Угол между параллельными прямыми определение. Углы с сонаправленными сторонами

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Предпринимательство как самоорганизующаяся система существует и развивается под влиянием системы факторов. В конце 70-х гг. XX в. такие исследователи, как Т. Бачкаи, Д. Месена, Д. Мико и другие, изучая действие факторов риска, указывали, что все они находятся во взаимосвязи . Наряду с «естественными»...
  • ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ РИСКА И КРИТЕРИИ ВЫБОРА РЕШЕНИЯ
    Управление риском невозможно без оценки его величины. Способ оценки зависит от вида риска. Учитывая многообразие рисков и сложность задач управления ими, на практике используют три вида оценок: качественные, аксиологические и количественные. Качественная оценка риска широко применяется и позволяет быстро,...
    (Риски в бухгалтерском учете)
  • Пересекающиеся прямые
    Если прямые линии пересекаются, то их одноименные проекции пересекаются между собой в точке, которая является проекцией точки пересечения этих прямых. Действительно (рисунок 2.30), если точка К принадлежит обеим прямым АВ и CD, то проекция этой точки должна быть точкой пересечения...
    (Инженерная графика)
  • Скрещивающиеся прямые
    Скрещивающиеся прямые линии не пересекаются и не параллельны между собой. На рисунке 2.32 изображены две скрещивающиеся прямые общего положения: хотя одноименные проекции и пересекаются между собой, но точки их пересечения не могут быть соединены линией связи, параллельной линиям связи L"L" и...
    (Инженерная графика)
  • РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ПРЯМЫМИ
    Расстояние между скрещивающимися прямыми а и Ъ определяется длиной отрезка перпендикуляра КМ, пересекающего обе прямые (а _1_ КМ; Ы.КМ ) (рис. 349, б, в). Задача решается просто, если одна из прямых - проецирующая. Пусть, например, а±Пь тогда искомый отрезок КМ ...
    (Начертательная геометрия)
  • Взаимное положение прямой и плоскости, двух плоскостей
    Признаки взаимного положения прямой и плоскости, двух плоскостей Вспомним признаки взаимного положения прямой и плоскости, а также двух плоскостей, знакомые из стереометрии. 1. Если у прямой и плоскости есть одна общая точка, то прямая и плоскость пересекаются (рис. 3.6а). 2. Если у прямой и плоскости...
    (Основы инженерной графики)
  • Признаки взаимного положения прямой и плоскости, двух плоскостей
    Вспомним признаки взаимного положения прямой и плоскости, а также двух плоскостей, знакомые из стереометрии. 1. Если у прямой и плоскости есть одна общая точка, то прямая и плоскость пересекаются (рис. 3.6а). 2. Если у прямой и плоскости есть две общие точки, то прямая лежит в плоскости (рис. 3.66)....
    (Основы инженерной графики)
  • Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

    Сбор и использование персональной информации

    Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

    От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

    Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

    Какую персональную информацию мы собираем:

    • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

    Как мы используем вашу персональную информацию:

    • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
    • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
    • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
    • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

    Раскрытие информации третьим лицам

    Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

    Исключения:

    • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
    • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

    Защита персональной информации

    Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

    Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

    Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

    О-о-о-о-о… ну и жесть, словно вам сам себе приговор зачитал =) Впрочем, потом релаксация поможет, тем более, сегодня купил подходящие аксессуары. Поэтому приступим к первому разделу, надеюсь, к концу статьи сохраню бодрое расположение духа.

    Взаимное расположение двух прямых

    Тот случай, когда зал подпевает хором. Две прямые могут :

    1) совпадать;

    2) быть параллельными: ;

    3) или пересекаться в единственной точке: .

    Справка для чайников : пожалуйста, запомните математический знак пересечения , он будет встречаться очень часто. Запись обозначает, что прямая пересекается с прямой в точке .

    Как определить взаимное расположение двух прямых?

