории борьбы маратхов с европейскими захватчиками (1698-1756). - 73

Е.Я. Люстерник (Ленинград). Борьба Гуджаратского государства против португальских завоевателей (30-40-е годы XVI в.). - 83

Н.П. Свистунова. Материалы из «Свода законов династии Мин» о социально-экономических отношениях в Китае XIV-XVII веков. - 93

Г.И. Константин (Румыния). Первое сообщение о народах Дальнего Востока в румынской литературе. - 107

Культура и язык

И.С. Брагинский. О теоретическом уровне изучения литератур народов Азии и Африки. - 113

Н.Т. Федоренко. Вопросы периодизации истории китайской литературы. - 118

X.Г. Кор-оглы. Об иранских элементах в народном творчестве туркмен. - 135

Ю.Я. Глазов. Морфемный состав тамильского классического языка. - 139

Л.Н. Старостов. К вопросу о русской транслитерации турецких имён собственных. - 153

Критика и библиография

Р.Г. Ланда. Арабские авторы об Алжире и алжирской революции. - 160

C.К. Рощин. Экономическая наука в Монгольской Народной Республике. - 164

И.Г. Поздняков. Прогрессивная японская историография о характере феодализма в Японии. - 167

Рецензии:

Буй Лыонг Фат (ДРВ).
«Экономика Вьетнама (1945-1960 гг.)». - 178

Р.А. Тузмухамедов.
Л. Нараин. Экономика Индии. - 181

Б.А. Шабад.
К. Брутенц. Против идеологии современного колониализма;
Е.Д. Модржинская. Идеология современного колониализма. - 183

Г.Н. Снегирёв.
«Entwicklungsländer - Wahn und Wirklichkeit». - 186

Ю.Н. Попов.
Jack Woddis. Africa. The Lion Awakes. - 188

Б.М. Данциг.
М.С. Лазарев. Крушение турецкого господства на Арабском Востоке. - 191

Н.А. Кисляков.
М.С. Иванов. Племена Фарса, кашкайские, хамсе, кухгилуйе, мамасани. - 193

Л.И. Думан ; М.В. Воробьёв (Ленинград).
Л.Н. Гумилёв. Хунну. Срединная Азия в древние времена. - 196.

А.М. Мандельштам (Ленинград).
Fr. Altheim. Geschichte der Hunnen, Bd. I. - 201

Г.М. Лившиц (Минск).
И.Д. Амусин. Рукописи Мертвого моря. - 203

H.M. Агаси (Баку).
А. Шамиде. Рабочее и профсоюзное движение в Иране (1941-1946 гг.). - 207

В.А. Тюрин.
С. Northcote Parkinson. British Intervention in Malaya, 1867-1877. - 209

H.В. Пигулевская (Ленинград).
В.Г. Луконин. Иран в эпоху Сасанидов. Очерки по истории культуры. - 211

И.В. Баролина, И.Р. Сонина.
Л.О. Алькаева. Очерки по истории турецкой литературы 1908-1939 гг.; А.А. Бабаев. Очерки современной турецкой литературы. - 216

И.С. Кацнельсон.
М.А. Коростовцев. Иератический папирус №127 из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. - 219

Ф.В. Mальков.
«Словарь корейского языка», т. 1-3. - 221

Библиографические заметки
В. Шохин. Буй Конг Чынг. Северный Вьетнам на пути построения социализма; С. Константинов. Е.П. Баврин, М.В. Мещеряков. Монгольская Народная Республика. Экономика и внешняя торговля; Г.С. Шабалина. Я.Н. Гузеватый. Экономика современной Индонезии; Л.Ф. Пахомова. «Сборник статей по экономике» (на индонез. языке); M.H. Лоскутова. M. Аш-Шаабини. Позитивный нейтралитет. Его основы и гуманные мотивы; Л.А. Седов. André Migot. Les Khmers des origines d"Angkor au Cambodge d"aujourd"hui; A.M. Мандельштам. К. Enoki. On the Nationality of the Ephthalites. - 224-232

Научная жизнь

В Институте народов Азии АН СССР. - 233

М. Никулин (Ташкент). В Институте востоковедения АН Узбекской ССР. - 233

И.М. Шедров. Над чем работают историки ДРВ в 1962 г. - 234

Ю.А. Петросян (Ленинград). Турецкие рукописные фонды иблиотек и архивов Румынии и их изучение. - 235

