Цель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапредметных результатов освоения образовательной программы по физике. Диагностика метапредметных результатов Три уровня компетенции

Повышение квалификации учителей включает в себя несколько мероприятий. Одним из них выступает анализ уровня освоения общих программ. Его разработка основывается на представлении о составе и структуре результатов общего обучения. Рассмотрим их подробнее.

Общие проблемы

Они представляют собой универсальные виды деятельности. Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Для их реализации необходимо качественное повышение квалификации учителей. Современность требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача - развить у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением Стандарт образования, действующий сегодня, устанавливает определенные требования. Их исполнение позволяет решить вставшие перед педагогом проблемы.

Метапредметные результаты (ФГОС)

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  1. Умений планировать неречевое и речевое поведение.
  2. Коммуникативной компетенции.
  3. Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
  4. Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
  5. Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами).
  6. Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
  7. Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

Метапредметные результаты обучения выступают в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний.

Понятие

Стандарт образования предлагает качественно новый подход к Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге.

Универсальность подхода

Министерство образования, разрабатывая новые требования, исходит из существующих сегодня общественно-экономических условий. Универсальность предлагаемых подходов состоит в том, что дети получают знания об общих схемах, техниках, приемах, образцах мышления, лежащими над дисциплинами, но воспроизводящимися при работе с ними. Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. Министерство образования, формулируя новые требования, ориентируется на необходимость активного получения детьми социального опыта, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Особенности анализа

Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей. Они представлены в разделах универсальных действий:

  1. Регулятивных.
  2. Коммуникативных.
  3. Познавательных.

Метапредметные результаты - это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане. Метапредметные результаты - это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.

Объекты анализа

Основное направление, в рамках которого анализируются метапредметные результаты, - это область формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. В их числе, в частности, умственные действия детей, ориентированные на проверку и управление своей работой. Оценке подвергаются:

  1. Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.
  2. Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
  3. Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок.
  4. Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.
  5. Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.
  6. Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.
  7. Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  8. Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.
  9. Умение нести ответственность за результаты действий.

Специфика

Метапредметные результаты - это, по сути, ориентировочные действия. Они формируют психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности при решении школьниками поставленных перед ними задач. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка. Из этого следует, что уровень их развития может подвергаться качественному измерению и анализу.

Варианты проверки

Личностные результаты могут анализироваться в ходе выполнения диагностических, специально сконструированных задач. Они ориентированы на проверку степени сформированности определенного вида УУД. Достижение результатов можно рассматривать в качестве инструментальной основы и условия успешности реализации познавательных и практических задач. Это означает, что в зависимости от показателей проверочных работ по математике, русскому и прочим дисциплинам с учетом ошибок, которые были допущены, можно сформировать вывод о степени развитости УУД. Достижение результатов может также проявляться в успешности исполнения комплексных задач на межпредметной основе. Таким образом, существует несколько процедур, в рамках которых можно провести анализ.

Начальная школа

Образование в младшем возрасте предполагает формирование способности ребенка к саморегуляции и принятие им ответственности за собственные поступки. В начальной школе выделяют регулятивные УУД, отражающие суть К ним относят умения:

  1. Принимать и сохранять цели, следовать им в процессе учебной работы.
  2. Действовать по определенному плану.
  3. Преодолевать непроизвольность и импульсивность.
  4. Контролировать ход и результаты деятельности.
  5. Различать объективные трудности в задачах и процессе усвоения знаний.
  6. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кроме этого, метапредметные результаты показывают степень сформированности настойчивости и целеустремленности, жизненного оптимизма, подготовленности к трудностям.

Контроль

В качестве основных методов выступают тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть:

  1. Фронтальным.
  2. Индивидуальным.
  3. Групповым.
  4. В виде письменного опроса.
  5. Персонифицированным и неперсонифицированным.

В качестве инструментов выступают:

  1. Карта наблюдений.
  2. Задания УУД.
  3. Дневник (лист) самооценки.
  4. Тест.
  5. Карта мониторинга.

Три уровня компетенции

На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:


Второй уровень предполагает получение познавательных способностей:

  1. Принимать и сохранять учебные цели.
  2. Трансформировать практические задачи в познавательные.
  3. Работать с информацией и ее источниками.
  4. Проявлять самостоятельность и инициативу.
  5. Использовать символические и знаковые средства.