    Начнём с первого случая:

    Две прямые совпадают, тогда и только тогда, когда их соответствующие коэффициенты пропорциональны , то есть, существует такое число «лямбда», что выполняются равенства

    Рассмотрим прямые и составим три уравнения из соответствующих коэффициентов: . Из каждого уравнения следует, что , следовательно, данные прямые совпадают.

    Действительно, если все коэффициенты уравнения умножить на –1 (сменить знаки), и все коэффициенты уравнения сократить на 2, то получится одно и то же уравнение: .

    Второй случай, когда прямые параллельны:

    Две прямые параллельны тогда и только тогда, когда их коэффициенты при переменных пропорциональны: , но .

    В качестве примера рассмотрим две прямые . Проверяем пропорциональность соответствующих коэффициентов при переменных :

    Однако совершенно очевидно, что .

    И третий случай, когда прямые пересекаются:

    Две прямые пересекаются, тогда и только тогда, когда их коэффициенты при переменных НЕ пропорциональны , то есть НЕ существует такого значения «лямбда», чтобы выполнялись равенства

    Так, для прямых составим систему:

    Из первого уравнения следует, что , а из второго уравнения: , значит, система несовместна (решений нет). Таким образом, коэффициенты при переменных не пропорциональны.

    Вывод: прямые пересекаются

    В практических задачах можно использовать только что рассмотренную схему решения. Она, кстати, весьма напоминает алгоритм проверки векторов на коллинеарность, который мы рассматривали на уроке Понятие линейной (не) зависимости векторов. Базис векторов . Но существует более цивилизованная упаковка:

    Пример 1

    Выяснить взаимное расположение прямых:

    Решение основано на исследовании направляющих векторов прямых:

    а) Из уравнений найдём направляющие векторы прямых: .


    , значит, векторы не коллинеарны и прямые пересекаются.

    На всякий случай поставлю на распутье камень с указателями:

    Остальные перепрыгивают камень и следуют дальше, прямо к Кащею Бессмертному =)

    б) Найдем направляющие векторы прямых :

    Прямые имеют один и тот же направляющий вектор, значит, они либо параллельны, либо совпадают. Тут и определитель считать не надо.

    Очевидно, что коэффициенты при неизвестных пропорциональны, при этом .

    Выясним, справедливо ли равенство :

    Таким образом,

    в) Найдем направляющие векторы прямых :

    Вычислим определитель, составленный из координат данных векторов:
    , следовательно, направляющие векторы коллинеарны. Прямые либо параллельны либо совпадают.

    Коэффициент пропорциональности «лямбда» нетрудно усмотреть прямо из соотношения коллинеарных направляющих векторов . Впрочем, его можно найти и через коэффициенты самих уравнений: .

    Теперь выясним, справедливо ли равенство . Оба свободных члена нулевые, поэтому:

    Полученное значение удовлетворяет данному уравнению (ему удовлетворяет вообще любое число).

    Таким образом, прямые совпадают.

    Ответ :

    Очень скоро вы научитесь (или даже уже научились) решать рассмотренную задачу устно буквально в считанные секунды. В этой связи не вижу смысла предлагать что-либо для самостоятельного решения, лучше заложим ещё один важный кирпич в геометрический фундамент:

    Как построить прямую, параллельную данной?

    За незнание этой простейшей задачи сурово наказывает Соловей-Разбойник.

    Пример 2

    Прямая задана уравнением . Составить уравнение параллельной прямой, которая проходит через точку .

    Решение : Обозначим неизвестную прямую буквой . Что о ней сказано в условии? Прямая проходит через точку . А если прямые параллельны, то очевидно, что направляющий вектор прямой «цэ» подойдёт и для построения прямой «дэ».

    Вытаскиваем направляющий вектор из уравнения :

    Ответ :

    Геометрия примера выглядит незатейливо:

    Аналитическая же проверка состоит в следующих шагах:

    1) Проверяем, что у прямых один и тот же направляющий вектор (если уравнение прямой не упрощено должным образом, то векторы будут коллинеарны).