M. Бакаев (Душанбе). В поисках восточных рукописей. - 238

Назыму Хикмету 60 лет. - 239

Семидесятилетие Б.И. Панкратова. - 240

.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
РАБОТЫ В.РУБИНА
1 . Походы Хуан Чао (Из истории крестьянской войны IX в.) // Сборник статей по истории стран Дальнего Востока. -М., 1952,
с. 81-98.
2 . [Рец. на:] Люй Чжэнь-юй . Чжун-го минь-цзу цзянь-ши (Краткая история национальностей Китая). - Пекин, 1951 // Вестник древней истории, 1952, № 2, с. 173-178.
3 . Археологические раскопки в Китае // Вестник древней истории, 1952, № 4, с. 152-158.
4 . [Рец. на:] E.Erkes . Das Problem der Sklaverei in China. - В., 1952 // Вестник древней истории, 1953, № 1, с. 120-124.
5 . Новые археологические раскопки в Китае // Вестник древней истории, 1953, № 2, с. 207-211.
6 . [Рец. на:] Хоу Вай-лу . История древнекитайского общества.
- Шанхай, 1949 // Вестник древней истории, 1953, № 4, с. 84-90.
7 . Восстание Хуан Чао // Преподавание истории в школе, 1953,
№ 6, с. 57-67.
8 . Раскопки гробницы, могил и остатков жилищ эпохи Инь // Вестник древней истории, 1954, № 1, с. 135-149.
9 . К 50-летию изучения иньских надписей в Китае. ([Рец. на:]
Ху Хоу-сюань . Каталог работ, изданных за 50 лет исследования надписей на черепашьих панцирях и на костях. - Шанхай, 1952) // Вестник древней истории, 1954, № 2, с. 99-102.
10 . [Пер.:] Ся Най . Современное состояние археологической науки в Китае // Вестник древней истории, 1954, № 4, с. 131-142.
11 . [Рец. на:] Восстание И-хэ-туань - Материалы по новой истории Китая, вып. 9. - Шанхай, 1953 // Вопросы истории, 1954, № 5,
с. 167-171.
12 . [Рец. на:] Ло Эр-ган . Тайпинский идеал государства. Исследование «Закона о земле Небесной династии». - Шанхай, 1950 // Вопросы истории, 1954, № 9, с. 160-164 (в соавторстве с С.И.Зарецкой).
13 . [Рец. на:] Тайпинское государство, т. 1-8. - Материалы по новой истории Китая, вып. 2. - Шанхай, 1953 // Вопросы истории. 1955, № 1, с. 162-167.
14 . Китайское издание комедий Аристофана // Вестник древней истории, 1955, № 3, с. 133-140 (в соавторстве с В.Н.Ярхо).
15 . Дискуссия о пеоиодизаиии древней истории Китая на страницах журнала «Вэнь-ши-чжэ («Литература, история, философия ». - А.К.) (Краткое описание) // Вестник древней истории, 1955, № 4, с. 116-124.
16 . [Пер.:] Инь Да . Достижения китайской археологии за 4 года // Краткие сообщения Института истории, материальной культуры, вып. 63, 1956, с. 3-13.
17 . [Рец. на:] Чжан Инь-линь . Чжун-го-ши ган шан-гу-пянь (Древняя история Китая). - Пекин, 1955 // Вестник древней истории, 1957, № 1, с. 137-144.
18 . Книги по древней истории Китая (до периода Цинь), вышедшие в КНР в 1949- 1954 г. // АН СССР. Библиотека. Труды БАН и ФБОН АН СССР, 1957, т. 3, с. 230-250.