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:

  1. Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. Слушать и включаться в диалог.
  3. Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
  4. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
  5. Владеть монологической и диалогической речи.
  6. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

Итоги работы

По окончании курса у школьников должны сформироваться регулятивные УУД, с помощью которых дети:

  1. Самостоятельно организуют рабочее место.
  2. Следуют плану внеучебной и
  3. Определяют с помощью педагога.
  4. Следуют инструкциям преподавателя, алгоритмам, описывающим стандартные действия.
  5. Определяют план решения задач на уроках, в рамках внеклассной деятельности, в различных жизненных ситуациях в процессе взаимодействия с педагогом.
  6. Корректируют выполнение заданий.

С помощью сформированных познавательных УУД учащиеся:


Используя коммуникативные УУД, дети:

  1. Соблюдают в повседневной жизни правила и нормы этикета при общении.
  2. Читают про себя и вслух тексты из учебников, научно-популярных и художественных книг, понимают содержание, в том числе по заголовку.
  3. Оформляют свои мысли письменно или устно, учитывая собственные школьные и жизненные речевые ситуации.
  4. Участвуют в диалогах.

При итоговой проверке уровня освоения основной программы школьниками анализируются результаты, необходимые для продолжения обучения.

Заключение

Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

Также очень важно для педагога установить тесный контакт с ребенком. Это особенно актуально на начальном этапе формирования УУД. От этого во многом будет зависеть стремление детей к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию. В этой связи при работе нельзя акцентировать внимание на формирование конкретного навыка. Их развитие должно идти в комплексе и постоянно. Для успешной реализации задач учителю необходимо анализировать свою работу и деятельность школьников. С учетом тех или иных показателей должен формироваться план на предстоящий год.

Достижение метапредметных результатов посредством использования ИКТ на уроках физики в 7 классе.

I . В настоящее время педагогическая теория и практика претерпевает большие изменения происходящие в системе образования, которые отражены в нормативно правовых документах федерального уровня: Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 29.12.12 года Приказ№ 273-ФЗ; Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г. от 8.12.11 г. Приказ№ 227.

Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих основных целей:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Так же в законе об образовании выделяют универсальные учебные действия:

а)познавательных УУД:

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,постановка и формулировка проблемы;

Моделирование;

Универсальные логические действия.

б) регулятивных УУД:

Умение учиться и способность к организации своей деятельности;

Умение действовать по плану;

Формирование целеустремлённости и на стойчивости в достижении целей.

Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

в)коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Инициативное сотрудничество в сборе информации и др.

Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:

Планировать;

Производить измерения;

Представлять результаты в различных знаковых системах;

Делать логически выстроенное сообщение;

Работать в команде

Особенность государственного стандарта нового поколения заключается в формировании мировоззрения ученика адекватное современному уровню развития науки, что на данный момент очень сложно, так как современная физика постоянно находится в развитии и сегодня нужно говорить о новейших направлениях в науке (физика высоких энергий, нанотехнология).

В результате возникает противоречие несоответствия требований государственного стандарта нового поколения и существующей реальности: с одной стороны, учитель должен сформировать мировоззрение, направленное на современную науку, развить познавательные интересы при изучении физики, с другой стороны, существующие учебники, не соответствующие требованиям нового стандарта, являются устарелыми по содержанию и традиционными по форме (лишены итерактивности) (авторы учебника с 7-9 класс Перышкин А.В, с 10-11 класс Г.Я. Мякишев). Такие учебники не способны в полной мере сформировать взгляд на современную науку, не дают возможности для максимального развития познавательных интересов; требуют от педагога высокого уровня самоорганизации и саморазвития для обеспечения возможности полноценного и опережающего развития обучающихся.

II. Я выделила для себя профессиональную проблему: готовности и способности педагога выявить, систематизировать, обобщить естественно-научные знания опережающие содержание программ по естественно- научному направлению и сформировать у обучающихся эти знания в виде метапредметных результатов.

    В Федеральном законе Российской федерации «Об образовании» от 1 сентября 2013 года даются главные методические принципы:

Соответствие образовательному стандарту по физике с учетом федерального и регионального компонентов;

Усиление внутрипредметной и межпредметной интеграции;

Взаимодействие естественно-научного и гуманитарного знаний;

Активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

Усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

        Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

    Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

    Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

При внедрении новых образовательных стандартов в школе изменилась и материально-техническая база. Нам стали доступны ноутбуки, мультимедийные проекторы, интерактивная доска, в каждом классе появился выход в Интернет.