    2) Проверяем, удовлетворяет ли точка полученному уравнению .

    Аналитическую проверку в большинстве случаев легко выполнить устно. Посмотрите на два уравнения, и многие из вас быстро определят параллельность прямых безо всякого чертежа.

    Примеры для самостоятельного решения сегодня будут творческими. Потому что вам ещё придётся тягаться с Бабой-Ягой, а она, знаете, любительница всяких загадок.

    Пример 3

    Составить уравнение прямой, проходящей через точку , параллельную прямой , если

    Существует рациональный и не очень рациональный способ решения. Самый короткий путь – в конце урока.

    С параллельными прямыми немного поработали и к ним ещё вернёмся. Случай совпадающих прямых малоинтересен, поэтому рассмотрим задачу, которая хорошо знакома вам из школьной программы:

    Как найти точку пересечения двух прямых?

    Если прямые пересекаются в точке , то её координаты являются решением системы линейных уравнений

    Как найти точку пересечения прямых? Решить систему.

    Вот вам и геометрический смысл системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными – это две пересекающиеся (чаще всего) прямые на плоскости.

    Пример 4

    Найти точку пересечения прямых

    Решение : Существуют два способа решения – графический и аналитический.

    Графический способ состоит в том, чтобы просто начертить данные прямые и узнать точку пересечения непосредственно из чертежа:

    Вот наша точка: . Для проверки следует подставить её координаты в каждое уравнение прямой, они должны подойти и там, и там. Иными словами, координаты точки являются решением системы . По сути, мы рассмотрели графический способ решения системы линейных уравнений с двумя уравнениями, двумя неизвестными.

    Графический способ, конечно, неплох, но существует заметные минусы. Нет, дело не в том, что так решают семиклассники, дело в том, что на правильный и ТОЧНЫЙ чертёж уйдёт время. Кроме того, некоторые прямые построить не так-то просто, да и сама точка пересечения может находиться где-нибудь в тридесятом царстве за пределами тетрадного листа.

    Поэтому точку пересечения целесообразнее искать аналитическим методом. Решим систему:

    Для решения системы использован метод почленного сложения уравнений. Чтобы наработать соответствующие навыки, посетите урок Как решить систему уравнений?

    Ответ :

    Проверка тривиальна – координаты точки пересечения должны удовлетворять каждому уравнению системы.

    Пример 5

    Найти точку пересечения прямых в том случае, если они пересекаются.

    Это пример для самостоятельного решения. Задачу удобно разбить на несколько этапов. Анализ условия подсказывает, что необходимо:
    1) Составить уравнение прямой .
    2) Составить уравнение прямой .
    3) Выяснить взаимное расположение прямых .
    4) Если прямые пересекаются, то найти точку пересечения.

    Разработка алгоритма действий типична для многих геометрических задач, и я на этом буду неоднократно заострять внимание.

    Полное решение и ответ в конце урока:

    Ещё не стоптана и пара башмаков, как мы подобрались ко второму разделу урока:

    Перпендикулярные прямые. Расстояние от точки до прямой.
    Угол между прямыми

    Начнём с типовой и очень важной задачи. В первой части мы узнали, как построить прямую, параллельную данной, а сейчас избушка на курьих ножках развернётся на 90 градусов:

    Как построить прямую, перпендикулярную данной?

    Пример 6

    Прямая задана уравнением . Составить уравнение перпендикулярной прямой , проходящей через точку .

    Решение : По условию известно, что . Неплохо бы найти направляющий вектор прямой . Поскольку прямые перпендикулярны, фокус прост:

    Из уравнения «снимаем» вектор нормали: , который и будет направляющим вектором прямой .

    Уравнение прямой составим по точке и направляющему вектору :

    Ответ :

    Развернём геометрический этюд:

    М-да… Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевый верблюд.

