Конспект урока литературы на тему:и. с

Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко» Серебренниковой Галины Ивановны

Тема

Знакомство с главными героями рассказа И.С. Тургенева «Муму». Образ барыни и Герасима.

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев

Цели

образовательная:

проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима); рассмотреть позицию автора и художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть образы героев; формирование познавательных УУД;

развивающая : развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать навыки исследовательской работы, критического мышления мышления, работы с текстом; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

воспитательная : воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

Основные понятия

Литературный герой, портрет, прототип, метафора, сравнение, гипербола, крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, мультипликация

Ресурсы:

Наглядный материал, учебник,

презентация, интернет-ресурсы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок - исследование

Форма работы обучающихся

Групповая, коллективная

Планируемые результаты :

Личностные : развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Метапредметные

Познавательные: расширить представление детей о жизни крепостных крестьян в России 19 века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.

Предметные :

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведенийя с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

В сфере физической деятельности: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Организационный момент

Цель: включение в деятельность; эмоциональный настрой

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Внимательно посмотрите друг на друга. Не забывайте: вы же в первый раз видите друг друга. Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности в себе, хороших результатов. Запомните это состояние, этот момент. Присаживайтесь!

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

II.

Актуализация изученного. Проверка домашнего задания

Цель: актуализация знаний

Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? (на слайде аллея парка, дорога, уходящая вдаль)

Дорогу.

Аллею парка.

А как вы считаете, почему я выбрала такое оформление начала нашего урока? Какие у вас возникают ассоциации?

По этой аллее любил гулять И.С.Тургенев, размышлять о своих произведениях.

Дорога - это путь героев произведений Тургенева.

Вы правы. А еще дорога - это наш с вами путь, как читателей, по которому нам предстоит пройти вместе с автором и его героями. Путь это непростой, но очень интересный. В конце этого пути нам откроется много тайн. Пока мы с вами стоим в начале этой дороги. Первый шаг был сделан на прошлом уроке-знакомстве с биографией и историей создания рассказа «Муму».

А что вы делали дома?

Составляли толстые и тонкие вопросы по содержанию урока, читали начало рассказа «Муму», составляли словарик непонятных слов

Работа в парах:

Ребята, работая сейчас в парах, обсудите составленные вопросы и выберите лучшие. Задайте вопросы классу.

- Молодцы! Вы постарались. Очень интересные получились вопросы. Это умение нам очень необходимо. Как думаете, почему? Зачем

- Задавая вопросы, мы думаем, спорим, исследуем, находим ответ

- А как вы считаете, это умение нам пригодится в жизни? Для чего?

- Чтобы уметь общаться.

- Чтобы нас понимали правильно

- Чтобы достичь цели.

- Вы абсолютно правы.

Слово учителя

Проблемный вопрос

Создание проблемной ситуации и ее решение

Работа в парах

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Отвечают на проблемный вопрос

Работают в парах

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Личностные УУД:

III. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание

Цель: определение содержательных рамок урока

Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг по дороге знакомства?

Будем знакомиться с произведением.

С чего начнется знакомство с произведением?

Со знакомства с героями.

Абсолютно верно! Наш сегодняшний урок - урок-знакомство с героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»

Попробуйте сформулировать задачи, которые нам предстоит выполнить на сегодняшнем уроке.

На что мы обращаем внимание при знакомстве?

Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните начало урока. Помните, мы знакомились друг с другом? Проверим, насколько вы внимательны!

Женя, у Светы сегодня две косички или одна?

Юля, какого цвета глаза у Тимура?

Александра, Егор сегодня в костюме или в жилетке? И т.д.

А теперь откройте глаза. Внимательны вы были?

Цель моего эксперимента: развитие внимания, внимания к деталям в тексте, вокруг нас. Зачем быть внимательным?

Прием создания проблемной ситуации и ее решение

Игровой прием (эксперимент)

Постановка цели и задач урока

Формулируют тему урока

Ставят перед собой учебные задачи

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию; выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: развитие читательских умений

Работа с образом барыни.