19 . Реферирование китайской литературы по России // Советское востоковедение, 1957, № 1, с. 159-160.
20 . Проблемы рабовладельческой формации в древнем Китае в освещении современных китайских ученых // Вопросы истории, 1957, № 4, с.193-201.
21 .О датировке и аутентичности «Цзо-чжуань» // Проблемы востоковедения, 1959, № 1, с. 78-85.
22 . Рабовладение в древнем Китае в VII-V вв. до н.э. // Вестник древней истории, 1959, № 3, с. 3-21.
23 . [Рец. на:] Сыма Цянь и его «Исторические записки» // Сборник статей. - Пекин, 1957 // Вестник древней истории, 1959, № 3,
с. 171 -176.
24 . Народное собрание в древнем Китае в VII-V вв. до н.э. // Вестник древней истории, 1960, № 4, с. 22-40.
25 . [Пер.:] Китай в III-IX вв. X. Крестьянская война в IX в. 19. Из «Синь-тан-шу» // Хрестоматия по истории средних веков в 3-х т., т. 1. - М., 1961, с. 71-82.
26 . [Рец. на:] Ю.К.Щуцкий . Китайская классическая «Книга перемен». - М., I960 // Вестник древней истории, 1961, № 3,
с. 136-140.
27 . Был ли в истории китайской литературы «этап ораторского искусства?» // Народы Азии и Африки, 1962, № 5, с. 133-141; то же // Проблемы периодизации истории литератур народов Востока.
- М., 1968, с. 96-108.
28 . К вопросу о времени возникновения монетного обращения в древнем Китае // Краткие сообщения Института народов Азии,
№ 61. - М., 1963, с. 96-103.
29 . [Рец. на:] Л. С. Переломов . Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н.э.) // Вопросы истории, 1963, № 6, с. 151-153.
30 . О народном собрании в древних государствах Восточной Азии (доклад на VII международный конгресс антропологических и этнографических наук). - М., 1964.
31 . Проблемы культуры народов Азии в журнале «Cahiers d"histoire mondiale» (1962-1963) // Народы Азии и Африки, 1965, № 1,
с. 198-202.
32 . Tzu-ch"an and the City-State in Ancient China // T"oung Pao, vol.52, 1965, livres 1-3, p. 8-34.
33 . [Рец. на:] B.Watson . Early Chinese Literature. - N.Y.; L., 1962 // Народы Азии и Африки, 1965, № 6, с. 188-190.
34 . Как Сыма Цянь изображал период Чунь-цю // Народы Азии и Африки, 1966, № 2, с. 76-86.
35 . [Рец. на:] Перспективы социальной психологии (Perspectives in Social Psychology. - N.Y., 1965) // Новые книги по общественным наукам за рубежом. - М., 1966, № 3, с. 31-36 (под псевд. А.Ронов).
36 . Проблемы восточной деспотии в работах советских исследователей // Народы Азии и Африки, 1966, № 4, с. 95-104.
37 . [Рец. на:] HsUn Tzu. Basic Writings / tr. by B.Watson . - N.Y.; L., 1963 // Народы Азии и Африки, 1966, N 5, с. 205-206.
38 . [Рец. на:] Стеклянный занавес между Азией и Европой (The Glass Curtain Between Asia and Europe. - L., 1965) // Новые книги по общественным наукам за рубе-жом. - М., 1966, № ю, с. 55-58 .