    Аналитическая проверка решения:

    1) Из уравнений вытаскиваем направляющие векторы и с помощью скалярного произведения векторов приходим к выводу, что прямые действительно перпендикулярны: .

    Кстати, можно использовать векторы нормали, это даже проще.

    2) Проверяем, удовлетворяет ли точка полученному уравнению .

    Проверку, опять же, легко выполнить устно.

    Пример 7

    Найти точку пересечения перпендикулярных прямых , если известно уравнение и точка .

    Это пример для самостоятельного решения. В задаче несколько действий, поэтому решение удобно оформить по пунктам.

    Наше увлекательное путешествие продолжается:

    Расстояние от точки до прямой

    Перед нами прямая полоса реки и наша задача состоит в том, чтобы дойти до неё кратчайшим путём. Препятствий нет, и самым оптимальным маршрутом будет движение по перпендикуляру. То есть, расстояние от точки до прямой – это длина перпендикулярного отрезка.

    Расстояние в геометрии традиционно обозначают греческой буквой «ро», например: – расстояние от точки «эм» до прямой «дэ».

    Расстояние от точки до прямой выражается формулой

    Пример 8

    Найти расстояние от точки до прямой

    Решение : всё что нужно, это аккуратно подставить числа в формулу и провести вычисления:

    Ответ :

    Выполним чертёж:

    Найденное расстояние от точки до прямой – это в точности длина красного отрезка. Если оформить чертёж на клетчатой бумаге в масштабе 1 ед. = 1 см (2 клетки), то расстояние можно измерить обыкновенной линейкой.

    Рассмотрим ещё одно задание по этому же чертежу:

    Задача состоит в том, чтобы найти координаты точки , которая симметрична точке относительно прямой . Предлагаю выполнить действия самостоятельно, однако обозначу алгоритм решения с промежуточными результатами:

    1) Находим прямую , которая перпендикулярна прямой .

    2) Находим точку пересечения прямых: .

    Оба действия подробно разобраны в рамках данного урока.

    3) Точка является серединой отрезка . Нам известны координаты середины и одного из концов. По формулам координат середины отрезка находим .

    Не лишним будет проверить, что расстояние тоже равно 2,2 единицам.

    Трудности здесь могут возникнуть в вычислениях, но в вышке здорово выручает микрокалькулятор, позволяющий считать обыкновенные дроби. Неоднократно советовал, посоветую и снова.

    Как найти расстояние между двумя параллельными прямыми?

    Пример 9

    Найти расстояние между двумя параллельными прямыми

    Это очередной пример для самостоятельного решения. Немного подскажу: тут бесконечно много способов решения. Разбор полётов в конце урока, но лучше постарайтесь догадаться сами, думаю, вашу смекалку удалось неплохо разогнать.

    Угол между двумя прямыми

    Что ни угол, то косяк:


    В геометрии за угол между двумя прямыми принимается МЕНЬШИЙ угол, из чего автоматически следует, что он не может быть тупым. На рисунке угол, обозначенный красной дугой, не считается углом между пересекающимися прямыми. А считается таковым его «зелёный» сосед или противоположно ориентированный «малиновый» угол .

    Если прямые перпендикулярны, то за угол между ними можно принимать любой из 4 углов.

    Чем отличаются углы ? Ориентацией. Во-первых, принципиально важным является направление «прокрутки» угла. Во-вторых, отрицательно ориентированный угол записывается со знаком «минус», например, если .

    Зачем я это рассказал? Вроде бы можно обойтись и обычным понятием угла. Дело в том, что в формулах, по которым мы будем находить углы, запросто может получиться отрицательный результат, и это не должно застать вас врасплох. Угол со знаком «минус» ничем не хуже, и имеет вполне конкретный геометрический смысл. На чертеже для отрицательного угла следует обязательно указывать стрелкой его ориентацию (по часовой стрелке).