Чтение 1-го абзаца текста. Составление кластера «Барыня»

Обсудите в парах, на что обращает внимание автор при описании барыни?

Учащиеся обсуждают в парах содержание кластера «Барыня»

Какое впечатление вызвала у вас барыня? Какими средствами добивается автор такого впечатления?

А теперь я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. Сравните текст и фрагмент м/ф

Работа с образом Герасима

«Барыня взяла его из деревни», - читаем мы тексте. Что значит взяла? Можно человека «взять»?

На что этой фразой обращает внимание Тургенев?

На то, что она - хозяйка, а Герасим - ее крепостной

На зависимость Герасима

Как вы считаете, это нормальное явление? Что хотел донести до читателей автор?

Это противоречит нормальным человеческим отношениям. Это не соответствует норме, выходит за рамки

Тургенев показывает противоестественность таких отношений. Так не должно быть. Против этого Тургенев боролся всю свою жизнь

2. «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим», - пишет Тургенев.

- Что значит «замечательное лицо»? Действительно ли Герасим был таким?

Проверка домашнего задания: выборочный пересказ

1 ряд - внешность Герасима; описание каморки (

2 ряд - жизнь в деревне (занятия, отношение к труду)

3 ряд - жизнь в городе (обязанности, отношение к обязанностям)

3. « Он не понимал, что с ним такое деется»

Что имел в виду Тургенев?

Эмоциональное состояние героя.

В чем необычность его ситуации?

Он глухонемой. Он не может высказать, что чувствует, словами.

Каким же образом мы узнаем о чувствах героя?

Через действия Герасима, через сравнения, которые использует автор.

Совершенно верно! Найдите глаголы и сравнения, передающие состояние героя.

Проблемный, частично-поисковый

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом,

словесное рисование, выразительное чтение,

работа с произведениями изобразительного искусства,

прием взаимоконтроля

Работа в парах.

Составление кластера.

Работа со словариками.

Просмотр фрагмента м/ф.

Сравнение впечатлений.

Устное рисование.

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать в парах

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

V. Итог урока. Цель - зафиксировать содержание урока

Итак, ребята, мы сделали еще один шаг на пути знакомства с художественным произведением. Давайте вернемся к поставленным целям и задачам. Как вы считаете, мы справились с намеченным?

Чтобы узнать, что же вы узнали о Герасиме(а именно он находится в центре внимания автора), составьте синквейн на тему «Герасим».

Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения

Прием «Синквейн»

Подводят итоги.

Составляют синквейн.

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VI . Домашнее задание

Выбери себе задание

1-в. Пересказ на тему «Герасим и Татьяна» или «Толстые и тонкие вопросы»

2-в. Пересказ на тему «Герасим и Муму» или «Тонкие и толстые вопросы»

Прием свободы выбора задания

Выбирают себе задания

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VII. Рефлексия

1.В группе я работал активно\пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Урок для меня показался коротким\ длинным
4.За урок я устал\не устал
5.Мое настроение стало лучше\стало хуже
6.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен
7.Домашнее задание мне кажется легким\трудным

Прием тестирования

Отмечают результат работы на уроке

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Синквейны

Барыня.

Взбалмошная, своенравная.

Командует, наказывает, капризничает.

Все выполняют прихоть барыни.

Старушонка.

Егоров Денис, 5Б

Барыня.

Злая, бесчувственная.

Приказывает, разлучает, ненавидит.

Самая уважаемая женщина в доме.

Вредная.

Бурундуков Александр, 5В

Барыня.

Одинокая, властная.

Приказывает, наказывает, угнетает.

Строгость и неучтивость - главные черты.

Эксплуататор.

Савина Дарья, 5Б

Герасим.

Трудолюбивый, добродушный.

Убирал, любил, защищал.

Самый добрый человек в доме.

Покорный?

Сперанский Василий,5В

Крепостное право.