39 . Статьи в «Советской исторической энциклопедии» (М., 1963-1967): Дабс. - Т. 4, 1963, стб. 925-926; Демьевиль. - Т. 5, 1964, стб. 113; Карлгрен; Конфуцианство (в соавторстве с Л.И.Думаном); Конфуций; Кордье. - Т. 7, 1965, стб. 53, 875-879, 908; Лао-цзы; Ли Куй. - Т. 8, 1965, стб. 421, 682; Масперо. - Т. 9, 1966, стб. 169; Пеллио. Т. 10, 1967, стб. 963.
40 . [Пер.:] Ли-цзи. Записки о музыке (Юэ-цзи) // Музыкальная эстетика стран Востока. - М., 1967, с. 183-208.
41 . [Рец. на:] Мо Tzu. Basic Writings/tr. by B.Watson . - N.Y., 1963 // Народы Азии и Африки, 1967, № 2, с. 219-221.
42 . Два истока китайской политической мысли // Вопросы истории, 1967, № 3, с. 70-81.
43 . Возвращение к истории. ([Рец. на:] Cahiers d"histoire mondiale.
- Р., 1966. vol. 9, № 4, р. 867-883) //Вопросы истории, 1967, № 3,
с. 200-201 (под псевд. В.А.Ронов).
44 . Размышления о всемирной истории. ([Рец.на:] Н.И.Конрад . Запад и Восток. - М.; Л., 1966) // Вопросы философии, 1967, №3,
с. 149-152 (в соавторстве с А.В.Гулыгой).
45 . [Рец. на:] «Mencius»/tr. by W.A.C.H.Dobson . - Toronto, 1963 // Народы Азии и Африки, 1967, № 3, с. 166-168.
46 . Оценки Конфуция в западном китаеведении // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки, вып.2.
- Л., 1968, с. 80-88.
47 . Проблемы развития политической мысли древнего Китая в книге Л.Вандермерша «Формирование легизма». ([Рец. на:]
L. Vandermeersch . La formation du legisme. - P., 1965) // Народы Азии и Африки, 1968, № 2, с. 181-190.
48 . Человек в древнекитайской мысли // Народы Азии и Африки, 1968, № 6, с. 74-85.
49 . [Рец. на:] Kuan-tzu. A Repository of Chinese Thought, vol. 1. - Hong Kong, 1965 // Народы Азии и Африки, 1969, № 6, с. 207-208.
50 . Шан Ян и его идеи. ([Рец. на:] Книга правителя области Шан (Шан-цзюнь-шу) / Пер. с кит., вступит, ст. и коммент.
Л. С. Переломов . - М., 1968) //Новый мир, 1969, № 12, с. 267-270.
51 . Идеология и культура древнего Китая. - М., 1970.
52 . Тай-цзи; Фа-цзя; Хань Фэй; Цзюнь-цзы; Ци; Цзоу Янь; Чжан Цзай; Чжоу Дунь-и; Чжу Си; Чжуан-цзы; Чэн И; Чэн Хао // Философская энциклопедия, т. 5. - М., 1970, с. 180, 303-304, 430, 464-465, 487-488, 492.
53 . Проблема секретности в древнекитайской мысли // Научная конференция «Общество и государство в Китае». Доклады и тезисы, вып. 2. - М., 1970, с. 194-205.
54 . Традиции китайской политической мысли // Вопросы философии, 1970, № 5, с. 90-100.
55 . Отшельничество в оценке ранних конфуцианцев и легистов // Научная конференция «Общество и государство в Китае». Доклады и тезисы, вып. 1. - М., 1971, с. 22-30.
56 . Концепция человека у Сюнь-цзы // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады, вып. 1. - М., 1972, с. 52-60.
57 . The End of Confucianism? ( W.Bauer . China und die Hoffnung auf GlOck: Paradies, Utopien, Idealvorstellungen. - Munchen, Carl Hanser Verlag, 1971) // T"oung Pao, vol. 59, 1973, p. 68-78.
58 . Shen Tao and Fa-chia//Journal of the American Oriental Society, vol. 94, 1974, № 3, р. 337-346.
59 . Individual and State in Ancient China. - N.Y., 1976.
60 . The Profound Person and Power in Classical Confucianism // Proceedings of the International Conference in Sinology. - Taipei, 1981,
p. 339-362.
61 . Values of Confucianism. ( Tu Wei-ming . Humanity and Self-Cultivation. - Berkeley, Cal., Asian Humanity Press, 1979) // Numen, vol. 28, 1981, № 1, р. 72-80.
62 . The Periodization Problem in the Historiography of the CPR // Chinese Culture, vol. 22, 1981, № 2, р. 87-92.
63 . The Concepts of Wu-Hsing and Yin-Yang // Journal of Chinese Philosophy, vol. 9, 1982, № 2, р. 131-157.
64 . Ancient Chinese Cosmology and Fa-chia Theory // Explorations in Early Chinese Cosmology / ed. by H.Rosemont . Jr.-Chico.//Journal of the American Academy of Religion Studies, vol. 50, 1984. № 2, р. 95-104.
65 . A. Chinese Don Quixote: Changing Attitudes to Po-i’s Image // Confucianism: The Dynamics of Tradition / Ed. By I.Eber . - N. Y.; L., 1986, p. 155-184, 203-211.
66 . Дневники. Письма, Кн. 1, 2. - Израиль, «Библиотека-Алия», 1988.
67 . История и истина в классическом конфуцианстве // Двадцать третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов, ч. 1. - М., 1991, с. 28- 38 (пер. с англ. А.С.Рапопорт, публ. А.И.Кобзева).
68 . Об истории и культуре Китая (страницы дневника) // Восток, 1991, № 1, с. 122-139, №2, с. 109-125 (предисл. Е.В.Завадской и А.И.Кобзева, публ. и библиогр. А.И.Кобзева).
69 . Личность и власть в идеологии традиционного Китая (страницы из дневника) // Личность в традиционном Китае. - М., 1992, с. 303-325 (публ. А.И.Кобзева).
70 . Китайский Дон Кихот: различные оценки образа Бо-и // Петербургское востоковедение, вып. 3. - СПб., 1993, с. 344-376 (пер. с англ. В.И.Россмана, публ. А.И.Кобзева).
71 . Благородный муж и власть в классическом конфуцианстве // Восток, 1994, № 5, с. 124-144 (пер. с англ. В.И.Россмана, публ. А.И.Кобзева).