    Как найти угол между двумя прямыми? Существуют две рабочие формулы:

    Пример 10

    Найти угол между прямыми

    Решение и Способ первый

    Рассмотрим две прямые, заданные уравнениями в общем виде:

    Если прямые не перпендикулярны , то ориентированный угол между ними можно вычислить с помощью формулы:

    Самое пристальное внимание обратим на знаменатель – это в точности скалярное произведение направляющих векторов прямых:

    Если , то знаменатель формулы обращается в ноль, а векторы будут ортогональны и прямые перпендикулярны. Именно поэтому сделана оговорка о неперпендикулярности прямых в формулировке.

    Исходя из вышесказанного, решение удобно оформить в два шага:

    1) Вычислим скалярное произведение направляющих векторов прямых:
    , значит, прямые не перпендикулярны.

    2) Угол между прямыми найдём по формуле:

    С помощью обратной функции легко найти и сам угол. При этом используем нечётность арктангенса (см. Графики и свойства элементарных функций ):

    Ответ :

    В ответе указываем точное значение, а также приближённое значение (желательно и в градусах, и в радианах), вычисленное с помощью калькулятора.

    Ну, минус, так минус, ничего страшного. Вот геометрическая иллюстрация:

    Неудивительно, что угол получился отрицательной ориентации, ведь в условии задачи первым номером идёт прямая и «открутка» угла началась именно с неё.

    Если очень хочется получить положительный угол, нужно поменять прямые местами, то есть коэффициенты взять из второго уравнения , а коэффициенты взять из первого уравнения . Короче говоря, начать необходимо с прямой .

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Угол между прямыми

    Цели и задачи урока: Сформировать понятие угла между: Пересекающимися; Параллельными; скрещивающимися прямыми. Научиться находить угол между: Пересекающимися; параллельными; скрещивающимися прямыми.

    Вспомним: Основание призмы ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – трапеция. Какие из следующих пар прямых являются скрещивающими?

    Расположение прямых в пространстве и угол между ними 1. Пересекающиеся прямые. 2. Параллельные прямые. 3. Скрещивающиеся прямые.

    Любые две пересекающие прямые лежат в одной плоскости и образуют четыре неразвернутых угла.

    Если пересекающиеся прямые образуют четыре равных угла, то угол между этими прямыми равен 90°. а b

    Угол между двумя параллельными прямыми равен 0° .

    Углом между двумя пересекающимися прямыми в пространстве называется наименьший из углов, образованных лучами этих прямых с вершиной в точке их пересечения.

    Углом между скрещивающимися прямыми a и b называется угол между построенными пересекающимися прямыми и.

    Угол между скрещивающимися прямыми, как и между прямыми одной плоскости, не может быть больше 90°. Две скрещивающиеся прямые, которые образуют угол в 90°, называются перпендикулярными. a b a 1 c c 1 d

    Угол между скрещивающими прямыми Пусть AB и CD – две скрещивающиеся прямые. Возьмём произвольную точку М 1 пространства и проведём через неё прямые А 1 В 1 и C 1 D 1 , соответственно параллельные прямым AB и CD . А В C D А 1 В 1 C 1 D 1 M 1 φ Если угол между прямыми А 1 В 1 и C 1 D 1 равен φ, то будем говорить, что угол между скрещивающимися прямыми АВ и CD равен φ.

    Найдём угол между скрещивающимися прямыми AB и CD В качестве точки M 1 можно взять любую точку на одной из скрещивающихся прямых. А В C D M 1 А 1 В 1 φ

    Физкультминутка для глаз

    Покажите перпендикулярные скрещивающиеся прямые в окружении.

    Дано изображение куба. Найдите угол между скрещивающимися прямыми а и b . 90° 45° Ответ Ответ

    Дано изображение куба. Найдите угол между скрещивающимися прямыми а и b . 90° 60° Ответ Ответ

    Дано изображение куба. Найдите угол между скрещивающимися прямыми а и b 90° 90° Ответ Ответ

    Домашнее задание: §4 (стр. 85-89), №268, №269.