Безжалостное, несправедливое.

Подчиняло, мучило, убивало.

Оно отнимало свободу у многих.

Мучение.

Булдакова Полина, 5В

Герасим.

Трудолюбивый, сильный.

Работает, заботится, уходит.

Он был свободен душой.

Богатырь.

Лебедева Алина, 5В

Барыня.

Каменная, злая.

Доживала, увидала, приказала.

Её вечер был чернее ночи.

Старуха.

Ефремова Елизавета, 5В

Крепостное право.

Беспощадное, кровавое.

Торжествовало, ударило, порабощало.

Страшное время для крестьян.

Бездушность...

Смелова Дарья, 5В

Урок 39

ГЕРАСИМ И МУМУ. СЧАСТЛИВЫЙ ГОД.

Цели урока:

Обучающая: научить обучающихся оперативной работе с текстом;

раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.

Развивающая : продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию коммуникативной компетенции.

Воспитывающая: продолжить работу по воспитанию интереса учащихся к творчеству И. С. Тургенева и его личности;

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

Вступительное слово учителя.

Что ты хочешь? Ответь,-

жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять,

Не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то

Иметь

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться

Всем богатством земли.

Научи беспристрастью,

От бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь

Мне понять бы, постичь бы

И в грозу и в тиши

Красоту и величье человечьей души

Не пройти бы мне мимо

Окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять

Вот судьба что пошли мне - уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины

Сегодня на уроке мы продолжим анализировать рассказ Тургенева «Муму», разберемся в чувствах и переживаниях Герасима.

Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

(Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)

Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму.

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.

(Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой…)

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

Пересказ эпизода о пропаже Муму.

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

(Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)

Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)

5. Работа в парах .

Перед вами на столах карточки с текстом. Найдите в тексте ошибку и исправьте её.

Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по-преднему.

Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, а Муму облизала ей лицо и завиляла хвостом.

Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

Да, да,- возразил тот, кивая головой,- да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и показал знак протеста, дав понять, что никогда этого не сделает.

Обменяйтесь листочками, найдите в тексте правильный ответ и оцените соседа.

6) Итог урока Рефлексия.

Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

(выявление личностно-эмоционального отношения к герою)

«Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?»

(Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом)

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.

Домашнее задание . Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?


данная разработка содержит систему уроков по повести И.С.Тургенева "Муму" с использованием технологии критического мышления как средства формирования читательской компетенции учащихся 5 класса

Система уроков по повести И.С.Тургенева «Муму» с использованием технологии критического мышления как средства формирования читательской компетенции

Урок 1. И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Цели: кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа «Муму»; познакомить с понятиями «сравнение, гипербола»; показать роль портретной характеристики героя

Оборудование: портрет И.С.Тургенева; фотографии или иллюстрации с видами старой Москвы; фотоальбом о Спасском-Лутовинове; репродукция картины Я.П.Полонского «Усадебный дом И.С.Тургенева» (1881); слайды мультимедийной презентации.

Формируемые УУД

Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;

Регулятивные:

Развивающие : развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты

Коммуникативные:

Я не мог дышать одним воздухом,

оставаться рядом с тем, что я

возненавидел… Враг этот был –

крепостное право.

И.С.Тургенев

Ход урока

1. Стадия вызова.

Сравните эпиграф нашего урока с эпиграфом из учебника. О каком явлении российской действительности прошлого говорят оба эпиграфа?

Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново (у чащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации).

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…((Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика)

2. Стадия осмысления. Аналитическое чтение начала рассказа

– Нарисуйте словесный портрет барыни. – В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?

Портрет Герасима. Сравнение, гипербола
На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами.

А теперь мы с вами попробуем составить портретную характеристику Герасима. В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы видим его на самом деле. “Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души”. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей обстановкой, развитием действия.

В описании портрета человека входят такие компоненты: Возраст. Фигура. Рост. Осанка. Походка. Лицо. Глаза. Волосы. Руки. Одежда. Учащимся предлагается запомнить эту таблицу. Вы не всегда сможете найти “портретные” слова. Кроме того необходимо отметить психологическое состояние.