Тогда я и начала активно применять ИК технологии на своих уроках.

Для того чтобы соблюсти принцип последовательности и проверить эффективность новых технологий был выбран 7класс.

Применения ИКТ на уроках физики в течение 3 лет (7-9 классы) позволит выявить изменения уровня владения навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.

Таблица 1. Результаты применения ИКТ при достижении метапредметных результатов (%)

Метапредметный результат

Овладение

Формирование

Понимание

Уровни сформированности

2010-2011 уч.год

(ИКТ не использовались)

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

Итоги не подведены

IV. Какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему?

В первую очередь, при использовании ИКТ изменится структура урока. Урок будет состоять из шести этапов (рассмотрим их на примере урока по теме: «Отражение света»:

Повторение пройденного материала

Актуализация имеющихся знаний

1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» - собственный ресурс (4 человека)

2. Объяснение наблюдаемых явлений при устном опросе. Видеоролик «Образование тени и полутени», анимация "Солнечные и лунные затмения" - (готовые ЭОР с сайтов "Классная физика", "Единая коллекция ЦОР" http://class-fizika.narod.ru, http://school-collection.edu.ru)

3. Сообщения учеников "Театр теней", "Солнечные часы" (использование ЭОР учащимися при подготовке к уроку)

Целеполагание

Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Постановка учителем проблемы и осознание учащимися цели познавательной деятельности: Анимация "Плоское зеркало" (готовые ЭОР с сайта "Единая коллекция ЦОР" http://school-collection.edu.ru)

Открытие нового знания

Формирование основ теоретического мышления, способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Формирование знания определений основных понятий: "падающий луч", "отраженный луч", "угол падения", "угол отражения", "зеркальное отражение", "диффузное отражение", "обратимость светового луча"; закона отражения света – анимация "Закон отражения света" (готовые ЭОР с сайта "Единая коллекция ЦОР" http://school-collection.edu.ru)

Отработка учебных действий

Формирование умений применять новое знание на практике

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проверка правильности выполнения заданий – собственный ресурс (компьютерная презентация)

Рефлексия

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проецирование оценочного листа

Домашнее задание

Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к следующему уроку

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Сообщения по темам:

"История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами"

б) Средства обучения и воспитания:

Учебные книги, учебники, пособия, справочники, словари в электронной форме;

Учебно-методические пособия работы в режиме удаленного доступа

Обучающие, тестирующие системы;

Аудио-, виде-, медиа-теки;

Электронные библиотеки с удаленным доступом;

Средства обучения на основе обучающих систем;

Средства обучения на основе виртуальной реальности.

в) Средства контроля:

Наблюдение (не всегда объективная оценка);

Тест (Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний, поскольку она позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику и получить наглядную картину успе ваемости, а также систематизировать контроль)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной программы находится в разработке.

За основу на первом этапе можно взять сборники программ УМК «Перспектива»

1. В сборнике программ УМК «Перспектива» описаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения: «Обучаемый научится» и «Обучаемый получит возможность научиться» в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы.

V. В работе, я для себя охарактеризовала изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов

В кадровых:

Курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО;

Педагогические советы, доклады сообщений педагогов для обмена опытом и рекомендаций;

Методические объединения учителей физики и математики

В научно-методических:

Методическое пособие для родителей;

Научно-методическая библиотека

В материально-технических:

Научные фильмы и клипы,

Информационные:

Электронный каталог периодических изданий по предмету

Доступ на образовательные сайты

Приобретение учебно-методической литературы.

В организационных:

Использование различных видов деятельности обучающихся;

Совместная деятельность педагога –обучающегося через игру-имитацию, сюжетно-ролевую игру

Предметные мероприятия

В нормативно-правовых:

Календарно-тематическое планирование, технологические карты.

Список источников и литературы:

    Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010г. №1897

    Стандарты второго поколения. Примерные программы по физике 7-9 классы.-М: Просвещение. – 2010г.

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Утверждено распоряжением Правительством РФ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2008 года, приказ №1662)

    Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, (распоряжением Правительством РФ от 8 декабря 2011года, приказ №2927-р).

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.