Библиографическое приложение составил А.И.Кобзев

_____________________________________________________________________________________

Б. Веймарн

С искусством стран Азии и Африки мы знакомили читателей в первых двух томах «Всеобщей истории искусств». В древности и в средние века цивилизации Египта, Передней и Средней Азии, Ирана, Закавказья, Индии, Китая и многих других азиатских и африканских стран играли первостепенную роль в истории мировой художественной культуры. Однако в новое время, в период формирования и развития капиталистических отношений, ведущая роль в мировой экономике и культуре перешла к странам Европы. Капиталисты Европы, а затем и Америки, используя свои исторически сложившиеся преимущества, начиная со времени «первоначального накопления» в течение нескольких столетий проводили в отношении большинства стран Азии и Африки жестокую колониальную политику. Они обесчестили себя позором работорговли, принесшей страдания миллионам африканцев; нажили огромные состояния на эксплуатации угнетенных народов. Социально и экономически заинтересованный в отсталости колоний и полуколоний, капитализм сохранял и поддерживал в Азии и Африке феодальные и дофеодальные общественные отношения. В условиях колониализма некогда высокие древние культуры пришли в состояние застоя, а затем и упадка.

В конце 19 и в начале 20 в., когда капитализм вступил в свою высшую и вместе с тем последнюю стадию - империализма,- произошел окончательный передел мира между финансовыми монополиями. Наступил самый темный период мрачной ночи колониализма. Почти все народы Азиатского и Африканского материков находились в колониальной зависимости от империалистических государств, и населявшие их народы влачили тяжелую долю бесправия и угнетения.

Все же и в этот период состояние искусства в странах Азии и Африки не представляло однообразной и безнадежной картины полного упадка. В зависимости от уровня культурного развития сохраняли силу и мощь художественные традиции, которые даже в условиях колониального угнетения были живым источником народного творчества. Вместе с тем в ряде стран уже в это время под воздействием национально-освободительного движения появились ростки нового искусства. У азиатских народов России, несмотря на колониальную политику царизма и вопреки ей, происходил начавшийся еще в 18-19 столетиях исторически-прогрессивный процесс активного взаимодействия с передовой русской демократической культурой. Среди стран Азии была также Япония, сохранившая в 17-19 вв. свою независимость, поздно, но очень решительно ставшая на путь капиталистического развития и в начале 20 столетия занявшая место в ряду империалистических государств.

Искусство Японии - развитой капиталистической страны - за последние 70- 80 лет прошло типичный для буржуазного мира, полный противоречий путь. Художественная культура Японии играет заметную роль в современном мировом искусстве. В своеобразных формах, связанных с особенностями исторического развития страны и ее культурными традициями, в Японии нашли свое выражение основные эстетические проблемы, характерные для капиталистического мира. В частности, следует отметить относительно широкое развитие прогрессивных реалистических направлений, опирающихся на подъем массового движения за мир и демократию. Достаточно упомянуть такие всемирно известные явления, как картины Ири и Тосимо Маруки «Ужасы Хиросимы»-полный накала страстный призыв художников против войны, за мир и свободу народов.

Особое место в современной мировой художественной культуре занимают складывающиеся в странах Азии и Африки, сбросивших цепи колониального угнетения, новые национальные художественные школы.

Национально-освободительное движение народов колоний, возникшее еще в 19 столетии, усилилось в период империализма. Новые важные черты получила борьба в колониях в результате Великой Октябрьской социалистической революции в России. Выстрелы «Авроры», раздавшиеся 25 октября 1917 г. на далекой северной реке и возвестившие о крушении капитализма на одной шестой части земного шара, были услышаны угнетенными народами на всех континентах. В последующие годы пример Советского Союза - первого в мире социалистического государства - неизменно воодушевлял народные массы всего мира на борьбу с империалистическим рабством.

В большинстве колоний возрождение литературы и различных видов искусства- сложение национальных художественных школ - началось вместе с зарождением нации и возникновением национально-освободительного движения.

Процесс этот имел свои характерные черты в каждой стране, у каждого народа в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития, особенностей национально-художественных традиций, культурных взаимодействий с другими странами мира и, конечно, от силы и размаха революционной борьбы трудящихся масс.

Однако в развитии искусства колониальных и зависимых стран проявились и общие черты. Уже в первый период объединения национальных сил против империализма и колониализма в искусстве народов, боровшихся за свое освобождение, наряду с ориентацией на опыт современного мирового искусства закономерно и неизбежно возникали течения, ставящие своей целью возрождение искусства на основе национальных художественных традиций. Эта закономерность, общая для культуры всех борющихся с колониализмом стран, в Индии проявилась еще в начале 20 в. в движении, получившем название Бенгальского Возрождения. Во главе этого движения стояли художники Абаниндранатх Тагор, Нандалал Бос и другие крупные деятели индийской культуры. Бенгальское Возрождение было тесно связано с освободительной борьбой широких масс индийского народа и воплощало в своих образах идеи общеиндийского движения Свадеши (собственное производство). Это движение включало в свои цели не только бойкот английских товаров, но и создание основ национальной экономики и культуры.