    Физкультминутка

    Задача №1 В правильной пирамиде SABCD , все ребра которой равны 1, точка E – середина ребра SC . Найдите угол между прямыми AD и BE .

    Работа в классе: Задачи: № 263 №265 №267

    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДАЮ

    Учитель математики

    Л. Р. Вольняк

    «__» ________ 2016г.

    Тема : "Угол между прямыми"

    Обучающие:

    Развивающие:

    Воспитательные:

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Методы: словесный (рассказ), наглядный (презентация), диалогический.

    1. Организационный момент.
    • Приветствие.
    1. Актуализация знаний.
    1. Каково взаимное расположение двух прямых в пространстве?
    2. Сколько углов образуется при пересечении двух прямых в пространстве?
    3. Как определить угол между пересекающимися прямыми?

    Слад3

    1. Основание призмы ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – трапеция. Какие из следующих пар прямых являются скрещивающими?

    Ответ: ABи CC 1 ,A 1 D 1 и CC 1 .

    1. Изучение нового материала.

    Слайд 4

    Расположение прямых в пространстве и угол между ними.

    1. Пересекающиеся прямые.
    2. Параллельные прямые.
    3. Скрещивающиеся прямые.

    Слайд 5

    Любые две пересекающие прямые лежат в одной плоскости и образуют четыре неразвернутых угла.

    Слайд 6

    Если пересекающиеся прямые образуют четыре равных угла, то угол между этими прямыми равен 90°.

    Слайд 7

    Угол между двумя параллельными прямыми равен 0°.

    Слайд 8

    Углом между двумя пересекающимися прямыми в пространстве называется наименьший из углов, образованных лучами этих прямых с вершиной в точке их пересечения.

    Слайд 9 a и b и .

    Слайд 10

    Угол между скрещивающимися прямыми, как и между прямыми одной плоскости, не может быть больше 90°. Две скрещивающиеся прямые, которые образуют угол в 90°, называются перпендикулярными.

    Слайд 11

    Угол между скрещивающими прямыми.

    Пусть ABи CD – две скрещивающиеся прямые.

    Возьмём произвольную точку М 1 пространства и проведём через неё прямые А 1 В 1 и C 1 D 1 , соответственно параллельные прямым AB и CD.

    Если угол между прямыми А 1 В 1 и C 1 D 1 равен φ, то будем говорить, что угол между скрещивающимися прямыми АВ и CD равен φ.

    Слайд 12

    Найдём угол между скрещивающимися прямыми ABи CD.

    В качестве точки M 1 можно взять любую точку на одной из скрещивающихся прямых.

    Слайд 13

    Физкультминутка

    Слайд 14

    1. Покажите перпендикулярные скрещивающиеся прямые в окружении.

    Слайд 15

    2. Дано изображение куба. Найдите угол между скрещивающимися прямыми а и b.

    а) 90°; б) 45°;

    Слайд 16

    в) 60°; г) 90°;

    Слайд 17

    д) 90°; е) 90°.

    1. Закрепление нового материала

    Слайд 19

    Физкультминутка

    Слайд 20

    №1.

    В правильной пирамиде SABCD , все ребра которой равны 1, точка E – середина ребра SC .Найдите угол между прямыми AD и BE .

    Решение:

    Искомый угол = углу CBE .Треугольник SBC-равносторонний.

    ВE – биссектриса угла = 60. Угол CBE равен 30.

    Ответ :30 °.

    №263.

    Ответ:

    Углом между скрещивающимися прямыми a и b называется угол между построенными пересекающимися прямыми a 1 и b 1 , причем a 1 || a, b 1 || b.

    №265.

    Угол между прямымиaи bравен 90°. Верно ли, что прямые aи bпересекаются?

    Ответ:

    Неверно, так как прямые могут либо пересекаться, либо скрещиваться.