    Физика 7 класс. Учебник физики УМК Школа 2013г


2


Обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы реализуется путем включения в содержание и методический аппарат учебных текстов и заданий, направленных на реализацию требований.,


Единая методологическая основа системно-деятельностный подход Методические принципы построения системы: практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика; связь учебного материала одного предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования УУД; ориентация учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной; возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества; обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ; использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов. Система учебников «Алгоритм успеха»


Методические особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС ООО и ФГОС СОО 1. Новая система оценивания УУД в образовательном пространстве школы 2. Требования ФГОС ООО и ФГОС СОО современному уроку 3. Формирование УУД при: обучении физике на примере УМК «Физика 7-11» авторов А.В.Грачева и др. обучении математике на примере УМК «Математика 5-6», «Алгебра. 7» и «Геометрия, 7» (авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.




Виды универсальных учебных действий Личностные внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Познавательные общеучебные; логические постановка и решение проблем Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; лидерство и согласование действий с партнёром; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Оценка сформированности отдельных личностных результатов: готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках системы общего образования прилежание и ответственность за результаты обучения соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении Личностные качества


Особенности оценки метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Основные объекты оценки метапредметных результатов: Способность и готовность к освоению систематичес- ких знаний, их самостоятель -ному пополнению, переносу и интеграции способность к сотрудничеству и коммуникации способность к само- организации, саморегуляции и рефлексии способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития


Задачи контрольно-оценочных действий педагогов 1) создать следующие условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов: требования к результату изучения темы (оценочный лист); задания для самоконтроля учащихся своих действий в ходе изучения темы; задания для расширения, углубления отдельных вопросов темы; содержание проверочных, стартовых и итоговых работ (проектных задач); место и время, где можно предъявить результаты («продукты») деятельности учащихся; способы перевода качественных характеристик учения в количественные. 2) обеспечить самоконтроль выполнения всех указанных выше условий.


Контакты Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина Галина Владимировна Интернет-магазин vgf.ru

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

“Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для молодежи. Метапредметное обучение – технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося.

Основные идеи метапредметного подхода:

  1. Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;
  2. Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;
  3. Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и “дидактических дрессировок”;
  4. Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.”

Каковы могут быть методы, приемы и варианты реализации условий, обеспечивающих формирование и развитие до соответствующих уровней метапредметных новообразований у учащихся. Рассмотрим некоторые направления деятельности учителя:

– Развитие личности и социальная адаптация (выступление учащихся в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе. Например, проведение уроков моделирования и конструирования при изучении нового материала:

  1. Мысленное (идеальное) интуитивное – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования. Знаковое – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы
  2. Урок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока, либо как составную часть урока моделирования. Основная задача данного типа урока – на основе построения “содержательной абстракции и содержательного обобщения” сконструировать новое понятие (способ). Здесь идет групповая форма общения, а затем всем классом обсуждаются варианты решения и на их основе фиксируется в тетради способ (понятие). Урок как всегда заканчивается рефлексией, в результате которой дети формулируют те “открытия”, которые они на уроке сделали

Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера. Большие возможности для реализации данного компонента представляют элективные курсы предпрофильной подготовки и профильной школы, которые вводятся в учебный план в соответствии с Концепцией Профильного обучения на старшей ступени школы. На протяжении нескольких лет провожу курс по выбору “ Юный исследователь”. Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9-х классов, он является межпредметным и рассчитан на 8 часов. Использую следующие формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, работа с литературой с дальнейшей презентацией результатов, подготовка учащимися сообщений с использованием новейших сведений (из Интернета, научной и научно-популярной периодической литературы), выполнение учащимися проектов. Формами отчетности учащихся за данный курс могут быть: конспект с решением задачи, проектная работа, творческая работа.

Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства Личности. Так, например, ежегодное проведение в 11-м классе конференции “Физика-мировоззрение-технология” позволяет привлечь всех учащихся класса и каждый выбирает сам форму и содержание участия.

Вопросы для обсуждения:

  1. XXI век – век, в котором миром управляет физика?
  2. Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
  3. Что важнее всего на Земле?

Таким образом, физика как стержневой представитель системы естественно-научного знания обладает огромным социально-гуманитарным потенциалом, а современное состояние образовательной сферы требует сосредоточения методического внимания и усилий на раскрытии и реализации данного потенциала.

Моя достаточно большая практика позволила определить следующую структуру осуществления “Метапредметности” на уроках физики и во внеурочное время:

1) уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география,история и др.):

  • Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).
  • Использование заданий типа: Прочитайте небольшой текст о Байкале.