Задачи национально-культурного возрождения в тесной связи с освободительной борьбой возникли, хотя и несколько позднее, в странах Ближнего Востока, рти цели, например, преследовало движение Тамсир (египтизация), объединявшее в 20-30-е гг. нашего века в своих рядах передовую патриотически настроенную интеллигенцию Египта. В 30-е гг. новые национальные художественные школы еще в условиях колониального и полуколониального режима начали формироваться в странах Азии и Африки.

Все эти движения, стремившиеся возродить национальную художественную культуру, несли в себе важные прогрессивные тенденции, имели ярко выраженную антиколониалистскую направленность и прямо или косвенно были связаны с освободительной революционной борьбой. Однако на этом этапе национально-освободительного движения, когда в борьбе с колонизаторами наряду с трудящимися принимали участие национальная буржуазия и иногда помещики, лозунг возрождения национальной культуры имел свои внутренние противоречия. Наряду с демократическим, антиколониалистским, прогрессивным содержанием он включал и буржуазно ограниченные, националистические идеи. Борьба двух культур - демократической и революционной,- возникая у колыбели начавшей формироваться буржуазной нации, порождала в искусстве наряду с передовыми действенными идеями также идеи консервативные, связанные с идеализацией прошлого и влекущие художника в сторону от жизни с ее острыми социальными вопросами. Рядом с живым, активным, реалистическим искусством имели место тенденции отвлеченной и безжизненной стилизации.

В борьбе художественных течений, отражавших разные по идейно-классовому содержанию эстетические взгляды, важную роль играло взаимодействие с искусством Европы и Америки, а также отношение к мировому реалистическому художественному наследию. Бесспорно прогрессивным было обучение молодых национальных мастеров у европейских художников-реалистов. Лучшие художники 20- 30-х гг., такие, как А. Шер-Гил в Индии, скульптор М. Мухтар в Египте и многие другие, понимали, что национальной традиции надо следовать не слепо, а творчески оплодотворять ее жизненной правдой, почерпнутой из окружающей художника действительности, и что нельзя игнорировать огромный опыт мирового реалистического искусства.

Но кроме влияния реалистического искусства из Западной Европы, а затем и из Америки шло постепенно возраставшее воздействие формалистических, в том числе крайних - абстракционистских - течений. К чести многих молодых художников стран Азии и Африки, получивших в 20 - 30-х гг. образование за рубежом своей родины, надо сказать, что они, как правило, не поддавались влиянию формализма. Их патриотизм и желание активно помогать народу в его борьбе с колонизаторами подсказывали им, что только реалистический творческий метод позволяет решать эти задачи в искусстве. Но были художники, которые уже и тогда стали на позиции эстетства и шли на выучку к европейским художникам-модернистам.

Таким образом, уже на первом этапе национально-освободительного движения - до завоевания политической независимости - в молодом, становящемся искусстве народов колониальных стран возникли противоречивые, разнонаправленные тенденции. В их борьбе решающее значение имело не столько следование приемам «европейского» или «традиционно национального» искусства, сколько сам творческий метод художника, утверждавший принципы реализма или основанный на антиреалистических позициях. Противоречия и борьба этих основных течений уже в это время определяли пути развития молодых национальных художественных школ в Азии и в Африке.

В новую полосу развития вступила борьба народов колоний после окончания второй мировой войны и победы сил социализма и демократии над фашизмом. Огромное революционизирующее значение имело появление новых социалистических государств в Европе и в АЗИИ - образование мировой системы социализма. Волны национально-освободительной борьбы, поднятые успехами мирового социалистического движения, достигли штормовой силы и начали сметать колониализм. В первое послевоенное десятилетие добились независимости Индия, Индонезия, Цейлон, Бирма, страны Индокитайского полуострова, Ливан, Сирия и многие другие страны Азии.

С середины 50-х гг. начался стремительный распад колониальной системы в Африке, на карте которой в настоящее время уже обозначено свыше 30 независимых государств. В 1960 г. Организация Объединенных Наций по предложению Советского Союза приняла резолюцию о полной ликвидации колониализма. Близок час, когда на земле не останется ни одной колониально зависимой страны.

Крах мировой системы колониализма, наступивший в середине 20 столетия, не означает, однако, завершения национально-освободительной борьбы в АЗИИ и Африке. И сейчас еще есть страны, изнывающие под колониальным господством Англии, Португалии и Испании и борющиеся за политическое освобождение. Есть также группа стран, государственная самостоятельность которых является лишь «ширмой», прикрывающей господство ставленников империалистических монополий, и где, следовательно, политическое господство колонизаторов, по существу, сохранилось, хотя и в замаскированной форме. Но и для остальных народов АЗИИ и Африки, добившихся политической независимости и перешедших к новому этапу своей общественной жизни, борьба с империализмом и неоколониализмом не потеряла актуальности, хотя приобрела иное содержание и новые формы.