Посмотрите на рисунки, постарайтесь определить, какой из них удачнее? И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? (Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя).

Составление психологической характеристики героя. Запишите последовательность характеристики:

  1. Способности героя;
  2. Темперамент:
  • а) активность;
  • б) Эмоциональность;
  • Чувства
  • Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)
  • Воля.
  • Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно – ответный характер. Одновременно в тетрадях проводятся записи.

    Какими способностями обладает Герасим. - Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город? - Как меняется Герасим, полюбив Татьяну. - Как переживал Герасим замужество Татьяны? - Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают к этой привязанности.

    Работа со сравнениями.

    – При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

    1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
      Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?
    2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».
    3. «Пойманный зверь».
      – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
      – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
      – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
      – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.
    4. «Степенный гусак».
      – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).

    Гипербола - сильное преувеличение.

    - Найдите примеры гипербол в тексте.
    Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».
    - Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
    Детям нравится сила Герасима, они отмечают его любовь к труду, к прочности и основательности, привычку к аккуратности.

    Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

    Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна. – Расскажите историю Татьяны. Как Герасим проявлял свою любовь к ней? –Случайно ли барыня начала разговор о Капитоне? –А что думает об этом Гаврила, который знает о том, что Капитон человек непутевый и о том, что Татьяну любит Герасим? (чтение по ролям диалога между барыней и Гаврилой)

    –Почему, поразмыслив, Гаврила приходит к выводу, что решение барыни на этот раз будет не так уж легко исполнить

    Чтение по ролям диалога Гаврилы и Капитона.

    –Как в этом диалоге проявляется характер Капитона? Почему становится вдвойне обидно за Герасима и Татьяну?

    –Почему Герасим смирился с решением барыни?

    – Итак, любовь Герасима к Татьяне была растоптана так же спокойно и равнодушно, как некогда его привязанность к простому крестьянскому труду. Кто виноват в бедах Герасима?

    –Вспомните сцену последнего прощания Герасима с Татьяной. Что в ней читается «между строк»? –Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

    Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

    3. Стадия рефлексии

    «Сегодня я понял…», «Мне особенно понравилась мысль…», «Я хотел бы отметить работу…»

    Урок 2. Герасим и Муму

    Цели урока: показать, кК раскрываются духовные и нравственные качества главного героя в отношениях с Муму; развивать навыки пересказа и анализа текста

    Формируемые УУД

    Обучающие : научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности

    Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты

    Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

    информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах

    Оборудование: материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности, материалы по формирующему и итоговому оцениванию.

    Словарная работа: приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый

    Ход урока

    1. Орг. момент

    2. Реализация домашнего задания

    Вспомним сюжет прочитанной части

    Герасим нашел щенка

    Забота Герасима о собаке

    Барыня увидела собаку

    Муму в господском доме

    Степан уносит Муму

    3. Стадия вызова

    Проверяя первичное читательское восприятие, зададим вопрос:

    Одинаковы ли по эмоциональной окраске и по настроению выделенные эпизоды?

    (Вспоминая свои ощущения от прочитанного, они настраиваются на дальнейшую аналитическую беседу по содержанию рассказа).

    4. Стадия осмысления

    Герасим и Муму. Беседа по тексту.

    Вопросы для беседы:

    В каком состоянии находился Герасим после отъезда Татьяны?

    Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающие их состояние.

    Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

    Думали ли вы, почему история встречи с Муму идет после эпизода расставания с Татьяной?

    Эпизод «Муму в доме барыни»

    Реализация домашнего задания – пересказ эпизода. Ученику перед пересказом зададим вопрос, на что он хотел бы обратить внимание своих одноклассников.

    После пересказа проанализируем эпизод по вопросам:

    Почему так ведет себя собака в доме барыни?

    Как реагируют на происходящее присутствующие слуги?

    Как меняется в этой сцене настроение барыни?