“Озеро Байкал - огромное хранилище пресной воды. Температура поверхностных слоёв воды в Байкале летом - +8…+9 °С, а в отдельных заливах - +15 °C. Температура же глубинных слоёв - в любое время года около +4 °C. Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Наступление весны на Байкале задерживается на 10?15 дней по сравнению с прилегающими районами, а осень часто бывает довольно продолжительная”. Объясните: А) почему температура глубинных слоев озера +4 °C. Б) почему вблизи озера Байкал и весна, и зима наступают позже, чем в прилегающих районах.

Для ответа воспользуйтесь справочными материалами о свойствах воды.

2) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий, что при изменении направления тока в проводнике, изменяется и направление магнитного поля вокруг проводника с током. Даю алгоритм:

– Выберите необходимое оборудование
– Соберите установку.
– Продемонстрируйте опыт и прокомментируйте его по следующему плану:
– Какое предположение проверялось в опыте?
– Какое оборудование было выбрано для опыта и почему?
– Что наблюдалось при проведении опыта?
– Какой вывод можно сделать по результатам опыта?

3) В течение года учащиеся успешно выполняют домашние исследования. Например: апробировала и применяю задания для учащихся 7-го класса, которые предлагают В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик:

“Исследование 1

  • Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу:Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра.
  • Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра.
  • Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу
  • .

Исследование 2

  • Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).
  • После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу: Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.
  • С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь - столовой ложки, чайной ложки, чашки.
  • Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу.

4) Для практического применения универсальных учебных действий предлагаю систематические упражнения. Например:

  1. С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.
  2. В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.
  3. Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.

5) Большое значение имеют обобщающие уроки. С целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме предлагаю учащимся при ответах использовать блок-схемы типа:

  • Устройство, прибор, механизм –

1) назначение; 2) устройство; 3) принцип действия; 4) применение; 5) условия применения;

  • физическая величина –

1) определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор для измерения.

Учащиеся 9-11-х классов активно участвуют в подготовке и проведении деловых игр по темам курса физики. Это: 1. “Мы строим электростанцию”. 2. Заседание конструкторского бюро (Тепловые машины). 3. Суд над электризацией. 4. Совещание аппарата правительства “Экологические проблемы края” и другие.

6) Использую решение нетрадиционных систематизирующих задач в профильном обучении. Это задачи, не выходящие за рамки школьной программы, но требующие для решения нестандартного подхода. Рассмотрим задачи по теме “Молекулярная физика и основы термодинамики”. Особое место занимают задачи на перевод графика некоторого газового процесса из одних координат в другие. В этом случае требуется правильно записать функциональную зависимость между параметрами термодинамической системы согласно условию задачи и получить нужную функцию параметров в требуемых координатах.

Задача. Как изменялось давление газа во время процесса, изображенного на рис. 2?

Решение . Проведем серию изобар в координатах (V, T) (рис. 3), представляющих собой прямые, проходящие через начало координат. Очевидно, что на участке 1-2 давление падает), а на участках 2-3 и 3-1 – возрастает.

7) Проведение мониторинга метапредметных результатов. “Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”.

Рефлексия результатов деятельности (проходит в различной форме на каждом занятии). Для диагностикии формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”;упорядочивание;“цепочки”;хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д. С целью проверки уровня сформированности экспериментальных умений учащихся провожу контрольные лабораторные работы. При этом в соответствии со структурой эксперимента исходила из предположения, что учащиеся, в первую очередь, должны выполнить следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; выяснить условия эксперимента; спроектировать эксперимент; отобрать необходимые приборы, материалы, инструменты; собрать установку; провести запроектированные опыты; провести расчеты; на основе анализа сделать выводы. Результаты наблюдений, анализа контрольных работ, анкетирования учащихся отражены в таблице.

Сводная таблица результатов эффективности овладения учащимися 7-х классов основными видами учебно-познавательной деятельности в 2011-2012 учебном году

Каждому уровню сформированности того или иного критерия приписываем определенное значение соответствующего коэффициента: Уровень овладения: низкий, необобщенный Т = 0,00 – 0,30; средний, узкой обобщенности Т = 0,31 – 0,60; высокий, широкой обобщенности Т = 0,61 – 1,00.

В заключении следует отметить, что учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться . Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования и одно из главных направлений деятельности учителя.