Национальное освобождение, как учил В. И. Ленин, не может быть полным без освобождения экономического. История последних десятилетий показывает, что борьба за экономическую независимость стала основным содержанием жизни большинства добившихся политической самостоятельности стран АЗИИ и Африки, Огромное значение в этих условиях играет бескорыстная экономическая помощь стран социализма, и в первую очередь Советского Союза, слаборазвитым азиатским и африканским государствам; эта помощь ускоряет рост их экономики и культуры, подрывает влияние империалистических монополий в бывших колониях и полуколониях.

Важнейшей чертой национально-освободительной борьбы на новом этапе является также то, что экономическому росту многих стран АЗИИ и Африки, которые обрели независимость в последние десятилетия, сопутствуют преобразования социальные. Под давлением широких масс трудящихся, прошедших в условиях борьбы с колониализмом серьезную политическую школу, проводятся национализация промышленности и торговли, антифеодальные аграрные реформы и другие демократические преобразования. Так, глубокие социальные сдвиги произошли за последние годы в Алжире, ОАР, Мали, Гане, Гвинее, Бирме. Перед теми молодыми независимыми странами АЗИИ и Африки, где у власти находятся антиимпериалистические революционные силы, осуществление демократической программы открывает реальную возможность стать на путь некапиталистического развития. Народы этих стран, успешно решая основные общедемократические задачи, могут создать предпосылки для перехода к социализму, минуя мучительную стадию капиталистического развития.

Социализм - ликвидация не только колониализма, но и всех видов эксплуатации человека человеком,- становится лозунгом широких народных масс АЗИИ и Африки, в том числе и в тех странах, где в настоящее время развите экономики идет по капиталистическому пути развития (Турция, Иран, Пакистан и др.).

Сложными и противоречивыми путями идет национальная экономика и культура в таких больших государствах, как Индия и Индонезия. Если у власти в этих странах стоят силы, связанные с широким народно-освободительным движением и ведущие антиимпериалистическую политику, то в сфере национальной Экономики этих стран происходит трудная и сложная социальная борьба между капиталистическим и некапиталистическим путями развития.

В целом же политическое освобождение и успехи в борьбе с империализмом вызвали подъем демократических сил в искусстве большинства стран АЗИИ и Африки, особенно тех, которые недавно пережили социально-освободительную революцию. Творчество многих писателей и художников получило острую социальную направленность.

Яркое художественное воплощение патриотические идеи нашли, например, в искусстве Египта в связи с победой над тройственной империалистической агрессией в 1956 г. Плакаты, рисунки, картины и скульптуры, гневно протестующие против агрессии, показывающие варварское разрушение Порт-Саида и зовущие к решительной защите национальной независимости, были действенным словом художников Египта, вместе со всем народом вставших на защиту своей родины.

Не только моменты острой борьбы, но и весь широкий круг общественных вопросов, вставших перед большинством стран Азии и Африки, достигших политической независимости, выдвинул перед искусством новые, невиданные, программного характера задачи.

Многие крупные художники обращаются к созданию обобщенных по своему характеру образов, в монументальных формах воплощающих идеи победоносного завершения борьбы с колонизаторами и возрождения к новой жизни своего народа, своей родины. Среди таких произведений: «Свобода», «Пробуждение Африки» и другие рельефы и статуи Гамаля ас-Сагини (ОАР), монумент в честь революции 1958 г., воздвигнутый в Багдаде на площади ат-Тахрир иракским скульптором Джавадом Селимом, красочные витражи на тему «Африка в прошлом, настоящем и будущем», исполненные в Доме Африки в Аддис-Абебе эфиопским художником Афеворком Текле, и многие другие. Стремление к многогранности и глубине отражения жизни своей родины, повышенный интерес к национальному своеобразию труда, быта, особенностям мышления и художественного творчества- характерны для всех видов изобразительного искусства в большинстве стран, добившихся освобождения.

Несравненно шире, чем на предыдущем этапе освободительного движения, и в значительной мере по-новому ставится и решается в искусстве молодых стран проблема национального художественного наследия. С достижением политической независимости интерес к национальным особенностям, естественно, возрастает во всех областях жизни. Национальные художественные традиции видят теперь не только в памятниках классической древности (хотя они по-прежнему привлекают пристальное внимание), а также в богатейшем народном творчестве. Лучшие, передовые художники освободившихся стран, верно понимающие задачи формирования новых национальных художественных школ, обращаются к наследию с позиций сегодняшнего дня и стремятся не подражать формам искусства прошлого, а брать из него лишь тот опыт, который помогает решать новые эстетические задачи.