    В этом эпизоде впервые барыне (вспомните 1 абзац) уделено значительное место. Почему и здесь автор не наградил ее именем, как он ее называет?

    Дает ли в этой сцене Тургенев почувствовать свое отношение к происходящему событию?

    Обратим внимание на ироничное заключение: «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека»).

    Сопоставительная характеристика Гаврилы и Степана

    Какую роль в последующих событиях сыграли Гаврила и Степан?

    Чем эти герои похожи друг на друга? (они боятся барыню, в любую минуту готовы услужить ей, в первую очередь, заботясь о себе)

    В чем они отличаются?

    Составьте словесный портрет Степана, а затем Гаврилы. Как отличия во внешности героев влияют на их внутренний мир? (работа в группах)

    Как Герасим пытался защитить свою любимицу? Почему все его старания были напрасны?

    Почему Герасим пообещал, что сам уничтожит Муму?

    Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой.. Он… не то что наш брат»? как вы понимаете эти слова?

    Смерть Муму. Просмотр отрывка из одноименного видеофильма.

    – Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя. – Что предпринимает Герасим? (Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню) – Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню? – Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

    5. Рефлексия

    Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.

    6. Домашнее задание

    Группам обучающихся создать проекты

    Создать группы: «Историки», «Исследователи», «Литературоведы», «Биографы», «Актеры» (Ребята могут участвовать в одной или нескольких группах. Лидерам групп раздаточный материал поможет в качественном выполнении домашней работы по подготовке к итоговому уроке по данной теме ).

    Маршрутный лист

    Группа «Историки»

    1. Изучить эпоху второй половины 19 века, на фоне которой происходит действие рассказа.
    2. Выявить, какая ситуация повлияла на создание рассказа «Муму»
    3. Провести синтез изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты работы в виде буклетов.

    Постарайтесь найти исторические факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

    Группа «Исследователи»

    1. Опираясь на текст произведения, охарактеризовать Герасима и его окружение
    2. Как складывались отношения Герасима с дворовыми? в чем, по-вашему, причина его одиночества? Герасим и дворовые.
    3. Герасим и барыня.
    4. Герасим и Татьяна
    5. Представить результаты исследования в виде презентации

    Группа «Литературоведы»

    1. Выявить проблемы рассказа
    2. Определить основной конфликт произведения
    3. Проанализировать особенности композиции
    4. Сделать выводы и представить результаты работы в виде Вики-статьи

    Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

    Группа «Биографы»

    1. Проанализировать монографические работы, посвященные творчеству и жизни писателя.
    2. Отразить следующие моменты жизни И.С.Тургенева: детство; начало литературной деятельности
    3. Провести синтез и анализ изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты в виде публикации

    Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

    Группа «Актеры»

    1. Распределить роли наиболее понравившихся эпизодов рассказа.
    2. Продумать костюм, мимику и жесты героя, а также очередность выступления
    3. Создать самостоятельно монологи и диалоги персонажей, опираясь на текст рассказа, пытаясь сохранить особенности речи героев.
    4. Подготовить инсценировку эпизодов

    Урок 3. Финал рассказа. Немой Герасим – символ немого протеста крепостных крестьян. Подготовка к сочинению

    Цели: путем анализа образа Герасима донести до учащихся нравственную силу и человечность героя.

    Оборудование: иллюстрации к рассказу

    Ход урока

    1. Орг. момент

    2. Стадия вызова

    Беседа по вопросам

    Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан?

    Как вы думаете, когда Герасим решил навсегда уйти из дома? Из чего вы сделали такой вывод?

    Вспомните финал рассказа. В каком настроении возвращался к себе в деревню Герасим? Откуда это ощущение радости?

    Какую роль в раскрытии настроения Герасима играет пейзаж? (вспомните, как описана природа в финальном эпизоде)

    Почему известие об исчезновении Герасима заставило барыню заплакать?

    Почему барыня уверяла, что она никогда не приказывала уничтожить собаку?