Список литературы:

  1. Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации “Лучший учитель” краевого этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России-2011” по физики Коваленко Л.Г., ст. преподаватель кафедры математики и физики СКИПКРО.
  2. В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик “Методика обучения физике. 7 класс”.
  3. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике. (Основная школа).
  4. А.В.Федотова. “Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования”.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

на уроках физики как условие достижения метапредметных результатов

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Я размышлял над этой проблемой, работая над дипломом. Школьная практика подтвердила, что физика относится к категории сложных предметов. Непонимание его оборачивается ситуацией неуспеха, интерес к предмету падает, что не может не сказаться на качестве образования, затрудняет достижение метапредметных результатов.

Объектом исследования стал процесс познавательной деятельности учащихся на уроках физики в 7-9 классах, предметом исследования – методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся как условие достиженияметапредметных результатовна уроках физики.

В качестве цели работы был выбран анализ эффективности различных приемов и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики, практическое апробирование и отбор наиболее эффективных и результативных, которые, при системном их использовании на уроках физики, повысят интерес к предмету и познавательную активность учащихся, будут способствовать достижению метапредметных результатов учащихся.

Смолкин А.М. выделяет три уровня познавательной активности:


  • Воспроизводящая активность: характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

  • Интерпретирующая активность: характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель - большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

  • Творческая активность: характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и устойчивые познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

В соответствии с этим, я выдвинул гипотезу , что системное применение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся, основанных на деятельностном подходе в обучении, окажется более эффективным, повысит интерес учащихся к физике, что, в свою очередь, положительно скажется на развитии метапредметных универсальных учебных действий учащихся.

Для того, чтобы провести педагогический эксперимент , нами были выбраны два класса: 7 «А» – экспериментальным, 7 «В» – в качестве контрольного класса. В сентябре 2009 года в этих классах была проведенадиагностика уровня познавательной активности учащихся. В обоих классах мы столкнулись с проблемой: учащиеся были мотивированы на хорошую успеваемость при низком уровне познавательной активности. То есть их интересовали в первую очередь оценки, а не знания по предмету. Это подтвердила диагностика Спилбергера.

Чтобы можно было оценить не только сам факт наличия или отсутствия познавательного интереса школьника к предмету, но до некоторой степени и уровень его осознанности, степень эмоциональной увлеченности предметом, сам характер познавательных интересов, мы провели системную диагностику, которая включала: анкетирование учащихся, написаниетворческих работ и сочинений, интервьюирование учителей и родителей, педагогическое наблюдение, тестирование.Все эти методы взаимно дополняют друг друга и позволяют точнее определить уровень познавательной активности учащихся.

Результаты анкетирования показали, что в обоих классах преобладала воспроизводящая активность – 56% в 7 «А» и 48% в 7 «В» (см. рис. 1). Учащихся с интерпретирующей активностью на тот момент было 32% в 7 «А» и 40% в 7 «В». Учащихся с творческим, наивысшим уровнем активности оказалось по 12% в обоих классах.

В соответствии с гипотезой исследования мы предположили, что в экспериментальном классе по истечении эксперимента, через 3 года, количество учащихся с воспроизводящей активностью должно снизиться, а с интерпретирующей и творческой – повыситься.

Рис. 1. Уровни познавательной активности (Входящая диагностика, 2009)

Универсальные учебные действия (УУД) – это система учебных действий ученика, освоенных на базе предметного содержания, применяемых как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, то есть умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Асмолов А. Г. выделяет четыре группы метапредметных УУД:


  • Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Регулятивные – отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность.

  • Познавательные – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска.

  • Коммуникативные – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность.
Метапредметные результаты отслеживались с помощью школьного теста умственного развития (ШТУР, см. рис.2 и рис. 3). Уровень развития познавательных метапредметных УУДопределялся по четырем шкалам: «осведомленность», «аналогии», «классификация», «обобщение». Полученные результаты свидетельствуют о не высоком уровне их развития у учащихся обоих классов, что можно объяснить их низкой познавательной активностью. Особо низкий уровень учащиеся показали по шкале «обобщение».