    №267.

    DABC – тетраэдр, точка О и F – середины ребра AD и CDсоответственно, отрезок TK – средняя линия треугольника ABC.

    1. Чему равен угол между прямымиOFи CB?
    2. Верно ли, что угол между прямымиOFи TK равен 60°?
    3. Чему равен угол между прямымиTFи DB?

    Решение:

    Дано: DABC,

    О – середина AD,

    F – серединаCD,

    ТК – средняя линия ∆АВС.

    Решение:

    1. Рефлексия
    • Что мы узнали нового?
    • Справились ли мы с теми задачами которые были заданы в начале урока?
    • Какие задачи мы научились решать?
    1. Домашнее задание.

    §4 (стр. 85-89), №268, №269.

    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДАЮ

    Учитель математики

    Л. Р. Вольняк

    «__» ________ 2016г.

    Тема : "Угол между прямыми"

    Обучающие: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися определения угла между пересекающимися, параллельными и скрещивающимися прямыми;

    Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.

    Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества; формировать эмоциональную культуру и культуру общения.

    Тип урока : обобщение и систематизация знаний и умений.

    Методы: словесный (рассказ), диалогический.

    1. Организационный момент.
    • Приветствие.
    • Сообщение целей и задач урока.
    • Мотивация изучения нового материала.
    • Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность.
    • Проверка присутствующих на уроке;
    1. Проверка домашнего задания

    №268

    ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – прямоугольный параллелепипед, точка О и Т – середины рёбер СС 1 и DD 1 соответственно. а) Верно ли, что угол между прямыми AD и TO равен 90°? б)Чему равен угол между прямыми A 1 B 1 и BC?

    Решение:

    а) Верно, так как TO || DC => (AD, TO) = ADC = 90° (ABCD – прямоугольник).

    б)BC || B 1 C 1 => (A 1 B 1 , BC) = A 1 B 1 C 1 = 90°.

    Ответ: 90°, 90°.

    №269

    ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – куб. а) Верно ли, что угол между прямыми A 1 B и C 1 D равен 90°? б) Найдите угол между прямыми В 1 О и C 1 D. в) Верно ли, что угол между прямыми АС и C 1 D равен 45°?

    Решение:

    а) Верно, так как В 1 А || C 1 D => (A 1 B, C 1 D)= (B 1 A, A 1 B) = 90°, как угол между диагоналями квадрата.

    б) 1. В 1 А || C 1 D=> (B 1 O, C 1 D) = AB 1 O.

    2. в Δ AB 1 С AB 1 = В 1 С = АС как диагонали равных квадратов В 1 О – медиана и биссектриса AB 1 С=60° => AB 1 O=30°.

    в) нет, так как C 1 D || BA => (AС, C 1 D)= B 1 АC=60° как угол равностороннего Δ AB 1 С.

    Ответ: б) 30°.

    1. Актуализация знаний.

    Метод: фронтальный опрос (устно) :

    1. Какие разделы изучает геометрия?
    2. Чему равен угол между параллельными прямыми?
    3. Какие фигуры изучает планиметрия, а какие стереометрия?
    4. Какой угол называется скрещивающимся?
    5. Как называются две прямые скрещивающиеся, которые образуют угол 90°?
    1. Закрепление изученного.

    Диктант (10 мин):

    Вариант 1:

    Ребро куба равно а .

    Найти : (АВ 1 ,СС 1 )

    Решение:

    СС1‖ВВ1

    (АВ1,СС1)= АВ1В

    АВ1В=45˚

    Ответ: (АВ1,СС1)=45˚

    1. Пусть а и b – скрещивающиеся прямые, а прямая b 1 || b. Верное ли утверждение, что угол между прямыми а и b равен углу между прямыми a и b 1 ? Если да, то почему?

    Вариант 2:

    1. Какой угол называется углом между скрещивающими прямыми?

    Ребро куба равно а .

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то