    В самые тяжелые моменты рассказа писатель напоминает нам о немоте Герасима, называя его «немым». Какую черту русского народа символизирует немота Герасима? (долготерпение, кротость).

    3. Стадия осмысления

    Предоставляется слово группам учащихся «Историки», «Литературоведы», «Биографы», «Актеры», «Исследователи». После высказывания каждой группы предлагается дискуссия.

    4. Рефлексия

    Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
    Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу.

    5. Домашнее задание

    Написать сочинение на тему: «Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму»

    Урок 30. И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ» ЕДИНСТВЕННЫЙ

    СЧАСТЛИВЫЙ ГОД В ЖИЗНИ ГЕРАСИМА

    Цели деятельности учителя: в сотрудничестве с учениками проследить, как вел себя Герасим в тот год, когда нашел Муму, пронаблюдать, какие черты характера героя проявляются в его отношении к Татьяне и Муму.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

    Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

    Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

    Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

    Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

    Ход урока

    I . Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

    I I. Чтение II главы.

    Анализ текста по вопросам:

    1. Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной?

    2. Почему Татьяна, всегда равнодушная, в момент отъезда «... прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом»?

    3. Что заставило Герасима подхватить тонущего щенка?

    4. Объясните фразу «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

    5. Расскажите о жизни Муму рядом с Герасимом.

    6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому- то нужным и заботиться о ком-то.)

    III. Краткий пересказ текста по плану:

    1. Герасим в Москве.

    2. Любовь к Татьяне.

    3. Отъезд Татьяны и Капитона.

    4. Спасение щенка из прибрежной тины.

    5. Самый счастливый год в жизни Герасима.

    Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность - глухоту и немоту - преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

    Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.

    Домашнее задание : подготовить краткий пересказ от IV главы до конца повести.

    Тема. И. С. Тургенев. «Муму».

    Единственный счастливый год в жизни Герасима.

    Цели урока:

    Обучающая: научить обучающихся оперативной работе с текстом;

    раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.

    Развивающая : продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию коммуникативной компетенции.

    Воспитывающая: продолжить работу по воспитанию интереса учащихся к творчеству И. С. Тургенева и его личности.

    Единственное истинное счастье в жизни –это жить для других.

    Л.Н.Толстой.

    Ход урока.

    I.Оргмомент.

    II.Проверка домашнего задания.

      Когда и где родился И.С.Тургенев?

      Как называется имение И.С.Тургенева?

      Какую клятву дал И.С.Тургенев?

      Что она означает?

      В каком году написал рассказ «Муму»?

      Какие еще произведения написал И.С.Тургенев?

      Кто главный герой рассказа «Муму»?

      Какой Герасим?

    III Изучение новой темы.

    Сегодня на уроке мы продолжим анализировать рассказ Тургенева «Муму», разберемся в чувствах и переживаниях Герасима.

    1. Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

    2. Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

    (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)

    3. Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму.

    4. Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.

    (Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой…)

    5. Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

    6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

    Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

    Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.

    Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

    7. Пересказ эпизода о пропаже Муму.

    8. Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

    9. Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

    10. Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

    (Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)

    11. Какой вопрос вам хочется задать автору?

    12. Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

    13.А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.)

    IV. Физминутка

    V. Работа в парах .

    Перед вами на столах карточки с текстом. Найдите в тексте ошибку и исправьте её.

    Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по-прежнему.

    Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, а Муму облизала ей лицо и завиляла хвостом.

    Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

    Да, да,- возразил тот, кивая головой,- да, непременно.

    Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и показал знак протеста, дав понять, что никогда этого не сделает.

    Обменяйтесь листочками, найдите в тексте правильный ответ и оцените соседа.

    VI. Итог урока. Рефлексия.

    1. Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

    (выявление личностно-эмоционального отношения к герою)

    2. «Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?»

    (Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом)

    (Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

    Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.

    Домашнее задание . Прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?

    Подведение итогов урока

    Учащиеся выставляют оценки друг другу, учитель дополняет комментарии к оценкам.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то