Рис. 2. Результаты школьного теста умственного развития 7а класса(Входящая диагностика, 2009)

Рис. 3. Результаты школьного теста умственного развития 7в класса(Входящая диагностика, 2009)

При выборе тех или иных методов обучения в экспериментальном классе мы руководствовались следующими принципами:


  • проблемности,

  • практической направленности,

  • взаимообучения,

  • исследовательского характера обучения,

  • индивидуализации,

  • самообучения,

  • мотивации.
Нами учитывались и факторы, побуждающие учащихся к активности:

  • творческий характер познавательной деятельности,

  • игровой характер обучения,

  • сложность и одновременно – доступность изучаемого материала,

  • состязательность,

  • эмоциональная насыщенность,

  • новизна изучаемого материала,

  • формирование профессионального интереса.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний насловесные, наглядные и практические . Каждый из них может быть как более активным,так и менее активным, пассивным.

Каждый метод предполагает актуализацию тех или иных приемов, которые я применял на своих уроках в экспериментальном классе. Наиболее продуктивными, эффективными, на наш взгляд, оказались теприемы, которые предполагает практический метод обучения:


  • лабораторные работы;

  • фронтальные опыты;


  • решение олимпиадных задач;


  • виртуальное моделирование;

  • исследовательские работы.
Поскольку МАОУ гимназия №16 города Тюмени реализует программу экспериментальной деятельности «Формирование и развитие языковой личности гимназиста», особое внимание также уделялось и словесным приемам. Совместно с руководителем экспериментальной деятельности, к.ф.н., доцент кафедры филологии ТОГИРРО Володиной Еленой Николаевной, были выбраны самые эффективные из них:



  • словарная работа;




  • составление таблиц, схем, графиков, ассоциативных карт.
Наглядные приемы, которые я в системе использую на своих уроках:

  • демонстрационный эксперимент;

  • видео;

  • дидактические таблицы, плакаты;

  • выделение цветом дидактического материала;

  • словарные слова на доске.
Наиболее интересными и эффективными представляются мне следующие приемы.

Фронтальный эксперимент позволяет включить каждого ученика в работу. Очень часто в качестве оборудования в таких опытах я использую предметы, которые окружают нас и знакомы ученикам с детства: игрушки (шарики, праздничные свистки, наборы для мыльных пузырей), некоторые продукты питания (куриные яйца, крупы, поваренная соль), предметы хозяйственного инвентаря и инструмент (ножовка, наждачная бумага, мыло, бутылки) и т.п. Эти опыты легко подготовить к уроку и часто повторяются учениками дома. Ученики не только наблюдают опыты, но и стараются их объяснить, использовать результаты этих опытов для решения проблемных задач.

Решение шуточных задач позволяет сделать урок более эмоциональным, привлечь внимание учеников к, казалось бы, не самым интересным темам. Чаще всего я использую задачи из книги Григория Остера «Физика». Вот пример одной из них:

Легче было бы коту Яшке стянуть с бутерброда колбасу, если бы вместо липкого сливочного масла между хлебом и колбасой оказалось машинное? Объясни почему.

Ответ: Легче. Объяснить, почему в бутерброде оказалось машинное масло, нельзя - это загадка природы, а объяснить, почему коту легче, можно. Трения меньше. Именно трение всегда мешает коту Яшке стягивать колбасу с бутербродов. И еще мешают хозяева Яшки и бутербродов. Между хозяевами и котом тоже часто возникают трения, кончающиеся переходом потенциальной энергии сковородки в кота.

Виртуальное моделирование довольно часто используется на моих уроках одновременно с проведением реальных экспериментов. Это позволяет ученикам заметить, что физические законы являются лишь моделью реальных процессов, в них очень часто не учитываются многие факторы, которые оказывают влияние на ход и результаты реального эксперимента.

«Физическое лото» – прием, который я применяю при повторении определений и формул (см. рис. 4). Процесс повторения для ребят становится более интересным, так как лото проводится в игровой и соревновательной манере. Ребята в парах или индивидуально должны соотнести отдельные карточки с карточками блока. На следующем этапе отдельные карточки убираются и учащиеся проверяют друг друга по карточкам блока, спрашивая определения, формулы, обозначения, единицы измерения физических величин. Этот прием способствует развитию коммуникационной компетенции при работе в паре.

Рис. 4. «Физическое лото»

Работа с художественным текстом по проблемным вопросам – один из моих любимых приемов. При изучении нового материала я часто использую отрывки из научной фантастики, приключенческих романов и других художественных произведений. Учащиеся объясняют описанные явления или приборы, рассуждают, насколько реальны описанные устройства, иногда даже доказывая несостоятельность идей автора. Бывает, что читая произведения, не входящие в школьную программу и столкнувшись с чем-то для себя необъяснимым или загадочным, они подходят ко мне, чтобы обсудить это. Так произведение Герберта Уэлса «Человек-невидимка» вдохновило моего ученика, Чхайло Ивана, к написанию исследовательской работы «Невидимость», которая была успешно защищена на традиционной гимназической научно-практической конференции «Ломоносовские чтения».