Нельзя, однако, забывать, что развитие молодых национальных художественных школ в освободившихся от колониальной зависимости странах АЗИИ и Африки сталкивается с большими трудностями. Эти трудности связаны в конечном счете с обострением классовой борьбы, разгорающейся вокруг вопроса о выборе дальнейшего пути общественного развития.

Нельзя упрощенно понимать реальный процесс развития искусства и ставить его в прямую зависимость от социально-политической обстановки и хода классовой борьбы в стране. Однако несомненно, что в тех странах Азии и Африки, которые, добившись политической независимости, становятся или пытаются стать на путь капиталистического развития, основные проблемы дальнейшего формирования национальных художественных школ будут решаться в конечном счете на основе реалистического творческого метода и постепенного приближения к методу социалистического реализма. Художникам этих стран все более и более понятно, что только искусство жизненной правды, проникнутое чертами народности и высокой идейности, может быть действенным эстетическим средством в борьбе за социализм.

В тех же странах, которые еще остаются под фактическим диктатом неоколониалистов и идут по мучительному для трудовых масс народа капиталистическому пути общественного развития, реакционные, формалистические и натуралистические течения в искусстве будут иметь почву в буржуазной шовинистической и националистической идеологии, прогрессивным, реалистическим силам предстоит вести с ними тяжелую и упорную борьбу.

Сейчас развитие изобразительного искусства в молодых независимых государствах Азии и Африки представляет сложную картину. Формирование национальных художественных школ, выбор творческого метода и овладение новым содержанием в искусстве (все это в современных условиях является центральной проблемой становления новой художественной культуры) - происходит в столкновениях противоречивых тенденций, выражающих разные классовые идеологии, в условиях острой идейно-творческой борьбы.

Если в Индии, например, за последние годы усилился формализм, то в Индонезии, Афганистане, Эфиопии и в некоторых других азиатских и африканских странах укрепились позиции реализма. Противоречия и борьба реалистических и модернистских, по преимуществу формалистических тенденций наблюдается в искусстве Турции, Ирана, ряда стран Арабского Востока.

Новый этап национально-освободительного движения, развивающегося в условиях достигнутой многими странами политической независимости, принес молодому национальному искусству этих стран не только общий рост, но и быстро нарастающую поляризацию сил: живых, реалистических - с одной стороны, и реакционных, формалистических и натуралистических - с другой. Характерно, что поляризация художественных тенденций за последние годы очень явственно проявилась в среде тех художников, которые ориентируются в своем творчестве на национальные традиции. Во многих азиатских и африканских странах вскоре после освобождения национальная, или, как ее иногда называли, восточная, ориентация, естественно, стала особенно популярной среди художников. В Индии, например, на ежегодных республиканских выставках экспонаты располагали по трем разделам, носившим в каталогах наименования: восточный (oriental), современный (modern) и академического реализма (academic realistic). В среде некоторой части буржуазных критиков появилось даже мнение, что так называемое восточное направление - это особый азиатский путь развития искусства и что борьба реализма и формализма, свойственная искусству европейского типа, не будет иметь места на азиатской почве. Последующее развитие искусства в той же Индии показало, что по мере обострения идеологической борьбы в искусстве так называемое восточное направление членится на два глубоко отличных между собой течения: реалистическое, осваивающее национальные традиции с позиций жизненной правды, и формалистическое, влекущее художников к мертвой стилизации и примитивизму. Модернистские антиреалистические течения выступают сейчас в ряде азиатских и африканских стран не только в форме космополитического абстракционизма, но и под прикрытием псевдонациональной внешности.

В настоящее время, когда сквозь большую пестроту и разнообразие течений в искусстве все более отчетливо выступают два основных русла, особенное значение для молодых государств Азии и Африки приобретает опыт строительства художественной культуры в социалистических странах, и в первую очередь опыт азиатских республик СССР. Как известно, народы Азербайджана и особенно Средней Азии в момент Великой Октябрьской социалистической революции стояли в художественном отношении на низком уровне развития; в их искусстве господствовали закоснелые феодальные эстетические нормы. За годы социалистического строительства в каждой из республик Советского Востока произошла культурная революция, сложилось, выросло и расцвело на базе метода социалистического реализма новое национальное изобразительное искусство. Проникнутое единой для всего советского многонационального искусства коммунистической идейностью, социалистическое по своему содержанию, оно имеет в каждой республике ярко выраженные национальные черты. Последние определяются национальным своеобразием жизни народа, его труда, быта и особенностями национального характера, носителем которого является и сам художник. Существенную роль играют и национальные художественные традиции, воспринятые и переработанные под углом зрения современных жизненных задач.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то