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся способствуют развитию метапредметных УУД (см. рис. 5). В зависимости от контекста урока один и тот же прием может способствовать развитию разных УУД.

дискуссия, доклад, реферат, рецензии, составление плана доклада;

словарная работа;

«Вставь пропущенное слово», «Физическое лото»;

творческие работы: эссе, сочинения, написание стихов;

работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам;

составление таблиц, схем, графиков, ассоциативных карт;

лабораторные работы;

фронтальные опыты;

решение шуточных задач с физическим содержанием;

решение олимпиадных задач;

конструирование моделей и приборов;

виртуальное моделирование;

исследовательские работы

работа с учебной картой урока, с инструкцией;

«Физическое лото»;

творческие работы

работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам

лабораторные работы

конструирование моделей и приборов;

исследовательские работы

дискуссия, доклад;

«Вставь пропущенное слово», «Физическое лото»;

работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам;

лабораторные работы;

фронтальные опыты;

решение шуточных задач

исследовательские работыанием;

конструирование моделей и приборов;

исследовательские работы
Рис. 5. Связь приемов активизации познавательной деятельности учащихся с УУД

Результаты итоговой диагностики уровня познавательной активности 2011 года показали, что в экспериментальном 9 «А» классе количество учащихся с воспроизводящей активностью уменьшилось на 32% по сравнению с 2009 годом, количество учащихся с интерпретирующей и творческой активностью увеличилось на 24% и 12% соответственно, что подтверждает заявленную гипотезу (см. рис. 6). В контрольном классе количество учащихся с воспроизводящей и интерпретирующей активностью за это время изменилось не значительно, а количество учащихся с творческой активностью не изменилось.

При анкетировании, в ходе беседы, а также в своих сочинениях учащиеся отмечают практические приемы как самые любимые и интересные для них. Словесным приемам отдают предпочтения учащиеся с ярко выраженными гуманитарными склонностями.

Рис. 6. Уровни познавательной активности (Итоговая диагностика, 2011)
Результаты ШТУР в 2011 году показали заметный рост в 9 «А» классе количества учеников с высоким и средним уровнем развития познавательных УУД по сравнению с результатами того же теста в 2009 году в 7 «А» классе (см. рис. 7). В 9 «В» классе наблюдается рост количества учащихся со средним уровнем развития познавательных УУД за счет уменьшения количества учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД (см. рис. 8). Количество учащихся с высоким уровнем развития познавательных УУД в 9 «В» классе увеличилось только по двум шкалам: «аналогии» и «классификация» – на 3% и 4% соответственно.

Рис. 7. Результаты школьного теста умственного развития 9а класса в сравнении с теми же результатами в 7-ом классе (Итоговая диагностика, 2011)

Рис. 8. Результаты школьного теста умственного развития 9в классав сравнении с теми же результатами в 7-ом классе(Итоговая диагностика, 2011)
Таким образом, заявленная мною гипотеза подтвердилась, и я могу, опираясь на данные итоговой диагностики, утверждать, что за повышением познавательной активности учащихся неизбежно следует и повышение метапредметных результатов.

К результатам, подтверждающим эффективность моего педагогического опыта, можно также отнести выбор большим количеством учащихся экзамена по физике в качестве экзамена по выбору, успехи учеников в олимпиадах и на научно-практической конференции, поездку в Москву с группой школьников города Тюмени на курсы по физике «Путь к Олимпу» (в рамках реализации программы «Одаренные дети»).

Данная работа продолжается мною и сейчас, я постоянно нахожусь в творческом поиске, пробуя новые и интересные приемы на своих уроках.
Литература:


  1. Смолкин А.М. Методыактивногообучения. - М.: Высшая школа, 1991.

  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1979.

  3. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.- М.: Просвещение, 1984.

  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008.

  5. Фридман Л.М. Эвристика и педагогика //Народное образование, 2001. № 9.

  6. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч.пособие, - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1995.

  7. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения / Школьные технологии, 1998. № 4.

  8. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3.

  9. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия: Пособие для учителя – М.: Просвещение. 2008.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то